Педагогические чтения

Ивина Ирина Александровна

Авторский доклад обобщения педагогического опыта

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx33.75 КБ

Предварительный просмотр:

Сравнение как ключевой приём системно-деятельностного подхода в обучении  русскому языку и литературе

Из опыта работы

учителя русского языка и литературы

Ивиной Ирины Александровны

МБОУ СОШ №15

г. Нерюнгри, Республики Саха (Якутия)                                                  

               

Хоть выйди ты в не белый свет,

                                                                              А в поле за околицу

                                                                        Пока идешь за кем-то вслед,

                                                                Дорога не запомнится.

                                                                  Зато, куда б ты  ни попал

                                                             И по какой распутице,

                                                                  Дорога та, что сам искал,

                                                             Вовек не позабудется.

Н. Рыленков

Теоретическая часть.

Слова Н. Рыленкова словно предугадывают задачи современного образования. Сегодня школа должна воспитывать всесторонне развитую личность, не только обладающую большим потенциалом знаний и умений, но и, прежде всего, мыслящую, умеющую из огромного количества информации выбрать главное.

Согласно ФГОС нового поколения, успешность современного человека определяют ориентированность на знания и использование новых технологий, активная жизненная позиция, установка на рациональное использование своего времени и проектирование своего будущего, активное финансовое поведение, эффективное социальное сотрудничество, здоровый и  безопасный образ жизни.

Ученик в современной школе может много, надо только помочь ему поверить в собственные силы. Именно поэтому новые стандарты делают акцент на системно-деятельностном подходе к обучению, что в свою очередь существенно меняет роль учителя на уроке. Системно-деятельностный подход способствует достижению метапредметных результатов в обучении, а это развивает умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формировать новые задачи в учебе, повышает мотивы к познавательной деятельности. Реализация данного подхода в обучении основана, прежде всего, на развитии мыслительной деятельности обучающихся.

Многие ученые утверждают, что мышление - это основа обучения. Научить ребенка мыслить, значит научить его сопоставлять, анализировать, делать выводы, а это развивает познавательные и исследовательские умения. А значит, можно говорить о личностно-ориентированном и развивающем обучении.

Преподавание русского языка и литературы в современной школе связано с целым рядом противоречий. Для меня как для педагога важно так организовать учебный процесс, чтобы повысить учебную мотивацию и спланировать продуктивную и результативную деятельность.

На своих уроках я ставлю основную цель – учить умению учиться. Основной принцип уроков – вместе, в команде приходить к выводам через решение проблемных вопросов. А это способствует развитию коммуникативных умений.

Ученик должен стать активным участником восприятия информации, главным лицом всего образовательного процесса. В рамках системно-деятельностного подхода на сегодняшний момент разработано несколько типологий уроков (А.К. Дусовицкий):

  1. Урок постановки учебных задач;
  2. Урок решения учебной задачи;
  3. Моделирование и преобразование моделей;
  4. Урок решения частных задач с применением открытого способа действий;
  5. Урок контроля и оценки.

Для построения подобных уроков необходима четкая система форм уроков, методов, приемов, используемых на них, которая позволит максимально эффективно решать поставленные задачи, оживлять и активизировать познавательную деятельность учащихся. Необходимо мотивировать детей к самостоятельной работе путем создания чувства удивления и новизны, через проблемные вопросы и ситуации. Такие действия способствуют развитию творческого потенциала личности.

Для эффективности работы на уроках русского языка и литературы основной акцент делаю на:

  • групповые формы работы (данные занятия способствуют приобретению навыков взаимоконтроля через совместную деятельность);
  • использование приемов сравнения и сопоставления (развитие мыслительной деятельности).

Для активизации, мотивации детей к обучению при планировании уроков останавливаюсь на следующих принципах и технологиях:

  • обращение к личному опыту детей (воздействие на эмоциональную, мотивационную, интеллектуальную сферы развития детей для привлечения к деятельности);
  • использование нетрадиционных форм (сочетание аудио-, видеоматериалов, игровых форм);
  • создание проблемных ситуаций на уроках;
  • технологии исследования;
  • самостоятельное оценивание образовательных достижений.

       Такие принципы построения уроков позволяют формировать следующие УУД:

  • Познавательные (развитие мыслительных операций);
  • Регулятивные (постановка цели, продумывание плана действий, самоконтроль и оценка);
  • Коммуникативные (развитие речевой компетенции, умения слушать, работа в сотрудничестве);
  • Личностные УУД.

При таком подходе к планированию уроков в результате проведенных мониторинговых исследований деятельности учеников можно делать выводы, что активизируется мыслительная деятельность детей, совершенствуется исследовательская работа, что способствует эффективности усвоения нового материала, его закреплению и умению применять в дальнейшей деятельности, результат которой отражается в итоговой аттестации.

Структура современной экзаменационной работы предполагает исследовательскую деятельность: через анализ языковых единиц к выбору правильного ответа. Поэтому на уроках русского языка и литературы я активно использую прием сравнения, который позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся, создать проблемные ситуации, в разрешении исследовании которых ученики могут самостоятельно сделать выводы, предположения относительно той или иной темы.

 Практическая часть

Многие философы утверждают, что  процесс  мышления без сравнения невозможен;  физиологи  считают,   что  функции  сличения   и  различения   являются  основой  умственной  деятельности.

Конечно, стихийное сравнение не может быть эффективным и не всегда позволит прийти к результату. Поэтому я стремлюсь, чтобы дети четко понимали:  для сравнения необходимы основания. Это могут быть как различия, так и сходства. Для того чтобы сравнение состоялось как прием, его основания оформляем в различные таблицы, в зависимости от условий сравнения. Для обучающихся созданы подсказки.

Последовательность действий при сравнении

  1. Определите объекты, которые вам предстоит сравнить.
  2. Установите цель сравнения. Ответьте на вопросы: «Для чего вы сравниваете эти объекты? Что должно получиться в результате сравнения?» Если цель сравнения вам не совсем понятна, не стесняйтесь спросить об этом учителя. Наличие цели значительно облегчит поиск оснований для сравнения и формулировку вывода.
  3. Вспомните, что вам известно о сравниваемых объектах. Начните с определений понятий, дополните их другими признаками. На этом этапе целесообразно записать признаки сравниваемых объектов в два столбика. Кое-кто считает, что этим этапом сравнение и заканчивается. Не торопитесь. Все только начинается…
  4. Выделите среди перечисленных признаков существенные. Помните? Сравнение – сопоставление существенных признаков. (Существенные признаки, то есть главные, основные, те, которые отражают сущность объекта. Лишившись этих признаков, объект перестает быть собой (перестает существовать).
  5. Среди существенных признаков выберите сопоставимые, то есть те, которые можно сравнивать друг с другом: форму сравнивают только с формой, цвет с цветом, размеры с размерами…. Без соблюдения этого правила ваше «сравнение» будет выглядеть примерно так: помидор красный, а огурец длинный; арбуз большой, а лимон кислый. Сопоставимые существенные признаки, по которым вы собираетесь сравнивать объекты, называют основаниями (линиями, критериями) сравнения. В зависимости от целей и объектов сравнения таких линий может быть 1-2, а может быть значительно больше.
  6. Сопоставьте сравниваемые объекты по выделенным основаниям, найдите сходство.
  7. Противопоставьте сравниваемые объекты по выделенным основаниям, найдите различия.
  8. Сделайте выводы из сравнения.
  9. Выводы могут:

– объяснять причины сходства и различия: сходство объясняется тем, что…; различия можно объяснить…;

– доказывать принадлежность объекта к определенному классу: Онегина и Печорина можно считать «лишними людьми», потому что …

– содержать оценку: Сравнив Гринёва и Швабрина, я понимаю, что симпатии читателя  на стороне Петра Гринёва.

  1.  Оформите результат сравнения в словесной форме либо в виде таблицы или схемы.

Возможные варианты  формы записи результатов сравнения

1 вариант

……………….и …………….... похожи тем, что……………..

Сходство объясняется тем, что………………………………………............

…………………и …………… различаются по следующим основаниям:

а)…………………(объект №1…………, а №2……………….)

б)……………...…(объект №1…………, а №2……………….)

Различия можно объяснить…………………………………….

2 вариант

                                            Объект №1                            Объект №2

Сходство:

Различия:

Вывод:…………………………………………………………………………

3 вариант

Основания

для сравнения

Сходство

Различия

Объект №1

Объект №2

Вывод: ……………………………………………………………………………

4 вариант

Основания
для сравнения

Объект №1

Объект №2

Черты сходства

1.

2.

– …………….

– …………….

Черты различия

1.

2.

Вывод:………………………………………………………………………….

На первоначальных этапах условия для сравнения обозначаю сама, затем учащиеся учатся находить их самостоятельно. Тем самым отрабатываются умения работы с текстом, а также можно говорить о дифференцированном подходе, так как каждый ученик может индивидуально для себя отметить основания для выявления сходств или различий того или иного явления.

Данный прием в основном использую в следующих упражнениях:

  • «Найди лишнее слово»

Фрагмент урока:

- На экране появляются группы слов с заранее изученными орфограммами. Ребята должны определить, какое слово является «лишним» и почему.

Бескрайние, расшитые, испечь, разбудить.

На уроках повторения дети называют орфограмму «Правописание приставок», через сопоставление приходят к выводу о лишнем слове «разбудить», т.к. написание приставки отлично от остальных слов.

  • «Выяви общие признаки слов»

На доске (экране) записаны слова:

  1. Глиняный, травяной, полотняный.
  2. Журавлиный, петушиный, пчелиный.
  3. Карманный, лимонный, весенний.
  4. Клюквенный, торжественный, организационный, авиационный.

Вопросы:

- Что объединяет слова во всех группах? (Ответы от детей начинаются с мнений о части речи, есть мнения о вопросах.)

- Что можете назвать общего у слов 1 группы? 2 группы и т.д.

В итоге работы с заданием приходим к выводам о написании Н, НН в именах прилагательных. Для закрепления сравниваем свои предположения с правилом в учебнике.

Когда учащиеся сами формулируют правило, это приводит к более прочному усвоению материала.

  • «Найди отличия» (данное упражнение эффективно при изучении синтаксиса).

Например:

Изначально на доске (экране) проецируются два предложения:

Близко растущие у крыльца вишни привлекали множество пчел.

Вишни, близко растущие у крыльца, привлекали множество пчел.

- Что объединяет предложения?

- Чем они различаются?

- Попытайтесь определить причины различий.

Подобные задания позволяют создать проблемную ситуацию при объяснении нового материала или при закреплении изученного.

При сравнении различных языковых единиц в течение урока через выявленные отличия и сходства, через объяснение их причин ученики делают выводы, что развивает также их коммуникативные умения при построении ответа.

На уроках литературы для реализации приема сравнения разрабатываю задания следующего типа:

  • Сравнить видео эпизод и фрагмент литературного текста;
  • Сопоставление живописи, музыки и литературы;
  • Составление сравнительных таблиц творчества писателей, их художественных приемов.

Литература - это наука, которая способствует нравственному воспитанию школьников, поэтому изучение ее в интеграции с другими видами искусства и предметами приводит к более высоким результатам.

Таким образом, можно говорить, что прием сравнения, как реализация системно-деятельностного подхода обучения:

  • повышает познавательную активность,
  • развивает творческую инициативу, интеллект учащихся,
  • раскрепощает учеников, снижает их утомляемость,
  • способствует развитию УУД.

В целом данная система работы формирует в человеке индивидуальные качества, позволяющие ученику найти себя, стать собой в быстро меняющемся мире.