Контрольно-диагностические материалы

Воронцова Екатерина Геннадьевна

Анкеты, диагностические материалы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Диагностики дет-род отношений34.24 КБ
PDF icon 1.pdf749.42 КБ
PDF icon 2.pdf928.15 КБ
PDF icon 3.pdf1.76 МБ
PDF icon 4.pdf2.13 МБ
PDF icon 5.pdf2.49 МБ
PDF icon 6.pdf2.88 МБ

Предварительный просмотр:

Тест родительско-детских отношений (РДО)

Авторы:   А.Я. Варга, В.В. Столин.

   Эта методика представляет собой психодиагностический инструмент для исследования влияния семьи на формирование ребенка, позволяет диагностировать пять типов отношения родителей к ребенку: «принятие-отвержение», «кооперация», «симбиоз», «авторитарная гиперсоциализация», «маленький неудачник».

Тест состоит из 5 шкал -  61 утверждение. Родители должны оценить  каждое утверждение «верно» или «неверно».

                                              ТЕКСТ ОПРОСНИКА

1..Я всегда сочувствую своему ребенку.

2.Я считаю своим долгом знать все, что думает мой ребенок.

3. Я уважаю своего ребенка.

4. Мне кажется, что поведение моего ребенка значительно откланяется от нормы.

5. Нужно подольше держать ребенка в стороне от реальных жизненных проблем, если они его травмируют.

6. Я испытываю к ребенку чувство расположения.

7. Хорошие родители ограждают ребенка от трудностей жизни.

8. Мой ребенок часто неприятен мне

9. Я всегда стараюсь помочь своему ребенку.

10. Бывают случаи, когда издевательское отношение к ребенку приносит ему большую пользу.

11. Я испытываю досаду по отношению к своему ребенку.

12.Мой ребенок ничего не добьется в жизни.

13. Мне кажется, что дети потешаются над моим ребенком.

14. Мой ребенок часто совершает такие поступки, которые, кроме презрения, ничего не стоят.

15. Для своего возраста мой ребенок немножко незрелый.

16.Мой ребенок ведет себя плохо специально, чтобы мне досадить.

17.Мой ребенок впитывает в себя все дурное, как губка.

18.Моего ребенка трудно научить хорошим манерам.

19.Ребенка следует держать в жестких рамках, тогда из него вырастет порядочный человек.

20. я люблю. Когда друзья моего ребенка приходят к нам в дом.

21. Я принимаю участие в своем ребенке.

22. К моему ребенку «липнет» все дурное.

23. Мой ребенок не добьется успеха в жизни.

24. Когда в компании знакомых говорят о детях, мне немного стыдно, что мой ребенок не такой умный и способный, как мне бы хотелось.

25. Я жалею своего ребенка.

26. Когда я сравниваю своего ребенка со сверстниками, они кажутся мне взрослее и по поведению, и по суждениям.

27.Я с удовольствием провожу с ребенком все свое свободное время.

28. Я часто жалею о том, что мой ребенок растет и взрослеет, и с нежностью вспоминаю его маленьким.

29. Я часто ловлю себя на враждебном отношении к ребенку.

30. Я  мечтаю о том, чтобы мой ребенок достиг всего того, что мне нравится и кажется необходимым.

31. Родители должны приспосабливаться к ребенку, а не только требовать этого от него.

32. Я стараюсь выполнять все просьбы моего ребенка.

33. При принятии семейных решений следует учитывать мнение ребенка.

34. Я очень интересуюсь жизнью своего ребенка.

35.В конфликте с ребенком я часто могу признать, что он по-своему прав.

36. Дети рано узнают, что родители могут ошибаться.

37. Я всегда считаюсь с ребенком.

38. Я испытываю к ребенку дружеские чувства.

39. Основные причины капризов моего ребенка – эгоизм, упрямство и  лень.

40. Невозможно нормально отдохнуть, если проводить отпуск с ребенком.

41. Самое главное – чтобы у ребенка было спокойное и беззаботное детство, все остальное приложится.

42. Иногда мне кажется, что мой ребенок не способен ни на что хорошее.

43. Я разделяю увлечения своего ребенка.

44. Мой ребенок может вывести из себя кого угодно.

45. Я понимаю огорчения своего ребенка.

46. Мой ребенок часто раздражает меня.

47. Воспитание ребенка – сплошная нервотрепка.

48. Строгая дисциплина в детстве развивает сильный характер.

49. Я не доверяю своему  ребенку.

50. За строгое воспитание дети потом меня благодарят.

51. Иногда мне кажется, что ненавижу своего ребенка.

52. В моем ребенке больше недостатков, чем достоинств.

53. Я разделяю интересы своего ребенка.

54. Мой ребенок не в состоянии что-либо сделать самостоятельно, а, если и сделает, то обязательно не так.

55. Мой ребенок вырастет неприспособленным к жизни.

56. Мой ребенок нравится мне таким, какой есть.

57. Я тщательно слежу за состоянием здоровья своего ребенка.

58. Нередко я восхищаюсь своим ребенком.

59. Ребенок не должен иметь секретов от родителей.

60. Я невысокого мнения о способностях моего ребенка и не скрываю этого от  него.

61. Очень желательно, чтобы ребенок дружил с теми детьми, которые нравятся его родителям.

Ключ к опроснику

  1. «Принятие-отвержение»: 3,4,8,10, 12, 14, 15, 16, 18, 20, 23, 24, 26, 27, 29, 37, 38, 39, 40, 42, 43, 44. 45, 46, 47, 49. 51, 52, 53, 55, 56,60.
  2. Образ социальной желательности поведения: 6, 9, 21, 25, 31, 33, 34, 35, 36.
  3. «Симбиоз»: 1, 5, 7, 28, 32, 41, 58.
  4. «Авторитарная гиперсоциализация»: 2, 19, 30, 48, 50, 57, 59.
  5. «Маленький неудачник»: 9, 11, 13, 17, 22, 28, 54, 61.

                                 Порядок подсчета тестовых баллов

При подсчете тестовых баллов по всем шкалам учитывается ответ «верно».

Высокий тестовый балл по соответствующим шкалам интерпретируется как:

1 – отвержение

2 – социальная желательность

3 – симбиоз

4 – гиперсоциализация

5 – инфантилизация (инвалидизация)

Тестовые нормы приводятся в виде процентильных рангов тестовых баллов по соответствующим шкалам.

1 шкала. «Принятие-отвержение»

«Сырой» балл     0  1   2   3   4   5      6      7        8         9       10       11       12       13        14    15     16

Процентильный  0  0   0   0   0   0   0,63  3,79  12,02  31,01  53,79  68,35  77,21  84,17  88,6  90,5  92,4                                  

        ранг

«Сырой» балл      17       18     19      20        21     22       23    24   25    26    27    28    29    30    31    32

Процентильный 93,67  94,3  95,5   97,46  98,1  98,73  99,36 100 100  100  100  100  100  100  100 100

       ранг

2 шкала. «Социальная желательность-нежелательность поведения»

«Сырой» балл        0         1         2           3             4            5            6              7                8               9

Процентильный  1,57   3,46    5,67     7,88        9,77      12,29      19,22      31.19         48,82        80,33

       ранг

3 шкала. «Симбиоз»

«Сырой» балл                0            1            2             3             4               5               6                7

Процентильный        4,72        19,53     39,06       57,96     74,97         86,63       92,93         95,65

      ранг

4 шкала. «Авторитарная гиперсоциализация»

«Сырой» балл              0                1               2                3                 4                   5                  6

Процентильный       4,41           13,86       32,13          53,87         69,30            83,79           95,74

      ранг

5 шкала. «Маленький неудачник»

«Сырой» балл             0           1           2           3           4               5              6               7               8

Процентильный      14,55     45,57    70,25    84,81   93,04       96,83       99,37       99,83           100

      ранг

                                                 Интерпретация

«Принятие-отвержение». Шкала отражает эмоциональное интегральное отношение к ребенку. Содержание одного полюса шкалы: родителю нравится ребенок таким, какой он есть. Родитель уважает индивидуальность ребенка, симпатизирует ему, стремиться проводить много времени с ним, одобряет его интересы и планы.

На другом полюсе школы: родитель воспринимает своего ребенка плохим, неприспособленным, неудачливым. Ему кажется, что ребенок не добьется в жизни успеха из-за низких способностей, недостаточного ума, качеств характера и т.д. Родитель не доверяет и не уважает своего ребенка.

«Кооперация». Социально-желательный образ родительского отношения. Содержательно эта шкала раскрывается так: родитель заинтересован в делах и планах своего ребенка, старается во всем ему помочь, сочувствует ему. Родитель высоко оценивает интеллектуальные и творческие способности ребенка, испытывает чувство гордости за него. Он поощряет его инициативу и самостоятельность, старается быть с ним на равных. Родитель доверяет ребенку, старается встать на его сторону в спорных вопросах.

«Симбиоз». Шкала отражает межличностную дистанцию в общении с ребенком. При высоких баллах по этой шкале можно считать, что родитель стремиться к совместным, взаимовыгодным отношениям с ребенком. Родитель ощущает себя с ребенком единым целым, стремиться удовлетворить все потребности ребенка, оградить его от трудностей и неприятностей жизни. Родитель постоянно ощущает тревогу за ребенка, не предоставляет ему самостоятельности никогда, ребенок кажется ему маленьким и беззащитным.

«Авторитарная гиперсоциализация» отражает форму и направление контроля за поведением ребенка. При высоком балле по этой шкале в родительском отношении к ребенку просматривается авторитаризм. Родитель требует от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины. Он старается навязать ребенку во всем свою волю, не может встать на его точку зрения. За проявление своеволия ребенка сурово наказывают. Родитель пристально следит за социальными достижениями ребенка, его индивидуальными особенностями, привычками, мыслями, чувствами.

«Маленький неудачник». Отражает особенности восприятия и понимания ребенка родителями. При высоких значениях по этой шкале родители стремятся инфантилизировать своего ребенка, приписать ему личную и социальную несостоятельность. Родители видят своего ребенка младшим, по сравнению со своим возрастом. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка родителю кажутся детскими, несерьезными. Ребенок представляется неприспособленным, неуспешным и неумелым. В связи с этим, родитель старается оградить ребенка от трудностей жизни и строго контролировать его действия.

Опросник «Стиль семейного воспитания»  для родителей

   Инструкция: с помощью этого теста попытаемся разобраться, какой стиль отношений преобладает в вашей семье. Выберите тот вариант реакции, который вы предпочли бы в подобном случае.

1. Вы сосредоточенно обдумываете важную проблему, а ребенок пристает к вам с каверзным вопросом. Вы:

а) отошлете его заниматься другим делом, чтобы не мешал;

б) ответите кратко и просто, пусть и неправильно;

в) постараетесь удовлетворить его любопытство, хотя для этого придется отвлечься от своих размышлений.

2. Ребенок стащил какую-то вашу вещь и отказывается в этом признаться. Вы наказываете «злоумышленника», а потом вдруг обнаруживаете, что он не виноват: вы сами положили вещь в непривычное место. Вы:

а) промолчите, чтобы не уронить своего авторитета;

б) главное, что вещь нашлась, больше и обсуждать нечего;

в) извинитесь перед ребенком, объяснив, что и взрослые не всегда бывают правы.

3. Ребенок заявляет, что новогоднюю ночь хотел бы провести вместе с вами за праздничным столом. Ваша реакция:

а) это абсолютно исключено: маленькие дети должны ночью спать;

б) конечно, он для этого еще слишком мал, но ради праздника можно отступить от правил;

в) вы постараетесь переубедить малыша, сославшись, например, на то, что в новогоднюю ночь Дед Мороз приносит подарки только тем детям, которые спят.

4. Ребенок взялся помочь вам в уборке квартиры, однако он не столько помогает, сколько мешает. В итоге он неловким движением разбил дорогую вазу, слегка порезался осколками и расплакался. Вы:

а) в сердцах дадите ему подзатыльника. И нечего плакать — сам виноват;

б) в следующий раз обойдетесь без его помощи;

пускай каждый занимается своим делом;

в) обрабатываете ранку, успокаиваете ребенка и вместе убираете осколки, хотя вазу, конечно, жалко и вы даете понять помощнику, что следует быть аккуратнее.

5. Ребенок произнес ругательное слово. Выясни лось, что он услышал его во дворе. Ваша реакция:

а) сквернословие надо пресекать в зародыше. Наказание тут необходимо, а от общения с грубиянами ребенка впредь надо оградить;

б) подумаешь: все мы знаем эти слова. Не надо придавать этому значения, ведь ничего страшного не случилось;

в) не станете наказывать ребенка, но без лишних эмоций объясните, что услышанное вам неприятно. Никто в вашей семье так не говорит, ведь правда?

6. В детских играх ваш ребенок часто проигрывает сверстникам. Вы решаете:

 а) необходимы интенсивные развивающие занятия. Иначе ребенок рискует   отстать от товарищей и ни в чем не преуспеть;

б) все равно он — самый хороший! А других еще обгонит, всему свое время;

в) у вашего ребенка есть свои преимущества. Надо постараться их развить.

7.  Соседи пожаловались, что шумные игры вашего ребенка доставляют им беспокойство. Вы:

а) чувствуете себя крайне неловко и спешите извиниться. Виновник будет наказан;

б) разве можно ожидать от малыша полной тишины? Эти соседи слишком требовательны;

в) обещаете соседям соблюдать тишину. А в разгар очередной бурной игры останавливаете ребенка, напомнив, что не всем нравится его активность.

8. Малыш готов часами сидеть перед телеэкраном. Ваша реакция:

а) ознакомившись с телепрограммой, вы сами выбираете передачи, которые позволите ему смотреть;

б) когда малыш сидит перед экраном, то, по крайней мере, его поведение не вызывает беспокойства. Конечно, если вы заметите, что показывают что-то неподходящее — выключите телевизор;

в) бывают хорошие познавательные и развлекательные передачи. Надо только соблюдать меру. Если малыш склонен ее превышать, надо увлечь его другим, не менее интересным занятием.

9. Сын ваших знакомых по неосторожности попал под машину. Ваша реакция:

а) очень поучительный пример! За детьми надо следить, сами вы ни на секунду не ослабите внимания и не допустите несчастия;

 б) мальчишку, конечно, жалко. Но, слава богу, это не ваш ребенок;

 в) вы не упустите случая лишний раз объяснить ребенку, как надо вести себя на улице.

10. Малыш заявляет, что хотел бы, когда вырастет, стать воспитателем в детском саду. Вы:

 а) стараетесь объяснить ему, что работа воспитателя оплачивается очень скромно и лучше выбрать другую профессию;

 б) никак не реагируете: ведь эти детские желания так переменчивы;

 в) затеваете игру в детский сад, причем малыш может взять на себя роль воспитателя, вы же согласны и на роль ребенка.

11. Ваш знакомый с гордостью рассказывает об успехах своего ребенка. Вы:

 а) тут же начинаете раздумывать, что нужно предпринять, чтобы его превзойти;

 б) зато вы своему ребенку купили модную обновку;

 в) интересуетесь, как удалось добиться таких успехов: на положительных примерах полезно поучиться.

   12. Телесные наказания недопустимы. Вы считаете:

  а) шлепок или подзатыльник — это не телесные наказания; иногда такая мера даже полезна;

  б) если сильно рассердитесь, то можете дать волю рукам; но чаще ограничиваетесь иными методами;

  в) ударить слабого — это унижение для сильного. Вы никогда не станете так унижаться.

Обработка результатов

         Если среди ваших ответов преобладают те, что отмечены буквой «а», то ваш стиль воспитания можно назвать скорее авторитарным. Вы всему знаете цену, любите порядок и ждете этого от ребенка. Вам хотелось бы, чтобы в своей жизни он преумножил ваши достижения и избежал ваших ошибок. Вероятно, на первых порах такой стиль воспитания оправдан, ведь малыш действительно нуждается в постоянном руководстве. Только не переусердствуйте по части строгости. Проявляйте гибкость по мере взросления ребенка. Сегодня он, скорее всего, послушен и демонстрирует кое-какие успехи, хотя это и стоит вам немалых сил и нервной энергии. Но если постепенно не смягчать воспитательных воздействий, то ваш авторитет со временем будет утрачен, хотя ребенок и не обретет полной самостоятельности и инициативы. А ведь ему предстоит прожить собственную жизнь, а не улучшенный вариант вашей жизни.

        Если преобладают ответы «б», то такой стиль воспитания можно назвать либерально-попустительским. Вы любите своего ребенка, но у вас слишком много своих проблем, чтобы всерьез принимать еще и его проблемы. Задумайтесь: достаточно ли внимания вы уделяете воспитанию? Ведь далеко не со всеми своими заботами ребенок может справиться сам.

Преобладание ответов «в» свидетельствует о том, что в вашей семье принят демократический стиль воспитания. Вы не просто любите своего ребенка, но и уважаете его формирующуюся личность. Правда, о личности в подлинном смысле говорить пока преждевременно. Ребенку предстоит еще многое узнать и освоить под вашим руководством. Так что не переоценивайте его возможностей, иначе есть риск скатиться к попустительскому стилю.

      Если среди ваших ответов не преобладает какая-то одна категория, то речь, вероятно, идет о противоречивом стиле воспитания, когда отсутствуют четкие принципы и поведение родителей диктуется сиюминутным настроением. Постарайтесь понять, каким вы все-таки хотите видеть своего ребенка, и добивайтесь этого последовательно. Иначе никакая самая благая цель не будет достигнута.

Тест «Тип родительской позиции»

      Предлагаемый тест адресован отцам.

Инструкция. Вам предлагаются утверждения, к которым вы должны выразить свое отношение:

«Согласен» —2 балла.

«Не совсем согласен» — 1 балл.

«Не согласен» — 0 баллов.

1. Отец лучше справляется со взрослыми детьми, чем с маленькими.

2. В случае развода дети должны оставаться с матерью.

3. Хороший муж обычно и хороший отец.

4. Мужчине не подобает открыто проявлять свои чувства.

5. В вопросах воспитания мнение отца — решающее.

6. Обычно после рождения ребенка жена уделяет мужу меньше внимания.

7. Детям лучше жить без отца, чем терпеть плохого.

8. Так как считается, что женщина — лучший воспитатель, чем мужчина, пусть она воспитывает детей.

9. Если ребенок, не может с чем-то справиться, он должен всегда обращаться к матери.

10. Чем сильнее любовь к ребенку, тем легче его воспитывать.

11. Отец должен вмешиваться в воспитание ребенка только тогда, когда его об этом просит жена.

12. Ребенок, оставшийся с матерью после развода родителей, не страдает от отсутствия отца.

13. Матери обычно слишком балуют детей.

14. Отпуск желательно проводить вместе с семьей.

15. Мальчик с самого раннего возраста должен воспитываться иначе, чем девочка.

16. Некоторые дети предпочитают проводить время скорее с отцом, чем с матерью.

17. У вас часто возникает чувство, что для вашей жены ребенок важнее, чем вы.

18. Во всех вопросах воспитания вы можете успешно заменить жену.

19. Ребенок должен больше уважать отца, чем мать.

20. Ваша жена всегда вмешивается, когда вы начинаете заниматься с детьми.

21. При желании муж может справиться с новорожденным не хуже жены.

22. Влияние отца более важно для сына, чем для дочери.

23. Ваша жена не воспринимает вас как серьезного воспитателя.

24. Когда в семье есть бабушка, воспитать ребенка намного легче.

                                           Обработка результатов

   Подсчитайте баллы, набранные в каждой из групп вопросов.

В первую группу входят вопросы: 1, 4, 5, 12, 13, 15, 19, 22.

Во вторую: З, 7, 10, 14, 16, 18, 21, 24.

В третью: 2, 6, 8, 9, 11, 17, 20, 23.

Каждая группа соответствует одному из типов. В какой группе вы набрали больше всего баллов, такому типу вы и принадлежите.

1 — традиционный тип. Отец — глава семьи, которому принадлежит последнее слово при решении любых вопросов, в том числе и вопросов воспитания. Он довольно строг, придает большое значение дисциплине, требует от детей выполнения целого ряда обязанностей. Но между ним и детьми нет душевных отношений. Дети относятся к отцу сдержанно, так как чувствуют, что он недостаточно понимает их желания и интересы.

2 — современный отец. Для него общение с детьми, забота о них — вещи самые нормальные и естественные. Хотя у него и нет столько свободного времени, сколько хотелось бы, он много времени уделяет детям. Такой отец не стесняется показать детям свои чувства. Он умеет не только найти взаимопонимание со старшими детьми, но и ухаживает за маленькими. Дети его обожают.

3 — отец, озабоченный семейным благополучием. Такой мужчина предоставляет полную свободу жене в вопросах воспитания. Считает, что он все равно не может заменить жену в этом деле. Тем более, что он постоянно загружен работой. Не удивительно, что спустя некоторое время дети начинают относиться к нему отчужденно. Вероятно, более гармоничных отношений можно добиться, если жена продемонстрирует свое доверие к нему как к воспитателю.

Опросник «Лики родительской любви»

Данная методика поможет и отцу и матери оценить, на каких основаниях строятся их отношения к ребенку.

Инструкция: предлагается  15 утверждений, к каждому из них необходимо выразить свое отношение.

 Если вы согласны с приведенным утверждением, поставьте себе 1 балл. Если не согласны — 0 баллов. Ответив на все вопросы, подсчитайте общую сумму баллов.

1. Повзрослев, ребенок неизбежно столкнется в жизни с трудностями, поэтому долг родителей — до поры его от них ограждать.

2. Иногда немного жаль, что ребенок вырастет и станет взрослым: ведь он так мил в свои детские годы.

  1. Если малыш говорит неправду, то он, скорее всего, не лжет, а просто фантазирует вслух.
  2. Современные школьные программы чересчур сложны.
  3. Мать должна служить своего рода эмоциональным буфером между ребенком и отцом, потому что отцам вообще свойственна излишняя строгость.

6.       Если ребенок занялся чем-то полезным, но никакого успеха не достиг, его все равно надо похвалить за усилия.

  1. Наивная непосредственность — это скорее достоинство детского возраста, чем недостаток.

8.     Ваш ребенок мог бы добиться большего успеха в учебе, если бы учителя относились к нему более благожелательно.

  1. У каждого ребенка есть свои достоинства, которые намного важнее недостатков.

10. Когда отец и мать расходятся в оценке поведения ребенка, правильнее прислушиваться к мнению матери, поскольку женщины — прирожденные воспитатели.

11. В детстве занятия спортом нужны не столько ради высоких достижений, сколько ради общего физического развития.

12. За семейным столом лучшие куски должны

доставаться детям.

13. Детское непослушание часто возникает оттого, что родители требуют от ребенка слишком многого.

14. Если ребенок не любит засыпать в темноте, надо поставить у его кровати лампу — ночник.

15. Многие детские шалости объяснимы дурным влиянием сверстников.

Обработка результатов

12—15 балловЕсли эту сумму набрал отец: в своем отношении к ребенку вы в значительной мере разделяете материнскую позицию. Это, с одной стороны, неплохо, так как способствует единству вашей родительской стратегии. Однако вы недооцениваете традиционную мужскую роль в воспитании. Ваша требовательность к ребенку чаще бывает продиктована вашим настроением, чем его поведением. Задумайтесь: в полной ли мере вы стимулируете умственное, эмоциональное и физическое развитие ребенка. Вероятно, чуть больше доброжелательной требовательности с вашей стороны пойдет ему только на пользу.

Если эту сумму набрала мать: вы исповедуете типично женский подход к воспитанию, исполненный любви и заботы. Не забывайте только, что заострение такого подхода впоследствии чревато недостаточной самостоятельностью ребенка. А ведь ему предстоит в своей жизни не только радовать вас, но и многие проблемы решать самому.

Менее 8 баллов. Отец: вы придерживаетесь традиционно мужских ценностей в воспитании, хотите видеть своего ребенка состоявшейся и преуспевшей личностью. Ваши требования и оценки служат мощным стимулом его достижений. Постарайтесь только не завышать этих требований, не будьте слишком строгим судьей.

Мать: вы предпочитаете скорее мужской стиль воспитания, ваша любовь к ребенку сочетается с довольно высокими требованиями к нему. Ваши цели вполне оправданны, но достичь их мы могли Вы более успешно за счет мягкости и поощрения.

Если отец и мать набрали 9—12 баллов, то такую позицию можно назвать промежуточной, лишенной крайностей. Этот подход хорош тем, что страхует от всяких излишеств. Однако задумайтесь: не имеет ли тут место эмоциональная отстраненность? Внимательнее присмотритесь к своему ребенку, к его проблемам, не ждет ли он от вас большего участия?

Тест  «Мера заботы»

 

      Известно, что многие нарушения в поведении и развитии ребенка связаны с недостаточным вниманием к нему родителей. Однако, как считают психологи, чрезмерная опека опасна так же, как и ее недостаток. Этот тест поможет разобраться в том, насколько верна воспитательная позиция родителей.

Инструкция: перед вами 15 утверждений. На первый взгляд, может показаться, что не все они имеют отношение к воспитанию, но это не так. Напротив каждой фразы отметьте число баллов, соответствующее вашему мнению по данному вопросу:

«Категорически не согласен» — 1 балл.

«Я не спешил бы с этим согласиться» — 2 балла.

«Это, пожалуй, верно» — 3 балла.

«Совершенно верно, я считаю именно так» — 4 балла.

1. Родители должны предвидеть все проблемы ребенка, чтобы помочь ему их преодолеть.

2. Для хорошей матери достаточно общения только с собственной семьей.

3. Маленького ребенка следует всегда крепко держать во время мытья, чтобы он не упал и не ушибся.

4. Когда ребенок делает то, что обязан, он находится на правильном пути и благодаря этому будет счастлив.

5. Хорошо, если ребенок занимается спортом. Но спортивными единоборствами ему заниматься не следует, так как это чревато физическими увечьями и нарушениями психики.

6. Воспитание — это тяжелый труд.

7. У ребенка не должно быть тайн от родителей.

8. Если мать не справляется со своими обязанностями по отношению к детям, это, скорее всего, означает, что отец плохо выполняет свои обязанности по содержанию семьи. Материнская любовь не может быть чрезмерной: любовью ребенка не испортишь.

10. Родители должны ограждать ребенка от негативных сторон жизни.

11. Не следует приучать ребенка к рутинной домашней работе, чтобы он не потерял охоту к любой работе.

 12. Если бы мать не руководила домом, мужем, детьми, все происходило бы менее организованно.

13. В рационе семьи все самое вкусное и полезное должно в первую очередь доставаться ребенку.

14. Лучшая защита от инфекционных заболеваний — ограничение контактов с окружающими.

15. Родители должны, активно влиять на то, кого из сверстников выбирает ребенок себе в друзья.

Обработка результатов

         Если вы набрали 40 баллов и свыше, то вашу семью, вероятнее всего, можно назвать детоцентристской, то есть интересы ребенка — главный мотив вашего поведения. Такая позиция достойна одобрения. Однако у вас она несколько заострена. Психологи называют это чрезмерной опекой. В подобных семьях взрослые все выполняют за ребенка, стремятся оградить его от мнимых опасностей, вставляют следовать своим требованиям, суждениям, настроениям. В результате у ребенка формируется пассивная зависимость от родителей, которая по мере взросления все более препятствует личностному росту. Вам следовало бы больше доверять  своему ребенку, верить в него, прислушиваться к его собственным интересам, ведь верно замечено: «Воспитывать детей – значит учить их обходиться без нас».

      От 25 до 40 баллов. Вашему ребенку не грозит стать распущенным и избалованным, поскольку вы уделяете ему достаточное, но не чрезмерное внимание. Постарайтесь сохранить этот уровень отношений.

Если Вы набрали  менее 25 баллов, то вы явно недооцениваете себя как воспитателя, слишком полагаетесь на случай и благоприятное стечение обстоятельств. Проблемы в деловых,  супружеских взаимоотношениях часто отвлекают ваше внимание от ребенка. А он вправе ожидать от вас большего участия и заботы!  


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр: