Главные вкладки

    Материалы для родителей.

    Воронцова Екатерина Геннадьевна

    Предварительный просмотр:

    Как помочь ребенку выбрать кружок или секцию?

    https://3.bp.blogspot.com/-RosqetSf-jQ/VZ9QptsF7BI/AAAAAAAAAdw/sw2YxRqgML0/s320/DSC_0276.JPG

    Судьбу ребенка зачастую определяют его родители, когда записывают своего малыша в какой-нибудь кружок или спортивную секцию. И каждый взрослый в глубине души надеется и верит, что его чадо станет со временем самым умным, ловким, сильным…

    Некоторым родителям удается воплотить свои собственные несбывшиеся планы и мечты по поводу спортивной, музыкальной, танцевальной карьеры через своего ребенка. Хорошо, если интересы родителей и детей находят точки соприкосновения. Нередки случаи, когда их интересы могут кардинально отличаться. Так что при выборе кружка или секции для своего сынишки или дочки, лучше исходить, в первую очередь, из его способностей, возможностей и интересов. Итак, предлагаю несколько простых рекомендаций по поводу того, как выбрать кружок или спортивную секцию для ребенка.

    Интересы ребенка

    При выборе кружка или секции для своего ребенка важно помнить, что самый лучший кружок для него — это тот, где ему интересно проводить время, куда он ходит не по принуждению, а по своему желанию. Поэтому перед тем, как записать его в какой-нибудь кружок или секцию, следует поинтересоваться мнением ребенка по этому поводу. Однако дети не всегда в состоянии правильно оценить ситуацию и принять осознанное решение. Иногда им кажется, что они вообще ничего не хотят, или им интересно и то, и другое, и третье. В данном случае можно попробовать записать ребенка в несколько кружков и секций или сводить его на пробные занятия в несколько кружков, чтобы он имел возможность ознакомиться с разными интересными видами деятельности и сделать свой собственный, осознанный выбор. Бывает и так, что ребенок выбирает такое увлечение, которое ему не по силам, только потому, что там занимается его лучший друг или одноклассник, на которого он хочет быть похожим.

    Не исключено, что ребенок может потерять со временем интерес к своему увлечению и заняться чем-то другим. Родители могут лишь посоветовать, убедить, заинтересовать его чем-то, но настаивать на том, чтобы ребенок посещал определенные занятия ни в коем случае не нужно. Пользы от этого все равно будет мало.

    Природные данные

    Одним из важных факторов при выборе кружка или спортивной секции являются природные данные ребенка, которые закладываются буквально с рождения. И кому, как ни родителям они должны быть хорошо известны. Только оценивать природные задатки юного дарования следует максимально объективно. Оптимальный период для определения предрасположенности ребенка к определенному виду спорта или занятий особенно заметна в интервале от 5 до 7 лет, хотя в некоторые кружки и секции, например, гимнастику или танцы, малышей принимают лет с трех. Есть дети, которые просто созданы для того или иного вида спорта. Например, высоким детям сам Бог велел заниматься баскетболом или волейболом, где рост является очень важным фактором, однако не менее важные характеристики, необходимые для занятий этим видом спорта, – быстрота реакции и хорошая координация движений, что, в общем-то, нарабатывается во время тренировок.

    Темперамент ребенка

    Не менее важно при выборе спортивной секции учитывать и темперамент ребенка. Достаточно часто энергичных детей стремятся отдать заниматься спортом для того, чтобы направить их бьющую через край и сметающую все на своем пути энергию в организованное русло. Желание это вполне оправданно, вместе с тем не стоит забывать, что импульсивные и эмоциональные дети тяжелее адаптируются к индивидуальным видам спорта, в которых требуются терпеливость и старательность в многократных повторениях монотонных упражнений. К ним относятся теннис, гимнастика, фигурное катание. Другое дело – командные игры, где излишняя активность и энергия пойдут только на пользу.

    Выбор секции

    Выбор кружка или секции во многом определяет не только дальнейшую судьбу ребенка, но и предопределяет состояние его здоровья, физическую форму, формирует телосложение. Так, например, спортивные и танцевальные секции для детей выбирают обычно родители, которые хотят укрепить физическое здоровье своих малышей, развить их выносливость и ловкость. Танцевальные секции помогают развивать пластику, чувство ритма и координацию. Универсальная спортивная секция, которая подходит для детей любого возраста, - плавание, направленное на развитие всех групп мышц. Дети школьного возраста обычно проявляют интерес к активным командным видам спорта: футболу, волейболу, баскетболу и так далее.

    Для детей с творческими задатками прекрасно подойдут кружки рисования, прикладных ремесел, театральные кружки, которые способствуют развитию у ребенка творческого мышления, любви к искусству. Театральные кружки научат детей грамотно и красиво говорить и двигаться, помогут развивать память, научат работать в команде.

    Для развития мелкой моторики малышей подойдут кружки рукоделия (бисероплетение, вышивание, вязание), которые сегодня обретают популярность.

    Для развития у детей аналитических способностей и логики лучше выбирать технические кружки. Особенно полезными будут такие кружки для мальчиков, которые испытывают недостаток «мужского влияния», как это бывает в семьях без отцов. Мужчина-педагог сможет стать примером для подражания, сможет привить мальчику любовь к своему делу.

    Состояние здоровья

    Еще одним очень важным критерием при выборе спортивной секции является состояние здоровья ребенка. При наличии у ребенка какого-либо врожденного или приобретенного заболевания, следует остановить свой выбор на таком виде спорта, занятия, которые направлены на профилактику заболевания.

    Универсальным видом спорта, положительно влияющим на весь организм в целом является теннис. Он улучшает работу органов дыхания, формирует у ребенка глазомер, выдержку, внимание, а также развивает мелкую моторику рук и улучшает почерк.

    Слабое здоровье ребенка не повод исключить спорт из его жизни. Болезненный ребенок как никто другой нуждается в физической активности.

    Выбор педагога дополнительного образования

    Одним из главных факторов успеха является взаимопонимание между ребенком и педагогом. Так что при выборе, для ребенка кружка или секции, тщательно подбирайте наставника, который будет общаться с обучающимся осторожно, тактично и с любовью к своему делу. Прежде чем записать своего ребенка на занятия, посмотрите, как они проводятся, обратите внимание на настроение детей. Всегда бросается в глаза, занимаются ли ребята с удовольствием, или наоборот – напряженно. Хороший педагог всегда позаботится о создании позитивной атмосферы во время занятия или тренировки. Бойтесь тренерского сюсюканья с воспитанниками, однако еще более опасайтесь хождения детей «по струнке».



    Предварительный просмотр:

    Памятка для родителей

    «Основные правила семейного воспитания»

    Дорогие родители!

    1. Семья – это материальная и духовная ячейка для воспитания детей, для супружеского счастья и радости. Основой, стержнем семьи является супружеская любовь, взаимная забота и уважение. Ребёнок должен быть членом семьи, но не её центром. Когда ребёнок становится центром семьи и родители приносят себя ему в жертву, он вырастает эгоистом с завышенной самооценкой, он считает, что «всё должно быть для него». За такую безрассудную любовь к себе он зачастую отплачивает злом – пренебрежением к родителям, к семье, к людям. Не менее вредно, конечно, равнодушное, тем более пренебрежительное отношение к ребёнку. Избегайте крайностей в любви к ребёнку.
    2. Главный закон семьи: все заботятся о каждом члене семьи, а каждый член семьи в меру своих возможностей заботится обо всей семье. Ваш ребёнок должен твёрдо усвоить этот закон.
    3. Воспитание ребёнка в семье – это достойное, непрерывное приобретение им в процессе жизни полезного, ценного жизненного опыта. Главное средство воспитания ребёнка – это пример родителей, их поведение, их деятельность, это заинтересованное участие ребёнка в жизни семьи, в  её заботах и радостях, это труд и добросовестное выполнение им ваших поручений. Слова – вспомогательное средство. Ребёнок должен выполнять определённую, всё усложняющуюся по мере взросления работу по дому для себя, для всей семьи.
    4. Развитие ребёнка – это развитие его самостоятельности. Поэтому не опекайте его, не делайте за него то, Что он может и должен сделать сам. Помогайте ему в приобретении навыков и умений, пусть он научится делать то, что умеете делать вы. Не страшно, что он сделает что-то не так, как надо: ему полезен опыт ошибок и неудач. Разъясняйте ему его ошибки, обсуждайте их вместе с ним, но не наказывайте за них. Предоставьте ему возможность попробовать себя в разных делах, чтобы определить свои способности, интересы и склонности.
    5. Основа поведения ребёнка – это его привычки. Следите за тем, чтобы у него образовались добрые, хорошие привычки и не возникали дурные. Научите его различать добро и зло. Разъясняйте вред распущенности, вещизма, лжи. Учите его любить свой дом, свою семью, добрых людей, свой край. Важнейшей привычкой для него должно стать соблюдение режима дня. Выработайте вместе с ним разумный режим дня и строго следите за его выполнением.
    6. Для воспитания ребёнка очень вредны противоречия в требованиях родителей. Согласуйте их между собой. Ещё более вредны противоречия между вашими требованиями и требованиями детского сада, школы, педагогов. Если вы не согласны с нашими требованиями или они вам не понятны, придите к нам, и мы вместе обсудим возникшие проблемы.
    7. Очень важно создать в семье спокойный, доброжелательный климат, когда никто ни на кого не кричит, когда даже ошибки и проступки обсуждаются без брани и истерики. Психическое развитие ребёнка, формирование его личности в большой степени зависит от стиля семейного воспитания. Нормальный стиль – это демократический, когда детям предоставляется определённая самостоятельность, когда относятся к ним с теплотой и уважают их личность. Конечно, необходим некоторый контроль за поведением и учением ребёнка с целью оказания ему помощи в трудных ситуациях. Но важнее всячески способствовать развитию у него самоконтроля, самоанализа и саморегуляции и своей деятельности и поведения. Не оскорбляйте ребёнка своими подозрениями, доверяйте ему. Ваше доверие, основанное на знании, будет воспитывать у него личную ответственность. Не наказывайте ребёнка за правду, если он признался в своих ошибках сам.
    8. Приучайте ребёнка заботиться о младших и старших  в семье. Мальчик пусть уступает девочке, с этого начинается воспитание будущих отцов и матерей, подготовка счастливого супружества.
    9. Следите за здоровьем ребёнка. Приучайте его заботиться самому о своём здоровье, о физическом развитии. Помните, что ребёнок переживает в той или иной форме возрастные кризисы: в 6-7 лет, когда у ребёнка возникает жизненная позиция, осознание своих чувств и переживаний; кризис полового созревания, проходящий обычно у девочек на два года раньше, чем у мальчиков; и юношеский кризис поиска своего места в жизни. Будьте внимательны к ребёнку в эти кризисные периоды, меняйте стиль своего отношения к нему по мере перехода от одного периода к другому.
    10. Семья – это дом, и как всякий дом он может со временем ветшать и нуждаться в ремонте и обновлении. Не забудьте время от времени проверять, не нуждается ли ваш семейный дом в обновлении и ремонте.  

    Желаем вам успехов в трудном и благородном деле семейного воспитания вашего ребёнка, пусть он приносит вам радость и счастье!



    Предварительный просмотр:

    Стили семейного воспитания

    Главным институтом воспитания является семья. Для маленького ребенка семья – это целый мир, в котором он живет, развивается, делает открытия, учится любить, радоваться и сочувствовать. В семье закладываются основы личности ребенка. Именно там он получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях. То, что ребенок приобретает в семье в детские годы, сохраняется в течение всей последующей жизни.

    В каждой семье складывается определенная система воспитания, которая представляет собой целенаправленные воспитательные воздействия, осуществляемые родителями с целью формирования определенных качеств и умений у детей. Совокупность способов общения с ребенком, методов и приемов воспитания, строгость родительского контроля и наличие эмоциональной поддержки определяют стиль семейного воспитания. В каждой семье могут применяться разные стили воспитания, в зависимости от ситуаций и обстоятельств, однако многолетняя практика формирует индивидуальный стиль, который относительно стабилен.

    Авторитарный стиль

    При авторитарном стиле, родители требуют от ребенка беспрекословного подчинения их воле и авторитету, требовательны к четкости выполнения приказов. Они контролируют все сферы жизни ребенка, ограничивая его самостоятельность и принимая за него все решения. При этом доминирующими воспитательными методами являются требование, приказ и принуждение, сопровождаемые жестким контролем, суровыми запретами и физическими наказаниями. Такие родители относятся к своему ребенку эмоционально холодно, уделяют ему мало времени и очень редко его хвалят.

    Этот стиль воспитания порождает у одних детей: враждебность, агрессивность и раздражительность, у других –подозрительность, неуверенность в себе, нерешительность, пассивность и робость. Дети в таких семьях обычно замыкаются в себе, их общение с родителями нарушается, происходит отчуждение от родителей, возникает чувство своей незначительности и нежеланности в семье. Дети из таких семей редко относятся к людям с доверием, испытывают трудности в общении и часто сами жестоки.

    Демократический стиль

    Сторонники демократичного стиля воспитания поощряют ответственность и самостоятельность своих детей, учитывают их интересы и желания, доверяют своему ребенку. Ведущим типом взаимоотношений является сотрудничество, родители общаются с детьми на равных и видят свою задачу в координации их действий и в оказании помощи. Они не приказывают, а просят о выполнении поручений, не ущемляя прав ребенка. Контроль, основанный на разумной заботе, способствует тому, что дети прислушиваются к объяснениям и просьбам родителей. Благодаря этому, в семье складываются теплые и дружеские отношения.

    Этот стиль воспитания способствует развитию у детей доброжелательности, самостоятельности, активности, инициативности, решительности и ответственности. По сравнению с другими детьми, они более уравновешены, открыты, общительны, дружелюбны, добры, уверены в себе, креативны, способны к сочувствию и сопереживанию. У этих детей развивается высокая самооценка, а в школе они учатся гораздо лучше, чем дети, воспитанные родителями, придерживающимися других стилей воспитания.

    Либеральный стиль

    При либеральном стиле воспитания ребенок предоставлен самому себе. Он практически не знает запретов и ограничений со стороны родителей, поскольку они уделяют ему мало времени, не вмешиваются в его дела, не интересуются его проблемами, предоставляют ему много самостоятельности. Такие родители отличаются низкой требовательностью и слабым контролем. Они не умеют или не желают заниматься воспитанием детей, их забота носит формальный характер. В семье наблюдается отсутствие эмоциональных связей, отчужденность, безразличие к делам и чувствам другого.

    Дети в таких семьях вырастают эгоистичными, конфликтными, агрессивными, непослушными, слабовольными, не уверенными в себе, импульсивными, чувствуют себя заброшенными и ненужными. Они не способны устанавливать прочные эмоциональные связи, учитывать интересы других людей, не готовы к ограничениям и ответственности, плохо социализируются в обществе.

    Ослабление родительского контроля, как и его гипертрофия, способствует формированию пассивной и неуверенной в себе личности, а также нарушают процесс социализации ребенка в обществе.

    Для того чтобы исправить сложившуюся ситуацию, необходимо, чтобы родители осознали свои ошибки и стремились скорректировать свой стиль воспитания.

    Большое значение имеет согласованность родительских взглядов на воспитание. В полных семьях, родители иногда придерживаются различных стилей воспитания. Например, отец может быть достаточно авторитарным, а мать – заботливая и разрешающая. Или одна бабушка говорит одно, другая другое, а родители придерживаются третьей тактики воспитания, требуя от ребенка взаимоисключающих форм поведения. Ребенок в этом случае не понимает, что на самом деле правильно, а что нет, он ни в чем не может быть уверен, а значит, не ощущает себя в безопасности. Из-за такого противоречивого воспитания, ребенок живет в состоянии психологического стресса, у него могут возникнуть неврозы или различные нарушения в поведении. Поэтому необходимо выработать единый стиль воспитания и придерживаться одной тактики поведения, чтобы ребенок не видел противоречий в позициях родителей. Важно, чтобы между родителями были гармоничные отношения. Тогда прийти к согласию по вопросам воспитания будет гораздо легче.