Влияние семейного воспитания на развитие эмоционального мира дошкольников.

Эта статья поможет создать в группе эмоционально- благополучный микроклимат, научить маленького человека жить в коллективе, раскрывая при этом лучшие стороны его души, не забывая о специфике этой особой сферы-сферы эмоций и чувств, в которой, как нигде, необходим индивидуальный подход, глубокое понимание каждого ребёнка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Влияние семейного воспитания на развитие эмоционального мира дошкольников.

Эмоции играют важную роль в жизни детей. Они помогают ребёнку приспособиться к той или иной ситуации. Ребёнок грустен или разгневан - значит у него что-то не в порядке. Ребёнок радуется, выглядит счастливым - значит, в его мире всё хорошо. Эмоции ребёнка- это "послание" окружающим его взрослым о его состоянии. Психологи выделяют шесть основных эмоций - радость, грусть, гнев, удивление, страх, отвращение. Одна из причин возникновения тех или иных переживаний ребёнка - его взаимоотношения с другими людьми- взрослыми и детьми. Когда взрослые ласково относятся к ребёнку, а сверстники хотят с ним дружить, он испытывает эмоциональное благополучие, чувство уверенности, защищённости. Обычно в этих условиях у ребёнка преобладает бодрое, жизнерадостное настроение. Внешне это выражается в смелых, активных движениях, общем возбуждении, восклицаниях, хлопанье в ладоши. Дети часто смеются без всякого повода. Никогда не надо гасить детскую радость! В атмосфере радости легко зарождаются такие ценные качества, как доброжелательность, готовность оказать помощь; дети легко затевают совместную игру, доверчиво относятся к сверстникам, делятся с ними игрушками, сладостями. В состоянии радости ребёнку кажется, что ему всё доступно, он охотно берётся за любое дело. У ребёнка, живущего в такой атмосфере, естественно и органично развивается способность к позитивному взаимодействию с окружающим миром. Он растёт эмоционально защищённым и уверенным в себе, открытым и общительным. И даже если такой ребёнок попадает в конфликтные ситуации (что случается не слишком часто), то легче справляется с ними и собственными негативными переживаниями. К сожалению, в жизни детей, как и в жизни взрослых тоже бывают огорчения, а иногда и просто горе. Главная причина огорчений старших дошкольников - неблагополучие в семье. На вопрос " что тебя больше всего огорчает? " многие дети отвечают: Когда мама с папой ссорятся". Детей огорчают ссоры с ребятами, несправедливость взрослых: " Я правду сказал, а мне не поверили". Отрицательные эмоциональные переживания могут способствовать у детей развитие общего эмоционального неблагополучия. Под эмоциональным неблагополучием понимается отрицательное эмоциональное самочувствие ребёнка. Оно вызывается многими причинами. Главной выступает неудовлетворённость ребёнка общением с взрослыми (прежде всего с родителями) и со сверстниками. Если со стороны близких людей ребёнок не находит отклика, то настроение у него портится, он становится раздражительным, печальным или назойливым, с частыми вспышками страха. Эмоциональное неблагополучие может возникнуть в разных ситуациях, например, при переживании неуспеха, в каком либо виде деятельности, особенно в спортивных и других соревнованиях, на занятиях. Большое влияние на эмоции и чувства детей оказывает игра. Наблюдая определённые игровые ситуации, воспитатель может понять, какие эмоции испытывает ребёнок, и какое влияние могут иметь обнаруженные эмоциональные состояния на развитие его личности. В процессе наблюдения за детской игрой воспитателям необходимо обращать внимание на следующее. Хотят ли дети поиграть вместе или стараются избегать друг друга? Как включаются в игровое обучение? Принимают ли чужую инициативу или сопротивляются ей? Кто всегда находится в центре игры, а кто молча наблюдает издалека? Какие отношения преобладают в игре - доброжелательные или конфликтные? Какие эмоции преобладают - положительные или отрицательные? Положение ребёнка в группе, характер его взаимоотношений со сверстниками существенно влияют на его эмоциональное состояние и психическое положение в целом. От этого зависит, насколько ребёнок чувствует себя спокойным, удовлетворённым, находится в состоянии эмоционального комфорта. " Предпочитаемые" дети находятся в группе в атмосфере любви и поклонения. Их ценят за уверенность в себе, за способность быстро реагировать в разных ситуациях, за способность, не колеблясь брать на себя ответственность, не бояться риска. Однако дети с особенно высокой популярностью могут стать излишне самоуверенными. "Пренебрегаемые, изолированные" дети часто чувствуют по отношению к себе равнодушие сверстников или их снисходительность. Их принимают в игру на роли, которые другие не захотели играть. Они обидчивы, зачастую восстают против навязанных условий жизни в группе, становятся агрессивными или идут по пути беспрекословного подчинения лидеру, превращаются в его " тень". Таким детям постоянно не хватает общения со сверстниками. Эмоциональное неблагополучие, связанное с затруднениями в общении может приводить к различным типам поведения. Первый - это неуравновешенное, импульсивное поведение, характерное для быстровозбудимых детей. При конфликтах со сверстниками эмоции этих детей проявляются во вспышках гнева, громком плаче, отчаянной обиде. Быстро вспыхивая, они также быстро угасают. Их эмоциональная несдержанность и импульсивность приводит к разрушению игры, к дракам. Однако эти проявления ситуативны, представления о других детях остаются положительными и не препятствуют общению. Второй тип детей с эмоциональными нарушениями - это дети с устойчивым негативным отношением к общению. Как правило, обида, недовольство, неприязнь надолго сохраняются в их памяти, но при их проявлении дети более сдержанны. Такие дети характеризуются обособленностью, избегают общения. Попытка привлечь его к совместным делам группы вызывает внезапное отчуждение, демонстрацию показного безразличия ко всем, которое маскирует испуг, неуверенность в себе. Эмоциональное неблагополучие этих детей связано с неудовлетворённостью отношением к ним воспитателя, недовольство детьми, нежеланием посещать детский сад. Основной чертой поведения детей третьего типа является наличие у них многочисленных страхов. Следует отличать нормальные проявления страха у детей от страха, как свидетельства эмоционального неблагополучия. Их страх, как правило, не связан с какими- то предметами и ситуациями и проявляется в форме тревоги, беспричинного, беспредметного страха. Такой ребёнок становится малоконтактен, тревожен, опасается других, ждёт нападения. У него неадекватная самооценка, поэтому он постоянно ждёт в свой адрес насмешек, обиды. Это способствует образованию реакций психической защиты в виде агрессии, направленной на других. Так, один из самых известных способов, который часто выбирают дети, основан на простом умозаключении: " чтобы ничего не бояться, нужно сделать так, чтобы боялись меня". Такое поведение вызывает отрицательное отношение со стороны сверстников, что ещё больше усиливает травмирующую ситуацию и провоцирует вновь и вновь агрессию ребёнка. В более лёгких случаях агрессия выражается в словесной форме, в более тяжёлых - это физическая агрессия (драка, разрушение, нанесение повреждений себе и другим, что представляет опасность, как для самого ребёнка, так и окружающих. Страх - плохой советчик, особенно маленькому ребёнку: он может помешать ему правильно оценить ситуацию, посочувствовать, прийти на помощь сверстнику. Вспомним слова Ушинского " Влияние ужаса на нравственность - безгранично : оно делает притворщиком, трусливым, иногда лживым, и дитя может потеряться при малейшей опасности. Потому чрезмерная пугливость детей, излишняя впечатлительность требуют повышенного внимания взрослых. Таким образом, своеобразие в развитии эмоциональной сферы детей зависит от сочетания многих факторов. Но не следует возводить непроходимую стену между названными сферами жизни ребёнка: затруднения в контактах со сверстниками неизбежно накладывают отпечаток на внутренний мир ребёнка, так же особенности его внутреннего мира сказываются на его взаимоотношениях с другими людьми. Наша задача создать в группе эмоционально- благополучный микроклимат, научить маленького человека жить в коллективе, раскрывая при этом лучшие стороны его души, не забывая о специфике этой особой сферы-сферы эмоций и чувств, в которой, как нигде, необходим индивидуальный подход, глубокое понимание каждого ребёнка.