Наставничество
Являюсь участником наставнической деятельности. Оказываю помощь в профессиональном становлении, приобретении профессиональных знаний и навыков, выполнения должностных обязанностей молодых специалистов.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 22.19 КБ | |
| 17.48 КБ | |
| 34.28 КБ | |
| 28.35 КБ | |
| 15.43 КБ | |
| 112.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Российская Федерация Свердловской области
Орган местного самоуправления «Управление образования города Каменска – Уральского»
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 33 комбинированного вида»
(Детский сад №33)
623428, Россия, Свердловская область г. Каменск – Уральский, проспект Победы,69
Тел. (3439)31-34-06
УТВЕРЖДЁН
Заведующий МБДОУ детский сад № 33
_____________ Бельтюкова Л.В.
23 августа 2019г.
План работы наставника учителя-логопеда Борисовой К.В. с молодым специалистом учителем-логопедом Баженовой А.А.
2019 – 2020 учебный год
Цель: развитие профессиональных умений и навыков у начинающего учителя - логопеда в условиях группы компенсирующей направленности с ТНР дошкольного образовательного учреждения.
Задачи:
1. Оказать методическую помощь в личностной и социально-педагогической адаптации молодого специалиста.
2. Оказать методическую помощь в ведении документации учителя - логопеда.
3.Содействовать в организации предметно - развивающей среды в логопедическом кабинете.
4. Дать рекомендации по организации различных видов и форм занятий с детьми.
5. Познакомить с разнообразными методами и приёмами обучения при проведении коррекционно-развивающих занятий.
6. Познакомить с формами и методами организации работы с родителями.
7.Ускорить процесс профессионального становления учителя-логопеда и развитие способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на него обязанности по занимаемой должности.
8.Развивать потребность и мотивацию в непрерывном самообразовании.
Месяц | Содержание работы | Методы работы |
сентябрь | - Изучение нормативно-правовой документации. Цель: оказать помощь в организации качественной работы с документацией. - Содействие в разработке и написании рабочей программы учителя-логопеда. - Составление документации учителя-логопеда. | Ознакомление с ведением документации учителя-логопеда Совместное составление рабочей программы коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда. Показ документации учителя - логопеда. Составлен годовой план, календарно - тематическое планирование, циклограмма. |
октябрь | - Организация первичной диагностики речевого развития дошкольников. Цель: познакомить с методическими пособиями по организации диагностики речевого развития дошкольников; - Содействие в организации предметно - пространственной среды по развитию и совершенствованию речи детей. Цель: показать практический материал, разработки к занятиям. - Оказать помощь в заполнении речевой карты и составлении индивидуального плана коррекционно-развивающей работы на воспитанников по результатам диагностического обследования. | Изучение диагностических пособий. Показ обследования речевого развития ребенка. Продемонстрированы практические приемы и формы работы с детьми во время диагностического обследования. Демонстрация методических пособий по коррекции речевого развития, дидактических игр. Совместное заполнение речевых карт. Составление индивидуальных планов коррекционно-развивающей работы на каждого ребёнка. |
ноябрь | - Организация различных видов и форм занятий с детьми (цели и задачи, требования к проведению). Цель: оказать методическую помощь по составлению и проведению занятий. - Познакомить с формами и методами организации работы с родителями. Анализ педагогических ситуаций, стилей педагогического общения с родителями. - Рекомендации к проведению общей и специальной артикуляционной и дыхательной гимнастики. | Показ практического материала, методических пособий к индивидуальным, подгрупповым занятиям; занятиям по коррекции звукопроизношения, формированию лексико - грамматических категорий, связной речи. Оказание помощи в подготовке к проведению родительского собрания. Демонстрация игр и упражнений для развития артикуляционной моторики, дыхания. Приобретены и изготовлены рекомендуемые пособия, игры. |
декабрь | - Посещение индивидуальных и подгрупповых занятий наставника. Цель: оказать помощь по составлению и проведению занятий. - Использование разнообразных методов и приемов обучения при проведении НОД по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи». | Просмотр занятия, обмен опытом, анализ, обсуждение. Показ практического материала, пособий к занятиям по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи. |
январь | - Посещение индивидуальных занятий наставника по постановке звуков. Цель: проанализировать навыки ведения занятий. - Рекомендации по организации взаимодействия с педагогами. Цель: рекомендовать методические приемы и методы в работе с педагогами. - Использование разнообразных методов и приемов обучения при проведении НОД по формированию фонетико-фонематических категорий. | Просмотр занятия. Беседа (самоанализ и анализ). Рекомендации. Помощь в подготовке к семинару –практикуму для педагогов. Показ практического материала, пособий к занятиям по формированию фонетико-фонематических категорий. |
февраль | - Консультация «Развитие фонематического слуха у детей с речевыми нарушениями». Использование здоровьесберегающих технологий на всех этапах коррекционной работы. - Посещение подгрупповых занятий наставника по дифференциации звуков. Цель: проанализировать навыки ведения занятий. | Подборка игр по развитию фонематического слуха. Обмен опытом, советы наставника, обсуждение Просмотр занятия. (самоанализ и анализ). Рекомендации. |
март | - Использование ИКТ в работе с детьми по коррекции звукопроизношения. Цель: оказать помощь в правильном выборе компьютерных игр по коррекции звукопроизношения. -Посещение индивидуальных и подгрупповых занятий молодого специалиста. - Наблюдение за молодым специалистом во время общения с родителями воспитанников. Цель: рекомендовать методические приемы и методы в работе с родителями. | Презентация компьютерных программ и интерактивных игр. Просмотр занятия. (самоанализ и анализ) Рекомендации. Анализ взаимодействия. Рекомендации. |
апрель | - Посещение индивидуальных и подгрупповых занятий молодого специалиста. - Использование современных образовательных технологий в коррекционно-развивающем процессе. - Этап автоматизации звуков. Цель: оказать помощь в правильном выборе речевого материала на этапе автоматизации звуков. | Просмотр занятия. (самоанализ и анализ) Рекомендации. Презентация опыта, советы наставника, обсуждение Демонстрация речевого материала по автоматизации и дифференциации звуков. |
май | - Этап дифференциации звуков. Цель: оказать помощь в правильном выборе речевого материала на этапе дифференциации. - Организация диагностики речевого развития детей. Обсуждение результатов. - Обсуждение итогов коррекционно - развивающей работы за год, выявление профессиональных затруднений и определение путей их устранения. Планирование коррекционно-развивающей работы на следующий учебный год. | Демонстрация речевого материала по автоматизации и дифференциации звуков. Проведение итоговой диагностики речевого развития. Анализ результатов. Анализ работы за год. Составление отчета о проделанной работе за год, плана работы на следующий учебный год. Рекомендации. |
Предварительный просмотр:
Аналитическая справка о результатах работы наставника учителя-логопеда Борисовой Ксении Владимировны с молодым специалистом учителем-логопедом Баженовой А.А. 2019 – 2020 учебный год
Цель: развитие профессиональных умений и навыков у начинающего учителя - логопеда в условиях группы компенсирующей направленности для детей с ТНР дошкольного образовательного учреждения.
Задачи:
1. Оказать методическую помощь в личностной и социально-педагогической адаптации молодого специалиста.
2. Оказать методическую помощь в ведении документации учителя - логопеда.
3.Содействовать в организации предметно - развивающей среды в логопедическом кабинете.
4. Дать рекомендации по организации различных видов и форм занятий с детьми.
5. Познакомить с разнообразными методами и приёмами обучения при проведении коррекционно-развивающих занятий.
6. Познакомить с формами и методами организации работы с родителями.
7.Ускорить процесс профессионального становления учителя-логопеда и развитие способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на него обязанности по занимаемой должности.
8.Развивать потребность и мотивацию в непрерывном самообразовании.
Основные направления работы наставника:
- изучение нормативно-правовой базы;
- ведение документации дошкольного учреждения;
- организация коррекционно-развивающей работы в ДОУ;
- формы и методы организации совместной деятельности с воспитанниками;
- организации предметно - пространственной среды;
- организация диагностики, цели и задачи;
- использование инновационных образовательных технологий.
Выбор формы работы с молодым специалистом Анной Александровной начался с беседы. Выяснилось, что молодой педагог испытывает трудности в вопросах организации коррекционно-развивающей деятельности с дошкольниками в условиях логопедической группы ДОУ. Был составлен индивидуальный план работы педагога-наставника и молодого педагога.
Сначала ознакомила педагога с нормативно-правовой базой, была изучена образовательная программа ДОУ, затем была оказана помощь в составлении рабочей программы коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда, составлен годовой план и календарно - тематическое планирование.
Анне Александровне были представлены диагностические пособия. Совместно с педагогом была проведена диагностика уровня речевого развития детей. По результатам обследования составлены индивидуальные планы коррекционно-развивающей работы на каждого ребёнка. Заполнены речевые карты.
Далее молодому специалисту было оказано содействие в организации предметно - пространственной среды по коррекции речевого развития детей. Педагогом приобретены рекомендуемые методические пособия, изготовлены игры.
За отчётный период Анна Александровна посещала индивидуальные и подгрупповые занятия наставника. Познакомилась с разнообразными методами и приемами обучения при их проведении.
Молодому педагогу были даны рекомендации по организации взаимодействия с педагогами и родителями. Представлены методические приемы и методы в работе с ними.
Анна Александровна ознакомлена с современными образовательными технологиями в коррекционно-развивающем процессе, со здоровьесберегающими технологиями. Освоила и стала применять в коррекционно-образовательном процессе информационно-коммуникационные технологии: специализированные логопедические программы и игры.
В марте 2020 года было организовано посещение индивидуальных и подгрупповых занятий молодого специалиста наставником. Был проведён анализ и самоанализ занятий, даны рекомендации.
В конце учебного года была проведена итоговая диагностика речевого развития детей с обсуждением результатов коррекционно - развивающей работы за год, выявление профессиональных затруднений и определение путей их устранения.
В результате проведённой работы, можно сделать вывод, что Анна Александровна приобрела практические навыки, необходимые для коррекционно-развивающей работы с детьми с нарушениями речи в условиях группы компенсирующей направленности и стала применять их в своей педагогической деятельности.
30.06.2020г.
Заведующий МБДОУ № 33 ______________/_________________________
(подпись) (Ф.И.О)
Учитель-логопед наставник_________________/________________________
(подпись) (Ф.И.О)
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 33 комбинированного вида» (Детский сад № 33)
623428, Россия, Свердловская область г. Каменск – Уральский, проспект Победы 69
тел. (3439) 31-34-06
_____________________________________________________________________________________________________________________________________
ПРИКАЗ
от 25.03.2022 № 26 - О
Об утверждении положения о системе наставничества педагогических работников
в Детском саду №33
В соответствии с пунктом 33 распоряжения Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2019 г. № 3273 -р (ред. от 20 августа 2021 г.) «Об утверждении основных принципов национальной системы профессионального роста педагогических работников Российской Федерации, включая национальную систему учительского роста», а также в рамках реализации паспорта федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование», на основании решения Педагогического совета Детского сада № 33 (протокол № 3 от 24. 03. 2022г.)
ПРИКАЗЫВАЮ:
1.Утвердить Положение о системе наставничества педагогических работников в Детском саду №33 (приложение 1)
2. Ввести в действие со дня издания приказа.
3. Старшему воспитателю Самойловой И.М. довести до сведения всех педагогических работников Детского сада №33.
4. Контроль исполнения оставляю за собой.
Заведующий Детским садом № 33 ________________ Л.В.Бельтюкова
Ознакомлена:
____________ / Самойлова И.М.
приложение 1
к приказу заведующего
№26 – О от 25.03.2022
ПОЛОЖЕНИЕ О СИСТЕМЕ НАСТАВНИЧЕСТВА
ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ В ДЕТСКОМ САДЕ №33
1. Общие положения
- Настоящее Положение о системе наставничества педагогических
работников в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад №33 комбинированного вида» (далее Детский сад №33) определяет цели, задачи, формы и порядок осуществления наставничества (далее - Положение). Разработано в соответствии с нормативной правовой базой в сфере образования и наставничества.
- В Положении используются следующие понятия:
Наставник - педагогический работник, назначаемый ответственным за профессиональную и должностную адаптацию лица, в отношении которого осуществляется наставническая деятельность в образовательной организации.
Наставляемый - участник системы наставничества, который через взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке приобретает новый опыт, развивает необходимые навыки и компетенции, добивается предсказуемых результатов, преодолевая тем самым свои профессиональные затруднения.
Куратор - сотрудник образовательной организации, учреждения из числа её социальных партнеров (другие образовательные учреждения - школы, вузы, колледжи; учреждения культуры и спорта, дополнительного профессионального образования, предприятия и др.), который отвечает за реализацию персонализированных(ой) программ(ы) наставничества.
Наставничество - форма обеспечения профессионального становления, развития и адаптации к квалифицированному исполнению должностных обязанностей лиц, в отношении которых осуществляется наставничество.
Форма наставничества - способ реализации системы наставничества через организацию работы наставнической пары/группы, участники которой находятся в заданной ролевой ситуации, определяемой основной деятельностью и позицией участников.
Персонализированная программа наставничества - это краткосрочная персонализированная программа (от 3 месяцев до 1 года), включающая описание форм и видов наставничества, участников наставнической деятельности, направления наставнической деятельности и перечень мероприятий, нацеленных на устранение выявленных профессиональных затруднений наставляемого и на поддержку его сильных сторон.
- Основными принципами системы наставничества педагогических работников являются:
- принцип научности - предполагает применение научно-обоснованных методик и технологий в сфере наставничества педагогических работников;
- принцип системности и стратегической целостности - предполагает разработку и реализацию практик наставничества с максимальным охватом всех необходимых компонентов системы образования на федеральном, региональном, муниципальном уровнях и уровне образовательной организации;
- принцип легитимности подразумевает соответствие деятельности по реализации программы наставничества законодательству Российской Федерации, региональной нормативно-правовой базе;
- принцип обеспечения суверенных прав личности предполагает приоритет интересов личности и личностного развития педагога в процессе его профессионального и социального развития, честность и открытость взаимоотношений, уважение к личности наставляемого и наставника;
- принцип добровольности, свободы выбора, учета многофакторности в определении и совместной деятельности наставника и наставляемого;
- принцип аксиологичности подразумевает формирование у наставляемого и наставника ценностных отношений к профессиональной деятельности, уважения к личности, государству и окружающей среде, общечеловеческим ценностям;
- принцип личной ответственности предполагает ответственное поведение всех субъектов наставнической деятельности - куратора, наставника, наставляемого и пр. к внедрению практик наставничества, его результатам, выбору коммуникативных стратегий и механизмов наставничества;
- принцип индивидуализации и персонализации наставничества направлен на сохранение индивидуальных приоритетов в создании для наставляемого индивидуальной траектории развития;
- принцип равенства признает, что наставничество реализуется людьми, имеющими равный социальный статус педагога с соответствующей системой прав, обязанностей, ответственности, независимо от ролевой позиции в системе наставничества.
- Участие в системе наставничества не должно наносить ущерба образовательному процессу образовательной организации. Решение об освобождении наставника и наставляемого от выполнения должностных обязанностей для участия в мероприятиях плана реализации персонализированной программы наставничества принимает руководитель образовательной организации в исключительных случаях при условии обеспечения непрерывности образовательного процесса в образовательной организации и замены их отсутствия.
2. Цель и задачи системы наставничества. Формы наставничества
- Цель системы наставничества педагогических работников в образовательной организации - реализация комплекса мер по созданию эффективной среды наставничества в образовательной организации, способствующей непрерывному профессиональному росту и самоопределению, личностному и социальному развитию педагогических работников, самореализации и закреплению молодых/начинающих специалистов в педагогической профессии.
- Задачи системы наставничества педагогических работников:
- содействовать созданию в образовательной организации психологически комфортной образовательной среды наставничества, способствующей раскрытию личностного, профессионального, творческого потенциала педагогов путем проектирования их индивидуальной профессиональной траектории;
- оказывать помощь в освоении цифровой информационно-коммуникативной среды, эффективных форматов непрерывного профессионального развития и методической поддержки педагогических работников образовательной организации, региональных систем научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров;
- содействовать участию в стратегических партнерских отношениях, развитию горизонтальных связей в сфере наставничества на уровнях дошкольного образовательного учреждения и вне дошкольного образовательного учреждения;
- способствовать развитию профессиональных компетенций педагогов в условиях цифровой образовательной среды, востребованности использования современных информационно-коммуникативных и педагогических технологий путем внедрения разнообразных, в том числе реверсивных, сетевых и дистанционных форм наставничества;
- содействовать увеличению числа закрепившихся в профессии педагогических кадров, в том числе молодых/начинающих педагогов;
- оказывать помощь в профессиональной и должностной адаптации педагога, в отношении которого осуществляется наставничество, к условиям осуществления педагогической деятельности конкретной образовательной организации, ознакомление с традициями и укладом жизни Детского сада, а также в преодолении профессиональных трудностей, возникающих при выполнении должностных обязанностей;
- обеспечивать формирование и развитие профессиональных знаний и навыков педагога, в отношении которого осуществляется наставничество;
- ускорять процесс профессионального становления и развития педагога, в отношении которых осуществляется наставничество, развитие их способности самостоятельно, качественно и ответственно выполнять возложенные функциональные обязанности в соответствии с должностью;
- содействовать в выработке навыков профессионального поведения педагогов, в отношении которых осуществляется наставничество, соответствующего профессионально-этическим принципам, а также требованиям, установленным законодательством;
- знакомить педагогов, в отношении которых осуществляется наставничество, с эффективными формами и методами индивидуальной работы и работы в коллективе, направленными на развитие их способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на них должностные обязанности, повышать свой профессиональный уровень.
- В образовательной организации применяются формы наставничества: «педагог - педагог», «руководитель образовательной организации - педагог» по отношению к наставнику или группе наставляемых. Применение форм наставничества выбирается в зависимости от цели персонализированной программы наставничества педагога, имеющихся профессиональных затруднений, запроса наставляемого и имеющихся кадровых ресурсов. Формы наставничества используются как в одном виде, так и в комплексе в зависимости от запланированных эффектов.
Наставничество в группе - форма наставничества, когда один наставник взаимодействует с группой наставляемых одновременно (от двух и более человек).
Краткосрочное или целеполагающее наставничество - наставник и наставляемый встречаются по заранее установленному графику для постановки конкретных целей, ориентированных на определенные краткосрочные результаты. Наставляемый должен приложить определенные усилия, чтобы проявить себя в период между встречами и достичь поставленных целей.
Реверсивное наставничество - профессионал младшего возраста становится наставником опытного работника по вопросам новых тенденций, технологий, а опытный педагог становится наставником молодого педагога в вопросах методики и организации учебно-воспитательного процесса.
Ситуационное наставничество - наставник оказывает помощь или консультацию всякий раз, когда наставляемый нуждается в них. Как правило, роль наставника состоит в том, чтобы обеспечить немедленное реагирование на ту или иную ситуацию, значимую для его подопечного.
Скоростное наставничество - однократная встреча наставляемого (наставляемых) с наставником более высокогоуровня (профессионалом/компетентным лицом) с целью построения взаимоотношений с другими работниками, объединенными общими проблемами и интересами или обменом опытом. Такие встречи помогают формулировать и устанавливать цели индивидуального развития и карьерного роста на основе информации, полученной из авторитетных источников, обменяться мнениями и личным опытом, а также наладить отношения «наставник - наставляемый» («равный - равному»).
Традиционная форма наставничества («один-на-один») - взаимодействие между более опытным и начинающим работником в течение определенного продолжительного времени. Обычно проводится отбор наставника и наставляемого по определенным критериям: опыт, навыки, личностные характеристики и др.
Форма наставничества «педагог - педагог» - способ реализации целевой модели наставничества через организацию взаимодействия наставнической пары «учитель-профессионал - учитель, вовлеченный в различные формы поддержки и сопровождения».
Форма наставничества «руководитель образовательной организации – педагог» способ реализации целевой модели наставничества через организацию взаимодействия наставнической пары «руководитель образовательной организации - учитель», нацеленную на совершенствование образовательного процесса и достижение желаемых результатов руководителем образовательной организации посредством создания необходимых организационно-педагогических, кадровых, методических, психолого-педагогических условий и ресурсов.
3. Организация системы наставничества
- Наставничество организуется на основании приказа руководителя
образовательной организации «Об утверждении положения о системе наставничества педагогических работников в образовательной организации».
- Педагогический работник назначается наставником с его письменного согласия приказом руководителя образовательной организации.
- Руководитель образовательной организации:
- осуществляет общее руководство и координацию внедрения (применения) системы (целевой модели) наставничества педагогических работников в образовательной организации;
- издает локальные акты образовательной организации о внедрении (применении) системы (целевой модели) наставничества и организации наставничества педагогических работников в образовательной организации;
- утверждает куратора реализации программ наставничества, способствует отбору наставников и наставляемых, а также утверждает их;
- утверждает Дорожную карту (план мероприятий) по реализации Положения о системе наставничества педагогических работников в образовательной организации ;
- издает приказ(ы) о закреплении наставнических пар/групп с письменного согласия их участников на возложение на них дополнительных обязанностей, связанных с наставнической деятельностью;
- способствует созданию сетевого взаимодействия в сфере наставничества, осуществляет контакты с различными учреждениями и организациями по проблемам наставничества (заключение договоров о сотрудничестве, о социальном партнерстве, проведение координационных совещаний, участие в конференциях, форумах, вебинарах, семинарах по проблемам наставничества и т.п.);
- способствует организации условий для непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников, аккумулирования и распространения лучших практик наставничества педагогических работников.
- Куратор реализации программ наставничества:
- назначается руководителем образовательной организации из числа заместителей руководителя;
- своевременно (не менее одного раза в год) актуализирует информацию о наличии в образовательной организации педагогов, которых необходимо включить в наставническую деятельность в качестве наставляемых;
- предлагает руководителю образовательной организации для утверждения состава методического объединения наставников Детского сада№33 для утверждения (при необходимости его создания);
- разрабатывает Дорожную карту (план мероприятий) по реализации Положения о системе наставничества педагогических работников в образовательной организации;
- совместно с системным администратором ведет банк (персонифицированный учет) наставников и наставляемых, в том числе в цифровом формате с использованием ресурсов Интернета - официального сайта образовательной организации/страницы;
- формирует банк индивидуальных/групповых персонализированных программ наставничества педагогических работников Детского сада;
- осуществляет координацию деятельности по наставничеству
с ответственными и неформальными представителями региональной системы наставничества, с сетевыми педагогическими сообществами;
- организует повышение уровня профессионального мастерства наставников, в том числе на стажировочных площадках и в базовых образовательных учреждениях с привлечением наставников из других образовательных организаций;
- курирует процесс разработки и реализации персонализированных программ наставничества;
- организует совместно с руководителем образовательной организации мониторинг реализации системы наставничества педагогических работников в образовательной организации;
- осуществляет мониторинг эффективности и результативности реализации системы наставничества в образовательной организации, оценку вовлеченности педагогов в различные формы наставничества и повышения квалификации педагогических работников, формирует итоговый аналитический отчет о реализации системы наставничества, реализации персонализированных программ наставничества педагогических работников;
- фиксирует данные о количестве участников персонализированных программ наставничества в формах статистического наблюдения.
4. Права и обязанности наставника
4.1 Права наставника:
- привлекать для оказания помощи наставляемому других педагогических работников образовательной организации с их согласия;
- знакомиться в установленном порядке с материалами личного дела наставляемого или получать другую информацию о лице, в отношении которого осуществляется наставничество;
- обращаться с заявлением к куратору и руководителю образовательной организации с просьбой о сложении с него обязанностей наставника;
- осуществлять мониторинг деятельности наставляемого в форме личной проверки выполнения заданий.
4.2. Обязанности наставника:
- руководствоваться требованиями законодательства Российской Федерации, региональными и локальными нормативными правовыми актами образовательной организации при осуществлении наставнической деятельности;
- находиться во взаимодействии со всеми структурами образовательной организации, осуществляющими работу с наставляемым по программе наставничества (школа начинающего педагога);
- осуществлять включение молодого/начинающего специалиста в общественную жизнь коллектива, содействовать расширению общекультурного и профессионального кругозора, в т.ч. и на личном примере;
- создавать условия для созидания и творчества в педагогическом процессе через привлечение к инновационной деятельности;
- содействовать укреплению и повышению уровня престижности педагогической деятельности, организуя участие в мероприятиях для молодых/начинающих педагогов различных уровней (профессиональные конкурсы, конференции, форумы и др.);
- участвовать в обсуждении вопросов, связанных с педагогической деятельностью наставляемого, вносить предложения о его поощрении или применении мер дисциплинарного воздействия;
- рекомендовать участие наставляемого в профессиональных региональных и федеральных конкурсах, оказывать всестороннюю поддержку и методическое сопровождение.
5. Права и обязанности наставляемого
5.1. Права наставляемого:
- систематически повышать свой профессиональный уровень;
- участвовать в составлении персонализированной программы наставничества педагогических работников;
- обращаться к наставнику за помощью по вопросам, связанным с должностными обязанностями, профессиональной деятельностью;
- вносить на рассмотрение предложения по совершенствованию персонализированных программ наставничества педагогических работников образовательной организации;
- обращаться к куратору и руководителю образовательной организации с ходатайством о замене наставника.
5.2. Обязанности наставляемого:
- изучать Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273 -ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации», иные федеральные, региональные, муниципальные и локальные нормативные правовые акты, регулирующие образовательную деятельность, деятельность в сфере наставничества педагогических работников;
- реализовывать мероприятия плана персонализированной программы наставничества в установленные сроки;
- соблюдать правила внутреннего трудового распорядка образовательной организации;
- знать обязанности, предусмотренные должностной инструкцией, основные направления профессиональной деятельности, полномочия и организацию работы в образовательной организации;
- выполнять указания и рекомендации наставника по исполнению должностных, профессиональных обязанностей;
- совершенствовать профессиональные навыки, практические приемы и способы качественного исполнения должностных обязанностей;
- устранять совместно с наставником допущенные ошибки и выявленные затруднения;
- проявлять дисциплинированность, организованность и культуру в работе и учебе;
- учиться у наставника передовым, инновационным методам и формам работы, правильно строить свои взаимоотношения с ним.
6. Процесс формирования пар и групп наставников и педагогов, в отношении которых осуществляется наставничество
6.1. Формирование наставнических пар (групп) осуществляется по основным критериям:
- профессиональный профиль или личный (компетентностный) опыт наставника должны соответствовать запросам наставляемого или наставляемых;
- у наставнической пары (группы) должен сложиться взаимный интерес и симпатия, позволяющие в будущем эффективно взаимодействовать в рамках программы наставничества.
6.2. Сформированные на добровольной основе с непосредственным участием куратора, наставников и педагогов, в отношении которых осуществляется наставничество, пары/группы утверждаются приказом руководителя образовательной организации.
7. Завершение персонализированной программы наставничества
7.1. Завершение персонализированной программы наставничества происходит в случае:
- завершения плана мероприятий персонализированной программы наставничества в полном объеме;
- по инициативе наставника или наставляемого и/или обоюдному решению (по уважительным обстоятельствам);
- по инициативе куратора (в случае недолжного исполнения персонализированной программы наставничества в силу различных обстоятельств со стороны наставника и/или наставляемого - форс-мажора).
7.2. Изменение сроков реализации персонализированной программы
наставничества педагогических работников.
По обоюдному согласию наставника и наставляемого /наставляемых педагогов возможно продление срока реализации персонализированной программы наставничества или корректировка ее содержания (например, плана мероприятий, формы наставничества).
8. Условия публикации результатов персонализированной программы наставничества педагогических работников на сайте образовательной организации
8.1. Для размещения информации о реализации персонализированной программы наставничества педагогических работников на официальном сайте образовательной организации создается специальный раздел (рубрика).
На сайте размещаются сведения о реализуемых персонализированных программах наставничества педагогических работников, базы наставников и наставляемых, лучшие кейсы персонализированных программ наставничества педагогических работников, федеральная, региональная и локальная нормативно - правовая база в сфере наставничества педагогических работников, методические рекомендации, новости и анонсы мероприятий и программ наставничества педагогических работников в образовательной организации и др.
8.2. Результаты персонализированных программ наставничества педагогических работников в образовательной организации публикуются после их завершения.
9. Заключительные положения
9.1. Настоящее Положение вступает в силу с момента утверждения руководителем образовательной организации и действует бессрочно.
9.2. В настоящее Положение могут быть внесены изменения и дополнения в соответствии с вновь принятыми законодательными и иными нормативными актами Российской Федерации и вновь принятыми локальными нормативными актами образовательной организации.
Предварительный просмотр:
Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
Управление образования Академического района
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 35
620110 г. Екатеринбург. Ул. Краснолесья, д.105, телефон: (343)366-87-07
e-mail: mdou35@eduekb.ru
УТВЕРЖДЁН
Заведующий МБДОУ детский сад № 35
_____________ Ерофеева Е.С.
«_____» ____________________2023г.
План работы наставника учителя-логопеда Борисовой К.В. с молодым специалистом учителем-логопедом Махлеповой Т.А.
2023 – 2024 учебный год
Цель: развитие профессиональных умений и навыков у начинающего учителя - логопеда в условиях логопедического пункта дошкольного образовательного учреждения.
Задачи:
1. Оказать методическую помощь в личностной и социально-педагогической адаптации молодого специалиста.
2. Оказать методическую помощь в ведении документации учителя - логопеда.
3.Содействовать в организации предметно - развивающей среды в логопедическом кабинете.
4. Дать рекомендации по организации различных видов и форм занятий с детьми.
5. Познакомить с разнообразными методами и приёмами обучения при проведении
коррекционно-развивающих занятий.
6. Познакомить с формами и методами организации работы с родителями.
7.Ускорить процесс профессионального становления учителя-логопеда и развитие способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на него обязанности по занимаемой должности.
8.Развивать потребность и мотивацию в непрерывном самообразовании.
Месяц | Содержание работы | Форма проведения | Результат |
октябрь | - Изучение нормативно-правовой документации. Цель: оказать помощь в организации качественной работы с документацией. - Содействие в разработке и написании рабочей программы учителя-логопеда.
- Составление документации учителя-логопеда. - Организация первичной диагностики речевого развития дошкольников. Цель: познакомить с методическими пособиями по организации диагностики речевого развития дошкольников; показать практические приемы и формы работы с детьми во время диагностического обследования. - Содействие в организации предметно - пространственной среды по развитию и совершенствованию речи детей. Цель: показать практический материал, разработки к занятиям.
- Оказать помощь в заполнении речевой карты и составлении индивидуального плана коррекционно-развивающей работы на воспитанников по результатам диагностического обследования. | Консультация. Беседа. Показ ведения документации учителя - логопеда. Показ обследования речевого развития ребенка (заполнение речевой карты). Показ методических пособий по коррекции речевого развития, дидактических игр. Практикум. | Документация изучена. Составлена рабочая программа коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда. Составлен годовой план, календарно - тематическое планирование, циклограмма. Изучены диагностические пособия. Проведена диагностика уровня речевого развития детей. Приобретены и изготовлены методические пособия и игры. Речевые карты заполнены. Составлены индивидуальные планы коррекционно-развивающей работы на каждого ребёнка. |
ноябрь | - Организация различных видов и форм занятий с детьми (цели и задачи, требования к проведению). Цель: оказать методическую помощь по составлению и проведению занятий. - Познакомить с формами и методами организации работы с родителями. Анализ педагогических ситуаций, стилей педагогического общения с родителями. Оказать помощь в подготовке к проведению родительского собрания. - Рекомендации к проведению общей и специальной артикуляционной и дыхательной гимнастики. | Показ практического материала, методических пособий к индивидуальным, подгрупповым занятиям; занятиям по коррекции звукопроизношения, формированию лексико - грамматических категорий, связной речи. Консультация Практикум. | Материал к консультации. Материал к консультации. Приобретены и изготовлены рекомендуемые пособия, игры. |
декабрь | - Посещение индивидуальных и подгрупповых занятий наставника. Цель: оказать помощь по составлению и проведению занятий. - Использование разнообразных методов и приемов обучения при проведении НОД по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи». - Практикум по постановке свистящих звуков. Цель: оказать помощь в правильном выборе приемов постановки свистящих звуков. | Беседа. Консультация. Показ практического материала, пособий к занятию по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи. Практикум. | Просмотр занятий. Анализ и самоанализ занятий. Материал к консультации. Комплекс игровых упражнений для формирования свистящих звуков. |
январь | - Посещение индивидуальных и подгрупповых занятий наставника. Цель: проанализировать навыки ведения занятий. - Основы проведения артикуляционной и дыхательной гимнастики при постановке шипящих звуков. Способы постановки шипящих звуков Цель: оказать помощь в правильном выборе приемов постановки шипящих звуков. - Рекомендации по организации взаимодействия с педагогами. Цель: рекомендовать методические приемы и методы в работе с педагогами. - Использование здоровьесберегающих технологий на всех этапах коррекционной работы. | Беседа. Практикум. Беседа. Консультация. | Просмотр занятия. Беседа (самоанализ и анализ) Рекомендации. Комплекс артикуляционных и игровых упражнений при постановке шипящих звуков. Материал к консультации. Материал к консультации. |
февраль | - Консультация «Развитие фонематического слуха у детей с речевыми нарушениями» - Способы постановки аффрикатов. Цель: оказать помощь в правильном выборе приемов постановки аффрикатов.
- Посещение индивидуальных и подгрупповых занятий наставника. Цель: проанализировать навыки ведения занятий. | Консультация. Практикум. Беседа. | Материал к консультации. Комплекс игровых упражнений для формирования аффрикатов. Просмотр занятия. (самоанализ и анализ) Рекомендации. |
март | - Использование ИКТ в работе с детьми по коррекции звукопроизношения. Цель: оказать помощь в правильном выборе компьютерных игр по коррекции звукопроизношения. - Способы постановки сонорных звуков (звуков). Цель: оказать помощь в правильном выборе приемов постановки. - Наблюдение за молодым специалистом во время общения с родителями воспитанников. Цель: рекомендовать методические приемы и методы в работе с родителями. | Консультация. Практикум. Беседа. | Презентация компьютерных игр. Комплекс игровых упражнений для формирования сонорных звуков. Анализ. |
апрель | - Посещение индивидуальных и подгрупповых занятий молодого специалиста. - Использование современных образовательных технологий в коррекционно-развивающем процессе. - Этап автоматизации звуков. Цель: оказать помощь в правильном выборе речевого материала на этапе автоматизации звуков. | Беседа. Консультация Консультация | Просмотр занятия. (самоанализ и анализ) Рекомендации. Материал к консультации. Материал к консультации. |
май | - Этап дифференциации звуков. Цель: оказать помощь в правильном выборе речевого материала на этапе дифференциации. - Организация диагностики речевого развития детей. Обсуждение результатов. - Обсуждение итогов коррекционно - развивающей работы за год, выявление профессиональных затруднений и определение путей их устранения. Планирование коррекционно-развивающей работы на следующий учебный год. | Консультация Беседа. Анализ работы за год. Отчет о проделанной работе за год. | Материал к консультации. Проведена диагностика. Составлен план работы. Рекомендации. |
Предварительный просмотр:
Отчет о проделанной работе наставника учителя-логопеда Борисовой Ксении Владимировны с молодым специалистом учителем-логопедом Махлеповой Т.А. 2023 – 2024 учебный год
Цель: развитие профессиональных умений и навыков у начинающего учителя - логопеда в условиях логопедического пункта дошкольного образовательного учреждения.
Задачи:
1. Оказать методическую помощь в личностной и социально-педагогической адаптации молодого специалиста.
2. Оказать методическую помощь в ведении документации учителя - логопеда.
3.Содействовать в организации предметно - развивающей среды в логопедическом кабинете.
4. Дать рекомендации по организации различных видов и форм занятий с детьми.
5. Познакомить с разнообразными методами и приёмами обучения при проведении коррекционно-развивающих занятий.
6. Познакомить с формами и методами организации работы с родителями.
7.Ускорить процесс профессионального становления учителя-логопеда и развитие способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на него обязанности по занимаемой должности.
8.Развивать потребность и мотивацию в непрерывном самообразовании.
Основные направления работы наставника:
- изучение нормативно-правовой базы;
- ведение документации дошкольного учреждения;
- организация коррекционно-развивающей работы в ДОУ;
- формы и методы организации совместной деятельности с воспитанниками;
- организации предметно - пространственной среды;
- организация диагностики, цели и задачи;
- использование инновационных образовательных технологий.
Выбор формы работы с молодым специалистом Татьяной Александровной начался с беседы. Выяснилось, что молодой педагог испытывает трудности в вопросах организации коррекционно-развивающей работы с дошкольниками в ДОУ. Был составлен индивидуальный план работы педагога-наставника и молодого педагога.
Сначала ознакомила педагога с нормативно-правовой базой, была изучена образовательная программа ДОУ, затем была оказана помощь в составлении рабочей программы коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда, составлен годовой план и календарно - тематическое планирование.
Татьяне Александровне были представлены диагностические пособия. Совместно с педагогом была проведена диагностика уровня речевого развития детей. По результатам обследования составлены индивидуальные планы коррекционно-развивающей работы на каждого ребёнка. Заполнены речевые карты.
Далее молодому специалисту было оказано содействие в организации предметно - пространственной среды по коррекции речевого развития детей. Педагогом приобретены рекомендуемые методические пособия, изготовлены игры.
За отчётный период Татьяна Александровна посещала индивидуальные и подгрупповые занятия наставника. Познакомилась с разнообразными методами и приемами обучения при их проведении.
Молодому педагогу были даны рекомендации по организации взаимодействия с педагогами и родителями. Представлены методические приемы и методы в работе с ними.
Татьяна Александровна ознакомлена с современными образовательными технологиями в коррекционно-развивающем процессе, со здоровьесберегающими технологиями. Освоила и стала применять в коррекционно-образовательном процессе информационно-коммуникационные технологии: специализированные логопедические программы и игры.
В апреле 2024 года было организовано посещение индивидуальных и подгрупповых занятий молодого специалиста наставником. Был проведён анализ и самоанализ занятий, даны рекомендации.
В конце учебного года была проведена итоговая диагностика речевого развития детей с обсуждением результатов коррекционно - развивающей работы за год, выявление профессиональных затруднений и определение путей их устранения.
В результате проведённой работы, можно сделать вывод, что Татьяна Александровна приобрела практические навыки, необходимые для коррекционно-развивающей работы с детьми с нарушениями речи и стала применять их в своей педагогической деятельности.
31.05.2024г.
Заведующий МБДОУ № 35 ______________/_________________________
(подпись) (Ф.И.О)
Учитель-логопед наставник_________________/________________________
(подпись) (Ф.И.О)
