Кружок обучение грамоте

В данной работе представлена программа дополнительного образования по обучению дошкльников грамоте

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok.docx63.28 КБ

Предварительный просмотр:

КРУЖОК

по обучению дошкольников грамоте «Путешествие в Читай-город»

Содержание

стр.

I

Целевой раздел

2 - 8

1.1.

Пояснительная записка  

2 - 2

1.1.1

Цели и задачи рабочей программы дошкольного образования

2 - 3

1.1.2

Принципы и подходы к реализации программы

3 - 3

1.1.3

Значимые характеристики детей дошкольного возраста

3 - 7

'1.2

Планируемые результаты освоения программы

7 - 7

1.2.1

Особенности организации педагогической диагностики

7 - 8

II

Содержательный раздел

8 - 10

2.1.

Этапы работы

8 - 9

2.2

Методы и средства реализации программы

9 - 9

2.3

Особенности взаимодействия  педагогического коллектива с семьями воспитанников

9 - 10

III

Организационный раздел

10 - 15

3.1

Методическое обеспечение Программы

10 - 10

3.2

Структура непосредственно – образовательной деятельности

10 - 11

3.3

Учебно-тематический план

11 -15

3.4

Перечень источников, используемых при разработке Программы

16

I. Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка

     Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребёнком разговорного языка, становление и развитие всех сторон речи.

     В современной иерархии педагогических проблем выделяется проблема готовности ребёнка к школе, и одна из них – речевая. Под речевой готовностью к школе понимается взаимосвязь множества компонентов, основными из которых являются звукопроизношение, фонематический слух, звуковой анализ, словарный запас, грамматический строй, связность речи.

     Задача дошкольного учреждения – воспитать у детей качество речи, способствующее успешному овладению ими устной и письменной речью в начальной школе.

     Формирование у детей навыка чтения является необходимой базой для всего последующего образования. С каждым годом увеличивается число детей, у которых проявляются нарушения чтения. Они испытывают большие трудности в осуществлении звукового анализа и синтеза слов, плохо запоминают буквы, искажают слоговую структуру слова. Это приводит к низкому темпу чтения и снижению уровня понимания прочитанного. Несовершенство зрительного, пространственного и фонематического восприятия также затрудняет формирование навыков чтения и письма.

  1. Цели и задачи Программы

Цель Программы:

Формирование умения произносить и читать слова различной звукослоговой структуры у детей 5-7 лет.

Задачи:

Подготовка к обучению грамоте

- формировать у детей первоначальных представлений понимания того, что такое «слово», «предложение», как они строятся, из каких частей состоят; уметь проводить звуковой и слоговой анализ слов, делить двухсложные и трёхсложные слова на слоги, составлять слова из слогов.

Воспитание звуковой культуры речи

- формировать и закреплять правильное произнесение звуков родного языка и соотнесение их с буквенным изображением; выработка интонационной выразительности, дикции, силы голоса, темпа речи.

Формирование грамматического строя речи

- развивать умения образовывать существительные с увеличительными, уменьшительными и ласкательными суффиксами, обучать правильному построению предложений.

Развитие процессов восприятия, мышления, речи

- совершенствовать работу слухового, зрительного и тактильного анализаторов, уметь ориентироваться в пространстве.

1.1.2. Принципы и подходы к формированию Программы

     Программа разработана с учётом основных принципов:

  1. Последовательности (все задачи решаются методом усвоения материала «от простого к сложному», в соответствии с познавательными возрастными возможностями детей);
  2. Доступности (заключается в простоте изложения и понимания материала);
  3. Наглядности (предлагает наличие наглядного раздаточного материала, наличие дидактических игр и пособий);
  4. Индивидуализации (учитывает психологические особенности дошкольников);
  5. Результативности (обеспечивает соответствие целей программы и возможностей их достижения).

  1. Значимые для разработки и реализации Программы характеристики особенностей развития речи детей 5-7 лет

Благодаря большой кропотливой работе педагогов и родителей в предшествующие годы речь старшего дошкольника развита достаточно хорошо. Он владеет практически всеми основными сторонами родного языка. В последний год перед школой уровень речевого развития каждого ребенка качественно совершенствуется: дополняется, уточняется, закрепляется. Активно продолжается работа по развитию связной речи, которая аккумулирует и широко использует все достижения речевого развития детей.

        Для построения правильной методической работы по развитию речи взрослым (педагогам и родителям) следует знать:

1) состояние произносительной стороны речи;

2) лексический объем речи (словарь);

3) состояние грамматического строя речи;

4) особенности развития связной речи;

5) уровень развития мелкой моторики рук.

Произносительная сторона речи

        Произносительная сторона речи детей старшего дошкольного возраста почти сформирована и нуждается лишь в некотором закреплении и уточнении.  Речевой слух (сочетание фонематического и фонетического слуха). Уровень развития речевого слуха позволяет детям 5—7 лет:

  • контролировать правильность собственной речи и речи окружающих при произнесении сложных звукосочетаний, сложных по конструкции слов, в согласовании слов в предложении;
  • определять наличие определенного звука во фразе; выделять из фразы слова с заданным звуком; подбирать слова: на определенный звук; заканчивающиеся на заданный звук; со звуком, находящимся в середине слова; с двумя заданными звуками [с — ш], [з — ж], [ц — с], например: соцветие-,
  • дифференцировать свистящие и шипящие, звонкие и глухие, мягкие и твердые звуки;
  • различать лексическое значение слов-паронимов.

        Речевое дыхание. У детей 5—7 лет сформировано правильное речевое дыхание с коротким вдохом и длительным выдохом. Исключение составляют дети с различной формой заикания, которым рекомендуются занятия с логопедом. Объем легких детей седьмого года жизни позволяет им произносить на одном вдохе фразу, состоящую из 6—8 слов. В сложных по конструкции предложениях дети рационально используют выдыхаемый поток воздуха, умеют делать правильные остановки в речи для нового короткого вдоха, не нарушая при этом целостности произносимой фразы.

        Звукопроизношение. Ребенок 6 лет в норме владеет правильным произношением всех звуков речи. Однако у некоторых детей еще имеются недостатки, выражающиеся в недостаточно четкой дифференциации отдельных звуков. Чаще всего это свистящие и шипящие, звонкие и глухие согласные, твердые и мягкие звуки. У части детей процесс закрепления навыков правильного произношения (или автоматизации) звуков [р — р’], [л — л’] несколько затягивается. Эти дети не владеют в достаточной мере самоконтролем при произношении данных звуков. Им требуется помощь окружающих взрослых.

        Словопроизношение. Детям 5-7 лет доступно произношение слов сложной звуко - слоговой конструкции. Они умеют отвечать на вопросы, соблюдая нормы литературного произношения, изменяя, в зависимости от высказывания, просодические компоненты речи (силу, высоту, темп, тембр). Дети правильно произносят слова с множественным стечением согласных звуков (экскаватороркестрант и т. п.).

Лексический объём речи

        Объем словаря детей 5-7 лет различен. Это зависит от индивидуальных особенностей ребенка, от социума, в котором он воспитывается. Однако в среднем объем словаря ребенка к 7 годам достигает 5000 слов. Активное расширение словаря идет за счет развития познавательной сферы. Словарь детей 6 лет уточняется, активизируется на основе информации ближнего и дальнего окружения. Ребенок называет фамилию, имя, отчество близких людей; определяет их родственные и общественные отношения (кто такой, кем приходится родным и близким). Дети 6 лет называют предметы, их целевое назначение и функции. Прежде всего, это касается предметов, которые находятся в их непосредственном окружении: дома, в саду, во дворе, на даче, в парке, на улице, в транспорте, в магазинах, в других общественных местах. Также они называют объекты живой природы (животных и растения), их части, дают небольшие характеристики (повадки животных, изменения в жизни растений и т. п.); объекты неживой природы, фиксируют их изменения во все времена года. Происходит заметное пополнение словаря за счет конкретизации понятий, связанных с деятельностью человека.

        Продолжается работа с синонимами, антонимами, омонимами. Закрепляются представления детей о многозначности слов. Они понимают и используют в своей речи слова с переносным значением (хитрая, как лиса; быстрый, как ветер и т. п.). Детям доступны значения некоторых фразеологических оборотов. Важной особенностью пополнения лексического запаса слов детей 5-7 лет является способность усваивать каждое воспринимаемое слово в определенной степени обобщения. На седьмом году жизни дети легко усваивают родовые понятия (вещи, плоды, движение и т. п.). Им доступны слова, называющие предельное лексическое обобщение — предметность, действие, состояние, признак, качество, количество и т. п. Усвоение слов-обобщений способствует развитию мышления ребенка.

Грамматический строй речи

       Развитие лексической стороны речи всегда идет параллельно с развитием грамматического строя речи. Дети 5-7 лет достаточно легко (с помощью наводящих вопросов) подбирают однокоренные слова. Они осваивают практически все способы словообразования русского языка (на уровне языкового чутья). Дети хорошо образуют и употребляют в самостоятельной речи прилагательные сравнительной степени (добрый— добрее). Они правильно употребляют часто встречающиеся несклоняемые существительные (кино, пальто, пианино). Дети правильно понимают и употребляют в своей речи практически все предлоги, выражающие пространственные отношения. Они используют в высказываниях глаголы с приставкой пере и не путают ее с другими близкими по звучанию приставками (при-, про ).

       По-прежнему дети 6 лет могут допускать ошибки при образовании существительных в родительном падеже множественного числа. При этом они сами же их и находят, пытаются исправить, но это не всегда им удается. В данной ситуации им нужна еще помощь взрослых. Некоторые дети допускают ошибки в употреблении глаголов хотетьначать.

В самостоятельной речи дети 6 лет часто употребляют предложения сложной конструкции. Отвечая на проблемные вопросы (почему? зачем? как?), они стилистически правильно строят ответы, употребляя сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Таким образом, дети 5-7 лет на интуитивном уровне имеют достаточно точное знание норм грамматики.

Развитие связной речи

        С шестилетними детьми продолжается серьезная работа по обучению связной речи (диалогу и монологу). Чем старше ребенок, тем больше времени и места в процессе его речевого развития отводится связной речи. Это связано не только с возросшими речевыми возможностями детей 5-7 лет, но и с тем, что в связной речи отражается логика мышления ребенка, его умение осмысливать воспринимаемое и правильно выражать его. Связная речь как бы вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком: освоение произносительной стороны, словарного состава, грамматического строя. Владение разнообразными навыками связной речи позволяет ребенку осуществлять полноценное общение со сверстниками и взрослыми, дает возможность поделиться с ними накопленными знаниями и впечатлениями, получить необходимую и интересующую информацию.

        На шестом году жизни дети достаточно хорошо владеют диалогической речью, которая на протяжении всего дошкольного возраста была и остается ведущей и социально значимой для ребенка речевой формой. Дети знакомы с правилами ведения диалога (умение слушать и понимать собеседника, формулировать и задавать вопросы, строить ответ (реплику) в соответствии с услышанным), умеют отбирать речевой материал в зависимости от цели, ситуации и объекта общения; активно используют нормы речевого этикета в наиболее распространенных жизненных ситуациях (приветствие, прощание, просьба, утешение и т. п.). Однако на седьмом году жизни необходимо продолжить работу по совершенствованию диалогической речи, упражнять детей в умении осознанно выстраивать диалогическое взаимодействие в повседневном общении с окружающими и в специальных ситуациях (для получения результата, например, сказки), включать элементы диалогической речи в монологи.

        На протяжении седьмого года жизни продолжается обучение детей составлению монологических текстов. К 6 годам дети освоили элементарное построение монологов повествовательного и описательного типа. Они умеют определять главную тему высказывания и выстраивать последовательность частей монолога в повествовании (начало; средняя часть, концовка); называть объект речи, определять и выдерживать элементарную логику перечисления в монологах описаниях. Возросшие возможности шестилетних детей позволяют обучать их умению комбинировать повествовательные и описательные монологи.

  1. Планируемые результаты освоения Программы

По освоению программы дети должны:

  1. Владеть понятиями: «звук», «слог», «слово», «предложение», «буква»;
  2. Владеть методом слогового чтения «слов», «предложений»;
  3. Уметь составлять звуковые схемы слогов и слов, используя символы для обозначения гласных и согласных звуков;
  4. Проводить работу по составлению схем слов и предложений.

1.2.1. Особенности организации педагогической диагностики

Педагогическая комплексная диагностика

 уровня практического осознания элементов языка и речи

/для детей 5-7 лет по Д.Б. Эльконину/

            В состав речевого развития детей дошкольного возраста, совместно с возрастанием практических навыков, как бытовых, так и общественных, входит осознание ими языковой действительности в процессе специально организованного обучения.  Изучение практического осознания элементов речи детьми обычно определяется на уровне анализа выделения слова, фонемного анализа и анализа предложения. При исследовании даются следующие задания.

1. Скажи одно слово.

 2. Произнеси один звук. Сколько звуков в слове «дом»? Назови звуки в этом слове.

 3. Скажи одно предложение. Сколько слов в предложении «Дети любят играть»? Назови первое слово, второе, третье.

 При оценке результата высшая общая оценка составляет 3 балла. Также ответы могут быть оценены: 1 балл – верные ответы, 0 баллов – неверные. Все результаты обследования заносятся в таблицу.

Таблица 1

Фамилия и имя ребенка

Количественная оценка в баллах

Общая оценка

выделение слова

фонемный анализ

анализ предложений

 

Обработка и интерпретация результатов исследования.

3- балла соответствует высокому уровню развития практического осознания элементов речи;

2 балла – среднему;

1 балл – низкому уровню осознания языковых элементов. На основе суммарной оценки всех сторон развития речи делается вывод об уровне речевого развития.  Результаты исследования могут быть также оформлены в итоговой таблице.

II. Содержательный раздел

Содержание программы   позволяет в занимательной игровой форме усвоить дошкольниками такие понятия, как звук и буква, понять их различия и особенности.

Известно, что одной из важных составляющих обучения чтению является хорошо развитый фонематический слух. В процессе освоения программы используются специальные игры, подготавливающие слуховое восприятие, внимание и память дошкольников к работе со звуками речи. В структуру каждого занятия входят также различные игры, способствующие развитию у детей навыков фонематического анализа и синтеза.

Гласные и согласные звуки на занятиях соотносятся с образами соответствующих букв, при этом графический образ подкрепляется двустишием о букве, что способствует более быстрому запоминанию материала.

При составлении программы учитывались индивидуальные и возрастные особенности детей, их потенциальные возможности и способности.

2.1. Этапы работы

1. Звуки гласные и согласные.

2. Гласные звуки и буквы.

3. Парные по твёрдости и мягкости, звонкости и глухости согласные звуки.

4. Деление слов на слоги.

5. Ударение.

6. Правила написания предложений.

     Постепенно дети овладевают навыком послогового чтения; учатся составлять звуковые схемы слогов и слов, используя цветные символы для обозначения гласных и согласных звуков; проводят работу по составлению схем слов и предложений; знакомятся с рядом грамматико-орфографических правил; расширяют и уточняют представления об окружающей действительности, обогащают словарный запас и развивают устную речь.

Основные направления изучения буквы:

  1. Выделение изучаемого звука из слов в сильной позиции (в ударном слоге).
  2. Называние буквы. Дети знакомятся с тем, что звук можно обозначить графически, то есть буквой. При этом буквы обязательно называются твёрдыми звуками, например. Звук «с» обозначается буквой С, а не ЭС или СЭ.
  3. Знакомство с печатной буквой. Демонстрация буквы.
  4. Подбор зрительного образа к букве (вариант ребёнка).
  5. Сопоставление печатной буквы с графическим образом (вариант педагога).
  6. Предлагается стихотворное описание графического образа буквы.
  7. Анализ буквы (из каких элементов состоит,  количество элементов и расположение их в пространстве).
  8. Знакомство с траекторией движений при написании буквы (обведение буквы пальцем по гладкой поверхности, по трафарету, по контуру, по воздуху, на песке, на доске).
  9. Самостоятельное написание печатной буквы.

2.2. Методы и средства реализации Программы:

1. Словесный (заучивание стихотворений о букве, небольшой рассказ, беседа).

2. Наглядный (наблюдение, рассматривание).

3. Практический (словесные игры; дидактические игры:«Поймай звук», «Найди букву», «Цепочка слов»).

     Методическое условие реализации программы предполагает наличие методик Н.В. Нищевой «Обучение грамоте детей дошкольного возраста» и О.Г. Молчановой «До школы шесть месяцев: срочно учимся читать».

     Дидактическое условие – наличие дидактических пособий по обучению чтению и звуковому анализу.

     Материально-техническое – приобретение и изготовление новых пособий, таблиц, карточек по обучению грамоте.

Создание условий доброжелательной, творческой атмосферы на занятии.

2.3. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников

Осуществление полноценного образовательного процесса  обучения чтению невозможно без включения и активного участия родителей дошкольников.  

Овладение навыками чтения особенно в дошкольном возрасте требует ежедневной актуализации и закрепления знаний о звуках и буквах, полученных на занятиях. Без поддержки и систематических упражнений в домашних условиях, без заинтересованности родителей дошкольников в успехе процесса обучения невозможно полноценное овладение навыками аналитико – синтетического слияния звуко–буквенных сочетаний. На протяжении всей реализации содержания учебного материала программы родители являются неотъемлемыми участниками образовательного процесса: они ознакомлены с требованиями, целями и задачами обучения; осведомлены о необходимости выполнения домашних заданий  и постоянного закрепления и упрочения материала изученного с педагогом.

III. Организационный раздел

3.1. Методическое обеспечение Программы

Занятия по реализации данной программы проводятся в специально отведенном помещении. Дидактический наглядный материал, игрушки и игры на занятиях предъявляются  в соответствии с возрастными требованиями, особенностями психофизического развития детей. Учебная зона укомплектована необходимым количеством мебели, соответствующей числу детей, посещающих занятия, меловой и магнитной доской.

            Методическая основа Программы:

- одновременное изучение парных по твёрдости и мягкости, звонкости и глухости согласных звуков;

- усвоение детьми плавным слоговым чтением;

- применение оригинальных схем-моделей разнотипных слогов и слов;

- использование цветовых сигналов при обозначении звуков;

- представление детям системы игр и упражнений со звуками, буквами, словами;

- развитие зрительного, тактильного, фонематического восприятия, оптико-пространственного представления;

- формирование у детей ведущих видов речевой деятельности говорения и слушания, чтения и письма.

3.2. Структура непосредственно-образовательной деятельности

Программа рассчитана на два года обучения и предназначена детям в возрасте 5-7 лет

 Численность в группе – 13 человек.

 Форма организации занятий: фронтальная.

 Продолжительность занятий 2 раза в неделю для детей старшей группы - 25 мин., для детей подготовительной группы – 30 мин.

Пояснения: кружок функционирует с  ноября по конец мая.

В январе в связи с каникулами  занятия начинаются с третьей недели.

3.3. Учебно-тематический план

Старшая группа

Тема

нояб

дек

янв

фев

март

апр

май

Количество занятий

«Звуки и буквы»

1

Звук «А»

1

Звук «У»

1

Звук «О»

1

Звук «И»

1

Звуки «Т», «Т’»

1

Звук «П», «П’»

2

Звуки «Н», «Н’»

2

Звуки «М», «М’»

2

Звуки «К», «К’»

2

Звуки «Б», «Б’»

2

Звуки «Д», «Д’»

2

Звуки «Г», «Г’»

2

Звуки «Ф», «Ф’»

2

Звуки «В», «В’»

2

Звуки «Х», «Х’»

1

Звук «Ы»

1

Звуки «С», «С’»

2

Звуки «З», «З’»

2

Звук «Ш»

2

Звук «Ж»

2

Звук «Э»

1

Звук «Й»

1

Буква «Е»

1

Буква «Ё»

1

Буква «Ю»

2

Буква «Я»

2

Звук «Ц»

1

Звук «Ч»

1

Звук «Щ»

2

Звуки «Р», «Р’»

2

Звуки «Л», «Л’»

2

«Ь», «Ъ»

1

Итоговое

1

Итого

54 зан.

Подготовительная группа

Тема

сент

окт

нояб

дек

янв

фев

март

апр

май

Количество занятий

«Звуки, слоги, слова, буквы»

1

«Предложение»

1

Звук, буква «А»

1

Звук, буква «У»

1

Звук, буква «О»

1

Звук, буква «И»

1

Звуки «Т», «Т’», буква «Т»

2

Звуки «П», «П’», буква «П»

2

Звуки «Н», «Н’», буква «Н»

2

Звуки «М», «М’», буква «М»

2

Звуки «К», «К’», буква «К»

1

Повторение

1

Звуки «Б», «Б’», буква «Б»

2

Звуки «Д», «Д’», буква «Д»

1

Звуки «Д», «Т», буква «Д»

1

Звуки «Г», «Г’», буква «Г»

1

Звуки «К», «Г», буква «Г»

1

Звуки «Ф», «Ф’», буква «Ф»

2

Звуки «В», «В’», буква «В»

2

Звуки «Х», «Х’», буква «Х»

2

Звук «Ы», буква «Ы»

2

Звуки «С», «С’», буква «С»

2

Звуки «З», «З’». буква «З»

1

Звуки «С», «З»

1

Звук «Ш», буква «Ш»

1

Звуки «С», «Ш»

1

Звук «Ж», буква «Ж»

1

Звуки «Ж», «Ш»

1

Звук «Э», буква «Э»

2

Звук «Й», буква «Й»

2

Буква «Е»

2

Буква «Ё»

2

Буква «Ю»

2

Буква «Я»

2

Звук и буква «Ц»

2

Звук и буква «Ч»

2

Звук и буква «Щ»

1

Звуки «Ч», «Щ»

1

Звуки «Л», буква «Л»

2

Звуки «Р», «Р’», буква «Р»

2

Звуки «Л», «Р»

2

«Ь»

2

«Ъ»

2

Повторение

1

Итоговое

1

Итого

68 зан.


3.4. Перечень источников, используемых при разработке Программы

1. Молчанова О.Г. До школы шесть месяцев: срочно учимся читать. М.- 2014.

2. Нищева Н.В. Обучение грамоте детей дошкольного возраста. СПб.: Детство-Пресс, 2015.

3. Нищева Н.В. Мой букварь. СПб.: Детство-Пресс, 2015

4. Нищева Н.В. Тетрадь для обучения грамоте детей дошкольного возраста 1,   2, 3 ч. СПб.: Детство0Пресс, 2015

5. Узорова О.В., Нефедова Е.А. Быстрое обучение чтению. М.: АСТ, 2015.