Главные вкладки

    родительское собрание "Здоровый ребенок -это главное"

    Исламгалиева Гульсара Жакотовна

    Задачи :

    - формирование устойчивой потребности в здоровом образе жизни,

    - формирование  необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни;

    - научить использовать полученные знания в повседневной жизни;

    - сохранение и укрепление здоровья учащихся;

    - формирование основ культуры здоровья;

    - профилактика наркозависимости, алкоголизма и табакокурения.

    - включение в учебно-воспитательный процесс элементов оздоровительной направленности;

    - отслеживание  санитарно-гигиенических условий  обучения, формирование устойчивой мотивации учащихся в соблюдении этих норм;

    - обеспечение интереса к изучаемому материалу;

    - изучение особенностей возраста и влияния этих особенностей на поведение ребенка;

    - формирование потребностей к занятиям физической культурой и спортом;

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    МБОУ «Средняя общеобразовательная школа п. Октябрьский Перелюбского муниципального района Саратовской области»

    Родительское собрание в 1 классе

    « Здоровый ребенок – это главное!»

    Учитель начальных классов

    Исламгалиева Гульсара Жакотовна

                                           2013год

                       

    Пояснительная записка

        Программа «Здоровье»  в образовательном учреждении разработана на основании уже существующих программ Министерства Образования РФ* и на основании требований СанПиНов. Она не рекомендует конкретное количество часов для изучения какой-либо темы или главы, а рекомендует определенный уровень усвоения учащимися определенной тематики.  Программа представляет практическое  руководство для администрации, учителей-предметников, классных руководителей, социального педагога, психолога, которые реализуют целенаправленную работу по реализации здоровьесберегаюших направлений деятельности школы. Она может быть использована для самостоятельного планирования работы в классе, подготовке к урокам, тренингам, классным часам, родительским собраниям, различным формам воспитательной и учебной работы, индивидуальному психологическому консультированию.

    Цель :

    - организация образовательного процесса на всех его уровнях, при которой качественное обучение, развитие и воспитание происходит без нанесения ущерба их здоровью.

    Задачи :

    - формирование устойчивой потребности в здоровом образе жизни,

    - формирование  необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни;

    - научить использовать полученные знания в повседневной жизни;

    - сохранение и укрепление здоровья учащихся;

    - формирование основ культуры здоровья;

    - профилактика наркозависимости, алкоголизма и табакокурения.

    - включение в учебно-воспитательный процесс элементов оздоровительной направленности;

    - отслеживание  санитарно-гигиенических условий  обучения, формирование устойчивой мотивации учащихся в соблюдении этих норм;

    - обеспечение интереса к изучаемому материалу;

    - изучение особенностей возраста и влияния этих особенностей на поведение ребенка;

    - формирование потребностей к занятиям физической культурой и спортом;

    - использование активных методов обучения для возможности дальнейшего применения различных приемов и форм ЗОЖ в жизни

     Первый этап – усвоение базовых данных по семи разделам (базовый уровень) и их применение  в соответствии с возрастными особенностями развития младшего школьника.

    Второй этап –  усвоение и применение новых знаний (базовый уровень + конкретные знания в области ЗОЖ), мотивация потребности ЗОЖ в соответствии с особенностями подросткового возраста.

    Третий этап – усвоение и применение новых знаний, применение уже сформировавшихся навыков здорового образа жизни, формирование устойчивой позиции к здоровому образу жизни (базовый уровень + конкретные знания + устойчивая потребность в ЗОЖ) в соответствии с особенностями юношеского возраста

      Этот курс даст учащимся знания и поможет выработать умения и навыки, направленные на сохранение и укрепление здоровья, самопознание и самосовершенствование, формирование социально-психологической компетентности в выстраивании гармоничных взаимоотношений с людьми, повышение адаптационных возможностей, включая адаптацию образовательного процесса ( в значительной степени через развитие  интереса к нему), грамотной организации  образа жизни в соответствии со своими способностями и возможностями.

    Задачи, стоящие перед учителем в процессе

     реализации здоровьесберегающих технологий

    1. Просвещение учащихся
    2. Мотивация учащихся
    3. Создание эффективного психологического климата в классе
    4. Выбор адекватных методов и средств
    5. Индивидуальный подход
    6. Взаимодействие с семьей
    7. Влияние на микросоциум
    8. Фиксация проблем

    Задачи, стоящие перед учащимися в процессе

    реализации здоровьесберегающих технологий

    1. Формирование собственной мотивации к здоровью
    2. Формирование привычек соблюдать гигиенические правила и нормы
    3. Изучение учебного материала и соотнесение его с собственным опытом
    4. Нацеленность на поиск позитивного подхода в проблемных ситуациях

    Задачи, стоящие перед родителями в процессе

    реализации здоровьесберегающих технологий

    1. Создание условий для академической работы ребенка
    2. Создание условий для оздоровления ребенка
    3. Формирование морали, социальных установок
    4. Формирование мотивации
    5. Передача культурной традиции
    6. Взаимодействие с учителями

                                                                          “Ребенок, как тесто,
                                                                                  что  замесил, то  и выросло”

    Цель:

    формирование психического и психологического здоровья  учащихся;

    умение правильно привить установки  запрета для ребенка, не ломая его психику, интерес, потребность к знаниям.

    План собрания:

    1. Возрастные особенности младшего школьника.
    2. Проблемные ситуации
    3. Советы психолога
    4. Памятка родителям.
    5. Рефлексия

    Участники: родители учащихся 1-го класса (программа 1 – 4), классный руководитель.

    Подготовка:

    1. Изучение учителем психолого – педагогической литературы по теме родительского собрания; подбор книг и журналов для выставки.
    2. Анкетирование учащихся; обработка, анализ и обобщение анкет классным руководителем
    3. Составление памяток для родителей; подготовка листов с заданиями для микрогрупп.

                                                             

                                                                           Ход родительского собрания.

    1. Приветствие. Вступительное слово учителя.

    Здравствуйте, уважаемые родители! Мы рады вас приветствовать на нашей встрече. Сегодня мы предлагаем вам вступить в диалог о проблемах психологического здоровья младших школьников. Прошло совсем немного времени, и наши дошкольники превратились в настоящих школьников. Как проходит этот процесс, где возникают проблемы; как помочь детям учиться, сохраняя его здоровье ? На эти и другие вопросы мы попробуем ответить на сегодняшнем собрании.

                                                                             

    1. Сообщение « Возрастные особенности младшего школьника.

    Множество дошколят с нетерпением ожидают дня, когда они впервые переступят порог школы. Проходят дни, и у части школьников эмоциональная приподнятость исчезает. Они столкнулись с первыми трудностями. У них не все получается. Они разочарованы. И это естественно. Начало школьного обучения приходится на кризис 7 лет. В этот же период жизни, в 6-7 лет, меняется и весь психологический облик ребенка, преобразуется его личность, познавательные и умственные возможности, сфера эмоций и переживаний, круг общения.

    Родители отмечают, что не то чтобы ребенок становится непослушным, скорее, он становится непонятным и все это совпадает с началом школьного обучения. Что же происходит? Поступление в школу – переломный момент в жизни каждого ребенка. Родители должны знать, что ребенок с поступлением в школу будет изменяться. К наступлению школьного возраста дети приходят с совершенно разным багажом опыта, с разными знаниями, умениями, навыками, привычками.

     Ребенок теряет наивность, непосредственность, простодушие, и его поведение по контрасту представляется неестественным для тех, кто знал его раньше. В какой-то степени это верно. Утратив одни формы поведения, ребенок еще не освоил новые. Многочисленные «можно», «нельзя», «надо», «так нужно» лавиной обрушивается на 1-классника. Эти правила связаны как с организацией самой школьной жизни, так и с включением ребенка в новую для него учебную деятельность.

     У беззаботного прежде малыша появляются непривычные обязанности: в школе он не волен распоряжаться своим временем, должен подчиняться правилам дисциплины, которые не всегда кажутся ему разумными. Почему нужно сидеть смирно целый урок? Почему нельзя шуметь, кричать, бегать? После динамичных, эмоциональных игр дошкольника новая жизнь кажется утомительной и не всегда интересной. Школьная дисциплина требует большого напряжения, первокласснику трудно управлять своими чувствами и желаниями. Нормы и правила идут порой вразрез с непосредственными желаниями и побуждениями ребенка. К этим нормам нужно адаптироваться.

    Период адаптации у каждого школьника длится по-разному – у одних один месяц, у других – одну четверть, у третьих – растягивается на весь учебный год. Многое зависит от индивидуальных особенностей самого ребенка.

          Резко меняется и характер деятельности. Раньше основной была игра. А в ней результат - не самое главное. Прежде всего, волнует и захватывает сам процесс игры. В учебе же на первый план все больше выдвигается результат, его оценка. Поэтому возникает кризис и в ценностных ориентациях ребенка, а за ним и первые неожиданности и разочарования. И не только у детей, но и у родителей тоже.

    Отношения с родителями по – прежнему значимы, но всё же отходят на второй план. Огромным авторитетом обладает учитель, на новый уровень выходят отношения со сверстниками. В подобных переживаниях начинают складываться собственные представления о том, что такое хорошо и что такое плохо.

    Начало школьного обучения для каждого ребенка является стрессом. Все дети, наряду с переполняющими ими чувствами радости, восторга или удивления, испытывают тревогу, растерянность, напряжение. У 1-классника в первые дни (недели) посещения школы снижается сопротивляемость организма, могут нарушаться сон, аппетит, повышаться температура, обостряться хронические заболевания. Дети, казалось бы, без повода капризничают, плачут.   Все эти нарушения вызваны той нагрузкой, которую испытывает психика ребёнка, его организм.

    Нормально развивающегося младшего школьника отличает широта интересов: он по очереди увлекается всем подряд, пробует себя в самых различных областях. Ребёнок жизнерадостен, энергичен, переполнен мечтами и идеями.

     III. Проблемные ситуации

    1.учитель: Каждый ребенок приходит на землю со своей миссией. Каждый ребенок  индивидуален. А  что мы делаем? Мы с самого рождения начинаем навязывать ему свои установки: ты должен, ты неумеха, вот я в твои годы, посмотри на тех, на этих.

    Мы заставляем его заниматься тем, что ребенку не свойственно, давая свои установки, мы ломаем ребенка, он теряется и уже не может реализоваться.

    2. Игра «Связанный ребенок».

     Учитель вызывает одного из родителей для демонстрации - это «ребенок».Мы говорим ребенку: не бегай, не прыгай, не упади…Мы связываем ему ноги.(Родителю перевязываем ленточкой ноги).Не трогай то, не трогай это…Мы связываем ему руки.(Родителю связываем руки). Не слушай это не для твоих ушей..Завяжем ему уши. Не кричи, не разговаривай громко. Завяжем ему рот.   Не смотри этот фильм…Завяжем ему глаза.

    Давайте спросим нашего ребенка, как он себя  чувствует?.( родители рассказывают о своих ощущениях)

    Анализ игры.

    Да не все можно позволить ребенку, но запретов не должно быть слишком много. А то, что запрещено, должно быть непреложно.

     Что следует запрещать ?

    1. То, что может нанести вред здоровью ребенка или окружающих( например играть с ножом)
    2. То, что может привести к порче вещей, в которые вложен труд людей( не ломай стол)
    3. 3.То, что противоречит нравственным нормам(не читай чужие письма)…
    4. И, конечно же, воспитание должно быть последовательным.

    3. На доске написаны 2 слова: «взрослые», «дети». 

    Назовите ваши ассоциации на эти слова…При слове «дети»  написано (игры, смех, школа, шалости) , т.е. здесь ваши ассоциации почти совпадают. А вот какие ассоциации возникают у детей на слово «Взрослые». Прочитайте на доске.

    Это пишут дети  

       Дети

    Взрослые

    Игра, шалости, конфеты,  

    смех ,школа, кукла, карандаши, мультфильмы

    ругаются, кричат, работают, ставят в угол, пьют, дерутся,  заставляют, обзываются, воспитывают.)

    Не пора ли нам задуматься?

    Вы скажите, что дети излишне эмоциональны. Тогда давайте поговорим об эмоциях человека. Хочется обратить ваше внимание на те эмоции, которые стимулируют развитие неврозов, разрушают внутреннее спокойствие и здоровье ребенка, нарушается психологическое равновесие.

      Это эмоции разрушения: гнев, злоба, агрессия

        и эмоции страдания: боль, страх, обида.

    Наблюдая за детьми, приходится констатировать, что эмоции страдания и разрушения им ближе, чем эмоции радости и добра.

    Вспомните примеры из вашей семейной жизни, связанными с отрицательными и положительными эмоциями.

    Памятка для родителей

    Положительные эмоции появляются у человека тогда, когда его любят, понимают, признают, уважают и принимают. Отрицательные – при неудовлетворении потребностей.( взросления, свободы).

    4.Проблемные ситуации  Предлагаю вам решить несколько проблемных ситуаций. Раздается группе листок  с конфликтной  ситуацией. Найдите выход.

    Ваш ребенок пришел домой весь в грязи, потерял деньги, которые ему дали, чтобы он купил хлеба .

    1. Как формировать положительные эмоции?

     С чего начать? Перед вами листы бумаги. Запишите на них выражения , запрещенные в общении с детьми в семье и желательные, рекомендуемые.

          6. Рекомендации психолога.

    Не употреблять:

    1. Я тысячу раз тебе говорил…

    2. Сколько раз надо повторять…

    3.О чем ты только думаешь…

    4. Неужели трудно запомнить …

    5. Ты такой же, как…

    6. Отстань, мне некогда…

    7. Почему Лена (Петя,Оля)  такая, а ты – нет

    И чаще употреблять:

    1. Ты у меня самый умный…
    2. Как хорошо, что ты у меня есть…
    3. Ты у меня молодец…
    4. Спасибо…
    5. Я тебя очень люблю…
    6. Без тебя бы я не справилась…

    IV .Рекомендации

    Родительская поддержка- это процесс, в ходе которого вы, уважаемые папы и мамы:

    -сосредоточены на достоинствах ребёнка, укрепляя тем самым в нём самооценку;

    - помогите ему поверить в себя и в свои силы;

    - помогайте избегать ошибок;

     - не осуждайте в случае неудач.

    Если ребёнок не всегда успешно справляется с заданием, дайте ему понять, что ваше отношение к нему не изменилось.

       Поддержка основана на том, чтобы ребёнок чувствовал свою нужность и вашу заботу. Для того, чтобы снять дневное напряжение, нужно постараться создать благоприятные условия:

    Любите своих детей, тогда они станут настоящими личностями, самостоятельными, удачливыми в жизни.

    Внушайте ребёнку, что все человеческие существа достойны уважения и любви.

     Поддержите в ребенке его стремление стать школьником. Будьте внимательны к ребенку, отмечайте изменения в его поведении, любые отклонения от нормы.

     Цените в своем ребенке индивидуальность, то, что он у вас необычный.

    Отвечайте на все вопросы школьника. Ищите ответы вместе с ним. Ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться. Когда человек учится, у него может что-то не сразу получиться. Ребенок имеет право на ошибку.

    Обращайте внимание на работоспособность ребенка.

    Будьте объективны не только в оценке своего ребенка, но и в оценке сложившейся трудной ситуации.

    Умейте просить прощение у ребенка, если вы неправы.

    Если вас в поведении ребенка, в его учебных делах что-то беспокоит, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу.

    Не забывайте об играх! У малышей должно быть время для игровых занятий.

    Будьте терпеливы, верьте в себя и в ребёнка, радуйтесь каждому мгновению, проведённому рядом с ним. Помните, время летит очень быстро! Дети повзрослеют, и у них  начнётся своя жизнь, но  уже без вас.

    Вам представилась удивительная  возможность вновь пережить то, что осталось далеко позади…ваше детство!

    1.  «Билль о правах ». В течении 5 минут составьте «Билль о правах ребенка» и «Билль о правах взрослого».Это памятка для вас.

     И  заглядывайте в них, когда хочется поругать свое любимое чадо.

    Помните , кто сохранит здоровье ребенка , если не мы?

     V. Рефлексия

    Составьте синквейн своего ребенка

    1. Слово  (кто?)
    2. Признаки 2 слова  (какая?)
    3. Действия 3 слова (что делает?)
    4. Предложение
    5. Одним словом охарактеризовать

    Пример:

    1. Оля

    2. Милая, доверчивая

    3.Бегает, играет, поет

    4. Дети цветы жизни

    5. Любимица

    Надеюсь, что сегодня мы вспомним о своих детях с любовью.

                               

                                         Спасибо за внимание.


     

    Комментарии

    Исламгалиева Гульсара Жакотовна

    материала для проведения родительского собрания достаточно