Методическая работа

Волошина Елена Владимировна

Консультации, мастер - классы для учителей начальных классов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Правила переноса в русском языке

 1. При переносе слов нельзя ни оставлять в конце строки, ни переносить на другую сторону часть слова, не составляющую слога; например, нельзя переносить просмо-тр, ст-рах.

 2. Нельзя отделять согласную от следующей за ней гласной.

Неправильно:

люб-овь

 дяд-енька

 реб-ята

 паст-ух        

Правильно:

лю-бовь

дя-денька, дядень-ка

 ре-бята, ребя-та

 па-стух, пас-тух

 Примечание 1. При переносе слов с односложной приставкой на согласную, стоящую перед гласной (кроме ы), желательно не разбивать приставку переносом; однако возможен перенос и в соответствии с только что приведёным правилом: без-умный и бе-зумный, без-ответственный и бе-зответственный; раз-очарованный и ра-зочарованный; без-аварийный и бе-заварийный.

 Примечание 2. Если после приставки стоит буква ы, то переносить часть слова, начинающуюся с ы, не разрешается.

Неправильно:

роз-ыгрыш        

Правильно:

 ро-зыгрыш, розыг-рыш

 Примечание 3. Слова, в которых в настоящее время приставка отчётливо не выделяется, переносятся в соответствии с основным правилом: ра-зорять, разо-рять; ра-зуть, ра-зум.

 3. Нельзя отрывать буквы ъ и ь от предшествующей согласной.

Неправильно:

под-ъезд

 бол-ьшой

 бул-ьон буль-он        

Правильно:

подъ-езд

 боль-шой

 бу-льон

  4. Нельзя отрывать букву й от предшествующей гласной.

Неправильно:

во-йна

 сто-йкий

 фе-йерверк

 ма-йор        

Правильно:

вой-на

 стой-кий

 фей-ерверк, фейер-верк

 май-ор

 5. Нельзя оставлять в конце строки или переносить на другую строку одну букву.

Неправильно:

а-кация акаци-я        

Правильно:

ака-ция

 6. При переносе слов с приставками нельзя разбивать односложную приставку, если за приставкой идёт согласный.

Неправильно:

по-дбить

 ра-змах        

Правильно:

под-бить

 раз-мах

7. При переносе слов с приставками нельзя оставлять в конце строки при приставке начальную часть корня, не составляющую слога.

Неправильно:

прис-лать

 отс-транять        

Правильно:

при-слать

 от-странять

 8. При переносе сложных слов нельзя оставлять в конце строки начальную часть второй основы, если эта часть не составляет слога.

Неправильно:

пятиг-раммовый        

Правильно:

пяти-граммовый, пятиграм-мовый

 9. Нельзя оставлять в конце строки или переносить в начало следующей две одинаковые согласные, стоящие между гласными.

Неправильно:

жу-жжать

 ма-сса

 ко-нный        

Правильно:

жуж-жать

 мас-са

 кон-ный

 Это правило не относится к начальным двойным согласным корня: сожжённый, поссорить, а также к двойным согласным второй основы в сложных словах: нововведение.

10. Нельзя разбивать переносом односложную часть сложносокращённого слова.

Неправильно:

спе-цодежда        

Правильно:

спец-одежда

11. Нельзя разбивать переносом буквенные аббревиатуры, как пишущиеся одними прописными, так и пишущиеся частью строчными, частью прописными или прописными с цифрами: СССР, МИД, КЗоТ, ТУ-104.

 12. Из изложенных выше правил переноса следует, что

многие слова можно переносить различными способами; при этом следует предпочитать такие переносы, при которых не разбиваются значащие части слова. Возможные варианты переносов:

шум-ный, шу-мный

 дерз-кий, дер-зкий, де-рзкий

 род-ство, родст-во, родс-тво

 дет-ский, детс-кий

 класс-ный, клас-сный

 лов-кий, ло-вкий

 скольз-кий, сколь-зкий, ско-льзкий

 бит-ва, би-тва

 сук-но, су-кно

 пробу-ждение, пробуж-дение

 Але-ксандр, Алек-сандр, Алексан-дра, Алекса-ндра, Александ-ра

 ца-пля, цап-ля

 кресть-янин, крестья-нин, кре-стьянин, крес-тьянин

 сест-ра, се-стра, сес-тра

Некоторые слова не подлежат переносу, например: Азия, узнаю, фойе.

13. Нельзя переносить сокращённые обозначения мер, отрывая их от цифр, указывающих число измеряемых единиц: 1917/г., 72/м, 253/км, 10/кг.

 14. Нельзя переносить «наращения», т.е. отрывать при переносе от цифры соединённое с ней дефисом грамматическое окончание; например, нельзя переносить: 1/-е, 2/-го.

 15. Нельзя разбивать переносами условные графические сокращения типа т.д., и т.п., и пр., т.е., о-во.

 16. Нельзя переносить на другую строку пунктуационные знаки, кроме тире, стоящего после точки или после двоеточия перед второй частью прерванной прямой речи.

 17. Нельзя оставлять в конце строки открывающую скобку и открывающие кавычки.

 Упражнение к теме «Правила деления на слоги. Правила переноса слов»

 Задание: разбейте на слоги данные слова; в скобках разделите эти же слова для переноса; выделите слова, которые нельзя разделить для переноса.

 Голыш, голышом, ершом, ураган, тюрбан, орган, сиятельный, плёночный, обгонять, бесспорный, гамма, бессрочный, уборочный, урождённый, изголовье, новелла, зубрила, диадема, телеграмма, эмблема, пальма, казарма, рифма, фирма, тьма, яма, желтизна, отчизна, королевна, ведьма, арена, флейточка, радио, точка, редька, калька, вуалька, каланча, паинька, перебранка, дублёнка, ящерка, прейскурант, перекраиваться, перекраивался, приятный, средства, осунувшийся, искусство, действия, расписание, деятельность, упал, представитель, вожжи, коллектив, аппарат, комиссия, равноправный, объектив, борются, район, сотрудник, въезд, выезд, подъезд, расправиться, подделаться, рассыпается, сотрудник, подытожить, используя, разыскать, накопленный, отгрузил, отгрузится, подъезжать.

 

Источники:

Правила переноса слов на сайте «Справочная служба русского языка»

Правила переноса слов в пособии Л.В. Балашовой, В.В. Дементьева «Курс русского языка»

Упражнения к теме «Слог. Правила переноса слов» в пособии Л.В. Балашовой, В.В. Дементьева «Курс русского языка»



Предварительный просмотр:

1.  Раздели слова  на слоги. Подчеркни слова, которые нельзя переносить.

Аня       каша       кустик      еда      вилка      карандаш       ряд

2. Найди ошибки и исправь их.

 пинал       оля      лапата   наташа

3. Обозначь количество букв и звуков в словах.

кукла       ясли      день    слон

1.  Раздели слова  на слоги. Подчеркни слова, которые нельзя переносить.

Аня       каша       кустик      еда      вилка      карандаш       ряд

2. Найди ошибки и исправь их.

 пинал       оля      лапата   наташа

3. Обозначь количество букв и звуков в словах.

кукла       ясли      день    слон

1.  Раздели слова  на слоги. Подчеркни слова, которые нельзя переносить.

Аня       каша       кустик      еда      вилка      карандаш       ряд

2. Найди ошибки и исправь их.

 пинал       оля      лапата   наташа

3. Обозначь количество букв и звуков в словах.

кукла       ясли      день    слон

1.  Раздели слова  на слоги. Подчеркни слова, которые нельзя переносить.

Аня       каша       кустик      еда      вилка      карандаш       ряд

2. Найди ошибки и исправь их.

 пинал       оля      лапата   наташа

3. Обозначь количество букв и звуков в словах.

кукла       ясли      день    слон



Предварительный просмотр:

Упражнения по теме «Правила переноса слов»

Упражнение 1.

Поиграем в игру “Назови одним словом”.

День недели после пятницы (суббота).

Игра на льду на коньках в небольшой мяч или шайбу (хоккей).

Результат сложения (сумма).

Место, где продают билеты (касса).

Запишите слова, соблюдая правила переноса слов.

Упражнение 2.

Запишите слова, разделив их на слоги. Охарактеризуйте слоги. Разбейте слова согласно правилам переноса. Определите, соответствуют ли слоги переносу слов.

Осенний день. Поблекли травы. Сырой, туманный холодок. И вдруг нежданно у канавы Расцвел шиповника цветок.

Упражнение 3.

Запишите слова, исправив ошибки в переносе слов. Какие правила переноса слов здесь нарушены? Есть ли слова, в переносе которых ошибок допущено не было? Разбейте слова на слоги, охарактеризуйте слоги в 1-м и 2-м словах.

По-ддержал, на-двязать, доп-латить, про-следить, дос-мотр, nepec-мотреть, там-оженники, бес-крайний, станц-ия, касс-ир, пое-здка.

Упражнение 4.

Как вы думаете, какие слова здесь написаны? Прочитайте.

Жин, ки, сне; лен, ка, дарь

Из скольких слогов состоят эти слова? А теперь запишите эти слова, разделив для переноса. Сколько способов переноса в словах из трех слогов?

Упражнение 5.

Прочитай слова. Спиши только те слова, которые можно перенести, разделяя их для переноса.

Олень, окно, соловей, убирай, сок, телефон, улица, юла, золотой.

Упражнение 6.

Прочитай слова. Выпиши слова, в которых три слога, разделяя их для переноса.

Работа, кошка, белочка, хлеб, мель, роза, двери, купание, тетради.

Упражнение 7.

Произнесите слова по слогам. Затем запишите их, разбивая для переноса. Какие из данных слов перенести нельзя?

Родители, отец, ребенок, сирота, семейство, родные, мать, семья, племянник.

Упражнение 8.

Прочитайте шуточное стихотворение.  Выпишите слова, которые нельзя перенести с одной строки на другую.

Едва

Я перенёс:

е-два

И получил

За это «кол».

Опять

Я перенёс:

о-пять.

И получил

За это «два».

Укол

Я перенёс:

у-кол

Теперь, надеюсь,

Будет «пять».

                            (А. Шибаев)

Упражнение 9.

Разбейте на слоги следующие слова. В скобках дайте деление тех же слов на части для переноса. Выделите слова, которые нельзя разделить для переноса.

Голыш, голышом, ершом, ураган, тюрбан, орган, сиятельный, плёночный, обгонять, бесспорный, гамма, бессрочный, уборочный, урождённый, изголовье, новелла, зубрила, диадема, телеграмма, эмблема, пальма, казарма, рифма, фирма, тьма, яма, желтизна, отчизна, королевна, ведьма, арена, флейточка, радио, точка, редька, калька, вуалька, каланча, паинька, перебранка, дублёнка, ящерка, прейскурант, перекраиваться, перекраивался, приятный, средства, осунувшийся, искусство, действия, расписание, деятельность, упал, представитель, вожжи, коллектив, аппарат, комиссия, равноправный, объектив, борются, район, сотрудник, въезд, выезд, подъезд, расправиться, подделаться, рассыпается, сотрудник, подытожить, используя, разыскать, накопленный, отгрузил, отгрузится, подъезжать.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развитие орфографической зоркости у младших школьников

Слайд 2

Актуальность От того, как будут сформированы азы орфографической грамотности на начальном этапе обучения во многом зависит дальнейшее успешное обучение любой школьной дисциплине.

Слайд 3

а) гласные о—а, и—е ; б) пары звонких и глухих согласных б—п, г—к, в—ф и т.д.; в) сочетания жи, ши, ча, ща, чу, щу ; г) сочетания стн, сн, здн, зн (непроизносимые согласные); д) сочетания нч, нщ; е) согласные буквы б, г, в, д, з, ж на конце слова, которые могут обозначать глухие согласные звуки [п],[к],[ф],[т],[с],[ш]; ж) буквы я, е, ю, ё, обозначающие два звука.

Слайд 4

ФАКТОРЫ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ЗОРКОСТИ, КАК ШАГ К ГРАМОТНОМУ ПИСЬМУ

Слайд 5

Зрительный фактор В е с ной. Х оро ша ро ща в е сной! Слышны песни птиц. Дятлы звонк о сту ча т по ств о лам д е рев ь ев. В тр а ве шуршат е жи . Они и щу т пи щу . Кругом цв е тут ду ши стые ланды ши .

Слайд 6

Слуховой фактор Работа над развитием фонематического слуха (учить слушать и слышать то, что говорит учитель)

Слайд 7

Рукодвигательный фактор Создание правильного графического образа слова, его запоминание

Слайд 8

Пути решения проблемы Увидеть орфограмму в слове. Определить вид орфограммы, к какой теме относится, вспомнить правило. Определить способ решения задачи в зависимости от типа (вида) орфограммы. Определить «шаги», ступени решения и их последовательность, т. е. составить алгоритм задачи. Решить задачу, т.е. выполнить последовательные действия по алгоритму. Написать слова в соответствии с решением задачи и сделать самопроверку.

Слайд 9

1. Списывание. Алгоритм списывания · Внимательно прочитай предложение. · Повтори его не заглядывая в текст. · Подчеркни в предложении все орфограммы. · Прочитай предложение орфографически. · Повтори еще раз предложение, орфографически проговаривая все звуки. · Закрой текст. Начинай писать, диктуя себе по слогам (орфографически) и подчеркивая орфограммы. · Сверь списанное с текстом, особое внимание обрати на орфограммы.

Слайд 10

2. Комментированное письмо. 3. Письмо с проговаривание. 4. Письмо с пропуском орфограмм (письмо с «дырками») 5. Какографические упражнения .

Слайд 11

6. Скоростное письмо. Методика проведения : 1. Чтение текста хором с учителем (орфоэпическое). 2. Самостоятельное чтение хором. 3. Объяснение орфограмм (коллективно). 4. Считают количество предложений в тексте. 5. Чтение по предложениям. 6. Орфографическое чтение. 7. По команде учителя запись текста на время (1 - 2 мин. ). 8. Подсчитать количество записанных слов, записать на полях. 9. Проверка написанного.

Слайд 12

Письмо по памяти. . 1. Чтение (орфоэпическое) текста, работа по содержанию. 2. Орфографическое чтение учителя, детьми, орфографический разбор. 3. Упражнение в запоминании. 4. Орфографическое чтение слов с орфограммами. 5. Запись. 6. Проверка.

Слайд 13

Диктанты 1. Зрительный диктант 2. Диктант с подсказкой 3. Диктант с продолжением. 4. Диктант со сравнением. 5. Выборочный диктант. 6.Диктанты с элементами игры. 7. Диктант с постукиванием . 8. «Проверяю себя». 9. Словарный диктант.

Слайд 14

« Ц В Е ТН ОЕ П И С Ь М О » У О П У Ш К И К О РМ У ШК А C КР О ШК А М И . В воздух е за кру жи лис ь пу ши сты е сн ежи нки .

Слайд 15

МЕТОД «АССОЦИАЦИЙ» ВАРЕ ? КА КРЫ ? КА

Слайд 16

Игра “Спрячь Ь в середину слова”: Игра “Помоги Незнайке вставить пропущенные буквы» Игра “Подбери буквы”:

Слайд 17

3. Игра «Скажи наоборот». (2 человека или 2 команды.) на доске записаны 2столбика слов. Нужно произнести звуки каждого слова в обратном порядке и записать полученные слова рядом с данными. Куль- куб- ноль - короб- лещ - муж- ель- краб- яр- ешь-

Слайд 18

Русский футбол – Безударный гласный Парный согласный

Слайд 19

Наряди ёлку В…сна Дер…во Св…нья Л…сной Ск.. зал

Слайд 20

Определи маршрут корабля

Слайд 21

Десантники

Слайд 22

Вывод: Необходимым условием формирования полноценного и прочного орфографического навыка на начальном этапе является развитие орфографической зоркости, которая заключается в умении обнаруживать, видеть, замечать орфограммы и классифицировать их на основе опознавательных признаков.

Слайд 23

Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Гласные после шипящих (методика работы над орфограммой) Переход Вера Владимировна у читель начальных классов МОУ СОШ №9 г. Надыма

Слайд 2

Опознавательные признаки орфограмм 1) расхождение между звуком и буквой, между произношением и написанием; 2) «опасные» звуки и звукосочетания (буквы и буквосочетания), их запоминание и постоянное внимание к ним; 3) морфемы, их выделение, прогнозирование в них орфограмм и проверка.

Слайд 3

Почему с «и»? Мужь , жир, лечю

Слайд 4

Примеры упражнений и заданий ''Секрет письма зеленой пастой '‘ ''Найди опасное место '' ''Светофор '' “ Зажги маячок ” Диктант с постукиванием В ыборочный диктант Орфографическое чтение

Слайд 5

Комментированное письмо «Кто больше?» Вставьте в слова слоги «Исправьте ошибки» Запишите отгадки З апишите последнее слово Расставьте слоги Рифмовки

Слайд 6

Благодарю за внимание!

Слайд 7

http://img-fotki.yandex.ru/get/5634/136487634.a3b/0_d5b7c_44e066c2_XL.png тетрадь http://energyru.com/vector-clipart/objects-and-things/226-svitki-pero-chernilnica-i-knigi-v-vektore.html чернильница http://img-fotki.yandex.ru/get/6703/28257045.10da/0_a8af5_549a1244_XL.png http://img-fotki.yandex.ru/get/6703/28257045.10db/0_a8b06_ba691d72_XL.png http://img-fotki.yandex.ru/get/6429/28257045.10db/0_a8b1a_e5c00db1_XL.png зеленые ленточки http://papillondereve.p.a.pic.centerblog.net/5f5774e4.png бабочка http://www.ailona.ru/_ph/97/725785527.png зеленое перо Интернет – ресурсы: