Ппезентации

Иванова Вероника Юрьевна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ogorod_na_okne.odt46.47 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Огород на окне»

  1. Организация: МБДОУ «Детский сад »№ 124
  2. Название проекта: «Огород на окне».
  3. Автор проекта: воспитатель Иванова Вероника Юрьевна .             2-младшей группы.
  4. Участники проекта:  дети младших группы, воспитатели.

6. Тип проекта: практический, творческий ,исследовательский.

  1. Сроки реализации проекта: 2 месяца.

Актуальность: 

     Цели дошкольного образования, связанные с всесторонним и гармоничным развитием воспитанников, не могут быть достигнуты вне решения задачи трудового воспитания, так как труд является одним из универсальных средств - приобщения к человеческой культуре, социализации и формирования личности ребёнка. В «Концепции дошкольного воспитания» указывается о том, что в дошкольном возрасте закладывается позитивное отношение к природе, к труду, к себе и окружающим людям.  С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. А особенно ребенок-дошкольник. Так и ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает сам. Поэтому проектно-исследовательская деятельность заняла свое место в системе работы в детском саду, ведь каждый ребенок - маленький исследователь, который с радостью и удивлением открывает для себя окружающий мир. Ребенок стремится к активной деятельности, важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет развитие ребенка, реализуются первые творческие проявления.  

Огород на подоконнике в детском саду является очень приятным занятием, особенно зимой и весной, когда хочется не только отведать свежие дары природы, но и посмотреть на цвета зелени или помидоров. Но нет ничего приятнее, когда первая весенняя зелень поспевает прямо у тебя на подоконнике. Это могут быть лук, петрушка, укроп, и даже листья салата. Огород на подоконнике - отличный способ развеять сезонную тоску по природным цветам и теплу.  Расширения представлений детей о том, как ухаживать за растениями в комнатных условиях, обобщения представлений о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений, развития познавательных и творческих способностей детей.

Цель: формирование  экологической культуры у детей

интереса к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях, создание в группе огорода на подоконнике. 

Задачи:

  1. Расширить знания детей о культурных растениях.
  2. Продолжить знакомить детей с особенностями выращивания культурных растений (лук, салат,  петрушка).
  3. Обобщать представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений.
  4. Продолжать формировать умение детей ухаживать за растениями в комнатных условиях.
  5. Способствовать развитию творческих способностей у детей; поощрять разнообразие детских работ.
  6. Развивать чувство ответственности за благополучное состояние растений (полив, взрыхление, прополка сорняков)
  7. Продолжать развивать наблюдательность – умение замечать изменения в росте растений, связывать их с условиями, в которых они находятся.
  8. Развивать познавательный интерес.

      9. Систематизировать знания детей о значении воды в жизни растений.

     10. Формировать чувство ответственности при уходе за

          огородными растениями: вовремя полить, рыхлить

          почву, предохранять от прямых солнечных лучей.

  1.  Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Предварительная работа: наблюдения, сбор материала, беседы, чтение художественной литературы, экологические и дидактические игры. 

Подбор методической, справочной, художественной литературы по тематике проекта.

Рассматривание иллюстраций, картинок, открыток.

Раскрашивание картинок «Овощи», «Фрукты».

Ожидаемые результаты

Для детей

1. Сформирование  представлений о растениях.

2. Вовлечение в творческую деятельность.

3. Развитие познавательного интереса к природе

Продукт проектной деятельности:  получение урожая.

               

                  Этапы реализации проекта.

Мероприятия

Цели

Ответственные

Сроки

реализации

1 этап – подготовительный

1

Беседа с родителями, детьми «Огород на окне».

Обсудить цели и задачи проекта. Сформировать интерес у родителей  по созданию условий для реализации проекта.

Воспитатели

родители.

1-я неделя

февраля

2

- Помощь в реализации«Садоводы и  проектировании модели «Огород на окне».

- Сбор материалов для модели «Огород на окне».

Просвещать родителей по данной теме.

Воспитатели

родители.

1-я неделя

февраля

3

Подбор наглядно – дидактических пособий, демонстрационного материала, природного материала, художественной и научной литературы, приобретение необходимого оборудования.

Создать условия для реализации проекта «Огород на окне».

Воспитатели

родители.

1-я неделя

февраля

4

Разбивка огорода на подоконнике.

Дети

Воспитатели

2-я неделя

февраля

5

Изготовление табличек - указателей с названиями растений.

Дети

Воспитатели

2-я неделя

февраля

6

Домашнее задание – с детьми вырастить зеленый лук у себя дома на подоконнике, составить рассказ о том, как ухаживали за луком.

Родители

Дети

2 этап – исследовательский.

1

Рассматривание иллюстраций, картин с изображением овощей (сравнить их по цвету, форме, размеру, вкусу),

рассматривание репродукций картин:  «Натюрморт с кабачками и корзиной», «Картофель»;

Вызвать интерес к растениям, желание заботиться о них, углублять и расширять знания видах растений.

Воспитатели

Дети

В течении всего проекта

2

Труд в природе.

Подготовить парники к посеву семян  и посадки лука формировать интерес к результату своего труда.

Воспитатели

2-я неделя

февраля

3

Практическая деятельность: посадка лука, ,салата,петрушке

Вызвать интерес к выращиванию огородной культуры.

Воспитатели

3-я неделя

февраля

4

Опытно-экспериментальная деятельность: «Строение растений», «Условия, необходимые для жизни растений», «Размножение, рост, развитие растений». Опыт – наблюдение за ростом лука, петрушки,салата

Учить детей замечать изменения, которые происходят у прорастающих луковиц, зерна.

Воспитатели

Дети

Февраль

3-4 неделя

марта

5

Труд в уголке природы.

Продолжать учить детей правильно строить суждения и делать выводы о создании благоприятных условий  (воды, света, тепла)

Воспитатели

В течении всего проекта

6

НОД с детьми: «В мире овощей», «Все начинается с семечка», «Посев семян», «Первые всходы». «Дикорастущие и культурные растения»

Ввести и обосновать классификацию растений как дикорастущих и культурных ,  познакомить с интересными представителями мира растений.

Воспитатели

В течении всего проекта

7

Дидактические игры «Узнай на ощупь», «Узнай на вкус», «От какого овоща эта часть?», «Овощной магазин», «Вершки и корешки», «Во саду ли, в огороде»;  «Чудесный мешочек», «Овощи-Фрукты», «Сад – огород

«В огороде у козы Лизы»; «Повар и овощи»; «Сбор урожая»;

подвижные игры «Помощники», «Капуста», «Урожай»;

Музыкально - дидактические игры – «Огородная – хороводная», «Мышка в кладовой», драматизация сказки «Вершки и корешки», «Репка».

Закреплять умение различать цвета, называть их быстро, находить нужный цветок среди других, называть его; научить детей группировать растения по цвету

Воспитатели

В течении всего проекта

8

 Чтение стихотворения –  «Огород»«,  «Что растет на огороде».

Разучивание с детьми стихов, загадок, поговорок об овощах, чтение русской народной сказки «Вершки и корешки»; прослушивание аудиозаписи сказки «Чиполлино»;

Воспитатели

В течении всего проекта

9

Беседы о том, как выращивают овощи на огороде.

Воспитатели

Дети

В течении всего проекта

10

Рассматривание   цветочных семян через лупу

Дать понятие о том, что форма и количество семян у разных растений разное. С помощью лупы определить, что

Воспитатели

Дети

Практическая деятельность: выращивание рассады (бархатцы, перец).

помогает перезимовать семенам.

Продолжать формировать навыки посадки и ухода за растениями.

Воспитатели, дети

11

Оформление дневника наблюдений.

Зафиксировать наблюдение за  растениями.

Воспитатели, дети

12

Труд в природе.

Подготовить клумбы к высадки рассады  цветов, формировать интерес к результату своего труда.

Воспитатели

13

3 этап – заключительный

1

Обработка и оформление материалов проекта в виде презентации.

Воспитатели

2

Оформление выставки рисунков детей « От семечки к ростку», фотовыставку «Чудо на окне»

Воспитатели

3-я неделя

апреля

3

Итоговая беседа  (анализ о  проделанной работы).

Воспитатели

3-я неделя

апреля

4

Развлечение «Есть у нас город».

Дети, воспитатели,

ПРИЛОЖЕНИЕ

Непосредственная образовательная деятельность.

ТемаОВОЩИ

Цели:

Закрепить знания детей об овощах (названия овощей, их части).

Учить находить сходство и различие (по запаху, вкусу, внешнему

виду, на ощупь).

Развитие слухового восприятия, логического мышления,

тактильного восприятия.

Воспитание правильной воздушной струи.

Воспитание культуры поведения за столом во время приема пищи.

Оборудование: корзина, натуральные овощи, картинка с изображением

козы, предметные картинки с изображением овощей.

Приёмы и ход.

1. Организационный момент.

Воспитатель. Хозяйка однажды с базара пришла,

Хозяйка с базара домой принесла:

Картошку, капусту, морковку,

Горох, петрушку и свеклу - ох!

 Накрытые крышкою, в душном горшке

Кипели, кипели в крутом кипятке:

Картошка, капуста, морковка, горох,

Петрушка и свекла - ох!

Воспитатель. Что принесла хозяйка с базара?

Дети называют овощи, воспитатель достает их из корзины.

Воспитатель. Как, одним словом это можно назвать? Где растут овощи?

2.        Рассказ воспитателя.

Осенью на огородах собирают урожай овощей.

Люди аккуратно собирают их с грядки, чтобы не повредить.

Морковь, свеклу, лук, чеснок выдергивают; капусту срубают;

картошку выкапывают; огурцы, помидоры, перец снимают.

 Овощи употребляют в пищу сырыми, вареными, жареными,

солеными. Из них делают салаты, добавляют в суп, борщ.

 Овощи заготавливают на зиму. Они полезны, в них много витаминов.

Рассматривание овощей (цвет, вкус, форма, величина),

сравнение моркови и свеклы; огурца и помидора; тыквы и кабачка.

Игра «В огороде у козы Лизы».

Воспитатель. Коза Лиза пошла в огород собрать овощи, давайте поможем ей.

Дети выбирают картинки с изображением овощей, подбирают к

ним слова, отвечающие на вопросы: какой? какая?

- Хрустящая капуста, волнистый патиссон, свежие огурцы,

кудрявая петрушка, сочный салат, хвостатая свекла, сладкая морковь

и т. д.

    5. Игра «Большой, маленький».

Огурец - огурчик. Помидор - помидорчик. Чеснок - чесночок.

Перец - перчик и т. д.

Физкульт-минутка

Плавно идет капуста,

Осторожно идет редиска,

Важно шагает помидор, (дети имитируют движения)

Легко бежит горошек,

Не спеша, вышагивает редька,

Вприпрыжку спешит морковка,

Маршируют огурцы-молодцы.

6. Дыхательное упражнение «Синьор-помидор».

Кисти рук на грудной клетке. На вдохе руки сопротивляются расхождению ребер. На выдохе плотно сжатые губы препятствуют выдоху воздуха. Руки с силой сжимают грудную клетку.

7. Игра «Назови, какой это сок».

Дети становятся в круг, воспитатель бросает ребенку мяч и

называет овощ. Например: «Огурец». Ребенок бросает мяч обратно

и отвечает: «Огуречный».

Томат - томатный.

Морковь - морковный.

Свекла - свекольный.

Капуста - капустный.

Тыква - тыквенный и т. д.

8.Игра «Составь предложение».

Помидор круглый, а морковка —.... . Огурец овальный, а тыква –

.... .

 Лук горький, а морковка - ... . Помидор кислый, а чеснок - ... .

Огурец зеленый, а помидор -  ... .

  1. Игра «Выйди на крылечко, доскажи словечко» -

узнавание овоща по описанию.

Он круглый и красный,

Как глаз светофора.

Среди овощей нет сочней... (помидора).

Пушистый и зеленый хвост

На грядках горделиво рос.

Ухватился Ваня ловко:

- «Вылезай на свет...» (морковка).

Сорвала я стручок,

Надавила на бочок.

Он раскрылся.

Ах! Ох! Покатился... (горох).

Любит вдоволь пить водицы.

У нее листочки с хрустом,

А зовут ее... (капуста).

А на этой грядке

Разыгрались в прятки

Зеленые хитрецы,

Молодые... (огурцы).

10. Игра «Мы считаем».

Воспитатель.  Раз, два, три, четыре, пять –

Все умеем мы считать.

Принесли из магазина

Мы огромную корзину.

В ней много разных овощей,

Посчитать-ка их сумей.

-  Один огурец. (Ребенок передает овощ стоящему рядом ребенку.)

- Два огурца.

(Счет в игре идет до пяти).

11. Рефлексия

Воспитатель. О чем мы с вами говорили? Где растут овощи?

- Про какие овощи можно сказать «круглый», «длинный»?

 А сейчас я вас приглашаю за стол - отведать дары осени!

Воспитатель. Посмотрите, ребята, какие вы стали сильные,

красивые, потому что съели «живые витамины»!

ИГРЫ, СТИХИ И УПРАЖНЕНИЯ ПО ТЕМЕ «ОВОЩИ»

ОВОЩИ

Как-то вечером на грядке (Дети идут по кругу, взявшись за руки.)

Репа, свекла, редька, лук (В центре круга водящий с завязанными глазами.)

Поиграть решили в прятки,

Но сначала встали в круг.

Рассчитались четко тут же: (Останавливаются, крутят водящего.)

Раз, два, три, четыре, пять.

Прячься лучше, прячься глубже, (Разбегаются, приседают, водящий ищет.)

 Ну, а ты иди искать.

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА

У ЛАРИСКИ - ДВЕ РЕДИСКИ

У Алешки - две картошки. (По очереди, на каждую строчку растирать попеременно каждый пальчик.)

У Сережки - сорванца -

Два зеленых огурца.

А у Вовки - две морковки.

Да еще у Петьки

Две хвостатых редьки.

КАПУСТА

Мы капусту рубим, рубим; (Ребром ладони бить о другую ладонь.)

Мы морковку трем, трем; (Тереть кулаком о другую ладонь.)

Мы капусту солим, солим; (Имитация движений.)

Мы капусту жмем, жмем. (Имитация движений.)

ЗАГАДКИ

Голова на ножке,

В голове горошки.

(Горох.)

Круглый бок, желтый бок,

Сидит на грядке колобок.

 Врос он в землю крепко.

Что же это?

(Репка.)

Летом в огороде свежие, зеленые,

А зимою в бочке желтые, соленые.

Отгадайте, молодцы, как зовут нас?

(Огурцы.)

Бела,  рассыпчата, вкусна,

И на столе всегда она.

(Картошка.)

Прежде чем его мы съели,

Все наплакаться успели.

(Лук.)

Красный нос в землю врос,

Зеленый хвост снаружи.

Нам зеленый хвост не нужен,

Нужен только красный нос.

(Морковь.)

За кудрявый хохолок

Лису из норки поволок.

На ощупь - гладкая,

На вкус - как сахар, сладкая. (Морковь.)

Желтый, а внутри он бел,

Даст пучок зеленых стрел.

Лишь порежь его - тотчас

Слезы выступят из глаз.

(Лук.)

В огороде вырастаю,

 А когда я созреваю,

 Варят из меня томат,

В щи кладут и так едят.

(Помидор.)

УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ

НАША ГРЯДКА

Что растет на нашей грядке?

 Огурцы, горошек сладкий.

Помидоры и укроп

Для приправы и для проб.

Есть редиска и салат –

Наша грядка - просто клад.

Шесть овощей на нашей грядке

Перечисли по порядку.

Если слушал ты внимательно,

Назовешь их обязательно.

Отвечай-ка по порядку:

Что растет на нашей грядке?

Хозяйка однажды с базара пришла,

Хозяйка с базара домой принесла

Картошку, капусту, морковку, горох,

Петрушку и свеклу. Ох!

Вот овощи спор завели на столе,

Кто лучше, вкусней и нужней на земле.

Хозяйка тем временем ножик взяла

И ножиком этим крошить начала...

Картошку, капусту, морковку, горох,

Петрушку и свеклу. Ох!

Накрытые крышкой, в душном горшке

Кипели, кипели в крутом кипятке

Картошка, капуста, морковка, горох, -

И суп овощной получился непло

СТИХОТВОРЕНИЯ ОБ ОВОЩАХ

ОГОРОД

Поднялся наш огород,

Все под солнышком растет.

В огороде много гряд,

Тут и репа, и салат,

Тут и свекла, и горох,

А картофель разве плох?

Наш зеленый огород

Нас прокормит целый год.

КАРТОШКА

Из картошки много блюд

Приготовить можно,

И простых, и сложных:

Ее варят, жарят, трут.

Что вкуснее в целом мире,

Чем картошечка в мундире?

КАБАЧОК

Кабачок, кабачок,

Подремать лег на бочек.

Ты похож на поросенка!

Хвостик завитушкой тонкой,

Только где же пятачок?

СВЕКЛА

Тетушка Фекла,

Красная свекла!

Ты салаты, винегреты

Украшаешь алым цветом.

Нету -  ничего вкусней

И наваристых борщей!

КАПУСТА

- Обвязала голову,

Ты не больна, капуста?

Тебе и летом холодно?

Закуталась, капуста?

- От солнца я ношу чалму,

Жара мне вовсе ни к чему.

РИХОДИТЕ В ОГОРОД

Приходите в огород

Посмотреть, как все растет,

Как играют в прятки

Огурцы на грядке.

Как подсолнухи в картошке

Тянут к солнышку ладошки,

 Как от утренней росы

У бобов блестят усы.

Как краснеют у забора

Великаны помидоры.

Все растет, все цветет,

Никому не тесно.

Приходите в огород –

Очень интересно.

В огороде нашем

Нет редиски краше.

Как сочна, красна, кругла,

Не смотрите, что мала.

Репа тоже удалась,

Желтым солнышком зажглась.

Ну, а разве плох лучок,

В ста одеждах старичок?

МИНУТКА ОТДЫХА

БУДЕМ ЗНАКОМЫ! (По ролям)

И девчонки и мальчишки

Очень любят кочерыжки.

Я — капуста - не хвалюсь:

У меня отличный вкус.

Свеклу варят, свеклу парят,

Без меня обед не сварят.

Не сготовят винегрет

Ни на ужин, ни в обед.

Я и вкусен, я и сочен,

И на вид красивый очень.

Всем, известен с давних пор

Под названием помидор.

Летом свежий и зеленый,

А зимой  хорош - соленый.

Чем же я не молодец –

Крепкий, вкусный огурец?

Я и горький, я и сладкий,

К солнцу я тянусь из грядки,

Малышам полезный друг,

А зовусь я просто - лук.

Познакомились вы с нами

Теперь узнали сами.

Чем же мы полезны вам –

И большим, и малышам!

ВЫЙДИ НА КРЫЛЕЧКО, ДОСКАЖИ СЛОВЕЧКО

Он круглый и красный,

Как глаз светофора.

Среди овощей нет сочней ... (помидора).

Наш огород в образцовом порядке:

Как на параде, построились грядки.

 Словно живая ограда, вокруг –

Пики зеленые выставил... (лук).

Сорвала я стручок,

Надавила на бочок.

Он раскрылся.

Ах! Ох! Покатился... (горох).

Пушистый и зеленый хвост

На грядках горделиво рос.

Ухватился Ваня ловко:

- Вылезай на свет ... (морковка).

Он из тыквенной родни,

На боку лежит все дни,

Как зеленый чур-бачок

Под названием ... (кабачок).

А на этой грядке

Разыгрались в прятки

Зеленые хитрецы,

Молодые ... (огурцы).

Круглолицый, белолицый,

Любит вдоволь пить водицы.

У нее листочки с хрустом,

А зовут ее ... (капуста).

Хотя я сахарной зовусь,

Но от дождя я не размокла.

Крупна, кругла, сладка на вкус,

Узнали вы? Я ... (свекла).

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ИГРА «СБОР УРОЖАЯ» (по картинкам)

Цели: закрепить знание детей об овощах; учить находить сходства и различия по запаху, вкусу, внешнему виду; учить составлять описательный рассказ; учить правильно употреблять существительные в единственном и множественном числе, в различных падежных формах; образовывать существительные с уменьшительно-ласкательным суффиксом; развивать логическое мышление, внимание, память.

Ход  игры

Воспитатель. Шли мы по лесу, шли и вышли на большое поле. Что делают люди на поле?

Дети. Собирают урожай.

Воспитатель. Урожай каких овощей собирают люди осенью?

Дети. Свеклы, огурцов, редиски, картофеля .  

Воспитатель  Где растут овощи?

Дети. В поле, в огороде, на грядке.

Воспитатель. Берите корзинки, пойдем собирать урожай на наше поле.

Дети «собирают» овощи.

Воспитатель.

Посмотрим, какие овощи вы собрали. Что это?

Дети. Огурец.

Воспитатель.

Какой он?

Дети. Огурец овальный, зеленый, вкусный.

Воспитатель Что это?

Дети. Помидор.

Воспитатель.

Какой он?

Дети. Помидор круглый, красный, вкусный.

Воспитатель.

Чем они отличаются?

Дети. Огурец - овальный, а помидор - круглый. Огурец - зеленый, а помидор - красный.

Воспитатель .Чем они похожи?

Дети. Огурец — вкусный и помидор - вкусный. Огурец и помидор растут на грядке.

(Рассматривают еще две пары овощей.)

Воспитатель. Хороший урожай вырос на этом поле. А у меня на грядке выросли загадки. Возьмите каждый по карточке и узнаете, какие овощи растут на этой грядке.

(Каждый ребенок находит карточку.)

Воспитатель. Андрей, ты отгадал, какой овощ растет на этой грядке?

Ребенок. Свекла.

Воспитатель. Почему ты так думаешь?

Ребенок. Свекла круглая, бордовая, твердая, сладкая.

Аналогичная работа проводится с каждым ребенком.

Воспитатель. Я тоже собрала урожай. Но на моей грядке выросли разные овощи: и большие, и маленькие (показывает картинки). Это большая редиска, а это маленькая ... редиска. Это большой перец, а это маленький ... перчик. (Аналогично по каждому овощу.)

ИГРА «ПОВАР И ОВОЩИ»

Цели: закрепить знания детей об овощах; учить правильно употреблять существительные в разных падежных формах; образовывать прилагательные от существительных; развивать логическое мышление, память, внимание.

Ход  игры

Воспитатель. Решила я стать поваром. Не простым поваром, а поваром-волшебником.

Превращу вас в овощи сейчас. Раз, два, три, четыре, пять -Начинаем мы играть. Ручками похлопаем, Ножками потопаем. Покрутились, покружились, В овощи вы превратились.

Каждому ребенку прикрепляется эмблема овоща.

Воспитатель. Что это?

Ребенок. Капуста.

Воспитатель. Кем ты будешь?

Ребенок. Капустой.

Аналогично проговаривая с каждым ребенком.

Воспитатель

В каком виде можно есть овощи?

Дети. В тушеном, вареном и т. д.

Воспитатель. Какие овощи можно варить?

Дети. Картофель, свеклу...

Воспитатель. Какие овощи можно солить?

Дети. Помидоры, огурцы...

Воспитатель. Какие овощи можно тушить?

Дети. Кабачок, капусту...

Воспитатель. Какие овощи можно жарить?

Дети. Картофель, капусту...

Воспитатель. Какие овощи можно печь?

Дети. Картофель...

Воспитатель. Решила я сварить суп. Какие овощи я положу в суп?

Входят дети с эмблемами овощей: картофель, лук, морковь, чеснок.

Воспитатель. Что-то здесь много картофеля. Какой суп получился?

Дети. Картофельный.

Воспитатель. А если я добавлю гороха, какой суп получится?

Дети. Гороховый.

Воспитатель.  Решила я щи сварить, какой овощ я добавлю?

Дети. Капусту.

Воспитатель. А сейчас сварю борщ. Какой овощ надо добавить?

Дети. Свеклу.

Воспитатель. Много интересного вы рассказали об овощах, превращу я вас

 в ребят. Раз, два, три, четыре, пять - вижу снова я ребят.

ИГРА «В ОГОРОДЕ У КОЗЫ ЛИЗЫ»  

Цели: расширение словарного запаса по теме «Овощи»;

классификация по месту произрастания;

совершенствование грамматического строя речи

          (согласование прилагательных с существительными в роде, падеже

и числе).

Описание игры.

Разложив перед детьми маленькие картинки, воспитатель

предлагает рассмотреть их, вспомнив названия, и убрать то, что

не растет в огороде у козы. Дети убирают картинки с

изображением фруктов и объясняют, что фрукты растут в саду, а

 не в огороде. Затем воспитатель предлагает детям подобрать

 к каждому из овощей слова, отвечающие на вопросы: какой? какая?

 И составить словосочетания.

          -Хрустящая капуста, волнистый патиссон, свежие огурцы,

          кудрявая петрушка, сочный салат, белый чеснок, хвостатая

          свекла, сладкая морковка и т. п.

          Затем воспитатель просит детей по очереди «класть» овощи в

          корзинку козы Лизы и по вопросам составлять предложения с

          этими словосочетаниями:

- Что срезала коза Лиза?

- Коза Лиза срезала хрустящую капусту.

- Что положила в корзинку коза Лиза?

- Коза Лиза положила в корзинку волнистый патиссон и т. д.

Загадки об овощах.

 

Красна девица
Сидит в темнице,
А коса на улице. (Морковь)

Сто одежек -
Все без застежек. (Капуста)

Без окон, без дверей
Полна горница людей. (Огурец)


Посреди двора - золотая голова. (Подсолнух)

Голова на ножке,
в голове горошки. (Горох и фасоль)

Сидит дед во сто шуб одет,
Кто его раздевает,
Тот слезы проливает. (Лук)


Растут на грядке зеленые ветки,
А на них - красные детки. (Помидоры)

 

Сидит дед, во сто шуб одет,
Кто его раздевает,
Тот слезы проливает. (Лук)

Круглая да не мяч,
Желтая, да не масло,
Сладкая, да не сахар,
С хвостиком, да не мышь. (Репа)

Этот овощ тыкве брат —

Тоже с виду толстоват.

Лег под листик на бочок

Между грядок... (Кабачок)

 

Эти крепкие ребятки

В листьях прячутся на грядке.

Лежебоки-близнецы

Зеленеют... (Огурцы)

 

Лезут по веревочке

Братья с грядки-горочки.

Эти братья — близнецы,

А зовут их... (Огурцы)

 

Он в теплице летом жил,

С жарким солнышком дружил.

С ним веселье и задор.

Это — красный... (Помидор)

 

Летом, не боясь жары,

Зрели красные шары.

Вызрели как на подбор.

Что за овощ? (Помидор)

 

У красавца-толстяка

Ярко-красные бока.

В шляпе с хвостиком синьор —

Круглый спелый... (Помидор)

 

Желтый мячик в землю врос,

Сверху лишь зеленый хвост.

Держится за грядку крепко

Круглый овощ. Это... (Репка)

  

Растут на грядке елочки,

Не колют их иголочки.

В земле запрятан ловко

Их корешок... (Морковка)

 

Под землею подрастала,

Круглой и бордовой стала.

Под дождем на грядке мокла

И попала в борщ к нам... (Свекла)


 Загадки о фруктах.

Груша, яблоко, банан,

Ананас из жарких стран.

Эти вкусные продукты

Вместе все зовутся... (фрукты)

 

Кто-то там, в углу садовом,

В скромном платьице лиловом

Прячется в листве пугливо.

Догадались? Это... (слива)

 

На ветвях они висели,

Как созрели — посинели.

Смотрят сверху вниз пугливо,

Ждут, когда сорвут их... (сливы)

 

Этот фрукт в рубашке яркой

Любит, чтобы было жарко.

Не растет среди осин

Круглый рыжий... (апельсин)

 

Что за фрукт поспел в садочке?

Кость внутри, в веснушках щечки.

Прилетел к нему рой ос. —

Сладок мягкий... (абрикос)

 Жарким солнышком согрет,

В шкурку, как в броню, одет.

Удивит собою нас

Толстокожий... (ананас)

В желтоватой корочке

Розовые долечки.

Этот горько-кислый фрукт

Называется... (грейпфрут)

 

Он из стран, где климат жаркий.

Ярко-желтый, но не сладкий.

Даже спелый кислый он.

Как зовется фрукт? (Лимон)

Кто там спрятал под листок

Свой румяный крепкий бок?

Под листок-панамочку

Прячутся в зной... (яблочки)

Мала, как мышь,
Красна, как кровь,
Вкусна, как мед.  (Вишня)

Синий мундир,

Белая подкладка,
В середине - сладко. (Слива)

И зелен, и густ

На грядке вырос куст.
Покопай немножко:

Под кустом …(Картошка, картофель)

Золотое решето

Черных домиков полно. (Подсолнух)

Листья собраны в кочан

В огороде у сельчан.

Без нее во щах не густо.

Как зовут ее? (Капуста)

 

Взяли мы ее одежку,

Соль добавили немножко.

В кадочках теперь не пусто —

В них заквасится... (Капуста)

 

Под землей живут семейки,

Поливаем их из лейки.

И Полину, и Антошку

Позовем копать... (Картошку)

 

Ох, наплачемся мы с ним,

Коль почистить захотим.

Но зато от ста недуг

Нас излечит горький... (Лук)

 

Он на грядке вырастает,

Никого не обижает.

Ну, а плачут все вокруг,

Потому что чистят... (Лук)

 

Голова, а сверху ус.

Нет, не сладок он на вкус.

Прибежали со всех ног

Мы к обеду рвать... (Чеснок)

 

На арбуз похожая —

Тоже толстокожая.

К платью желтому привыкла,

Греется на солнце... (Тыква)

Раскололся старый дом:

Было мало места в нем.

Все жильцы встревожены.

Кто они? (Горошины)

Фрукт похож на неваляшку,

Носит желтую рубашку.

Тишину в саду нарушив,

С дерева упала... (груша)

 

Желтый цитрусовый плод

В странах солнечных растет.

А на вкус кислейший он.

Как зовут его? (Лимон)

Знают этот фрукт детишки,

Любят есть его мартышки.

Родом он из жарких стран.

Высоко растет... (банан)

 

Сверху — шкурка золотая,

В центре — косточка большая.

Что за фрукт? — Вот вам вопрос.

Это сладкий... (абрикос)

 

Летом в платьице зеленом,

А по осени — в лиловом.

Ароматна и красива.

Узнаете? Это... (слива)

 

Надорвали край рубашки —

Вниз посыпались стекляшки.

Не собрать их все назад.

Что за плод такой? (Гранат)

 Сам алый, сахарный,
Кафтан зеленый, бархатный.
(Арбуз)

Круглое, румяное,

Я расту на ветке.
Любят меня взрослые

И маленькие детки. (Яблоко)

Пословицы и поговорки

о фруктах и овощах.

Яблоко от яблони недалеко падает.

Лук от семи недуг.

Картофель - хлебу подспорье.

Картошка - хлебу присошка.

Хрен редьки не слаще.

От осины не родятся апельсины...

Всякому овощу свое время.

Молодец, как соленый огурец.

Одного поля ягоды.

Загадки.

 Не заботясь о погоде,

В сарафане белом ходит.

А в один из теплых дней

Май сережки дарит ей (береза)

Здесь у нас разбиты грядки,

А на грядках по порядку

Дружно овощи растут:

Тут – морковь, а редька – тут (огород)

Здесь растут морковь, капуста,

И картофель здесь растет.

А зимой здесь будет пусто –

Отдыхает…(огород)

Заставит плакать всех вокруг,

Хоть он и не драчун, а …(лук)

 

Он бывает, дети, разный –

 Желтый, травяной и красный.

То он жгучий, то он сладкий,

Надо знать его повадки.

А на кухне – глава специй!

Угадали? Это… (перец)

В огороде стоит, ничего не говорит,

Сам не берет и другим не дает (пугало)

Инсценирование песни "Огородная-хороводная" музыка  

Есть у нас огород

И капуста там растёт.

Вот такой вышины, вот такой ширины. (2 раза)

Ты капуста к нам спеши и немножко попляши.

А потом не зевай и в корзину полезай. (2 раза)

Есть у нас огород

Там морковка растёт.

Вот такой вышины, вот такой ширины. (2 раза)

Ты морковка к нам спеши и немножко попляши.

А потом не зевай и в корзину полезай. (2 раза)

Есть у нас огород

Там зелёный лук растёт.

Вот такой вышины, вот такой ширины. (2 раза)

Ты лучок сюда спеши и немножко попляши.

А потом не зевай и в корзину полезай. (2 раза)

Есть у нас грузовик

Он не мал, не велик.

Вот такой вышины, вот такой ширины. (2 раза)

Ты шофёр сюда спеши и немножко попляши.

А потом не зевай, увози наш урожай. (2 раза)

Презентация «Огород на окне»

За широкими полями,

За далекими лесами

Есть деревня, огород,

 Там  смешарик Крош живет.

Очень любят Крош и его друзья

Выращивать продукты

И у них, там растут

Овощи и фрукты.

Пес Дружок у них живет

Охраняет огород.

Ну а кот Тимофей

Их спасает от мышей.

Летом их огород

Плодоносит и растет.

Есть лучок и укроп,

Помидор, картофель,

перец.

И в деревне, и на даче

Все сажают огород

Потому, что витамины

Нужны людям круглый год.

Крош , Копатыч и Кар- карыч грядки поливают,

Собирают урожай, Нюша банки закрывает.

И гостей они всегда ласково встречают

И закрутками своими всех их угощают.

А петрушка, лук, укроп

Зимой у них на  окне растет.

Что же можем на окне вырастить мы с вами?

Это Вы увидите - посмотрите сами.

Это наш огород,

Здесь у нас фасоль растет.

Расщепи 2 половинки

Что внутри?

- Фасоли  спинки.

Еще растут укроп  и лук

Они помогут - от недуг.

Луковица золотая

Круглая, литая.

Есть у ней один секрет –

Нас спасет она от бед:

Может вылечить недуг

Вкусный и душистый лук!

Укроп  душистый

Мы с тобой положим в супчик

Даст он супу аромат,

Станет суп вкусней стократ. Горький перец есть у нас

Красив он очень, радует глаз.

Перец – южное растение.

Он густой не любит тени,

Он на солнышке растет,

Свет лучистый перец пьет.

Любит влагу и полив,

Красный, желтый, он красив.

Кто его положит в рот,

Тот нос, губы обожжет!

Слезы побегут из глаз,

Жгучий жар волной обдаст.

Перец, горький, как горчица,

Для приправы пригодится.

Наш зеленый огород

Нас прокормит целый год.

Мы его сажали вместе – это очень интересно.

Будем вместе поливать, урожай наш собирать.

В нашей группе, очень много игр интересных

Для того, чтобы запомнить что такое огород,

что когда и где растет.