Раздел 2. Научно-методическая деятельность.

Микунова Алла Дмитриевна

Формирование метапредметных результатов у младших школьников в урочное и во внеурочное время.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема самообразования:

«Формирование метапредметных результатов у младших школьников

в урочное и во внеурочное время».

Актуальность данной темы обусловлена установленными стандартом новыми требованиями к результатам обучающихся, которые вызывают необходимость в изменении содержания обучения на основе принципов метапредметности как условия достижения высокого качества образования. Существующие сегодня «Примерные программы обучения» на основе стандартов второго поколения, определяют следующие цели обучения: 

  • Развитие коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих: речевая, языковая, социокультурная/межкультурная, компенсаторная, учебно-познавательная компетенции.
  • Развитие личности учащихся.
  • Формирование и развитие универсальных учебных действий (УУД).

В условиях введения Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения особое внимание в организации урочной и внеурочной деятельности акцентируется на достижении метапредметных результатов.

Метапредметные результаты деятельности – универсальные способы деятельности – познавательные, коммуникактивные, регулятивные.
              Универсальные способы деятельности осваиваются младшими школьниками  на базе всех учебных предметов и применяются учащимися,  как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.

Мерой способности человека включаться в деятельность выступает совокупность компетентностей. Для начальной ступени образования можно выделить следующие ключевые компетентности:

  • математическая компетентность – умение работать с числом, числовой информацией – владение математическими умениями;
  • коммуникативная (языковая) компетентность – умение вступать в коммуникацию с целью быть понятым, владение умениями общения;
  • информационная компетентность – владение информационными технологиями – умение работать со всеми видами информации;
  • социальная компетентность – умение жить и работать вместе с другими людьми, близкими, в коллективе, в команде;
  • продуктивная компетентность – умение работать и зарабатывать, способность к созданию собственного продукта, умение принимать решения и нести ответственность за них;
  • нравственная компетентность – готовность, способность и потребность жить по общечеловеческим нравственным законам.

Перед начальной школой остро встала и в настоящее время остаётся актуальной проблема самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, умений и компетенций, включая умение учиться. Большие возможности для этого предоставляет освоение универсальных учебных действий (УУД). Именно поэтому «Планируемые результаты» Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения определяют не только предметные, личностные, но и метапредметные результаты.
         Значимость и актуальность обозначенной проблемы определили  выбор данной темы:
«Формирование метапредметных результатов младших школьников в урочное и во внеурочное время».

        Метапредметные результаты образования – это комплекс познавательных, регулятивных и коммуникативных результатов. Особая роль в формировании умений учиться принадлежит именно этой группе результатов.

        Метапредметная результаты в начальной школе могут включать в себя такие составляющие как:

  1. Включение метапредметов в содержание учебных предметов начальной школы.
  2. Разработка и апробация метапредметных программ достижения метапредметных результатов во внеурочное время.
  3. Использование метапредметных заданий на уроках в начальной школе.
  4. Междисциплинарные проекты.
  5. Использование инновационных технологий, направленных на формирование метапредметных результатов: решение задач на соответствие, технология мозгового штурма, технология развития критического мышления, обучение на основе учебных ситуаций, кейс-технология, метод проектов, применение активных методов обучения и т.п.


Предварительный просмотр:

Организация внеурочной деятельности

по русскому языку «Игры в слова»

Внеурочная деятельность по русскому языку – важное звено в учебно-воспитательном процессе.

Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Одной из причин создания курса «Игры в слова» является возможность проводить специальную работу с детьми, мотивированными на изучение русского языка, а также работу, имеющую коррекционный характер.

Необходимость реализации данной программы заключается в желании детей узнать нечто новое о русском языке. Она позволяет ученикам общаться с гораздо более широким, чем на уроке, кругом лингвистических явлений. Движущей силой деятельности выступает интерес. Если работа на уроке, регламентированная единой и обязательной для всех программой, направлена на формирование системы знаний, умений и навыков, то внеурочная деятельность импонирует школьнику добровольностью участия – возможностью делать то, что хочешь и можешь: попробовать себя в роли корреспондента, оратора, исследователя и т.п. На всех занятиях учащиеся выходят за рамки учебников, приобретают многие жизненные навыки - учатся самостоятельно подбирать и анализировать материал, пользоваться справочной литературой.

Программа «Игры в слова» рассчитана на 4 года обучения 1-4 класс (1класс-33ч, 2 класс-34ч, 3класс-34ч, 4класс-34ч). Проводится раз в неделю – 45 мин.

Целью программы является формирование коммуникативных компетенций учащихся как показателя общей культуры человека, развитие устной и письменной речи.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

• структура программы позволяет расширить первоначальные знания о лексике, фонетике, грамматике русского языка;

• развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с особенностями и условиями общения;

• воспитание позитивного эмоционально – ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремление совершенствовать свою речь.

Планируемые результаты освоения курса «Игры в слова»

Личностные результаты

• эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

• эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;

• чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

• любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

• интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

• интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

• интерес к изучению языка;

• осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

• самостоятельно формулировать тему и цели урока;

• составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

• работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

• в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

• перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

• пользоваться словарями, справочниками;

• осуществлять анализ и синтез;

• устанавливать причинно-следственные связи;

• строить рассуждения;

Коммуникативные УУД:

• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.

• высказывать и обосновывать свою точку зрения;

• слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

• задавать вопросы.

Кроме того, курс «Игры в слова» позволяет работать не только над фонемами, частями речи, но и развитием правильной речи.        

        Реализация данной программы происходит через различные формы работы:

  • игровые занятия,
  • конкурсы знатоков,
  • КВНы,
  • занимательные упражнения,
  • работа со стенгазетой,
  • участие в олимпиаде по русскому языку,
  • устные журналы, проекты.

Методы, которые используются при организации занятий в рамках данной программы, отличаются  от основных методов обучения не столько содержанием, сколько формой.

На занятиях я использую такие методы как:

  • дидактические игры («Диктор». Прочитайте текст орфоэпически правильно. «Корректор». Исправьте речевые ошибки. «Переводчик». Замени иноязычное слово русским. «Вратарь». Дети диктуют стоящему у доски ученику слова на определенное правило. Написал неправильно-получи «гол». «Корреспондент». Берем интервью у соседа по парте и оформляем в тетради),
  • интерактивные приемы: забавные рисунки к правилу, весёлые стихи, облегчающие усвоение правописания, лингвистические сказки, ассоциации,  ситуационные игры: «Сто тысяч почему». Учитель надевает маску Дотошного иностранца или Глупого инопланетянина, и на каждую фразу ученического ответа задает вопрос : «Почему?» Например: ----Это подлежащее, «Доверяй, но проверяй». Иногда я допускаю ошибки (речевые в диктанте, фактические и логические в различных утверждениях). Задача класса - найти и исправить.
  • Применение ИКТ - Работа с интерактивными слайдами.

Особенно интересны такие задания, как:

«Корректор»

В стихотворении М.Червинского  «Между прочим» есть строки о человеке, не желавшем придерживаться правил литературной речи. Найдите и исправьте речевые ошибки.

Говорил он, между прочим,

«КрасивЕе», «Мы так хочим»,

«ДОсуг, шОфер, прОцент, зАем,

КвАртал, пОртфель, билИтень»,

«ПОверх плана выполняем»,

«Агент звонит каждый день».

 «Вратарь». Дети диктуют стоящему у доски ученику слова на определенное правило. Написал неправильно-получи «гол».

 «Онлайн-тренажёры».

Все эти методы используются в непринужденной обстановке, что создает атмосферу большой заинтересованности в работе.

Для того, чтобы выявить насколько эффективен и результативен данный курс, мною было проведено анкетирование детей в первом полугодии (декабрь), и планируется повторное проведение в конце года (май).

В анкетировании приняли участие обучающиеся 4Г класса, посещающие курс внеурочной деятельности «Игры в слова». Всего 11 учащихся. Вопросы анкеты включали следующие вопросы:

  1. Нравится ли тебе посещать курс «Игры в слова»?
  2. На занятиях бывает интересно?
  3. Узнаёшь ли новое?
  4. Хорошие ли взаимоотношения с учителем?
  5. Изменилась ли твоя успеваемость по русскому языку?

Результаты анкетирования представлены  в диаграмме.

Из диаграммы мы можем увидеть, что курс внеурочной деятельности по русскому языку «Игры в слова» вызывает интерес у детей и положительно влияет на динамику обучения.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!



Предварительный просмотр:

Открытый урок по окружающему миру.

Дата: 16 апреля

Учитель: Микунова Алла Дмитриевна

Класс: 1 Г

Предмет: окружающий мир

Тема: Почему радуга разноцветная?

Цель: познакомить детей с цветами радуги

Формирование УУД:

Предметные - перечислять цвета радуги в правильной последовательности.

Познавательные - добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, выполнять индивидуальные задания, перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Коммуникативые - слушать и понимать речь других.

Регулятивные - Учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника. Учиться работать по предложенному учителем плану

Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке

Личностные - освоение роли ученика; формирование интереса к учению.

Ход урока.

1.Организационный момент.

Тихо девочки за парту сели,

Тихо мальчики за парту сели,

На меня все посмотрели

И работать захотели.

2. Актуализация знаний

Ребята к нам в гости сегодня пришли Муравьишка и Черепаха. Когда они прогуливались по лесу и играли, вдруг набежали тучки, закапал дождик. И вдруг на небе появилось чудо!

Что это за чудо вы узнаете, если отгадаете мою загадку: (СЛАЙД 1, 2)

Что за чудо – красота!

Расписные ворота

Появились на пути!

В них ни въехать, ни пройти!

                                                           (радуга)

3. Самоопределение к деятельности.

-Дети, кто из вас видел радугу?

 - Какое настроение было, когда ты увидел радугу?

- Ребята, когда в небе появляется радуга? (когда светит солнце и идёт дождь)

- Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?

Откройте учебник на с.40, и скажите на какой вопрос мы сегодня с вами будем отвечать? (СЛАЙД 3)

4. Изучение нового материала

А сейчас я вам прочитаю стихотворение Н.Михайловой. Сидим все тихо, слушаем меня внимательно.

Солнце светит и смеётся,

А на землю дождик льётся.

И выходит на луга

Семицветная дуга.

- Как поэтесса назвала радугу в стихотворении?

                                   (Семицветная дуга.)

- Сколько цветов в радуге?

                                                            (Семь)

- Кто знает из каких цветов состоит радуга?

Молодцы!

Ребята, мудрая черепаха передала мне вот это письмо. Она хочет, чтобы вы внимательно послушали о чем она нам хочет сказать:

«Слово «радуга» похоже на слово «радость». И в самом деле, радостно бывает, когда вдруг на небе возникает удивительно красивая дуга. «Райская дуга» -  назвали ее в старину и верили, что она приносит счастье. С тех пор так и зовут – радуга.

Построили радугу солнечные лучи и дождевые капли… Дождь заканчивается. Редкие капли еще падают на землю, но из-за тучи уже выглянуло солнце. Солнце светит сквозь падающий дождь, лучи его проходят через дождевые капли, и на небе напротив солнца возникает необычная цветная дуга. Если капли мелкие, радуга кажется бледной, еле заметной.

Когда мы смотрим на радугу с земли, она кажется нам дугой. Если на радугу посмотреть с высоты, например с самолета, она будет казаться кругом. Редко, но все-таки случается, когда на небе одновременно можно видеть две радуги, а очень редко – даже три или четыре.

Когда дождь стихает, будто кто-то стирает радугу с неба.»

- Ответьте на вопрос "Почему бывает  радуга?".  Проверьте себя по учебнику с.41

5. Физминутка

Здравствуй, радуга-дуга, (Дети выполняют поклон.)

Разноцветный мостик! (рисуют в воздухе дугу, разводят руки в стороны.)

Здравствуй, радуга-дуга! (Вновь выполняют поклон.)

Принимай нас в гости. (шаг на месте)

Мы по радуге бегом (Бег на месте, высоко поднимая колени.)

Пробежимся босиком. (делают четыре прыжка на носках.)

Через радугу-дугу

Перепрыгнем на бегу. (Делают еще четыре прыжка на носках.)

И опять бегом, бегом (Бег на месте, высоко поднимая колени.)

Пробежимся босиком.

6. Продолжение работы по теме урока

- Цвета радуги располагаются в строго определенном порядке: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.

Чтобы запомнить цвета радуги люди придумали такие фразы – подсказки: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан», или «Как однажды Жан – звонарь голубой сломал фонарь». (СЛАЙД 4)

Давайте все хором проговорим по слогам эти фразы.

- В этих фразах каждое слово соответствует семи цветам радуги.

А теперь давайте выучим эту фразу.

- Откройте рабочие тетради на стр27.

Выполняем номер 1. Раскрасьте в парах радугу, используя фразу-подсказку на слайде.

- Кто выполнил задание руки в замочек. Проверка.

А сейчас давайте наши глазки тоже отдохнут. Гимнастика для глаз. (СЛАЙД 5-8)

7. Закрепление материала

А сейчас, ребята, открываем учебники на стр 41.

- Возьмите беленькие листочки, которые лежат у вас на парте, закройте ими подсказку.

- Расположите цветные полоски и расположите их так, чтобы получился кусочек радуги.

- Поменяйте полоски местами и предложите соседу по парте исправить ошибки.

- Проверьте, все ли верно исправил ваш сосед.

- Поднимите руку вверх, кто справился с заданием верно. (СЛАЙД 9)

- Выполняем номер №2 стр28, затем номер 3.

- Поменяйтесь с соседом по парте тетрадями. Проверьте, все ли верно сделал  ваш сосед. Если сосед сделал все верно, нарисуйте простым карандашом веселый смайлик, если были допущены ошибки – грустный.

- Вернемся к учебнику.

-Что делают Черепаха и Муравьишка на стр 41?

                                                  ( Поливают)

-Что они хотят получить?

                                                         ( Радугу)

-Придумайте сказочную историю по рисунку.

8. Подведение итогов.

-Что нового вы сегодня узнали на уроке?

-Почему же радуга разноцветная?

- Кто запомнил, в какой последовательности располагаются цвета радуги?

- Давайте попробуем составить радугу на нашей доске.

- Какой цвет будет первым, вторым и т.д?

- Молодцы!

9. Рефлексия

- А сейчас, ребята, поднимите желтый карандаш те, кому все было понятно на уроке\ зеленый, кому что-то осталось непонятно\ красный – кто ничего не понял на уроке. Спасибо за урок!!! (СЛАЙД 10)



Предварительный просмотр:

Открытый урок по русскому языку во 2 классе.

Тема: Что такое имя прилагательное?

Цель: познакомить учащихся со словами, обозначающими признаки предметов, отвечающими на вопросы какой? какая? какое? какие? и их ролью в речи.

Планируемые результаты:

учащиеся научаться ставить вопросы от существительных к прилагательным; находить прилагательные в тексте; устанавливать связь между прилагательным и существительным; подбирать примеры; устанавливать аналоги.

Ход урока

  1. Оргмомент

- Сядет тот, кто подберет подходящее по смыслу слово: сладкий …, зелёная …, большое …, жаркие …,  яркое ….

- Молодцы! А теперь могут сесть все оставшиеся ребята.

II. Самоопределение к деятельности.

- У вас на партах лежат карточки со словом.

Мёд, Трава, Поле, Дни, Солнце, Сладкий, Зелёная, Большое, Жаркие, Яркое, Светит, Идёт, Сидит, Наступает, Рисует.

- 1 ряд. Назовите слова, которые лежат у вас.

- На какие вопросы отвечает имя существительное? (Кто? Что?)

- Что обозначает имя существительное? (Предмет)

- К какой части речи относятся все эти слова? ( к имени существительному)

- 2 ряд. Назовите слова, которые лежат у вас.

- На какие вопросы отвечает глагол? (Что делает? Что делают? И т.д.)

- Что обозначает глагол? (Действие)

- К какой части речи относятся все эти слова? ( к глаголу)

- 3 ряд. Назовите слова, которые есть у вас.

- На какие вопросы отвечают эти слова? (какой? какая? какое? какие?)

- Что обозначают эти слова? (признаки)

- Ребята, а кто знает, как называется часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? (ответы детей)

- Ребята, слова, которые обозначают признаки предметов и отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие?, называются имена прилагательными. СЛАЙ 1

- Отгадайте загадку: СЛАЙД 2

Я зелёный, полосатый,

 Круглый, чуть продолговатый.

 А внутри зернистый, красный,

 Сочный, сладкий и прекрасный.

 И приятен я на вкус,

 А зовут меня... (Арбуз)

- Какие слова помогли вам отгадать загадку? (зеленый, полосатый, круглый, продолговатый, зернистый, красный, сочный, сладкий, прекрасный).КАКОЙ?

- Какой частью речи являются все эти слова? (именем прилагательным)

- К какому слову относятся все эти имена прилагательные? (к слову арбуз)

- А слово «арбуз» к какой части речи относится?

- С какой частью речи связаны по смыслу имена прилагательные? ( с именем существительным)

- Прилагательное поэтому так и названо, оно прилагается к существительному.

III. Физминутка для глаз. СЛАЙД 3

IV. Работа по теме урока.

-  Посмотрите на экран, перед вами 2 предложения.   СЛАЙД 4

-  Прочитайте его.

Наступила  весна.                       Наступила ранняя весна.

-  Чем похожи эти предложения?

-  А чем отличаются? (Наличие прилагательного)

- А сейчас, прочитайте текст: СЛАЙД 5

Крокодил – самый … речной хищник. У него … пасть, … хвост и … лапы.

 - Как вы думаете, чего не хватает в этом тексте?

- Давайте, попробуем заполнить пропуски.

- Какой текст звучит лучше?

- Что делают имена прилагательные с текстом? А с нашей речью?

- А теперь самостоятельно запишите этот текст, обогатив его прилагательными. Найдите имена прилагательные и подчеркните их волнистой линией.

                                                                                                                             

V. Физминутка.

- Я буду называть разные части речи. Если услышите имя прилагательное – хлопаем в ладоши, если другая часть речи – топаем.

Сад, ребенок, сидит, холодная, лето, идёт, кудрявый, береза, молодые, ручей, звонкая, поёт, тетрадь, дружный.

VI. Закрепление изученного материала.

Упр. 148 стр.86

- Прочитайте.

- К какой части речи относятся слова, отвечающие на вопросы какой? Какая? Какое? Какие?

- Запишите без вопросов имена прилагательные, а вместо точек вставьте подходящие по смыслу имена существительные. (по цепочке у доски)

Индивидуальная работа по карточкам. СЛАЙД 6

- Подберите имена прилагательные к данным именам существительным и впишите их в карточку.

Листья (                  ) - ______________________________

________________________________________________

Лимон (                   ) - _____________________________

______________________________________________

Варенье (                    ) - ____________________________

- Давайте проверим, что же у вас получилось.

VII. Итог урока.

- С какой частью речи мы познакомились?

- Что обозначает имя прилагательное?

- На какие вопросы отвечает?

- Какую роль в нашей речи играют имена прилагательные?

- С какой частью речи связаны по смыслу имена прилагательные?

VIII. Рефлексия.

- Ну и закончим урок мы так: отвечайте на мои вопросы только именами прилагательными:

- Каким был сегодняшний урок русского языка?

- Какой у нас класс?

- Какие у нас гости?

- А какая у вас учительница?

- Молодцы! А вы у меня любознательные, дружные и ответственные! Спасибо за урок! -СЛАЙД 7



Предварительный просмотр:


ЕДИНИЦЫ МАССЫ: ГРАММ
(учебник, с. 54)

Цель: познакомить с новой единицей массы – граммом и соотношением между граммом и килограммом.

Тип урока: изучение новых знаний и способов действий.

Планируемые образовательные результаты: 

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): познакомятся с единицей массы: граммом; научатся сравнивать предметы по массе; решать задания изученных видов; анализировать и делать выводы.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют умениями понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления, слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения
на уроке, пользоваться учебником.

Личностные: понимают универсальность математических способов познания окружающего мира.

Ход урока.

  1. Орг. Момент. Мотивация к учебной деятельности.

- Прочитайте слова на доске. СЛАЙД 1.

Что в детстве приобретёшь,

На то в старости обопрёшься.

- Что это? (поговорка).

- Что самое важное мы приобретаем в детстве? (знания).

- Как вы её понимаете? (какие знания получишь в детстве, чему научишься, с тем и будешь жить).

- Какие знания вы приобрели на предыдущих уроках математики?

- Сегодня мы продолжим приобретать знания.

-  Но чтобы узнать новое, необходимо повторить то, что мы уже знаем.

  1. Актуализация знаний.

Устный счёт.

- А сейчас немного поиграем. Игра называется «Кто быстрее?». Делимся на 3 команды – по рядам.  Сейчас я вам раздам карточку с цепочкой примеров, которую вам необходимо решить, как можно быстрее. Учтите, что задание у всех групп одинаковое. Как только команда будет готова, один представитель выходит к доске и прикрепляет карточку. (Дети выполняют задание, после чего следует коллективная проверка).

- Молодцы!

Минутка красивого письма.

- Составьте из цифр 4, 7, 3 и запишите все возможные трехзначные числа.

- На следующей строке запишите эти числа в порядке возрастания (347, 374, 437, 473, 734, 743).

- Запишите эти числа в виде суммы разрядных слагаемых.

Математический диктант. СЛАЙД 2.

– Напишите в тетради число, в котором:

 2 сотни, 4 десятка, 1 единица;

 5 сотен, 3 десятка;

 7 десятков, 9 единиц;

 1 сотня, 8 десятков, 6 единиц;

 3 сотни, 7 единиц.

- Поменяйтесь с соседом тетрадями. Проверка. Оцените соседа. СЛАЙД 3.

все верно – 5, 1 ошибка – 4, 2 ошибки – 3, 4 и более – 2.

- Встаньте те, кто выполним задание на 5/4/3.

- Я думаю, что остальным ребятам следует еще повторить эту тему дома.

  1. Самоопределение к деятельности.

(Показываю два предмета, одинаковых по форме и размеру, но разных по цвету).

- Сравните эти два предмета. (Они разного цвета).

(Показываю два предмета, разных по форме и одинаковых по цвету).

- Чем отличаются эти предметы? (Они разной формы).

(Показываю два предмета, одинаковых по форме и цвету, но разных по размеру).

- Чем отличаются эти предметы? (Они разного размера).

(Показываю два предмета, одинаковых по форме, размеру и цвету, но разных по массе).

- Чем отличаются эти предметы? (Учащиеся затрудняются с ответом. Я вызываю одного ученика к доске и прошу взять предметы в разные руки. Ученик говорит, что один предмет тяжелее, а другой - легче).

- Как называется величина, которая позволяет сравнивать, какой предмет легче, а какой – тяжелее? (Масса).

- С какой единицей массы мы с вами уже знакомы? (С килограммом).

- Хорошо. А сейчас давайте сравним по массе 2 яблока.

- Как определить массу каждого яблока? (Нужно его взвесить).

- Какой прибор нам поможет определить массу яблок? (Весы).

- Посмотрите, какие бывают весы. (Показ презентации). СЛАЙД 4-7.

- Как происходит взвешивание? (На одну чашу весов ставится предмет, а на другую гиря). СЛАЙД 8.

- Могу ли я использовать для нашего яблока гирю в 1 кг? (Нет, так как яблоки весят меньше 1 кг).

- Что же делать в таком случае? (Нужно использовать гирю меньше 1 кг).

- А кто из вас знает, как называется единица массы меньше килограмма?

- Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?

  1. Изучение нового материала.

- Какие единицы измерения массы вы теперь знаете? (килограмм, грамм).

- Сколько граммов в 1 кг? (1 кг = 1000 г.). СЛАЙД 9.

- Что можно измерять в килограммах? А в граммах?

Демонстрируются гири. СЛАЙД 10.

- Посмотрите, какие бывают гири. (На интерактивной доске).

– Какие гири надо взять, чтобы получить 7 г, 80 г, 300 г, 600 г, 745 г и 900 г?

Работа в парах. СЛАЙД 11.

- Сейчас поработаем в парах. Вам необходимо написать сколько весят предметы.

        

Ручка камера продажа видеокамеры цифровые АУДИО, ВИДЕО, БЫТОВАЯ ТЕХНИКА / Промышленная доска объявлений России

http://im8-tub.yandex.net/i?id=57853947-12-24

http://im3-tub.yandex.net/i?id=260767837-11-24

http://im0-tub.yandex.net/i?id=57131501-14-24

http://im3-tub.yandex.net/i?id=378896343-10-24

Проверка. СЛАЙД 11- 12.

  1. Физминутка.

  1. Закрепление изученного материала.

№2 стр. 54.

- Прочитайте условие задачи.

- Что нужно сделать? (поставить вопрос и решить задачу).

- Какой вопрос мы можем поставить? (Сколько граммов весит покупка девочки?).

(Один ребенок у доски – остальные в тетради).

№3 стр. 54.

Решите уравнения самостоятельно. (3 учеников у доски).

Индивидуальная карточка.

Сравните единицы измерения массы.

1 кг … 1 г

25 кг … 52 г

1 кг … 1000 г

500 г … 1 кг

2 кг … 4 г

60 кг … 65 г

2000г … 2 кг

86кг … 86 г

500г … 499г

7г … 5 кг

1кг500г … 1500г

10кг … 1000г

Проверка.

VΙΙ. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

  • С какой новой единицей массы мы сегодня познакомились?

- Вспомните пословицу, с которой начали урок. (Что в детстве приобретешь,

                                                                                На то в старости обопрешься.)

  • Какая мера массы больше кг или г ?
  • Сколько граммов в 1 кг?
  • В каких случаях мы используем измерения в граммах?

- А сейчас, возьмите стикер и приклейте на карточку, которая соответствует вашей позиции на уроке: 1. Мне все было понятно на уроке, урок мне понравился. 2. Мне не все понравилось на уроке, некоторые задания вызвали у меня затруднения. 3. Я ничего не понял, и задания были сложные и скучные.

Спасибо! СЛАЙД 13.

Домашняя работа: №4 стр. 54.

        



Предварительный просмотр:

Урок в 4 классе " Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени "

Конспект урока в технологии АМО

Организационная информация

ФИО модератора

Микунова Алла Дмитриевна

Образовательное учреждение

МАОУ «Зональненская СОШ»  Томского района

Город

Томская область, п. Зональная Станция

Возраст учащихся

Ученики, 26 человек

Продолжительность мероприятия

 45минут

Методическая информация

Тема урока

Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени

Цели мероприятия

Учить обосновывать написание безударных личных окончаний глаголов, распознавать спряжение глаголов по неопределённой форме, по 3 лицу множественного числа, познакомить с глаголами – исключениями, активизировать знания о глаголе, как части речи, развивать графические и орфографические навыки учащегося, развивать связную речь, воспитывать интерес к предмету, любознательность

Задачи мероприятия

  1. Познакомятся со способом определения спряжения глаголов по неопределенной форме;
  2. научатся правильно писать безударные личные окончания глаголов;
  3. образовывать от любого глагола формы 3-го лица единственного и множественного числа;
  4. выписывать из текста глаголы-исключения;
  5. выделять личные окончания глаголов.

Автор учебника, по которому ведётся обучение (если имеется)

В.П.Канакина, В.Г.Горецкий. Русский язык. 4 класс: учебн. для общеобразоват. организаций/ В.П.Канакина, В.Г.Горецкий. – в двух частях – часть 2.,  М.: Просвещение, 2013.

Классификация урока в системе образовательных мероприятий

Урок объяснения нового материала.

Знания, умения, навыки, которые актуализируют/приобретут/закрепят участники в ходе мероприятия

  • коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом учебных и речевых ситуаций из собственного опыта; выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи);
  • регулятивные УУД: самостоятельно формулировать задание: определять цель, планировать алгоритм выполнения, корректировать работу по ходу выполнения, самостоятельно оценивать; использовать при выполнении задания справочники и словари; определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку;
  • познавательные УУД: ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков, осуществлять синтез как составление целого из частей (под руководством учителя); осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданному признаку (под руководством учителя).
  • личностные УУД: осознавать потребность в сохранении культуры русской речи и выражении уважительного отношения к людям посредством языка; оценивать жизненные ситуации и поступки героев художественных текстов  с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей, ценностей гражданина России; осознанно готовиться к урокам русского языка, выполнять задания, формулировать свои вопросы и задания для одноклассников; пользоваться формами самооценивания и взаимооценивания на уроке.

Материал, подлежащий усвоению, актуализации, закреплению

Спряжение глаголов.

        


Подробный конспект урока

Этап мероприятия

Время, продолжительность

этапа

Название метода

Происхождение метода

- Авторский

- Заимствованный, но измененный или адаптированный

- Заимствованный

Подробное описание АМО по установленной схеме:

- Цели и задачи метода

- Необходимые материалы (канцелярские товары и др.), которые понадобятся для успешного проведения метода

- Предварительная подготовка (если требуется)

- Технология проведения

- Примечание (что важно знать или учитывать педагогу при использовании данного метода)

-  Варианты проведения метода

Инструкции модератора  обучающимся для реализации или в ходе проведения АМО

Ключевые компетентности, которые формируются при использовании данного АМО

Фаза 1 «Начало образовательного мероприятия»

Приветствие / инициация

3 минуты

3 минуты

Метод АМО «Приветствие»

Заимствованный

Цели и задачи метода: создание атмосферы дружелюбия и симпатии, создание положительного настроя на работу, создание ситуации успеха.

Технология проведения: учитель вместе с детьми хором произносят:

СЛАЙД 1.

Прозвенел звонок весёлый,

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать,

И друг другу помогать!

Здравствуйте! Начинаем урок, учитель вместе с детьми хором произносят:

Прозвенел звонок весёлый,

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать,

И друг другу помогать!

-Кто из вас любит приключения? Сегодня у нас необычный урок.

СЛАЙД 2.

- Мы отправимся в морское путешествие к Земле Знаний, ведь знания – это настоящий клад. Старый пират подарил мне карту, на ней указал наш маршрут. СЛАЙД 3.

Кто за приключения?

Все без исключения!

Давай поднимем парус

И прямо в океан!

Ведь и для нас осталось

Еще немало стран,

Пока что не открытых,

Или давно забытых!

Дорог в морях немало -

Смелее у штурвала!

- Перед тем, как мы отправимся в путь, давайте займем свои каюты. У нас 5 кают. Каждый из вас выбрал стикер понравившегося цвета: желтый, оранжевый, синий и зелёный, розовый. Возьмите свой учебник, тетрадь и пенал и займите соответствующую группу.

- Давайте вспомним правила работы в группе. СЛАЙД 4.

1. Работай в группе дружно, помни - вы одна команда.

2. Принимай активное участие в работе, не стой в стороне.

3. Не бойся высказывать своё мнение.

4. Работай тихо, не старайся всех перекричать. Уважай мнение других участников группы.

5. Думай сам, а не рассчитывай на других.

6. Отвечай у доски громко, чётко, кратко.

7. В случае неправильного ответа группы не вини никого, отвечай за себя. Помни, что каждый человек имеет право на ошибку.

8. Договоритесь сразу о том, кто будет представлять вашу группу у доски.

Учим определять и контролировать свои эмоции и выражать;  уважать чужую точку зрения, развиваем умение слушать товарища и учителя

Целеполагание или погружение в тему

5 минуты

Метод АМО «Да-нет».

Заимствованный

Цель: повторить материал, который пригодится обучающимся для «открытия новых знаний».

Проведение: учащимся необходимо ответить да-нет и напротив высказывания поставить + или -, затем на слайде презентации показывается верный ответ. Проходит взаимопроверка.

Чистописание

Цель: развивать каллиграфическое письмо; подготовка учащихся к определению темы урока

Проведение: учащиеся открывают тетради, записывают число, классная работа, прописывают показ. СЛАЙД 6.

- Перед выходом в открытый океан необходимо заполнить свой багаж провизией. Сейчас каждый из вас будет набирать баллы – килограммы в общий багаж. На какую отметку выполните задание – столько килограммов и положите в багаж. Возьмите листочки с заданиями, времени вам  - 2 минуты. СЛАЙД 5.

•        Глагол – это служебная часть речи. -

•        Глагол – обозначает предмет. -

•        Глагол – изменяется по временам. +

•        Глагол – отвечает на вопрос -какой? -

•        Глагол – в прошедшем времени изменяется по родам. +

•        Глагол – изменяется по числам. +

•        Глагол – изменяется по падежам. -

•        Глагол – в будущем и настоящем времени изменяется по лицам. +

•        Глаголы в предложении являются подлежащим. -

•        Глаголы бывают I и II спряжения. +

- Отдайте свою карточку соседу справа, проверьте работы, поставьте отметку. Приклейте на багаж все полученные отметки, сосчитайте общий вес багажа. Вложите свои карточки в багаж и сдайте мне. СЛАЙД 5 (клик)

(Представители групп сдают багаж учителю).

-  Ну что ж команда в сборе, пора в путь,  а  отправимся  мы из порта Каллиграфии.

- Откройте тетради, запишите число, классная работа.

-Посмотрите, что будем писать на минутке чистописания:

ешь // ишь

- Что интересного заметили? (это окончания глаголов 2 лица, единственного числа)

- О какой части речи будем сегодня говорить? (глагол)

Развиваем мышление, интерес к предмету; развиваем внимание; развиваем умение слушать устную речь и выделять главное; умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

Формирование ожиданий/образовательных эффектов

10 минут

Метод АМО «Прогноз погоды».

Заимствованный

Цель: учителю метод позволит лучше понять класс и каждого ученика. Обучающимся данный метод позволит более чётко определиться со своими образовательными целями, понять свои ожидания и опасения.

Подготовка: заготовленный шаблон солнца без лучей, туча, лучи солнца, капли дождя.

Проведение: обучающиеся на приготовленных карточках пишут свои ожидания и опасения и прикрепляют к тучке или к солнышку. Учитель делает вывод, чего в аудитории больше: опасений или ожиданий. Какая погода на мероприятии. Ответы после урока будут зачитаны и проанализированы.

- Багаж у нас хороший, знаний и опыта достаточно. Осталось узнать прогноз погоды и можно отправляться в путь. СЛАЙД 7.

- У вас на партах есть лучи солнца и капельки дождя. Если вы чего – то опасаетесь, напишите свои опасения на капельках дождя, свои ожидания от урока на лучах солнца. Прикрепите свои тучки и лучи на доску. Нас ожидает солнечная погода с небольшим непродолжительным дождём.  Можно отправляться в дорогу.


 

Развиваем: умения планирования и прогнозирования – предвосхищения результата и уровня усвоения, его временных характеристик; умение планировать учебное сотрудничество, определять цели, функции участников, способы их взаимодействия.

Целеполагание.

7 минут

Метод АМО «Рассуждение».

Заимствованный

Цели: конкретизировать знания детей о глаголе, предоставить возможность поиска самостоятельного выхода из проблемных ситуаций.

Проведение: учитель предлагает обратить внимание на глаголы, записанные на доске и порассуждать.

- И вот мы в заливе Глагольном. СЛАЙД 8.+ интерактивная доска.

На слайде написаны слова: черт…т, свет…т, по…т, пиш…м, цвет…шь, лет…т.

- Прочитайте глаголы. Поставьте в них ударение. В зависимости от положения ударения разделите их на две группы. Какие? (с ударными личными окончаниями, безударными личными окончаниями)

- Какие глаголы вошли в первую группу? (Поет, цветешь, летит. Это глаголы с ударными личными окончаниями)

- Как определить, какую писать букву в ударных личных окончаниях? (пишем, как слышим)

-Запишите в столбик, поставьте ударение, выделите окончания.

-Назовите вторую группу глаголов. (чертит, светит, пишем)

-Какую видите трудность в написании безударных личных окончаний глаголов?

(В безударных личных окончаниях  глаголов нечетко слышится гласный звук. Мы не знаем что писать И или Е)

-Определите тему урока.

Тема урока «Правописание безударных личных окончаний глаголов» СЛАЙД 8.

- Тема новая или мы ее изучали? (новая)

- Значит, какую задачу поставим перед собой на этом уроке? (научиться правильно писать слова с изученной орфограммой)

Фаза 2 «Работа над темой»

Интерактивна я лекция

5 минут

Цель: представление нового материала, структурирование материала, оживление внимания обучающихся.

Проведение: отвечают на вопросы учителя; читают правило в учебнике; выполняют задания на слайдах.

- Подплываем к берегу и сходим на землю. СЛАЙД 9.

- Перед нами замок короля Глагола, где он живет со своими сыновьями, которых зовут I и II спряжение.

- Что такое спряжение? Как можно определить спряжение глагола? (ответы детей)

Чтобы определить спряжение,

Посмотри на окончание.

И ещё на ударение

Обрати внимание!

Когда окончание под ударением,

Легко ты узнаешь, какое спряжение.

- Хорошо, когда окончание под ударением, спряжение определить легко:

- А как быть с безударными окончаниями. Возьмите карточку, на которой записано Замок короля Глагола. И попробуйте вместе заполнить пропуски.

        Мы выход…м на берег, ступа…м на землю. Вокруг зелене…т травка, по сосне барабан…т дятел.

        -Какие буквы надо вставить в окончания? Почему?

        -Спряжение глагола можно определить не только по ударному окончанию и по окончанию третьего лица множественного числа, но и по неопределённой форме. На какие вопросы отвечают глаголы в неопределённой форме? (что делать? Что сделать?)

- Откройте учебник, прочитайте правило стр. 94.

- Какие глаголы относятся ко 2 спряжению? (глаголы, которые в неопределенной форме оканчиваются на –ить(кроме брить, стелить); глаголы-исключения: 4 глагола на –ать (слышать, гнать, дышать, держать), 7 глаголов на –еть (смотреть, видеть, ненавидеть, терпеть, обидеть, вертеть, зависеть).

- Какие глаголы относятся к 1 спряжению? (глаголы на –ать, -еть, -уть, -оть, брить,стелить).

        - Чтобы легче было запомнить глаголы-исключения на острове Поэзии сочинили такое стихотворение: СЛАЙД 10. 

Ко второму же спряженью

Отнесём мы, без сомненья,

Все глаголы, что на -ить,

Исключая: брить, стелить.

И ещё: смотреть, обидеть,

Слышать, видеть, ненавидеть,

Гнать, держать, дышать, вертеть,

И зависеть, и терпеть.

Вы запомните, друзья:

Их на -е- спрягать нельзя!

- Для того, чтобы вам было проще работать, эти стихи-подсказки я вам приклеила в конец тетради.

-Давайте теперь применим эти правила к словам из текста (Выполняют в тетрадях). Один ученик у доски.

        Выходить (II спряжение) – выходим, ступать (I спряжение) – ступаем, зеленеть (I спряжение) – зеленеет, барабанить (II спряжение) – барабанит.

Развиваем навыки сравнения, анализа, синтеза, классификации, обобщения; развиваем умения выражать свои мысли, вести диалог.

Проработка содержания темы обучающимися

5 минут

Метод «Я всё понял!»        

Авторский

Цель: закрепить полученные знания на практике.

Проведение: на слайде презентации записан текст.

-А ещё с острова Поэзии приплыла бутылочная почта, но морская вода попала в бутылку и размыла некоторые буквы, нужно восстановить текст.

- Возьмите карточку «Остров Поэзии». Прочитайте. СЛАЙД 11.

 Сам не вид * т и не слыш * т,

Ход * т, брод * т, рыщ * т, свищ * т.

Кто навстречу попадётся –

Обнима * т и дерётся.

- Что это? (Ветер) Это письмо – предупреждение о приближающемся шторме.

-Чтобы ветер не помешал нам в путешествии, нужно правильно записать загадку.

- Выполните задание. Коллективная проверка.

Развиваем навыки сравнения, анализа, синтеза, классификации, обобщения;  развиваем умения выражать свои мысли, вести диалог; развиваем умение корректировать свою деятельность; воспитываем целеустремленность и настойчивость в достижении цели, а также готовность к сотрудничеству и помощи тем, кто в ней нуждается.

Фаза 3 «Завершение образовательного мероприятия»

Разминка

3 минуты

Метод «Физкультминутка»

Заимствованный

Цель: сохранять здоровье учащихся, повысить уровень энергии учеников, помочь им прийти в бодрое настроение, повысить уровень энергии в классе.

Проведение: по кабинету размещены глаголы, дети берут один глагол и прикрепляют к своему листу. Коллективная проверка.

I cпряжение

II спряжение

Читать

Зеленеть

Веять

Думать

Рыть

Болеть

Доказать

Мечтать

Сверкать

Брить

Стелить

Колоть

Убирать

Клеить

Слышать

Просить

Дружить

Видеть

Варить

Смотреть

Вертеть

Запомнить

Ловить

Обидеть

Беспокоить

Пилить

- У нас по кабинету размещены глаголы, вам необходимо раздобыть по 1 глаголу и прикрепить на ваши листы к соответствующему спряжению.

- А теперь давайте проверим. (выходят 1 человек от группы и показывает свои результаты). Коллективная проверка.

Развиваем навыки ЗОЖ.

Подведение итогов

5 минут

3 минуты

Метод АМО «Что ты думаешь о..»

Заимствованный

Цель: вернуться к вопросу об ожиданиях учащихся (к целеполаганию) и проанализировать, насколько реализованы ожидания учащихся.

Проведение: дети возвращаются к первому заданию и выполняют его; отвечают на вопросы учителя.

- Вернемся к самому первому заданию. Теперь вы справитесь с ним без затруднения.

-И вот мы направляемся в бухту домашних заданий. СЛАЙД 12.

- Но прежде давайте еще раз вспомним, что же мы учились определять у глаголов?

-Для чего нужно знать, к какому спряжению относится глагол?

-Вдали видна Земля Знаний. СЛАЙД 13.

- С каждым уроком, с каждой новой книгой мы приближаемся к ней. Сегодня наше путешествие подошло к концу. Сколько походов в мечтах и наяву ждёт вас впереди. По морям книг, через океан языкознания вы обязательно придёте к Земле Знаний.

- Если вы считаете, что вы достигли поставленных целей, и ваши ожидания оправдались, поднимите вверх раскрытую ладошку.

-Если вы считаете, что не всех целей достигли, поднимите вверх ладошку, зажатую в кулачок.

-Каких ладошек у нас больше? Что это значит?

Развиваем умения устанавливать связи между результатом учения, и тем, что побуждает деятельность; развиваем умения оценки – выделения и осознания учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Фаза 3 «Завершение образовательного мероприятия»

Домашнее задание

1 минута

Цель: оценить работу команд, класса в целом.        

Учитель: выучить глаголы - исключения, упр.190 стр.95.

Я хочу поблагодарить все команды за активную и продуктивную работу. Надеюсь, что вы уйдёте с урока с новыми знаниями и хорошим настроением.

Развиваем навыки сравнения, анализа, синтеза, классификации, обобщения;