Методический аспект деятельности социального педагога

Ходнева Наталья Юрьевна

В этом разделе собраны методические  материалы, которые используются мною в работе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Социальная адаптация левшей в праворуком мире.

Многие считают, что левша - это редкое явление. Однако многие с ним сталкивались не один раз в своей жизни. Статистика показывает, что если в любом месте Земли соберутся более тридцати человек, обязательно будет левша. Следовательно, левша - не редкое явление, а достаточно распространённое. 

Социализация левши — это сложный и длительный процесс, который требует совместных усилий со стороны родителей и общества.

Если хотите представить себе, как живет левша в нашем "правостороннем" обществе, привяжите к телу правую руку, хотя бы на час - другой. Или перечитайте" Алису в Зазеркалье", где гениальный левша Льюис Кэрролл  описал ощущения леворучки от жизни в праворуком мире. Кстати, Николай Лесков, написавший "Левшу", тоже был левшой.

 Но хорошо бы еще спросить у самих левшей, есть ли у них проблемы и как им живется в нашем праворуком мире? Думаю, что ответ будет неоднозначным. В самом деле, праворукий мир очень неудобен для левшей чисто физически, не говоря уже о моральных травмах. А в некоторых (экстремальных) ситуациях возможны и несчастные случаи.  И ведь это правильно. В ряде случаев леворуким требуется не меньшая помощь, чем инвалидам. Самый яркий пример: все двери навешиваются так, что их открывание рассчитано на правшей. Если молодая слабая девушка - левша, а у двери сильная пружина, то открыть ей дверь просто-напросто не под силу.

 Многие мелочи раздражают левшу в "правом" мире. Все руководства по обучению любому ручному труду рассчитаны на людей, работающих правой рукой. Однако, множество приборов – от простых до сложнейших (типа устройства автомобилей, самолетов, компьютеров и пр.) – по-прежнему выпускаются для правшей.  Поэтому левши в своей жизни испытывают каждодневный и даже уже незаметный для многих из них стресс: монетку в прорезь пропускного автомата в метро надо опускать правой рукой, держать ложку в левой руке неприлично, именно правую руку следует подавать при рукопожатии и т.д. И это еще не все! А вот как быть пилотам – левшам, которым нужно очень быстро ориентироваться в массе сложнейших приборов, созданных именно под классического «стопроцентного» правшу? Они постоянно работают с перегрузкой, переутомляются. И совсем неудивительно, что среди летчиков-левшей часты неврозы, заболевания на нервной почве вследствие постоянного перенапряжения нервной системы. Именно пилоты-левши допускают наибольшее количество ошибок, приводящих к авариям. С самого  детства леворукий ребенок чувствует себя ущербно, т.к. родители и учителя ежедневно пытаются заменить «неправильную» руку при еде, письме, рисованию. Какой колоссальный стресс он испытывает при этом.  В России, к примеру, практически отсутствуют прописи для детей-левшей. Кстати, до середины 80-х годов в советских школах их насильственно переучивали на правшей, а некоторые педагоги и до сих пор не принимают левшей своих классах. Отказ от практики переучивания леворуких детей не снимает проблему леворукости для школы, поскольку остаются дети со скрытым левшеством. Речь идет о тех случаях, когда природного левшу переучивают в дошкольном детстве. В раннем дошкольном возрасте родители и воспитатели не всегда обращают внимание на то, какая рука у ребенка ведущая, тем более что направление рукости отчетливо устанавливается только к 3—5 годам. Между тем при обучении новым действиям дети стараются сделать так, как говорит взрослый: брать ложку в правую руку, держать карандаш правой рукой. Ребенок-левша, выполняя требования взрослого, делает так, как велят, даже если это действие ему вовсе неудобно. В результате такого ненасильственного переучивания многие родители могут и не подозревать, что их ребенок левша. Учитель при работе с такими детьми должен это учитывать, так как эти особенности влияют на успешность овладения учебными навыками. С какими трудностями не столкнулся бы леворукий малыш в школе, быту  он с успехом преодолеет любые невзгоды, если будет ощущать родительскую поддержку, понимание и любовь, не будет чувствовать негативного отношения к леворукости у людей, мнение которых ему дорого. Прежде всего, необходим благоприятный климат в семье. Любовь, забота и внимание со стороны родителей помогут левше легче преодолеть трудности и освоить школьную программу, а также открыть в себе скрытый талант и стать великим человеком, как Юлий Цезарь, Александр Македонский, Наполеон Бонапарт, Леонардо да Винчи,

Проведенное исследование в г. Саранске позволило выявить изменения общественного мнения в отношении левшей. Из опрошенных 200 чел. 59,5 % заявили, что не хотят, чтобы их ребенок был левшой, для 31,5 % доминантность правого или левого полушария не имеет значения, и 9 % ответили положительно. На вопрос о желании переучивать левшу 86,5 % ответили, что не будут этого делать ни при каких обстоятельствах,  13,5 % выразили такое желание.  В нашей школе мы тоже провели небольшое исследование. Для этого мы взяли только одну параллель 7-х классов. Процент левшей составляет 9 %,   а правшей – 90,9 %.

Однако вернемся к бытовым проблемам левшей. Если в быту праворукий чувствует себя как рыба в воде, то леворукий, как мы уже с вами говорили, испытывает трудности. Поэтому лозунг "Спасение утопающих - дело рук самих утопающих" взяли на свое вооружение левши в западном мире. Они создали всевозможные союзы, ассоциации и общества, призванные защитить их права. Еще в 1927 г. появилась шариковая ручка с быстро сохнущими чернилами, чтобы левши не могли размазать написанное. В 60-е гг. для них начали выпускать фотоаппараты с кнопкой на левой стороне, а видоискателем — на правой. Позднее промышленность предложила леворуким другие товары: письменные и кухонные принадлежности, садовый и спортивный инвентарь, медицинское оборудование, музыкальные инструменты, компьютерные аксессуары и даже бумеранги, которые возвращаются только в том случае, если их запустить левой рукой, ножницы. В России первый «левый» товар (прописи для первоклашек) появился в 1995 г.    В Туле делают охотничьи ружья для леворуких, но все они идут на экспорт. Некоторые товары для леворуких можно приобрести через интернет-магазины.

Феномен право-леворукости является частью пока мало изученной, загадочной проблемы асимметрии между полушариями мозга. Левши в обществе не существуют обособленно. И чтобы исключить все печальные последствия, приводящие к многочисленным заболеваниям  (астма, косоглазие, близорукость и другие) и медики, и  психологи не рекомендуют переучивать левшей и не подстраивать их под свой праорукий мир.    Любовь близких, терпимость и понимнание окружающих  может способствовать гармоничной социализации личности.



Предварительный просмотр:

Анкета для родителей

1.Фамилия, имя, отчество матери __________________________________________

2. Дата рождения, образование_____________________________________________

3. Место работы, должность, контактный телефон_____________________________

          _____________________________________________________________________

4. Фамилия имя отчество отца_________________________________________________

5. Дата рождения, образование________________________________________________

6. Место работы, должность, контактный телефон________________________________

    ________________________________________________________________________

7. Домашний адрес, телефон__________________________________________________

    ________________________________________________________________________

8. Количество детей в семье (имя, возраст, что посещают)_________________________

    ________________________________________________________________________

9. Условия проживания семьи (отдельная благоустроенная квартира, общежитие, собственный дом, съемное жильё, не имеют жилья)____________________________

10. Условия для занятия ребёнка (отдельная комната, письменный стол в общей комнате, стол совместно с другими детьми, отдельное спальное место)

11. Личностные особенности ребёнка ( замкнутость, стеснительность, лидерство, неуверенность, тревожность, отсутствие самостоятельности) ______________________

12 . Дополнительные сведения  (статус одинокой матери, вдова, многодетная семья, малообеспеченная семья, чернобыльцы, беженцы, инвалиды и др.)_________________

_________________________________________________________________________

13. В каких делах класса вы бы смогли помочь:

  • Проведение бесед с обучающимися на специальные темы.
  • Организация экскурсий.
  • Помощь в изготовлении пособий.
  • Ремонт мебели.
  • Помощь в организации походов, поездок.
  • Помощь в организации досуговой деятельности.
  • Другое____________________________________________________________



Предварительный просмотр:

Анкета

родителей будущих первоклассников.

1. ФИО родителей, дата рождения

мама: ________________________________________________________________________________

папа: _________________________________________________________________________________

2. Домашний адрес:_____________________________________________________________________

3. Место работы, должность

мама:_________________________________________________________________________________

папа:_________________________________________________________________________________

4.ФИО ребенка (детей), дата рождения____________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Анкета

родителей будущих первоклассников.

1. ФИО родителей, дата рождения

мама: ________________________________________________________________________________

папа: _________________________________________________________________________________

2. Домашний адрес:_____________________________________________________________________

3. Место работы, должность

мама:_________________________________________________________________________________

папа:_________________________________________________________________________________

4.ФИО ребенка (детей), дата рождения____________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Анкета

родителей будущих первоклассников.

1. ФИО родителей, дата рождения

мама: ________________________________________________________________________________

папа: _________________________________________________________________________________

2. Домашний адрес:_____________________________________________________________________

3. Место работы, должность

мама:_________________________________________________________________________________

папа:_________________________________________________________________________________

4.ФИО ребенка (детей), дата рождения____________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Социальный статус семьи (малообеспеченная, многодетная, мать-одиночка, в разводе, проживают раздельно, потеря кормильца). (Подчеркнуть)

6. Образовательный уровень родителей (высшее, среднее специальное, ср. общее, основное)

мама:_________________________________________________________________________________

папа:_________________________________________________________________________________

7. Зарегистрированы в соц. защите как малообеспеченная семья. (Подчеркнуть)  

                                                       Да             Нет

8. Получаете детские пособия.                          

                                                     Да               Нет

9. Зарегистрированы в центре занятости как безработные     ( да, нет)

мама:

папа:

5. Социальный статус семьи (малообеспеченная, многодетная, мать-одиночка, в разводе, проживают раздельно, потеря кормильца). (Подчеркнуть)

6. Образовательный уровень родителей (высшее, среднее специальное, ср. общее, основное)

мама:_________________________________________________________________________________

папа:_________________________________________________________________________________

7. Зарегистрированы в соц. защите как малообеспеченная семья. (Подчеркнуть)  

                                                       Да             Нет

8. Получаете детские пособия.                          

                                                     Да               Нет

9. Зарегистрированы в центре занятости как безработные     ( да, нет)

мама:

папа:

5. Социальный статус семьи (малообеспеченная, многодетная, мать-одиночка, в разводе, проживают раздельно, потеря кормильца). (Подчеркнуть)

6. Образовательный уровень родителей (высшее, среднее специальное, ср. общее, основное)

мама:_________________________________________________________________________________

папа:_________________________________________________________________________________

7. Зарегистрированы в соц. защите как малообеспеченная семья. (Подчеркнуть)  

                                                       Да             Нет

8. Получаете детские пособия.                          

                                                     Да               Нет

9. Зарегистрированы в центре занятости как безработные     ( да, нет)

мама:

папа:



Предварительный просмотр:

Паспорт семьи

Семья: многодетная, малообеспеченная, мать – одиночка, неполная, беженцы, чернобыльцы (подчеркнуть)

Адрес:_______________________________________________________________________________________________________________________________

Мать (ФИО, год рождения)_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Отец (ФИО, год рождения)_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Место работы:______________________________________________________________________________________________________________________________

Дети (ФИО, год рождения, место учёбы)________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Семья: соц. благополучная, соц. неблагополучная (подчеркнуть)

Здоровье: ребёнок – инвалид, родитель – инвалид (подчеркнуть)

Жилищные условия:___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Примечание:___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Карта учёта семьи

Дата посещения

Причина посещения

Результаты посещения



Предварительный просмотр:

Программа

деятельности разновозрастного отряда

детей и подростков по месту жительства

МОУ Ульяновская средняя школа

«Дружба»

2005 –2006 уч.год


 

  1. Общие положения.

        Мы будем уважать верность, мы будем защищать дружбу.

                      За правду, за любовь, честность мы жизнь положим, если нужно.

        Ведь звёзды светят нам ярко, зовёт в высоту блеск их.

        А людям на земле жарко от пламенных сердец детских!…

    В летний период времени существует очень много различных форм отдыха детей – это лагеря с дневным, круглосуточным пребыванием, загородные лагеря, санатории, клубы, военно-патриотические лагеря, которые требуют финансовых затрат со стороны родителей, однако давно забыли такую форму организации учащихся как разновозрастные отряды (РВО), не требующие больших финансовых вложений. Поэтому мы решили возобновить эту форму работы с учащимися микрорайона школы.

    Подавляющее большинство учащихся в первый месяц отдают предпочтение школьному лагерю, в связи с этим в июле и августе дети большую часть находятся дома.

 Поэтому целями и задачами РВО является:  

  • активизация работы по месту жительства;
  • предупреждение безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних;
  • организация занятости детей и подростков совместной творческой, трудовой, спортивной деятельностью;
  • развитие общественного самосознания, самореализации и развитие личности ребёнка.          

  1. Нормативно – правовая база.

  1. Закон «Об образовании»  (1992 г.)
  2. Конвенция о правах ребёнка.
  3. Закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних» - №120 от 24 июня 1999г.
  4. Устав МОУ Ульяновская средняя школа.

  1. Механизм реализации программы.

    Механизм реализации программы строится на основе самоуправления, инициативы, сочетание отдыха с полезным трудом.

   Таким образом, приоритетными направлениями в РВО приняты:

  • экологическое,  
  • нравственное,
  • трудовое (общественно-полезное).

Программа предусматривает реализацию этих направлений через различные формы работ:

     

  • акции,
  • соревнования,
  • конкурсы,
  • концертные программы,
  • беседы,
  • экскурсии.

        


Структура управления

3.1. Высший орган – Совет РВО «Дружба». Сюда входят все члены РВО,            педагоги, родители (по желанию).

 Обязанности: организует сбор Совета РВО по мере необходимости, принимает решения по жизнедеятельности РВО.

 

3.2. Совет отрядов. Сюда входят представители отрядов, педагоги.

  Обязанности: решение текущих вопросов, планирование            жизнедеятельности.

3.3. Сбор отрядов. Все члены отрядов.

     Обязанности: решают отрядные дела, подчиняются командиру отряда,

 соблюдение техники безопасности, правил и норм распорядка РВО.

3.4. Инициативные группы. Собираются из числа участников РВО, имеют одно направление деятельности, составы групп могут изменяться в течение работы РВО.

     Обязанности: выполняют определённый объём работы, несут ответственность за организацию порученного мероприятия.

  1. Планирование работы РВО.

I неделя

Понедель-

ник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Ответствен-

ные

1.торжественная линейка, посвящённая открытию работы РВО.

2. «Давайте познакомим

ся.

3. Старт конкурса «Ярмарка рекордов»

1.Подведе-

ние итогов конкурса за неделю «Ярмарки рекордов»

2. Отчётный творческий вечер.

3. Дискотека  

1 отряд

1. Вечер Искусств «Ярмарка талантов»

2. Праздник Фантазии и фантастики

2 отряд

1. День любимых игр.

2. Старт спортивно-краеведчес-

кой игры «Моя земля»

3 отряд

1. спортивно-краеведчес-

кая игра «Моя земля»

2. День полезных дел.

Инициативные группы из всех отрядов

II неделя

1. Летняя спартакиада.

2. День полезных дел.

2 отряд

1. Лекарство от плохого настроения.

2. Старт военно-спортивной игры «Точно по карте»

1отряд

1. Военно спортивная гра «Точно по карте»

2. Экскурсия в краеведчес-

кий музей.

Инициативные группы из всех отрядов

1. День именинника.

2.Молодёж-

ное топ-шоу «Стартинейджеры»

3 отряд

1.Подведе-

ние итогов конкурса «Ярмарки рекордов»

2.торжествен

ная  линейка, посвященная закрытию работы РВО

3. Отчётный концерт «А мы с вами не прощаемся»

1,2,3 отряды

Ежедневно в начале и конце рабочего дня сбор всех отрядов для планирование и подведение итогов за день.

  1. Ожидаемый результат.

РВО создаётся с целью объединения детей, не охваченных другими формами отдыха, и имеющие сходные интересы. Оно основывается на самоуправлении учащихся и самоорганизацию работы на оставшийся летний период.

Список коллектива: