Задание для обучающихся по специальности 08.02.09 Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий ( литература, русский язык)

Судьба человека в прозаических произведениях о Гражданской войне.

1. Подготовить ответы на вопросы по самостоятельно прочитанным книгам:

– А. Фадеев. «Разгром», И. Бабель. «Конармия».

– А. Ремизов. «Плачи».

– И. Шмелев. «Солнце мертвых».

– Б. Пильняк. «Голый год», «Повесть непогашенной луны».

– Б. Лавренев. «Ветер».

– Д. Фурманов. «Чапаев».

Кто он, настоящий герой Гражданской войны? Борец за справедливость и народное счастье? Строитель новой жизни, сметающий все на своем пути, что ему мешает? Или Человек, который в огне войны смог уберечься от духовного падения, сохранив честь, совесть и любовь?

2.  Проблема своих и чужих так же важна в прозе, как и в поэзии 20-х годов. Вот взгляд на врага в знаменитом в 30-е годы и – без преувеличения – выдающемся фильме братьев Васильевых «Чапаев». Кульминационная сцена в фильме – психическая атака каппелевцев. При чтении сценария перед глазами оживают кинокадры:

«Белые идут плотным, сомкнутым строем.

Черная,  «особая»  форма.  На  плечах  сверкающие  погоны.  Это  офицеры...

Каппелевцы, как на плацу, не обращают внимания на выстрелы, мерно отсчитывают шаг под дробь барабана...

Офицерские колонны совсем близко. Красноармейцы палят безостановочно. В рядах каппелевцев то тут, то там падают черные фигуры. Но ряды немедленно смыкаются, и они идут все тем же учебным шагом. Кажется, что огонь не наносит им ущерба.

Красноармеец в цепи невольно сплюнул.

– Красиво идут!

Сосед сочувственно кивнул головой.

– Интеллигенты!

Каппелевцы все ближе и ближе...»

Примечателен комментарий одного из создателей фильма «Чапаев» – Сергея Васильева, рассказывающего о «принципе показа Каппелевского боя»: «...ни одного крупного плана белых и только на крупных планах показ красных. В людях здесь дело. Здесь столкновение двух воль, и важно разрешение на людях наших, и не на белых».

Как многозначительна эта установка: «ни одного крупного плана белых» – явственное пренебрежение к переживаниям, внутреннему миру врагов-соотечественников. Вспомним: у Маяковского во врангелевском фрагменте поэмы «Хорошо!» совсем иначе. Давая Врангеля крупным планом, поэт показывает его не «по политике глядя», а – повторю цветаевское – «в рост» постигнувшей его беды, «в рост трагедии».

В фильме же «Чапаев» крупный план в сцене боя, как видим, принципиально обходит белых стороной. А уже следующая ступень: подчеркнутое разделение на «наших» и «не наших» – предает полному забвению понятие соотечественник. И здесь высвечивается поразительная особенность эпизода каппелевской атаки в «Чапаеве». Белогвардейцы предстают как какая-то инородная сила, которая пришла на поля России откуда-то извне, чуждая ей, далекая от нее.

В  этом  трагедия  Гражданской  войны:  брат  идет  на  брата,  победителей нет.

Домашнее задание: написать сочинение-рассуждение, отразив свои впечатления  от  прочитанного,  на  тему  «Человек  в  огне  Гражданской войны».

19.03 русский язык

Самостоятельная работа 

выполнение домашних заданий по разделу 6.

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы: Роль словосочетания в построении предложения. Исследование и подготовка доклада (сообщения или реферата):

Пунктуация в сложном предложении. Знаки препинания в сложносочиненных предложениях, в сложноподчиненных предложениях, в бессоюзных сложных предложениях.

Наименование работы

Учебное пособие по русскому языку

Теория (№№

Страниц)

Упражнения

№№, страница №

 

 

1

Выполнение упражнений на правописание Не и НИ

241, 244

352, 359

241, 244

2

Выполнение упражнений на слитное написание  НЕ

242

354

242

3

Выполнение упражнений на правописание предлогов

243

358

244

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература: А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова »Русский язык 10- 11. Учебник для общеобразовательных организаций. Базовый уровень.» Москва. «Просвещение», 2014.Ссылка на учебник см. Гостевая http://vmcoll.ru/downloads/_russ_aizyk_10-11_.pdf

Задание гр. 251 и 252 на 20, 23 и 24 марта по литературе см. в файле ниже. Ответ в форме письменной работы (фото) или презентации жду на почту до 28.03  

 

А.И.Солженицын. Урок 1. Задание от 20.04   Тема урока: Очерк жизни и творчества А.И. Солженицына. Проблема существования свободного человека в условиях абсолютной несвободы в творчестве писателя («Архипелаг ГУЛАГ»).

 

РАБОТА С УЧЕБНИКАМИ:

Методические рекомендации. Изучите биографию и особенности творчества А.И. Солженицына, используя учебники литературы:

  1. Литература С.А. Зинин, В.А. Чалмаев (Ч. 2, с. 441-453). https://vk.com/doc310772573_543704156?hash=68c7ce00602c724d16&dl=cd653863ee046b6e42

 

  1. Литература. 11 класс. Учебник / под ред. В.П. Журавлева (Ч. 2, с. 382-3300):https://rabochaya-tetrad-uchebnik.com/literatura/literatura_11_klass_uchebnik_zhuravleva_chastj_2/index.html#prettyPhoto

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ:

Задание 1. Составьте перечень основных произведений А.И. Солженицына (укажите название произведений, год написания).

Задание 2. Прочитайте ОТРЫВКИ из романа «Архипелаг ГУЛАГ» (по выбору). Напишите в тетради, что означают понятия «архипелаг», «ГУЛАГ».

Выполните задания к уроку письменно в тетради. Вставьте все фото выполненной в тетради работы в файл Microsoft Word, подпишите его

Скачать:


Предварительный просмотр:

Практическое занятие №31. «Деревенская проза» В.П. Распутина. Повесть «Прощание с Матерой»

4 часа.

Цели урока: дать краткий обзор творчества В. Г. Распутина, обратить внимание на разнообразие проблем, которые ставит писатель; формировать неравнодушное отношение к проблемам своей страны, чувство ответственности за ее судьбу. 

Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задание

Тревожную и тяжелую тишину пилило хриплое, ширкающее дыхание Богодула. В лад ему, движением успокаивая себя, покачивались вперед-назад старухи.

- Че там в окошке видать-то? Гляньте кто-нить.

- Нет, я боюсь. Гляди сама. Я боюся.

        Уставились в окно и увидели, как в тусклом размытом мерцании проносятся мимо, точно при сильном вышнем движении, большие и лохматые, похожие на тучи, очертания. В разбитую стеклину наплескивало сыростью. Сполз с нар проснувшийся Богодул и приник к окну. Его заторопили:

- Че там? Где мы есть-то? Говори – че ты молчишь?

- Не видать, кур-ва! – ответил Богодул. – Туман.

        Старухи закрестились, нашептывая, задевая друг друга руками. И опять, только еще более потерянно:

- Это ты, Дарья?

- Однако что, я. А Настасья где? Где ты, Настасья?

- Я здесь, здесь.

        Богодул протопал к двери и распахнул ее. В раскрытую дверь, как из развернутой пустоты, понесло туман и послышался недалекий тоскливый вой – то был прощальный голос Хозяина. Тут же его точно смыло, и откуда-то, будто споднизу, донесся слабый, едва угадывающийся шум мотора.

(В.Г.Распутин «Прощание с Матерой»)

Задание:

Главной темой данного фрагмента является:

  1. Прощание с Матерой;
  2. Описание глупости стариков;
  3. Характеристика Матеры;
  4. Описание лучшей жизни в новом поселке

Какую форму имеет повествование в произведении В.Г.Распутина «Прощание с Матерой»?

  1. Повествование от 1-ого лица;
  2. Повествование от 3-его лица;
  3. Рассказ в рассказе;
  4. Форму монолога.

С какой целью автор вводит в произведение образ Хозяина?

  1. Усиливает трагизм происходящего;
  2. Создает особое настроение;
  3. Показывает, что человек не властен над природой;
  4. Вызывает сочувствие у читателей.

Укажите термин, которым в литературоведении называют средство художественной изобразительности, основанное на сопоставлении («большие и лохматые, похожие на тучи, очертания»)._________________

Из абзаца, начинающегося со слов «Богодул протопал…», выпишите эпитет, который характеризует прощальный вой Хозяина Матеры. ________________________________________________________________

Критерии оценки:

«5» - даны аргументированные ответы, логически построенные и подкреплённые цитатами;

«4» - менее стройные продуманные ответы;

«3» - нет цитатного материала и обобщений;

«2» - ответы не подготовлены

Практическое занятие №32. Анализ стихотворений новой поэзии 

Цель: познакомить и систематизировать знания о поэтах-шестидесятниках: Рубцове, Окуджаве, Вознесенском, Заболоцком.

Вопросы: - Какие проблемы, волнующие автора, отразились в этих стихотворениях?

- Каковы его мысли о людях, «о времени и о себе»?

- Каким пафосом проникнуто его отношение к войне? В чем его новизна?

-Почему лирический герой предпочитает вечно метаться между городом Да и Нет?

- В чем символический смысл этого стихотворения?- Расскажите о некрасовских традициях в стихотворениях Евтушенко?- Какова проблематика, образная система и особенности стиля стихотворения «Гойя»?    

«Время и вечность»
      Прочитайте стихотворение Д. Самойлова «Свободный стих» и ответьте на вопросы.

      1. Можно ли, читая это стихотворение, вслед за А. Блоком назвать имя Пушкина «веселым»?
      2. Какие строки не позволяют сказать, что автор относится к прошлому и будущему с «отрешенным вниманием»?
      3. Как вы объясните смысл цитирования Д. Самойловым «Медного всадника» и косвенного упоминания «Капитанской дочки» А. С. Пушкина? Почему Д. Самойлов слова бедного Евгения из «Медного всадника» вкладывает в уста Петра I?
      4. Почему Дантес в этом стихотворении назван «
дежурным офицером»?
      5. В чем смысл названия стихотворения?
      6. Как вы объясните «небольшие сдвиги во времени»? Зачем они нужны поэту?
      7. Почему в заключительной строфе стихотворения возникают образы Богоматери и ее мужа, святого Иосифа?
      8. Какие «сдвиги во времени» для «спрессовки сюжета» предложили бы вы? Придумайте такой сюжет.
 

Критерии оценки:

«5» - даны аргументированные ответы, логически построенные и подкреплённые цитатами;

«4» - менее стройные продуманные ответы;

«3» - нет цитатного материала и обобщений;

«2» - ответы не подготовлены

Время выполнения – 1 час.

 



Предварительный просмотр:

Практическое занятие №33. Драматургия. Трагедии счастливых людей в пьесах Арбузова и Володина. 2часа

Цели урока: показать значение драматургии для русской литературы; разобраться в художественных особенностях и идейном своеобразии пьес. Через анализ пьесы показать особенность писательской манеры: изображение противоречивости бытия, крайних состояний человеческих чувств. Развивать умение анализировать произведение и обобщать полученные знания. Воспитывать стремление искать ответы на непреходящие вопросы о благе и истине, о смысле человеческого бытия, показать актуальность проблемы, поднятой автором в пьесе.

Задание: выбрать группу вопросов ( или по пьесе «Старший сын», или по «Утиной охоте»)

Посмотреть пьесу или прочитать.

Ответить на вопросы.

 Просмотр фрагментов художественного фильма «Старший сын» и аналитическая беседа

  1. Каковы отличительные черты жанра пьесы «Старший сын?
  2. — В чем особенность системы характеров пьесы?
  3. — Есть ли в пьесе деление на положительных и отрицательных героев?
  4. — Как Бусыгин из сына-самозванца превращается в родного для Сарафановых человека? Какой смысл имеет это превращение?
  5. — Как рассматривается в пьесе вопрос о правде? Сопоставьте его с вопросом о правде в пьесе Горького «На дне». Зачем герои «Старшего сына» врут? Есть ли у этого вранья оправдание? Всегда ли нужна правда?
  6. — Финал пьесы оптимистический. Как вы думаете, могло ли такое случиться в жизни? Как, по-вашему, сложатся судьбы героев в дальнейшем?

«Утиная охота»

Сам же Александр писал Е. Л. Якушиной, заведующей литчастью театра им. М.А. Ермоловой: “Я начал третью трагикомедию, мне кажется, она будет хорошей пьесой...”.

Данная пьеса, как считали, друзья, коллеги, читатели – самая лучшая, но, не смотря на этот факт, она оказалась наиболее трудной для критики.

2. Анализ пьесы.

 Более 30 лет не утихают споры об “Утиной охоте”.

  1. – Что же, по вашему мнению, составляет главный предмет спора? 
  2. – Можно ли дать конкретную оценку образа Зилова?
  3. -Какую оценку дали образу Зилова вы, самостоятельно прочитав пьесу?
  4. - Но, чтобы осуждать Зилова в безнравственности, бездуховности, мы должны понять, кто его друзья, какие они? Может, так или иначе именно они “толкают” его в “пропасть бытия”? Или именно они помогли стать ему таким, каким он предстаёт перед читателями?

3. Материалы для работы

Устраивает ли Зилова его круг общения? Смешно или грустно читателю от картины, нарисованной драматургом? Герои пьесы, представляющие молодое поколение, не находятся в столкновении, потому что они все одинаковые. Тогда в чём же драматический конфликт? Что движет пьесу?

– Для чего понадобился драматургу приём воспоминаний главным героем своей прежней жизни?

– Кроме этого автор ещё использует приём ретроспекции. Зачем?

– Что же возникает в первых воспоминаниях Зилова? 

– Почему же тогда его не покидает чувство, что жизнь какая-то пустая, никчёмная и даже горькая? Отчего такое впечатление?

– Проанализируйте взаимоотношения Зилова с женой Галиной. Можно ли назвать их счастливыми? Кто виноват в том, что они уже давно перестали понимать друг друга?

– С чем связано второе воспоминание Зилова? 

– Проследите его отношение должностным обязанностям, к отцу и Ирине. На что нужно обратить особое внимание? Что вас поразило, а может, даже потрясло? 

– Почему преображается этот холодный человек при встрече с Ириной? Ведь на первый взгляд жена Зилова, хрупкая Галина, очень похожа на непосредственную и доверчивую Ирину?

– Зилов лжёт себе, жене, Ирине. Понимает ли он страшный смысл происходящего? Что открывает для нас это понимание в Зилове?

Обратим внимание на авторские ремарки. О чём они свидетельствуют?

Докажите по тексту.

У Зилова была возможность стать прощённым и понятым своей женой Галиной в момент её отъезда, но и здесь он поступает непредсказуемо.

– Как ведёт себя Виктор при расставании? Найдите по тексту.

– Как вы считаете, можно ли верить Зилову или нет?

– Ваши мнения вновь разделились, а вот как разделились мнения критиков:

Б. Сушков:

“...Вампилов в этом монологе показывает искренне и глубокое раскаяние души героя, а не очередной его трёп, как ухитрились воспринять его те критики, которые с порога отрицают в нём духовные начала...

В. Лакшин:

“Есть соблазн трактовать образ утиной охоты у Вампилова как нечто возвышенно-поэтическое. В самом деле – природа, тишь, сосредоточенность души... Но оставлена ли здесь Зилову автором надежда на возрождение? “Знаешь, какая это тишина? – объясняет герой. – Тебя там нет, ты понимаешь? Нет. Ты ещё не родился. И ничего нет. И не было. И не будет”. Объяснение сумрачное. Этими короткими фразами (“И ничего нет. И не было. И не будет”) будто гвозди заколачиваются...”

“Утиная охота”, почему возникает мотив охоты в самых разных сценах?

– Какова роль охоты для человека? А для Зилова?

Он не убил ни одной даже маленькой птички. Но о чём он больше всего мечтает, чему завидует?

– Какой парадокс скрывает автор в этой метаморфозе? 

– Обратимся к финальной сцене пьесы. Как её истолковать?

– Плачет или смеётся Зилов? Ведь от того, как вы растолкуете эту сцену, зависит дальнейшая судьба героя...

Вот как переосмыслил финал пьесы О. Ефремов, в его толковании можно проследить нравственные представления актёра: “...Такой человек, как Зилов, может захлебнуться тоской, может потерять веру в людей, в целесообразность жизни, но он не может стать Димой, охотником, убийцей. Это всё же люди разных социальных пород. Тут другая кровь. Мне хотелось бы открытым финалом вызвать в зрителе трагическое напряжение, если хотите нравственное напряжение, если хотите, нравственное содрогание...”

– Согласны ли вы с трактовкой О. Ефремова?

Обратим внимание на первую авторскую ремарку, в ней он повторяет слово типовой. Типовой дом, мебель обыкновенная....

– Что хочет показать автор, указывая на одну и ту же деталь? (Типичность.)

Автор подводит читателя к мысли о том, что все мы участвуем в создании морального климата жизни. Именно об этом А. Вампилов очень точно сказал: “Среда – это мы сами. Мы, вместе взятые. А если так, то разве не среда каждый из нас в отдельности?..”

Критерии оценки:

«5» - даны аргументированные ответы, логически построенные и подкреплённые цитатами;

«4» - менее стройные продуманные ответы;

«3» - нет цитатного материала и обобщений;

«2» - ответы не подготовлены



Предварительный просмотр:

Практическое занятие №34. Анализ стихотворений А.Т.Твардовского «Я знаю никакой моей вины …» и «Я убит подо Ржевом…»

Ответить на выделенные вопросы:

?!– Как в стихотворении отразились «горькие утраты и невзгоды» войны, «товарищеское единство», «слитность чувств», которые хранил в душе поэт, познавший «глубину всенародно-исторического бедствия и всенародно-исторического подвига»?

2. Уже в записях «С Карельского перешейка» обозначаются мотивы, определившие неповторимое своеобразие поэтических произведений Твардовского о Великой Отечественной войне: «Сжималось сердце при виде своих убитых. Причем особенно грустно и больно, когда лежит боец в одиночку под своей шинелькой, лежит под каким-то кустом, на снегу. Где-то еще идут ему письма на полевой почте, а он лежит. Далеко уже ушла его часть, а он лежит. Есть уже другие герои, другие погибшие, и они лежат, и он лежит, но о нем уже реже вспоминают».

?2Сопоставьте страницу фронтовой прозы поэта со стихотворением. Что объединяет давнюю дневниковую запись и поэтическое произведение?

3. «Созданный Твардовским монолог павшего воина «… – это накаленное страстным поэтическим пафосом слово от имени «мертвых, безгласных», – свидетельство огромного богатства лирического «я» поэта, его душевной широты, человечности, присущей ему способности быть «чувствилищем своего народа» (Горький), выразителем его переживаний и дум».

(Л. К. Швецова. «А. Т. Твардовский». 1971)

В подлинно художественном произведении форма и содержание взаимообусловлены. Как бы подчеркивая эту мысль, А. Твардовский пишет: «Форма первого лица в «Я убит подо Ржевом» показалась мне наиболее соответственной идее единства живых и павших «ради жизни на земле». (О стихотворении «Я убит подо Ржевом», 1969.)

?3– Почему в монологе павшего воина «я» органично переплетается с «мы» «мертвых, безгласных»? Проследите по тексту, какие обращения используют «мертвые, павшие», взывая к живым. Выпишите эти обращения. О чем говорит изменение характера обращений от начала к концу стихотворения?

4. Своеобразие языка стихотворения «Я убит подо Ржевом» – «в обычном для Твардовского непринужденном сочетании… прозаизмов, конкретных примет реального, хотя несколько обобщенного солдатского языка… и высоких поэтизмов».

(А. В. Македонов. «Творческий путь Твардовского». 1981)

?4Подтвердите  эту  мысль  критика  примерами  из  художественного текста.

Тексты стих-й https://pitzmann.ru/tvardovsky.htm 

Критерии оценки:

«5» - даны аргументированные ответы, логически построенные и подкреплённые цитатами;

«4» - менее стройные продуманные ответы;

«3» - нет цитатного материала и обобщений;

«2» - ответы не подготовлены



Предварительный просмотр:

Практическое занятие №36. Тема трагической судьбы в тоталитарном государстве. «Один день Ивана Денисовича»

Цели : показать значение фигуры Солженицына в литературе и развитии общественной мысли страны; дать краткий обзор его произведений. 

Анализ повести А. И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича» по вопросам:

  1. Объясните смысл названия рассказа. Как оно сказалось на его сюжете?
  2.  Автор и его герои. Кого автор выделяет из лагерного люда? О ком пишет с симпатией? Кого называет «дерьмом»?
  3. Образ Шухова. По отдельным деталям восстановите его прошлое. Что дорого писателю в своем герое? Какие уроки лагерной жизни извлекает Шухов? Какие черты характера помогают Ивану Денисовичу Шухову выжить? Как вы считаете, изменил ли главный герой своим жизненным принципам?
  4.  Как отразился в рассказе личный лагерный опыт Солженицына?
  5. Какую роль в рассказе играют биографии героев?

Дополнительно на 5 можно выбрать ответ на одну из карточек.

Индивидуальные задания по карточкам.

Задание № 1.

Критик и литературовед В. Я. Лакшин писал о повести: «Солженицын делает так, что мы видим и узнаем жизнь зэка не со стороны, а изнутри, «от него» (Шухова). Старый лагерник Шухов живет в тех особых условиях, когда все вещи и отношения получают иную, чем обычно, цену: то, что казалось важным и значительным на свободе, здесь часто выглядит мешающим и лишним, зато другие вещи, прежде мало замечаемые, приобретают ни с чем не сравнимую важность. Надо знать эту иную шкалу ценностей, чтобы понять Шухова».

Как вы понимаете слова исследователя, согласны ли вы с ним? Обоснуйте свою точку зрения.

Задание № 2.

Критик и литературовед В. Я. Лакшин писал о повести: «...Когда мы читаем в конце повести, что Шухов засыпал «вполне удоволенный», потому что на дню у него выдалось много удач: в карцер не посадили, на Соцгородок бригаду не выгнали, в обед он «закосил» лишнюю кашу и так далее, — это приносит нам не чувство облегчения, но чувство щемящей, мучительной боли».

Как вы понимаете слова исследователя, согласны ли вы с ним? Обоснуйте свою точку зрения.

Задание № 3.

Литературный критик Н. Сергованцев писал по поводу главного героя повести «Один день Ивана Денисовича» Шухова: «И по самой жизни, и по всей истории советской литературы мы знаем, что типичный народный характер, — это характер борца, активный, пытливый, действенный. Но Шухов начисто лишен этих качеств. Он никак не сопротивляется трагическим обстоятельствам, а покоряется им душой и телом. Ни малейшего внутреннего протеста, ни намека а желание осознать причины своего тяжкого положения, ни даже попытки узнать о них у более осведомленных людей ничего этого нет у Ивана Денисовича. Вся его ж программа, вся философия сведена к одному: «выжить

Как вы понимаете слова критика, согласны ли вы с ним? Обоснуйте свою точку зрения.

Критерии оценки:

«5» - даны аргументированные ответы, логически построенные и подкреплённые цитатами;

«4» - менее стройные продуманные ответы;

«3» - нет цитатного материала и обобщений;

«2» - ответы не подготовлены



Предварительный просмотр:

Практическое занятие № 37. Анализ эпизода. В.Набоков «Машенька»

Цели: 1. Образовательная. Представить В. Набокова как писателя, отстаивающего право каждой личности на индивидуальность. Помочь учащимся раскрыть трагедию главного героя романа «Машенька» Ганина, состоящую в невозможности обретения утраченного рая, в противостоянии пошлой обыденности.

2. Развивающая. Закреплять умения анализировать эпизоды, навыки выразительного чтения, составления сообщения и публичного выступления.

3. Воспитательная. Заинтересовать учащихся творчеством В. Набокова. Вызывать чувство понимания творческой и человеческой позиции писателя.

 В центре произведения стоит особенная личность – Лев Ганин. Уже само имя Лев Глебович – «сложное, редкое соединение», требующее «сухости, твёрдости, оригинальности». Задание: Прочитать роман «Машенька» Ответить на вопросы:

  1. - Почему Ганин недоволен своей нынешней жизнью?
  2. -  Какие черты характера главного героя раскрывают его как индивидуальность?.
  3. -Какие черты присущи героине?
  4. - Как развивается любовь Машеньки и Ганина?
  5. - Какова основная проблема романа «Машенька»?
  6. - В чём заключается трагедия главного героя романа Ганина?
  7. - Что вам близко в Ганине и в чём вы видите разрешение его трагедии?

Слушать аудио запись https://prochtu.ru/uslishu.php?avtor=308&kniga=45 

Критерии оценки:

«5» - даны аргументированные ответы, логически построенные и подкреплённые цитатами;

«4» - менее стройные продуманные ответы;

«3» - нет цитатного материала и обобщений;

«2» - ответы не подготовлены



Предварительный просмотр:

Текст заданий

Цель: совершенствовать языковую компетенцию, устранить пробелы в знаниях по пунктуации простого осложненного предложения.

Вариант 1

2. Подчеркните грамматическую основу, определите вид сказуемого.

1. У князя в сакле собралось уже множество народа. 2.Однажды человек десять наших офицеров обедали у Сильвио. 3. Некоторые из присутствующих выступили в прениях. 4.Громкое «Благодарствуйте, батюшка Алексей Степаныч!» огласило поляну. 5.Показать всё многообразие писательской работы и силу её влияния на людей невозможно для одного человека. 6.Ветер был встречный. 7.Отец-то мой ему и полюбись. 8.Иван Иванович гоже приказал долго жить. 9.Не надеялся он его застать. 10.Пастухов, подавая руку, продолжал отряхиваться и оглядывать свой костюм. 11 .Старушки все — народ сердитый. 12.Бопре в отечестве своём был парикмахером, потом в Пруссии солдатом. 13.Вы должны трудиться, стараться быть полезным, 14. Он старался быть гостеприимным. 15.Я был в восхищении от старого чабана и его морали.16.Речи его должны быть кратки. 17. Он рад был отдохнуть. 18.Он злой и без чувств. 19. Мой отец — врач.

3. Поставьте, где нужно, тире.

1 .Услуга в дружбе вещь святая. 2.Долг наш защищать крепость до последнего нашего издыхания. 3.Спина у акулы темно — синего цвета, брюхо ослепительно белое. 4.Я охотник, 5,Он порча, он чума, он язва здешних мест. б. Встречи наши единственная радость. 7.Да моё ли это дело заниматься такими вопросами. 8. Жизнь прекрасна и удивительна! 9.Бедность не порок. 10. Я был озлоблен. 11. Он угрюм. 12.Севастополь, очевидно, город чудес. 13.Крупные звёзды как званый вечер. 14. Красивые, ровные зубы что крупные перлы у ней. 15. Сердце не камень.

4. Поставьте недостающие знаки препинания.

1 .Река роща оба берега деревья и поле всё было залито ярким утренним светом. 2. Я стал посещать музеи и галереи и читать книги. 3.Ясная светлая задумчивая улыбка тихого созерцания лежит на облаках на белых отражениях гор на синеве неба на светлой лениво-ласковой реке. 4.Бегут говорливые дороги ни шатко ни валко, как встарь. 5,А снаружи всё и оконницы и коньки и ворота оторочено кружевом грубоватой деревянной резьбы, 6.Разве все эти вещи карандаши в оправе записная книжка часы фотографический аппарат не говорят больше всяких слов об интересном госте? 7. И плетни и белевшая на дворах скотина и крыши домов всё казалось спало здоровым тихим трудовым сном. 8.Сухими болотами называются места носящие в себе все признаки некогда, существовавших болот как-то кочки следы родниковых ям и разные породы болотных трав уже перемешанных с полевыми,

5. Поставьте недостающие знаки препинания.

1 Книга это духовное завещание одного поколения другому совет умирающего старца юноше начинающему жить приказ передаваемый часовым отправляющимся на отдых часовому заступающему на его место. Вся жизнь человечества последовательно оседала в книге племена люди государства исчезали а книга оставалась. Но в книге не одно прошедшее она составляет документ по которому мы вводимся во владение всей суммы истин и усилий. Книга программа будущего. Итак будем уважать книгу.

6. Поставьте запятые.

1.Представляете ли вы себе скверный южный уездный городишко? 2.Крупный осанистый плечистый человек с ярко- синими глазами на всегда загорелом лице. З.Она действительно походила на берёзу молодую стройную гибкую. 4.То была первая не замутнённая никакими опасениями радость открытия. 5.Ранняя суровая зимняя заря проступала сквозь синюю дымку.

Условия выполнения заданий: Расставить знаки препинания и их графически объяснить.

Критерии оценки

«5» — 1 ошибка.

«4» — 2-3 ошибки.

«3» — 4-5 ошибок.

«2» — 6 и более ошибок.

 

Вариант 2

2. Подчеркните грамматическую основу, определите вид сказуемого.

1 Бал — вещь хорошая. 2.Жизни даль лежит светла, необозрима. З.Он сидел неподвижен и слетка барабанил пальцами. 4.Вы ни перед кем виноваты быть не можете. 4.Дверь тамбура стоит настежь. 5.Цитадель стояла безмолвной и неприступной. 6.Ветер был встречный, 7.Тут рыцарь прыг в седло и бросил повода. 8.Ты эти факты из пальца высосал? 9.Это «если бы», отнесённое им к прошедшему, к невозможному, сбылось. 10. Наконец толпа людей в серых шинелях вывалилась в сени. 11. Немногие пойдут этой дорогой. 12.Подойти к брату было страшно. 13.Пятнадцать лет гак прошло. 14.Ты должна сама разобраться, ты взрослая. 15.До войны он работал агентом по снабжению. 16.Он оказался болтливым собеседником. 17.Шаг его начинал становиться ленивее. 18. Человек должен оставаться человеком. 19. Лес теперь был редкий.

3. Поставьте, где нужно, тире.

1.Жить самое простое дело. 2.Орион четыре яркие звезды и поясок из трёх поменьше. 3.Воздух чист и свеж. 4.Горы как пышные складки на богатой одежде земли. 5.Ты друг. 6.Обман всегда обман. 7. Мой долг предостеречь тебя. 8.Волк коню не товарищ. 9.Назначение каждого человека развить в себе всё человеческое. Ю.У Акима было четверо детей, у Петра никого. 11. Познание и жизнь неотделимы. 12.Красота есть обещание счастья. 13.Самое страшное для него сейчас покинуть батарею. 14. Дубава, кажется, друг Корчагина. 15.Сегодня небо как море.

4. Поставьте недостающие знаки препинания.

1. Прямо и направо раскинулось родное приволье петли реки озёра луга нивы и сёла. 2.И всё вокруг и жнивья и дорога и воздух сияло от низкого вечернего солнца. З.Все готовы были работать и день и ночь. 4. Деревья и травы летом и в самом начале осени по- весеннему сочны и свежи. 5.Мы ели чисто мексиканские вещи сухие лепёшки рубленое скатанное мясо с массой муки и целым пожаром перца до обеда кокосовый орех после манго. 6.Всё это цвета блески звуки и запахи давило на глаза матери наполняло сердце неподвижной пёстрой мутью. 7.Майские сумерки нежная зелень запах сирени тишина тепло как всё это ново и как необыкновенно! 8. Он был страстный любитель музыки театров и вообще изящного как-то расписных московских табакерок оружия и продающихся на улице статуэток. 9.Шелестящий шум дождя звучный стук капель убаюкивали и всё вокруг кусты деревья сырая трава начинало терять очертания.

5. Поставьте недостающие знаки препинания.

Вскоре мы свернули с тракта влево чтобы сократить путь и поехали по лесной дороге существовавшей только зимой. Кругом лежал саженный снег. Единственный признак жизни бесконечное кружево заячьих следов изредка пересекаемых глубокой волчьей тропой. Волчья стая бежит солдатским шагом нога в ногу. В таком лесу зимой какая-то особенно торжественная тишина как в пустой церкви. Дремучие ельники сменяются сквозными лиственными перелесками через которые брезжит синеющая даль.

6. Поставьте запятые.

1.В сундуке я нашёл пожелтевшую написанную по-латыни гетманскую грамоту. 2.Пашня заросла сильными живучими неприхотливыми травами. 3. Они привязали лошадей и стали взбираться на башню высокую четырёхугольную. 4.Вот уездный городок с деревянными кривыми домишками бесконечными заборами. 6. По мшистым топким берегам чернели избы здесь и там.

Условия выполнения заданий: Расставить знаки препинания и их графически объяснить.

Критерии оценки

«5» — 1 ошибка.

«4» — 2-3 ошибки.

«3» — 4-5 ошибок.

«2» — 6 и более ошибок.



Предварительный просмотр:

Практическое занятие №39. Анализ произведений. Т. Кибиров. Стихотворения.

Цель: обогащение языка художественными образами современной поэзии; развитие речи, навыков анализа стихотворного текста.

Компьютер так прочно вошел в жизнь современного молодого поколения, образно названного английским выражением «digital native» -«рожденный цифровым», что «цифровая» лексика и описание информационных технологий воспринимаются им естественно и органично. Поэтому стихотворение Тимура Кибирова «У монитора в час полнощный...» находит отклик у многих заинтересованных читателей:

У монитора

в час полнощный

муж-юноша сидит.

В душе тоска, в уме сомненья,

и, сумрачный, он вопрошает ЯМех

и другие поисковые системы -

«О, разрешите мне загадку жизни,

мучительно старинную загадку!!»

И Rambler отвечает,

на все вопросы отвечает Rambler!

Проще простого dick - и готово:

Вы искали: Смысл жизни, найдено сайтов: 111444, документов: 2724010, новых: 3915.

Литературовед О. А. Лекманов, анализируя книгу стихов Кибирова «Кара-барас», сказал об этом стихотворении предельно кратко: «Многие из стихотворений "Кара-бараса" остроумны; некоторые лишь на остроумии и держатся...». Однако иронический смысл этого стихотворения может быть расширен за счет его рассмотрения в интертекстуальном контексте.

О чем же это стихотворение?

О том, что нежелание человека самостоятельно искать ответы на важнейшие вопросы жизни типично для нашего времени? О том, что окружающая информационная среда дает слишком много ответов, не позволяя задуматься над сложностью мира? Или о том, что в XXI в. остается все меньше

места для человека-«мыслителя», которого вытесняет человек-«пользователь»?

Очевидно, что в стихотворении «У монитора в час полнощный...» Кибиров не изменяет принципам постмодернистской поэзии - стремится «отказаться от "учительской" роли литературы, ограничить ее чисто игровыми задачами». Мир его стихотворения «мыслится "интертекстуально", как игра сознательных и бессознательных заимствований, цитат, клише...».

Задание. Составьте коментарий: о чем, ваше мнение, это стихотворение!

Ответ должен содержать не менее 70 слов.
Критерии оценки:

«5» - даны аргументированные ответы, логически построенные и подкреплённые цитатами;

«4» - менее стройные продуманные ответы;

«3» - нет цитатного материала и обобщений;

«2» - ответы не подготовлены