Главные вкладки

    Задания для гр. 7011

    Презентации по творчеству М.А.Булгакова (автор- преподаватель колледжа, интернет-пользователь) поможет студентам лучше понять творчество писателя

    Контрольная работа по творчеству писателей периода Великой Отечественной                              войны и послевоенного десятилетия.

    Скачать:


    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Михаил Афанасьевич Булгаков 1891-1940

    Слайд 3

    В произведении — две сюжетные линии, каждая из которых развивается самостоятельно. действие первой разворачивается в Москве в течение нескольких майских дней ( дней весеннего полнолуния) в 30-х гг. XX века. действие второй происходит тоже в мае, но в городе Ершалаиме почти две тысячи лет тому назад — в самом начале новой эры.

    Слайд 4

    Роман построен таким образом, что главы основной сюжетной линии перемежаются главами, составляющими вторую сюжетную линию, причём эти вставные главы являются то главами из романа мастера, то рассказом очевидца событий Воланда .

    Слайд 5

    В один из жарких майских дней в Москве появляется некто Воланд , выдающий себя за специалиста по чёрной магии, а на самом деле являющийся сатаной.

    Слайд 6

    Воланда сопровождает странная свита: мрачный и зловещий Азазелло , хорошенькая ведьма-вампир Гелла , развязный тип Коровьев , также известный как Фагот, весёлый толстяк Бегемот, который предстаёт перед читателем в обличье чёрного кота невероятных размеров.

    Слайд 7

    Первыми встречаются с Воландом редактор художественного журнала Михаил Александрович Берлиоз и поэт Иван Бездомный, написавший антирелигиозную поэму об Иисусе Христе.

    Слайд 8

    Берлиоз с жаром доказывает дьяволу, что его не существует. Дьявол флегматично курит папиросу. Воланд вмешивается в их разговор, утверждая, что Христос существовал в действительности

    Слайд 9

    Воланд предсказывает, что Берлиозу отрежет голову русская девушка-комсомолка.

    Слайд 10

    На глазах потрясённого Ивана Берлиоз тут же попадает под трамвай, которым управляет девушка-комсомолка, и ему отрезает голову.

    Слайд 11

    Иван безуспешно пытается преследовать Воланда , а затем является в Массолит (Московская Литературная Ассоциация) в кальсонах и с зажженной свечой.

    Слайд 12

    Ивана отвозят в загородную психиатрическую клинику профессора Стравинского, где он и встречает главного героя романа — Мастера.

    Слайд 13

    Воланд со своей свитой является в квартиру № 50 дома 302-бис по Садовой улице, которую покойный Берлиоз занимал вместе с директором театра Варьете Степаном Лиходеевым

    Слайд 14

    Воланд выпроваживает Лиходеева прочь из квартиры…

    Слайд 15

    … и Стёпа непонятным образом оказывается в Ялте, откуда шлёт телеграммы, а Воланд остаётся жить в «нехорошей» квартире.

    Слайд 16

    Никанор Иванович Босой, председатель жилищного товарищества дома № 302-бис, является в квартиру № 50 и застаёт там Коровьева , который просит сдать эту квартиру Воланду , так как Берлиоз погиб, а Лиходеев в Ялте.

    Слайд 17

    Никанор Иванович после долгих уговоров соглашается и получает от Коровьева деньги, которые прячет в вентиляции.

    Слайд 18

    Рубли, полученные Никанором Ивановичем, превратились в доллары. Его арестовали. Ошеломлённый Никанор Иванович попадает в психиатрическую клинику.

    Слайд 19

    В это время финдиректор Варьете Римский и администратор Варенуха пытаются разыскать исчезнувшего Лиходеева и недоумевают, получая от него телеграммы из Ялты с просьбой выслать денег и подтвердить его личность, так как он заброшен в Ялту гипнотизёром Воландом .

    Слайд 20

    Решив, что это — дурацкая шутка Лиходеева , Римский, собрав телеграммы, посылает Варенуху отнести их «куда надо», однако Варенухе сделать этого не удаётся: Азазелло и кот Бегемот, подхватив его под руки, доставляют Варенуху в квартиру № 50, а от поцелуя нагой ведьмы Геллы Варенуха лишается чувств.

    Слайд 21

    Вечером в театре Варьете начинается представление с участием великого мага Воланда и его свиты. Фагот выстрелом из пистолета вызывает в театре денежный дождь, и весь зал ловит падающие червонцы.

    Слайд 22

    Затем на сцене открывается «дамский магазин», где любая женщина из числа сидящих в зале может бесплатно одеться с ног до головы.

    Слайд 23

    Тут же в магазин выстраивается очередь, однако по окончании представления деньги превращаются в бумажки, а всё, приобретённое в «дамском магазине», исчезает без следа, заставив доверчивых женщин метаться по улицам в одном белье.

    Слайд 24

    После спектакля Римский задерживается у себя в кабинете, и к нему являются превращённый поцелуем Геллы в вампира Варенуха . Римский смертельно напуган и пытается убежать. Тем временем наступает утро, слышится первый крик петуха, и вампиры исчезают. Не теряя ни минуты, мгновенно поседевший Римский на такси мчится на вокзал и уезжает в Ленинград.

    Слайд 25

    Иван Бездомный, познакомившись с Мастером, рассказывает ему о том, как он встретился со странным иностранцем, погубившим Мишу Берлиоза.

    Слайд 26

    Мастер объясняет, что Иван встретился с сатаной, и рассказывает о себе.

    Слайд 27

    Мастером его называла его возлюбленная Маргарита.

    Слайд 28

    Мастер был историком по образованию и работал в одном из музеев, как вдруг неожиданно выиграл огромную сумму — сто тысяч рублей.

    Слайд 29

    Он оставил работу в музее, снял две комнаты в подвале домика в одном из арбатских переулков и начал писать роман о Понтии Пилате.

    Слайд 30

    Роман уже был почти закончен, когда он случайно встретил на улице Маргариту, и любовь поразила их обоих мгновенно.



    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Михаил Афанасьевич Булгаков «Мастер и Маргарита» 2 часть

    Слайд 2

    Маргарита была замужем за достойным человеком, жила с ним в особняке на Арбате, но не любила его.

    Слайд 3

    Каждый день она приходила к Мастеру. Они были счастливы.

    Слайд 4

    Наконец роман был дописан, и Мастер отнёс его в журнал, но напечатать его там отказались.

    Слайд 5

    Только отрывок из романа был напечатан, и вскоре в газетах появились разгромные статьи о романе, подписанные критиками Ариманом, Латунским и Лавровичем .

    Слайд 6

    И тут мастер почувствовал, что заболевает.

    Слайд 7

    Однажды ночью он бросил роман в печь, но прибежавшая встревоженная Маргарита выхватила из огня последнюю пачку листов.

    Слайд 8

    Она ушла, унося рукопись с собой, чтобы достойно проститься с мужем и утром вернуться к возлюбленному навсегда.

    Слайд 9

    Однако через четверть часа после её ухода к нему в окно постучали и вот через несколько месяцев, зимней ночью, придя к себе домой, он обнаружил свои комнаты занятыми и отправился в загородную клинику, где и живёт уже четвёртый месяц, без имени и фамилии, просто — больной из комнаты № 118.

    Слайд 10

    Однажды Маргарита просыпается с ощущением, что что-то должно произойти. Утирая слёзы, она перебирает листы обгоревшей рукописи, разглядывает фотографию мастера, а после отправляется на прогулку в Александровский сад.

    Слайд 11

    Здесь к ней подсаживается Азазелло и сообщает ей, что один знатный иностранец приглашает её в гости.

    Слайд 12

    Маргарита принимает приглашение, потому что надеется узнать хоть что-то о Мастере.

    Слайд 13

    Вечером того же дня Маргарита, раздевшись донага, натирает тело кремом, который дал ей Азазелло .

    Слайд 14

    Она становится невидимой и вылетает в окно.

    Слайд 15

    Домработница Маргариты Наташа взяла крем и полетела за хозяйкой

    Слайд 16

    Пролетая мимо писательского дома, Маргарита устраивает разгром в квартире критика Латунского , погубившего Мастера.

    Слайд 17

    Затем Маргариту встречает Азазелло и приводит её в квартиру № 50, где она знакомится с Воландом и остальными членами его свиты. Воланд просит Маргариту быть королевой на его балу. В награду он обещает исполнить её желание.

    Слайд 18

    В полночь начинается великий бал у сатаны, на который приглашены доносчики, палачи, растлители, убийцы — преступники всех времён и народов; мужчины являются во фраках, женщины — обнажёнными.

    Слайд 19

    В течение нескольких часов нагая Маргарита приветствует гостей, подставляя руку и колено для поцелуя.

    Слайд 20

    Наконец бал закончен, и Воланд спрашивает у Маргариты, что она хочет в награду за то, что была у него хозяйкой бала. Маргарита помогает Фриде – женщине, задушившей своего ребёнка.

    Слайд 21

    «Что Вы хотите для себя?» – спрашивает Воланд .

    Слайд 22

    Маргарита просит вернуть ей Мастера. Тут же появляется Мастер в больничном одеянии.

    Слайд 23

    Маргарита, посовещавшись с ним, просит Воланда вернуть их в маленький домик на Арбате, где они были счастливы.

    Слайд 24

    Тем временем одно московское учреждение начинает интересоваться странными событиями, происходящими в городе, и все они выстраиваются в логически ясное целое: и таинственный иностранец Ивана Бездомного, и сеанс чёрной магии в Варьете, и доллары Никанора Ивановича, и исчезновение Римского и Лиходеева .

    Слайд 25

    Становится ясно, что всё это работа одной и той же шайки, возглавляемой таинственным магом, и все следы этой шайки ведут в квартиру № 50.



    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Михаил Афанасьевич Булгаков Роман «Мастер и Маргарита»

    Слайд 2

    Обратимся ко второй сюжетной линии романа.

    Слайд 3

    Во дворце Ирода Великого прокуратор Иудеи Понтий Пилат допрашивает арестованного Иешуа Га-Ноцри ,…

    Слайд 4

    … которому Синедрион вынес смертный приговор за оскорбление власти кесаря, и приговор этот направлен на утверждение к Пилату.

    Слайд 5

    Пилат допросил арестованного и понял, что перед ним не разбойник, а бродячий философ, проповедующий царство истины и справедливости.

    Слайд 6

    Однако Понтий Пилат не может отпустить человека, которого обвиняют в преступлении против кесаря, и утверждает смертный приговор.

    Слайд 7

    Первосвященник Каифа может отпустить на свободу одного из четырёх осуждённых на казнь преступников, в честь наступающего праздника Пасхи; Пилат просит, чтобы это был Га-Ноцри .

    Слайд 8

    Однако Каифа ему отказывает и отпускает разбойника Вар-Раввана .

    Слайд 9

    На вершине Лысой горы осуждённых распяли.

    Слайд 10

    После того, как толпа зевак, сопровождавшая процессию к месту казни, вернулась в город,…

    Слайд 11

    …на Лысой горе остаётся только ученик Иешуа Левий Матвей, бывший сборщик податей.

    Слайд 12

    Палач закалывает измученных осуждённых, и на гору обрушивается внезапный ливень.

    Слайд 13

    Прокуратор вызывает Афрания , начальника своей тайной службы, и поручает ему убить Иуду из Кириафа , получившего деньги от Синедриона за то, что позволил в своём доме арестовать Иешуа Га-Ноцри .

    Слайд 14

    Вскоре молодая женщина по имени Низа встречает Иуду и назначает ему свидание, где на него нападают неизвестные, закалывают его ножом и отбирают кошель с деньгами.

    Слайд 15

    Через некоторое время Афраний докладывает Пилату о том, что Иуда зарезан, а мешок с деньгами — тридцать тетрадрахм — подброшен в дом первосвященника.

    Слайд 16

    К Пилату приводят Левия Матвея, который показывает прокуратору пергамент с записанными им проповедями Га-Ноцри . «Самый тяжкий порок — трусость», — читает прокуратор.

    Слайд 17

    Но вернёмся в Москву. На закате солнца на террасе одного из московских зданий прощаются с городом Воланд и его свита.

    Слайд 18

    Внезапно появляется Левий Матвей, который предлагает Воланду взять Мастера к себе и наградить его покоем.

    Слайд 19

    «А что же вы не берёте его к себе, в свет?» — спрашивает Воланд . «Он не заслужил света, он заслужил покой», — отвечает Левий Матвей.

    Слайд 20

    Через некоторое время, в домик к Маргарите и мастеру является Азазелло и приносит бутылку вина — подарок Воланда . Выпив вина, мастер и Маргарита падают без чувств.

    Слайд 21

    «Прощайте!» — кричит Воланд ; Маргарита и Мастер идут по мосту через ручей, и Маргарита говорит: «Вот твой вечный дом, вечером к тебе придут те, кого ты любишь, а ночью я буду беречь твой сон».

    Слайд 22

    Волшебные чёрные кони уносят Воланда , его свиту, Маргариту и Мастера.

    Слайд 23

    «Ваш роман прочитали, — говорит Воланд Мастеру, — и я хотел бы показать вам вашего героя. Около двух тысяч лет сидит он на этой площадке и видит во сне лунную дорогу и хочет идти по ней и разговаривать с бродячим философом. Вы можете теперь кончить роман одной фразой».

    Слайд 24

    «Свободен! Он ждёт тебя!» — кричит Мастер, и над чёрной бездной загорается город с садом, к которому протянулась лунная дорога, и по дороге этой стремительно бежит прокуратор.

    Слайд 25

    А в Москве, после того как Воланд покинул её, ещё долго продолжается следствие по делу о преступной шайке, однако меры, принятые к её поимке, результатов не дают.

    Слайд 26

    Опытные психиатры приходят к выводу, что члены шайки являлись невиданной силы гипнотизёрами.

    Слайд 27

    Проходит несколько лет, события тех майских дней начинают забываться, и только профессор Иван Николаевич Понырев , бывший поэт Бездомный, каждый год, ли видит один и тот же сон, в котором к нему приходят и Маргарита, и Мастер, и Иешуа Га-Ноцри , и жестокий пятый прокуратор Иудеи всадник Понтий Пилат.



    Предварительный просмотр:

    Литература на 21.03

    тема: "М.А.Булгаков. Роман "Мастер и Маргарита". Любовь и судьба Мастера. 2 часа изучения.

    Вопросы для подготовки:
    1. Москва и москвичи в романе.
    2. Символика романа.
    3. Сны и их роль в романе.
    4. Художественное мастерство Булгакова в романе «Мастер и Маргарита».
    5. Автор и рассказчик в романе.
    6. Личность и толпа в романе.
    7. Литературные реминисценции в романе.
    8. Эпиграф и его значение в романе.
    9. Как соотносятся в романе Иешуа и Воланд?
    10. Проблема одиночества в романе.
    11. Время и пространство в романе.
    12. Почему Мастер «не заслужил света», а «заслужил покой»?

    Тест по роману М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» iiraboi@mail.ru

    1. В чем проявляется своеобразие композиции романа?
    а) кольцевая композиция
    б) хронологический порядок развития событий
    в) параллельное развитие трех сюжетных линий
    г) параллельное развитие двух сюжетных линий

    2. В чем состоит специфика системы образов романа «Мастер и Маргарита»?
    а) в основу положены принципы двойничества
    б) персонажи объединены общей идеей произведения
    в) герои образуют своеобразные триады из представителей библейского мира
    г) система образов построена по принципу антитезы

    3. «Я, Иешуа, говорил о том, что рухнет храм старой веры и создастся новый храм Истины». В чем смысл этого изречения?
    а) Иешуа — новый царь Иудейский, воздвигнувший новый Храм
    б) речь идет не о вере, а об Истине
    в) автор передает смысл библейской притчи

    4. Почему Иешуа представлен в романе как бродяга?
    а) соответствие библейскому сюжету
    б) автор стремился противопоставить характер Иешуа библейскому образу
    в) автор подчеркивает внутреннюю свободу героя, противопоставленную иерархическому миру
    г) автор стремится показать Иешуа бедняком

    5. Соотнесите имена героев, составляющих триады из представителей древнего мира, современной автору Москвы и потустороннего мира (или персонажи, проникающие в оба эти реальные миры).
    Гелла; Азазелло; Воланд; барон Майгель; Бегемот; Левий Матвей; Маргарита; Алоизий Могарыч; Тузбубен; профессор Стравинский; Банта; Иван Бездомный; Александр Рюхин; Иуда; Арчибальд Арчибальдович; Наташа; Низа; Марк Крысобой; Пилат.
    а) герои обладают властью в своем мире, но все же бессильны перед человеческим выбором
    б) красота и ее служба силам тьмы
    в) герои выполняют функцию палачей
    г) предатели, несущие справедливое наказание
    д) образ ученика-последователя
    е) верный друг, безотказный помощник

    6. Почему не образуется подобный ряд для образа Маргариты?
    а) в романе нет традиционного любовного треугольника
    б) образ Маргариты уникален, не требует параллелей
    в) исторически не было параллелей в библейском и потустороннем мире

    7. Чей это портрет:
    «Усики у него, как куриные перья, глазки маленькие, а брючки клетчатые, подтянутые настолько, что видны грязные белые носки»?
    а) Азазелло
    б) Коровьев
    в) Варенуха
    г) Бездомный

    8. В ходе встречи Бегемота и Бездомного с Воландом упомянуты пять доказательств существования Бога, к которым Кант добавил шестое.
    а) историческое
    б) теологическое
    в) объяснение устройства вселенной
    г) «от противного»

    9. Соотнесите героя и его гастрономические пристрастия.
    а) обед Н. И. Босого
    б) закуски Бегемота
    в) завтрак Степана Лиходеева
    1) «водка, аккуратно нарезанная селедочка, густо посыпанная зеленым луком;
    2) «спирт, соленый и перченый ананас, икра»;
    3) «водка в пузатом графинчике, паюсная икра в вазочке, белые маринованные грибы, кастрюлька с сосисками, сваренными в томате»

    10. «Справедливость в понимании Булгакова не сводится к наказанию, расплате и воздаянию. Справедливостью распоряжаются два ведомства, функции которых строго разделены: ведомство возмездия и ведомство милосердия. В этой неожиданной метафоре заложена важная мысль: зря отмщение, правая сила не способна упиваться жестокостью, бесконечно наслаждаться мстительным чувством торжества. Милосердие — другое лицо справедливости». (В. Я. Лакшин)
    1) Объясните значение слов «зря» (от «зреть» — «видеть»), «правая сила» (праведная сила).
    2) Прокомментируйте это высказывание. С вашей точки зрения, что такое справедливость?

    11. Роман Булгакова — это «сатирическая летопись той городской жизни 20—30-х гг., которая была доступна художественному взору писателя...» (П. А. Николаев)
    1) Какой предстала перед нами городская жизнь того времени?
    2) Какие сатирические приемы использовал автор при написании этой летописи?

     

    Для группы 7011- задание по этой теме на 24.03  Срок выполнения-28.03

    тема: Личность и ее роль в судьбе страны (по роману “Петр Первый” А. Н. Толстого)

    Задание. Познакомиться с романом, ответить на вопросы. Срок выполнения- 2.04  iiraboi@mail.ru

    1. Какой изображена Русь XVII века в романе А. Н.Толстого « Пётр Первый»?
    1. Над чем заставил вас задуматься роман А.Н.Толстого» Пётр Первый»?

         3. Почему изображаемое автором время называется « эпохой Петра Первого»?

         4. Составить  таблицу « Народ в романе А.Н. Толстого « Пётр Первый »

    Представитель народа

                         Отношение к преобразованиям

     

     

             Положительное

              Отрицательное



    Предварительный просмотр:

    Практическое занятие №5 (3-ий, 4-ый час ранее начатой работы)

    ТЕСТ №2

    Диагностика умения различать частицы не и ни

    В этом предложении отрицательная частица придает отрицательное значение отдельным его членам:

    а) От надежды былой

    Уж давно не осталось следа. (Н. Заболоцкий)

    б) Не мгла ползет туманная

    С безжиненных небес –

    То вьются хлопья снежные… (З. Гиппиус)

    в) Дурачина ты! Простафиля!

    Не умел ты взять выкупа с рыбки! (А. Пушкин)

    г) Не много и не мало –

    Прошло пятнадцать лет. (А. Суриков)

     

    В этом предложении отрицательная частица придает отрицательное значение всему предложению:

    а) Степным ветрам не писаны законы. (Н. Заболоцкий)

    б) Пустынно.

    Ни тропинки,

    Ни дорожки. (В. Федоров)

    в) Дом на улице идет,

    На работу всех зовет.

    Не на курьих тонких ножках,

    А в резиновых сапожках. (Загадка)

    г) Долго солнце огнем благодатных лучей

    не осушит пролитых природою слез!... (с. Надсон)

     

    Это предложение получает положительный смысл, хотя в нем есть отрицательная частица:

    а) В белую, в белую ночь

    Мне не уснуть никогда. (Ю. Коринец)

    б) Я не мог несколько раз не  улыбнуться, читая грамоту старика. (А. Пушкин)

    в) На пиру я не была,

    Но подарок принесла. (В. Жуковский)

    г) Бродя целыми днями по городу, гаврик не мог не почувствовать приближения событий. (В. Катаев)

     

    В этом предложении частица ни служит для выражения отрицания:

    а) С тех пор

    В неприступный страшный бор

    Ни старик, ни молодой

    За царевной ни ногой. (В. Жуковский)

    б) Ни искры, ни проблеска, ни полоски света за стеклами окон, в щелях дверей. (Л. Кассиль)

    в) Какая ужасная жара! На дороге ни души! (В. Катаев)

    г) Откуда ни возьмись,

    Навстречу Моська им. (И. Крылов)

    В этом предложении частица ни служит для усиления отрицания:

    а) Ни косточкой нигде не мог я поживиться. (И. Крылов)

    б) Нет ни одного прохожего. (Л. Кассиль)

    в) Ни счастья, ни радости не надо.

    Гори, заря, гори! (З. Гиппиус)

    г) Ни души на улицах. (В. Катаев)

     

    В этом предложении частица ни служит для выражения утверждения:

    а) А вы – стоять на крыльце и ни с места! (Н. Гоголь)

    б) Куда ни обращаю взор,

    Кругом синеет мрачный бор. (А. Фет)

    в) Как клетки шашечницы, пашни

    Раскинулись, куда ни глянь. (б. Пастернак)

    г) Ни резких очертаний,

    Ни ярких красок нет. (А. К. Толстой)

     

    В этом предложении употреблена частица не:

    а) Знойный полдень. В воздухе н… звуков, н… движения. (А. Чехов)

    б) У этого мальчика всегда было много еды, которую он не съедал, сколько мама его н… уговаривала. (Ф. Кнорре)

    в) Кто н… приходил на выставку, тот ничего не знал о новых картинах художника.

    г) После обеда вдруг, откуда н… возьмись, задул крепкий, но попутный ветер. (И. Гончаров)

     

    В этом предложении употреблена частица ни:

    а) Сколько бы н… читал стихи Пушкина, всегда открываешь для себя что-то новое.

    б) Сколько я еще н… прочитал произведений Пушкина!

    в) Все хвалили бригадира, кто бы с ним н… работал.

    г) Кто н… работал с бригадиром , тот не имеет представления о его умении общаться с людьми. 

                     

    ТЕСТ№3

    Диагностика усвоения навыков правописания частиц и умения     различать частицу не, не – часть корня и приставку не

    1.В этом предложении частица пишется через дефис:

    а)  А народ (то) над ним смеялся:

    «Поделом тебе, старый невежа!» (А. Пушкин)

     

    б) Пугачев, негодуя на свои неудачи, не терял однако (же)

    Надежды одолеть наконец  Михельсона. (А. Пушкин)

    в) Не рассказать, как был (бы) рад

     

    Взглянуть издалека

    На этот дом и этот сад

    Петров – герой полка  (С. Маршак)

     

    г) Закричал мышонку ёж:

    - От ежей ты не уйдешь.

    Вот идет моя хозяйка,-

    С ней в пятнашки поиграй (ка). (С.

    В этом предложении частица пишется раздельно:

     

    а) Если (б) можно было мне

    Сделаться моложе,-

    Я за вами на коне

    Поскакал (бы) тоже! (С. Маршак)

     

    б) Он дернул кольцо и над морем повис

    Под белым шатром парашюта,

    Но камнем тяжелым стремительно в низ

    Его понесло почему (то). (С. Маршак)

     

    в) За что (же), не боясь греха ,

    Кукушка хвалит петуха? (И. Крылов)

     

    г) И в лампе (не) мерцает блестящая дуга…

    Я слушаю молчанье, как слушают врага. (З. Гиппиус)

     

    В этом предложении не – частица:

    а) Я – раб моих таинственных,

    (Не) обычайных снов… (З. Гиппиус)

     

    б) Часы остановились. Движения больше нет.

    Стоит, (не) разгораясь, за окнами рассвет. (З. Гиппиус)

     

    в) Был этот кот мохнат и рыж,

    (Не) из простого рода.

    В последний раз поймал он мышь

    Тому назад три года. (С. Маршак)

     

    г) Ты знаешь, наверное, все-таки родина –

    (Не) дом городской, где я празднично жил,

    А эти проселки, что дедами пройдены,

    С простыми крестами их русских могил. (К. Симонов)

     

    В этом предложении не - является приставкой, пишется слитно:

     

    а) На скатерти холодной (не) убранный прибор,

    Как саван белый, складки свисают на ковер. (З.Гиппиус)

     

    б) По речке

    (Не) лодка , (не) плот,

    А старая бочка плывет. (Н. Матвеева)

     

    в) Помог парашют человеку в беде,

    Но стал его (не) другом лютым,

    И долго, барахтаясь в талой воде,

    Боролся пловец с парашютом. (С.Маршак)

     

    г) Люблю я (не) мятого луга

    К окну подползающий пар.  (А.Фет)

     

    В этом предложении употреблена частица ни:

     

    а) Ни попить без грамоты,

    Ни поесть,

    На воротах номера

    Не прочесть. (С. Маршак)

     

    б) Остался Петя у крыльца

    И сел на пень устало,

    Решив дождаться беглеца

    Во что бы то ни стало.  (С. Маршак)

     

    в) Руки мои ни за что не отмоешь, вот и в бороду смола накапала. (Ю. Коваль)

     

    г) Жила она там, где школа, где школа,

    Где надо ей бегать в класс.

    За рощей снова голо,

    Ни ветки, и ночь у глаз. (С. Щипачев)

     

    В этом предложении употреблен союз ни…ни

     

    а) Катя никак не могла открыть дверь, чтобы пройти домой. (М. Родионова)

     

    б) Увы, ни камня ожерелья,

    Ни сарафан, ни перлов ряд,

    Ни песни лести и веселья

    Ее души не веселят. (А. Пушкин)

     

    в) Лохматый Мишка все крепче прижимался к ногам Кости и не давал ему ступить ни шагу. (М. Родионова)

     

    г) Вы не видели такого ни во сне, ни наяву. (Е. Леонович)

     

    7.В этом предложении употреблена приставка ни-:

     

    а) На этот раз (ни)кто не хвалил озорника Мишку. (М. Родионова)

     

    б) На другой вечер, как всегда, музыканты заиграли вальс, но                        (ни)одного человека в парк не пропускали. (М. Родионова)

     

    в) Пассажиры все, сколько их (ни)было, качнулись назад. (В. Катаев)

     

    г) Ребята, беда!

    Задумало солнце уйти навсегда.

    Вот-вот горизонта коснется

    И к нам (ни)за что не вернется. (В. Берестов)

    Ответы прислать на почту к 28.03     



    Предварительный просмотр:

    Задание 3.Морфология и орфография. Выполните задания:

    01.Прочитайте текст, найдите местоимения и выпишите их:

    Никого не было в стране мудрей и ученей Гаспара Арнери. О его учености знали все: и мельник, и солдат, и дамы, и министры. А школьники распевали про него целую песенку с таким припевом: «Как лететь с земли до звезд, как поймать лису за хвост, как из камня сделать пар, - знает доктор наш Гаспар». (Ю.Олеша)

    1. Вставьте пропущенные буквы

    Разр...дить обстановку, р...птать на судьбу, ув...дание красоты, разв...вающиеся флаги, др...жать от холода, ч...столюбивые мечты, м...лодушный поступок, разр...дить лес, пос...дел у костра, прим...рять кроссовки; к...вычки, в...н...грет, тр...нсп...рант, см...тение, иде.логия, инт...лл...генция, пр...в...легия, об...яние, лаб...ринт; распол...гался недалеко, изл...жить план, это его не к...сается, встать ни свет ни з...ря, вск...чить на ск...куна, обм...кнуть кисть в краску, заг...рать на берегу моря, зар...внять яму.

     2. Вставьте, где нужно, недостающие буквы

    Б…дриться, прин…сти, перегруп…ировка, мас…овый, клас…ика, оп…озиция, компрмис…ный, парал…ель, метал…ический, профес…иональный, экспресс…ивный, именин…ик, юн…аи, изгнан…ик, гол…андец, грам…аттика, кор…ектор, корал…, горилл…а, стел…аж, фин…, ап…етит, кор…упция, ат…аше, искус…тво, гал…ерея, дес…ерт, пер…он, ок…упация, вз…скательный, кросс…, трас…а, кол…едж, пред…юльский, мед…нститут, под…грать, без…мянный, ц…ганский, ц…тата, ц…пленок, уча…ствовать, кон…юктура, трех…язычный, сверх…серьезный, из…ян, контр…мера, раз…уверить, контр…наступление, меж…областной, двух…актный, с…агитировать, ненавис…ный, прекрас…ный, учас…ник, блю…це, бесчес…ный, завис…ник, пас…бище, счас…ливый, страс…ный, опс…ность.

    3.

    https://www.eduneo.ru/wp-content/uploads/2018/11/%D1%83%D0%BF%D1%80.png



    Предварительный просмотр:

    Практическое занятие №16.

    Сочинение по роману М. Шолохова «Тихий Дон»

    Цель: проверить знание текста романа Шолохова, развивать умение излагать текст и составлять аргументированный ответ на вопрос по идейному содержанию произведения

    Задания.

    1. Перескажите (подробно или сжато) отрывок из романа М. Шолохова «Тихий Дон».

    2. Дайте аргументированный ответ на вопрос: «Как в судьбе Григория отразилась трагедия человека во время Гражданской войны?».

    «Все об этом гутарют… Надоела ты нам, службица, надоскучила», – улыбаясь, мысленно повторил Григорий и тотчас заснул. И как только заснул – увидел сон, снившийся ему и прежде: по бурому полю, по высокой стерне идут цепи красноармейцев. Насколько видит глаз – протянулась передняя цепь. За ней еще шесть или семь цепей.

    В гнетущей тишине приближаются наступающие. Растут, увеличиваются черные фигурки, и вот уже видно, как спотыкающимся быстрым шагом идут, идут, подходят на выстрел, бегут с винтовками наперевес люди в ушастых шапках, с безмолвно разверстыми ртами. Григорий лежит в неглубоком окопчике, судорожно двигает затвором винтовки, часто стреляет; под выстрелами его, запрокидываясь, падают красноармейцы; вгоняет новую обойму и, на секунду глянув по сторонам, – видит: из соседних окопов вскакивают казаки. Они поворачиваются и бегут: лица их перекошены страхом.

    Григорий  слышит  страшное  биение  своего  сердца,  кричит:  «Стреляйте! Сволочи! Куда?! Стой, не бегай!..» Он кричит изо всей силы, но голос его поразительно слаб, еле слышен. Ужас охватывает его! Он тоже вскакивает, уже стоя стреляет последний раз в немолодого смуглого красноармейца, молча бегущего прямо на него, и видит, что промахнулся. У красноармейца возбужденно-серьезное лицо. Он бежит легко, почти не касаясь ногами земли, брови его сдвинуты, шапка на затылке, полы шинели подоткнуты.

    Какой-то миг Григорий рассматривает подбегающего врага, видит его блестящие глаза и бледные щеки, поросшие молодой курчавой бородкой, видит короткие широкие голенища сапог, черный глазок чуть опущенного винтовочного дула и над ним колеблющееся в такт бега острие темного штыка. Непостижимый страх охватывает Григория. Он дергает затвор винтовки, но затвор не поддается: его заело. Григорий в отчаянии бьет затвором о колено – никакого результата! А красноармеец уже в пяти шагах. Григорий поворачивается и бежит. Впереди него все бурое голое поле пестрит бегущими казаками. Григорий слышит позади тяжкое дыхание преследующего, слышит звучный топот его ног, но убыстрять бег не может. Требуется страшное усилие, чтобы заставить безвольно подгибающиеся ноги бежать быстрее.

    Наконец он достигает какого-то полуразрушенного мрачного кладбища, прыгает через поваленную изгородь, бежит между осевшими могилками, покосившимися крестами и часовенками. Еще одно усилие, и он спасется. Но тут топот позади нарастает, звучнеет. Горячее дыхание преследователя опаляет шею Григория, и в тот же миг он чувствует, как его хватают за хлястик шинели и за полу. Глухой крик исторгает Григорий и просыпается. Он лежит на спине. Ноги его, сжатые тесными сапогами, затекли, на лбу холодный пот, все тело болит, словно от побоев. «Фу ты, черт!» – говорит он сипло, с удовольствием вслушиваясь в собственный голос и еще не веря, что все только что испытанное им – сон.

    Затем поворачивается на бок, с головой укутывается шинелью, мысленно говорит: «Надо было подпустить его, отвести удар, сшибить прикладом, а потом уж убегать…» «Диковинно, почему во сне это в десять раз страшнее, чем наяву? Сроду в жизни не испытывал такого страха, сколько ни приходилось бывать в переплетах!» – думает он, засыпая и с наслаждением вытягивая затекшие ноги.

    Бланк выполнения задания

    Практическое занятие №16

    ИЗЛОЖЕНИЕ С ЭЛЕМЕНТАМИ СОЧИНЕНИЯ ПО РОМАНУ
    М. ШОЛОХОВА «ТИХИЙ ДОН»

    Как в судьбе Григория отразилась трагедия человека во время Гражданской войны?

    Выполнил: студент группы №……                                         Ф.И……………………………………………………………………

    Задание: дополнить текс своими словами и пересказом эпизода сна героя.

        Судьба главного героя…                                                                  - это жизнь, …………………………………………. войной. Личные отношения героев развиваются на фоне. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  истории страны, . . . . . народа. 1-я мировая, Гражданская . . . . . . . . . . .. . . война требует от героя . . . . . . . . . не только исполнения воинского долга, но и . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

        Шальная пуля убивает любимую Григория - . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . , поэтому мир героя становится . . . . . . . . . - черный диск  солнца на черном небе.

         Мелехов мечется между двумя воюющими сторонами .  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ., кругом царят насилие и жестокость, которые не приемлет его душа, т к в этой войне есть одна правда - . . . . . . , которая ждет вспашки.

         Воюя, он жил в постоянном страхе, который не оставлял его даже ночью: он должен был убивать, а это противоречило его совести, мог сам быть убит. Так в гл.9 части 7 романа «тихий Дон» Григорий Мелехов видит,как____

    __(п е р е с к а з           э п и з о д а выше) _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Он убивал белых, расстреливал красных, скрывался с дезертирами в лесу,- устал бояться и скрываться от властей, грозивших ему суровым приговором. Осознав, что через насилие нельзя найти правду, герой бросает оружие и патроны в реку и возвращается в родной хутор, чтобы работать . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  растить детей... потом искупая пролитую кровь.

    Таким образом, М.Шолохов в романе «Тихий Дон» показывает бесчеловечную сущность войны, ведя главного героя, донского казака Григория Мелехова, трудной дорогой выбора.  . . . . . . . . . . . . . . .

    Критерии оценки: процент выполнения – балл

                                    100-85 –                     «5»

                                     75 -84 –                     «4»

                                     55- 74 –                     «3»



    Предварительный просмотр:

    Практическое занятие №17.

    Сочинение по лирике А. Ахматовой. Своеобразие лирики Ахматовой.

    Цели: познакомить с основными этапами жизни и творчества Ахматовой; научить определять особенности поэтического мастерства Ахматовой: искренность интонаций, музыкальность стиха, глубокий психологизм лирики, научить посредством анализа стихов определять их тематику и проблематику.

    «Интерпретация стихотворения А. Ахматовой»

     Задание. Прочитайте стихотворение и отрывок критической статьи. Ответьте на вопросы, цитируя оба произведения.

    Наталии Рыковой

    Всё расхищено, пре́дано, про́дано,
    Чёрной смерти мелькало крыло,
    Всё голодной тоскою изглодано,
    Отчего же нам стало светло?

    Днём дыханьями веет вишнёвыми
    Небывалый под городом лес,
    Ночью блещет созвездьями новыми
    Глубь прозрачных июльских небес, —

    И так близко подходит чудесное
    К развалившимся грязным домам…
    Никому, никому неизвестное,
    Но от ве́ка желанное нам
    <июнь 1921

    1. Мнение литературно-критического характера.  

    Стихотворение «Всё расхищено, предано, продано…» можно рассматривать как одно из переломных в творчестве Ахматовой. Оно свидетельствует о переходе от психологического любовного “романа в стихах” к философско-гражданской лирике. Здесь личная боль и трагедия израненной души сливаются с судьбой и трагедией всего народа и эпохи в целом. Но здесь указан и выход, путь к возрождению — эта вера в бессмертие и в высшую справедливость, христианское всепрощение и надежда на светлое и чудесное в будущем, на вечное обновление жизни и победу духа и красоты над слабостью, смертью и жестокостью.

    Начальные строки звучат трагически как на смысловом (благодаря градации “расхищено, предано, продано”), так и на звуковом уровне из-за рыдающих, разрывающих душу “р” (“Всё расхищено, предано, продано, чёрной смерти…”). За общими словами “Всё расхищено, предано, продано…” стоят миллионы искорёженных судеб, море крови и слёз.

    Как же начать снова жить, где взять силы, на что опереться? Нужно увидеть то светлое, то чудесное, которое подходит уже “так близко”. Для лирической героини это уже произошло, уже “стало светло”. Она видит и призывает других увидеть чудесное в оживающей природе, в “вишнёвых дыханьях леса”, в “созвездьях новых”. Кричащие первые строки сменяются просветлёнными и успокаивающими последующими, с мягкими согласными “н, м, л” и ассонирующими “а, о, е”.

    В основе ахматовского приятия жизни и её веры в чудесное лежит христианство, а не вера в утопическое светлое коммунистическое будущее и в новую социалистическую жизнь. Об этом говорит усиленное повтором отрицание — “никому, никому не известное…”. Здесь возникает ассоциация с тютчевскими строками: “Чему бы жизнь нас не учила, но сердце верит в чудеса…”

    2. Ответьте на вопросы:

    1. Каким рисуется образ Родины в стихотворении?

    2. В основе композиции стихотворения лежит …:( антитеза, градация, рефрен). Обратите внимание на лексику стихотворения (в том числе оценочную).

    3. Почему стихотворение оставляет настроение оптимизма?

    4. Эта психологическая убедительность достигается через средства выразительности (выберите нужное: метафоры, эпитеты, олицетворения, обращения).

    5.Какова роль поэтического синтаксиса (риторический вопрос, многоточие).
    6.Какой тон задает употребление местоимения НАМ?

     7.Сделайте выводы о гражданской позиции лирической героини Ахматовой

    8..В какой сборник лирики А. Ахматовой вошло это стихотворение?

    9.Современницей каких исторических событий была Анна Андреевна Ахматова? Как она рассказала в своем творчестве «о времени и о себе»?



    Предварительный просмотр:

    Контрольная работа №3.

    Контрольная работа по творчеству писателей периода Великой Отечественной                              войны и послевоенного десятилетия.

    Задание: письменно ответить на вопросы и выполнить задания.

     

    1. Какие важные события происходят в литературном процессе в СССР в 30-е годы 20 века? (не менее 3-х)
    2. Назовите известных поэтов 30-х годов 20 века? (Не менее 3-х)
    3. Назовите имя и отчество Булгакова, Цветаевой, Мандельштама.
    4. Перечислите произведения Платонова (не менее 3-х)
    5. Каковы темы творчества Ахматовой? (не менее 3-х)
    6. Назовите главных героев романа Булгакова «Мастер и Маргарита». (Не менее 5-ти)
    7. Перескажите сюжет стихотворения Мандельштама «Ленинград».
    8. Зачем рабочие роют котлован в одноимённом романе? Что будет построено?
    9. Каковы особенности творчества Цветаевой?
    10. Назовите известные произведения Шолохова (не менее3-х).
    11. Жанр произведения Шолохова «Тихий Дон».
    12. Перечислите женские образы героев произведения «Тихий Дон».
    13. Расскажите об основных фактах жизни и творчества одного из писателей СССР 30-х годов 20 века.(70 слов)

    Объекты оценки

    Критерии оценки результата (в соответствии с разделом 1 «Паспорт комплекта контрольно-оценочных средств)

    Знание содержания изученных литературных  произведений  и основных фактов жизни  и творчества  русских писателей ХХ вв.

    • Избранные главы художественных произведений прочитаны в заданном объёме,  их конкретно – историческое и общечеловеческое содержание объективно раскрыто.
    • Основные сведения жизни и творчества писателей  ХХ вв.изучены, систематизированы, освоены с использованием различных источников, в т. ч. интернет – ресурсов.
    • Основное идейно – тематическое содержание художественных произведений проанализировано, обобщено.
    • Стилевые особенности, характерные для творчества русских писателей – классиков XIX – ХХ вв.выявлены, определены и сопоставлены в соответствии с основными закономерностями историко – литературного процесса и черт литературных направлений.



    Предварительный просмотр:

    Практическое занятие №18. Анализ эпизодов из текста произведений:

    1 час. Хемингуэй «Старик и море».

    Составить конспект:

    Статья:  https://obrazovaka.ru/sochinenie/starik-i-more/analiz-proizvedeniya-hemingueya.html

     2 час: Шаламов. «Колымские рассказы». https://shalamov.ru/ 

    Составить отзыв на рассказ «Шерри-бренди», текст: https://shalamov.ru/library/2/14.html

    3 час: Шукшин. Изображение жизни русской деревни в рассказах В.Шукшина

    Задание ниже.

    4час: Распутин «Прощание с Матерой»

    Цели:1) развить культуру речи 2) активизировать мышление учащихся;

     3) развивать творческие способности и навыки речевой исследовательской      

     деятельности; 4) Формировать  духовно – нравственные ценности, культурную личность.

    Задание  к п.4. Прочитать эпизод В.Г.Распутина и ответить на вопросы.

    Тревожную и тяжелую тишину пилило хриплое, ширкающее дыхание Богодула. В лад ему, движением успокаивая себя, покачивались вперед-назад старухи.

    - Че там в окошке видать-то? Гляньте кто-нить.

    - Нет, я боюсь. Гляди сама. Я боюся.

            Уставились в окно и увидели, как в тусклом размытом мерцании проносятся мимо, точно при сильном вышнем движении, большие и лохматые, похожие на тучи, очертания. В разбитую стеклину наплескивало сыростью. Сполз с нар проснувшийся Богодул и приник к окну. Его заторопили:

    - Че там? Где мы есть-то? Говори – че ты молчишь?

    - Не видать, кур-ва! – ответил Богодул. – Туман.

            Старухи закрестились, нашептывая, задевая друг друга руками. И опять, только еще более потерянно:

    - Это ты, Дарья?

    - Однако что, я. А Настасья где? Где ты, Настасья?

    - Я здесь, здесь.

            Богодул протопал к двери и распахнул ее. В раскрытую дверь, как из развернутой пустоты, понесло туман и послышался недалекий тоскливый вой – то был прощальный голос Хозяина. Тут же его точно смыло, и откуда-то, будто споднизу, донесся слабый, едва угадывающийся шум мотора.

    (В.Г.Распутин «Прощание с Матерой»)

    Задание:

    Главной темой данного фрагмента является:

    1. Прощание с Матерой;
    2. Описание глупости стариков;
    3. Характеристика Матеры;
    4. Описание лучшей жизни в новом поселке

    Какую форму имеет повествование в произведении В.Г.Распутина «Прощание с Матерой»?

    1. Повествование от 1-ого лица;
    2. Повествование от 3-его лица;
    3. Рассказ в рассказе;
    4. Форму монолога.

    С какой целью автор вводит в произведение образ Хозяина?

    1. Усиливает трагизм происходящего;
    2. Создает особое настроение;
    3. Показывает, что человек не властен над природой;
    4. Вызывает сочувствие у читателей.

    Укажите термин, которым в литературоведении называют средство художественной изобразительности, основанное на сопоставлении («большие и лохматые, похожие на тучи, очертания»)._________________

    Из абзаца, начинающегося со слов «Богодул протопал…», выпишите эпитет, который характеризует прощальный вой Хозяина Матеры. ________________________________________________________________

    Задание к п.3

    Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста В.Шукшина и выполните задание

    Во дворе слякотно, дождик идет. В доме тепло, уютно. Антип молоточком заколачивает в хомут медные гвоздочки: тук-тук, тук-тук-тук…

    Отложила Марфа вязанье, о чем-то задумалась, глядя в окно. Тук-тук, тук-тук, - постукивает Антип. И еще тикают ходики, причем как-то так, что кажется, что они вот-вот остановятся. А они не останавливаются.

    В окна мягко и глуховато сыплет горстями дождь.

    - Чего пригорюнилась, Марфынька? – спросил Антип. – Все думаешь, как деньжат побольше скопить?

            Марфа молчит, смотрит задумчиво в окно. Антип глянул на нее.

    - Помирать скоро будем, так что думай не думай. Думай не думай – сто рублей не деньги. – Антип любил поговорить, когда работал. – Я вот всю жизнь думал и выдумал себе геморрой. Работал! А спроси: чего хорошего видел? Да ничего. Люди хоть сражались, восстания разные поднимали, в Гражданской участвовали, в Отечественной … Хоть уж погибали, так героически. А тут как сел с тринадцати годков, так и сижу – скоро семисит будет. Вот какой терпеливый! Теперь: за что я, спрашивается, работал? Насчет денег никогда не жадничал, мне плевать на них. В большие люди тоже не вышел. И специальность моя скоро отойдет даже: не нужны будут шорники. Для чего же, спрашивается, мне жизнь была дадена?

    - Для детей, - серьезно сказала Марфа.

            Антип не ждал, что она поддержит разговор. Обычно она обрывала его болтовню каким-нибудь обидным замечанием.

    - Для детей? – Антип оживился. – С одной стороны, правильно, конечно, а с другой – нет, неправильно.

    - С какой стороны неправильно?

    - С той, что не только для детей надо жить. Надо и самим для себя немножко.

    - А чего бы ты для себя-то делал?

    Антип не сразу нашелся, что ответить на это.

    - Как это «чего»? Нашел бы чего… Я, может, в музыканты бы двинул.

    Приезжал ведь тогда человек из города, говорил, что я самородок. А самородок – это кусок золота – редкость, я так понимаю. Сейчас я кто? Обыкновенный шорник, а был бы, может…

    (В.М.Шукшин «Одни»)

    Задание:

    Главной темой данного фрагмента является:

    1. Городская суета;
    2. Быт Марфы и Антипа;
    3. Смысл человеческой жизни;
    4. Особенности характера Антипа.

     Какую форму имеет повествование в произведении В.М.Шукшина?

    1. Повествование от 1-ого лица;
    2. Повествование от 3-его лица;
    3. Рассказ в рассказе;
    4. Форму монолога.

    С какой целью в данном фрагменте приводится разговор между Марфой и Антипом?

    1. Выявить различное понимание смысла жизни героями;
    2. Описать взаимоотношения между героями;
    3. Охарактеризовать глупость Антипа;
    4. Показать, что Антип и Марфа одинаково понимают жизнь.

    Укажите термин, которым в литературоведении называют средство художественной изобразительности, помогающее автору охарактеризовать образ на основе скрытого сходства («мягко и глуховато сыплет горстями дождь»). _________________________________________

    В абзаце, начинающемся со слов: «Во дворе слякотно…», найдите художественную деталь, которая описывает быстро идущее время. ________________________________________________________________



    Предварительный просмотр:

    Практическое занятие №20 по анализу произведений.

    А.И. Солженицын. «Матренин двор». «Один день Ивана Денисовича».

    (2 часа)

    Цели урока: показать значение фигуры Солженицына в литературе и развитии общественной мысли страны; дать краткий обзор его произведений. 

    Ход работы:

    Познакомиться с произведениями и ответить по ОДНОМУ из них на вопросы

    1.Анализ повести А. И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича»

    Беседа по вопросам:

    1.  Объясните смысл названия рассказа. Как оно сказалось на его сюжете?
    2. Автор и его герои. Кого автор выделяет из лагерного люда? О ком пишет с симпатией? Кого называет «дерьмом»?
    3.Образ Шухова. По отдельным деталям восстановите его прошлое. Что дорого писателю в своем герое? Какие уроки лагерной жизни извлекает Шухов? Какие черты характера помогают Ивану Денисовичу Шухову выжить? Как вы считаете, изменил ли главный герой своим жизненным принципам?
    4. Как отразился в рассказе личный лагерный опыт Солженицына?
    5. Какую роль в рассказе играют биографии героев?

    2.Анализ рассказа «Матрёнин двор».

    Беседа по вопросам:

    1. Выделите автобиографические моменты в рассказе «Матренин двор».
    2. Солженицын-пейзажист. Подготовьте выразительное чтение пейзажных зарисовок, стилистический комментарий к ним. С каким описанием ассоциируется название рассказа?
    3. Раскройте тему «Прошлое и настоящее Матрены». Покажите, какую роль в рассказе «Матренин двор» выполняет тот и другой план.
    4. Назовите других персонажей рассказа. Какую роль они сыграли в судьбе главной героини?
     5. Почему был возможен заголовок «Не стоит село без праведника»? Раскройте его философский смысл.



    Предварительный просмотр:

    Контрольная работа №4.

    Контрольная работа по творчеству поэтов и писателей 50-80-х годов XX века

    Текст задания:

    Прочитайте отрывок и ответьте на вопросы после текста.

    Теперь, много-много лет спустя, когда я бываю дома и прихожу на
    кладбище помянуть покойных родных, я вижу на одном кресте: "Емельянов Ермолай …вич ".

    Ермолай Григорьевич, дядя Ермолай. И его тоже поминаю - стою надмогилой, думаю. И дума моя о нем - простая: вечный был труженик, добрый, честный человек. Как, впрочем, все тут, как дед мой, бабка. Простая дума. Только додумать я ее не умею, со всеми своими институтами и книжками. Например: что был в этом, в их жизни, какой-то большой смысл? В том именно, как они ее прожили. Или - не было никакого смысла, а была одна работа, работа... Работали да детей рожали. Видел же я потом других людей... Вовсе не лодырей, нет, но... свою жизнь они понимают иначе. Да сам я ее понимаю теперь иначе! Но только когда смотрю на эти холмики, я не знаю: кто из нас прав, кто умнее? Не так - не кто умнее, а - кто ближе к Истине. И уж совсем мучительно - до отчаяния и злости - не могу понять: а в чем Истина-то? Ведь это я только так - грамоты ради и слегка из трусости - величаю ее с заглавной буквы, а не знаю - что она? Перед кем-то хочется снять шляпу, но перед кем? Люблю этих, под холмиками. Уважаю. И жалко мне их

    Шукшин Василий Макарович «Дядя Ермолай»

    1. Почему рассказ назван так, а не иначе? Что этим хотел сказать автор?
    2. «Вспоминаю из детства один случай» - так начинается рассказ. Не вспомнился, не вспомнил, а вспоминаю. В чем смысл употребления глагола в такой временной форме?
    3. «Вот рассказы, какими они должны быть: рассказ-судьба, рассказ-характер, рассказ-исповедь. В каждом должно быть что-то настоящее», - писал В.М. Шукшин. К какому типу рассказов вы отнесете «Дядю Ермолая»? Что «настоящего» в этом произведении?
    4. Какова главная мысль рассказа?

    Критерии оценки:

     полный развернутый ответ- 5

    Полный краткий ответ-4

    Неполный ответ-3



    Предварительный просмотр:

    Практическое занятие №22.

    И. Бродский.

    Своеобразие поэтического мышления и языка Бродского.

    Цели:1) развить культуру речи 2) активизировать мышление учащихся;

     3) развивать творческие способности и навыки речевой исследовательской      

     деятельности; 4) Формировать  духовно – нравственные ценности, культурную личность.

    Использованы материалы: https://letovo.ru/blog-i-novosti/razvitie/i-vechnyy-boy-i-brodskogo/

     Задание: прочитать стихотворение и ответить на вопросы.

    ***

    И вечный бой.
    Покой нам только снится.
    И пусть ничто
    не потревожит сны.
    Седая ночь,
    и дремлющие птицы
    качаются от синей тишины.

    И вечный бой.
    Атаки на рассвете.
    И пули,
    разучившиеся петь,
    кричали нам,
    что есть ещё Бессмертье...
    ... А мы хотели просто уцелеть.

    Простите нас.
    Мы до конца кипели,
    и мир воспринимали,
    как бруствер.
    Сердца рвались,
    метались и храпели,
    как лошади,
    попав под артобстрел.

    ...Скажите... там...
    чтоб больше не будили.
    Пускай ничто
    не потревожит сны.
    ...Что из того,
    что мы не победили,
    что из того,
    что не вернулись мы?.

    1965

    1. О чём оно?
    2. Где и когда происходит действие?
    3. Как «вечный бой» соотносится со «сном»?
    4. Кто эти «мы», от лица которых ведется рассказ?
    5. Что такое «там», возникающее в первом стихе последней строфы?
    6. Авторская позиция 
    7. Охарактеризуйте поэтическую традицию, с которой связано стихотворение 

     

    Критерии оценивания: зависят от полноты ответа и отсутствия речевых ошибок