Дистанционное обучение. Русский язык

На данной странице будут размещены материалы для самостоятельного изучения материала по русскому языку 

Для связи с учителем используйте e-mail: cochetkovaswetlana@yandex.ru

  • Имя существительное
  • Личные местоимения
  • Склонение личных местоимений
  • Наречие
  • Однокоренные слова. Корень слова и окончания
  • Тест "Имя существительное"
  • Падежи (тренажер)

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Однокоренные слова. Корень слова и окончание

Слайд 2

дед дедушка дедуля прадед прадедушка Родственные слова

Слайд 3

Родственные слова общая часть (корень) близкие по смыслу однокоренные

Слайд 4

Состав слова о бщая часть родственных слов корень игра , игрушка, игровой, поиграть.

Слайд 5

вход -ход поход ходики ходьба походка уходить выход © InfoUrok.ru

Слайд 6

Гриб, грибной, грибник, грибок . Гора, горняк, горный . Лес, лесной, лесник.

Слайд 7

Как найти корень ? 1 . Определить значение слова. 2. Подобрать родственные слова. 3. Найти общую часть слова – корень.

Слайд 8

Докажите, что эти слова однокоренные сад садик садовый садовник посадил

Слайд 9

Название предмета название признака название действия Звон – звонок – звонкий – звонить. Боль – болезнь – больной – болеть. Соль – солонка – солёный – солить.

Слайд 10

лес – лес ной вод а – вод ичка мор е – мор як дерев о – дерев янный тяж есть – тяж ёлый холод – холод ный Корень в однокоренных словах пишется одинаково !

Слайд 11

Медве д ь, медве д ица − медве ж онок . Вол к , вол ч ица – вол ч онок.

Слайд 12

Но г а – но ж ка, оре х – оре ш ек, вра г – вра ж еский, ти х о – ти ш ина, дру г – дру з ья – дру ж ба, сме х – сме ш ной – сме ш ить. Слова с чередующимися согласными звуками в корне

Слайд 13

Час, часок, часовщик, часть. Морозный, холодный, мороз, морозить. Вода, водный, водить, водичка. Улететь, полёт, летучий, летний. Соринка, сор, сорвал, насорил. Игра « Четвёртый лишний » Час, часок, часовщик, часть. Морозный, холодный, мороз, морозить. Вода, водный, водить, водичка . Улететь, полёт, летучий, летний. Соринка, сор, сорвал, насорил.

Слайд 14

вод о хлёб леж е бока книг о люб сладк о ежка

Слайд 15

пчела разводить земля пахать лес рубить свинья пасти сталь варить с кала лазать море плавать рыба ловить Профессии Назови одним словом

Слайд 16

пчела , разводить − пчел о вод земля , пахать − земл е пашец лес, рубить − лес о руб свинья , пасти − свин о пас сталь, варить − стал е вар скала , лазать − скал о лаз море , плавать − мор е плаватель рыба , ловить − рыб о лов Проверь!!! Сложные слова

Слайд 17

В тайге растёт кедр. Кедровник – любимое место многих животных и птиц. Осенью в нём созревают кедровые шишки. Найдите однокоренные слова

Слайд 18

Самостоятельная работа Найдите родственные слова У в ..р.. бья очень б .. льшая сем..я . Весь день в..р.. бьиха хл ..почет над д.. тьми . А отец пищ .. добывает. Вырастут в..р.. бьишки и будут защ .. щать р.. дные л .. са , п..ля , с .. ды .

Слайд 19

Корень – это … часть слова. Корень выражает … . Корень в слове выделяется с помощью подбора … . В корнях слов может происходить … . Закончите фразу Окончание – это … . Окончание служит для … . Чтобы найти окончание, надо … . С помощью окончания образуются … . Основа слова – это … .



Предварительный просмотр:

Тема: «Имя существительное».    

 Вариант 1.

  1. Подчеркни  правильный  ответ.

Имена существительные изменяются по родам, склонениям,  числам,  падежам, лицам.

  1. Соедини  стрелками начало и конец верных утверждений.                            

Имена существительные женского рода

с нулевым окончанием относятся  к                              1-му склонению

Имена существительные женского и мужского

рода с окончаниями -а, -я   относятся к                            2-му склонению

Имена существительные среднего рода

с окончаниями –о, -е  и  мужского рода

с нулевым окончанием относятся к                                  3-му склонению

  1.  Подчеркни  существительные, у которых ты будешь сомневаться в написании окончаний.

На чужбине, к сосне, у деревни, на закате, в глуши, на корабле, о командире.

  1. Вставь окончания, подчеркни  имена существительные, которые употреблены  в родительном падеже.

    Из жизн... девочк... , по глупост... Ан... , в радост... и печал... , без помощ...

подруг... , в честност... Саш... , на концерт... артистк... , на ветв... яблон... , о мудрост... Кол... , на мяс... без косточк...                

5.Спиши, раскрывая скобки, определи падеж имён существительных.

Стучит по (скамейки и крыши), нести в (ладони), дружить с (девочки и мальчики), пять (граммы), нет (носки), шесть (ящики) (помидоры).

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6*. Запиши слова, исключив «лишнее» слово. Найди признак, общий для оставшихся слов. Какие есть ещё общие грамматические признаки у оставшихся слов?

         Трость, корысть, весть, есть, месть.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7*. Запиши три предложения со словом море в разных падежах, но с одинаковым окончанием.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8**. Представь, что тебе надо просклонять  «инопланетные» слова кверчь и кверчка, подчиняющиеся законам русского языка.

  1. От чего будет зависеть окончание этих существительных в родительном,  дательном и предложном падежах?
  2.  Запиши словосочетания с данными существительными в указанных падежах  и докажи правильность выбора окончания.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Вариант 2

  1. Подчеркни  правильный  ответ.

Имена существительные имеют следующие грамматические признаки:

               род, склонение, время, число, падеж, лицо.

  1. Соедини  стрелками начало и конец верных утверждений.

Имена существительные женского и мужского

рода с окончаниями -а, -я   относятся к                             3-му склонению

Имена существительные женского рода

с нулевым окончанием относятся к                                  2-му склонению

Имена существительные среднего рода

с окончаниями –о, -е  и  мужского рода

с нулевым окончанием относятся к                                  1-му склонению

  1.  Подчеркни  существительные, у которых ты будешь сомневаться в написании окончаний.

У земляники, без собаки, по реке, с вершины,  к колокольне, в стране,  в армии, к берёзке.

  1. Вставь окончания, подчеркни имена существительные, которые употреблены  в предложном падеже.

    на родин... у матер... , в клетк... без крышк... , от веточк... к веточк... , на

крыш... избушк... , по ошибк... на строчк... , от радост... к печал... , о краса-

виц... из сказк... , на грядк... у дорожк... , на верхушк... сирен...

5.Спиши, раскрывая скобки, определи падеж имён существительных.

Плыть по (реки и озёра), пара (чулки), восемь (килограмм), ехать на (велосипеды), увидеть (родители),букет (колокольчики).

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6*. Запиши слова, исключив «лишнее» слово. Найди признак, общий для оставшихся слов. Какие есть ещё общие грамматические признаки у оставшихся слов?

         Метель, капель, лечь, речь, вещь.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7*. Запиши три предложения со словом поле в разных падежах, но с одинаковым окончанием.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8**. Представь, что тебе надо просклонять  «инопланетные» слова скружка и скружь, подчиняющиеся законам русского языка.

  1. От чего будет зависеть окончание этих существительных в родительном,  дательном и предложном падежах?
  2.  Запиши словосочетания с данными существительными в указанных падежах  и докажи правильность выбора окончания.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Предварительный просмотр:

Тема «Личные местоимения»

Работа № 1

1. Спишите. Выделенные имена существительные замените личными местоимениями.

У меня есть сестра. Сестра учится в институте. Мой папа - геолог. Папа работает в Сибири.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Прочитайте. Выпишите местоимения единственного числа с глаголами.

Всё лето я жил в деревне. Мы с дедушкой ходили на рыбалку. Однажды я поймал щуку. Она сильно била хвостом.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Напишите личные местоимения единственного числа

__________________________________________________________________

Работа № 2

1. Спишите. Вставьте подходящие по смыслу личные  местоимения.

Катя сказала мне, что зимой _______ поедет в Москву. Завтра ______ пойдём в музей. В класс пришёл новый учитель, раньше ______ работал в другой школе.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 Выпишите предложение с местоимениями 3-го лица.

Ребята, когда вы пойдёте на экскурсию? Сегодня на уроках не было Сергея, он заболел.

__________________________________________________________________

3. Напишите личные местоимения множественного числа.

__________________________________________________________________

Работа № 3

1. Спишите.  Замените повторяющиеся существительные местоимениями 3-го лица.

Летом на даче у меня появились новые друзья. Друзья теперь часто звонят мне по телефону. Перелётные птицы собираются в стаи. Птицы готовятся к отлёту.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Прочитайте. Укажите лицо местоимений.

Ты, рябинушка, раскудрявая,

Ты когда взошла, когда выросла?

Я весной взошла, летом выросла,

По зорям цвела, солнцем вызрела.     ( Русская народная песня)

3. Прочитайте. выпишите личные местоимения, укажите их лицо и число.

Зимой я научился кататься на коньках. На костре мы жарили шашлык. Марина, ты пойдёшь в кино?

____________________________________________________________________________________________________________________________________



Предварительный просмотр:

Тема «Наречие»

Работа №1.

Спиши, раскрывая скобки, вставляя пропущенные орфограммы. Какой частью речи являются данные слова?

Сей(час), (в)право, (в)лево, (в)перед, (в)верху, медленн(о), (с)прав.., (с)лев.., (в)скоре, (з,с)десь, (из)далек.., (из)редк.., (в)переди.

2. Подберите и запишите наречия с корнями 

-верх-, -перед-, -прав-, -лев-. 

3. Поставь вопрос к наречию

Шёл (..?) быстро. Пришел (..?) вчера. Лежит (..?) аккуратно. Упал (..?) сверху. Писать (..?) аккуратно. Дождь прекратился (..?) вечером. Читать (..?) выразительно. Рисовать (..?) обрывисто. Повернул (..?) налево. 

4. Замени фразеологизм наречием.

Положа руку на сердце - …. У черта на куличках -…. Рукой подать - …. Как в аптеке -…. Черным по белому -…. Битый час -…. Бок о бок -…. На вес золота -…. Душа в душу -….

Слова для справок: Дружно, близко, честно, долго, далеко, ясно, рядом, точно, дорого.

5. Спиши текст. Подчеркни наречие. Выпиши словосочетания с наречием.

Весна пришла рано. Щедро разлилась полая вода. В лесу всюду появились голубые озёра. Повсюду чувствуется дыхание весны. По - разному встречают это время звери и птицы. У зайчихи скоро появятся зайчата. В норе быстро подрастает барсучонок. Везде ты увидишь и услышишь синиц. Они радостно и звонко возвещают приход весны.



Предварительный просмотр:

Тема"Склонение личных местоимений"

Работа № 1

1. Спишите. Укажите падеж личных местоимений.

Летом я поеду на дачу. Там у меня много дел. Мне нужно поливать и ухаживать за цветами.

____________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Просклоняйте личное местоимение 1-го лица в единственном числе.

И.п.____________________________  В.п. ____________________________

Р.п.____________________________  Т. п. _____________________________

Д.п.____________________________  П.п._____________________________

3. Укажите лицо, число и падеж личных местоимений.

От меня - _________________________________________________________

У тебя - __________________________________________________________

К нам - ___________________________________________________________

Вами - ____________________________________________________________

О нём - ___________________________________________________________

Работа № 2

1. Составьте и запишите предложение с местоимением 1-го лица множественного числа в Д.п.

______________________________________________________________________________________________________________

2. Просклоняйте личное местоимение 2-го лица множественного числа.

И.п.__________________________________________

Р.п.__________________________________________

Д.п.__________________________________________

В.п.__________________________________________

Т.п.__________________________________________

П.п.__________________________________________

3. Выпишите личные местоимения 3-го лица множественного числа.

Им, ими, ему, вам, они, о них, тебя, нас, мной, нами, мне.

Работа № 3

1. Прочитайте. Выпишите личные местоимения.  Укажите лицо, число и падеж.

Вчера я прочитал интересную книгу. У нас в квартире живёт попугай. У тебя есть карандаш?

___________________________________________________________________________________________________________________

2. Просклоняйте личное местоимение 3-го лица множественного числа.

И.п.__________________________________________

Р.п.__________________________________________

Д.п.__________________________________________

В.п.__________________________________________

Т.п.__________________________________________

П.п.__________________________________________

3. Укажите лицо, число и падеж личных местоимений.

Мне - ___________________________________________________________

От нас - _________________________________________________________

Тобой - _________________________________________________________

О вас - __________________________________________________________

С нами - ________________________________________________________

Работа № 4

1. Спишите. Замените выделенные имена существительные местоимениями.  Укажите лицо, число и падеж личных местоимений.

Охотник нашёл в лесу лисёнка. Он принёс лисёнка домой. Это был шустрый зверёк.

Ночью  лисёнок просыпался и бегал по комнате. К осени лисёнок стал большим. Охотник отпустил лисёнка в лес.    

_________________________________________________________________________________

2. Составьте и запишите предложение с местоимением 2-го лица единственного числа в Т.п.

_________________________________________________________________________________

3. Укажите лицо, число и падеж личных местоимений.

У нас, к тебе, с тобой, о них, у неё, к вам.



Предварительный просмотр:

Тест «Имя существительное»

1 вариант 

Какого признака нет у существительного: 

А) рода 
Б) числа 
В) падежа 
Г) времени 

2. Имя существительное изменяется по: 

А) родам 
Б) числам 
В) падежам 
Г) склонениям 


3. Найдите существительные 1 склонения: 

А) тенью 
Б) полотенцем 
В) в революции 
Г) семьей 

4. Укажите существительные женского рода: 

А) мозоль 
Б) тюль 
В) кофе 
Г) какао 

5. Укажите существительные, которые имеют форму только множественного числа: 

А) вермишель 
Б) такси 
В) фальшь 
Г) пальцы 


6. Укажите существительные, в которых пишется окончание И: 

А) о песн.. 
Б) о професси… 
В) об отношени… 
Г) у дорог… 

7. В окончании каких существительных пишется О: 

А) борщ..м 
Б) ковш..м 
В) дач.й 
Г) гордец..м 

8. В каких существительных нужен Ь: 

А) нет крыш.. 
Б) мощ.. 
В) камыш… 
Г) полноч… 

9. Сделайте морфологический разбор существительного: писать сочинение 

2 вариант 


1. Какого признака нет у существительного: 

А) рода 
Б) числа 
В) падежа 
Г) времени 

2. Имя существительное изменяется по: 

А) родам 
Б) числам 
В) падежам 
Г) склонениям 

3. Найдите существительные 1 склонения: 

А) печью 
Б) лошадкой 
В) на лекции 
Г) образованием 

4. Укажите существительные женского рода: 

А) фальшь 
Б) шоссе 
В) пианино 
Г) кафе 

5. Укажите существительные, которые имеют форму только множественного числа: 

А) ветошь 
Б) макароны 
В) сани 
Г) выводы 

6. укажите существительные, в которых пишется окончание И: 

А) на улиц… 
Б) в арми.. 
В) по географи… 
Г) к насып… 

7. В окончании каких существительных пишется О: 

А) с луч..м 
Б) грач..м 
В) суш..й 
Г) молодц..м 

8. В каких существительных нужен Ь: 

А) много груш… 
Б) лещ… 
В) помощ… 
Г) глуш… 
9. Сделайте морфологический разбор существительного: читать текст


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Русский язык Тренажёр Определение падежа имени существительного

Слайд 2

1 уровень 2 уровень Выбери уровень Нажимай на выбранный падеж, если правильно, то изменится цвет, если неправильно, то табличка исчезнет. Управляющая кнопка

Слайд 3

По дороге И.п. Р.п. Д.п. В.п. Т.п. П.п.

Слайд 4

В сторожке И.п. Р.п. Д.п. В.п. Т.п. П.п.

Слайд 5

Над горизонтом И.п. Р.п. Д.п. В.п. Т.п. П.п.

Слайд 6

Из шалаша И.п. Р.п. Д.п. В.п. Т.п. П.п.

Слайд 7

К опушке И.п. Р.п. Д.п. В.п. Т.п. П.п.

Слайд 8

На площади И.п. Р.п. Д.п. В.п. Т.п. П.п.

Слайд 9

Клювом И.п. Р.п. Д.п. В.п. Т.п. П.п.

Слайд 10

На ёлке И.п. Р.п. Д.п. В.п. Т.п. П.п.

Слайд 11

На дорожку И.п. Р.п. Д.п. В.п. Т.п. П.п.

Слайд 12

По правой стороне И.п. Р.п. Д.п. В.п. Т.п. П.п.

Слайд 13

Рассказал стих И.п. Р.п. Д.п. В.п. Т.п. П.п.

Слайд 14

Прошли лоси И.п. Р.п. Д.п. В.п. Т.п. П.п.

Слайд 15

До ветки орешника И.п. Р.п. Д.п. В.п. Т.п. П.п.

Слайд 16

По тропинке к лесу И.п. Р.п. Д.п. В.п. Т.п. П.п.

Слайд 17

Интернет ресурсы: http://radikal.ru/F/s58.radikal.ru/i161/1009/08/5ad3d124ddfb.png.html мальчик у доски http://radikal.ru/F/i080.radikal.ru/1009/bc/889d721565c1.png.html мальчик и девочка у доски http://radikal.ru/F/s60.radikal.ru/i168/1009/16/56d6ff6ec534.png.html мальчик и девочка за партой http://radikal.ru/F/s45.radikal.ru/i108/1103/e2/dd15623c6750.png.html дети читают http://s60.radikal.ru/i167/0809/09/2de75a8025ea.png блокнот, книга http://radikal.ru/F/s001.radikal.ru/i194/1009/76/34e7b33c8159.png.html мальчик за столом http://radikal.ru/F/s003.radikal.ru/i204/1009/46/55ec5f735527.png.html дети у доски