Исследовательские и и творческие работы моих учеников

На данной странице будут размещены лучшие исследовательские и творческие работы моих учеников.

1) Исследовательская работа ученика 2 «Б» класса Учуваткина Кирилла "Влияние мультфильмов на детей" (Районная учебно-научная конференция учащихся 2-4 классов общеобразовательных учреждений «Старт в науку», 2013 г)

​2) Исследовательская работа ученицы  2 «Б» класса Борисовой Елизаветы "Всегда ли цвет раствора определяет цвет  образующегося кристалла?" (Районная учебно- научная  конференция  учащихся  2 – 4 классов общеобразовательных учреждений «Старт в науку», 2013 г)

3) Творческая работа ученика 2"б" класса Ковтунова Дмитрия  "Ленивый хомяк" (на конкурс сказок)

4) Творческая работа ученика 2"б" класса Иванова Ильи "Большой путь маленького ручейка" (на конкурс сказок)

5) Исследовательская работа ученика 2 «Б» класса Матвеев Тимофей «Кто ты, загадочный кислый фрукт?» (Районная учебно-научная конференция учащихся 2-4 классов общеобразовательных учреждений «Старт в науку», 2013 г)

6) Творческая работа ученицы 2 "б" класса Аксеневич Екатерины "Волшебные мандаринки" ( на конкурс сказок)

7) Творческая работа ученицы 2 "б" класса Шелудяковой Виктории "Храбрый воробей" ( на конкурс сказок)

 

 

                                                                      

                                                                         

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Районная учебно-научная конференция

учащихся 2-4 классов общеобразовательных учреждений

«Старт в науку»

Исследовательская работа

Влияние мультфильмов

на детей

САРАТОВ  2013

Содержание

  1.           Введение……………………………………………………... 3      

  1. Основная часть:  

  • Исследование. Результаты. Анализ………………………… 4
  • Роль мультфильмов в жизни детей…………………………. 8                                                                              
  • Чего боятся родители или 7 «признаков» плохих

      мультфильмов……………………………………………….. 9                      

  • Как выбрать «хороший» мультфильм.  Рекомендации……13
  1. Заключение…………..……………………………………….15                                                                                                            

Список использованной литературы………………………………18                                                                                                

Приложения                                                                                                            

Введение

Я очень люблю смотреть мультфильмы. Однако, от родителей я часто слышу: «Хватит смотреть мультфильмы», «Переключи, это «плохой» мультфильм» или «Вместо того,  чтобы мультфильмы смотреть лучше бы книгу почитал!». ПОЧЕМУ?????? Ведь мультфильмы - это невероятно увлекательно,  красочно, весело и, конечно, поучительно (не хуже любой книжки). Так почему же родители хотят лишить меня такого интересного времяпрепровождения? Чего они боятся? И что значит «плохой» мультфильм? А какой «хороший»? Может быть, мультфильмы совсем даже не полезны,  а очень вредны? Возможно ли, что они плохо влияют на детей? И как часто можно смотреть мультфильмы?

Ответы на все эти вопросы я и хочу получить в своей научно-исследовательской работе.

Целью  моей работы является: изучение влияния мультфильмов на сознание,  поведение и психику детей.

Объект исследования: учащиеся 2 «Б» класса и их родители.

Предмет исследования: мультфильмы отечественного и иностранного производства.

Перед тем, как изучить и проанализировать собранный материал, я выдвинул три гипотезы:

  • Абсолютно все мультфильмы полезны для детей.
  • Мультфильмы, оказывают влияние на детей,  при этом «хорошие» мультфильмы оказывают положительное влияние,  а мультфильмы с «плохими» признаками наносят детям вред.
  • Мультфильмы категорически смотреть нельзя,  потому что  они вредны.

Для достижения цели мной были поставлены следующие задачи:

  1. Провести анкетирование учащихся 2 «Б» класса и их родителей;
  2. Проанализировать результаты исследований.
  3. Изучить мнение психологов и специалистов по этому вопросу;
  4. Просмотреть отечественные и зарубежные мультфильмы;
  5. Выяснить какие мультфильмы «плохие» и как они влияют на развитие и поведение детей;
  6. Дать рекомендации на тему: «Как выбрать хороший мультфильм».

Актуальность темы, которую я выбрал для своего исследования, обусловлена тем,  что в последнее время психологи все чаще сталкиваются с искаженным поведением детей,  с одной стороны это необычайная скованность и недоразвитие речи,  с другой – это высокая агрессивность и демонстративность. Такие дети не могут ответить на простейший вопрос,  но при этом не стесняются кривляться,  дурачиться и делать неприличные жесты. Тем не менее, такие дети очень часто растут в обеспеченных семьях,  где у них есть все: и игрушки,  и развивающие игры,  и книжки,  их водят в разные детские студии и даже приглашают педагогов на дом. Но,  надо помнить,  что практически все они с раннего возраста увлечены мультфильмами и компьютерными играми с героями из мультфильмов.

 Исследование. Результаты. Анализ.

Сначала я решил выяснить какие мультфильмы предпочитают смотреть мои одноклассники,  кто их любимые герои и почему,  как часто они смотрят мультфильмы, и как их родители осуществляют контроль за просмотром мультфильмов. С этой целью  я провел анкетирование учащихся 2 «Б» класса гимназии № 87 (см. приложение) и их родителей (см. приложение). В нем приняли участие 23 ученика (11 девочек и 12 мальчиков) и столько  же родителей.

В ходе исследования я выяснил,  что  все дети (100%) любят смотреть мультфильмы,  из них 11 человек смотрят и отечественные и зарубежные мультфильмы,  7 человек предпочитают отечественные,  потому что  в них много приключений,  они более понятные,  добрые,  смешные  и поучительные,  а 5 человек - иностранные мультики,  потому что они интересные и многосерийные.  

Родители, все без исключения, отдали своё предпочтение отечественным мультфильмам.

При ответе на вопрос «Назови свой любимый мультфильм» у девочек лидирующее положение занял  мультфильм «Винкс» (4 человека),  потому что в нем есть  волшебство и добро побеждает зло,  далее по одному голосу получили такие мультики,  как: «Рапунцель», «Снежная королева», «Ледниковый период», «Фиксики», «Малыш и Карлсон», «Варвара краса - длинная коса», «Каникулы в Простоквашино», «Золушка», «Губка Боб - квадратные штаны».

У мальчиков лидирующее положение занял мультфильм «Трансформеры» (2 человека), потому что в нем герои воют и побеждают, далее по одному голосу получили такие мультфильмы,  как: «Тачки»,  «Чудеса на виражах», «Финес и Ферб», «Мадагаскар», «Человек-паук» «Черепашки Ниндзя», «Шрек», «Ледниковый период», «Ну,  погоди», «Вини-Пух», мультфильмы про богатырей.

При выборе нелюбимого мультфильма 50% детей ответили,  что  «таких нет»,  в оставшиеся 50% попали такие мультики: «Симпсоны» (некрасивые герои, которые ругаются),  «Маугли» (грустно заканчивается), «Винкс» (ни чему не учит), «Лунтик» (раздражает), «Ну,  погоди» (волк курит), «Том и Джерри» (скучный), «Шрек».

На вопрос «Твой любимый герой» у каждого ребенка нашелся свой достойный персонаж,  единственным героем,  кто  получил  2 голоса, стал  Алеша Попович,  потому что  он смешной и добрый. У девочек в число любимых  персонажей попали: Мальвина,  Золушка, Рапунцель, Флора, Муза, Герда,  потому что  они красивые,  добрые, умные,  отзывчивые, трудолюбивые, храбрые и  надежные друзья,  а также Алекс (смешной), Кот в сапогах (всегда побеждает), Спирет (храбрый), Аркадий Паровозов (всех спасает), Губка Боб (озорной и веселый).

У мальчиков основными критериями для выбора любимого героя стали: ловкость,  ум,  сила и храбрость, решительность, хороший характер, никогда не сдается, Супер герой и озорник),  поэтому в число их любимых героев вошли: Супермен, Сид, Робин Гуд, Человек-паук, Старскрим, Молния Маккуин, Балто,  Волк, Осел.

Помимо этого, в ходе исследования я выяснил,  что  больше половины детей (13 человек) смотрят мультфильмы каждый день,  8 человек – «иногда», 2 человека – «редко». В основном все дети смотрят мультфильмы по телевизору (21 человек из 23-х) и чаще всего одни.

Все родители считают,  что мультфильмы влияют на детей,  поэтому 83% родителей полностью осуществляют контроль просмотра мультфильмов,  остальные же 17% стараются контролировать,  но не всегда это получается,  так как ребенок много времени проводит дома один.

В основном, родители обращают внимание на содержание мультфильма (21 человек) и ограничивают просмотр мультфильмов по времени (18 человек), а 6 человек ориентируется и на страну- производителя мультпродукта.

«Хорошими» мультфильмами родители считают чаще  наши отечественные мультфильмы, потому что  они добрые, поучительные, красивые и напоминают детство, но и среди зарубежных, по их мнению, есть достойные (Дисней). В «плохие» попали современные зарубежные мультфильмы,  так как они агрессивные, с примитивным сюжетом, плохой озвучкой, глупым юмором и уродливыми героями.

В результате исследования порадовало  то,  что  более половины родителей (16 человек) смотрят мультфильмы вместе с детьми и обсуждают увиденное,  а 6 человек делают это «иногда»  в виду своей занятости. Замечательно также,  то, что большинство  родителей готовы общаться со своими детьми и проводить все свободное время,  а не усаживать их перед телевизором.

Далее я решил узнать,  что по этому поводу говорят психологи и ученые.

Роль мультфильмов в жизни детей

Во всех научных источниках по психологии пишут, что формирование личности детей происходит в первые 5-7 лет их жизни. От того, какой фундамент будет заложен в эти годы, зависит дальнейшее психическое развитие ребёнка. Все, что он получает в это время от взрослого: игры, сказки, совместные занятия, влияет на формирование его внутреннего мира. И мультфильмы играют в этом немаловажную роль. Они не только времяпрепровождение, но и средство воспитания. Чтобы успеть переделать всю домашнюю работу или немного отдохнуть, родители часто включают мультфильмы своим малышам. Пока ребенок с наслаждением смотрит очередной мультик, взрослые не задумываются о том, что таким образом дети привыкают к просмотру мультфильмов и очень скоро их уже невозможно оторвать от просмотра бесконечных сериалов. Из телепрограмм я узнал, что, оказывается, в некоторых странах даже есть специальные клиники, в которых лечат привыкание к просмотру телевизора. Мультфильмы заменяют детям книги, общение с другими детьми и родителями, прогулки. И в этом,  по моему мнению, кроется первая опасность – это формирование зависимости к просмотру мультфильмов.

За что же дети так любят мультфильмы? При беседе с психологом нашей гимназии Грековой Еленой Георгиевной, она назвала таких причин несколько:

  1. герои мультфильмов разговаривают с детьми на одном языке. Никто и ничто не сможет так быстро и надежно донести до ребенка информацию, как это делают мультфильмы.
  2. дети просто обожают все красочное, динамичное, и мультики удовлетворяют эту потребность сполна.
  3. дети воспринимают информацию по-другому. Они не просто смотрят на экран – они погружаются в историю, попадают внутрь мультфильма и переживают все события вместе с героями.

В этом, на мой взгляд, заключается вторая опасность,  так как создатели мультфильмов отлично знают и о причинах, по которым дети смотрят мультфильмы, и об их роли в жизни малышей. Поэтому напрашивается вопрос, чего хотят добиться мультипликаторы, создавая мультфильмы про монстров, уродов и чудовищ, про хамов и грубиянов, про уродов и хулиганов, про драки и даже убийства.  Что хотят они вложить в головы детей,  чему хотят научить?

В последнее время родители, педагоги, психологи все чаще задаются вопросами: не опасны ли современные мультфильмы для формирующейся психики ребёнка? Что выбрать для ребёнка: зарубежные или отечественные мультики? Стоит ли вообще позволять детям смотреть анимационные фильмы, полезны ли они?

На самом деле это очень актуальные и серьезные вопросы. И даже Правительство нашего государства отреагировало на эту проблему принятием Федерального Закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» от 29 декабря 2010г. № 436-ФЗ (вступил в силу с 1 сентября 2012г.), который предусматривает отнесение информационной продукции к одной из пяти категорий, и запрещает ее распространение среди детей в зависимости от их возраста.

Я решил разобраться, что же я могу извлечь или любой другой ребёнок из просмотра мультфильма.

Как уже было сказано выше, мультипликационные фильмы неслучайно любимы детьми  самого разного возраста. Яркие, зрелищные, образные, с одной стороны, и простые, ненавязчивые, доступные с другой, мультики, близки по своим развивающим, воспитательным возможностям сказке, игре, живому человеческому общению. Персонажи мультипликационных фильмов демонстрируют ребёнку самые разные способы взаимодействия с окружающим миром. Они формируют у малыша первичные представления о добре и зле, эталоны хорошего и плохого поведения. Через сравнение себя с любимыми героями ребёнок имеет возможность научиться позитивно воспринимать себя, справляться со своими страхами и трудностями, уважительно относиться к другим. События, происходящие в мультфильме, позволяют повышать осведомлённость крохи, развивать его мышление и воображение, формировать его мировоззрение. Таким образом, мультфильм — это эффективное средство воспитания ребёнка.

К сожалению, многие транслируемые сегодня мультфильмы построены психологически, педагогически или этически безграмотно и могут иметь опасные для нас, детей, последствия. Опираясь на мнения детских психологов, учителей перечислю несколько признаков «вредного мультика», от просмотра которого стоит нас оградить.

 Признаки «плохих» мультфильмов:

  1. Главные герои мультфильма агрессивны, они стремятся нанести вред окружающим, нередко калечат или убивают других персонажей.
  2. Персонажа,  нарушающего общепринятые правила,  никто не наказывает и не говорит,  что так делать нельзя.
  3. Демонстрируются опасные для жизни ребёнка формы поведения, повторять которые в реальной действительности нецелесообразно, глупо и даже просто опасно.
  4. Транслируются формы нестандартного поло-ролевого поведения: существа мужского пола ведут себя как представительницы женского пола и наоборот.
  5. Распространены сцены неуважительного отношения к людям, животным, растениям. Показано безнаказанное глумление, например, над старостью, немощностью, беспомощностью, слабостью.
  6. Используются несимпатичные, а порой даже уродливые герои.
  7. Отсутствует речь или она сведена к минимуму.

Изучив признаки «плохих» мультфильмов, я просмотрел ряд отечественных и зарубежных мультфильмов и пришел к выводу,  что  под категорию «плохих» чаще попадают мультфильмы американского и японского происхождения (хотя есть и современные отечественные мультфильмы). Достаточно посмотреть несколько таких мультфильмов подряд, чтобы заметить: «безобразное» там считается красивым, а зло стало привлекательным, вместо мужества — жестокость и унижение слабых.

Герои похожи друг на друга своей ненормальностью: болезненно огромные глаза, вытянутые или сплющенные головы, примитивная мимика. И чаще всего эта мимика выражает агрессию: брови нахмурены, глаза злые, рот дергается. Ну, а если герой улыбается, то его улыбка похожа на оскал. У жертвы почти всегда глупое или растерянное выражение лица.

В доказательство сказанного приведу несколько примеров.

Главные герои мультсериала про Покемонов (в переводе с английского означает «карманные чудовища») стремятся уничтожить друг друга,  то же самое можно увидеть  в мультфильме «Трансформеры».

В мультсериале про Симпсонов сын грубит и хамит своей маме,  не желая выполнять ее просьбы; мы видим  издевательства над дедушкой,  причем очень тонкие и весьма остроумные (что особенно страшно): то черепаха украдет его челюсть, и он не может ее догнать, то перед носом захлопнет дверь родной сын. При этом, никто никого не наказывает за плохие поступки. Все герои выглядят одинаково,  поэтому определить по внешности кто из героев положительный и, соответственно,  поступает хорошо,  а кто отрицательный,  и за ним повторять не стоит -  совершенно невозможно.

В мультсериале «Ох, уж эти детки» внушается ненависть к младенцам,  потому что  малыши в них представлены гадкими существами  с огромными,  раздутыми головами,  на которых торчат редкие волосенки. Мало того,  что их вид ужасен,  так они еще и вытворяют жуткие пакости.

Фиона, главная героиня мультфильма «Шрек», весело и заразительно дерется,  от ее голоса птицу разрывает на части, после чего,  принцесса жарит себе яичницу из яиц,  которые остались в гнезде. А Шрек может запросто толкнуть или пихнуть Фиону,  при этом она нисколько не обижается, и даже смеется. В этом мультфильме показано неуважение к людям и животным.

Кот и мышонок из «Том и Джерри» так стараются навредить друг другу,  как не каждому взрослому придет в голову. Повторять такое в реальной жизни опасно.

В мультфильме «Маша и медведь» Маша хулиганит и никто ее не наказывает за плохое поведение. Правильная речь в этом мультфильме практически отсутствует, слышны только требования Маши,  например: «Кушать! Кушать!».

Эти искажения жизненных норм,  как минимум,  небезопасны, а как максимум вредны и опасны.  У ребенка, который через импортный мультфильм познает мир,  на подсознательном уровне переворачивается система ценностей и установок.

Последствия «плохих» мультфильмов:

  1. Проявление жестокости, безжалостности, агрессии ребёнком в реальной жизни.
  2. Закрепление представления о допустимости плохого поведения,  появление у ребенка чувства вседозволенности, расшатывание эталонов хороших и плохих поступков.
  3. Снижение порога чувствительности к опасности, которое может привести к травмам. У ребенка пропадает инстинкт самосохранения.
  4. Циничные высказывания, использование неприличных жестов, непристойное поведение, грубость и безжалостность по отношению к окружающим.
  5. Отсутствие у ребенка ориентиров для оценки поступков персонажей,  так как все герои ужасны, уродливы, страшны вне зависимости от их роли.
  6. Отставание в речевом развитии и снижение интереса к общению.
  7. Неспособность к концентрации внимания.

Долгое общение с героями таких «вредных мультфильмов», по словам многих психологов, может стать причиной появления целого поколения «моральных и физических уродов».

Как же тогда выбрать действительно «хороший» мультфильм?

В этом вопросе психологи отдают предпочтение отечественной классике. Советские мультики у большинства людей вызывают самые теплые воспоминания. Они не штамповались массово, а были штучным товаром, от этого их качество только выигрывало. Каждая деталь в них была продумана до мелочей. Они всегда вносят в сознание ребёнка только позитивную информацию. Среди наших мультфильмов, почти в каждом, ребенок учится добру, помощи близким, защите слабых.

К сожалению, в конце прошлого века не только индустрия кино, но и отечественная мультиндустрия переживали не лучшие времена. Мультфильмов в это время производилось очень мало, поэтому освободившуюся нишу на рынке заняли американские и японские мультфильмы. Эти мультики рассчитаны абсолютно на другую аудиторию, они несут в себе элементы совершенно другой культуры, навязывая подсознательно эти ценности и нашим детям. Они не учитывают наши национальные и культурные особенности.

Рекомендации на тему: «Какие должны быть мультфильмы».

По мнению психологов и специалистов:

  • Мультфильм должен быть познавательным,  добрым и поучительным.
  • Зло обязательно должно быть наказано,  потому что  ребенок обязательно должен видеть и понимать,  что  за плохие поступки герои всегда несут ответственность.
  • Для маленьких детей они советуют выбирать мультфильмы с простым коротким сюжетом,  где герои делятся на плохих и хороших, чтобы он мог научиться отличать добро от зла.
  • Детям постарше рекомендуют предлагать полнометражные фильмы,  где героям предстоит выдержать много испытаний,  в которых их характер будет раскрываться с разных  сторон.
  • Хорошо,  когда героями мультфильмов являются дети и животные. Видя красивых и добрых героев, ребенок захочет им подражать,  стать лучше.

Просмотрев отечественные мультфильмы,  я пришел к выводу,  что и родители и психологи были абсолютно правы,  в том, что именно «наши» мультики чаще соответствуют требованиям «хорошего» мультпродукта,  потому что учат детей любви, доброте, дружбе,  смелости, вниманию к ближним и заботе о слабых, учат бороться со злом мирными способами (хитростью, уговорами, трудом или перевоспитанием), в них ребенок слышит правильную,  красивую родную речь,  со всеми интонациями и чувствами героя.

В наших мультфильмах главные героини нежные,  добрые,  застенчивые, бескорыстные и скромные, а главные герои - мужественные,  сильные,  решительные и умные.  Все положительные герои обязательно красивые и носят светлую одежду,  у них приветливое выражение лица.

Хотя, справедливости ради, надо сказать,  что и среди наших героев есть выдуманные и нереальные персонажи,  например,  тот же Чебурашка. Но его ненормальность, очень трогательна и она вызывает желание заботиться о нем и опекать.

Конечно, и среди зарубежных мультфильмов, есть достойные. И их тоже стоит смотреть,  потому что они несут доброе начало. Например,  «Бэмби» и «Король Лев». Эти мультфильмы учат уважать и любить родителей. Гибель Льва-отца в «Король Лев» показана как трагедия,  то есть, дано верное представление об этом событии, заставляющее задуматься о ценности жизни. В «Белоснежке» главная героиня красива, скромна, добра (она любила птиц и животных),  обаятельна (ее любили даже придворные,  подчиняющиеся ее матери),  трудолюбива (попав в дом к гномам,  она тут же начала уборку). И если вы хотите  видеть эти качества в своем ребенке,  можно смело демонстрировать этот мультфильм девочкам. Если родители,  хотят свою  дочку видеть бойкой, ловкой,  смелой и оптимистичной, можно посмотреть мультфильм «Пеппи Длинный чулок». Этот мультфильм еще и о детской фантазии.

        Заключение.

Мультфильм – это тоже вид искусства,  поэтому, как и любое искусство,  он может быть полезен и очень нужен для ребенка, но при соблюдении определенных правил. С помощью мультфильма можно привить ребенку «истинные» ценности: любви,  дружбы, добра,  сочувствия,  взаимопомощи,  можно научить отличать добро от зла, принимать решения и  нести ответственность за свои поступки, одним словом можно воспитать настоящую личность.

Правила просмотра мультфильмов.

В первую очередь,  хочется сказать,  что  родители, обязательно, должны контролировать просмотр мультфильмов. Детям до двух лет вообще нельзя смотреть мультфильмы. Общение с телевизором не должно превышать 1,5 часов в день. Покупая незнакомый мультфильм, сначала его должны посмотреть родители и только после этого предлагать детям. При этом родителям следует помнить,  что, выбирая мультфильм, нужно быть в десять раз осторожней, чем при выборе книги,  потому что зрительные образы воздействуют на ребенка гораздо сильнее.

Во-вторых, после просмотра необходимо обсудить с ребенком,  кто из героев ему больше понравился и почему,  как бы сам ребенок поступил в той или иной ситуации,  что герой сделал  правильно,  а что – нет. Можно смотреть мультфильм вместе с ребенком,  для того чтобы сразу помочь ему разобраться в его впечатлениях и оценках.

В-третьих, нельзя «перекармливать» детей мультфильмами. Новый мультфильм должен быть праздником,  наградой,  поощрением.

В-четвертых, ограничивая просмотр мультфильмов обязательно нужно предлагать детям хорошую замену: игрушки, игры, книги, походы, путешествия,  поездки, занятия, хобби…. И я уверен,  что каждый ребенок предпочтет мультфильму любое из этих занятий,  если вместе с ним будет его мама или папа.

Никакие мультики не заменят ребенку родительское внимание и их любовь!!!

В ходе моего исследования подтвердилась  гипотеза о том,  что мультфильмы оказывают влияние на сознание,  развитие и поведение детей.  Мультфильмы с «плохими» признаками наносят детям вред, потому что учат жестокости и безнаказанности. Смотреть их вредно. Мультфильмы с «хорошими» признаками оказывают положительное воздействие,  потому что они добрые и поучительные.

Настораживает то,  что в результате анкетирования в число любимых мультфильмов попали мультфильмы с «плохими» признаками, такие как: «Винкс», «Рапунцель», «Губка Боб – квадратные штаны», «Шрек», «Черепашки Ниндзя». По словам школьного психолога Грековой Елены Георгиевны,  это говорит о том,  что дети не знают,  что такое «хорошо» и что такое «плохо». На первом месте у них стоят такие ценности,  как: красота,  сила,  богатство,  а не знания, трудолюбие и доброта. А это повод задуматься!

Радует, что большинство родителей контролируют просмотр мультфильмов и обсуждают их с детьми.

Главный результат моей работы,  то, что я теперь без помощи мамы могу выбирать и смотреть хорошие мультфильмы!

Список использованной литературы

  1. О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию - Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ
  2. Абраменкова В., Богатырева А. Дети и телевизионный экран. // Восп. шк.- 2006. - №6.
  3. Аромаштам М. Дети смотрят мультфильмы: психолого-педагогические заметки. Практика «производства мультфильмов в детском саду. // М. Аромаштам. -М.: Чистые пруды. - 2006.
  4. Глушкова Е. Телевидение и здоровье детей. // Дошк. восп. - 1989. - №4.
  5. Гришеева Н.П. Социально-психологические аспекты влияния телевидения на дошкольника. // Нач. шк. Плюс до и после. - 2001. - №8.
  6. Гундарева И. О последствиях восприятия телевизионной информации. // Восп. шк. - 2005. - №9.
  7. Козачек О.В. Современные мультфильмы и дети //Здоровье и экология – 2007. - №3(49).
  8. Шишова Т.Л. Как стать моральным уродом http://www.portal-slovo.ru
  9. Какие мультфильмы учат детей доброму отношению к животным? http://www.opzh.ru/?article=87 
  10. Влияние мультфильмов на формирование психики детей http://www.blogpediatra.ru/2009/09/vliyanie-multfilmov-na-formirovanie-psihiki-detei/ 
  11. Влияние мультфильмов http://www.russlav.ru/stat/vliyanie_multfilmov.html 



Предварительный просмотр:

Районная учебно-научная конференция

учащихся  2 – 4 классов общеобразовательных учреждений

«Старт в науку»

Исследовательская работа

Всегда ли цвет раствора определяет цвет  образующегося кристалла?

Выполнила:  ученица  2 «Б» класса

                       МАОУ  «Гимназия №87»  

                     Борисова Елизавета

Руководитель:  учитель начальных классов

высшей квалификационной категории    Кочеткова С.Ю.

                             

 Саратов, 2013 


ОГЛАВЛЕНИЕ

                                                                                      Стр.

Введение  …………………………………………………   3

Выполнение эксперимента ……………………….......   3

Обсуждение результатов ……………………………...   5

Выводы …………………………………………………....   6

Список литературы …………………………………….   7

Приложение ……………………………………………...   8


Введение

Слыша слово «кристалл» мы сразу представляем себе редкий и красивый камень, например рубины, изумруды, бриллианты. Но не все кристаллы редки и красивы. Каждая частица соли или сахара – тоже кристалл! Многие из самых обычных веществ вокруг нас представляют из себя кристаллы. Кристалл – это твердое состояние вещества. Он имеет определенную форму и определенное количество граней, все грани пересекаются друг с другом под определёнными углами.

Песок состоит из кристаллов кварца, а мрамор – из кристаллов кальцита. Почти все горные породы и минералы на земле  состоят из кристаллов.

В переводе с греческого языка кристалл означает «лёд». Все видели кристаллы воды – лёд. Узоры на окнах зимой  - это тоже кристаллы воды.

Раньше я уже выращивала с мамой кристаллы обычной поваренной соли. Из насыщенного раствора соли у меня получались бесцветные прозрачные кубики. (рис. 1)  Я предположила, что если окрасить раствор, то кристаллы тоже будут цветными. Но мама сказала, что так бывает не всегда. Мы решили провести эксперимент и проверить правильность моего предположения. Так была выбрана тема исследования:

«Всегда ли цвет раствора определяет цвет  образующегося кристалла?»

Предмет исследования: кристаллы соли.

Цель исследования: получить кристаллы соли из окрашенных растворов.

Задачи исследования:

- подобрать доступное оборудование и сырье для эксперимента;

- вырастить кристаллы поваренной соли из окрашенных растворов;

- изучить условия образования кристаллов, их форму, цвет;

- проанализировать полученные результаты.

Гипотеза исследования: я предположила, что окрашивая солевой раствор можно получить окрашенные кристаллы.

Выполнение эксперимента.

Поваренная соль всем хорошо известное и доступное соединение. Ее растворимость в воде слабо зависит от температуры. Поэтому для выращивания кристаллов мы выбрали самый простой и доступный метод – испарение воды из раствора. Для эксперимента нам понадобилась чистая поваренная соль, дистиллированная вода и несколько видов красителей.

Мы приготовили насыщенный раствор соли и налили его в пронумерованные стаканчики.

Раствор в стакане №1 мы оставили без изменений в качестве контрольного образца. (рис. 2)

В стакан  №2  мы добавили раствор перманганата калия (марганцовка). (рис. 3)

В стакан  №3  мы добавили раствор бриллиантового зелёного (зелёнка). (рис. 4)

В стакан №4 мы добавили синюю акварельную краску. (рис. 5) В пособиях по декорированию описан способ окраски сухих кристаллов поваренной соли акварельными красками с последующим запеканием в духовом шкафу. Я решила попробовать окрасить кристалл акварельной краской на этапе его роста.

В стакан №5 мы добавили пищевой краситель малинового цвета, применяемый в кулинарии. (рис. 6)

В стакан №6 мы добавили медный купорос. Я знала, что кристаллы медного купороса темно-синего цвета и при их растворении в воде получается раствор красивого синего цвета. (рис.7) Поэтому для меня было неожиданностью, что при добавлении медного купороса к раствору поваренной соли раствор окрасился в зелёный цвет. (рис. 8)

В стакан №7 мы добавили краситель метиловый оранжевый. Этот краситель прекрасно растворяется в чистой воде, однако в солевом растворе он растворялся очень плохо. (рис. 9)

В стакан №8 мы добавили бихромат калия. (рис. 10)

В стакан №9 мы добавили желтую кровяную соль. Я увидела, что вещество оранжевого цвета при растворении окрашивает раствор в желтый цвет. (рис. 11)

Мы привязали простые нитки черного цвета на пластиковые трубочки. Трубочки положили на края стаканчиков а нитки опустили в налитые в стаканчики растворы.

Через сутки мы увидели первые признаки образования кристаллов на надводной части нитки. Примерно через неделю во всех образцах сформировались снегообразные образования на надводной части нити и даже на самой трубочке. (рис. 12)  Это объясняется тем, что концентрированный раствор благодаря капиллярности проникает в промежутки между волокнами нитки, образуя тонкую плёнку. Вода испаряется, а соль остаётся. Образуется много мелких кристалликов, почти ни один из них не имеет правильную форму, ведь их растёт множество и они мешают друг другу. Исключение составил образец №9. (рис. 13)  Присутствие желтой кровяной соли изменило условия роста кристаллов поваренной соли, поэтому получилась необычная для данного вещества кристаллическая форма - дендриты - кристаллы, похожие на тонкие хрупкие веточки дерева.

Во всех остальных образцах форма образовавшихся кристаллов была примерно одинаковая и отличались они лишь цветом:

Образец в стакане №1- белого цвета;  (рис. 14)

Образец в стакане №2 – неоднородного цвета. (рис. 15)  Вначале образовывались кристаллы белого цвета. Однако со временем цвет их слегка побурел. Это можно объяснить тем, что марганцовка со временем разрушается с образованием нерастворимого  темно коричневого вещества, которое испачкало белые кристаллы;

Образец в стакане №3 – голубовато-зеленоватого цвета; (рис. 16)

Образец в стакане №4 – белого цвета, акварельная краска выпала в осадок и в окрашивании кристаллов участия не принимала; (рис. 17)

Образец в стакане №5 – розового цвета; (рис. 18)

Образец в стакане №6 – зеленоватого цвета; (рис. 19)

Образец в стакане №7 - белого цвета, краситель выпал в осадок и в окрашивании кристаллов участия не принимал; (рис. 20)

Образец в стакане №8 – желто-оранжевого цвета. (рис. 21)

Для продолжения эксперимента представляли интерес образцы №№ 3, 5, 6, 8, то есть те, у которых снегообразные образования были окрашены. Я предположила, что и монокристаллы кубической формы, которые со временем вырастут на нитке, погруженной в раствор, тоже будут окрашены.

Прошло ещё 2 недели. Во всех образцах, кроме №9, на нитках,  погруженных в растворы, и на дне стаканчиков образовались кристаллы кубической формы, характерной для поваренной соли при медленной кристаллизации. Каково же было моё удивление, когда, ополоснув кристаллы от остатков цветных растворов насыщенным солевым раствором, я увидела, что кристаллы окрашены только в одном образце (№5) (рис. 22), содержащем пищевой краситель. Во всех остальных образцах кристаллы оказались бесцветными. (рис. 23, 24, 25)  Чтобы понять, почему так произошло, мы обратились к справочной литературе.

Обсуждение результатов.

Почему же почти во всех образцах крупные кубические кристаллы поваренной соли  оказались бесцветными? Это связано с тем, что при охлаждении и испарении раствор оказывается пересыщенным только по отношению к основному веществу – поваренной соли, а примеси - красители, присутствующие в незначительных количествах, остаются в растворе. Это явление лежит в основе одного из самых эффективных методов очистки твердых веществ который называется перекристаллизация. Однако не все вещества можно разделить подобным образом, что мы и видели на примере образца №5: поваренная соль и пищевой краситель кристаллизовались совместно.

Но если в большинстве случаев крупные кубические кристаллы были бесцветные, почему же снегообразные образования на верхней части нити и на трубочке были окрашены?  Это можно объяснить тем, что при быстрой кристаллизации происходит захват кристаллом другого вещества.

Выводы

В ходе выполнения эксперимента я узнала много нового, а именно:

  1. Цвет растворяемого вещества и цвет полученного раствора не всегда бывают одинаковые;
  2. Вещество, хорошо растворимое в чистой воде, может не растворяться солевом растворе;
  3. При растворении одного и того же вещества в воде и в солевом растворе могут получаться растворы разного цвета;
  4. Необходимым, но не достаточным условием окрашивания кристаллов, является хорошая растворимость красителя в выбранном растворе.

Я познакомилась на практике с капиллярными явлениями.

И, наконец, я ответила на поставленный вопрос:

«Цвет раствора не всегда определяет цвет  образующегося кристалла!»

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Большая детская энциклопедия: Химия / сост. К. Люцис. М.: Русское энциклопедическое товарищество. 2000.
  2. Энциклопедический словарь химика. М.: Педагогика. 1990.
  3. Юный химик, или занимательные опыты с веществами вокруг нас. Иллюстрированное пособие для школьников, изучающих естествознание, химию, экологию. Груздева Н.В., Лаврова В.Н., Муравьев А.Г. - издание 2-е, перераб. и доп. - СПб: Крисмас+, 2006.
  4. Шаскольская М. П.; "Кристаллы", М.: Наука, 1985 г
  5. Электронный журнал «Химия и Химики»  2008г.  №3 Химические опыты для начинающих (часть 1)   (http://chemistry-chemists.com/) 
  6. Электронная энциклопедия «Традиция»: Детская энциклопедия: Опыты в домашней лаборатории: Юный химик  (http://traditio-ru.org/wiki/)

ПРИЛОЖЕНИЕ

Описание: C:\Documents and Settings\Валя\Рабочий стол\Работа Лизы\Презентация\2 - кристаллы соли.JPG

Рис. 1

Описание: C:\Documents and Settings\Папа\Рабочий стол\Работа Лизы\Презентация\Презентация\1.JPG    Описание: C:\Documents and Settings\Папа\Рабочий стол\Работа Лизы\Презентация\Презентация\2.JPG

Рис. 2                                                Рис. 3


    Описание: C:\Documents and Settings\Папа\Рабочий стол\Работа Лизы\Презентация\Презентация\3.JPG   Описание: C:\Documents and Settings\Папа\Рабочий стол\Работа Лизы\Презентация\Презентация\4.JPG

Рис. 4                                                Рис. 5

Описание: C:\Documents and Settings\Папа\Рабочий стол\Работа Лизы\Презентация\Презентация\5.JPG     Описание: C:\Documents and Settings\Папа\Рабочий стол\Работа Лизы\Презентация\Презентация\7.JPG

Рис. 6                                                        Рис. 8

Описание: C:\Documents and Settings\Валя\Рабочий стол\Работа Лизы\Презентация\9 - медный купорос.JPG

Рис. 7

Описание: C:\Documents and Settings\Папа\Рабочий стол\Работа Лизы\Презентация\Презентация\8.JPG  Описание: C:\Documents and Settings\Папа\Рабочий стол\Работа Лизы\Презентация\Презентация\9.JPG

Рис. 9                                                        Рис. 10

Описание: C:\Documents and Settings\Валя\Рабочий стол\Работа Лизы\Презентация\13 - с жёлтой кровяной солью.JPG

Рис. 11

Описание: C:\Documents and Settings\Папа\Рабочий стол\Работа Лизы\Презентация\Презентация\11.JPG

Рис. 12

Описание: C:\Documents and Settings\Папа\Рабочий стол\Работа Лизы\Презентация\Презентация\12.JPG

Рис. 13

Описание: C:\Documents and Settings\Папа\Рабочий стол\Работа Лизы\Презентация\Презентация\13.JPG       Описание: C:\Documents and Settings\Папа\Рабочий стол\Работа Лизы\Презентация\Презентация\14.JPG

Рис. 14                                                        Рис. 15

Описание: C:\Documents and Settings\Папа\Рабочий стол\Работа Лизы\Презентация\Презентация\15.JPG         Описание: C:\Documents and Settings\Папа\Рабочий стол\Работа Лизы\Презентация\Презентация\16.JPG                                                                               

Рис. 16                                                                 Рис. 17

Описание: C:\Documents and Settings\Папа\Рабочий стол\Работа Лизы\Презентация\Презентация\17.JPG   Описание: C:\Documents and Settings\Папа\Рабочий стол\Работа Лизы\Презентация\Презентация\18.JPG

Рис. 18                                                        Рис. 19

Описание: C:\Documents and Settings\Папа\Рабочий стол\Работа Лизы\Презентация\Презентация\19.JPG  Описание: C:\Documents and Settings\Папа\Рабочий стол\Работа Лизы\Презентация\Презентация\20.JPG

Рис. 20                                                                         Рис. 21

Описание: C:\Documents and Settings\Валя\Рабочий стол\Работа Лизы\Презентация\Презентация\21.JPG   Описание: C:\Documents and Settings\Валя\Рабочий стол\Работа Лизы\Презентация\Презентация\22.JPG

Рис. 22                                                                                   Рис. 23

Описание: C:\Documents and Settings\Валя\Рабочий стол\Работа Лизы\Презентация\Презентация\23.JPG   Описание: C:\Documents and Settings\Валя\Рабочий стол\Работа Лизы\Презентация\Презентация\24.JPG

Рис. 24                                                        Рис. 25



Предварительный просмотр:

Ковтунов Дмитрий

Ленивый хомяк

В давние времена в одном лесу жили-были три друга: Суслик, Мышка и Хомяк. Это была очень дружная компания. Они всегда вместе играли и веселились.

Осенью все звери в лесу начали готовиться к зиме - делать запасы. В том числе и наши друзья. Только Хомяк продолжал веселиться и петь песни. Друзья говорили ему:

- Пора, брат, заняться делом. Скоро зима, где корм возьмешь?

- Да успею я! До зимы еще далеко.

Он был очень ленивый. Ему так не хотелось работать: бегать по полям, искать зернышки и нести их в норку. Ведь в то время не было у хомяков таких мешочков за щеками, как сейчас. Таскать в зубах по одному зернышку - это скучно и не интересно.

Вот настали первые заморозки. Хомяк решил, что пора заняться наполнением кладовой. Земля начала промерзать, и до лакомства стало трудно добираться. В итоге, набрал Хомяк только полкладовой. Это на всю зиму не хватит. «Буду есть понемногу, чтобы растянуть на всю зиму», - решил Хомяк.

Настала холодная и суровая зима. Друзья стали реже встречаться. Холодно на улицу выходить. Вот и сидят все в своих теплых норах, сытые, весны дожидаются. Только наш Хомяк по одному зернышку в день кушает. Исхудал весь, бедный. Но идти к друзьям за помощью не хочет, стыдно ему. Ведь сам виноват, что вовремя не сделал запасов.

Наконец, запахло весной. Солнышко стало немного землю согревать. У нашего Хомки почти закончились запасы. А тут Мышка пригласила всех друзей к себе в гости на ужин. Приготовила много всяких угощений и накрыла на стол. Суслик взял небольшую порцию, как и полагается в гостях. А Хомяк, увидев столько вкусностей, с голодухи, стал сметать все со стола. Когда желудок у него заполнился, начал себе щеки набивать остатками съестного. И не заметил, как все угощение оказалось у него за щеками. В итоге у него раздулись такие огромные щеки, аж глаз не видно. Мышка и Суслик удивились и подумали, как в такие когда-то маленькие щечки могло столько поместиться: «Не щеки, а мешки какие-то!». После увиденного разговор не клеился, и гости решили расходиться по домам. Хомяк выходил последним. Только он так сильно набил свои щеки, что выход оказался мал для него. Хомка попытался протиснуться, но у него ничего не получалось. Выплевывать свою «добычу» ему не хотелось, есть дома-то нечего. Бедняга поворачивался то одним боком, то другим, но дверной косяк мешал ему. И наконец, Хомяк навалился на косяк с такой силой, что выломал его. Хомяку стало так стыдно. Он хотел извиниться перед Мышкой и сказать: «Прости меня, пожалуйста!». Вместо этого он произнес: «П…» и предательское зернышко вылетело из его щеки и попало хозяйке прямо в лоб. Мышка взвизгнула от боли. Сгораемый от стыда, Хомяк бросился к себе домой.

К лету друзья снова были вместе. Мышка и Суслик простили Хомяка. Ведь они были настоящими друзьями. Только Хомяк решил больше не лениться, а запасы на зиму еще с лета стал готовить не только себе, но и своим друзьям. После того ужина у него сильно растянулись щеки, как два огромных мешка, и теперь он мог переносить сразу много зерен.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Районная учебно-научная конференция

учащихся 2-4 классов общеобразовательных учреждений

«Старт в науку»

Исследовательская работа

«Кто ты, загадочный кислый фрукт?»

                                                                         Выполнил: ученик 2 «Б» класса

                                                                         МАОУ «Гимназия №87»

                                                                         Матвеев Тимофей

                                                            Руководитель: учитель начальных классов

                                                            высшей квалификационной категории                                              

                                                            Кочеткова Светлана Юрьевна

Саратов, 2013

Оглавление

Введение …………………………………………………………………………..3 1. Теоретическая часть работы …………………………………………………..5

1. 1 История лимона ………………………………………………………….…..5

1.2 Лимон … Что же это такое? ………………………………………………....6

2. Практическая часть работы……………………………………………………7

2.1Экскурсии в местный цветочный магазин и в Детскую поликлинику №15.7

2.2 Использование лимона в хозяйстве………………………………………….8

2.3 Проведение эксперимента ……………………………………….…………10

2.3.1 Результаты анкетирования………………………………………………..10

2.3. 2  Познавательные опыты………………………………………………..…13

3. Результаты исследования……………………………………………………..17

Выводы по работе………………………………………………………………..18

Список использованной литературы …………………………………………..19

Приложения…………………………………………………………………..... .20

Приложение 1 Рис. Фотографии лимона в стадии развития плода

Приложение 2 Экскурсия в цветочный магазин

Приложение 3 Собеседование с врачом в Детской поликлинике №15

Приложение 4 Рецепты от педиатра

Приложение 5 Использование лимона в хозяйстве

Приложение 6 Анкетирование среди учеников 2 «Б» класса МАОУ «Гимназия №87» на тему: «Кто ты, загадочный кислый фрукт?»

Приложение 7 Опыты: чай с лимоном, яблоко и лимон друзья

Приложение 8 Опыты: лимон – пятновыводитель, лимон надувает воздушный шарик

Приложение 9 Опыты: засекреченное послание, лимон запускает ракету.

Приложение 10 Опыты: лимонная батарейка, домашний лимонад.

Приложение 11 Исследования продолжаются.

Приложение 12 Интересные факты.

Введение

Актуальность темы исследования. Мы живем в Саратове, где продолжительность зимы составляет почти  5 месяцев. Уже несколько  зим подряд в нашем городе ходит эпидемия гриппа. А в морозную погоду даже отменяют занятия в учебных заведениях. Поэтому родители  с раннего детства дают детям разноцветные шарики, которые называются витаминами. Они вкусные и приятные. Нам  постоянно говорят, что мы должны есть те продукты, в которых больше всего витаминов, необходимых нашему организму. Тогда мы будем здоровы.

 Вся наша семья в зимний период употребляет в больших количествах продукты, которые содержат витамин С.  Этим витамином,  особенно богаты цитрусовые -  апельсины, лимоны, мандарины. Среди всех цитрусовых хорошим профилактическим средством являются лимоны. Только лимоны не теряют своих полезных свойств в течение долгой зимы и содержат довольно много витамина С. Аскорбиновая кислота (витамин С) не только благотворно влияет на наш организм, но и поддерживает защитные способности организма в рабочем режиме.

Мы задались вопросом эти фрукты можно только кушать? Оказалось, что это не так. И свои исследования мы решили посвятить загадочному кислому лимону.

Целью исследования: познакомиться с ролью лимона в жизни человека, выделить его достоинства, недостатки и волшебные особенности.

Задачи исследования:

- проанализировать литературу, направленную на изучение истории лимона, полезных свойств лимона и о составе веществ, содержащихся в его плодах;

- узнать употребление лимона приносит пользу или вред человеку;

-  доказать важность применения лимонов в жизни;

- провести серию опытов по изучению свойств лимона и взаимодействия его с отдельными веществами;

- где можно использовать лимонный сок и  кожуру лимона.

Гипотеза: предположим, что лимон – это  красивый желтый фрукт, с кислым вкусом, который обладает не только целебными свойствами, но имеет и волшебную силу при взаимодействии с другими веществами.

Объект исследования: лимон

Предмет исследования: влияние лимонного сока.

Методы исследования: 

  • сбор и анализ информации по данной теме;
  • экскурсия в  цветочный магазин;
  • анкетирование среди учеников;
  • интервью с врачами;
  • проведение эксперимента;
  • наблюдение.

  1. Теоретическая часть работы

  1. 1.1 История лимона

Началом нашей работы было, как можно больше узнать о лимоне из различных литературных источников.

На 1 этапе наших исследований, мы узнали, что  впервые о лимоне (приблизительно 300 лет до н.э.) написал древнегреческий философ Теофраста.

Он писал, что душистый плод совершенно не употребляли в пищу, а использовали только для борьбы с молью. Ароматные кусочки лимона прятали в складки одежды. Но уже позднее о лимоне заговорили по-другому. 

 Нас удивило то, что до сих пор ученые спорят о родине лимона. Некоторые предполагают, что родина лимона - это Индия, а именно подножие Гималаев. Известно, что это войска Александра Македонского привезли лимоны из Индии в Грецию и Палестину [8]. Тогда лимон называли «индийское яблоко» или «цитрон». В ХІІІ веке крестоносцы привезли лимоны в Италию, а оттуда фрукт попал во Францию [15]. 

Другие источники уверяют, что родина лимона - это тропические острова в Тихом океане. [5]. Как оно было на самом деле никто не скажет наверняка.

Еще одна загадка - в дикорастущем состоянии лимон неизвестен. Широко культивируется во многих странах с субтропическим климатом: на Кавказе, на Черноморском побережье, в Средней Азии. Распространен в комнатной и оранжерейной культуре. 

В Россию лимон попал лишь во времена Петра I [5]. Его деревца впервые завезли из Голландии в Москву и посадили в кремлевских «оранжерейных палатах». В начале XVIII в. в помещичьих усадьбах быстро распространилась «мода» на выращивание лимона с целью получения плодов.

1.2 Лимон… Что  же это такое?

Лимон обыкновенный  (CITRUS LIMON BURM) - относится к семейству Рутовых. [1]. Лимон вечнозеленое растение высотой до 5 м.

Мякоть плодов содержит значительное количество органических кислот. Сок лимона содержит много калия и самое большое количество цитрина.  Интересным для нас было узнать то, что лимоны сами не опадают и если их не срезать до зимы желтыми, то они снова начинают зеленеть весной.  Летом их кожура очень утолщается, осенью она снова желтеет, как бы поспевает вторично. Но двухлетние плоды, несмотря на величину, имеют  меньше вкусовых и лечебных качеств, то есть содержат меньше витаминов, кислот. [1]. Поэтому можно из этого сделать вывод, что покупать толстокожие плоды не стоит, они могут быть "старыми".

Мы узнали, что лимоны можно выращивать и в домашних условиях. Комнатный лимон начали выращивать в г. Павлово более 100 лет назад. Павловские старожилы утверждают, что несколько черенков были завезены в г. Павлово местным купцом И. С. Карачистовым из Турции в 1860 г. По душе пришлись жителям г. Павлова лимонные деревца с золотистыми плодами [3].Они стали выращиваться лимоны почти в каждом доме.  Павловский лимон растет в виде небольшого куста высотой 1—1,5метра. С каждого деревца, которое растёт в кадке можно получить 10-30 плодов (Приложение 1). Известны случаи, когда одно дерево, растущее в кадке, ежегодно приносило 180—200 плодов. Плоды этих комнатных лимонов отличаются хорошим качеством и размером, не уступая лучшим южным сортам.

  1. Практическая часть работы

2.1 Экскурсии в местный цветочный магазин и в Детскую поликлинику №15

Итак,  начинается очень интересная часть нашей исследовательской работы – практическая.

2 этап исследований. Для того чтобы увидеть как растет лимон в домашних условиях, мы отправились на экскурсию в цветочный магазин (Приложение 2). Флорист  магазина рассказала нам о том, как выращивают лимон в домашних условиях. Оказалось это не так и просто. Разведение комнатных лимонов — это отнюдь не пустое занятие. Лимон -  растение капризное и требует очень большого ухода. Применяя правильный уход, можно ежегодно снимать большое количество крупных ароматных плодов.

3 этап исследований. В литературных источниках много говорится о полезности лимона. Для того чтобы подтвердить эту информацию мы решили пойти в Детскую поликлинику №15 на собеседование к врачу (Приложение 3). Наш участковый педиатр с удовольствием рассказала нам о лимоне следующее.  Ни одно растительное средство не может соперничать по своим антисептическим и бактерицидным свойствам с лимоном. Плоды лимона богаты щелочными элементами, содержат органические кислоты, азотистые и минеральные вещества, витамины A, B, B2, P, C и фитонциды (табл.1).

Анализируя данные таблицы 1,  заметим, что лимон — накопитель витамина С (40 мг).  Витамин С относится к так называемым антиоксидантам — он защищает клетки от свободных радикалов и расщепляет холестерин. Также витамин С необходим нам для образования белка коллагена, который скрепляет клетки сосудов, костной ткани, кожи и способствует заживлению ран. 

Таблица 1 - Химический состав лимона

пищевая ценность

витамины

минералы

86 г воды

40 мг витамина С

40 мг кальция

1,1 г белка

2,9 мг витамина А

22 мг фосфора

0,3 г жира

0,04 г витамина В1

12 мг магния

3 г углеводов

0,02 мг витамина В2

11 мг натрия

5,7  г органические кислоты

0,2 мг витамина В5

10 мг сера

2 г пищевые волокна

0,06 мг витамина В6

5 мг хлор

3 г сахариды

0,2 мг витамина Р

0,04 мг марганец

Педиатр подтвердила, что сегодня этот субтропический фрукт занял прочное место не только в медицине, но и в кулинарии и в косметике. Она порекомендовала  нам полезные рецепты и дала практические советы (Приложение 4).

2.2 Использование лимона в хозяйстве

    Мы были очень удивлены, когда прочитав статью в одном из журналов, о том, что лимон можно использовать не только для здоровья и красоты (Приложение 5). Расскажем об этом.

  1. Чтобы избавиться от пятна на одежде от фломастера нужно: лимонный сок и мелкую соль нанести на пятно, потереть, а затем постирать одежду.  
  2. Чтобы вернуть блеск металлическим кастрюлям, нужно потереть их кожурой лимона, на которой осталось мякоть, а затем ополоснуть водой. Поверхность кастрюль станет как зеркало!
  3. Чтобы избавиться от ржавчины, попробуйте 
    такой способ: нанесите на вещь лимонный сок и посыпьте крупной солью. Затем положите предмет на солнце, на  несколько часов.
  4.  Чтобы избавиться от известкового налета, 
    также помогает лимонный сок. Его нужно нанести на поверхность и через какое-то время смыть водой.
  5. Если в вазу с фруктами положить лимон, то
    он поможет сохранить их свежесть – фрукты не испортятся раньше времени. Но если лимон положить к недозревшим бананам, то они «дозреют».
  6. Чистит клетку. Если в вашем доме живут кролики или 
    хомяки, то вы знаете, как непросто порой отмыть их клетку. С помощью лимонного сока дело пойдет быстрее – выжмите его в те места, который ваш питомец использует в качестве туалета, и оставьте на время (зверек при этом не должен находиться в клетке), затем потрите щеткой и смойте водой. Это эффективное и безопасное для зверьков средство.
  7. Чтобы вернуть пожелтевшей ткани белый 
    цвет, опустите ее в кипящую воду, в которую добавлен лимонный сок.
  8. Лимон избавляет от запахов. Вы только что чистили лук, чеснок, 
    разделывали рыбу? Вымойте руки лимоном, и неприятный запах не будет вас беспокоить. 
  9.  Чтобы избавиться от запаха в микроволновке, положите несколько долек лимона в чашку с водой и отправьте в микроволновку на две минуты, включив полную мощность. Затем 
    эту лимонную воду можно остудить и отправить в холодильник – таким образом вы «освежите» и его. 
  10.  Если в вашем доме завелись муравьи, не паникуйте!  Смажьте лимонным соком их «любимые места» и муравьи в буквальном смысле забудут дорогу в ваш дом.

11. С лимонным соком, цедрой пекут пироги, кексы, делают вкусные кисели.

Прочитав литературу, мы узнали, что еще можно сделать из лимона.  С лимонным соком делают мыло, сушат корочки и добавляют для аромата в чай. Можно сделать свечи с добавлением лимонных корочек самим или купить в магазине, когда зажжете её ваша комната, наполнится приятным ароматом.

2.3 Проведение эксперимента

2.3.1 Результаты анкетирования

Чтобы узнать какую роль играет лимон в жизни человека,  мы провели  анкетирование во 2 б классе МАОУ «Гимназия № 87» (Приложение 6). Это был 4 этап наших исследований. В анкетировании участвовали 22 ученика.

На первый вопрос: «Как часто вы едите лимоны?» - большинство учеников ответило 1-2 раза в неделю. 5 человек из класса вообще не любят лимоны. (рис.1)

Рис. 1 - Столбиковые гистограммы ответов на вопрос: «Как часто вы едите лимоны?»

  Второй вопрос анкеты был: «В каком виде вы употребляете лимоны?». Мы также построили гистограммы ответов (рис.2).

Рис.2 - Столбиковые гистограммы ответов на вопрос: «В каком виде вы употребляете лимоны?»

Наблюдаем, что лимоны большинство употребляет с чаем – 13 человек.

На третий вопрос анкеты почти все ученики, а именно 21 человек ответили правильно (рис. 3)

Рис. 3 - Столбиковые гистограммы ответов на вопрос: «Какого витамина больше в лимоне?»

Из литературных источников мы узнали, что у лимона все части целебны и решили спросить об этом учеников. Оказалось, об этом знают 82% - молодцы (рис.4).

Рис. 4 - Круговая диаграмма ответов на вопрос: «У лимона все части целебны?»

К сожалению, лимон в домашних условиях никто из 2 «б» класса не выращивает (рис.5)

Рис. 5 - Круговая диаграмма ответов на вопрос: «Выращиваете вы лимон дома?»

2.3. 2  Познавательные опыты

В начале нашей работы мы предположили (гипотеза), что лимон – это  красивый желтый фрукт, с кислым вкусом, который обладает не только целебными свойствами, но имеет и волшебную силу при взаимодействии с другими веществами. На вторую часть гипотезы мы ответили, когда провели серию познавательных опытов, о которых почитали в научных книгах [9,10,14]. Это последний 5 этап нашей исследовательской работы.

Опыт №1 « Лимонный чай» (Приложение 7).

Мы взяли  два стакана и в каждый из них налили свежезаваренный чай.  Затем в один из стаканов стали выдавливать лимонный сок из половинки лимона. Далее чай, в который выжали лимонный сок, помешаем маленькой ложкой.                              

Наблюдаем:  цвет чая изменился.

Вывод: Своим коричневым цветом чай обязан танинам и катехинам. Эти вещества являются индикаторами, то есть в кислой среде они светлеют. Но это не означает, что чай стал менее крепким. Добавление лимона сделало чай питательным и целебным.

Опыт №2  «Яблоко и лимон – друзья» (Приложение 7).

Для данного опыта возьмем яблоко, лимон и нож. Разрежем яблоко пополам. На одну из половинок выжмем лимонный сок и натрем им яблоко.

Наблюдаем: через 5 минут, та половинка яблока, которая не натёрта лимонным соком начала темнеть. Через 15 минут половинка потемнела больше.

Вопрос: Почему одна половинка яблока потемнела, а другая нет?

Вывод: Половинка яблока темнеет из-за окисления крошечных частичек железа, содержащих в яблоке. Эти частички соприкасаются с кислородом воздуха и начинают темнеть. А аскорбиновая кислота, содержащаяся в лимонном соке, покрыла срез защитной пленочкой, что замедлило процесс окисления. Следовательно, если разрезанные яблоки смазать лимонным соком они будут выглядеть свежими и красивыми и не менее полезными.

Опыт №3  «Лимон – пятновыводитель» (Приложение 8).

Мы взяли: фломастер, лимонный сок, соль и белое полотенце. Нарисовали на полотенце пятнышко фломастером. А затем полили на пятно лимонный сок и насыпали соль.

Наблюдаем: пятно начало растекаться и светлеть.

Затем мы постирали наше полотенце. Пятно очень легко отстиралось.

Вывод: Лимонная кислота и соль соединились  с мелкими частичками пятна, и отбели их. Мы обязательно этим советом будим пользоваться в жизни

Опыт №4 «Лимон надувает шарик» (Приложение 8).

Для проведения опыта нам  понадобились:

– 1 бутылка воды (0,5 л);

– небольшая глубокая тарелка;

– воздушный шарик;

– изолента или скотч;

– 3 столовые ложки уксуса, 1 лимон, сода.

Начинаем эксперимент:

1. В бутылке воды растворили чайную ложку соды.

2. В другой мисочке смешали 3 столовые ложки уксуса с соком лимона и через воронку добавили смесь в бутылку.

3. Быстро надели шарик на горлышко бутылки и плотно закрепили его скотчем или изолентой.

Наблюдаем: Шарик надувается!

Вывод: Сода и смешанный с уксусом лимонный сок вступили  в реакцию и выделили углекислый газ, который и надувает шарик.

Опыт № 5 «Засекреченное послание» (Приложение 9).

Мы выдавили в пиалу немного сока лимона, взяли белый лист бумаги и кисточку. Затем написали лимонным соком засекреченное послание. Дали рукописи высохнуть. Теперь прочитать написанное или увидеть нарисованное стало невозможно. Хорошенько нагрели лист бумаги над настольной лампой.

Наблюдаем: Надпись не заставила себя долго упрашивать и стала заметной.

Вывод: Послание стало заметно, потому что лимонный сок при нагревании темнеет.

Опыт №6 «Лимон запускает ракету» (Приложение 9).

Мы взяли: лимонный сок, соду, немного воды, бутылку, пробку и макет ракеты.

В бутылке смешали все ингредиенты, быстро заткнули пробку и поставили макет ракеты.

Наблюдаем: Ракета взлетела!

Вывод: В результате образовался углекислый газ, который вытолкнул ракету.

Опыт №6 «Батарейка из лимона» (Приложение 10).

Прочитав в книге «Юный физик», о том что, соединив провода через лимоны, может загореться маленькая лампочка в 2,5V, нас это заинтересовало [9].  Мы этот опыт провели.

Необходимо для опыта:

  1. Лимоны (тщательно вымыли и насухо вытерли).
  2. Медная изолированной проволоки примерно 0,2-0,5 мм толщиной.
  3.  Стальные скрепки для бумаги.
  4. Лампочка от карманного фонарика.

Проведение опыта.

Зачистили противоположные концы обеих проволок на расстоянии 2-3 см. Вставили в лимоны скрепки, прикрутили к ней конец одной из проволочек. Воткнули в лимон в 1-1,5 см. от скрепки конец второй проволочки. Соединили все по схеме. Взяли  два свободных конца проволочек и приложил  к контактам лампочки.

Наблюдаем: Лампочка загорелась!

 Вывод: Не секрет что внутри любого аккумулятора содержится кислота. И лимон обладает той самой кислотностью. Вот почему он может стать  батарейкой и зажечь таким способом лампочку.

Опыт №7 «Домашний лимонад» (Приложение 10).

1. Для приготовления лимонада берём лимоны, сахар, соковыжималку  и кипяченую воду.

2.Лимоны хорошо помыли и выжали из них сок.

3. Разбавили водой и добавили сахар по вкусу.

Вывод: получился очень полезный домашний напиток. Готовый напиток можно пить с кубиками льда и веточкой мяты.

Опыт №7  «Мы посадили лимон» (Приложение 11).

Мы взяли семечку от лимона  и посадили ее. Интересно, что у нас вырастет?

  1. Результаты исследования

Итак, наша работа проходила поэтапно. В результате проведенных исследований мы складывали постепенно пирамидку с накопленной нами информацией. Теперь ее построим и сделаем выводы (рис.6).

Рис. 6 – Схема выводов на каждом этапе исследований

На самый главный вопрос, который мы поставили перед началом исследований и назвали им тему нашей работы: Кто ты, загадочный кислый фрукт?» мы отвечаем.

  1. Загадочный фрукт – из книг мы  узнали, что у него нет родины   и никто никогда не видел дикий  лимон.
  2.  Полезный фрукт – нам это подтвердил врач, и мы узнали из опытов.
  3. Волшебный фрукт – это также подтвердили проведенные нами опыты.
  4. Кислый фрукт. Из результатов анкетирования мы узнали, что в лимоне есть один недостаток: Он кислый, поэтому не все его любят кушать.

Выводы

Итак, мы провели очень интересную на наш взгляд исследовательскую работу, на тему: «Кто ты, загадочный кислый фрукт?». Все поставленные в работе задачи мы выполнили. Той целю, которой мы задались, выполнили сполна. А  предположения о гипотезе подтвердились. Действительно,  лимон – это  красивый желтый фрукт, с кислым вкусом, который обладает не только целебными свойствами, но имеет и волшебную силу при взаимодействии с другими веществами. Мы нашли много интересных фактов (Приложение 12).

    Но на этом мы свои исследования не заканчиваем. Мы посадили семечку лимона, интересно, что из него вырастет. И еще, мы узнали, что в Саратове есть лимонарий и обязательно туда пойду на экскурсию со своими одноклассниками и классным руководителем  (Приложение 11).

В результате проведенных исследований, осмелимся дать советы:

- Попробуйте начинать день с чашки тёплой воды с лимонным соком, т.к. он  бодрит и повышает иммунитет.

- Запах лимона способен повысить работоспособность, снизить сонливость. И если разложить кусочки лимона в классе, это окажет благоприятное воздействие на учеников.

- Соблюдая меры предосторожности и рекомендации врачей, ешьте как можно чаще лимоны. В скором времени вы забудете, что такое усталость и тоскливое настроение.

- В повседневной жизни смело пользуйтесь народными средствами и полезными советами.

-Пейте лимонад, приготовленный в домашних условиях из лимонов.

- Подружитесь с лимоном, доверяйте его волшебной силе и будете здоровы. Надёжный лекарь избавит вас от старых болезней и убережёт от новых.

Оказывается, как много пользы в этом  экзотическом и таком уже привычном нам фрукте!..

Список используемой литературы

  1. Бабин Д. М. Энциклопедия цветоводства / Д.М. Бабин – Минск: Миринда, 2000. – 480с.
  2. Генкель П. А. Физиология растений / Генкель П. А. – М. :Просвещение, 1985. – 335с.
  3. Дадыкин В. Цитрусовый сад на окне / Дадыкин В. В. – М.: АРТ-Пресс, 2008. – 304 с.
  4. Ермаков А.И. Методы биохимического исследования растений. / А.И. Ермаков, В.В. Арасенович . - Л.: Агропромиздат, 1987. – 430 с.
  5. Истомин С.В. «Я познаю мир. История русских царей» Издательство: АСТ, Астрель 2009.- 678 с.
  6. Казьмин В.Д. Иммунитет: укрепление защитных сил организма. - Издательство: Феникс, 2005.- 160 с.
  7. Комнатные растения (интернет ресурс)  http://www.od-flowers.com/page/page466.html.
  8. Новиков С.В. «Александр Македонский» // Большая историческая энциклопедия. — М.: Олма-Пресс, 2003.
  9. Перельман Я.И. Для юных физиков. Опыты и развлечения. Пг., Начатки знания, 1924.-78 с.
  10.  Перельман Я.И. Занимательные задачи и опыты. М., Детгиз, 1959.-76 с.
  11.  Растения (интернет ресурс). http://growplants.ru/Komnatnye-rasteniya/sorta-limona.html.
  12. Лаптев Ю. П. Растения от А до Я / Ю. П. Лаптев – М. : Колос, 1992.- 538с.
  13. Хессайон Д. Г. Все о комнатных растениях / Д. Г. Хессайон – М. : Кладезь-Букс, 2000. – 256с.
  14. Шкурко Д.И. Занимательные, безопасные и простые химические опыты- Издательство: Детская литература, 1976.- 66с.
  15.   Шпаковский В. О Крестоносцы. Школьный путеводитель-   Издательство: Балтийская книжная компания, 2007. -113 с.

ПРИЛОЖЕНИЯ



Предварительный просмотр:

Волшебные мандаринки.

В далекой и жаркой стране поспели мандарины. В огромных ящиках  на самолетах, теплоходах, поездах их отправляли туда ,где мандарины не растут. В ящике который везли в Россию, попали волшебные мандаринки. Как все - таки хорошо греться на солнышке, думали две подружки мандаринки, которые лежали в ящике с другими мандаринами и направлялись на  рынок.    «Я не хочу с тобой расставаться ,сказала одна из них по имени Долька. И я не хочу. Мы так подружились, ответила другая по имени Шкурка.»

 Прошло время . Долька и Шкурка очутились на рынке. Они боялись что их разлучат. Но им повезло. Их купила одна женщина , для своей дочери. Девочка немного приболела и  ей  нужны  были витамины для скорейшего выздоровления. Мама принесла мандаринки домой, помыла и положила в вазу около кровати своей дочки. Мандаринки были рады, что попали к этой девочке. Они очень  хотели чтобы она поправилась и поэтому решили ей помочь. Долька подкатилась к девочке когда она заснула и шепнула ей на ушко : «Ты должна нас скушать и тогда обязательно выздоровеешь.» Когда девочка проснулась, мандаринки всем своим спелым и сочным видом привлекли ее внимание и девочка их скушала. А семена от них посадила в саду около дома. Прошло время , девочка выздоровела .А посаженные ею семена мандаринок дали ростки и превратились в плодоносящее дерево на котором ,созрели новые мандаринки.  «Как хорошо греться на солнышке , сказала мандаринка Долька своей подружке Шкурке.» Они были рады своей новой встрече. 

                   

АВТОР: ЕКАТЕРИНА АКСЕНЕВИЧ

       ВОЛШЕБНЫЕ

      МАНДАРИНКИ.



Предварительный просмотр:

ХРАБРЫЙ ВОРОБЕЙ

сказка

ШЕЛУДЯКОВА ВИКТОРИЯ ДЕНИСОВНА

Ученица гимназии № 87

Класс 2 «б»

Саратов – 2013

ХРАБРЫЙ ВОРОБЕЙ

        Это было очень и очень давно, что не помнит уж никто. В океане был остров весь покрытый густыми лесами, прозрачными и чистыми реками и дивной красоты цветами. Там всегда была хорошая погода. Светило солнышко, дул теплый ветерок. Над цветами порхали бабочки и пчелы. Весело пели и щебетали птицы. Назывался этот остров Птичий. Там жило очень много разных птиц. И птицы никуда и никогда не улетали с острова. Там всегда было тепло и корма хватало всем.

А на краю острова в высокой черной башне жил злой волшебник. Звали его Чернозол. Был он черный и ходил всегда в черном плаще, черных сапогах и черной шляпе. Всегда был хмурым и недовольным. Особенно он не любил птиц. Ему не нравилось, что они весело поют и радуются хорошей погоде и теплому солнышку.

И решил Чернозол переловить всех птиц и закрыть в черной башне, чтобы они не мешали ему колдовать. А птицы даже не догадывались, какая их ждет участь. Летали, весело щебетали и высиживали птенцов.

И вот в один прекрасный день с помощью волшебной палочки наслал Чернозол огромные и черные тучи. Солнце исчезло, начался ливень, гремел гром и сверкали молнии.

Птицы испуганно попрятались под ветками деревьев. Они сидели мокрые и грустно молчали. Только один храбрый и смелый воробей не испугался. Звали его Степан, но друзья звали его ласково Степка. Он летал и громко призывал всех птиц не бояться и не прятаться от страха. Нам нужно всем собраться и напасть на Чернозола и отобрать волшебную палочку. Когда мы ее отберем, чары исчезнут.

И вот все птицы собрались в одну большую стаю и полетели к черной башне. Там они напали на волшебника, и пока Чернозол отбивался от птиц, воробей Степка подлетел и выхватил из рук волшебника волшебную палочку и бросил ее в огонь. В тот же миг тучи рассеялись, выглянуло солнце и все вокруг осветилось и засверкало всеми красками радуги. Чернозол рассыпался в прах и исчез. Все птицы радовались и весело пели, празднуя победу.

Но после колдовства погода изменилась. Теперь три месяца в году выпадал снег, и было холодно. Некоторые птицы улетали с острова в поисках тепла. С тех пор этих птиц стали называть перелетными. Когда наступали холода, перелетные птицы улетали в теплые края, а затем возвращались на Птичий остров. Другие птицы тоже улетели с острова путешествовать и искать приключений. Мы и сейчас видим маленьких серых воробьев, которые живут и на даче, и в городе. Они всегда весело чирикают, кормят своих птенцов и радуются хорошей погоде. И мы тогда вспоминаем как один храбрый воробей Степка спас птиц от гибели. И мы восхищаемся и любуемся ими. А зимой когда холодно и голодно мы делаем кормушки, чтобы кормить наших пернатых друзей, чтобы они жили и радовали нас.

А храбрый воробей Степка остался жить на острове, и был желанным гостем для всех птиц.