Профориентационная работа

Свечникова Елена Николаевна

Материал по профориентационной работе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ВЫбор профессии в 11 классе216.72 КБ

Предварительный просмотр:

Межмуниципальные Ломоносовские чтения

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия – школа с. Ивантеевка Саратовской области»

Адрес: с. Ивантеевка Саратовской области, ул. Строителей, 16

Телефон/факс 8(84579)5-10-02,  e-mail: iv.gimnazia@mail.ru

Исследовательская работа

«Профориентационная работа в современной школе»

Направление: изучение мира индивида и личности

Автор работы: Ломовцева Софья Владимировна,

ученица 11 класса

МОУ «Гимназия с. Ивантеева»

С. Ивантеевка д. 56, 8-937-809-02-88

                        Научный руководитель: Свечникова Елена Николаевна, учитель музыки,

413950 с. Ивантеевка ул. Строителей 16, 8(84579)5-10-02

                

 2024 г.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….…3

Глава 1. Профориентация – выбор профессии для будущего.……………..….5

  1. Что такое профориентация в школе?.........................................................5

  1.2   Профориентация старшеклассников в России: история и современность…………………………………………………………………….6

  Глава 2. Профориентационная работа в МОУ «Гимназия с. Ивантеевка»…8

2.1. Профминимум – новый формат профориентационной работы в школах страны……………………………………………………………………………8

2.2 Реализация профминимума в 2023/2024 учебном году в МОУ «Гимназия с. Ивантеевка»…………………………………………………………………..9

Глава 3. «Моя  будущая профессия - «Хореограф»……………………………12

3.1. Хореограф - что это за профессия?……….............................................…..12

3.2. Мой путь  к выбору профессии……………………………………..……..13

3.3. Профессиональная проба - путь в профессию хореографа………….….14

Заключение………………………………………………………….……………15

Используемая литература………………………………………………….……16

Приложение………………………………………………………………………17

Введение

«Выбери себе работу по душе, и тебе не придется работать ни одного

дня в своей жизни», - так говорил известный древний мыслитель и философ

Китая – Конфуций.

В настоящее время я - ученица 11 класса, как любой выпускник  стою перед выбором своей будущей профессии. Сейчас  насчитывается несколько десятков тысяч профессий и специальностей, и сделать выбор современному школьнику достаточно сложно, так как мешает недостаточное знакомство с миром профессий. Содействовать развитию профессионального интереса, помочь выбрать сферу деятельности, а в ней профессию, отвечающую склонностям и возможности личности, призвана профориентация.  

Необходимость профориентации определяется в федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования нового поколения, где отмечается, что школьники должны ориентироваться в мире профессий, понимать значение профессиональной деятельности в интересах устойчивого развития общества и природы.[1]

Для того чтобы узнать мнение учеников о проблеме профориентации, я провела  опрос среди старшеклассников. Опрос проводился среди 9-11 классов.

Из результатов опроса мы видим, что проблема с выбором профессионального пути существует, а ученики хотят, чтобы в школах устраивались разные профориентационные мероприятия.  (Приложение 1)

Объект исследования – современная школа

Предмет исследования – система профориентационной работы

Цель: Исследовать систему профориентационной работы в современной школе.

Задачи: 

1) Изучить литературу по теме исследования;
2) Дать определение понятию «профориентация»;

3) Познакомиться с историей возникновения  этого направления;

4) Проследить развитие профориентационной работы в МОУ «Гимназия с. Ивантеевка»;

5) Выяснить особенности профессии «Хореограф»;

6) Поделиться  опытом  своего профессионального самоопределения;

7) Содействие профессиональному самоопределению гимназистов.

Гипотеза: В процессе профориентационной работы происходит профессиональное самоопределение, определение своего места в мире профессий, нахождение личностного смысла в выполняемой работе.

Методы исследования: теоретические (анализ, обобщение научной и методической литературы), эмпирические (анкетирование, опрос).

Практическая значимость работы: материалы исследования  могут  быть использованы для подготовки и проведения  внеклассных мероприятий, классных часов  профориентационного характера.

Глава 1. Профориентация – выбор профессии для будущего.

  1. Что такое профориентация в школе?

Профориентация — это научный комплекс действий, который помогает подросткам осознанно  выбрать будущую профессию.

Включает в себя:

-информирование о возможных специальностях, нужных для них навыках и способностях, учебных заведениях;

-профессиональное консультирование;

-диагностику — чаще всего это тестирование;

-психологическую поддержку.

Основные этапы профориентации

- информационный (профобразование),

- диагностический,

-консультирование,

-трудовые пробы,

-собеседования.

Методы профориентации

Множество мероприятий позволяют прикоснуться к различным профессиям и узнать о них самую актуальную информацию. Среди таких методов можно назвать:

- прохождение профориентационных тестов;

- встречи со специалистами конкретных профессий;

- просветительские и познавательные лекции на тему проблем самоопределения;

- занятия в школах, посвящённые той или иной профессии;

- просмотр обучающих фильмов;

- «ярмарки» профессий, которые проводят профориентационные учреждения;

- дни открытых дверей в учебных заведениях.

Важно не ограничиваться лишь одним методом, например прохождением тестов, а сочетать теоретическое изучение профессии с практикой — посещать экскурсии на предприятиях и в вузах, где этому обучают.

1.2.Профориентация старшеклассников в России:  история и современность

Начало профориентационной работы нередко относят к 1908 г. - к моменту открытия первого профконсультационного бюро в г. Бостоне (США). В нашей стране истоки профориентационной работы закладываются в дореволюционной России и связаны с появлением службы по «приисканию» работы. Позднее, в 1927 году было создано бюро профессиональной консультации для  знакомства школьников с видами производственного труда. Прототипом современного теста по профориентации был  «Профконсультационная карточка» (она состояла из 40 вопросов).В 30-е годы этот опыт был распространен на территорию всей страны. Распад Советского Союза привел к тому, что проблема профориентации стала игнорироваться, а закон “Об образовании” (1992г.) резко сократил финансирование школы и особенно профориентации.[2]                                                           

В современной России профориентационные работы в школах развиваются. В школах утвердилось профильные деление класса по группам, которые старшеклассники сами выбирают, в зависимости от своих предпочтений. Действуют профориентационные программы. В школы присылают приглашения посетить выставки, дни открытых дверей в университетах, пройти тренинги, тесты и т.д.

Часто российские школьники выбирают свой путь основываясь на мнении друзей и родных, примере кумиров, на размере заработной платы, престиже, но не на своих желаниях и предпочтениях, а также не на потребностях рынка в каких-либо специалистах, что приводит к безработице с одной стороны,  и к тому, что люди не любят свою работу, с другой.  Из-за этого более распространены центры, где можно переквалифицироваться. Многие школьники не знают о существующих профессиях, способах получения квалифицированной психологической помощи, о том, как правильно выбрать университет, как писать мотивационные письма, где узнать о доступных вакансиях. Из-за всего этого профориентационные мероприятия, которые пытается проводить государство и частные организации, оказываются неэффективны и не востребованы.

Глава 2 Профориентационная работа в МОУ «Гимназия с. Ивантеевка»

2.1. Профминимум – новый формат профориентационной работы в школах страны

 С 24 по 27 января  2024 года  в г. Москва проходили XXXII Международные Рождественские образовательные чтения -  крупнейший церковно-общественный форум, уникальное по значимости явление в сфере образования, культуры, социального служения, духовно-нравственного просвещения, патриотического воспитания и других значимых направлений церковной и общественной жизни.

Участниками форума большое внимание было уделено вопросам подрастающего поколения. Одному из них в своем выступлении  уделил внимание  Министр просвещения РФ Сергей Кравцов.   Он  отметил, что в 2023-2024 учебном году в образовательных организациях проводятся занятия по профориентации в новом формате. Это  единая модель профориентации - профориентационный минимум - универсальный набор профориентационных практик и инструментов для проведения мероприятий по профессиональной ориентации обучающихся. Действует во всех школах Российской Федерации для обучающихся 6-11 классов.  В каждом учебном учреждении по четвергам проводятся  уроки «Россия – мои горизонты».[3]

2.2 Реализация профминимума в 2023/2024 учебном году в МОУ «Гимназия с. Ивантеевка».

В гимназии  активизировалась работа по  профессиональному  самоопределению  обучающихся и формированию у них основ карьерной грамотности (инструментальной стороны профессионального самоопределения).

Зреалируются задачи базового уровня:

• организация и систематизация первичной профориентационной помощи;

• развитие представлений обучающихся о современном разнообразии профессий и специальностей, важности трудовой деятельности и выбора ее специфики, возможностях профессионального образования;

• информирование обучающихся о содержании деятельности востребованных на рынке труда специалистов;

• развитие мотивации обучающихся к профессиональному самоопределению;

• диагностика склонностей обучающихся к профессиональным направлениям.

Форматы профориентационной работы на базовом уровне профориентационного минимума:

1) урочная деятельность (не менее 4 академических часов в учебный год);

2) внеурочная деятельность: курс занятий «Россия – мои горизонты» (34 академических часа в учебном  году);

3) взаимодействие с родителями (законными представителями) (не менее 2 часов в учебный год).

Следующим важным моментом в работе психолого-педагогической

службы является оказание помощи в профессиональном самоопределении

обучающихся.

Причем, работа в данном направлении ведется так же с самых первых

дней обучения, а не только в выпускных классах.

В начальной школе занятия направлены на осознание роли труда в жизни

каждого человека, пополнение знаний о мире профессий, развитие умения

видеть себя в определенной профессии.

Осознание своих способностей и интересов, связанных с

профессиональным выбором происходит в 5-7-х классах, а формирование

профессионального самосознания приходится на 8-9-е классы.

В этом учебном году на платформе «Билет в будущее» зарегистрировано 115 детей 7-11 классов.В  мероприятиях проекта приняло 172 учащихся с 6 по 11 класс.

Ребята 6-11 классов  участвуют во  Всероссийском профориентационном уроке, для них организован просмотр профориентационного сериала «Билет в будущее» с последующим обсуждением.

Учащиеся 7-9 классов принимают участие  в диагностических пробах «Примерочная профессий».

 В течение учебного года с  гимназистами 4-11 классов проходит  просмотр выпусков «Шоу профессий».

Благодаря участию в проекте, ребята смогли познакомиться с новыми

профессиями, узнали, где можно получить данную профессию, какими

способностями и личностными качествами нужно обладать, чтобы быть

успешным в той или иной профессии.

Учащиеся 8-11 классов в течении учебного года проходят диагностику

профессиональных склонностей по методикам:

- В.Б. Успенский «Определение готовности подростка к выбору профессии»

для 8-11 кл.:

- Тест «Выбор профессии» (Я. Л. Холланд);

-Карта интересов (А. Голомшток в модификации Г. Резапкиной).

- «Шаг в будущее» компьютерная диагностическая программа для 9 классов. и др.

Так же в течение учебного года учащиеся принимают  участие в

тренингах, групповых консультациях, психологических играх, встречах с

представителями ВУЗов Саратовской области, направленных

на помощь ребятам в жизненном и профессиональном

самоопределении.

В течение года обучающиеся 8-9 классов принимали участие в работе

онлайн-педагогического класса, организованного на базе Вольского

педагогического колледжа. В ходе работы ребята смогли познакомиться со

специальностями, по которому ведет подготовку данный колледж :

воспитатель ДОУ, учитель начальных классов, учитель физической

культуры.

Виртуальныеи  профессиональные пробы:

-Работники библиотеки провели с учащимися 8 классов урок профориентации «Выбирая профессию – выбираем будущее»;

- На базе Ивантеевского политехнического лицея состоялось масштабное профориентационное мероприятие в рамках муниципального проекта «Социально-образовательный кластер на территории Ивантеевского района Саратовской области»;

-Студенты Ивантеевского лицея организовали профессиональное пространство для учащихся 9 – х классов МОУ " Гимназии с.Ивантеевка";

Студенты в роли наставников делились своим опытом с учащимися и проводили для них профессиональные пробы по направлениям: «Документационное обеспечение управления и архивоведение», «Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования», «Графический дизайн», «ЗD – моделирование и прототипирование», «Оператор информационных систем и ресурсов».

Встречи и мастер – классы:

  • ученики 11 класса были приглашены в Ивантеевский политехнический лицей на встречу с представителями Балаковского инженерно-технологического института, филиала национального исследовательского ядерного университета "МИФИ". Ребята посетили три мастер-класса, где познакомились с основами языка программирования "Python", попробовали зажечь лампочки без прямого подключения к электричеству, устроили фонтан из подручных средств без использования насоса, а также узнали, как распознать фальшивую банкноту. Встреча была очень актуальная, поскольку совсем скоро ребятам предстоит поступать в вузы.

  • В рамках профориентационной работы 26 октября состоялась встреча будущих выпускников 9-х и 11-го класса гимназии с представителями Балаковского филиала ФГБОУ ВО "СГЮА". В ходе мероприятия ребята познакомились со специальностями, по которым планируется набор на 2023-2024 учебный год в ВУЗ , а так же колледж при данном учебном учреждении.

  • активисты «Движения Первых» МОУ «Гимназия с. Ивантеевка» приняли участие в реализации Всероссийской акции «Карьера Первых», посвящённой «Дню российского студенчества». Акция прошла в формате "Классных встреч".Благодаря акции "Карьера Первых", ученики знакомятся с разными профессиями и специальностями, больше узнают об учебных заведениях.

Встреча прошла в теплой, дружеской обстановке.

  • В рамках Недели профориентации в МОУ "Гимназия с. Ивантеевка" прошла встреча учащихся 9-х классов с представителями ГАПОУ Саратовской области "Поволжский колледж технологий и менеджмента". На мероприятии ребята узнали о специальностях, которые можно получить в колледже, правилах и условиях приема, посмотрели видеофильм о насыщенной и очень интересной внеурочной деятельности студентов.

Глава 3. «Моя будущая профессия - «Хореограф»

3.1. Хореограф - что это за профессия?

Среди множества профессий для себя я выбрала профессию хореографа. Хореограф — специалист в области хореографии, постановщик танцев (в том числе и танцевальных композиций фигуристов и мастеров художественной гимнастики) и балетных спектаклей; балетмейстер

Кроме сочинения новых танцев, хореограф возобновляет или реставрирует ранее существовавшие постановки, опираясь на хореографическое наследие, сохраняя художественный стиль произведения, созданного много лет назад. Некоторые хореографы используют свои навыки для переделки уже существующих танцев, другие при помощи техник наподобие контактной импровизации создают совершенно новые работы.

Родственные профессии - режиссер хореографии, тренер по спортивным танцам, балетмейстер.

Минусы профессии:

- работа хореографа травмоопасна

- специалист тратит слишком много сил и энергии на каждодневные тренировки и выступления

- эта работа молодых, и после 35 лет танцевать на сцене проблематично, хотя для учителя танцев, как педагога возраст не является препятствием

- отсутствие семейной жизни из-за постоянной траты личного времени на работу

Плюсы профессии:

- работа далека от скуки и рутины

- учитель танцев всегда находиться в превосходной физической форме

- хореографы много гастролируют не только по России, но и по всему миру

- есть возможность для открытия собственного бизнеса в виде танцевальной школы

- работа связана с искусством и общением с интересными, творческими личностями

Возможные места работы:

  • ДДТ, Школа искусств, ДК, Детский сад, Школа, Театр эстрады и т.д.

Где обучают профессии- хореограф?

  • ФГБОУ ВО «Академия Русского балета имени А.Я. Вагановой», г. Санкт-Петербург, ул. Зодчего Росси,
  • СПб ГБПОУ «Академия танца Бориса Эйфмана», г. Санкт-Петербург, ул. Б. Пушкарская, д. 14, литер Б.   
  • ФГБОУ ВО «Московская государственная академия хореографии» 119146, г. Москва, ул. 2-я Фрунзенская, д. 5
  • СГУ им. Чернышевского  г. Саратов, ул. Заулошнова, 5
  • СГСПУ г. Самара ул. М. Горького 51

Необходимые экзамены для поступления

ЕГЭ по русскому языку, обществознанию. Обязателен творческий вступительный экзамен по хореографии с учетом танцевально-музыкальные способности.        

3.2. Мой путь  к выбору профессии

Моя любовь к танцам зародилась ещё с начальной школы, когда я только начала заниматься в Народном коллективе Детском музыкальном эстрадном театре «Чародеи», где помимо театральной составляющей присутствует хореография. Танец - наверное, самый впечатляющий вид искусства, в нем и музыка, и ритм, и свет, и пластика и, конечно же движение! А движение - жизнь!

В течение учебы в гимназии я реализовывала свои способности в этом направлении, не только участвуя в танцах, но и ставя их,  придумывая движения к музыкальным номерам. Примером служит концерты, посвященные юбилею гимназии и юбилею Народного коллектива Детского музыкального эстрадного театра «Чародеи». Являюсь участницей районных балов, приуроченных к различным праздникам, постановщиком флешмоба «Голубая волна». Ежегодно участвовую в мероприятиях ДК и благотворительных марафонах для многодетных семей.

В рамках исследования я прошла тестирование по профориентации на разных платформах:

-«Билет в будущее»: платформа проекта ранней профориентации школьников.

-Skillbox – российская компания, лидер российского рынка онлайн-обучения и профориентационного тестирования.

-"Дифференциально-диагностический опросником" (ДДО) Е.А. Климова.

Результаты тестирования

Skillbox

83 % - дизайнер интерьера

82 % - фэшн – дизайнер

81 % - режиссер

«Билет в будущее»: платформа проекта ранней профориентации школьников.

После регистрации на платформе, прошла в раздел «Конструктор будущего». Здесь предложен перечень виртуальных профпроб различных профессий. Их пока немного и интересующей меня нет. Но я прошла профпробу по специальности учитель. В заданиях было предложено составить расписание, распланировать урок, проверить домашнее задание, выставить оценки. Удалось почувствовать сложность работы с детьми, что, несомненно, помогло мне представить свою будущую профессиональную деятельность, связанную  со школьниками.[4]

-"Дифференциально-диагностический опросник" (ДДО) Е.А. Климова.

По результатам тестирования я отношусь к  Артистическому  типу. Артистический тип личности можно отнести к профессиям типа «человек – художественный образ». Таким типам личности характерны оригинальность, независимость в принятии решении, необычный взгляд на жизнь и эмоциональная чувствительность.

3.3. Профессиональная проба- путь в профессию хореографа

Кроме знакомства с профессией и ее особенностями из статей, книг, сети Интернет, прохождению различных тестов,  я решила на практике почувствовать себя в роли хореографа.

В ноябре 2023 года  я посетила семинар-практикум «Народно-сценический танец, методика и техника» в городе Саратове на базе «Саратовского областного центра народного творчества имени Л. А. Руслановой».

 Чтобы прочувствовать атмосферу этой творческой профессии  в течение  трех  дней 70 человек – профессиональных хореографов  и участников танцевальных  коллективов Саратовской области осваивали новые приемы, танцевальные направления и  тенденции в хореографии.

Здесь я узнала о танцах народов Поволжья и их особенностях. Попробовала себя в  женских  и мужских партиях различных хореографических постановок. Освоила технику исполнения Башкирского, Марийского, Казачьего танцев. Приняла участие в постановке фрагментов  танцев Южного Урала,  Орловской и  Ульяновской  областей. Финалом  мероприятия стала съемка, где участники  показали, чему научились за это время. Результатом нашего творчества в рамках семинара-практикума стало торжественное вручение сертификатов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Первая жизненная проблема, с которой сталкиваются старшеклассники – это выбор профессии. И здесь главное – не растеряться, сориентироваться и сделать правильный выбор, соответствующий интересам, способностям, возможностям, ценностным установкам, и, наконец, требованиям, которые предъявляют профессии к личности кандидата. Правильно сделанный старшими подростками выбор – это начало пути к успеху, к самореализации, к психологическому и материальному благополучию в будущем. Насколько своевременной, грамотной будет помощь ему в этот период, настолько правильным будет выбор учащегося.

Проведя исследовательскую работу по изучению необходимости,  эффективности профориентации, а также поиске новых методов для достижения высокого уровня ее эффективности, сформулируем  следующие выводы:

1.        Профориентационная работа оказывает, безусловно, огромное влияние на профессиональное самоопределение личности.

2.        Чистая профориентация малоэффективна.

3.        Внедрение профминимума позволит выпускникам точнее выбрать для себя будущую профессию.

4. комплекс профориентационной работы в гимназии помог мне убедиться, что выбранная профессия мне подходит

Использованная литература

  1. ФГОС Среднее общее образование  https://fgos.ru/fgos/fgos-soo

  2. История становления профориентации https://studfile.net/preview/9693155/page:2/ 

  3. XXXII Рождественские чтения посвятят теме взаимоотношений православия и отечественной культуры https://foma.ru/xxxii-rozhdestvenskie-chtenija-posvjatjat-teme-vzaimootnoshenij-pravoslavija-i-otechestvennoj-kultury.html 
  4. Профориентация: какие профессии выберут наши дети https://eddu.io/blog/proforientaciya/ 

  5. “Билет в будущее” - бесплатная профориентация для школьников, выбор профессии онлайн https://bvbinfo.ru/ 

Приложение 1

Опрос включал в себя следующие вопросы:  

1. В какое учебное учреждение ты будешь поступать?

2. Определился ли ты с будущей профессией?

3. Помогают ли тебе учителя, чтобы сделать выбор будущей профессии?

4. Помогают ли тебе родители с этим выбором?

5.Хотел бы ты, чтобы в школе устраивались встречи с представителями разных профессий, экскурсии на различные производства, чтобы ученикам было легче определиться?

6. Участвовал бы ты в таких мероприятиях?

7.  Каких профориентационных мероприятий вам не хватает?

8.  Как ты думаешь, кто должен заботиться о том, чтобы школьники как можно больше узнавали о разных профессиях?

  Ниже представлены ответы учащихся по ключевым вопросам.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2


[1]ФГОС Среднее общее образование  https://fgos.ru/fgos/fgos-soo

Скачать

[2] История становления профориентации https://studfile.net/preview/9693155/page:2/

[3] XXXII Рождественские чтения посвятят теме взаимоотношений православия и отечественной культуры https://foma.ru/xxxii-rozhdestvenskie-chtenija-posvjatjat-teme-vzaimootnoshenij-pravoslavija-i-otechestvennoj-kultury.html  

[4] “Билет в будущее” - бесплатная профориентация для школьников, выбор профессии онлайн https://bvbinfo.ru/