Патриотическое воспитание

Василенко Елена Геннадьевна

Гражданско-патриотическое воспитание сегодня – одно из самых важнейших звеньев системы воспитательной работы. Начинать работу по патриотическому воспитанию нужно с создания для детей тёплой и уютной атмосферы. Каждый день ребёнка в детском саду должен быть наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, весёлыми играми. Ведь с воспитания чувства привязанности к родному детскому саду, улице, семье начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование – чувство любви к своему Отечеству. Под руководством взрослых у детей постепенно формируются элементы патриотических и гражданственных чувств и общественных отношений.

К патриотизму относятся следующие содержательные характеристики:

• знания истории, традиций, культуры родной страны;

• проявление интереса к познанию настоящего и прошлого Отечества;

• признание потребности государства в позитивном развитии;

• чувство гордости за принадлежность к своей культуре;

• национального достоинства;

• активная деятельность во благо своей Родины.

В дошкольных учреждениях патриотическое воспитание детей дошкольного возраста начинается с формирования основ патриотизма, привития уважения к Родине и её ценностям.

Это воспитание следует начинать с раннего детства, выглядеть оно должно как систематическая деятельность, направленная на создание патриотического сознания, духовно-нравственного начала, любви к Отечеству и уважению его символики. Проводимое в детском саду нравственно-патриотическое воспитание представляет собой комплекс мероприятий, имеющих гражданскую направленность, которые должны сформировать у ребёнка и его родителей единые ценности.

Важнейшим направлением патриотического воспитания является приобщение к народному творчеству и традициям. Праздники имеют особое значение в плане патриотического воспитания. Культуроведы и социологи признают, что именно праздники, ставшие безусловной частью жизни общества, являются древнейшими элементами человеческой общественной культуры.

Дети в силу своего возраста не могут в полной мере осознать многие события и факты, глубоко разобраться в проблеме. Но, пропуская их сквозь своё восприятие и детское мышлениедошкольники усваивают ориентиры патриотизма, гражданственности, здорового образа жизни, трудолюбия.

Дети усваивают, что для того чтобы Родина стала сильнее, богаче и краше, нужно, чтобы все, в том числе и они сами, приложили свои силы к становлению её непоколебимости и могущества. Они должны понять, что им ещё следует многому научиться, чтобы быть полезными при развитии своей малой родины, где им предстоит учиться и работать.

Быть гражданином России – великого государства, быть в ответе за её благополучие и стабильность, высоко нести её знамя – очень почётно. Цель нравственно-патриотического детского воспитания заключается в формировании у детей активной жизненной позиции, высокой духовной нравственности, которые были бы направлены на сохранение и приумножение великих достижений своего народа.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД по нравственно-патриотическому воспитанию в подготовительной группе

Тема:  «Бородинское сражение 1812 год»

Воспитатель: Василенко Елена Геннадьевна

Цели:                                                                                                               Формирование начала патриотических чувств у детей, потребность детей в получении исторических знаний. Знакомство с Бородинским сражением 1812 года.

Задачи:

Образовательные:                                                                                              Познакомить детей с Днем воинской славы России – 8 сентября 1812 года – Бородинское сражение.                                                                                        Дать представление о   событиях Отечественной войны 1812 года.       Показать героизм русских солдат и простого народа. Формировать познавательный интерес к истории России.                                    Развивающие:                                                                                                        Развитие внимания, воображения, физической активности. 
Воспитательные:                                                                                         Воспитывать  чувства любви и уважения к защитникам Родины на основе ярких впечатлений, полученных от просмотра картин, посвященных Бородинскому сражению.                                                                              Воспитывать в детях чувство гордости за подвиги русского народа, его героизм и смелость.

Предварительная работа:

Рассказ воспитателя о войне, о врагах, нападавших на Русь.                           Чтение отрывков из произведения М. Ю. Лермонтова «Бородино»; рассказов С. П. Алексеева о героях Отечественной войны 1812 г.

Рассматривание иллюстраций о войне; портретов героев Отечественной войны 1812г.

Материалы и оборудование: 

Карта России.

Портреты героев войны 1812г.: Кутузов М.И., Давыдов Д. В., Багратион П.И., Барклай де Толли М.Б..
 Выставка литературы по данной теме.
Мультимедийный проектор, экран, презентация «Бородинское сражение 1812 год».
Атрибуты для игр: мячи, кегли, обручи, канат и т.д. 
Поднос с бородинским хлебом.

Ход занятия:

1. Мотивация

- Я очень люблю путешествовать. А вы любите путешествовать? 

- Куда можно совершить путешествие? (В страны,города, на море…)

- Я предлагаю совершить необычное путешествие в прошлое нашей страны.

 - Как называется наша страна? ( Россия).

Показ карты

- Как раньше называли Россию? (Русь)

- А в каком селе мы живем? (Филимоново).

- Есть исторические события, смысл которых так велик, что рассказ о них длится века. О таком историческом событии начала 19 века мы с вами узнаем сегодня. И так в путь.

2. Основная часть.

1 слайд-портрет Наполеона

Воспитатель: В далекой стране Франции появился новый император. Звали его Наполеон. Это был человек маленького роста, все его генералы были выше его на целую голову. Но его иначе как «великий император»«великий полководец» не называли. Захотелось ему стать властелином всей Земли. И начал он воевать. Много государств покорилось ему – он завоевал почти все страны Европы. Но ему этого было мало. Огромные просторы России манили его. Подчинить себе Россию, а там и Индия, и Китай будут его. И вот напал он на Россию. Но не покорились ему земля русская, не покорился ему народ русский. Стеной встал он на защиту Родины и дал отпор врагу. Война с Наполеоном, с французской армией получила название Отечественной, так как все русские люди: и бедные, и богатые, и горожане, и крестьяне – поднялись на защиту своего Отечества.

2 слайд- портрет М.И. Кутузова

- Возглавил русскую армию полководец Михаил Илларионович Кутузов. М. И. Кутузов участвовал в военных походах. В июне 1774 при штурме он получил ранение в голову, и его правый глаз перестал видеть. Он носил черную повязку. Солдаты уже давно его знали и любили. Они говорили«Пришел Кутузов бить французов!» Кутузов остановил русскую армию возле села Бородино под Москвой, где произошло самое знаменитое сражение.

3 слайд- иллюстрация Бородинского сражения

8 сентября 1812 года М. И. Кутузов решил дать бой армии Наполеона у деревни Бородино. Кутузов выбрал удачное место для сражения.

4 слайд- Карта

Справа русские войска были защищены рекой, а слева – за короткое время солдаты соорудили земляные укрепления – редуты и флеши.

 И вот нашел большое поле:

Есть разгуляться где на воле!

Построили редут.

Чуть утро осветило пушки

И леса синие верхушки –

Французы тут как тут.

Давайте посмотрим, как были одеты солдаты русской и французской армии. Чем они отличались? (ответы детей).

5 слайд

Воспитатель : И вот битва началась! Врагов было в два раза больше.

И только небо засветилось,                                                                                    Все шумно вдруг зашевелилось,

Сверкнул за строем строй.

Полковник наш рожден был хватом…

И молвил он, сверкнув очами:

“Ребята! Не Москва ль за нами?

Умремте ж под Москвой,

Как наши братья умирали!”

И умереть мы обещали,

И клятву верности сдержали

Мы в Бородинский бой.

Физминутка «Гусары»

6 слайд

Воспитатель : Восемь раз поднимались французы в атаку, но безуспешно. Русские сражались не на жизнь, а насмерть. Это было страшное сражение.

Вам не видать таких сражений.                                                                             Носились знамена, как тени,

В дыму огонь блестел,

Звучал булат, картечь визжала.

Рука бойцов колоть устала,

И ядрам пролетать мешала

Гора кровавых тел.

Изведал враг в тот день немало,

Что значит русский бой удалый.

Наш рукопашный бой.

Воспитатель : Только темная ночь остановила бой. Наполеон потом сказал: «Самое страшное сражение из всех моих сражений было под Москвой, здесь я увидел, что русские непобедимы!» Русских было намного меньше, чем французов, и Кутузов приказал отступить, чтобы сохранить войска и потом вновь ударить по врагу. «С потерей Москвы ещё не потеряна Россия, а с потерей армии Россия потеряна, - эти слова Кутузова вошли в историю. Гордо вошёл Наполеон в Москву и стал ждать, когда к нему явятся русские. Но никто к нему и не думал идти на поклон. Москва была пуста. Жители ушли из нее.

Напрасно ждал Наполеон                                                                          Последним счастьем упоенный.                                                                          Москвы коленопреклоненной

С ключами старого Кремля:                                                                                          Нет, не пошла Москва моя                                                                                        К нему с повинной головою                                                                                                   Не праздник, не приемный дар                                                                                      Она готовила пожар                                                                                                 Нетерпеливому герою.

7 слайд- иллюстрация Пожара Москвы

Воспитатель : Город горел. Наполеон смотрел на пылающую Москву и готов был подписать мир. Но никто ему мира не предлагал. Французам нечего, было, есть, они мёрзли, и тогда Наполеон решил уйти из Москвы, так и не дождавшись покорности русского народа. Кутузов заставил Наполеона идти по той же дороге, по которой наполеон пришел в Россию. А там все было разрушено и пусто. Французские солдаты мёрзли. Голодали. Во время одного из боев на реке Березине Наполеон чуть не попал в плен. И тогда он бросил своё войско и убежал во Францию. Так и не удалось ему покорить Россию!

8 слайд

Воевали с французами не только солдаты и богатые, но и бедные люди, которые шли в партизаны. Одна простая женщина, Василиса Кожина, подняла на борьбу с врагом женщин и даже детей, и они смогли взять в плен много французов.

9 слайд

Многие защитники Отечества прославились на века своей храбростью, смелостью и умением владеть военным искусством! Это Главнокомандующий русской армии генерал-фельдмаршал Михаил Илларионович Кутузов, Генерал-фельдмаршал Петр Иванович Багратион,Генерал-фельдмаршал Михаил Богданович Барклай-де-Толли, Генерал от кавалерии Николай Николаевич Раевский, Генерал от кавалерии Матвей Иванович Платов, Генерал-лейтенант, предводитель партизан, поэт Денис Васильевич Давыдов! (портреты)

Воспитатель: Ребята как наш народ во все времена сохранял память о войнах, об исторических событиях: строил памятники, храмы, сочинял стихи, песни.

10 слайд- Показ иллюстрации памятников войны

-В честь  Бородинского сражения воздвигнуто много памятников. Сразу же после войны русские люди стали собирать деньги на постройку храма в честь победы над французами. Этот храм построили и назвали Храм Христа Спасителя, потому что люди верили, что Бог им помог 

(Показ иллюстрации Храм Христа Спасителя).

Здесь можно увидеть, как проходило знаменитое Бородинское сражение 

(смотрят изображение Бородинской панорамы). Это Бородинская панорама, которая находится у нас в Бородинском музее.

11 слайд

Так же в Бородино есть памятник посвященный М. И. Кутузову и памятник французской армии. А в Москве есть Триумфальные ворота (смотрят фотографию). Через эти ворота проходили русские войска, возвращавшиеся с победой из Франции. Триумф – это значит победа. Поэтому ворота так и называются – Триумфальные.

12 слайд

Об этой войне было сложено много стихов и песен, написано много книг. Знаменитый русский поэт М. Ю. Лермонтов написал стихотворение «Бородино». Послушайте небольшой отрывок.

Ребенок:    Скажи-ка,дядя,ведь не даром                                                                                Москва, спаленная пожаром,                                                                               Французу отдана?

Ведь были ж схватки боевые?

Да, говорят, еще какие!

Не даром помнит вся Россия

Про день Бородина

— Да, были люди в наше время,

Не то, что нынешнее племя:

Богатыри — не вы!

Плохая им досталась доля:                                                                                           Не многие вернулись с поля.                                                                                              Не будь на то господня воля,                                                                                    Не отдали б Москвы!

Воспитатель : У русских есть одна пословица«Кто с мечом к нам придёт, тот от него и погибнет». Как вы понимаете её?

Русская армия и народ победили в Отечественной войне 1812 года, разгромив войска Наполеона, проявив при этом мужество и героизм. Главное сражение этой войны — Бородинское, навсегда осталось в памяти народа и нашло отражение в различных произведениях живописи, музыке...
 13 слайд

Ведущая: Композитор П.И. Чайковский 1882 г. написал торжественную увертюру под названием «1812 год» для симфонического оркестра (и хора) посвященную победе русских войск и сейчас я предлагаю вам, ребята, послушать отрывок из этого музыкального сочинения.
Дети слушают отрывок из увертюры «1812 год».
Что отражает эта музыка? (ответы детей)
14 слайд

Кто же такие гусары? (ответы детей)
 Да, гусары были отважны и смелы в военных сражения. Они были меткими стрелками, а какие наши мальчики стрелки мы сейчас узнаем. 
  Игра-аттракцион «Меткий стрелок»:
 Каждому игроку дают три маленьких мячика. Условия игры: каждым броском мяча нужно сбить кеглю. 
 Одним из родов войск в той войне была артиллерия, а главным оружие — пушки. Чем же стреляли пушки? (ответы детей)
Приглашаю вас поиграть в игру «Кто быстрее принесёт ядра к пушке».  Роль ядер у нас выполняют мячи, а вы, ребята, смелые артиллеристы. Кто же из вас быстрее приготовит своё орудие к бою?
 В силе не было гусарам равных, и поэтому следующее соревнование «Перетяни канат».
 Ведущая: А как же на поле боя обойтись без санитарки? Следующий конкурс для девочек. Конкурс «Кто быстрее перевяжет бойца?»
 Ведущая: Да, сегодня мы увидели, какие наши мальчик и девочки сильные, ловкие и умелые, именно такими и должны быть будущие защитники Отечества. Молодцы, ребята! 
   Сюрпризный момент                                                                                                      В честь великого сражения осталась ещё одна память – популярный и в наше время вкусный ржаной хлеб – бородинский (воспитатель показывает поднос с хлебом). Возьмите по кусочку хлеба и, лакомясь этим ароматным хлебом, вспомните добрым словом русских воинов, защитивших Отечество от армии Наполеона.                                                                                           3.Итог – рефлексия «Умный клубочек»                                                                                 Вот и подошло к концу наше путешествие. О каком историческом событии мы с вами узнали?                                                                                                        Да, в российской военной и народной традиции Бородинское сражение осталось как символ стойкости и героизма в защите Родины.

«Творческая мастерская» дети предлагают варианты коллективной работы по пройденному событию (изо, лепка, аппликация и др.)

Используемая литература.                                                                       1. «Дошкольникам о защитниках Отечества». Методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ. / Под ред. Л. А. Кондрыкинской. - М. : ТЦ «Сфера», 2005г.                                                                                              2. Алешина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. Методическое пособие. -М. : ЦГЛ., 2005г                                                                    3. Лермонтов М. Ю. «Бородино».- М. : Детская литература, 1989 г.                 4. БорзоваЛ.П. «История России в картинках, рассказах, путешествиях»



Предварительный просмотр:

Конспект по речевому развитию 

в подготовительной группе

«День защитника Отечества». Интегрированное занятие.

Задачи:

  • Образовательная:
  • Уточнить и обобщить знания детей о Российской армии.
  • Закрепить элементарные представления детей о родах войск, военных профессиях.
  • Совершенствовать грамматический строй речи, словообразование, развивать связную речь, мышление.
  • Активировать и расширить словарь по данной теме.
  • Обобщать и уточнять словарь прилагательных.
  • Закреплять умение проводить звуковой и слоговой анализ слова.
  • Развивающая:
  • Расширять кругозор детей
  • Стимулировать речевую активность детей
  • Формировать умение отвечать на вопросы полным ответом.
  • Воспитательная:
  • Воспитывать у детей уважение, любовь и благодарность к людям, стоящим на защите Родины.
  • Вызвать желание быть похожими на сильных, смелых российских воинов.

Предварительная работа с детьми: Беседы с детьми, чтение художественной и познавательной литературы, рассматривание иллюстраций и картинок, оформление совместно с детьми и родителями выставки ко Дню защитника Отечества.

Материалы: Доска ученическая, предметные картины «Род войск», карточки с тематическими словами, набор квадратов (красные, синие, зелёные) на каждого ребёнка для звукового анализа слов.

Ход занятия                                                                                                         Организационная.

Воспитатель. Уважаемые гости, разрешите начать проверку готовности детей группы к будущей военной службе, проверить багаж знаний и навыков.

Итак, ребята,  мы сегодня не просто мальчики и девочки, мы – будущие защитники нашей Родины. И поэтому давайте ещё раз поздороваемся чётко, не растягивая слово.

Дети. Здравствуйте!

Воспитатель.  Присаживайтесь. Ребята, как вы думаете, почему наше сегодняшнее занятие мы решили посвятить этой теме?

Д. Скоро праздник –  День защитника Отечества.

Воспитатель.  Когда отмечается этот праздник? (23 февраля)

  – Кого мы поздравляем в этот день? ( Тех, кто защищал нашу Родину, защищает и будет защищать)

 Основная часть.                                                                                                                – Ребята, посмотрите на доску и решите ребус. Какое слово я здесь зашифровала?               Р 1 А    ( Родина)                                                                                                               – Как вы думаете, что такое Родина?                                                                                    Д. Родина – это место, где родился человек. Это родной дом и родители, родные и близкие. Это наша улица, двор. Это наш город, где мы родились и живём.

Воспитатель. Как по – другому ещё можно Родину назвать? (Отчизна, Отечество).

–  А как называется наша Родина?  (Россия) 

Она может всё: накормить нас хлебом, напоить родниковой водой, удивить своей красотой. И только защитить сама себя не может. Кто защищает Родину?  (Защищают солдаты).

Послушайте внимательно стихотворение:

На защиту Родины

В дождь и снегопад

Каждый день выходит 

Доблестный солдат.

В-ль.  Как по-другому можно ещё назвать солдата?  (Воин, боец, защитник).

– Какой он защитник Отечества? (Отважный, сильный, умный, смелый, храбрый, быстрый, бесстрашный,…).

– Что он должен уметь делать и как? 

Д. Защитник Отечества должен …быстро бегать, метко стрелять, ориентироваться на местности, не бояться ничего, любить свою Родину,…

В-ль. Я думаю, что солдат ещё должен хорошо учиться. А вы как считаете?

– Когда все солдаты вместе они составляют что…? (Армию)

– Как в народе говорят: «Если армия сильна, … непобедимая она». «Один в поле … не воин».

– Давайте рассмотрим картинки воинов – защитников. Кого здесь видим? (Танкист, Моряк, лётчик, связистка,….

Это все представители рода российских войск. На какие виды делятся войска? 

  • Сухопутные – танкисты, пограничники, пехотинцы,… 
  • Морские – моряки, подводники. 
  • Военно – воздушный флот – лётчики, пилот, десантники.

– Представьте себе, что мы оказались в армии. А среди нас есть ребята, которые сегодня одеты необычно.

-Коля, какой род войск ты сегодня представляешь? 

Коля. Я сегодня представляю  моряка.

– Где несёт службу моряк?

Коля. Моряк несёт службу на корабле.

В-ль. Кто служит на границе?  (На границе служит пограничник).

          Кто служит на подводной лодке?  (На подводной лодке служит подводник).

          Как называется солдат, у которого нет военной техники?  (пехотинец)

Антон, а какой род войск ты представляешь? (Я представляю пехоту. Я пехотинец.)

В-ль. Молодцы. Справились. Я поняла, что вы уже лучше стали  разбираетесь в армии.

А теперь будущие солдаты и защитницы тыла немного подвигаемся. Так как, каждое утро солдата начинается с физкультуры, со строевой подготовки.

  • Физкультминутка.

Чтобы сильным стать и ловким

Приступаем к тренировкам.               – шаг на месте

Знают все ребята смелого солдата,

Смелого солдата не сломить              – сгибание и разгибание рук.

Носом вдох и выдох ртом:

Раз – два, раз – два.                             – вдох – выдох.

А теперь шаг на месте,

 Не спеша   никуда.                           – шаг на месте.

Как погода, хороша?                        – руки на поясе, поворот головы в право – влево.

Руки в стороны, по швам.

Знают все ребята сильного солдата,

Сильного солдата никому не победить.     – шаг на месте

Ать- два.

Присаживаемся.

В-ль. Солдаты ещё должны быть грамотными. На столе у вас лежат квадраты трёх цветов. Что они означают? (Звуки – гласный, согласный твёрдый и мягкий). 

Я называю слово. Если в начале слова слышим гласный звук, то поднимаем красный квадрат. Если  твёрдое согласное, то синий квадрат. Если мягкое согласное, то зелёный квадрат.

 АВТОМАТ, ТАНК,  ЛЁТЧИК, РАКЕТА, МАТРОС, АРТИЛЛЕРИЯ,  МОРЯК, ТАНК.

В-ль. Что такое танк? (Это бронированная военная машина на гусеничном ходу с пушечным вооружением)

– Выложите это слово с помощью квадратов. ( Один ребёнок у доски).

– Давайте разделим это слово на слоги. ( ТАНК). Сколько слогов? (ОДИН). Поменяйте это слово так, чтобы было два слога (ТАН – КИ)

 – Составьте предложения используя это слово. Предложение должно состоять из двух слов. Из трёх слов. Из нескольких слов. 

В- ль. А теперь всё внимание сюда. (У воспитателя в руке карточки со словами).

КОРАБЛЬ,  ПУШКА,  АВТОМАТ,  АВИАНОСЕЦ,  ВЕРТОЛЁТ, ТАНК, «КАТЮША»

Прочитайте, пожалуйста, что написано про себя, в пол –  голоса, громко (первое слово).

Следующее слово прочитает нам … и так далее.

В конце  хоровое чтение.

Как можно всё то, что вы прочитали назвать одним словом (военная техника и орудия). Давайте распределим их на две группы: 

Молодцы.

В-ль. А теперь тихо встали. Смирно. Вольно. Мы вместе с вами и родителями подготовили мини – выставку и мини –музей.  Давайте ещё раз рассмотрим её. Что вы тут видите? Короткий рассказ детей.

 

  • Итог занятия.

А теперь, будущие бойцы, построились в шеренгу. Смирно. Вольно. Мы сегодня с вами прошли курс молодого, умного бойца. Солдат должен быть не только физически крепким и сильным, но и умным.  Для этого надо учиться, учиться и учиться. Что нового и интересного вы получили для себя на нашем занятии?

Я с полной уверенностью могу сказать, что вы сегодня были молодцы, прошли все испытания и я дарю вам по звезде! Это символ защитников Отечества. Символ силы, мужества и символ армии.  В будущем, надеюсь, будете достойно защищать и любить свою родину, как поётся в песне «Бравые солдаты».

 

Исполнение песни.

  1. Бравые солдаты с песнями идут,

               А мальчишки следом радостно бегут.

                     Эх, левой, левой! С песнями идут,

               А мальчишки следом радостно бегут.

  1. Хочется мальчишкам в армии служить,

Хочется мальчишкам подвиг совершить.

Эх, левой, левой! В армии служить,

Хочется мальчишкам подвиг совершить.

  1. Храбрые мальчишки нечего тужить

В армию пойдёте тоже вы служить.

      Эх, левой, левой! Нечего тужить

В армию пойдёте тоже вы служить.

  1. Будете границы зорко охранять.

Будете на страже Родины стоять.

                        Эх, левой, левой! Зорко охранять.

Будете на страже Родины стоять.

И на прощанье встанем в круг, крепко за руки возьмёмся, друг другу улыбнёмся и дадим обещанье:

«Будем Родину любить,

Будем Родину хранить.

Слабых, бедных защищать,

Стариков всех уважать!»



Предварительный просмотр:

Картотека дидактических игр

по патриотическому воспитанию

Дидактическая игра в жизни дошкольника.

 С  раннего возраста дети  активно познают мир, исследуя всё происходящее вокруг.  Основным видом деятельности детей является игра,   поэтому развивающие дидактические игры занимают важнейшее место в жизни ребёнка. Одной из основных задач   дидактической игры является развитие активной и интересной для детей игровой деятельности.   

Дидактическими называются игры, которые проходят в виде учебных занятий. Они отличаются наличием правил, системы оценки, а также структуры игровой деятельности. Они    выступают как средство всестороннего воспитания личности ребенка, формирующие  социальную активность, которая выражается в разнообразной деятельности ребенка, такой  как образовательная, воспитательная, трудовая, двигательная, коммуникативная, нравственная, эстетическая.   Дидактические игры  позволяют шире приобщить детей к текущей жизни в доступных им формах нравственных переживаний, так как одна  из  особенностей дидактических игр  выражается в эмоционально - познавательном  содержание самой игры.

 Образовательными структурными элементами дидактической игры являются образовательная, воспитательная и развивающая   задачи, а также правила и игровые действия.  Проведение самой дидактической игры включает в себя: ознакомление детей с содержанием игры и с дидактическим материалом, объяснение правил и хода игры, показ игровых действий, определение роли взрослого в игре, подведение итогов игры (анализ игры).

  Дидактическая игра по нравственно-патриотическому воспитанию позволяет открыть комплекс разнообразной деятельности детей: мысли, чувства, переживания, сопереживания, поиски активных способов решения игровой задачи, подчинение их условиям и обстоятельствам игры, отношения детей в игре. Содержание таких  игр формирует у детей правильное отношение к явлениям общественной жизни,  природе, предметов окружающего мира, систематизирует и углубляет знания о Родине, о Родном крае, об Армии,  о Защитниках отечества, об истории  своей страны, ее традициях и обычаях, знакомит с разными профессиями и дает представления о видах трудовой деятельности, закрепляет знания детей о транспорте, правилах этикета, поведения в общественных местах.    И оно  направлено на формирование правильного отношения к предметам, фактам и явлениям окружающей жизни и способностям противостоять отрицательным фактам и явлениям.

« Мой адрес…»

Цель: формировать умение и знание детей называть свой домашний адрес, улицу города, номер дома, квартиры, телефона,этаж закрепить знание права на жильё, неприкосновенность жилища.

Материал: мяч.

Ход игры: все встают в круг, воспитатель передаёт мяч ребёнку и говорит: Я живу на … этаже», ребёнок продолжает, называя свой этаж, и передаёт мяч соседу и т.д.

«Наш детский сад ».

Цель: закрепить знаний детей о детсаде, о работниках детсада. Какие обязанности они выполняют. Где находятся группа, музыкальный зал, и т.д. Закрепить умение ориентироваться по плану в пространстве.

Материал: фотографии и иллюстрации детского сада, работников детсада. Планы детсада, 1, 2 этажа, группы.

Ход игры: По фотографиям и иллюстрациям дети узнают и рассказывают о работниках детсада. По плану дети ориентируются в пространстве.

«Поиски добрых слов».

Цель: раскрыть на примерах значение слов «простите, извините», воспитывать дружеские отношения, объяснить необходимость извинения, признания вины или доказательства правоты и справедливости, связь слова и поступка, слово и отношение.

Ход игры: Воспитатель начинает рассказ о том ,как следует извиняться , где и когда, как применяются эти вежливые слов.

«Путешествие по маршруту добрых чувств, поступков, дел и отношений».

Цель: обратить внимание детей на то, что добрые чувства, поступки и дела вызывают чувство уважения, дружбу и любовь. Формировать дружеские отношения, закреплять правила этикета, правила поведения.

Материал: картинки с разными сюжетами добрых поступков, хорошего и плохого поведения.

Ход игры: Воспитатель начинает рассказ о том, как следует себя вести в том или ином месте, какие поступки хорошие..

«Наша страна».

Цель: Выявить знания детей о нашей Родине, ее столице.

Материал: иллюстраций, фотографий.

Ход игры: воспитатель показывает иллюстрации и картины, залает вопросы. Дети отвечают.

«Малая Родина ».

Цель: Выявить знания детей о своей Малой Родине, об истории нашего города, памятниках и достопримечательностях.

Материал: иллюстрации, фотографий города и нашей области.

Ход игры: воспитатель показывает иллюстрации и картины, задает вопросы. Дети отвечают.

«Расскажи о своей семье»

Цель: Сформировать представление о себе как о члене семьи. Показать значение семьи в жизни человека. Формировать желание рассказывать о членах своей семьи, гордиться ими, любить их.

Материал: Фотоальбом, составленный совместно с родителями с семейными фотографиями с генеалогическим древом семьи.

«Как я дома помогаю?»

Цель: Формировать представления о домашних обязанностях женщин и мужчин, девочек и мальчиков. Воспитывать желание оказывать помощь людям.

Материал: Картинки с изображением людей, которые исполняют разную работу по дому.

Ход игры: Воспитатель показывает карточку, предлагает составить рассказ по ней и рассказать, кто и какие обязанности выполняет дома.

«Благородные поступки»

Цель: Воспитывать в детях желание совершать поступки ради других людей. Формировать понимание того, что поступком мы называем не только героизм, но и любое доброе дело ради другого человека.

Материал: мячик, картинки и иллюстрации с изображением благородных поступков.

Ход игры: Детям предлагается перечислить благородные поступки по отношению к девочкам (женщинам) и мальчикам (мужчинам). Воспитатель кидает в руки мяч одному из игроков, тот называет благородный поступок и перекидывает мяч следующему игроку по своему желанию.

«Вежливые слова»

Цель: Воспитывать в детях культуру поведения, вежливость, уважение друг к другу, желание помочь друг другу.

Материал: сюжетные картинки, на которых изображены разные ситуации: ребенок толкнул другого, ребенок поднял упавшую вещь, ребенок жалеет другого ребенка, и т.д.

Ход игры. Воспитатель показывает карточку и предлагает составить рассказ по картине

«Где находится памятник?»

Цель: знакомить детей с памятниками, учить ориентироваться в родном городе.

Материал: изображения памятников.

Ход игры: Воспитатель демонстрирует детям изображения памятников, просит рассказать, где установлен этот памятник.

«Наш микрорайон».

Цель: Закрепить знания детей о своем микрорайоне, об административных зданиях, построенных в ближайшем окружении детсада.

Материал: фотографии и иллюстрации, макет микрорайона.

Ход работы : По фотографиям и иллюстрациям дети узнают и рассказывают о своем микрорайоне, об административных зданиях, построенных в ближайшем окружении детсада.

«Назови виды спорта».

Цель: закрепить виды спорта: летние, зимние, спортивный инвентарь. Уяснить, что занимаясь, спортом мы получаем здоровье, отдых.

Материал: картинки с разными видами спорта, пиктограммы видов спорта, символическое изображение человечков.

Ход игры : Все встают в круг, передают друг другу мяч и называют: зимние виды спорта, летние виды спорта, спортивный инвентарь.

«Моих родителей зовут…»

Цель: Закрепляем знания имени и отчества родителей, дедушек , бабушек… Материал: семейные фотоальбомы.

Ход игры: дети, передавая друг другу мяч, быстро называют фамилию, имя, отчество мамы и папы.

«Вчера- сегодня»

Цель: развивать чувство времени у детей.

Ход игры: Взрослый предлагает детям выслушав предложения, определить, какого времени оно касается (настоящего или прошлого). Если прошлого, то дети показывают руками сзади себя – было когда-то, если же предложения касается настоящего, то дети разводят руками.

«Кто в какой стране живет?»

Цель: расширить знания детей о мире, людях которые населяют его. Материал: картины и иллюстрации с разными странами мира и народами. Развитие речи, логического мышления, формирование умения употреблять суффикс – «ец».

Ход: Воспитатель показывает изображения и просит определить из какой страны этот человек и как его назовут (Китай-китаец, Африка-африканец…)

«Путешествие по планете Земля»

Цель: Закрепить знания детей о том, что Земля - планета шарообразной формы (используя глобус). Показать какие движения Земля совершает (вращение вокруг себя, вокруг Солнца). Помочь детям найти на глобусе воду (океаны, моря, реки), сушу (горы, равнины, леса, пустыни). Воспитывать в детях интерес к изучению Земли, на которой мы живем - как к планете. Материал: глобус, карты мира, картинки и иллюстрации с изображением планеты.

«Узнай по описанию кто это »

Цель: закрепить, зная детей о животном мире родного края. Прививать любовь к Родному краю, к Родине.

Материал: Картинки и иллюстрации с изображением животного мира.

Ход игры: Воспитатель описывает животное , дети отгадывают.

«У кого какой домик »

Цель: закрепить, зная детей о животном мире родного края. Пояснить, что животные тоже имеют право на жильё и неприкосновенность жилища. Материал: картинки и иллюстрации с изображением жилища животных.

Ход игры: Медведю – берлога. Белке – дупло.

«С какого дерева листок»

Цель: закрепить знания детей о природе родного края, закрепить умение образовывать относительные прилагательные (береза – березовый, дуб – дубовый и т. д.)

Материал: Картинки и иллюстрации с изображением деревьев, кустарников и листьев.

Ход игры: Воспитатель показывает картинки с изображением листка, затем дерева.

«Зеленая аптека»

Цель: закрепить знания детей о лекарственных растениях родного края; о правильном использовании их в лечебных целях.

Материал: гербарий, картотека лечебных трав.

Ход игры: Воспитатель показывает картинку с изображением лечебной травы, дети отгадывают. Воспитатель рассказывает о ее целебных свойствах.

«Малая красная книга »

Цель: закрепить знания детей о редких растениях, животных, птицах нашего края занесенных в « Красную книгу». Прививать любовь к родине, родному краю, чувство ответственности.

Материал: «малая красная книга», составленная совместно с родителями, картинки и иллюстрации с изображением редких растений, животных, птиц. Ход игры: Воспитатель показывает картинку с изображением редких животных и растений, дети называют. Воспитатель рассказывает о них.

«Страны и народы»

Цель: Расширять представление детей о странах Земли и их народах. Прививать интерес к жизни людей с различным бытом, культурой и традициями. Прививать уважение к культуре и традициям разных народов мира.

Материал: глобус, карта Мира, куклы в национальных костюмах, записи мелодии песен разных народов, картинки и иллюстрации с изображением разных стран и народов мира.

Ход игры: Воспитатель показывает картинку с изображением разных стран и народов мира. Рассказывает о них.

«Из чего построен дом»

Цель: совершенствовать знания строительных материалах, о том из чего строях жилище человека, умение логически мыслить, закреплять умение образовывать имя прилагательное.

Материал: Изображение разных жилищ человека.

Ход игры: Дети рассматривают изображения домов. Словообразования: стекло - стеклянный, камень - каменный.

«Жилое – Нежилое»

Цель: закрепить знания детей, что здания бывают – жилыми и нежилыми.

В жилых проживают люди; в нежилых расположены организации, подсобные помещения и т.п.

Материал: картинки и иллюстрации с изображением разных строений.

Ход игры: Воспитатель предлагает определить жилое или не жилое помещение: Дом - жилой, магазин – нежилой….

«Назови ласково»

Цель: совершенствовать речь детей как средства общения, воспитывать дружеские взаимоотношения. Закреплять умение образовывать уменьшительно-ласкательные слова, знакомить с разными именами. Материал: Ход игры: Миша - Мишенька, Даша- Дашенька, Дашуля.

« Я люблю… »

Цель: воспитывать уважительное, заботливое отношение к близким людям, друг к другу, развивает коммуникативные способности.

Ход игры: Ведущий говорит детям: «Каждый из нас что-то или кого-то любит, всем людям присуще это чувство. Я люблю свою семью, свою работу, люблю вас. Расскажите, а кого или что вы любите». Дети рассказывают о своих чувствах и привязанностях.

«Как найти дорожку в детский сад?»

Цель: Закрепить умение детей ориентироваться по плану местности, уметь объяснять расположение объектов по отношению друг к другу. Закреплять умение определять направление движения. Развивать абстрактное мышление. Материал: план местности (микрорайона) макет местности микрорайона.

Ход игры : дети ориентируются по плану и на макете.

«Продолжи пословицу»

Цель: знакомить с устным народным словотворчеством, развивать речь, память, логическое мышление.

Ход игры: Воспитатель начинает пословицу, дети ее продолжают.

«Птицы нашего города (края)»

Цель: знакомить детей с птицами родного города(края).Прививать любовь к родине, родному краю, к животному миру , желание помочь и ухаживать . Материал: карточки с изображениями птиц, альбом «Птицы нашего города, края», составленный совместно с родителями.

Ход игры: Воспитатель демонстрирует детям карточки с изображениями птиц, просит назвать и определить, живет птица в нашем городе или нет.

«Богатства недр земли».

Цель: расширять представление детей о богатстве недр земли полезными ископаемыми (уголь, минералы, железная руда, драгоценные камни). Расширять представления детей о внутреннем строении земли.

Материал: коллекция ископаемых земли, картинки и иллюстрации природных ресурсов земли.

Ход игры - Воспитатель показывает детям картинку (природное ископаемое) предлагает назвать его.

«Мир предметов»

Цель: обобщить представление детей о том, что в окружающем мире многие предметы изготовлены человеком из материалов природного или искусственного происхождения (применяя различные материалы, человек изучает и использует их свойства). Воспитывать познавательную активность. Закрепить умения образовывать слова прилагательные.

Материал: Картинки и изображения предметов обихода.

Ход игры: чугун - чугунный, дерево - деревянный…

«На суше, в небе, по воде, под водой (транспорт)»

Цель: Совершенствование грамматического строя речи, закрепление в речи предлогов.

Материал; таблица, на которой изображены небо, море, картинки: поезд, самолет, пароход, грузовая машина, легковая машина, автобус.

Ход игры: Воспитатель просит детей назвать маленькие картинки, а потом найти место для каждой из них на большой картине и составить предложение.

«На суше, в небе, по воде, под водой (животный мир )»

Цель: Совершенствование грамматического строя речи, закрепление в речи предлогов.

Материал; таблица, на которой изображены небо, море, картинки: животного мира.

Ход игры: Воспитатель просит детей назвать маленькие картинки, а потом найти место для каждой из них на большой картине и составить предложение.

«Кому что нужно для работы?»

Цель: Формировать умение употреблять винительный и дательный падеж существительных. Развивать речь, логическое мышление память. Закреплять знания о профессиях людей.

Материал карточки с изображением людей разных профессий.

Ход игры: Дети рассказывают о профессиях, определяют предметы, необходимые для их работы.( Повару – поварешка).

«Отгадывание и толкование загадок».

( об армии, солдатах, Родине, растительном и животном мире)

Цель: знакомить с устным народным творчеством, способствовать самовыражению детей, умению загадывать и отгадывать загадки на нравственно - патриотическую тему.

Материал: загадки и картинки с отгадками.

Ход игры: воспитатель загадывает, дети отгадывают загадку.

«Скажи какая»

Цель: развивать логическое мышление, память , речь, формировать навыки подбора определений к слову.

Материал: карточки с изображением, Родины, флага, герба и т.д.

Ход игры: Воспитатель показывает карточку и предлагает назвать то что изображено на ней, подобрать определения к изображению.( Родина – огромная, могучая, красивая, бескрайняя) и т.д.

«Составь семейку»

Цель: развивать логическое мышление, память, речь, формировать навыки подбора однокоренных, родственных слов.

Материал: карточки с изображением Родины, флага, герба и т.д.

Ход игры: Воспитатель показывает карточку и предлагает назвать, что нарисовано на ней и подобрать родственные однокоренные слова к нему: родина, родной, родители, родственник, родинка; герой - геройский, героический, героизм; защита - защитник, защищать.

«Отгадай профессию»

Цель: Закреплять знания детей о профессиях. Формировать умения разделять профессии на мужские и женские.

Материал: карточки с изображением людей разных профессий.

Ход игры: Взрослый перечисляет действия человека определенной профессии, а дети отгадывают, что это за профессия.

«Я имею право...»

Цель. Расширить область правовых знаний детей.

Материал: Набор сюжетных картинок к статьям «Конвенции ООН о правах ребенка». Картинки с изображением ситуаций, не рассматриваемых в «Конвенции» (ребенок катается на велосипеде, играет в прятки, поливает цветы и т.п.).

Ход игры: Дети поочередно выбирают картинку и объясняют причину своего выбора, остальные обсуждают правильность принятого решения.

«Кто что делает?»

Цель: формировать навык подбора глаголов к существительным. Развивать речь, логическое мышление, память.

Материал: карточки с изображением людей разных профессий.

Ход игры: Повар - варит, жарит и т.д.

«Кто мы? Какие мы?»

Цель: Закрепить знания детей о человеке , знакомить с внешним строением тела и его возможностями, развивать умение сравнивать и устанавливать простейшие причинно- следственные связи, вызывать интерес к познанию себя, воспитывать бережное отношение к себе и к окружающему миру . Материал : картины и изображения человека(мужчины и женщины.

Ход игры: воспитатель показывает картинки с изображениями и предлагает детям найти сходства и отличия.

«Волшебные слова»

Цель: вызывать желание следовать тому, что достойно подражания, объективно оценивать поведение , воспитывать доброжелательное и толерантное отношение к людям, умение сравнивать и устанавливать простейшие причинно-следственные связи.

Материал: картины и изображения людей.

Ход игры: злые - добрые, больные – здоровые…

«Особенности жизни в современном городе»

Цель: познакомить с предметами обихода, их функциями и назначением, воспитывать бережное отношение к предметам созданными человеком.

Материал: картины и изображения различных предметов, созданных людьми. Ход игры: Дети поочередно выбирают картинку и объясняют, для чего нужен этот предмет.

« Природа и человек»

Цель: закрепить знания детей о том что создано человеком и что дает человеку природа. Формировать навыки бережного отношения к природе Материал: картинки и иллюстрации по теме.

Ход игры: Воспитатель проводит беседу , и предлагает рассказать что сделано человеком,, а что природой и как человек использует природу для того чтобы людям лучше жилось.

«Какой подарок (букет) ты хотел бы подарить маме, бабушке».

Цель: воспитывать внимание, доброжелательность, готовность доставлять близким удовольствие и радость. Закреплять умение общаться в вежливой форме, считаться с интересами другого человека.

Материал: картинки и иллюстрации праздников и праздничных подарков. Ход игры: Воспитатель начинает рассказ о том, что все любят получать подарки, как их следует преподносить и когда.

«Какие праздники ты знаешь?»

Цель: Развивать у детей сообразительность, память, закрепить знания о праздниках, (народные, государственные, религиозные) закреплять правила поведения в общественных местах.

Материал: картинки и иллюстрации с изображением праздников, открытки к разным праздникам.

Ход игры: Воспитатель начинает рассказ о том, что праздники бывают разные, показывает карточки и открытки. Предлагает подобрать карточку с праздником, а к ней тематическую открытку.

«Жилище человека»

Цель: Закрепить знания детей о жилище человека, о том из чего они сделаны, Прививать любовь к родному дому, Родине.

Материал: картинки и иллюстрации с изображением жилища человека.

Ход игры: Воспитатель начинает рассказ о том, где живет человек, что жилище бывает разное- яранга, хата, изба….

Дидактическая игра «Собери семью»

Цели: Формировать представление детей о семье и её членах, о доброжелательных отношениях родных людей. Развитие связной речи детей.

Воспитывать любовь и уважение к своим родным.

Материал: карточки с изображением членов семьи (папа, мама, дочка, сын, бабушка, дедушка, карточки - обуви, одежды)

Правила:

Есть в доме любом семейный альбом.

Как в зеркале мы отражаемся в нём.

Пускай не всегда мы красивы -

Зато эти фото - правдивы.

Хранится альбом в нашем доме,

Семейные снимки хранятся в альбоме.

1 вариант: Детям предлагают картинки с изображением детей, взрослых, пожилых людей. Составь семью. Как можно назвать этих людей одним словом? Кто живет в этой семье?

2 вариант: Как вы думаете, в семье заботятся друг о друге? Необходимо подобрать, кому принадлежат эти предметы, и объяснить, почему так решили.

Дидактическая игра «Покормим птенчиков»


Цель: Развивать речевой аппарат детей.
Ход: (Я – мама-птица, а вы мои детки-птенчики. Птенчики веселые, они пищат: «пи-пи», - и машут крыльями. Полетела мама-птица за вкусными крошками для своих деток, а птенчики весело летают и пищат. Прилетела мама и начала кормить своих деток (дети приседают, поднимают головы вверх), птенчики широко открывают клювики, им хочется вкусных крошек. (Воспитатель добивается, что бы дети пошире открывали рот). Игра повторяется 2-3 раза.

Дидактическая игра «Позови свою маму»


Цель: Закреплять правильное произношение звуков. Развивать интонационную выразительность.
Ход: У всех детей предметные картинки с детенышами животных. Воспитатель: «Кто у тебя нарисован, Коля? (цыпленок) Кто у цыпленка мама? (курица) Позови, цыпленок, свою маму. (Пи-пи-пи) Воспитатель имитирует кудахтанье курицы и показывает картинку.
Такая же работа проводится со всеми детьми.



Дидактическая игра «Городские силуэты»

Цель: Закреплять представления о внешнем облике скульптурного убранства города, развитие восприятия внимания памяти, речи.

Игровой материал: Иллюстрации с цветными изображениями достопримечательностей. Карточки с изображением силуэтов скульптурного убранства города, каждая из которых включает в себя включает только один правильный силуэт.

Ход игры: Предлагается рассмотреть и назвать все цветные изображения.

Выбрать из прилагаемых вариантов карточек с силуэтами соответствующий цветному изображению.

Усложнение игры:

1. выбрать силуэт по памяти.

2. составить небольшой рассказ о памятнике или скульптуре.

Дидактическая игра «Узнай, обведи, назови»

Цель: Закреплять знания о символах города, развитие восприятия, внимания и речи, подготовка руки к письму.

Игровой материал: Рабочие листы с контурными изображениями символами, скульптурами и памятниками.

Правила игры: Узнать по контурному изображению символ, памятник или скульптуру. Обвести контур цветным карандашом.

Дидактическая игра «Логическая связь»

Цель: Закреплять знания об архитектурных памятниках города. Учить, анализировать, развивать речь, доказывать, уметь обосновывать свой ответ.

Игровой материал: картинки с изображениями символов, памятников, скульптур.

Ход игры: Найти логическую взаимосвязь между картинками и объединить их в пары. Уметь обосновать свой выбор.

Дидактическая игра «Что лишнее? »

Цель: Закреплять знания об архитектурных памятниках города. Учить, анализировать, развивать речь, доказывать, уметь обосновывать свой ответ.

Игровой материал: картинки с изображениями символов, памятников, скульптур.

Ход игры: Рассмотреть картинки с изображениями. Выбрать «лишнюю» картинку. Уметь обосновать свой выбор.

Дидактическая игра «Что общее? »

Цель: Закреплять знания об архитектурных памятниках города. Учить, анализировать, развивать речь, доказывать, уметь обосновывать свой ответ.

Игровой материал: картинки с изображениями символов, памятников, скульптур.

Ход игры: Рассмотреть картинки с изображениями. Объяснить чем они похожи.

Дидактическая игра «Какой дом»

Цель игры: развивать внимание, сообразительность, мышление, речевую активность.

Правило игры: поймав мяч быстро назвать слово.

Игровое действие: воспитатель бросает мяч ребенку, который ловит его, называя:

- Дом из 2 этажей (какой) - …. (двухэтажный) .

- Дом из 3 этажей (какой) - (трехэтажный)

- Дом из 5 этажей (какой) - (пятиэтажный)

- Дом из 9 этажей (какой) - ….

- Дом из 12 этажей (какой) - ….


Дидактическая игра «Какой дом»

Цель игры: развивать внимание, сообразительность, мышление, речевую активность.

Правило игры: поймав мяч быстро назвать слово.

Игровое действие: воспитатель бросает мяч ребенку, который ловит его, называя:

- Дом из дерева (какой) - …. (деревянный) .

- Дом из кирпича (какой) - (кирпичный)

- Дом из глины (какой) - …

- Дом из камня (какой) - ….

- Дом из стекла (какой) - ….

- Дом изо льда (какой) - … .

- Дом из снега (какой) - …

- Дом из бумаги (какой) - … .

- Дом из картона (какой) - … .

Дидактическая игра «Скажи ласково»

Цель игры: развивать внимание, сообразительность, мышление, речевую активность.

Правило игры: поймав мяч быстро назвать слово.

Игровое действие: Представьте себе 2 дома: один настоящий, большой, а другой – маленький, игрушечный.

Я буду говорить про большой дом, а вы про маленький.

- У меня дом, а у вас? (домик) .

- У меня стены, а у вас? (стеночки) .

- У меня дверь, а у вас? … .

- У меня окно, а у вас? ….

- У меня ступеньки, а у вас? ….

- У меня крыльцо, а у вас? … .

- У меня кирпичи, а у вас? … .

Дидактическая игра «Да - нет»

Цель игры: развивать логику, умение ставить вопросы, делать умозаключения.

Правила игры: на вопросы водящего можно отвечать только «да» или «нет», вопросы строятся в логической последовательности.

Игровое действие: водящий выходит из комнаты, дети выбирают среди иллюстраций одну, по которой водящий будет задавать вопросы.

Дидактическая игра «Найди ошибку»

Цель игры: упражнять в умении анализировать изображение, выделять характерные черты, части и особенности объекта.

Правило игры: рассматривая картинку, определить недостающую деталь, фрагмент.

Игровое действие: словесно или наглядно восстановить объект.

Дидактическая игра «Фотограф»

Цель игры: Упражнять в узнавании достопримечательностей города.

Правило игры: отгадывать только по видимому фрагменту.

Игровое действие: ребёнок - «фотограф» выкладывает иллюстрацию с изображением достопримечательности в «фотоаппарат» и предлагает отгадать, что он собирается снять. Остальные дети видят лишь часть иллюстрации в объектив фотоаппарата и пытаются узнать достопримечательность.

Дидактическая игра «Птицы нашего края»

Цель игры:

Формировать обобщённые представления у детей о зимующих и перелётных птицах нашего края, их повадках, внешнем виде, питании, местах обитания.

Учить различать птиц по внешнему виду и находить их на картинках.

Устанавливать связь между исчезновением корма и отлётом пт

Знакомить с основным отличием зимующих и перелётных птиц: отличия в питании.

Развивать память, внимание, речь.

Воспитывать любовь к природе родного края.

Варианты игры:

«Найди перелётных и зимующих птиц»

Детям предлагаются картинки с изображениями перелётных и зимующих птиц. На одну сторону магнитной доски с помощью магнитов они прикрепляют перелётных, а на другую зимующих птиц.

«Найди по описанию»

Педагог даёт описание птицы: внешний вид, особенности образа жизни, некоторые повадки и т.п. Ребёнок находит птицу по картинке либо фотографии.

«Найди, кого назову»

Необходимо найти птицу по названию, используя дидактический материал.

«Опиши, а мы отгадаем»

Ребёнок может описать птицу или назвать несколько отличительных признаков, не говоря название птицы. Дети отгадывают.

«Кого не стало?»

Воспитатель предлагает детям посмотреть на птиц, а потом закрыть глаза. В это время педагог убирает картинку с одной из птиц. Дети по памяти называют, какой птицы не стало.

Дидактическая игра «Собери герб нашего города».

Цель: закреплять представление детей о гербе родного города, развивать умение выделять его характерные и отличительные признаки.

Материалы: образец герба города, шаблоны разных форм и разных цветов

Ход игры: 1. Дети собирают герб по образцу.

2. Дети собирают герб по памяти.