Логопедическая коррекция речи неговорящих детей

Байкалова Елена Сергеевна

Система приемов логопедической коррекции речи  безречевых детей

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Коррекция слоговой структуры у младших дошкольников в аспекте индивидуализации дошкольного образования.

(Авторская система методов и приемов логопедической коррекции речи у безречевых детей)

В прошлом году наша группа приняла детей четвертого года жизни с речевыми заключениями ОНР I и ОНР I- II уровня. ОНР I уровня – это дети с лепетной речью. Но даже среди наших плохо говорящих детей один мальчик вызывал большую тревогу, как нас, педагогов, так  и родителей.  Обследовать ребенка в полном объеме в соответствии с возрастом мне, как логопеду не представлялось возможным, я обследовала только понимание речи, так как он вступал только в невербальный контакт: показывал пальцем по моей просьбе картинки и улыбался.

Безречевые дети. С каждым годом работы встречаемся с ними все чаще. Так в этом году в наш детский сад пришла неговорящая пятилетняя девочка, родители ждали, что вот-вот заговорит сама. Традиционные методики логопедии к неговорящему ребенку неприменимы. Мне пришлось начать активный поиск и изучение существующих методик работы с безречевыми детьми, так изготовлением пособий. Полученный в процессе применения этих методов и приемов  опыт сложился в определенную систему работы. Собственно, с элементами этой системы я предлагаю вам ознакомиться.

Слайд 2

То, с чего я начинаю логопедическую  коррекцию речи с неговорящим ребенком  – вызывание отдельных звуков речи, начиная с гласных. Каждый звук я  закрепляею как на эмоционально яркий зрительный образ (у- гудит поезд или пароход, и-пищит мышка или зайчик). При произнесении  гласных звуков обязательно создаю опору на тактильные и кинестетические ощущения от движений артикуляционного аппарата, рук: пальцы помогают рту открываться на звук А, губам – вытягиваться на звук У, растягивают  губы на звук И. Такое полисенсорное воздействие очень эффективно. Даже если ребенок не может уловить на слух разницу при произнесении, например звуков У и О, он видит демонстрируемую мной картинку-символ звука, мой жест, и вытягивая пальчиками губы в трубочку, точно повторяет звук :УУУУ.

Слайд 3

Связь звучащего гласного звука и образа-символа отрабатываем на пособии с «дорожками», по которым ребенок ведет пальчиком: вот миша захотел меда, он сердится: ыыы – и ведем пальцем по дорожке от миши к бочонку с медом. После многократно нажимаем на кнопочки под картинкой попеременно указательным и большим пальцем ведущей руки, затем второй руки, проговаривая звук Ы, тренируя мелкую моторику рук. Нажимать на «кнопочки» нравится малышам.

Слайд 4

Затем имеющиеся звуки я собираю в слоги. Чтобы последовательность моей работы представлялась вам логичной, завершенной, давайте вспомним, как развивается речь ребенка до года. В конце первого полугодия жизни у ребенка появляется лепет. Вне зависимости от национальности и языка, на котором говорят родители ребенка, появляются сначала губные звуки (п,м,б), затем переднеязычные(т,д,н). Ребенок играет со слогами, вслушивается в свой голос, сопровождает предметно-манипулятивную деятельность лепетом. Затем откликается лепетом на обращенную к нему речь. Всегда это прямые слоги, связанные в цепочки. Сначала повторяющиеся: па-па-па-па, затем с добавлением нового согласного звука: па-па-па-ма.  В возрасте 8-9 месяцев ребенок способен повторить интонацию взрослого и последовательность слогов, возникает модулированный лепет.

Слайд 5

Методика, представляемая мной, имитирует, проживает с ребенком непройденный ребенком этап развития. Со зрительной опорой на символы звуков многократно повторяем прямые открытые слоги, начиная с сочетания губного звука М и гласных. Сначала отрабатываем слоги со сменой гласных ма-мо, затем – со сменой согласных звуков: ма- ва. Упражнения в переключения с одного слога на другой необходим не только неговорящим алаликам, но и детям, которые испытывают затруднения в переключении с одного слога на другой (кинетической диспраксией).

Из полученных слогов собираем слова. Чтобы понять, как построить работу гармонично, исходя из  природной последовательности, давайте вспомним, какие первые слова произносят дети к году: мама, папа, баба, вава, биби. То есть ребенок начинает осмысленно говорить цепочкой из двух открытых слогов.

В 1961 году Ариадна Константинова Маркова защитила диссертацию, по особенностям формирования речи у детей с алалией. Все слова русской речи она разделила на классы слоговой сложности.  Самый первый класс – слова, состоящие из двух открытых слогов: мама, каша – самые простые в произнесении. Самые сложные по классификации Марковой – слова из 4-х открытых слогов. Все остальные, не попадающие под определенный класс, называем «словами сложной слоговой структуры». Классификацией Марковой пользуются все русскоязычные логопеды. При организации работы с неговорящими детьми система Марковой стала моей настольной книгой. Ребенок, начинающий говорить не может произнести, например, слово «автобус», произносительные навыки малы. Поэтому весь  речевой материал к занятиям я анализировала с точки зрения слоговой сложности, от занятия к занятию  усложняя, наращивая слоговую структуру.

Здесь стоит рассказать и о ритме. Каждое наше слово и высказывание имеет ритм. Ритм формируют ударные и безударные гласные звуки. Попробуйте поиграть в игру с детьми: загадайте слово из определенной тематической группы, например, продукты и ритмично, сохраняя ударение,  произнесите только гласные звуки: а а О. А теперь, только согласные: млк. Легче узнается ритмизированное слово. Первые ритмы формируются из маминых песен и укачивания. Поэтому детей необходимо носить на руках, качать, петь.

Слайд 6

Вернусь к этапу формирования активного словаря. Самые подходящие с точки зрения простоты слоговой структуры лексические темы «Семья», «Наше лицо и тело» и «Игрушки», эти темы самые близкие и интересные ребенку. Фотографии, принесенные родителями детей или картинки с изображением  членов семьи у детей вызывают огромный интерес – вспомните, как любят маленькие дети рассматривать фотоальбомы, показывать и называть маму, папу, себя на фотографиях. Слова мама, папа, баба, деда,тетя, дядя, имена близких многократно проговариваем, ритмизируя. Это может быть молоточек, который стучит – чинит колеса машины, на которой поедет мама-папа-баба - Ася- Дима. Это ладошки, которые делают захваты-замочки. Это пропевание имен близких ребенку людей под специально записанную мелодию с ударением на первом слоге.

Тема «Наше тело и лицо» также содержит много слов первого разряда по Марковой: с ударением на первом слоге: ноги, руки, щеки, уши, ухо, шея; с ударением на втором слоге: нога, река, щека и т.д.  Ведущая деятельность для малышей – игра, поэтому играем – ищем ноги, руки, уши у себя, у притворюшки; закрыв глазки щекочем кисточкой части тела и называем их, поем про части тела песенку под мелодию с первым ударным слогом.

Слайд 7

Намеренно упрощаю слова, чтобы ребенку мог произнести их так же, как и я, формирую и закрепляю навык повторения за взрослым, который у неговорящих детей  не сформирован. Петуха называю Петя, кошку- киса, куклу – ляля. К занятиям я подбирала мелкие игрушки, которыми очень любят играть дети и в игре упражняла ребятишек в многократном произнесении названий игрушек. Чего только не делали персонажи игр: исчезали и появлялись из волшебных мешочков, ложились спать (кто спит: ляля, киса, Гена), ездили на машинах и жили в домах из деревянного конструктора – я всячески мотивировала детей говорить, называть, повторять. Когда это давалось ребенку сложно – говорила с ним сопряженно, вместе, ритмизируя рукой по его плечу, подключая тактильные ощущения или переступая с ноги на ногу.  

Слайд 8

Затем  переходила к работе с картинным материалом:

Слайд 9

Предлагаю вам сейчас проиграть упражнения с картинным материалом:

2 человека помощника.

- Назовем картинки с захватами, сначала я, потом вместе: тык-ва, коф-та, банка, лам-па;

- Споем про эти картинки песенку; - ВКЛЮЧИТЬ ЗНАЧОК ЗВУКА.

- Выбирайте себе картинку, поем по очереди по  строчке про свою картинку;

Таким образом с помощью опоры на ритм музыки многократно повторяем слома определенной слоговой структуры и ритма.

Как правило, на этом этапе  родители начинают видеть сдвиги в речевом развитии: играя, обычно молчащий ребенок начинает оречевлять игру, дети начинают повторять за родителями слова. Многократно повторенное в детском саду действие становится навыком.

Слайд 10

Как только дети сформировали навык повторения за взрослым и накопили небольшой  активный словарь, я переходила к этапу формирования фразовой речи. На этом этапе работает правило: два слога, два слова. На фото в слайд-шоу мальчик закрывает картинки пособия фишками-конфетками, а  для затем проговаривает фразу, например: киса идет. Это пособие нарисовано художником-мультипликатором, картинки живые, интересные, 6 персонажей на каждой странице совершают множество действий – идут, летят, едут, спят, плывут. Т.о. я формировала первоначальный глагольный словарь  и тренировала говорение: говорили сопряженно – вместе с ребенком, отраженно – вслед за мной, а потом самостоятельно.  Чудесная вещь - стоит назвать пластмассовые фишки от мозаики конфетками, предоставить детям выбрать фишки любимого цвета – и у детей появляется блеск в глазах!

Результатом применения системы работы превзошел самые смелые мои ожидания: к концу года неговорящий ребенок общался развернутой фразой из 3-х слов. Да, фраза была аграмматична, без предлогов, звуки речи несовершенны, но он говорил сам!

Обобщая все выше сказанное мной подведу итог:

Планируя и осуществляя деятельность с детьми, я

- учитывала уровень развития ребенка, его потенциальные возможности, опралась но сохранные звенья;

- предоставляла право выбора дидактического материала в рамках класса слов слоговой сложности;

-  реализовала свои задачи через игровую деятельность;

-учитывала  интересы ребенка;

Все это дает положительную мотивацию, а положительная мотивация – то мотор, который непременно приведет нас, специалистов к отличному результату.