Главные вкладки

    Пластилинотерапия в развитии речи детей

    Платонова Валентина Григорьевна

    Пластилинотерапия и ее роль в развитии речи детей

     

         Пластилинотерапия – это мягкий и глубокий метод работы со своей личностью. Этот тренинг для тех, кому надоели негативные эмоции, и кто хочет вернуть себе спокойствие и умиротворение. Техника может с успехом применяться для профилактики и преодоления «синдрома профессионального выгорания», который хорошо знаком специалистам социальных профессий. Цель: научиться новому способу снятия напряжения, стресса, усталости; «выплеснуть» негативную энергию безопасным способом и преобразовать ее в позитивную; гармонизировать эмоциональное состояние; глубже понять себя; почувствовать прилив творческих сил.

        Но пластилинотерапия – это еще и способ развить моторику руки, подготовить ребенка к школе в речевом плане, так как сегодня сохранение и укрепление здоровья детей - одна из главных стратегических задач развития страны. Или же, другими словами, «пластилинотерапия» - это сохранение здоровья с помощью пластилина.  Принцип данной техники заключается в создании лепной картины с изображением более или менее выпуклых, полуобъёмных объектов на горизонтальной поверхности.
         Основой каждого такого занятия является изобразительная деятельность с использованием нетрадиционной художественной техники изобразительного искусства – пластилинографии.  Можно через что угодно познавать мир. Здесь мир познается через пластилин.    

         Учёными выявлена связь между активным движением пальцев ребёнка и формированием его речевого аппарата. Фактически руки в данный период жизни являются для малыша дополнительным речевым органом. Функции двигательной активности и речи формируются параллельно. В случае если развитие двигательной активности рук отстаёт от нормального течения, то задерживается и речевое развитие, хотя общая физическая активность при этом может быть нормальной и даже выше нормы. Поэтому рисование пластилином благотворно скажется и на развивающемся вербальном аппарате ребёнка.
         В процессе занятий с пластилином малыш начинает проявлять творческие способности, значение которых для формирования здоровой и гармонично развитой личности трудно переоценить. Помимо этого, не стоит забывать и о таком аспекте, как подготовка кистей рук к занятию письмом, которое в наше время нередко начинается ещё до того, как ребёнок отправится учиться в школу.

         Итак, стало окончательно ясно, что занятия с пластилином играют чрезвычайно важную роль как в развитии мелкой моторики рук, так и в полноценном творческом развитии малыша.
         В воспитании ребёнка нет, и не может быть мелочей, и такая забавная и не серьезная, на первый взгляд, вещь, как пластилин, может при грамотном подходе сыграть немалую роль в том, чтобы малыши выросли всесторонне развитыми.

         Изучение детских рисунков свидетельствует о том, что обучению технике работы с пластилином в детском саду   уделяется мало внимания.

         Основная цель моей профессиональной деятельности - развитие мелкой моторики рук, для подготовки детей к письму через освоение нетрадиционной техники работы с пластилином – пластилинографии или пластилинотерапии. 

         Основными целями и задачами обучения детей данной технике являются:

    ·        формирование навыков работы с пластилином, пробуждение интереса к

         лепке;

    ·        освоение новых приемов (скатывания, надавливания, размазывания) и создание с их помощью сюжетных картин;

    ·        обучение умению ориентироваться на листе бумаги;

    ·        развитие мелкой моторики;

    ·        ознакомление с окружающим миром;

    ·        развитие эмоций и фантазии.

         Чтобы дети лучше усвоили и закрепили навыки, обучение следует проводить поэтапно: сначала важно научить надавливать на пластилин, затем размазывать его от центра к краям контура и в дальнейшем сочетать оба приема. Обучать пластилинотерапии нужно в порядке повышения уровня сложности: начинать лучше с простых картинок в младшем возрасте и постепенно переходить к созданию более сложных.

         Первые успехи в работе вызовут у детей желание создавать тематические картинки сначала под руководством взрослого, а затем в собственном творчестве, что будет способствовать развитию воображения и фантазии детей.

         В таких  занятиях я ставлю более широкие цели: обогащение сенсорного опыта детей, развитие эстетического восприятия,  представлений, воображения, образного мышления.     Развиваю у ребёнка наблюдательность, эстетическое восприятие, художественный вкус, творческие способности, умение доступными средствами самостоятельно создавать красивое изображение.

    Занятия пластилинотерапией способствуют развитию:

    ·        речи, внимания, памяти, мышления, творческих способностей;

    ·        восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации;

    ·        умения планировать свою работу и доводить ее до конца;

    ·        интеграции различных образовательных сфер.

         Темы занятий тесно переплетаются с жизнью детей, с той деятельностью, которую они осуществляют на других образовательных мероприятиях (по ознакомлению с окружающим миром и природой, развитию речи и т.д.)

          Интегрированные занятия более результативны, поскольку у детей возникает повышенный интерес к содержанию задач, которые решаются на них; проявляются разнообразные интересы; расширяются знания об окружающем мире.

    Интегрированное построение занятий дает ребенку возможность:

    ·        Реализовывать познавательную активность. Материал имеет практическую направленность, опирается на имеющийся у детей жизненный опыт, помогает выделить сущность изучаемых объектов и явлений, активизирует образы и представления, хранящиеся в долговременной памяти.

    ·        Обогащать словарь. В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с пластилином с детьми ведется непрерывный разговор. Такая организация деятельности стимулирует речевую активность детей, речевое подражание, формирование и активизацию словаря, понимание речи окружающих.

    ·        Развивать сенсорные эталоны. Сенсорное развитие занимает одно из центральных мест в работе с детьми по пластилинографии. Нетрадиционная техника рисования пластилином воспитывает тактильные и термические свойства кончиков и подушечек пальцев. Поверхность кожи на пальцах соответствуют определенным участкам коры головного мозга, в которых разделяются и дифференцируются раздражения, приходящие из близко расположенных друг от друга рецепторов кожи. Любая чувствительность путем специальной тренировки может быть повышена; причем в этом процессе основная роль принадлежит не рецепторам, а мозгу.

    ·        Реализовывать впечатления, знания, эмоциональное состояние в изобразительном творчестве.

         Но главное значение занятий по пластилинотерапии состоит в том, что она способствует развитию тонких движений пальцев и всей руки в целом.

    ·        Дети развивают умелость рук, укрепляют их силу. Движения рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются (этому способствует мышечная нагрузка на них).

    ·        Дети учатся самостоятельно осуществлять движения, контролируя их силу, длительность, направленность и др.

    ·        Когда малыш вдавливает различные мелкие детали в пластилин, происходит развитие пинцетного хватания, т.е. захват мелкого предмета двумя пальцами или щепотью.

    ·        Для работы в технике пластилинотерапии важно не просто развитие руки, а совместное развитие руки и глаза, координации движений обеих рук.

    ·        Рисуя пластилином, ребенок постепенно подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо.

         Таким образом, пластилинотерапия  - это отличный способ сохранить психическое здоровье, а также способ развития речи и подготовки руки к письму будущих школьников.