зеленый мир на окне
Предварительный просмотр:
Зелёный мир на окне
Консультация для родителей
Зелёное царство горшечных , расположенное чаще всего на окне , начнет вызывать к себе интерес ребенка , если взрослые члены семьи постепенно вовлекут его в наблюдения за таинственным миром комнатной флоры . Растения статичны и , на неопытный взгляд малыша , безжизненны. Задачи взрослых показать своеобразие и тайну их жизни , их красоту , ради которой они содержатся в доме . Приручая дошкольников к регулярным наблюдениям , взрослые показывают ему окраску и рисунок на листьях декоративных растений , изящные линии ниспадающих стеблей и замысловатые изгибы и разветвления .Даже чисто зеленый цвет и тот бывает неодинаков у разных растений. Декоративность растений образуется богатство и разнообразием их внешних признаков: размером стеблей и листьев, их формой и окраской. Различные сочетания этих особенностей и создают неповторимую красоту каждого растения.
Особенно чудесное зрелище представляет собой цветущее растение: несколько крупных или множество мелких, рассыпанных по всему кустику цветов обычно имеют яркую окраску разных и чистых тонов. Контраст зелени растения и его цветов, как магнитом, притягивает взор. На цветущее растение хочется смотреть, не отрывая взгляда. Каждый цветок- это удивительное явление. Надо научить ребёнка с малых лет не только замечать, но и чувствовать, переживать красоту цветущих растений.
Наблюдая за растениями, ребёнок учится распознавать совершенно иную, чем человеческая , форму жизни, начинает видеть в зелёном ростке особое живое существо, жизнь и состояние которого целиком зависит от того, полили его или нет, много или мало, холодной водой или комнатой, чистой или с добавлением удобрений. Только с помощью взрослых дошкольник может понять, как жизнь растения зависит от наличия тепла, света и хорошей почвы.
Приобщаясь к зелёному на окне, ребёнок постигает тайны жизни и её проявления. Учится отличать здоровое и сильное растение от слабого , хилого требующего лечения не путает бурно растущее растения с погибающим. Красота-спутник здоровья. В мире растения эта связь проявляется особенно отчётливо. Бледное, вытянувшееся растение с редкими листьями, не дающее новых побегов и цветов, нельзя отнести к красивым: взор и чувства не могут ими наслаждаться.
Научившись понимать состояние растений, ребёнок будет им сочувствовать и помогать. Поливая, пересаживая, очищая их от пыли сначала вместе со взрослым, а затем и самостоятельно, дошкольник сможет оказать действенную помощь зеленым друзьям . Таким образом , знакомя детей с комнатными растениями , можно одновременно решать задачи их умственного , нравственного и эстетического воспитания. Наблюдение за комнатными растениями и их периодическое рассматривание необходимо сочетать с практической деятельностью ребенка . Одним из видов ей может быть рисование. Дошкольники любят рисовать , и поэтому каждый из них охотно откликается на предложение рисовать вместе со взрослым . Для рисования лучше выбрать цветущее растение , которое нравится ребенку. Старший рисует и непринужденно поясняет , показывает ребенку на что следует обратить внимание , какой формы листья , как они расположены , где цветы , какого они размера и т.д. Результат , каким бы он ни получился , обязательно удовлетворит ребенка . Но взрослому на этом останавливаться не стоит . Дошкольнику следует показать , что нарисовать красивое растение можно много раз и по разному : карандашами , фломастерами , красками , на белой и цветной бумаге . Особенно хороши изображения растений , исполненные красками на большом листе бумаги . На базе познания у дошкольника начнет формироваться отношения - важный аспект нравственно- эстетического становления человеческой личности . Одним из видов практической деятельности ребенка является его участие в непосредственном уходе за растениями . Чтобы труд был в радость и поручения охотно исполнялись , взрослые , окружающие ребенка , должны вести себя гибко , неназойливо , разнообразно . Следует помнить , что трудовая деятельность для дошкольника ещё не основная . Взрослые лишь приобщают его к посильному соучастию в семейном труде . В дошкольном возрасте труд - это прежде всего средство воспитания таких важных качеств , как ответственность за выполнение поручения , за получаемый результат , обязательность , целеустремлённость . Уход за растениями ( и за животными тоже ) чрезвычайно важен и имеет гуманистический смысл : от него зависит жизнь и состояние живых существ. Ребенок 3-4 лет трудится вместе со взрослым . При этом взрослый делает , а ребенок выполняет лишь несложные действия : держит лейку , тряпку , уносит их , наполняет водой маленькую лейку , сам поливает отдельные растения . Для ребенка такое доверия - это награда . Правда его самостоятельность относительна : взрослый находится рядом , следит за всеми его действиями и приходит ему на помощь в момент затруднения . Такой труд ребенка должен быть вознагражден похвалой . Ты - молодец ! Мне очень понравилось , как ты поливал растения : осторожно , аккуратно . Я тебе нисколько не помогала , все сделал сам Ребенок этого возраста может помочь обливать растения душем , мыть поддоны. Дошкольник 5- 6 лет увереннее в своих движениях , глубже воспринимает окружающее - его труд по уходу за растениями может быть сложнее. Но это не означает бесконтрольность . Именно своевременный и правильный контроль взрослого способствует закреплению успехов ребенка в приобретении трудовых и нравственных навыков. Дошкольник , прошедший домашнюю школу " зеленого " воспитания , сможет самостоятельно увидеть прелесть букета в вазе, красоту клумбу ,газона, очарование пейзажа . Он сумеет вырастить к 1 сентября подарок школе - комнатное растение. В лесу, на лугу, в парке он проявит наблюдательность , пытливость ума . Это и понятно , ведь он уже имеет первые и серьезные знания о таинственной жизни зеленых друзей , умеет их беречь и радоваться им .