Программа саморазвития

Программа по саморазвитию на тему:«Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе изодеятельности»

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРИНЯТО:

на педагогическом совете № 03

от « 25 » августа 2014г

УТВЕРЖДЕНО:

приказом заведующего

№ 110 от «_25_» августа2017г.

___________/ А.Ф. Мельникова

СОГЛАСОВАНО:

Заместитель заведующего по воспитательной и методической

работе  МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 50»

         _________/ В.С. Волкова

ПРОГРАММА

профессионального саморазвития

Тема: «Развитие творческих  способностей детей дошкольного возраста в процессе  изодеятельности»

с 2014 по 2015г.г.

Воспитатель:

Кочнева Ирина Юрьевна

2014г.

Тема: «Развитие творческих  способностей детей дошкольного возраста в процессе  изодеятельности»

Цель: На основе изучения  педагогической  литературы и положительного педагогического опыта  повысить свою педагогическую компетентность по вопросу: «Развитие творческих  способностей детей дошкольного возраста в процессе  изодеятельности».

Задачи:

  • проанализировать методическую литературу по данной теме.
  • разработать этапы работы, содержание, формы и методы деятельности, направляющие  детей, родителей,   педагогов на  активность к достижению результата  развитие  творческих способностей  детей.
  • пополнить развивающую среду группы  средствами и материалами, необходимыми для решения задач по   художественному  творчеству.
  • подобрать и систематизировать методические приемы  работы педагога с детьми в руководстве их деятельностью по достижению результата;
  • провести итоговый мониторинг.

Актуальность:

Все дети любят рисовать. Творчество для них - это отражение душевной работы. Рисование для ребенка – радостный, вдохновенный труд, к которому его не надо принуждать, но очень важно стимулировать и поддерживать малыша, постепенно, открывая перед ним новые возможности. Однако рисование карандашами, кистью и красками требует от ребенка высокого уровня владения техникой рисования, сформированных навыков рисования предметов и знания приемов рисования, а также приемов работы с различными красками. Очень часто отсутствие этих знаний и навыков быстро отвращает ребенка от рисования, поскольку получаемый в результате его усилий рисунок получается непривлекательным, он не соответствует желанию ребенка получить изображение, близкое к его замыслу или реальному объекту, который он пытался изобразить. Оригинальное, нетрадиционное рисование привлекает своей простотой и доступностью, раскрывает возможность использования хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов. Приобретая соответствующий опыт рисования в нетрадиционных техниках, и таким образом преодолевая страх перед неудачей, ребенок в дальнейшем будет получать удовольствие от работы с кистью и красками, будет беспрепятственно переходить к обучению технике рисования. А главное то, что нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка.

Ожидаемые результаты:

  1. Разработана система работы по развитию творческих способностей;
  2. У детей развиты творческие способности используют в своём творчестве элементы ТРИЗ.
  3. Внедрен  в практику инновационный опыт работы по использованию детьми нетрадиционных приемов рисования.

 Основные направления реализации программы:

  1. Гностические:

- Самоанализ результативности собственной деятельности;

- Выявление уровня развития детей.

2. Проектировочные:

- Постановка цели обучения  с трудовых умений и навыков;;

- Разработка новых технологий обучения (нестандартные формы занятий: презентации, интегрированные занятия)

3. Конструктивные:

- Выбор наиболее оптимальных форм работы с детьми: чтение художественной литературы (потешки, небольшие стихи, поговорки, пословицы), рассматривание произведений искусства, иллюстраций, картинок, рассказы и беседы воспитателя;  рассматривание иллюстраций, дидактические игры; физкультминутки.

- Выбор и организация наиболее оптимальных форм обучения: индивидуальная работа, знакомство с такими нетрадиционными техника рисования как (пальчиковая живопись; тычок полусухой жёсткой кистью, печать ладошкой, салфеткой; тычок обратной стороной кисти; рисование при помощи готовой печати (катушка от ниток, картофель) и т. д.  

4. Коммуникативные: 

- Адекватная самооценка, умение объективно оценивать уровень педагогического мастерства.

Этапы изучения темы:

1. Информационный блок – переработка теоретических материалов и подбор дидактического материала. Расширять представление о многообразии нетрадиционных техник рисования.

2. Технологический блок –  разработка конспектов, планов,

3. Организационный блок – создание предметно-развивающей среды.

Список изучаемой литературы:

(из таблицы)

Практический выход  

  • Подбор и изучение методической литературы, составление картотеки литературы и медиатеки.
  • Создание предметно – развивающей среды. 
  • Выставка детских поделок.


План мероприятий по реализации программы.

Формы работы по самообразованию

Учебный год

Содержание работы

Форма отчёта

Уровень

2014-2015

Подбор и изучение методической литературы

Аннотации,  каталог

ДОУ

Знакомство с теоритическими знаниями о нетрадиционной технике рисования.

 Изучение литературы.

Краткие аннотации

ДОУ

 Изучение методической  литературы

Картотека

ДОУ

Оформление родительского уголка по теме

 «Зачем детям рисовать»

Консультация для родителей

ДОУ

 «Развитие творческого воображения на занятиях по изобразительной деятельности».

Консультация для педагогов

ДОУ

Создание предметно – развивающей среды

Фотоколлаж, проект группы

ДОУ

Выставки детских рисунков для родителей.

фотоколлаж

ДОУ

План мероприятий по реализации программы

Учебный год

Содержание работы

Форма отчёта

корректировки

2014 - 2015

Изучение научно-методической литературы:

1. Аверьянова А.П. Изобразительная деятельность в детском саду: Планы занятий. Практическое пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика-Синтез, 2001.

2. Утробина К. К., Утробин Г. Ф.
Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет. Рисуем и познаем окружающий мир. Москва
Издательство: ГНОМ и Д ,2001
Серия: Опыт работы практического педагога
3.
 Авторы: Р.Г.Казакова, Т.И. Сайганова, Е.М. Седова, В.Ю. Слепцова, Т. В. Смагина. Занятия по рисованию с дошкольниками / Под ред. Р.Г. Казаковой - М.: ТЦ Сфера, 2008.

4.Пищикова Н.Г. работа с бумагой в нетрадиционной  технике.-М.: Издательство ” Скрипторий 2003, 2006.

5. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду:  планирование, конспекты  занятий, методические рекомендации. Средняя группа.- М.: ”КАРАПУЗ”, 2009.

6. Р. Г. Казакова,  Т.И Сайганова, Е.М.. Седова, В.Ю. Слепцова, Т.В. Смагина.

Рисование  с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные  техники,

Планирование, конспекты  занятий /

Под ред. Р.Г.Казаквой – М.: Сфера, 200б.

7. Давыдова Галина Нколаевна

Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1. И Часть 2 Методическое пособие – М.: ” Издательство Скр ипторий2003”, 2007.

1.Каталог литературы по данной теме.

2.Знакомство с теоритическими знаниями о нетрадиционной технике рисования.

3.Материалы: Консультация для родителей: «Зачем детям рисовать»

4.Материалы: Консультация для воспитателей:  «Развитие творческого воображения  на занятиях по изобразительной деятельности»

4. Организация предметно развивающей среды в группе.

5. Выставка детских работ.

Вывод:

Анализируя  изученную методическую литературу  по данной теме, я сделала для себя вывод: Все дети любят рисовать. Испытав интерес к творчеству, они сами находят нужные способы. Но далеко не у всех это получается, тем более, что многие дети только начинают овладевать художественной деятельностью. Дети любят узнавать новое, с удовольствием учатся. Именно обучаясь, получая знания, навыки ребенок чувствует себя уверенно.

Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать.

Изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных техник рисования является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей.

Рисование нетрадиционными техниками - важнейшее дело эстетического воспитания. Изобразительная деятельность - одна из самых интересных для детей дошкольного возраста: она глубоко волнует ребенка, вызывает положительные эмоции.

Нетрадиционные техники рисования - это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.

Анализ изученной методической литературы   дает возможность применять в практике работы методические приемы рисования в нетрадиционной технике:

Распределение техники по возрастным группам.

С детьми младшего дошкольного возраста рекомендуется использовать:

рисование пальчиками;

оттиск печатками из картофеля;

рисование ладошками.

Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными техниками:

тычок жесткой полусухой кистью.

печать поролоном;

печать пробками;

восковые мелки + акварель;

свеча + акварель;

отпечатки листьев;

рисунки из ладошки;

рисование ватными палочками;

волшебные веревочки.

А в старшем дошкольном возрасте дети могу освоить еще более трудные методы и техники:

рисование песком;

рисование мыльными пузырями;

рисование мятой бумагой;

кляксография с трубочкой;

монотипия пейзажная;

печать по трафарету;

монотипия предметная;

кляксография обычная;

пластилинография.

Каждая из этих техник - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

           В этом году остановила свой выбор на таких нетрадиционных техниках рисования, как  дети с любопытством, радостью и удовольствием размазывают следы от краски на ладошках и по листу бумаги.

           В своей работе использую такие формы организации и проведения занятий, как беседы, путешествия по сказкам, наблюдения, фотовыставки, выставки рисунков.

Поставленные цели и задачи были полностью реализованы. Не хватает материала в развивающей среде, для развития детей в рисовании  нетрадиционными техниками.

Цель моей работы:

          На основе изучения  педагогической  литературы и положительного педагогического опыта  повысить свою педагогическую компетентность по вопросу: «Развитие творческих  способностей детей дошкольного возраста в процессе  изодеятельности».

Задачи:

  • проанализировать методическую литературу по данной теме.
  • разработать этапы работы, содержание, формы и методы деятельности, направляющие  детей, родителей,   педагогов на  активность к достижению результата  развитие  творческих способностей  детей.
  • пополнить развивающую среду группы  средствами и материалами, необходимыми для решения задач по   художественному  творчеству.
  • подобрать и систематизировать методические приемы  работы педагога с детьми в руководстве их деятельностью по достижению результата;
  • провести итоговый мониторинг.

Считаю, что с поставленными перед собой задачами справилась.

          Изучила нетрадиционные техники рисования:

-печать по трафарету,

- рисование ладошкой,

-черно-белый граттаж (грунтованный лист),

- прижми и отпечатай,

- рисование по мокрому,

-отпечатки листьев,

Провела консультацию для родителей «Зачем детям рисовать».

Консультацию для педагогов «Развитие творческого воображения на занятиях по изобразительной деятельности».

Положительным результатом в своей работе считаю дома дети вмести с родителя рисуют дома и нарисовали рисунки ладошками, пальчиками.




Предварительный просмотр:

ПРИНЯТО:

на педагогическом совете № 03

от « 25 » августа 2015г

УТВЕРЖДЕНО:

приказом заведующего

№___от «__»             2015г.

___________/ А.Ф. Мельникова

СОГЛАСОВАНО:

Заместитель заведующего по воспитательной и методической

работе  МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 50»

         _________/ В.С. Волкова

ПРОГРАММА

профессионального саморазвития

Тема: «Развитие творческих  способностей детей дошкольного возраста в процессе  изодеятельности»

с 2015 по 2016г.г.

Воспитатель:

Кочнева Ирина Юрьевна

2015г.

Тема: «Развитие творческих  способностей детей дошкольного возраста в процессе  изодеятельности»

Цель: На основе изучения  педагогической  литературы и положительного педагогического опыта  повысить свою педагогическую компетентность по вопросу: «Развитие творческих  способностей детей дошкольного возраста в процессе  изодеятельности».

Задачи:

  • проанализировать методическую литературу по данной теме.
  • разработать этапы работы, содержание, формы и методы деятельности, направляющие  детей, родителей,   педагогов на  активность к достижению результата  развитие  творческих способностей  детей.
  • пополнить развивающую среду группы  средствами и материалами, необходимыми для решения задач по   художественному  творчеству.
  • расширять представление о многообразии нетрадиционных техник рисования.
  • рассмотреть различные способы и приемы нетрадиционного рисования и применять их в работе с детьми.
  • подобрать и систематизировать методические приемы  работы педагога с детьми в руководстве их деятельностью по достижению результата.
  • провести итоговый мониторинг.

Актуальность:

Все дети любят рисовать. Творчество для них - это отражение душевной работы. Рисование для ребенка – радостный, вдохновенный труд, к которому его не надо принуждать, но очень важно стимулировать и поддерживать малыша, постепенно, открывая перед ним новые возможности. Однако рисование карандашами, кистью и красками требует от ребенка высокого уровня владения техникой рисования, сформированных навыков рисования предметов и знания приемов рисования, а также приемов работы с различными красками. Очень часто отсутствие этих знаний и навыков быстро отвращает ребенка от рисования, поскольку получаемый в результате его усилий рисунок получается непривлекательным, он не соответствует желанию ребенка получить изображение, близкое к его замыслу или реальному объекту, который он пытался изобразить. Оригинальное, нетрадиционное рисование привлекает своей простотой и доступностью, раскрывает возможность использования хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов. Приобретая соответствующий опыт рисования в нетрадиционных техниках, и таким образом преодолевая страх перед неудачей, ребенок в дальнейшем будет получать удовольствие от работы с кистью и красками, будет беспрепятственно переходить к обучению технике рисования. А главное то, что нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка.

Ожидаемые результаты:

  1. Разработана система работы по развитию творческих способностей;
  2. У детей развиты творческие способности используют в своём творчестве элементы ТРИЗ.
  3. Внедрен  в практику инновационный опыт работы по использованию детьми нетрадиционных приемов рисования.

 Основные направления реализации программы:

  1. Гностические:

- Самоанализ результативности собственной деятельности;

- Выявление уровня развития детей.

2. Проектировочные:

- Постановка цели обучения  с трудовых умений и навыков;;

- Разработка новых технологий обучения (нестандартные формы занятий: презентации, интегрированные занятия)

3. Конструктивные:

- Выбор наиболее оптимальных форм работы с детьми: чтение художественной литературы (потешки, небольшие стихи, поговорки, пословицы), рассматривание произведений искусства, иллюстраций, картинок, рассказы и беседы воспитателя;  рассматривание иллюстраций, дидактические игры; физкультминутки.

- Выбор и организация наиболее оптимальных форм обучения: индивидуальная работа, знакомство с такими нетрадиционными техника рисования как (пальчиковая живопись; тычок полусухой жёсткой кистью, печать ладошкой, салфеткой; тычок обратной стороной кисти; рисование при помощи готовой печати (катушка от ниток, картофель) и т. д.  

4. Коммуникативные: 

- Адекватная самооценка, умение объективно оценивать уровень педагогического мастерства.

Этапы изучения темы:

1. Информационный блок – переработка теоретических материалов и подбор дидактического материала. Расширять представление о многообразии нетрадиционных техник рисования.

2. Технологический блок –  разработка конспектов, планов,

3. Организационный блок – создание предметно-развивающей среды.

Список изучаемой литературы:

(из таблицы)

Практический выход  

  • Подбор и изучение методической литературы, составление картотеки литературы и медиатеки.
  • Создание предметно – развивающей среды. 
  • Выставка детских поделок.


Формы работы по самообразованию

Учебный год

Содержание работы

Форма отчёта

Уровень

2015-2016

Продолжать знакомство с теоритическими знаниями о нетрадиционной технике рисования.

 Изучение литературы.

Краткие аннотации

ДОУ

Продолжение  составление картотеки методич. литературы. Сбор и ведение картотеки: «Нетрадиционные техники рисования»

Картотека

ДОУ

Консультация для родителей:

«Вместо кисти – ладошка».

 «Использование нетрадиционных методов рисования».

Материалы консультации

Публикация на сайте http://nsportal.ru

Консультация для педагогов на тему

«Знакомство с необычными техниками рисования ».

Материалы  консультации

ДОУ

Публикация на сайте http://nsportal.ru

Продолжение пополнения создание предметно – развивающей среды.

Фотоколлаж, проект группы

ДОУ

Темы:

 «Виды и техники нетрадиционного рисования художественными  материалами».

 «Методические технологии и приемы нетрадиционного рисования с детьми 5-7 лет».

Презентация

Публикация на сайте http://nsportal.ru

Составление конспектов занятий.

Конспект

ДОУ

Выставки детских рисунков для родителей.

фотоколлаж

ДОУ

Принимать участие  в конкурсах.

конкурсы

в городских  и районных конкурсах.

«Традиционные и нетрадиционные техники рисования в ДОУ»

сообщение

На сайт

ДОУ

                                                           

План мероприятий по реализации программы

Учебный год

Содержание работы

Форма отчёта

корректировки

2015 - 2016

Изучение научно-методической литературы:

1.Е.А.Янушко «Рисование с детьми раннего возраста». – М.: Мозаика- Синтез, 2006 г.

2.Р.Г.Казакова «Занятия по рисованию с дошкольниками: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий».- М.: ТЦ Сфера, 2009г.

3.А.В.Никитина «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Пособие для воспитателей и родителей». – СПб.: КАРО, 2007г.

4.К.К.Утробина «Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет».- М.: «Издательство Гном и Д», 2007.

5. Занятия по изобразительной деятельности. Коллективное творчество/ Под ред. А. А. Грибовской.-М.: ТЦ Сфера, 2009

6.О.Л. Иванова, И.И. Васильева. Как понять детский рисунок и развить творческие способности ребенка.- СПб.: Речь; М.: Сфера,2011.

7.Цквитария Т.А. нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ.- М.: ТЦ Сфера, 2011.

1. Пополнение каталога литературы по данной теме.

2.Картотека: Подборка дидакатических игр, физкультминуток, пальчиковых игр.

3. Подготовка наглядной информации для родителей воспитанников публикация на сайте http://nsportal.ru Консультация для родителей:

«Вместо кисти – ладошка».

 «Использование нетрадиционных методов рисования».

4. Материалы: Консультация для воспитателей публикация на сайте http://nsportal.ru «Знакомство с необычными техниками рисования ».

4. Организация предметно развивающей среды в группе.

5.  Принимать участие в городских  и районых конкурсах.

6. Анкета для родителей – "Любит ли ваш ребёнок рисовать?

Вывод:

         Анализируя  изученную методическую литературу  по данной теме, я сделала для себя вывод: рисование является одним из самых интересных и увлекательных занятий для детей дошкольного возраста, это самый  доступный вид деятельности, который осваивается маленьким человечком.

        Анализ изученной методической литературы   дает возможность применять в практике работы методические приемы рисования в нетрадиционной технике: 

  1. Рисование пальчиком или ладошкой.        
  2. «Выдувание»
  3. «Прижми и отпечатай»
  4. «Рисование мозаичными мазками»
  5.  «Рисование по сырому листу»
  6. «Смешение красок на листе»
  7. «Набрызг».
  8. «Тычком»

           В этом году остановила свой выбор на таких нетрадиционных техниках рисования, как пальчиком, ладошкой, тычком (жёсткая кисть или ватная палочка), прижми и отпечатай (поролон, крышки, пробки).

  • ладошками, пальчиками;
  • пробками и печатками;
  • палочками;
  • тычка.

      В своей работе использую такие формы организации и проведения занятий, как беседы, путешествия по сказкам, наблюдения, фотовыставки, выставки рисунков.

Поставленные цели и задачи были полностью реализованы. Не хватает материала в развивающей среде, для развития детей в рисовании  нетрадиционными техниками.

         Цель моей работы:

          На основе изучения  педагогической  литературы и положительного педагогического опыта  повысить свою педагогическую компетентность по вопросу: «Развитие творческих  способностей детей дошкольного возраста в процессе  изодеятельности».

          Поставлены передо мной задачи:

  • проанализировать методическую литературу по данной теме.
  • разработать этапы работы, содержание, формы и методы деятельности, направляющие  детей, родителей,   педагогов на  активность к достижению результата  развитие  творческих способностей  детей.
  • пополнить развивающую среду группы  средствами и материалами, необходимыми для решения задач по   художественному  творчеству.
  • расширять представление о многообразии нетрадиционных техник рисования.
  • рассмотреть различные способы и приемы нетрадиционного рисования и применять их в работе с детьми.
  • подобрать и систематизировать методические приемы  работы педагога с детьми в руководстве их деятельностью по достижению результата.
  • провести итоговый мониторинг.

          Считаю, что с поставленными перед собой задачами справилась.

          Изучила нетрадиционные техники рисования:

«Рисование мыльными пузырями»

 «Выдувание трубочкой»

 «Рисование пальчиками»

 «Рисование ладошкой»

 «Восковые мелки или свеча + акварель»

 «Печать по трафарету»

 «Кляксография обычная»

 «Тычок жёсткой полусухой кистью»

 «Рисование шерстяной ниткой»

 «Печать листьев»

 «Монотипия»

 «Рисование на мокрой бумаге»

 «Рисование мелками»

 «Рисование губкой »

 «Набрызг»

 «Монотипия»

 «Рисование на мокрой бумаге»

 «Рисование шерстяной ниткой»

 «Тычок жёсткой полусухой кистью»

 «Печать по трафарету»

 «Кляксография обычная»

 

Положительным результатом в своей работе считаю участие детей в конкурсах.

Участвовали:

Городецкая Епархия проводила благотворительную акцию: " Пасхальная открытка". Мы с ребятками, коллективную работу сделали: Рыжова Алеся, Мартышин Жора, Алимурадов Арсен, Земскова Вероника, Коровина Даша. Награждены за участие дипломами.

Международный деткий творческий конкурс Маам. « Светлая пасха».

Получила сведетельство о публикации « Воспитатель.ру». Рисунок « Посхальные краски.

        Результаты анкетирования « Любит ли ваш ребёнок рисовать»  показывают, что дети любят рисовать. 13 детей из числа опрошенных имеют способности к изобразительному творчеству. Многие родители дома, вместе с детьми рисуют. Детям больше нравится рисовать  красками, цветными карандашами, фломастерами. У ребенка для домашних занятий художественной изобразительной деятельностью есть дома:  бумага (белая, цветная), краски,  пластилин, цветные мелки,  наборы цветных карандашей,  фломастеры,  кисти.



Предварительный просмотр:

ПРИНЯТО:

на педагогическом совете № 03

от « 25 » августа 2016г

УТВЕРЖДЕНО:

приказом заведующего

№___от «__»             2016г.

___________/ А.Ф. Мельникова

СОГЛАСОВАНО:

Заместитель заведующего по воспитательной и методической

работе  МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 50»

         _________/ В.С. Волкова

ПРОГРАММА

профессионального саморазвития

Тема: «Развитие творческих  способностей детей дошкольного возраста в процессе  изодеятельности»

с 2016 по 2017г.

Воспитатель:

Кочнева Ирина Юрьевна

2016

Тема: «Развитие творческих  способностей детей  младшего дошкольного возраста в процессе  изодеятельности»

Цель: На основе изучения  педагогической  литературы и положительного педагогического опыта  повысить свою педагогическую компетентность по вопросу: «Развитие творческих  способностей детей младшего дошкольного возраста в процессе  изодеятельности».

Задачи:

  • проанализировать методическую литературу по данной теме.
  • разработать этапы работы, содержание, формы и методы деятельности, направляющие  детей, родителей,   педагогов на  активность к достижению результата  развитие  творческих способностей  детей.
  • пополнить развивающую среду группы  средствами и материалами, необходимыми для решения задач по   художественному  творчеству.
  • подобрать и систематизировать методические приемы  работы педагога с детьми в руководстве их деятельностью по достижению результата.
  • провести итоговый мониторинг.

Актуальность:

        Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Дошкольного Образования включает 5 образовательных областей, одной из которой является  художественно-эстетическое развитие. Содержание  данной образовательной области  предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

         Все дети любят рисовать. Творчество для них - это отражение душевной работы. Рисование для ребенка – радостный, вдохновенный труд, к которому его не надо принуждать, но очень важно стимулировать и поддерживать малыша, постепенно, открывая перед ним новые возможности. Однако рисование карандашами, кистью и красками требует от ребенка высокого уровня владения техникой рисования, сформированных навыков рисования предметов и знания приемов рисования, а также приемов работы с различными красками. Очень часто отсутствие этих знаний и навыков быстро отвращает ребенка от рисования, поскольку получаемый в результате его усилий рисунок получается непривлекательным, он не соответствует желанию ребенка получить изображение, близкое к его замыслу или реальному объекту, который он пытался изобразить. Оригинальное, нетрадиционное рисование привлекает своей простотой и доступностью, раскрывает возможность использования хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов. Приобретая соответствующий опыт рисования в нетрадиционных техниках, и таким образом преодолевая страх перед неудачей, ребенок в дальнейшем будет получать удовольствие от работы с кистью и красками, будет беспрепятственно переходить к обучению технике рисования. А главное то, что нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка.

        Взаимодействие с семьями воспитанников является одним из главных условий развития личности ребенка в реализации задач художественно- эстетического развития. И для того, чтобы привлечь семью к участию в делах группы и детского сада, чтобы  родители стали  партнерами и единомышленниками в воспитании детей, мы  используем  разнообразные формы  сотрудничества с родителями.  Мы как педагоги стремимся не только обеспечить поддержку семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей, но и привлечь их к непосредственному участию в образовательной деятельности.

В нашем небольшом городе Заволжье   не развита система музеев, где дети могли бы познакомиться  с произведениями  искусства и живописи. Но заинтересованность родителей в хорошем художественно- эстетическом развитии детей в нашем дошкольном учреждении отмечается. Об этом свидетельствует анализ анкетных опросников, проводимых с родителями.  Поэтому мы ведём большую работу  по   художественно-эстетическому развитию воспитанников на основе использования разнообразных приемов,    и в частности  по обучению детей нетрадиционной технике рисования,    в разных формах образовательной деятельности.

Ожидаемые результаты:

  1. Разработана система работы по развитию творческих способностей.
  2. Развиты творческие способности на основе использования   элементов ТРИЗ.
  3. Внедрен  в практику инновационный опыт работы по использованию детьми нетрадиционных приемов рисования.

 Основные направления реализации программы:

  1. Гностические:

- Самоанализ результативности собственной деятельности.

- Выявление уровня развития детей.

- Педагог создает условия для проведения педагогической диагностики.

- Педагог владеет алгоритмом  заполнения индивидуальной карты развития ребенка.

2. Проектировочные:

-  Осуществляет целеполагание своей педагогической деятельности.

- Разработка новых технологий обучения (нестандартные формы занятий: презентации, интегрированные занятия)

- Изучение методических приемов  организации деятельности  с детьми раннего и дошкольного возраста.

 - Использование разнообразных форм организации детей.

3. Конструктивные:

- Выбор наиболее оптимальных форм детской деятельности: чтение художественной литературы (потешки, небольшие стихи, поговорки, пословицы), рассматривание произведений искусства, иллюстраций, картинок, рассказы и беседы воспитателя;  рассматривание иллюстраций, дидактические игры; физкультминутки.

-Выбор и организация наиболее оптимальных форм обучения на основе использования методов ТРИЗ: индивидуальная работа, знакомство с такими нетрадиционными техника рисования как (пальчиковая живопись; тычок полусухой жёсткой кистью, печать ладошкой, салфеткой; тычок обратной стороной кисти; рисование при помощи готовой печати (катушка от ниток, картофель) и т. д.  

- Владение способами организации разных видов детской деятельности.

- Создание условия для реализации ребенка в разных видах детской деятельности.

4. Коммуникативные: 

- Адекватная самооценка, умение объективно оценивать уровень педагогического мастерства.

- Учитывает индивидуальные и  психологические особенности воспитанников.

Этапы изучения темы:

1. Информационный блок – переработка теоретических материалов и подбор дидактического материала. Расширять представление о многообразии нетрадиционных техник рисования.

2. Технологический блок –  разработка конспектов, планов.

3. Организационный блок – создание предметно-развивающей среды.

4. Обобщающий – подведение итогов работы, рефлексия

Список изучаемой литературы:

(из таблицы)

Практический выход  

  • Подбор и изучение методической литературы, составление картотеки литературы и медиатеки.
  • Создание предметно – развивающей среды. 
  • Выставка детских поделок.


Формы работы по самообразованию

Учебный год

Содержание работы

Форма отчёта

Уровень

2016-2017

Продолжать знакомство с теоритическими знаниями о нетрадиционной технике рисования.

 Изучение литературы.

Краткие аннотации

ДОУ

Продолжение  составление картотеки методич. литературы. Сбор и ведение картотеки: «Нетрадиционные техники рисования»

Картотека: Подборка игр

« Игры с  красками ».

Составление конспектов занятий.

Картотека

ДОУ

Консультация для родителей:

Тема:  «Нетрадиционные техники рисования как способ развития мелкой моторики детей дошкольного возраста».

Материалы консультации

Публикация на сайте http://nsportal.ru

Консультация для педагогов на тему

Тема: «Нетрадиционные техники рисования  в совместной деятельности детей и родителей».

Материалы  консультации

ДОУ

Публикация на сайте http://nsportal.ru

Продолжение пополнения создание предметно – развивающей среды.

Фотоколлаж, проект группы

ДОУ

Темы:  «Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми 2–3 лет».

Презентация

Публикация на сайте http://nsportal.ru

Составление конспектов занятий.

Конспект

ДОУ

Выставки детских рисунков для родителей.

фотоколлаж

ДОУ

Принимать участие  в конкурсах.

конкурсы

в городских  и районных конкурсах.

Тема:  «Нетрадиционные техники рисования  с детьми раннего дошкольного возраста»

Мастер класс для родителей.

 

ДОУ

План мероприятий по реализации программы

Учебный год

Содержание работы

Форма отчёта

корректировки

2016 - 2017

Изучение научно-методической литературы:

1. Фатеева А.А. «Рисуем без кисточки».- Ярославль:: изд-во «Академия развития-Академия холдинг» 2007.

2. Кудейко М.В. Необычные способы рисования для больших и маленьких фантазёров. - Мозырь: Содействие, 2007.

Темы:  «Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми 2–3 лет».

3. Толкачёва С.Г., Руденко Л.П., Кузьмина Л.Н.. Рисование: перспектив. – темат. планирование  специально организ.  деятельности дошк. Возраста/ Толкачёва С.Г., Руденко Л.П., Кузьмина Л.Н.. Минск: Новое знание,  2010.

4. Жукова О.Г. Планирование и конспекты занятий по изодеятельности для детей раннего возраста. Издательство: Айрис-Дидактика, Айрис-Пресс  Серия: Дошкольное воспитание и развитие 2010 г.

5. Денисова, М.Ю. Чудесные ладошки. Развиваем художественно-творческие способности, мышление и воображение дошкольников: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / М. Ю. Денисова.- Мозырь: Белый Ветер,  2011

6.Сакулина Н.П., Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду, (Пособие для воспитателе)М., Просвещение», 1973.

7. Янушко Е.А. Рисование с детьми раннего возраста ( 1- 3 года). Методическое пособие для воспитателей и родителей. – М : Мозайка Синтез, 2006.

8. Штейнле  Н.Ф. Изобразительная деятельность. Младшие и средняя группы. Разработки занятий./ Сост. Штейнле  Н.Ф.- Волгоград: ИТД « Корифей», 2006.

9.Казакова Т. Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества: учеб. Пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям « Дошк. педагогика и психология», « Педагогика и методика дошк. образования»/ Т. Г. Казакова – М: Гуманитар изд. центр ВЛАДОС, 2006.

Тема: «Нетрадиционные техники рисования  в совместной деятельности детей и родителей».

Тема:  «Нетрадиционные техники рисования как способ развития мелкой моторики детей дошкольного возраста».

Тема: «Нетрадиционные техники рисования  в совместной деятельности детей и родителей».

Тема:  «Нетрадиционные техники рисования  с детьми раннего дошкольного возраста»

Продолжать знакомство с теоритическими знаниями о нетрадиционной технике рисования.

 Изучение литературы.

Пополнение каталога литературы по данной теме.

Картотека: Подборка игр

« Игры с  красками ».

Составление конспектов занятий.

Краткие аннотации.

Краткие аннотации.

Презентация.

Краткие аннотации.

Краткие аннотации.

Краткие аннотации.

Краткие аннотации.

Краткие аннотации.

Краткие аннотации.

Краткие аннотации.

Консультация  для  педагогов.

Консультации для  родителей.  

Материалы: Консультация для воспитателей

Организация предметно развивающей среды в группе. Фотоколлаж.

Продолжение пополнения создание предметно – развивающей среды.

Мастер класс для родителей.

ДОУ

ДОУ

Публикация на сайте http://nsportal.ru

ДОУ

ДОУ

ДОУ

ДОУ

ДОУ

ДОУ

ДОУ

ДОУ

Публикация на сайте http://nsportal.ru

ДОУ

Публикация на сайте http://nsportal.ru

ДОУ

Публикация на сайте http://nsportal.ru

ДОУ

ДОУ

ДОУ

                                                           

Вывод:

Анализируя  изученную методическую литературу  по данной теме, я сделала для себя вывод: Нетрадиционные изобразительные техники - это эффективное средство изображения, включающее новые художественно-выразительные приемы создания художественного образа, композиции и колорита, позволяющие обеспечить наибольшую выразительность образа в творческой работе, чтобы у детей не создавалось шаблона.

Изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных средств является наиболее благоприятной для развития творческого мышления детей, т.к. в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка.

Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку.

         Анализ изученной методической литературы   дает возможность применять в практике работы методические приемы рисования в нетрадиционной технике:

-тычок жесткой полусухой кистью,

-рисование пальчиками,

-рисование ладошкой,

-оттиск пробкой,

-оттиск печатками из картофеля,

-обрывание бумаги,

-скатывание бумаги,

-оттиск поролоном,

-оттиск пенопластом,

-оттиск печатками из ластика,

-оттиск смятой бумагой,

           В этом году остановила свой выбор на таких нетрадиционных техниках рисования, как

рисования мыльными пузырями, отпечатки листьев, оттиск печатками из картофеля.

           В своей работе использую такие формы организации и проведения занятий, как беседы, путешествия по сказкам, наблюдения, фотовыставки, выставки рисунков.

Поставленные цели и задачи были полностью реализованы. Не хватает материала в развивающей среде, для развития детей в рисовании  нетрадиционными техниками.

Цель моей работы:

          На основе изучения  педагогической  литературы и положительного педагогического опыта  повысить свою педагогическую компетентность по вопросу: «Развитие творческих  способностей детей дошкольного возраста в процессе  изодеятельности».

Задачи:

  • проанализировать методическую литературу по данной теме.
  • разработать этапы работы, содержание, формы и методы деятельности, направляющие  детей, родителей,   педагогов на  активность к достижению результата  развитие  творческих способностей  детей.
  • пополнить развивающую среду группы  средствами и материалами, необходимыми для решения задач по   художественному  творчеству.
  • подобрать и систематизировать методические приемы  работы педагога с детьми в руководстве их деятельностью по достижению результата.
  • провести итоговый мониторинг.

Считаю, что с поставленными перед собой задачами справилась.

          Изучила нетрадиционные техники рисования:

-печать по трафарету,

-монотипия предметная,

-черно-белый граттаж (грунтованный лист),

-кляксография обычная,

-кляксография с трубочкой,

-кляксография с ниточкой,

-набрызг,

-отпечатки листьев,

- тиснение,

-акварельные мелки,

-тычкование,

-цветной граттаж,

-мыльными пузырями

-монотипия пейзажная.

Провела для родителей мастер класс Тема:  «Нетрадиционные техники рисования  с детьми раннего дошкольного возраста»

Положительным результатом в своей работе считаю дома дети вмести с родителя рисуют дома и нарисовали рисунки ладошками, пальчиками.

Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Нетрадиционные техники позволяют педагогу осуществлять индивидуальный подход к детям, учитывать их желание, интерес.