Рабочая программа

Рабочая программа воспитателей первой младшей группы № 1 общеразвивающей направленности

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma.doc192.5 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №50 «Дюймовочка»

   

                                                                                         УТВЕРЖДАЮ:

                                                                                         Заведующий МБДОУ «Детский сад

                                                                                         № 50 «Дюймовочка»

                                                                                          _______________А.Ф. Мельникова

                                                                                         Приказ №______________________      

                                                                                        от_____________________________

                                                                                        Принято

                                                                              Протокол педагогического совета

                                                                                         №_________ от ____________

Рабочая программа

воспитателей  первой  младшей группы № 1

общеразвивающей направленности

                                                                                     Составители:

                                                                                                     Кочнева Ирина Юрьевна

г. Заволжье

Содержание

I.      Целевой раздел

Пояснительная записка.

1.1. Нормативно – правовая  база.

1.2. Цели и задачи рабочей программы.

1.3. Принципы и подходы к созданию программы.

1.4. Возрастные индивидуальные особенности детей.

1.5. Планируемые результаты освоения Программы, целевые ориентиры.

1.6.Система педагогического мониторинга развития по областям  (дневники индивидуального развития)

II.   Содержательный раздел

            2.1. Описание особенностей образовательной деятельности.

            2.2. Комплексно-тематическое планирование.

            2.3. Календарно-перспективное планирование.

            2.4. Особенности сотрудничества с семьями воспитанников.

            2.4.1. Социальный портрет группы.

            2.4.2. Сведения о родителях.

            2.4.3. Перспективный план взаимодействия с семьями воспитанников.

            2.4.4. Протоколы  родительского  собрания.

            2.4.5. Консультации для родителей.                  

           

III.   Организационный раздел

             3.1. Адаптационный режим пребывания воспитанников в детском саду.

             3.2. Расписание занятий.            

             3.3. Режим организации  жизнедеятельности  детей на холодный период года.

             3.4. Режим организации  жизнедеятельности  детей  на тёплый  период года

             3.5. Двигательный режим  ( в течение недели при 12-часовом пребывании ).

             3.6. Формы работы с детьми.

             3.7. Баланс жизнедеятельности   детей.          

             3.8. Профилактическо - оздоровительный план.

             3. 9. Оздоровительная работа в режиме дня.

             3.10.Лист  индивидуальных особенностей воспитанников.

             3.11.Традиции группы.

             3. 12.Программно-методическое обеспечение образовательного процесса по    образовательным областям.

             3.13. Организация предметно-пространственной среды.

   

 

I.      Целевой раздел

Пояснительная записка

Настоящая Программа разработана на основании основной образовательной программы ДОУ, федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования, примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой/

Рабочая программа определяет содержание и организацию воспитательно-образовательного процесса для детей 1 младшей группы и направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей.

1.1.Нормативно – правовая  база

Рабочая программа   разработана на основании следующих документов:

  • Конституция РФ
  • Концепция развития образования
  • ФЗ № 122 от 22.08.04; ст.2 п.3 «Общедоступность и адаптивность образования к уровням и особенностям развития и подготовки детей»
  • ФЗ № 122 от 22.08.04; ст.14 п.1 «Обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации»
  • Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Mинздравсоцразвития России) от 26 августа 2010 г. N 761н г. Москва «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»»
  • Письмо Министерства образования и науки от 21.10.2010г. № 03-248 «О разработке основной общеобразовательной программы дошкольного образования».
  • Санитарно – эпидемиологические правила и нормы для ДОУ (Сан ПиН 2.4.1.2660-10)

Федеральный уровень образования

  • Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
  • Федеральная целевая программа развития образования на 2016 – 2020 годы
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»;
  • Приказ МО и науки РФ от 17.10.2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (ФГОС ДО);
  • Письмо МО и науки РФ от 28.02.2014 № 08-249 «Комментарии к ФГОС дошкольного образования»
  • Профессиональный стандарт педагога дошкольной образовательной организации

Региональный  уровень образования

  • Государственная программа «Развитие образования в Нижегородской области» на 2016 год и плановый период 2017 – 2018 гг.

II

  • Приказ Министерства образования Нижегородской области от 21.02.14 № 116 «О создании координационной группы по введению ФГОС дошкольного образования»
  • Приказ МО НО от 27.02.14 № 488 «Об утверждении плана-графика действий по обеспечению введения федерального государственного стандарта дошкольного образования в Нижегородской области»

1.2. Цель и задачи  рабочей программы

       Цель:  создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком

дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее

развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными

индивидуальными  особенностями, обеспечение безопасности жизнедеятельности

дошкольника.

Исходя из поставленной цели, формируются следующие задачи:

  • учет индивидуальных потребностей ребёнка,
  • забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;
  • создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволит растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;
  • максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности образовательного процесса;
  • творческая организация (креативность) воспитательно-образовательного процесса;
  • вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творческие способности в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;
  • уважительное отношение к результатам детского творчества;
  • единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи;
  • координация подходов к воспитанию детей в условиях ДОУ и семьи;
  • обеспечение участия семьи в жизни группы детского сада и дошкольного

учреждения в целом.

1.3. Принципы и подходы к формированию рабочей образовательной программы

Рабочая программа первой младшей группы сформирована в соответствии с принципами и подходами, определёнными Федеральными государственными образовательными стандартами:

  • принцип индивидуализации, учета возможностей, особенностей развития потребностей  каждого ребенка;
  • принцип признания каждого ребенка полноправным участником образовательного процесса;
  • принцип поддержки детской инициативы и формирования познавательных интересов каждого ребенка;
  • принцип интеграции усилий специалистов;

принцип конкретности и доступности учебного материала, соответствия требований, методов, приемов и условия образования индивидуальным и возрастным особенностям детей;

  • принцип систематичности и взаимосвязи учебного материала;

III

  • принцип постепенности подачи учебного материала;
  •  принцип концентрического наращивания информации в каждой из последующих возрастных групп во всех пяти образовательных областях

1.4.Возрастные  и индивидуальные особенности детей

На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее. Продолжает развиваться предметная деятельность, ситуативно-деловое общение ребенка и взрослого; совершенствуются восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление.

Развитие предметной деятельности связано с усвоением культурных способов действия с различными предметами. Развиваются соотносящие и орудийные действия.

 Умение выполнять орудийные действия развивает произвольность, преобразуя натуральные формы активности в культурные на основе предлагаемой взрослыми модели, которая выступает в качестве не только объекта для подражания, но и образца, регулирующего собственную активность ребенка.

В ходе совместной со взрослыми предметной деятельности продолжает развиваться понимание речи. Слово отделяется от ситуации и приобретает самостоятельное значение. Дети продолжают осваивать названия окружающих предметов, учатся выполнять простые словесные просьбы взрослых в пределах видимой наглядной ситуации.

Количество понимаемых слов значительно возрастает. Совершенствуется регуляция поведения в результате обращения взрослых к ребенку, который начинает понимать не только инструкцию, но и рассказ взрослых.

Интенсивно развивается активная речь детей. К трем годам они осваивают основные грамматические структуры, пытаются строить простые предложения, в разговоре со взрослым используют практически все части речи. Активный словарь достигает примерно 1000-1500 слов.

К концу третьего года жизни речь становится средством общения ребенка со сверстниками. В этом возрасте у детей формируются новые виды деятельности: игра, рисование, конструирование.

Игра носит процессуальный характер, главное в ней — действия, которые совершаются с игровыми предметами, приближенными к реальности.

В середине третьего года жизни появляются действия с предметами заместителями.

Появление собственно изобразительной деятельности обусловлено тем, что ребенок уже способен сформулировать намерение изобразить какой либо предмет. Типичным является изображение человека в виде «головонога» — окружности и отходящих от нее линий.

На третьем году жизни совершенствуются зрительные и слуховые ориентировки, что позволяет детям безошибочно выполнять ряд заданий: осуществлять выбор из 2-3 предметов по форме, величине и цвету; различать мелодии; петь.

Совершенствуется слуховое восприятие, прежде всего фонематический слух. К трем годам дети воспринимают все звуки родного языка, но произносят их с большими искажениями.

Основной формой мышления становится наглядно-действенная. Ее особенность заключается в том, что возникающие в жизни ребенка проблемные ситуации разрешаются путем реального действия с предметами.

Для детей этого возраста характерна неосознанность мотивов, импульсивность и зависимость чувств и желаний от ситуации. Дети легко заражаются эмоциональным состоянием сверстников. Однако в этот период начинает складываться и произвольность поведения. Она обусловлена развитием орудийных действий и речи.

 IV

 

У детей появляются чувства гордости и стыда, начинают формироваться элементы самосознания, связанные с идентификацией с именем и полом.                                                                                         Ранний возраст завершается кризисом трех лет. Ребенок осознает себя как отдельного человека, отличного от взрослого. У него формируется образ Я. Кризис часто сопровождается рядом отрицательных проявлений: негативизмом, упрямством, нарушением общения со взрослым и др. Кризис может продолжаться от нескольких месяцев до двух лет.

1.5. Планируемые результаты освоения Программы,

 целевые ориентиры

    Требования  Стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования. Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей.

 Целевые ориентиры образования в младенческом и раннем возрасте:

•        ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий;

•        использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении;

•        владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек;

•        стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого;

•        проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им;

•        проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства;

•        у ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание и пр.). С интересом участвует в подвижных играх с простым содержанием, несложными движениями.

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования

• Ребенок овладевает основными культурными средствами, способа- ми деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах  деятельности — игре,  общении,  познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности.

• Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.

• Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, со- переживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты. Умеет выражать и отстаивать свою позицию по разным вопросам.

V

• Способен сотрудничать и выполнять как лидерские, так и исполнительские функции в совместной деятельности.

• Понимает, что все люди равны вне зависимости от их социального происхождения, этнической принадлежности, религиозных и других верований, их физических и психических особенностей.

• Проявляет эмпатию по отношению к другим людям, готовность прийти на помощь тем, кто в этом нуждается.

• Проявляет умение слышать других и стремление быть понятым другими.

• Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации; умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам. Умеет распознавать различные ситуации и адекватно их оценивать.

• Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности.

• У ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынос- лив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими.

• Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и навыки личной гигиены.

• Проявляет ответственность за начатое дело.

• Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т. п.; способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

• Открыт новому, то есть проявляет стремления к получению знаний, положительной мотивации к дальнейшему обучению в школе, институте.

• Проявляет уважение к жизни (в различных ее формах) и заботу об окружающей среде.

• Эмоционально отзывается на красоту окружающего мира, произведения народного и профессионального искусства (музыку, танцы, театральную деятельность, изобразительную деятельность и т. д.).

• Проявляет патриотические чувства, ощущает гордость за свою страну, ее достижения, имеет представление о ее географическом разнообразии, многонациональности, важнейших исторических событиях.

• Имеет первичные представления о себе, семье, традиционных семейных ценностях, включая традиционные гендерные ориентации, про- являет уважение к своему и противоположному полу.

• Соблюдает элементарные общепринятые нормы, имеет первичные ценностные представления о том, «что такое хорошо и что такое плохо», стремится поступать хорошо; проявляет уважение к старшим и заботу о младших.

• Имеет начальные представления о здоровом образе жизни. Воспринимает здоровый образ жизни как ценность.

VI

1.6. Система педагогического мониторинга развития

по областям

 (дневники индивидуального развития)

Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы (далее – мониторинг) направлена на осуществление оценки индивидуального развития детей.    Такая оценка проводится педагогическим работников в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).

Основная задача мониторинга заключается в том, чтобы определить степень освоения ребенком образовательной программы и влияние образовательного процесса, организуемого в ДОУ, на развитие ребенка.

        Данные мониторинга оформляются в  дневниках индивидуального развития воспитанников после каждого периода диагностики (стартовая, промежуточная, итоговая)

Алгоритм заполнения карт индивидуального развития воспитанников

  1. заполнение в плане воспитательно-образовательной работы колонки «Оценка уровня освоения детьми ООП»

Не только по задачам в занятиях, а по всем формам организации деятельности детей в течение дня.

(примерные формулировки: затрудняются в количественном счете до 5 Сережа, Саша и Маша;

Не смогли изобразить человека в движении;

Испытывают затруднения в использовании существительных родительного падежа, множественного числа)

Записи ведутся обоими воспитателями каждый день

  1. по итогам реализации каждой темы комплексно-тематического планирования на основании обсуждения сделанных записей заполоняются карты индивидуального развития по образовательным областям.

(формулировки: находится на стадии формирования, формируется, закончена стадия формирования)

  1. на основании полученных данных подводятся итоги освоения программы каждым ребенком в рамках тем, реализуемых в промежуток между диагностиками. (стартовой, промежуточной, итоговой)

  1. в графе «Корректировка» прописываются коррекционные мероприятия: игры упражнения, индивидуальная работа и т.д.

  1. по результатам анализа данных всех диагностик в конце года составляется краткая характеристика на ребенка. Характеристика является оценкой развития ребенка в положительной динамике.

  1. Данная характеристика может быть использована для разработки индивидуального образовательного маршрута ребенка.

В подведении итогов освоения программы после результатов каждой диагностики

учитываются данные специалистов и родителей.

Анкета для родителей предлагают для заполнения в начале и конце года

                                                                                                                                            VII

II.    Содержательный раздел

           

2.1. Описание особенностей образовательной деятельности

           

Образовательная программа решает задачи развития ребенка раннего возраста в соответствии с образовательными областями. Содержание Программы включает совокупность нижеследующих пяти образовательных областей, которые обеспечивают социальную ситуацию развития личности ребенка, мотивации и способностей детей в различных видах детской деятельности:

● физическое развитие.

● познавательное развитие,

● речевое развитие,

● художественно-эстетическое развитие,

● социально-коммуникативное развитие.

Образовательная область « Физическое развитие».

«Здоровье»

«Содержание образовательной области « Физическое развитие» направлено на достижение целей охраны здоровья детей и формирования основы культуры здоровья через решение следующих задач:

•сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;

•воспитание культурно гигиенических навыков;

•формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.

Сохранение и укрепление Физического и психического здоровья детей

В течение года под руководством медицинского персонала, учитывая здоровье детей и местные условия, осуществлять комплекс закаливающих процедур с использованием природных факторов: воздуха, солнца, воды. Приучать детей находиться в помещении в облегченной одежде. Обеспечивать длительность их пребывания на воздухе в соответствии с режимом дня.

При проведении закаливающих мероприятий осуществлять дифференцированный подход к детям с учетом состояния их здоровья.

Специальные закаливающие процедуры проводить по решению администрации и медицинского персонала дошкольного учреждения, принимая во внимание пожелания родителей.

Воспитание культурно-гигиенических навыков

Продолжать учить детей под контролем взрослого, а затем самостоятельно мыть руки по мере загрязнения и перед едой, насухо вытирать лицо и руки личным полотенцем.

Формировать умение с помощью взрослого приводить себя в порядок. Формировать навык пользования индивидуальными предметами (носовым платком, салфеткой, полотенцем, расческой, горшком).

Во время еды учить детей правильно держать ложку.

Обучать детей порядку одевания и раздевания. При небольшой помощи взрослого учить снимать одежду, обувь (расстегивать пуговицы спереди, застежки на липучках); в определенном порядке аккуратно складывать снятую одежду; правильно надевать одежду и обувь.

Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни

Формировать представления о значении каждого органа для нормальной жизнедеятельности человека: глазки —смотреть, ушки —слышать, носик - нюхать, язычок — пробовать (определять) на вкус, ручки—хватать, держать, трогать; ножки—стоять, прыгать, бегать, ходить; голова—думать, запоминать; туловище — наклоняться и поворачиваться в разные стороны.

                                                                                                                                           VIII

Образовательная область «Физическая культура»

 

         «Содержание образовательной области «Физическая культура» направлено на

достижение целей формирования у детей интереса и ценностного отношения к

занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие через решение

следующих специфических задач:

• развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и

координации);

• накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными

движениями);

• формирование у воспитанников потребности в двигательной активности

и физическом совершенствовании.

Развитие физических качеств, накопление и обогащение двигательного опыта.

Формировать умение ходить и бегать, не наталкиваясь друг на друга, с согласованными, свободными движениями рук и ног. Приучать действовать сообща, придерживаясь определенного направления передвижения с опорой на зрительные ориентиры, менять направление и характер движения во время ходьбы и бега в соответствии с указанием педагога.

Формировать умение сохранять устойчивое положение тела, правильную осанку.

Развивать движения в ходе обучения разнообразным формам двигательной активности.

Закреплять навыки ползания, лазанья, разнообразные действия с мячом (брать, держать,  переносить, класть, бросать, катать).

Развивать умение прыгать на двух ногах на месте, с продвижением вперед, в длину с  места, отталкиваясь двумя ногами.

Формирование потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании

Воспитывать желание выполнять физические упражнения на прогулке.

Развивать стремление играть в подвижные игры с простым содержанием, несложными движениями. Развивать умение играть в игры, способствующие совершенствованию основных  движений (ходьба, бег, бросание, катание). Формировать выразительность движений, умение передавать простейшие действия некоторых персонажей (попрыгать, как зайчики; поклевать  зернышки и попить водичку, как цыплята, и т.п.).

Образовательная область «Социально - коммуникативное развитие».

Содержание образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» направлено на достижение целей освоения первоначальных представлений социального характера и включения детей в систему социальных отношений через решение следующих задач:

- развитие игровой деятельности детей;

-приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным);

-формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу».

Развитие игровой деятельности

Сюжетно-ролевые игры

Формировать умение проявлять интерес к игровым действиям сверстников. Помогать играть рядом, не мешая друг другу. Развивать умение играть вместе со сверстниками.

                                                                                                                                              IX

 Формировать умение выполнять несколько действий с одним предметом и переносить знакомые действия с одного объекта на другой; выполнять с помощью взрослого несколько игровых действий, объединенных сюжетной канвой. Содействовать желанию детей самостоятельно подбирать игрушки и атрибуты для игры, использовать предметы-заместители.

Подводить детей к пониманию роли в игре. Формировать начальные навыки ролевого поведения; учить связывать сюжетные действия с ролью.

Подвижные игры

Развивать у детей желание играть вместе с воспитателем в подвижные игры с простым содержанием. Приучать к совместным играм небольшими группами. Поддерживать игры, в которых совершенствуются движения (ходьба, бег, бросание, катание).

Театрализованные игры

Пробуждать интерес к театрализованной игре путем первого опыта общения с персонажем (кукла Катя показывает концерт), расширения контактов со взрослым (бабушка приглашает на деревенский двор).

Побуждать детей отзываться на игры-действия со звуками (живой и нет живой природы), подражать движениям животных и птиц под музыку, под звучащее слово (в произведениях малых фольклорных форм).

Способствовать проявлению самостоятельности, активности в игре с персонажами-игрушками.

Создавать условия для систематического восприятия театрализованных выступлений педагогического театра (взрослых).

Дидактические игры

Обогащать в играх с дидактическим материалом чувственный опыт детей. Учить собирать пирамидку (башенку) из 5-8 колец разной величины; ориентироваться в соотношении плоскостных фигур «Геометрической мозаики» (крут, треугольник, квадрат, прямоугольник); составлять целое из четырех частей (разрезных картинок, складных кубиков); сравнивать, соотносить, группировать, устанавливать тождество и различие однородных предметов по одному из сенсорных признаков (цвет, форма, величина).

Проводить дидактические игры на развитие внимания и памяти («Чего не стало?» и т.п.); слуховой дифференциации («Что звучит?» и т.п.); тактильных ощущений, температурных различий («Чудесный мешочек», «Теплый —холодный», «Легкий —тяжелый» и т.п.); мелкой моторики руки (игрушки с пуговицами, крючками, молниями, шнуровкой и т.д.).

Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным)

Способствовать накоплению опыта доброжелательных взаимоотношений со сверстниками: обращать внимание детей на ребенка, проявившего заботу о товарище, выразившего ему сочувствие. Формировать у каждого ребенка уверенность в том, что взрослые любят его, как и всех остальных детей.

                                                                                                                                               X

Воспитывать отрицательное отношение к грубости, жадности; развивать умение играть не ссорясь, помогать друг другу и вместе радоваться успехам, красивым игрушкам и т. п.

Продолжать формировать умение здороваться и прощаться (по напоминанию взрослого); излагать собственные просьбы спокойно, употребляя слова «спасибо» и «пожалуйста».

Воспитывать внимательное отношение и любовь к родителям и близким людям.

Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому  сообществу

Образ Я. Начать формировать элементарные представления о росте и развитии ребенка, изменении его социального статуса (взрослении) в связи с началом посещения детского сада. Закреплять умение называть свое имя.

Семья. Развивать умение называть имена членов своей семьи.

Детский сад. Развивать представления о положительных сторонах детского сада, его общности с домом (тепло, уют, любовь и др.) и отличиях от домашней обстановки (больше друзей, игрушек, самостоятельности и т. д.). Развивать умение ориентироваться в помещении группы, на участке.

Родная страна. Напоминать детям название города (поселка), в котором они живут.

         Развитие трудовой деятельности

         Обучать детей порядку одевания и раздевания; формировать умение складывать в определенном порядке снятую одежду. Приучать к опрятности. Привлекать детей к выполнению простейших трудовых действий.

Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам

         Приучать поддерживать порядок в игровой комнате, по окончании игр расставлять игровой материал по местам.

Развивать умение совместно со взрослым и под его контролем перед едой ставить хлебницы (без хлеба) и салфетницы.

Формирование первичных представлений о труде взрослых,  его роли в обществе и жизни каждого человека

          Воспитывать интерес к труду взрослых. Расширять круг наблюдений детей за трудом взрослых. Обращать их внимание на то, что и как делает взрослый, зачем он выполняет те или иные действия. Поддерживать желание помогать взрослым.

В помещении и на участке привлекать внимание детей к тому, как взрослый ухаживает за растениями (поливает) и животными (кормит).

Учить узнавать и называть некоторые трудовые действия (помощник воспитателя моет посуду, приносит еду, меняет полотенца и т. д.).

«Безопасность»

«Содержание образовательной области „Безопасность" направлено на достижение целей формирования основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирования предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего  мира) через решение следующих задач:

• формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира

природы ситуациях и способах поведения в них;

                                                                                                                                              XI

• приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения;

• передачу детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;

• формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям».

Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности

Знакомить с элементарными правилами поведения в детском саду: играть с детьми, не мешая им и не причиняя боль; уходить из детского сада только с родителями; не разговаривать и не брать предметы и угощение у незнакомых людей и т.д.

Объяснять детям, что нельзя брать в рот несъедобные предметы, никакие предметы

нельзя засовывать в ухо или в нос —это опасно!

Учить детей правилам безопасного передвижения в помещении: быть осторожными при спуске и подъеме по лестнице; держаться за перила.

С помощью художественных и фольклорных произведений знакомить с правилами

безопасного для человека и окружающего мира поведения.

О правилах безопасности дорожного движения.

 Дать детям элементарные представления  о правилах дорожного движения: автомобили ездят по дороге (проезжей части); светофор  регулирует движение транспорта и пешеходов; на красный свет светофора нужно стоять, на зеленый—двигаться; переходить улицу можно только со взрослым, крепко держась за руку.

Рассказать детям, что по дороге ездят различные автомобили. Ведет автомобиль

водитель. В автобусах люди едут на работу, в магазин, в детский сад.

Объяснять элементарные правила поведения детей в автобусе (в автобусе дети могут ездить только со взрослыми; разговаривать нужно спокойно не мешая другим; слушаться взрослых и т. д.).

Читать детям рассказы, стихи, сказки по теме «Дорожное движение».

Формирование предпосылок экологического сознания

Формировать элементарные представления о правильных способах взаимодействия с  растениями и животными: рассматривать растения, не нанося им вред; наблюдать за

животными, не беспокоя их и не причиняя им вреда; кормить животных только с разрешения  взрослых.

Объяснять детям, что рвать любые растения и есть их нельзя.

Образовательная область « Познавательное развитие»

 Содержание образовательной области «Познание» направлено на достижение

целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития развитие познавательно исследовательской и продуктивной (конструктивной)

деятельности;

• формирование элементарных математических представлений;

• формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей».

Сенсорное развитие

Продолжать работу по обогащению непосредственного чувственного опыта детей в

разных видах деятельности. Помогать им обследовать предметы, выделяя их цвет, величину, форму.

Побуждать включать движения рук по предмету в процесс знакомства с ним: обводить руками части предмета, гладить их и т.д.

                                                                                                                                            XII

Упражнять в установлении сходства и различия между предметами, имеющими

одинаковое название (одинаковые лопатки; большой красный мяч — маленький синий мяч).

Формировать умение называть свойства предметов.

Развитие познавательно-исследовательской  и продуктивной (конструктивной) деятельности

Развивать продуктивную (конструктивную) деятельность.

В процессе игры с настольным и напольным строительным материалом продолжать знакомить детей с деталями (кубик, кирпичик, трехгранная призма, пластина, цилиндр), с  вариантами расположения строительных форм на плоскости.

Развивать умение детей сооружать элементарные постройки по образцу, поддерживать  желание строить что-то самостоятельно.

Способствовать пониманию пространственных соотношений.

Предлагать использовать дополнительные сюжетные игрушки, соразмерные масштабам  построек (маленькие машинки для маленьких гаражей и т. п.).

По окончании игры приучать убирать игрушки на место.

Знакомить детей с простейшими пластмассовыми конструкторами.

Предлагать совместно со взрослым конструировать башенки, домики, машины.

Поддерживать желание детей строить самостоятельно. В летнее время способствовать строительным играм с использованием природного материала (песок, вода, желуди, камешки и  т. п.).

Формирование элементарных математических представлений

Количество. Привлекать детей к формированию групп однородных предметов.

Формировать умение различать количество предметов: много — один (один - много).

Величина. Привлекать внимание детей к предметам контрастных размеров и их

обозначению в речи (большой дом — маленький домик, большая матрешка — маленькая

матрешка, большие мячи — маленькие мячи и т.д.)

Форма. Формировать умение различать предметы по форме и называть их (кубик,

кирпичик, шар).

Ориентировка в пространстве. Продолжать накапливать у детей опыт практического  освоения окружающего пространства (помещений группы и участка детского сада).

Учить находить спальную, игровую, умывальную и другие комнаты.

Расширять опыт ориентировки в частях собственного тела (голова, лицо, руки, ноги, спина).

Учить двигаться за воспитателем в определенном направлении.

Формирование целостной картины мира, расширение кругозора

Предметное и социальное окружение

Продолжать знакомить детей с названиями предметов ближайшего окружения: игрушки,  посуда, одежда, обувь, мебель.

Формировать представления о простейших связях между предметами ближайшего

окружения.

Учить детей называть цвет, величину предметов, материал, из которого они сделаны  (бумага, дерево, ткань, глина); сравнивать знакомые предметы разные шапки, варежки, обувь и т. п.), подбирать предметы по тождеству найди такой же, подбери пару), группировать их по  способу использования (из чашки пьют и т. д.).

Знакомить с транспортными средствами ближайшего окружения.

Ознакомление с природой

Знакомить детей с доступными явлениями природы.

                                                                                                                                           XIII

Учить узнавать в натуре, на картинках, в игрушках домашних животных кошку, собаку,  корову, курицу и т. д.) и их детенышей и называть их; узнавать на картинках некоторых диких  животных (медведя, зайца, лису и т. д.) : называть их.

Наблюдать за птицами и насекомыми на участке (бабочка и божья коровка), за рыбками в аквариуме. Приучать детей подкармливать птиц.

Учить различать по внешнему виду овощи (помидор, огурец, морковь) фрукты (яблоко, груша и т.д.).

Помогать детям замечать красоту природы в разное время года.

Воспитывать бережное отношение к растениям и животным. Учить основам

взаимодействия с природой (рассматривать растения и животных, не нанося им вред; одеваться по погоде).

Сезонные наблюдения

Осень. Формировать элементарные представления об осенних изменениях в природе:  похолодало, на деревьях пожелтели и опадают листья; о том, что осенью созревают многие  овощи и фрукты.

Зима. Формировать представления о зимних природных явлениях: стало холодно, идет  снег, лед, скользко, можно упасть. Привлекать к участию в зимних забавах (катание с горки и  на санках, игра в снежки, лепка снеговика и т.п.).

Весна. Формировать представления о весенних изменениях в природе: потеплело, тает   снег; появились лужи, травка, насекомые; набухли почки.

Лето. Наблюдать с детьми природные изменения: яркое солнце, жарко, летают бабочки.

Образовательная область  «Речевое развитие»

«Содержание образовательной области направлено на достижение  целей овладения конструктивными способами и средствами  взаимодействия с окружающими людьми через решение следующих задач:

• развитие свободного общения со взрослыми и детьми;

• развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи— диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности;

• практическое овладение воспитанниками нормами речи».

Развитие свободного общения со взрослыми и детьми

Способствовать развитию речи как средства общения. Давать детям разнообразные

поручения, которые дадут им возможность общаться со сверстниками и взрослыми («Загляни в  раздевалку и расскажи мне, кто пришел», «Узнай у тети Оли и расскажи мне...», «Предупреди

Митю... Что ты сказал Мите? И что он тебе ответил?»).

Предлагать для самостоятельного рассматривания картинки, книжки, игрушки в

качестве наглядного материала для общения детей друг с другом и воспитателем. Рассказывать  детям об этих предметах, а также об интересных событиях (например, о повадках и хитростях  домашних животных). На картинках показывать состояния людей и животных: радуется,  грустит и т. д.

Добиваться того, чтобы к концу третьего года жизни речь стала полноценным средством  общения детей друг с другом.

                                                                                                                                           XIV

Развитие всех компонентов устной речи, практическое овладение нормами речи

Формирование словаря

На основе расширения ориентировки детей в ближайшем окружении развивать

понимание речи и активизировать словарь.

Развивать умение детей по словесному указанию педагога находить предметы по

названию, цвету, размеру («Принеси Машеньке вазочку для варенья», «Возьми красный

карандаш», «Спой песенку маленькому медвежонку»); называть их местоположение («Грибок  на верхней полочке, высоко», «Стоят рядом»); имитировать действия людей и движения  животных («Покажи, как поливают из леечки», «Походи, как медвежонок»).

Обогащать словарь детей:

•существительными, обозначающими названия игрушек, предметов личной гигиены  (полотенце, зубная щетка, расческа, носовой платок), одежды, обуви, посуды, мебели, спальных  принадлежностей (одеяло, подушка, простыня, пижама), транспортных средств (автомашина,  автобус), овощей, фруктов, домашних животных и их детенышей;

•глаголами, обозначающими трудовые действия (стирать, гладить, лечить, поливать), действия, противоположные по значению (открывать — закрывать, снимать — надевать, брать — класть), действия, характеризующие взаимоотношения людей (помочь, пожалеть, подарить, обнять), их эмоциональное состояние (плакать, смеяться, радоваться, обижаться);

•прилагательными, обозначающими цвет, величину, вкус, температуру предметов

(красный, синий, сладкий, кислый, большой, маленький,

•наречиями (близко, далеко, высоко, быстро, темно, тихо, холодно, жарко, скользко).

Способствовать употреблению усвоенных слов в самостоятельной речи. К концу года  дошкольники должны иметь словарный запас не менее 1000-1200 слов.

Звуковая культура речи

Упражнять детей в отчетливом произнесении изолированных гласных и согласных

звуков (кроме свистящих, шипящих и сонорных), в правильном воспроизведении

звукоподражаний, слов и несложных фраз (из 2-4 слов),

Способствовать развитию артикуляционного и голосового аппарата, вечевого дыхания, слухового внимания.

Формировать умение пользоваться (по подражанию) высотой и силой голоса («Киска, брысь!», «Кто пришел?», «Кто стучит?»).

Грамматический строй речи

Совершенствовать грамматическую структуру речи.

          Учить согласовывать существительные и местоимения с глаголами, употреблять глаголы  в будущем и прошедшем времени, изменять их по лицам, использовать в речи предлоги (в, на, у, за, под).

Упражнять в употреблении некоторых вопросительных слов (кто, что, где) и несложных  фраз, состоящих из 2-4 слов («Кисонька-мурысенька, куда пошла?»).

Связная речь

Помогать детям отвечать на простейшие («что?», «кто?», «что делает?») и более

сложные вопросы («во что одет?», «что везет?», «кому?», «какой?», «где?», «когда?», «куда?»).

Поощрять попытки детей старше 2 лет 6 месяцев по собственной инициативе или по  просьбе воспитателя рассказывать об изображенном на картинке, о новой игрушке (обновке), о  событии из личного опыта.

Во время игр-инсценировок учить детей повторять несложные фразы. Помогать детям  старше 2 лет 6 месяцев драматизировать отрывки из хорошо знакомых сказок.

 

                                                                                                                                            XV

Формировать умение слушать небольшие рассказы без наглядного сопровождения.

«Чтение художественной литературы» направлено на достижение цели формирования интереса и потребности в чтении  (восприятии) книг через решение следующих задач:

• формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных

представлений;

• развитие литературной речи;

•приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного

восприятия и эстетического вкуса».

Формирование интереса и потребности в чтении

Регулярно читать детям художественные и познавательные книги. Формировать

понимание того, что из книг можно узнать много интересного.

Побуждать называть знакомые предметы, показывать их по просьбе воспитателя,

приучать задавать вопросы: «Кто (что) это?», «Что делает?».

Продолжать приобщать детей к рассматриванию рисунков в книгах.

Читать детям художественные произведения, предусмотренные Программой для второй  группы раннего возраста.

Продолжать приучать детей слушать народные песенки, сказки, авторские произведения.

Сопровождать чтение показом игрушек, картинок, персонажей настольного театра и других  средств наглядности, а также формировать умение слушать художественное произведение без  наглядного сопровождения.

Сопровождать чтение небольших поэтических произведений игровыми действиями.

Предоставлять детям возможность договаривать слова, фразы при чтении воспитателем  знакомых стихотворений.

Поощрять попытки читать стихотворный текст целиком с помощью взрослого.

Помогать детям старше 2 лет 6 месяцев играть в хорошо знакомую сказку.

Образовательная область « Художественно-эстетическое развитие»

«Художественное творчество»

«Содержание образовательной области «Художественное творчество»

направлено на достижение целей формирования интереса к эстетической стороне

окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении

через решение следующих задач:

• развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация,

художественный труд);

• развитие детского творчества;

• приобщение к изобразительному искусству».

Развитие продуктивной деятельности

Рисование

Развивать восприятие детей, обогащать их сенсорный опыт путем выделения формы  предметов, обведения их по контуру поочередно то одной, то другой рукой.

Подводить детей к изображению знакомых предметов, предоставляя им свободу выбора.

Обращать внимание детей на то, что карандаш (кисть, фломастер) оставляет след на  бумаге, если провести по ней отточенным концом карандаша (фломастером, ворсом кисти).

Поощрять желание следить за движением карандаша по бумаге.

                                                                                                                                           XVI

Развивать эстетическое восприятие окружающих предметов. Учить детей различать

цвета карандашей, фломастеров, правильно называть их; рисовать разные линии (длинные,  короткие, вертикальные, горизонтальные, наклонные), пересекать их, уподобляя предметам: ленточкам, платочкам, дорожкам, ручейкам, сосулькам, заборчику и др. Подводить детей к  рисованию предметов округлой формы.

Формировать правильную позу при рисовании (сидеть свободно, не наклоняться низко  над листом бумаги, свободная рука придерживает лист бумаги, на котором рисует малыш).

Формировать умение бережно относиться к материалам, правильно их использовать: по окончании рисования класть их на место, предварительно хорошо промыв кисточку в воде.

Приучать держать карандаш и кисть свободно: карандаш — тремя пальцами выше

отточенного конца, кисть — чуть выше железного наконечника; набирать краску на кисть, макая ее всем ворсом в баночку, снимать лишнюю краску, прикасаясь ворсом к краю баночки.

Лепка

Вызывать у детей интерес к лепке. Знакомить с пластическими материалами: глиной, пластилином, пластической массой (отдавая предпочтение глине). Учить аккуратно  пользоваться материалами.

Развивать умение отламывать комочки глины от большого куска; лепить палочки и

колбаски, раскатывая комочек между ладонями прямыми движениями; соединять концы

палочки, плотно прижимая их друг к другу (колечко, бараночка, колесо и др.).

Формировать умение раскатывать комочек глины круговыми движениями ладоней для  изображения предметов круглой формы (шарик, яблоко, ягода и др.), сплющивать комочек  между ладонями (лепешки, печенье, пряники); делать пальцами углубление в середине  сплющенного комочка (миска, блюдце). Учить соединять две вылепленные формы в один  предмет: палочка и шарик (погремушка или грибок), два шарика (неваляшка) и т. п.

Приучать детей класть глину и вылепленные предметы на дощечку или специальную заранее подготовленную клеенку.

Развитие детского творчества

Вызывать у детей интерес к действиям с карандашами, фломастерами, кистью, красками, глиной. Формировать представление о том, что карандашами, фломастерами и красками рисуют, а из глины лепят.

Привлекать внимание детей к изображенным на бумаге разнообразным линиям, конфигурациям. Побуждать задумываться над тем, что они нарисовали, подводить к простейшим ассоциациям: на что это похоже.

Вызывать чувство радости от штрихов и линий, которые дети нарисовали сами.

Побуждать дополнять изображение характерными деталями; осознанно повторять ранее получившиеся штрихи, линии, пятна, формы.

Приобщение к изобразительному искусству

Рассматривать с детьми иллюстрации к произведениям детской литературы. Развивать умение отвечать на вопросы по содержанию картинок.

Знакомить с народными игрушками: дымковской, Богородской, матрешкой, ванькой-встанькой и другими, соответствующими возрасту детей.

Обращать внимание детей на характер игрушек (веселая, забавная и др.), их форму, цвет.

Эстетическая развивающая среда. Развивать интерес детей к окружающему: обращать их внимание на то, в какой чистой, светлой комнате они играют и занимаются, как много в ней ярких, красивых игрушек, как аккуратно заправлены кроватки, на

                                                                                                                                          XVII

которых они спят.

На прогулке обращать внимание детей на красивые растения, оборудование участка, удобное для игр и отдыха.

          «Музыка» направлено на достижение ели развития музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку

через решение следующих задач:

• развитие музыкально художественной деятельности;

• приобщение к музыкальному искусству».

Развитие музыкально-художественной деятельности, приобщение к музыкальному искусству

Слушание

Развивать интерес к музыке, желание слушать народную и классическую музыку,

подпевать, выполнять простейшие танцевальные движения.

Развивать умение внимательно слушать спокойные и бодрые песни, музыкальные пьесы разного характера, понимать о чем (о ком) поется эмоционально реагировать на содержание.

Развивать умение различать звуки по высоте (высокое и низкое звучание колокольчика,  фортепьяно, металлофона).

Пение

Вызывать активность детей при подпевании и пении. Развивать умение подпевать фразы в песне (совместно с воспитателем). Постепенно приучать к сольному пению.

Музыкально-ритмические движения

Развивать эмоциональность и образность восприятия музыки через движения.

Продолжать формировать способность воспринимать и воспроизводить движения,

показываемые взрослым (хлопать, притопывать ногой, полуприседать, совершать повороты кистей рук и т.д.).

Формировать умение начинать движение с началом музыки и заканчивать с ее

окончанием; передавать образы (птичка летает, зайка прыгает, мишка косолапый идет).

Совершенствовать умение выполнять плясовые движения в кругу, врассыпную, менять  движения с изменением характера музыки или содержания песни.

                                                                                                                                        XVIII

2.2. Особенности сотрудничества с семьями воспитанников

Семья для дошкольника – необходимая социальная среда, в которой развивается личность ребёнка. Современная модель сотрудничества педагога, воспитателя с семьёй понимается как процесс межличностного общения, формирующего у родителей сознательное отношение к собственным взглядам в воспитании ребёнка.

                                                                                                                                               XIX

III.   Организационный раздел

3.7. Традиции группы

1. «Утро радостных встреч» (приветствие в игровой форме).

2. «Поздравление с Днем Рождения» 

                                                                                                             XX