Моим ученикам

               Мы рождаемся на свет со способностями и силами, позволяющими делать почти все, — во всяком случае, эти способности таковы, что могут повести нас дальше, чем можно себе легко представить; но только упражнение этих сил может сообщить нам умение и искусство в чем-либо и вести нас к совершенству.

                                                                                                                      Д. Локк

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vsegda_pervym_delom_smotrite_na_botinki.docx14.76 КБ

Предварительный просмотр:

«Всегда первым делом смотрите на ботинки! Они вам все скажут о человеке», – не устает повторять своим ученикам писательница и журналистка Марина Москвина, ведущая семинаров по развитию творческих способностей и обучению искусству письма. Откуда я это знаю? Из ее книги «Учись видеть».

«НоуХау» – это название задуманного издательством «Гаятри» проекта-серии «Путь Художника». Проект посвящен становлению творчества. «Каждое человеческое существо – прирожденный творец, только нужно дать ему расцвести», – заявили издатели. Право раскрытия литературного таланта доверено издательством Марине Москвиной.

Жаль, что официально не признан такой литературный жанр – «чудесная книга». А то бы я так назвала книгу «Учись видеть» и не мучилась. Ибо в каком жанре она написана, сказать сложно. Учебник (об этом как бы предупреждает строгое лаконичное название)? Да нет, она внутри слишком непосредственная, вовсе не менторская. Методичка, очерк? Тоже нет. Эссе? Пожалуй, близко. Мозаичная картина из маленьких чередующихся эссе, написанных то ведущей семинара, то ее учениками. Москвина начинает беседу, ребята подхватывают… Диалог Учителя и Ученика – лучшая форма передачи информации последующим поколениям, ничего более совершенного не придумало человечество со времен Сократа. Этого мудрого грека, кстати, в книге часто уважительно вспомина ют, цитируют. Особенно за то, что имел смелость утверждать: «Я знаю лишь то, что ничего не знаю» – и учился вместе с юношами. Марина Москвина переняла манеру Сократа – она не возвышает себя над слушателями семинара, а снова и снова постигает с ними азы писательского мастерства.

Все эссе, зарисовки, очерки и репортажи в книге построены на главном принципе, который преподавательница втолковывает детям: внимание к детали. Крохотный штришок стоит многословного описания, убеждена журналист с огромным стажем и опытная, чуткая писательница для юношества. Отсюда и первая заповедь: «Смотрите на ботинки!».

Когда научитесь смотреть на ботинки, у вас будет право заглянуть человеку в лицо и нарисовать его портрет одной-двумя ничтожными, но «дышащими» деталями. Как сама Марина рисует прекрасного детского писателя Юрия Сотника: «Он был уже стар, почти не выходил из дому, а тут оживился, встрепенулся, надел халат золотой с вышитыми драконами, поил меня на кухне чаем и рассказывал, рассказывал…» Что именно рассказывал Москвиной Сотник, вы прочтете сами. Но образ пожилого писателя, надевшего парадный халат ради встречи с журналистом, разливающего чай по чашкам, согласитесь, возник перед вашими глазами.

Доходчивое преподавание принесло плоды:

"Андрей Буянов читает абсолютный шедевр:

"В метро сидел мужик.

Глаза голубые-голубые!!! ЗАТО ВСЕ ОСТАЛЬНОЕ..."

Таких якобы детских зарисовок в книге пруд пруди. Зато маловато поучений по технике мастерства. Но Москвина выбрала свободную форму преподавания, а в обучении ей помогает сама жизнь. Обыденных примеров тоже приводится множество. Очень сочувствую начинающей журналистке, которую руководитель семинара послала делать материал в загадочную контору под названием «Конкретная помощь малолоимущим». Под заманчивой вывеской предлагали… различные модели гробов.

Но девочка не растерялась и взяла у менеджера интервью, которое Москвина назвала «потрясающим». Жаль, что этого интервью в книге нет.

Зато есть «списки» книг наших и зарубежных писателей, которые надо прочесть, пережить каждой растущей душе, есть рассказы о писателях, с кем выпадало счастье общаться Москвиной и ее ученикам, есть параллельно с «урока-ми письма» уроки фотографии, подкрепленные великолепно интерес-ными и живыми снимками. Их «поймали» в объектив те, кто уже на учился видеть. Есть детские очерки, посвященные своим родным, малой родине, истории своего рода. Нечего скорбеть об ослаблении патриотизма в юных! – дайте им увидеть «корни» своего семейного дерева, а патриотизм взрастет сам на любви к дедушкиным валенкам. Это были «черные гигантские дедушкины валенки с седыми войлочными волосками, такие громадные…» В них в эпоху повального дефицита… хранили незрелые овощи, чтобы «дошли» к праздникам. «Каждый помидор и банан мы серьезно, со знанием дела заворачивали в газету и складывали в валенки… Дедушка говорил, что для этой цели лучше всего подходит газета «Советская Россия», так как в «Правде» слишком маркая краска…» Каково? Или на переходящей из поколения в поколение любви к яблоне-тутчану.

Многие юные соавторы книги «Учись видеть» оттачивали перья на деревенской тематике, и это отлично, потому что книга подойдет в качестве учебника не только обитателям асфальта. А еще отлично то, что Москвина не делит своих учеников на «писателей» и «журналистов». Те и другие одинаково ходят на различные мероприятия, встречи, выставки с диктофонами, «репортерами», фотоаппаратами, пытаются взять интервью, между прочим, даже у Черномырдина, и «отписываются». Ибо умение наблюдать жизнь нужно и писателям, и «писакам». Позже, став взрослыми, ученики Москвиной сами выберут свой жанр. И сто ит ли рьяно противопоставлять писательство газетной работе? Один из величайших авторов современности Сергей Довлатов (тоже герой книги Москвиной) прозорливо заметил: «Правда ли, что все журналисты мечтают написать роман? – Нет, – соврал я».

...Если я когда-либо буду достойна создать круг своих учеников, обязательно дам им для внимательного прочтения книгу «Учись видеть». Верю – научатся!

Сафронова Елена

«Рязанские Ведомости»

14 февраля 2008