Уроки музыки

конспекты, презентации

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Презентация к уроку в 5 классе по теме "В музыкальном театре. Балет"2.54 МБ
Файл конспект урока в 5 классе по теме "В музыкальном театре. Балет"31.72 КБ
Файл Презентация к уроку музыки в 7 классе по теме "Камерная инструментальная музыка"1.8 МБ
Файл конспект урока музыки в 7 классе по теме "Камерная инструментальная музыка"32.08 КБ
Файл Конспект урока музыки в 1 классе по теме "Музы не молчали"23.59 КБ
Файл Презентация к уроку музыки в 1 классе по теме "Музы не молчали"2.76 МБ
Файл Конспект урока музыки во 2 классе по теме "Музыкальные инструменты (орган). И все это – Бах".21.22 КБ
Файл Презентация к уроку музыки во 2 класс по теме "Музыкальные инструменты (орган). И все это – Бах".1.33 МБ
Microsoft Office document icon Конспект урока музыки в 3 классе по теме "Певцы родной старины"54.5 КБ
Файл Презентация к уроку музыки в 3 классе по теме "Певцы родной старины"1.17 МБ
Файл Конспект урока музыки во 2 классе по теме "Гимн России"19.63 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Второе путешествие в музыкальный театр

Слайд 3

б а л а л а й к а

Слайд 4

б а л а л а й к а г и т а р а

Слайд 5

б а л а л а й к а г и т а р а ф л е й т а

Слайд 6

б а л а л а й к а г и т а р а ф л е й т а а к к о р д е о н

Слайд 7

б а л а л а й к а г и т а р а ф л е й т а а к к о р д е о н ф о р т е п и а н о

Слайд 8

Балет – это музыкальный спектакль, в котором не разговаривают, не поют, а только танцуют.

Слайд 9

Основа и создатели балета Музыка Танец Композитор Балетмейстер

Слайд 10

1 2 3 4 5 6 7 8

Слайд 11

1 О П Е Р А 2 3 4 5 6 7 8

Слайд 12

1 О П Е Р А 2 Л И Б Р Е Т Т О 3 4 5 6 7 8

Слайд 13

1 О П Е Р А 2 Л И Б Р Е Т Т О 3 С А Д К О 4 5 6 7 8

Слайд 14

Мой университет - www.moi-mummi.ru 1 О П Е Р А 2 Л И Б Р Е Т Т О 3 С А Д К О 4 У В Е Р Т Ю Р А 5 6 7 8

Слайд 15

1 О П Е Р А 2 Л И Б Р Е Т Т О 3 С А Д К О 4 У В Е Р Т Ю Р А 5 Р О М А Н С 6 7 8

Слайд 16

1 О П Е Р А 2 Л И Б Р Е Т Т О 3 С А Д К О 4 У В Е Р Т Ю Р А 5 Р О М А Н С 6 К Н И Ж Е Ч К А 7 8

Слайд 17

1 О П Е Р А 2 Л И Б Р Е Т Т О 3 С А Д К О 4 У В Е Р Т Ю Р А 5 Р О М А Н С 6 К Н И Ж Е Ч К А 7 В О К А Л И З 8

Слайд 18

Щ 1 О П Е Р А 2 Л И Б Р Е Т Т О 3 С А Д К О 4 У В Е Р Т Ю Р А 5 Р О М А Н С 6 К Н И Ж Е Ч К А 7 В О К А Л И З 8 Р Е К В И Е М

Слайд 19

Эрнст Теодор Вильгельм Амадей Гофман (1776-1822)

Слайд 21

П.И.Чайковский Балет «Щелкунчик»

Слайд 31

Шоколад: Испанский танец

Слайд 32

Чай: Китайский танец

Слайд 33

Трепак: русский танец

Слайд 35

До новых встреч!



Предварительный просмотр:

В музыкальном театре. Балет.

по программе Критской Е.Д., Сергеевой Г.П.

Тема полугодия: «Музыка и литература».

Тема урока: «Второе путешествие в музыкальный театр. Балет».

Тип урока: Урок предъявления и изучения нового материала.

Дидактическая задача: Повторить главные понятия в теме «Музыка и литература», обеспечить первичное осмысление нового содержания материала.

Педагогическая задача: показать значимость взаимосвязи музыки с другими видами искусства.

Цели урока:

Образовательная – сформировать представление детей о новом музыкально - театральном жанре; на примере жанра балета, показать  связь музыки с другими видами  искусства;

Развивающая – развивать умения слушания  музыки, развивать певческие навыки  (артикуляция,   звукоизвлечение,  выразительность исполнения);

Воспитательная – активизировать интерес детей к  музыке Чайковского, продолжить обогащение музыкально - познавательного опыта.

После изучения темы учащиеся должны

Знать: авторов сказки, балета «Щелкунчик» (Эрнст Теодор Вильгельм Гофман, П. И. Чайковский), сюжет балета, названия номеров балета (Испанский танец, Арабский танец, Русский танец), специфику жанра балета; понятия и термины: балет, балетмейстер.

Уметь:

-давать характеристику музыкальным фрагментам;

-понимать взаимосвязь музыки с различными видами искусства;

-выразительно исполнять песню, соблюдая четкость артикуляции

Типология методов обучения: объяснительно –иллюстративный.

Форма урока: урок-диалог.

Форма организации познавательной деятельности: фронтальная.

Средства обучения: синтезатор, ноутбук, мультимедийная презентация.

План изучения нового материала:

  1. Литературное произведение - сказка Гофмана «Щелкунчик».
  2. История создания балета П.И.Чайковского «Щелкунчик».
  3. Краткое содержание и прослушивание фрагментов  балета.
  4. Сюжет сказки «Щелкунчик» в разных жанрах искусства (живопись, фотография, мультипликация).
  5. Распевание и исполнение песни «Зима».

Прием изложения новой темы: Беседа с элементами исполнительской деятельности.

Измерители:

- фронтальный опрос с элементами игровых технологий (Игра «Я знаю, что…»)

- коллективное выразительное исполнение песни;

- использование игрового метода в виде решения кроссворда по ранее изученному материалу.

Этапы урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность  учащихся

Организационный момент

1 мин

Введение в тему беседы.

Определение понятия «балет».

Мотивация познавательной деятельности.

Актуализация знаний.

6 мин

Определение темы урока, целей урока. Повторение понятий  (либретто, увертюра…) в кроссвордах.

Решение кроссвордов

Изучение нового материала.

  1. мин

 Ведение  беседы: «эстетическое пространство» - показ мультимедийной презентации,

Создание проблемной ситуации,

поиск ответа в диалоге с учащимися,

объяснение учителя  (главная информация, дополнительная информация – факты, события...)

слушание фрагментов балета,  осмысление понятий, информации,

участие в беседе.

- распевание

- повторение песни «Зима».

- пение упражнения;

- вокальная работа над элементами исполни-тельских навыков;

- выразительное исполнение песни.

Обобщение знаний, выводы, рефлексия

3 мин

 Учитель направляет, корректирует или уточняет  ответы.

Участие в игре  

 «Я запомнил, что…». 

Домашнее задание

1 мин

Нарисовать иллюстрации к любому танцу из балета «Щелкунчик».

Работа с дневником.

 

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! (Слайд №1)

Сегодня нам предстоит необычное путешествие в музыкальный театр. Ребята, кто помнит пункт назначения нашего первого путешествия? (Ответы детей об опере).

Совершенно верно. Усаживайтесь поудобнее, сейчас отправимся в путь. (Слайд №2)

  1. Актуализация знаний с опорой на изученный материал.

Только вот незадача! Для того, чтобы началось путешествие, надо дорогу узнать.

Что нас ждет в театре – секрет. Ключ к раскрытию этого секрета – в этом кроссворде. Итак, перед вами кроссворд. Если правильно угадаете загадки о музыкальных инструментах, то наш пункт назначения станет известен.  (Учащиеся разгадывают кроссворд. (Слайд № 2 – 7).

1.б

а

л

а

л

а

й

к

а

2.г

и

т

 а

р

а

3.ф

 л

е

й

т

а

4.а

к

к

о

р

д

 е

о

н

5.ф

о

р

 т

е

п

и

а

н

о

1) Русский инструмент наш,

     Ты на нем сыграй-ка.

     Три струны есть у него

     Это… (балалайка).

2) Шести- и семиструнная,

     Легка и хороша,

     Всегда необходимая,

     Ничем не заменимая

     В походах у костра. (гитара)

3) Дунешь – птичка запоет,

     Песня нас с тобою ждет.

     Пальцы уберешь –

     Песню оборвешь. (флейта).

4) От гармони он родился,

    С пианино подружился.

    Он и на баян похож.

     Как его ты назовешь? (аккордеон).

5) Играть умеет он и «форте» и «пиано»,

     Поэтому назвали его… (фортепиано)

Молодцы! Все загадки отгадали!

Сегодня нам предстоит знакомство с еще одним удивительным музыкально-театральным жанром – балетом! (на последних словах начинается показ фотографий балета)

Итак, балет – это музыкальный спектакль, в котором не разговаривают, не поют, а только танцуют. (Слайд № 8).

А вы знаете, кто сочиняет балет?

Основа и создатели балета (Слайд № 9)

Музыку пишет композитор, а постановщик танцев – балетмейстер.

Для вас еще одно испытание. Для того, чтобы узнать название балета, вы должны отгадать кроссворд.

 Щ

1 .о

п

  е

р

а

2. л

и

б

р

е

т

т

о

3. с

а

д

  к

о

4. у

в

е

р

т

ю

р

а

5. р

о

м

а

  н

с

6. к

н

и

ж

е

  ч

к

а

7. в

о

к

а

л

  и

з

8. р

е

  к

в

и

е

м

Кроссворд «Щелкунчик» (слайды № 10 - 18)

  • Музыкальный спектакль, в котором не разговаривают, а только поют. (Опера)
  • Как называется краткое литературное изложение оперы, балета, оперетты, мюзикла? (Либретто)
  • Как называется опера Римского-Корсакова, в котором рассказывается о гусляре, побывавшем у морского царя в гостях? (Садко).
  • Как называется вступление к опере, балету? (Увертюра).
  • Вокальное произведение, в котором раскрываются лирические образы, говорится о светлых чувствах людей. (Романс).
  • Перевод на русский язык слова «либретто». (Книжечка).
  • Вокальное произведение без слов. (Вокализ).
  • Как называется последнее произведение В.А. Моцарта, написанное по заказу человека в черном плаще? (Реквием).

  1. Изучение нового материала.

Мы с вами отгадали название балета. А появился бы на свет этот балет, если бы не было литературы? Почему? (Потому что сначала была написана сказка «Щелкунчик»)

. Кто написал ее? (Эрнст Теодор Вильгельм Амадей Гофман). (Слайд № 19, 20).

А автор балета «Щелкунчик» -замечательный русский композитор, сочинивший немало балетов на сказочные сюжеты, П.И.Чайковский. (Слайд №21).

Как же все начиналось? (Слайд №22).

Двухактный балет «Щелкунчик» заказан был Чайковскому дирекцией императорских театров в начале 1891 года.

25 февраля Чайковский уже сообщает в одном из писем, что работает над балетом «изо всей мочи», а в январе-феврале 1892 года балет был уже готов и  полностью инструментован. 

Музыка «Щелкунчика» впервые прозвучала 7 марта 1892 года в одном из Петербургских симфонических концертов Русского музыкального общества (РМО). По свидетельству брата композитора, «успех нового произведения был большой. Из шести номеров сюиты пять было повторено по единодушному требованию публики».

Итак, представление начинается… (слайд № 23-32).

     На новогоднем празднике девочке Мари подарили куклу – Щелкунчика, с помощью которой раскалывают орехи. Ночью оживший Щелкунчик во главе кукольного войска вступает в битву с Мышиным Королем и его армией. В трудную минуту Мари спасает Щелкунчика. Любовь девочки превращает его в прекрасного Принца, и они вместе отправляются в страну сказок.

Давайте отправимся все вместе в эту волшебную страну. Сейчас для нас будут танцевать жители той необычной страны.

   Для нас звучит Испанский танец (Шоколад).  (Слайд № 33). Какое настроение передает нам музыка? (бравурность, блеск)

   А теперь мы услышим Китайский танец (Чай). (Слайд № 34). Что вам показалось необычным в музыке?

   Следующий пункт нашего путешествия – Танец трепак, русский танец. (Слайд № 35). Какие чувства вызывает музыка танца?

   Как вы думаете, чем закончилась удивительная история Мари и Щелкунчика?

     Да, все это было только сон Мари… Минула новогодняя ночь, и вместе с нею ушли чудесные грезы… Мари, ощутившая на себе дыхание сказочной мечты, сидит около своей елки, дома, на ее коленях, кукла Щелкунчик.

     Увлекательный сюжет "Щелкунчика" лег в основу произведений других видов искусства. Многочисленные постановки, спектакли, экранизации свидетельствуют о неиссякаемом интересе к сказке Гофмана. (слайд № 36)

  Ребята, в какое время года происходили события сказки «Щелкунчик»? (Зима).

Давайте исполним песню о зиме, но сначала нам надо распеться.

Исполнение песни «Зима». Молодцы!

IV. Обобщение знаний, выводы (проводится в форме рефлексии).

    Наше путешествие подходит к концу. Что вы запомнили, что узнали сегодня?

Игра «Я запомнил, что…».  Дети по очереди продолжают фразу: «Я запомнил, что…», если кто-то ничего не запомнил,  говорит:  «Пропускаю». Важное условие: повторяться нельзя. Во время игры, если необходимо, учитель корректирует или уточняет  ответы.

А потом уже, если в ответах детей не прозвучало, можно задать и вопросы: куда мы совершили путешествие? С какими видами искусства связана музыка?  Что больше всего вам запомнилось и понравилось?

VI. Домашнее задание.        

Нарисуйте иллюстрацию к любому танцу из балета «Щелкунчик»

До новых встреч с музыкой!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Камерная инструментальная музыка

Слайд 2

Транскрипция Транскрипция (от лат. Transcriptio - переписывание) означает переработку, переложение музыкальных произведений.

Слайд 3

Этюд - (французское etude , буквально - изучение). Эта пьеса, предназначенная для совершенствования техники на каком-либо инструменте. В XIX веке развивается новый жанр – концертный этюд. Его технические трудности подчинены раскрытию художественного замысла композитора.

Слайд 5

Ференц Лист (1811 - 1886) – знаменитый венгерский композитор, пианист, дирижер, педагог, писатель, общественный деятель. Его многогранная деятельность была направлена как на становление венгерской национальной музыкальной школы, так и на развитие мировой музыкальной культуры. Главной задачей его творчества было утверждение идеи стремления к свету.

Слайд 6

Ф.Лист – мастер транскрипции Переложил для фортепиано 9 симфоний Бетховена; Этюды по каприсам Паганини; Транскрипции произведений Шуберта.

Слайд 8

Й.Данхаузер . Вечер у Ференца Листа Лист за роялем, у его ног М.д ’ Агу, в креслах сидят Жорж Санд в мужском платье и А.Дюма, стоят (слева направо) В.Гюго, Н.Паганини, Дж.Россини . 10

Слайд 11

Транскрипция Ф.Листа «Лесной царь». Какими средствами передает композитор содержание баллады Шуберта? Что усилил Лист в своей пьесе – лиризм, драматизм, трагизм?

Слайд 12

До новых встреч!



Предварительный просмотр:


Камерная инструментальная музыка. Федосеева Гульнара Фагимовна, учитель музыки

Цель урока: Показать особенности драматургии камерной инструментальной музыки. 

Задачи урока: 

Образовательные:

  • Повторение жанров вокальной и инструментальной камерной музыки;
  • Продолжение знакомства с творчеством Ф. Шопена, Н.Паганини, Ф.Шуберта;
  • Укрепление понимания драматургической основы в произведениях камерных жанров;
  • Совершенствовать навыки вокально-хорового искусства.

Воспитательные:

  • Приобщение детей к сокровищам отечественной и зарубежной музыкальной классики;
  • Создание эмоционально-положительной, творческой атмосферы на уроке, способствующей более полной реализации творческого потенциала учащихся.

Развивающие: 

  • Формирование музыкального вкуса;
  • Развивать вокально-хоровые навыки;

Тип урока: комбинированный.

Методы: 

  • Повторение пройденного материала (устный опрос);
  • Рассказ учителя с использованием средств визуальной и слуховой наглядности (рассматривание слайдов, слушание музыки);
  • Анализ музыкальных фрагментов;
  • Хоровое исполнение песни «За туманом». (слова и музыка Кукина)

Оборудование: ноутбук, синтезатор, проектор, экран.

Материалы: слайдовая презентация; музыкальные фрагменты: М.И. Глинка – М.А. Балакирев «Жаворонок»; Н. Паганини – Ф. Лист «Каприс 24»; Ф. Шуберт – Ф. Лист «Лесной царь»; ноты и текст баллады Я. Френкеля на слова Ю. Левитанского «Баллада о гитаре и трубе».

Ход урока

I. Организационный момент. Презентация. Слайд 1(Тема урока)

Учащиеся входят в класс. Приветствие.

II. Повторение

Учитель: Сегодня нас ожидает удивительное погружение в мир музыкальных образов камерной инструментальной музыки. Но для начала я хотела бы Вас спросить, а что такое камерная музыка?  (Слайд 2)

Ученики: Камерная музыка – это музыка, которая звучит в небольшом помещении. Камерная музыка сочиняется для солирующего инструмента или небольшого коллектива исполнителей. К камерной музыке относятся небольшие произведения.

Учитель: Назовите жанры, которые относятся к камерной музыке?

Ученики: Баркарола, серенада, пьеса, романс, песня, прелюдия, вальс…

Учитель: Правильно. Камерная инструментальная музыка – (итальянское camera, буквально – комната)  написана для небольших инструментальных ансамблей  или солирующих инструментов, предназначена для исполнения в небольшом помещении.

Учитель: Сейчас я предлагаю Вам сделать небольшую творческую работу. На слайде выписаны жанры камерной музыки, среди которых представлены как вокальные жанры, так и инструментальные. (Слайд 3)

  • серенада;
  • каприс;
  • ноктюрн;
  • фуга;
  • баллада
  • прелюдия;
  • этюд;
  • баркарола;
  • романс;
  • соната;

Выпишите в один столбик камерные вокальные жанры, а в другой – камерные инструментальные жанры. (на творческую работу отводится 2 минуты)

Учитель: Проверим ваши ответы. Назовите мне, пожалуйста, те жанры камерной музыки, которые Вы выписали в первый столбик.

Ученики: Серенада, баллада, баркарола, романс.

Учитель: А во второй?

Ученики: Все. Некоторые жанры написаны и в 1 и во 2 столбике т.к. их можно отнести как к вокальным, так и к инструментальным.

Учитель: Кто из вас может привести музыкальные примеры названных жанров?

Ученики: Романс М.И. Глинки «Я помню чудное мгновенье» – вокальный жанр, а «Романс» Г.В. Свиридова – инструментальный. Баллады Ф. Шопена – инструментальный жанр, а баллада Ф. Шуберта «Лесной царь» – вокальный.

Учитель: Молодцы! Итак, мы продолжим разговор о вокальных и инструментальных жанрах, которые получили своё второе рождение, благодаря творческой фантазии и композиторскому вдохновению, как русских, так и зарубежных композиторов. Такая обработка музыкального произведения с целью внесения новых выразительных элементов, иногда для исполнения на другом инструменте, называется – транскрипция. (Слайд 4)

III. Работа по теме урока

1. Беседа по теме урока 

Учитель: Сейчас прозвучит произведение, с которым Вы уже знакомы – это этюд Ф. Листа «Метель». (Слайд 5)

Учитель: А что такое этюд?

Ученики: Эта пьеса, предназначенная для совершенствования техники на каком-либо инструменте.

Учитель: Прослушаем фрагмент следующего произведения. (слайд 6).

Ученики:  Это  романс «Жаворонок» М.И.Глинки.

Учитель: А что Вы можете сказать об инструментальном сопровождении?

Ученики: Инструментальное сопровождение в романсе играет такую же важную роль, как мелодия и поэтический текст. Иногда аккомпанемент, как бы «договаривает» то, о чём поётся в романсе. Как, например, в только что прозвучавшем произведении, мы ясно слышим пение жаворонка, благодаря фортепиано.

Учитель: Мы не случайно так подробно остановились на характерных особенностях жанра романс, потому что сейчас Вы услышите транскрипцию этого романса – фортепианную миниатюру М.А. Балакирева «Жаворонок» и ответите на следующие вопросы:

  • Какие особенности романса подчёркнуты в транскрипции?
  • Что нового Вы услышали в этой пьесе?
  • В какой форме написана транскрипция?

(Слайд 6)

 Слушание и обсуждение 

Ученики: В произведении М.А. Балакирева подчёркнуто вокальное начало. Очень важную роль играют изобразительные интонации аккомпанемента. Изобразительное начало, которое мы слышали во вступлении к романсу М.И. Глинки представлено очень ярко и более виртуозно. Что касается музыкальной формы, то явно прослеживается куплетность, но во втором куплете к концу звучит новый музыкальный материал, которого не было в романсе и который обогащает этот образ и придаёт этой транскрипции «живописное» звучание.

Учитель. Вы совершенно точно отметили живописность и виртуозность этой миниатюры. Так мог написать только тот композитор, который в совершенстве владел инструментом. Вот одно из воспоминаний ученика М.А. Балакирева, В.А. Золотарёва: «Каков был Балакирев как пианист? Только теперь, по прошествии многих десятков лет, могу я ответить на этот вопрос. Игра Балакирева поистине незабываема; и по прошествии полустолетия, слушая лучших пианистов, не можешь не вспомнить об его исполнении. Да, конечно, великолепна та «окраска» звука, которую теперь нередко встречаешь у пианистов. Да, конечно, фортепианная техника теперь далеко ушла вперед и подчас поражает слушателя. Но в том-то и дело, что, слушая игру Балакирева, мы забывали и думать о технике, настолько у него всё было напоено музыкой и настолько легко, непринуждённо, не исключая и самых трудных пассажей, подчинено этой музыке». Но разговор о композиторах – пианистах на этом не заканчивается. И вот следующее высказывание:

3. Беседа по теме урока  (Слайд 7,8)

    «Когда играет Лист, не думаешь больше о преодолеваемых трудностях, рояль исчезает, и нам раскрывается музыка». Так сказал об исполнительском мастерстве Ференца Листа Г. Гейне. В XIX веке транскрипции стали одним из наиболее популярных концертно-виртуозных жанров, имеющих самостоятельное художественное значение. Наиболее ярко этот жанр представлен в творческом наследии выдающегося венгерского композитора Ф. Листа. Огромной популярностью пользовались этюды Ф. Листа по каприсам Н.Паганини. Но для начала давайте послушаем Каприс №24 Н. Паганини.

4. Слушание и обсуждение  (Слайд 9)

Учитель: Знакома ли Вам эта музыка?

Ученики: Да, знакома. Мы слушали это произведение на наших уроках.

Учитель: Тогда, может быть, кто-нибудь из Вас вспомнит, а что такое каприс?

Ученики: Каприс – это произведение изысканное и виртуозное.

Учитель: Как вы думаете, почему композитор назвал своё произведение каприс?

Ученики: Это произведение как будто иллюстрирует только что прозвучавшее определение. Тема причудлива. Изложение блестящее.

Учитель: В какой форме написано это сочинение?

Ученики: В форме вариаций.

Учитель: Ф. Лист написал этюд по капрису 24 Н. Паганини. Послушайте и ответьте на вопрос: почему композитор выбрал жанр этюда для данной транскрипции?

(Слайд10)

Ученики: Эта пьеса очень виртуозна и демонстрирует высокий технический уровень исполнителя.

IV. Домашнее задание

Учитель: Запишите в «Творческую тетрадь» свои впечатления от этой музыки. Составьте схему развития музыкального образа в форме вариаций.

V. Работа по теме урока (продолжение)

1. Беседа по теме урока 

Учитель: Лист боготворил музыку австрийского композитора Франца Шуберта, видя в ней высшее выражение лирической поэзии в звуках. Среди фортепианных транскрипций Листа такие известные творения Шуберта, как «Лесной царь», «Серенада», «Форель», «Ave, Maria» и др. В начале нашего урока, Вы отметили, что баллада – это жанр камерной музыки, который может быть представлен как вокальный, так и инструментальный. И сейчас мы ещё раз в этом убедимся.

2. Слушание и обсуждение  (Слайд 11)

Учитель:  Можете ли Вы определить характер всего произведения по этой интонации? (Слайд 12)

http://festival.1september.ru/articles/612618/f_clip_image002.gif

Что в ней заключено: покой, умиротворение, безмятежность или напряжение, волнение, тревога?

Ученики: Уже с первых тактов мы чувствуем напряжение, волнение и тревогу.

Учитель: Давайте, послушаем фрагмент этой баллады (слушание). (Слайд 13)

Какими средствами передаёт композитор содержание баллады Шуберта?

Ученики: В транскрипции баллада «Лесной царь» заиграла новыми красками. Так звучание темы отчаявшегося отца звучала в низком регистре, а стенания младенца – в высоком. Мне кажется, что от этого баллада только выиграла.

Учитель: Что усилил Лист в своей пьесе: лиризм, драматизм, трагизм?

Ученики: Однозначно ответить на этот вопрос невозможно. Наверное, правильно было бы сказать, что общее впечатление наполняет душу драматизмом, сцены с Лесным царём более лиричны, а финал – безысходен и потому особенно трагичен.

3. Заключение 

Учитель: Каждый раз, знакомясь с новым произведением, мы обращаем пристальное внимание на круг образов и разнообразную палитру чувств, которые передают средствами музыкальной выразительности композиторы. Но какое же это счастье, когда композиторы, стремясь воплотить в своих произведениях сюжетную линию, достигают совершенства и зрелищности, а мы слушатели можем это услышать и понять.

VI. Работа над песней.

Учитель: Я предлагаю продолжить разговор о балладе и познакомиться с произведением Я. Френкеля на слова Ю. Левитанского «Баллада о гитаре и трубе». (Показ песни. Разучивание 1 куплета).

Список литературы:

  1. Сергеева Г.П., Критская Е.Д. Музыка 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений – 2-е издание М.: Просвещение, 2008, с. 92-95



Предварительный просмотр:

Тема урока: «Музы не молчали»

Цель урока: познакомить детей с боевыми подвигами русских воинов, которые нашли своё отражение в музыке и изобразительном искусстве.

Задачи урока: 

  • Прививать эмоционально-позитивное отношение к понятию «Родина» через русскую музыку, песни о русских полководцах, солдатах-воинах.
  • Развивать у детей способность сопереживания музыкальному образу.
  • Воспитывать у учащихся чуткое отношение к памяти о великих русских полководцах, русских воинах, солдатах.

Тип урока: урок-объяснение.

Вид урока: урок- историческое путешествие.

Информационно-методическое обеспечение:  методические пособия, презентация, конспект, хрестоматия.

Содержание: 

  • «Богатырская» симфония А. П. Бородина;
  • «Солдатушки, бравы ребятушки» - русская народная песня;
  • «Песня о маленьком трубаче» музыка С. Никитина;
  • «Учил Суворов» музыка А. Новикова;
  • «Песня о бумажном кораблике» Б. Окуджава.

Новые понятия: Симфония, унисон, ритм.

Виды и формы контроля: слуховой контроль, наблюдение.

Проблема урока: Почему молчат музы, когда говорят пушки?

Прогнозируемый результат: 

  • Определять на слух характер музыки и передать её настроение.
  • Назвать произведение, в котором музыка рассказывает о Родине, героях войны.
  • Раскрыть образы русских героев-воинов.

Повышенные знания, творчество: внимательно прослушать заданный отрывок и передать настроение в любой форме (с помощью жестов рук, речи, интонирования).

                                                    ХОД УРОКА

I. Организационный момент

    Дети входят в класс под музыку одной из военных песен. Приветствие учащихся. Сообщение о том, что они будут делать на этом уроке.

-Здравствуйте, ребята!

Сейчас начинается музыкальный урок.

Об этом сказал нам весёлый звонок,

Сказал, заливаясь, на ноте высокой.

Друзья, поздравляю с началом урока!

Тема нашего урока: «Музы не молчали!»

II. Вступительное слово учителя

    – Во все времена музы воспевали силу, отвагу русских витязей, храбрость богатырей, воинов в своих песнях, легендах, былинах, балладах, поэмах, картинах, скульптуре, кинофильмах о защитниках нашего родного Отечества. Это своеобраз-ная память о военной славе наших далёких предков и современников.
   – И сегодня наша с вами Муза приглашает нас с вами раскрыть образ русских воинов, поговорить о славных боевых подвигах в музыке и изобразительном искус-стве.
   -Наша Муза познакомит сегодня нас со скульптурными памятниками известным полководцам России – Петру I и Александру Васильевичу Суворову, а также скульптурным изображениям участников Бородинского сражения Отечественной войны 1812 года, в которой русский народ сражался против войск Наполеона.

– Что же такое ПАМЯТЬ и ПАМЯТНИК? Посмотрим Презентация)

    -Как много общего в этих родственных словах! Память о полководцах, русских воинах, солдатах, о событиях трудных дней испытаний и больших тревог сохраняется в народных песнях и в образах, которые создали разные композиторы. Это тоже своеобразные музыкальные памятники защитникам нашей Родины.

III. Разучивание песен: «Солдатушки, бравы ребятушки» 

  • Показ песни.
  • Беседа об истории создания этого произведения.
  • -О чём эта песня?
  • -Здесь поёт один человек или происходит диалог?
  • -А какова здесь мелодия?
  • В песне звучит вопрос солиста-запевалы. А ответ хора построен в форме диалога.
  • Мелодия вопроса размашистая, удалая; а мелодия ответа – более строгая, собранная, чеканная.
  • О чём эта песня?
  • Современная ли эта песня или старинная?

Прослушивание «Песни о маленьком трубаче» музыка С. Никитина.

  • О каких событиях повествуется в данной песне?
  • В чём заключается подвиг маленького мальчика-трубача?

Песня «Учил Суворов» музыка А. Новикова, М. Левашова.

  • Памятник какому полководцу мы видим?
  • Чему учил этот великий русский полководец?

   – А знаете ли вы, когда Александр Васильевич Суворов был маленьким мальчиком, он часто болел. Но ему очень-очень хотелось стать военным. А его даже не записывали в армию. В дворянских семьях было принято: как только родится мальчик, его сразу записывали в армию. Пока он подрастёт, к моменту службы станет он сразу офицером. Саша Суворов, несмотря на протесты врачей, начал обливаться по утрам холодной водой и перестал совсем болеть. А в армию он пошёл и дослужился до чина генералиссимуса. За всю свою службу Суворов не имел ни одного поражения. Побеждал он потому, что уж очень любил и берёг своих родных русских солдат. И солдаты ему отвечали своей любовью и преданностью. Больше своего полководца – Суворова – они любили только свою Родину и были преданы ей.

Исполнение песни «Учил Суворов»: 

  • всем классом;
  • по группам;
  • с солистами.

«Песенка о бумажном солдатике» Б. Окуджавы.

-Ребята, о чём эта песня?

-А можно ли назвать этого солдатика героем?

-А как вы думаете, почему он так сильно хотел в огонь?

– Все эти произведения объединяет сочетание песенности, маршевости. В них упругие, чеканные ритмы.

IV. Углубление темы урока. «Богатырская симфония» А.П.Бородина

– Подвиг русских богатырей прославил в своей симфонии композитор XIX века Александр Порфирьевич Бородин.

Обратить необходимо внимание детей на новое слово «CИМФОНИЯ». Это большое многочастное музыкальное произведение для большого симфонического оркестра.
В дословном переводе с греческого языка это слово обозначает «СОЗВУЧИЕ», «БЛАГОЗВУЧНОЕ СОЧЕТАНИЕ ТОНОВ». Свою симфонию Бородин назвал «Богатырская».

– Послушайте, как звучит главная тема из I части симфонии.

Вопросы для общения: 

– Подумайте, почему Бородин дал всей этой симфонии такое название?
– Каков характер музыки этой темы?
– Что придаёт ей уверенность, героичность, мужественность?
– Как звучат музыкальные инструменты большого симфонического оркестра?

Впечатление тяжёлой поступи возникает у нас благодаря особому строю мелодии, «топтанию» вокруг её начального звучания, остановок в конце каждой музыкальной фразы. Музыкальные инструменты симфонического оркестра играют одну мелодию в один голос, в УНИСОН, то есть все вместе. Это придаёт музыке особую слаженность характера музыки, единение разных людей перед лицом врага.
(различные ответы учащихся можно в конце дополнить вопросом):

– Согласны ли вы с таким выражением: «Когда говорят пушки, Музы молчат?»

V. Домашнее задание: дома вместе со своими родителями ещё раз вспомните знакомые произведения искусства: стихи, рассказы, кинофильмы, песни, скульптуры, архитектурные памятники, которые созданы во славу побед защитников Отечества в войнах и различных сражениях.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок музыки, 1 класс, Программа Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой, Т. С. Шмагиной Автор: Федосеева Г.Ф., учитель музыки МБОУ СОШ №12, Г. Москвы Музы не молчали

Слайд 2

Пётр I великий В еликий государственный деятель, русский полководец.

Слайд 3

Н ациональный герой России, русский полководец . А. В. Суворов «Тяжело в учении, легко в бою»

Слайд 4

Подвиг русских богатырей прославил в музыке композитор 19 века «Богатырская с имфония» А. П. Бородин

Слайд 5

вспомнить песни, стихи, кинофильмы о подвигах русских людей в годы тяжелых военных испытаний. Домашнее задание

Слайд 6

Список используемых источников Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина . Программа «Музыка. Начальная школа». http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%97%D0%B0%D0%B3%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D0%BD%D0%B0%D1%8F_% D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%86%D0%B0



Предварительный просмотр:

Музыкальные инструменты (орган). И все это – Бах.

Цель: Познакомить учащихся с творчеством композитора И.С.Баха и инструментом органом. Дать понятие о средствах музыкальной выразительности – динамика, тембр. Продолжить развитие  вокально-хоровых навыков.

Задачи: Научить учащихся различать звучание органа, научить разбираться в понятиях - динамика, тембр.

Оборудование: мультимедиа проектор, ноутбук, синтезатор.

Музыкальный материал: И.С.Бах, Токката и фуга ре минор, Менуэт из “Нотной тетради Анны Магдалены Бах”, Концерт для скрипки с оркестром ля минор (отрывок), “За рекою старый дом” русский текст Д.Тонского.

Ход урока

С-1

- Здравствуйте ребята. Сегодня мы с вами познакомимся с замечательным композитором начала 18 века И.С. Бахом и его музыкой.

 С-2

Мне дорог Бах...
Ну, как бы вам сказать...
Не то, чтоб нынче музыки не стало,
Но вот такого чистого кристалла
Еще нам не являлась благодать.
Какое равновесие страстей,
Какая всеобъемлющая совесть,
Какая удивительная повесть
О брошенной в века Судьбе моей.

С-3

- Иоганн Себастьян Бах родился в конце семнадцатого века,  в Германии в городе Эйзенахе. Все его предки были музыкантами и Иоганн Себастьян также с раннего детства увлекался музыкой. Он рано остался без родителей и с 10 лет жил со старшим братом Иоганном Христофом, который был учителем музыки и именно он серьёзно занимался с Себастьяном музыкой.

  Он хорошо пел и имел красивый голос, умел играть на разных инструментах, поэтому его приняли старшим хористом в монастырскую школу. В то время музыканты в Германии могли заработать себе на жизнь либо служа у богатого вельможи, либо в церкви. За свою жизнь Иоганн Себастьян много раз менял места службы, переезжал из города в город.

  Он был очень своенравным и гордым, но  легко находил место для новой службы, так как был прекрасным музыкантом и замечательным композитором. Им было написано множество произведений почти во всех музыкальных жанрах (кроме оперы). Ребята, а что такое музыкальный жанр?

Ответы детей...

- Совершенно верно, это вид музыки. Т.е. Иоганн Себастьян написал музыку разных видов.

С-4

Одним из самых любимых инструментов Иоганна Себастьяна был ОРГАН.

- Ребята, кто-нибудь из вас видел этот инструмент, слышал его звучание?

Ответы детей... 

С-5

- Этот инструмент находится в католической церкви либо в специальных концертных залах. Посмотрите, какой он большой по размеру. Это клавишно-духовой инструмент, что это значит, как вы думаете?

Ответы детей... 

С-6

- Этот инструмент состоит из множества труб разных размеров, а музыкант, исполнитель играет на клавиатуре, как правило – это несколько, две или три клавиатуры, которые называются МАНУАЛ. Также у органа есть специальные рычажки, которые переключают регистры. Как вы думаете, что это значит – РЕГИСТР, какие могут быть регистры?

Ответы детей...

- Если звуки высокие – это высокий регистр, если звуки низкие – низкий регистр. И сейчас самое время познакомиться со звучанием инструмента органа.

С-7

Давайте послушаем отрывки из произведения И.С.Баха Токката и фуга ре минор.

Слушаем музыку. (Токката)

- Ребята, вам понравилась музыка?

Ответы детей...

- Ребята, что вы можете сказать об этой музыке. Какая она?

Ответы детей... Обсуждение...

- Эта музыка написана очень давно, но она понятна нам, так как передают чувства человека, созвучные людям всех времён.

- Ребята, вот вы сказали, что музыка была громкой, тихой. А кто знает, как называется средство музыкальной выразительности, которое обозначает громкость звучания музыки?

Ответы детей...

С-8

- Это средство называется ДИНАМИКА. Динамика – это сила звучания, или громкость звучания музыки, существуют разные обозначения динамики. А кто знает, какие?

Ответы детей...

С-9

Форте, пиано, меццо форте, меццо пиано, пианиссимо, фортиссимо.

- Ребята, а какие вы ещё знаете средства музыкальной выразительности?

Ответы детей...

- Верно – мелодия, темп.

- Ребята, а вы сможете отличить орган от других инструментов?

Ответы детей...

- А как вы думаете, почему?

Ответы детей... Обсуждение...

- Потому что каждый инструмент, как и человеческий голос имеет свой ТЕМБР.

С-10

Вот перед вами изображения музыкальных инструментов .

Давайте послушаем ещё несколько произведений Иоганна Себастьяна и попытаемся узнать по тембру, что за инструменты звучат.

- Сейчас мы послушаем танец 17 века, который называется Менуэт.

Слушаем музыку.

- Ребята, какой инструмент звучал?

Ответы детей...

- Правильно, фортепиано.

- Слушаем ещё одно произведение, его я называть не буду.

Слушаем музыку.(Концерт для скрипки с оркестром №1)

- Какой инструмент солировал в этом произведении? Что ещё звучало в нём?

Ответы детей... Обсуждение...

- Ребята, а какой музыкальный инструмент доступен каждому человеку? У каждого человека такой инструмент есть?

Ответы детей...

- Конечно, это человеческий голос. А у каждого голоса свой неповторимый тембр. Давайте поближе прикоснемся к искусству Баха и сами исполним его произведение: За рекою старый дом, русский текст написал Тонский.

С-11

Исполняем песню, при этом обращаем внимание на мелодию, динамику, регистр звучания.

- Молодцы, ребята. Вы очень хорошо поработали и, наверное, немного устали. Давайте, чтобы немного отдохнуть и сконцентрировать своё внимание, сыграем в небольшую игру. (Один хлопок – руки поднимаем или опускаем, два хлопка – встаём или садимся)

Играем в игру.

- Очень хорошо. А теперь давайте вспомним: С каким композитором мы сегодня познакомились?

- В каком веке он жил?

- Какой инструмент был одним из любимых инструментов И.С.Баха?

- Что вы можете рассказать об этом инструменте?

- Какие средства музыкальной выразительности мы узнали?

- Что они означают?

Ответы детей...

- Молодцы, ребята.

В завершение нашего урока хочу рассказать, что в переводе Бах означает “ручей” и известный композитор Людвиг ван Бетховен сказал о Бахе так: “Не ручей! – Море должно быть его имя...”

Большое спасибо за работу, до свидания.

Используемая литература

  1. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. “Музыка. Начальные классы”, М.: “Просвещение”, 2007;
  2. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С., Методика работы с учебниками “Музыка” 1-4 классы, М.: “Просвещение”, 2007;
  3. Музыка. 1-8 классы: развёрнутое тематическое планирование по программе Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, авторы-составители А.П. Сигаева, С.Н.Сидорова, В.: “Учитель”, 2011.
  4. Должанский А., Краткий музыкальный словарь, М.: “Музыка”, 1995


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

И всё это – Бах!

Слайд 2

Иоганн Себастьян Бах

Слайд 4

Орган

Слайд 7

Токката и фуга ре минор

Слайд 8

Динамика – сила звука, громкость звучания .

Слайд 9

mp pp ff p mf f

Слайд 10

Тембр – звуковая окраска голоса или инструмента

Слайд 11

За рекою старый дом, Птицы в доме том живут. Лишь стемнеет всё вокруг, Птицы смолкнут и заснут. Часто эту песню мать Мне поёт про старый дом, Чтобы я ложился спать И заснул спокойным сном. За рекою старый дом муз И.С.Баха сл. Д.Тонского

Слайд 12

Урок окончен.



Предварительный просмотр:

Певцы родной природы

Цель урока: познакомить учащихся с образами природы в музыке русского композитора П. Чайковского и норвежского композитора Э. Грига.

Задачи:

Образовательные: показать соотношение содержания музыкального произведения с использованными в нем выразительными средствами.

Развивающие:

  • накапливать музыкальные впечатления, на основе которых формируется чувство музыкального стиля;
  • развивать умение анализировать средства музыкальной выразительности, которые предстают как способ проникновения в целостный художественный смысл произведения;
  • проводить анализ, сопоставление и сравнение музыкальных тем и образов в произведениях разных композиторов;
  • развивать основные вокально-хоровые навыки .

Воспитательные:

  • воспитание любви и бережного отношения к природе и музыке;
  • воспитание эмоциональной сферы учащихся (умения эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выражать свои впечатления в пении или пластике);

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления знаний.

Музыкальный материал: П. Чайковский «Утренняя молитва» из «Детского альбома».  Э. Григ «Утро» из сюиты «Пер Гюнт».  М. Мусоргский «Рассвет на Москве реке». песня «Светит солнышко» А. Ермолова, сл. В. Орлова.

Используемая методическая литература: Сергеева Г.П., Критская Е.Д. Уроки музыки: 1-4 класс: методическое пособие для учителя.5-е издание. - М.: Просвещение, 2010. Учебник по музыке для 3 класса по программе Сергеевой Г.П., Критской Е.Д.

Используемое оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, экран, синтезатор.

Наглядный материал: портреты композиторов П. Чайковского, Э. Грига, М. Мусоргского, презентация.

ХОД УРОКА

I этап. Организационный момент. Музыкальное приветствие. (С-1)

2 этап. Повторение пройденного материала. (С-2)

Учитель:  Мы встречались с музыкой двух русских композиторов: П. И. Чайковского и С. Прокофьева. Вспомните эти произведения.

Дети:   Это были пьесы из «Детского альбома П. Чайковского и из альбома «Детская музыка» С. Прокофьева.

   Учитель:    В этих сборниках композиторы рассказали музыкой о том, как протекает день маленького человека с утра до вечера с играми, танцами, песнями, событиями и переживаниями прожитого дня. В эти сборники композиторы включили и пьесы, рисующие образы и картинки природы.

3 этап. Изучение нового материала. (С-3)

Учитель:  Есть музыка, которая передает настроения, связанные с образами природы, а также настроения, которые испытывает человек, любующийся природой. И пьеса именно такого рода прозвучит на нашем уроке. Эта пьеса называется «Утро» норвежского композитора Э. Грига из музыки к драме норвежского драматурга Г. Ибсена «Пер Гюнт».

     Пьеса «Утро» - это музыкальный лирический пейзаж, нарисованный музыкальными красками и звучностями симфонического оркестра.

    Послушайте эту пьесу. Какие образы и картины можно представить, слушая музыку, какое утро «нарисовал» композитор?

Слушание «Утра».

Учитель.  Итак, какие образы и картины можно представить, слушая музыку, какое утро «нарисовал» композитор?

Дети. Утро, спокойное, светлое, безмятежное, доброе. Можно представить картину наступления нового дня, пробуждения природы. Вся природа просыпается: встает солнце, поют птицы, шелестит легкий ветерок, журчит  ручей.

Учитель. Какими средствами музыкальной выразительности создается эта картина?

Дети. Мелодия песенного характера. Она звучит очень мягко, ласково, нежно, распевно.  Она звучит много раз, повторяясь у разных инструментов.

Учитель. Тембры духовых инструментов напоминают звучание пастушеской свирели, а валторна звучит как охотничий рог. В учебнике на странице 124 представлена нотная запись основной мелодии. Вся мелодия словно вырастает из основного мотива, основной интонации, как колос из зернышка. Давайте споем эту мелодию (пение  с опорой на нотную запись мягко, не форсируя звук).

Учитель. Как развивается музыка?

Дети. Она начинается очень тихо, затем постепенно нарастает, в музыку включаются все новые инструменты. Звучание становитсявсе более мощным и ярким и доходит до кульминации.

Учитель. Почему именно такое развитие, что изобразил композитор?

Дети. Музыка словно рассветает, показывая, как встает солнце.

Учитель. Вот что сказал сам Э. Григ об этой музыке: «Это настроение утренней природы, где, как мне кажется, при первом же форте солнце прорывается сквозь облака».

Учитель. А что дальше происходит с музыкой?

Дети. Звучность постепенно ослабевает, становится все более прозрачной и тихой.

Учитель. Ребята, музыка Грига, рисуя картины природы, одновременно выражает и чувства человека, который любуется красотой природы. А какие чувства или душевные состояния человека передаются в этой музыке?

Дети. Радость наступления нового дня, восторг и восхищение красотой природы, душевный подъем. И, в то же время, спокойствие, умиротворение, любовь к родной природе.

Учитель. Музыка Грига созвучна норвежским народным стихам:

         Ту песню пою я, услышат ее

         Все люди от края до края,

         И правду о северной дивной земле

         Расскажет им песня родная.

(С-4)     Эдвард Григ родился в прекрасной северной стране с живописной, хотя и суровой природой. Это Норвегия – страна неприступных скал и диких горных ущелий. Берега ее изрезаны причудливыми заливами – фьордами. Густые хвойные леса покрывают склоны гор и побережье.  

      Широчайшую популярность в конце 19 в. завоевала музыка Э. Грига. Он родился в небольшом городке Бергене  15 июня 1843г. Отец его был широко образованным человеком. В его доме часто звучала музыка. Он играл на рояле и скрипке. Мать была отличной пианисткой, хорошо пела. В доме часто устраивались музыкальные вечера.

     Музыкальность родителей унаследовали и дети. Эдвард был четвертым ребенком в семье. Первой учительницей Эдварда была его мать, Госпожу Гезину радовали успехи сына.

(С-5)   Эдвард любил сказки, которые ему рассказывала мать. Горы, леса и реки населяли диковинные существа. В горах жили странные великаны тролли. Под землей обитали гномы – хранители великих богатств. В лесу можно было встретить эльфов – прекрасных сказочных существ.

     Мать знакомила детей с древними норвежскими преданиями – сагами - об отважных викингах, смело разъезжавших по северным морям на своих боевых кораблях. С увлечением Эдвард слушалсказания о подвигах богатырей.

     Впечатления детства отразились и в творчестве Грига. В своей музыке он стремился к использованию своеобразного норвежского фольклора. Композитор изучал норвежские народные песни и танцы. И, конечно, вся музыка его проникнута норвежскими народными интонациями. Очень любил Григ родную северную природу и воспевал ее в своей музыке.

(С-6)

Учитель. Ребята, вспомните знакомое музыкальное произведение, в котором композитор так же нарисовал картину утра, наступления нового дня.

Звучит фрагмент вступления к опере «Хованщина» М. Мусоргского «Рассвет на Москве реке». Ребята угадывают.

(С-7)Учитель. Сравните основную мелодию Мусоргского с мелодией пьесы «Утро» Э. Грига. Что между ними общего?

Дети. Обе эти мелодии звучат плавно, как песня, протяжно, мягко, повторяясь несколько раз с динамическим нарастанием.

Учитель. А в чем различие?

Дети. Мелодия Мусоргского звучит в духе широких, протяжных русских народных песен, в ней слышны переклички петухов.  В средней части – колокольный звон, возвещающий о начале утреннего богослужения. Это утро в городе. А мелодия Э. Грига имеет норвежский колорит. В ней – картина бескрайних просторов Норвегии.

Учитель. Итак, вот такая разная может быть «утренняя» музыка в творчестве различных композиторов.

4 этап. Вокально-хоровая работа.

(С-8)Учитель. Ребята, сейчас я предлагаю вам музыкальную игру «Слово на ладошках».  (Учитель поет 1 часть песни-игры).

    А сейчас вы как эхо будете повторять слова, которые я вам предложу.  

(Учитель исполняется вторую часть песни-игры, дети повторяют как эхо слова).

Учитель. Каждое слово в этой песне исполняется в определенном ритме. Сейчас пробуем вместе с пением прохлопать ритмический рисунок каждого слова. Например, в слове «мишка» два слога, а, значит, два хлопка. А в слове «мишенька» - три слога. Первые два слога – два коротких хлопка, а на последнем – один длинный и т. д. (исполнение детьми вместе с учителем).

Учитель. Ребята, слова можно находить везде. И места, где мы можем находить эти слова, могут быть самыми неожиданными. Они легко отыскиваются на носу, в шляпе, в кастрюле, они могут петь и кружится. Мы можем найти такие слова и в  утреннем пейзаже. Они могут быть, например, такими (учитель поет 2 часть песни с другими, «утренними» словами, а дети как эхо повторяют).

          Утро (утро) – доброе (доброе)

          Птицы (птицы) – звонкие (звонкие)

          Солнце (солнце) – яркое (яркое)

         

Учитель. А дома вы сами можете  найти слова к этой песенке.

Учитель. В песнях современных композиторов тоже часто показываются образы утренней природы. Одна из таких песен,  «Светит солнышко» композитора А. Ермолова на слова В Орлова. (Дети исполняют песню под минусовую фонограмму).

 ( Работа над четкой дикцией, дыханием, выразительностью исполнения).

5 этап. Подведение итогов.  

Учитель. Итак, ребята, мы с вами познакомились сегодня с музыкой утра в творчестве разных композиторов. И музыка эта передавала не только краски рассвета, но и те душевные настроения, которые возникали при виде восходящего солнца. Каждый композитор пользовался своим музыкальным языком, не требующим перевода. А какие произведения особенно понравились и запомнились вам? (ответы учащихся).

Домашнее задание. Ребята, дома нарисуйте иллюстрации к понравившимся произведениям. И те образы, которые вы «увидели», слушая музыку, передайте в своих рисунках.

Спасибо, наш урок окончен.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Певцы родной природы

Слайд 2

С.С.Прокофьев П.И.Чайковский

Слайд 3

Ф.К.Давид «Утро» 1843 — 1907

Слайд 8

Переходим к вокальной работе.



Предварительный просмотр:

Тема: Гимн России.

Тип урока: урок ознакомления с новым материалом и закрепления ранее изученного.

Цель урока: ознакомление детей с главным музыкальным символом страны – гимном.

Задачи урока:

  • дать понятие «гимна»;
  • познакомить детей с особенностями гимна России;
  • укрепить чувство гражданской гордости за свою Родину и российский народ в процессе обращения к историческому и музыкальному прошлому, а также через знакомство с другими символами России;
  • реализовывать творческий потенциал детей в процессе коллективного музицирования (разучивание песни);
  • расширять эмоционально-образный словарный багаж;
  • закрепить первичные представления об элементах музыкальной грамоты.

Оборудование к уроку: мультимедийное оборудование, компьютер, синтезатор.

Материалы к уроку: Гимн России (муз. А.Александрова, слова С.Михалкова); «Патриотическая песня» М.Глинки; «Моя России» Г.Струве; учебники «Музыка.2 класс» (Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина.

Начало урока: музыкальное приветствие .

Ход урока.

Учитель: - Ребята, на предыдущих уроках вы познакомились с некоторыми русскими композиторами и их музыкальными произведениями, воспевающими красоту и величие России. Напомните, о чём шла речь?
(Дети вспоминают М.П.Мусоргского и его произведение «Рассвет на Москве-реке», песню Ю.Чичкова «Здравствуй, Родина моя»)

Учитель: - Молодцы. Сегодня речь пойдёт о музыкальном символе нашего государства. Что значит символ?

Дети: - Это знак отличия.

Учитель: - Какие вы знаете государственные символы России?

Дети: - Государственный герб, Государственный флаг, Государственный гимн.

(Я предлагаю воспользоваться страницами 14-15 учебника «Музыка. 2 класс»)

Учитель: - Правильно. И именно гимн является музыкальным символом любого государства. Можно сказать, что гимн это главная песня страны. А можете сказать почему?

Дети: - Наверно, гимн исполняется на каких-нибудь торжественных праздниках, на Новый Год, на спортивных соревнованиях.

Учитель: - Всё верно. Гимн это отражение и истории государства, и характера народа, и его жизни. Согласитесь, много разных песен создаётся народом, но именно в гимне должно воспеваться всё самое лучшее, что есть у этого народа и государства. Не сомневаюсь, что Гимн России вы часто слышали, но я предлагаю его ещё раз прослушать и потом ответить на вопрос:
Какими чувствами наполнена музыка и слова гимна России?

Учитель напоминает детям, что гимн слушают стоя, тем самым подчёркивая важность и торжественность этой песни.

(Дети слушают музыку гимна)

Учитель: - Какими же чувствами наполнена музыка гимна?

Дети: - Чувство гордости, величия.

Учитель: - Конечно, ребята, слушая наш гимн, ощущаешь чувство единства, патриотизма, уважения к богатой истории нашей страны.

     ПОдберите подходящие слова, отражающие характер звучания гимна.

(Дети: величаво, торжественно, мужественно, горделиво, победно, твёрдо, смело, мощно)

Учитель: - Молодцы. Написал этот гимн композитор Александр Александров на слова поэта Сергея Михалкова. Вы знаете ребята, но в истории России был период, когда музыка гимна была другой и исполнялась без слов. Это была «Патриотическая песня» русского композитора XIX века М.И.Глинки.

         Давайте послушаем тот гимн и сравним звучание современного гимна с музыкой М.И.Глинки.

(Дети слушают «Патриотическую песню» М.И.Глинки)

Учитель: - В чём сходство и отличие этой музыки от гимна России?

(Дети делятся своими впечатлениями, отмечают общий характер звучания)

Учитель: - Молодцы. Знаете, ребята, кроме государственных символов России есть у русских людей и другие дорогие их сердцу, любимые и почитаемые символы. Это и Московский Кремль, и Красная площадь, и Храм Христа Спасителя, Большой Театр оперы и балета.

А для кого-то это просто бескрайние русские просторы – луга, поля, берёзы, широкие реки. 
Именно такую Россию можно увидеть на картинах русских художников.

И о такой России поётся и в песне «Моя Россия» композитора Г.Струве.
Послушайте песню и скажите, какие здесь вы услышите символы, с чем и кем сравнивает автор Россию?

(Дети слушают и отвечают на вопросы)

Вокально –хоровая работа над песней.

Этапы: распевание, разучивание мелодии песни, разучивание первого куплета песни.

Итог урока.
 Учитель: - Сегодня на уроке вы познакомились с главной песней нашей страны. Как она называется? Кто автор музыки и слов?

Дети: - Гимн. Слова Сергея Михалкова, музыка Александрова.

Учитель: - Музыка ещё каких композиторов прозвучала на уроке?

Дети: - Михаила Ивановича Глинки, песня «Моя Россия» Г.Струве.

Учитель: Молодцы! Урок окончен.  До новых встреч!