Федосеева Гульнара Фагимовна

сайт учителя музыки

Профессия: учитель музыки

Профессиональные интересы: мировая художественная культура

Увлечения: живопись

Регион: Москва

Населенный пункт: г. Москва

Место работы: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение города Москвы «Московский образовательный комплекс ЗАПАД » (ГБПОУ МОК ЗАПАД)

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/fedoseeva-gulnara-fagimovna

====

О себе

      Музыка является искусством, которая обладает наибольшей силой эмоционального воздействия на человека. Никакое другое искусство не вторгается с такой властной силой в эмоциональный мир человека, как это доступно музыке.

       О воспитательной роли музыки писали философы и ученые, музыканты и педагоги. Воспитательное влияние музыки, возможность воздействовать музыкой были отмечены в далёкие от нас времена. В эпоху Древней Греции музыке отводилась роль учителя, воспитывающего душу. Считалось, например, что с помощью музыки в человеке можно воспитывать мудрость и мужество.

     Музыку считали важным средством нравственного воспитания человека. Она открывает людям глаза на красоту природы, нравственных отношений. Благодаря музыке в человеке пробуждается представление о возвышенном, величественном, прекрасном не только в окружающем мире, но и в самом себе».

    Я с детства воспитывалась в атмосфере любви к музыке, к песням. В моей памяти на всю жизнь осталось впечатление о моей бабушке, которая была искусной исполнительницей народных песен, славилась на всю округу своим пением. Эту добрую традицию семьи продолжили её пятеро дочерей и сын. У них отличный музыкальный слух, приятный тембр голоса. Ни один семейный праздник у нас не обходится без песни, без музыки. Эта любовь к музыке передалась всем детям в нашей семье. Именно, в выборе моей будущей профессии главную роль сыграло музыкальное воспитание нашей семьи. И сегодня, работая учителем музыки в школе, я стараюсь передать эту любовь к музыке, к песне своим детям.

      В жизни каждого педагога наступает момент, когда он хочет увидеть результат своей работы, ощутить те изменения, которые произошли в ученике. Это необходимо для того, чтобы почувствовать успех в своей деятельности, накопить силы для дальнейших поисков и плодотворной работы.  В воспитании быстрых результатов не бывает, нужно научиться терпению. Работая в школе учителем музыки, мне приходится много заниматься с детьми: проводить уроки музыки, готовиться к различным конкурсам и фестивалям, проводить различные тематические и музыкальные вечера, подготавливать ребят ко всем школьным мероприятиям.

       На уроке музыки, который проводится один раз в неделю, невозможно всё успеть. Поэтому я организовала школьный хор «Соловушки». Попробовать себя в хоровом пении может любой желающий в нашей школе. В данный момент в хоре занимаются около 40 ребят. Это очень хороший показатель для нашей небольшой школы.

   У меня есть принципы, которые я сумела выделить в своей работе и осмыслить. Но они, на мой взгляд, наиболее важные. Один родился из размышлений о том, стоит ли развивать ребенка, который не проявляет особых дарований. Может лучше потратить время на более одаренных детей? Как отличить талант, одаренность, гениальность? Как найти талант у ребенка, которого всю жизнь убеждали в его никчемности и бесполезности. Здесь спасет только твердая установка учителя: нет бесталанных детей, каждый ребенок способный и одаренный в чем-либо. Любую инициативу, любое начинание должен поддержать учитель. Этот принцип помогает не пропустить тот потенциал, который скрыт в каждом человеке, сделать его опорой жизни и самоуважения.

         Размышляя над моим профессиональным кредо, я искала фразу, которая смогла бы выразить суть моей педагогической работы: педагогом надо быть 24 часа в сутки, т.к. педагог это образ жизни. Рецепт прост: надо стараться быть предельно самим собой, изменять себя, работать над недостатками, искоренять пороки, приобретать достоинства. Личность педагога должна стать инструментом воспитания. Настраивая собственный инструмент, педагог сумеет понять и показать детям, как настраивать себя, как совершенствоваться. Вот поэтому личностное и педагогическое в учителе должно стремиться к гармонии. Я считаю, что в этих принципах заложена формула моего успеха. В чем можно измерить успех? Можно измерить внешними обстоятельствами: получение высшей квалификационной категории, относительное материального благополучие… Но все это только внешние социальные стимулы, которые к внутренней мотивации профессионального роста имеют небольшое отношение. Гораздо важнее ощущение собственных изменений и возможностей. Я черпаю силы своего существования в собственном личностном росте и развитии своих способностей. Результатом же выступают победы моих воспитанников в своей жизни, увеличение их талантов, расширение способностей, укрепление самооценки, поиски своего счастья. В этом я вижу свой успех.

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

Классика

Мой взгляд на мир

      

Мои достижения

Мои достижения, в первую очередь, это достижения моих учеников. 

Моё портфолио

https://cloud.mail.ru/public/3ga6/3jmAcSGAR            На своих уроках искусства  я показываю жизнь, представленную языком Искусства, Музыки и Народной философии. Я обращаюсь к произведениям живописи, поэзии, прозы, к произведениям прикладного искусства, к народным традициям, обрядам, к фольклору, архитектурным, скульптурным шедеврам. Такая тесная взаимосвязь даёт возможность лучше понять искусство в целом, помогает воспитывать всесторонне развитую, эмоционально отзывчивую личность. Своей целью я вижу достижение такого уровня проведения урока музыки, который увлечёт учащихся, позволит сформировать целостное восприятие мира посредством Искусства, поможет развить музыкальное мышление и расширить кругозор учащихся, даст возможность учащимся ориентироваться в огромном и многосложном мире Искусства.

       Именно на уроках музыки можно обнаружить тесную взаимосвязь между Искусством и Жизнью. Вместе с ребятами мы не только поём и слушаем, мы рассуждаем, выражаем эмоциональное состояние от увиденного и услышанного на уроке. Мы учимся чувствовать глубокое взаимопроникновение всех видов Искусства. Проводником в тайные уголки детских душ является Музыка, она способна увлечь в свой диковинный мир человеческих фантазий и воображения.
    На уроках музыкального искусства учащиеся ищут точки единения человека и души, мира и природы, мы находим взаимосвязь между Музыкой и всеми видами Искусства.         Ребятам хорошо знакомы такие выражения как «звучание картины», «музыка архитектуры», «живопись музыки», «интонация скульптуры», «музыкальный образ», «преобразующая сила музыки», «музыкальная драматургия». Учащиеся приходят к мысли, что искусство неразделимо, оно, как солнечное светило, своими лучами освещает и согревает сердца и души людей.
        На каждом уроке обучающиеся пытаются найти ответы на вопросы с помощью произведений Искусства: «Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы?», «Что стало бы с литературой, если бы не было музыки?», «Можем ли мы увидеть музыку?», «Можем ли мы услышать живопись?».
    Домашним заданием становится творческая работа по прослушанному и увиденному на уроке. Такой вид работ даёт возможность с помощью слова, рисунка выразить свои мысли, чувства, переосмыслить эмоциональное состояние, соотнести жизненную правду и красоту в искусстве на примерах произведений поэтов, художников и музыкантов.  

     Мы живём в современном мире, который диктует новые подходы к образованию будущего подрастающего поколения. Постоянный системно-деятельностный подход к уроку позволяет наращивать и совершенствовать компетенции учащихся.
    Главная задача музыкального образования - воспитание интереса и любви к Искусству, познание закономерности музыкального искусства на основе его интонационной природы и многочисленных связей с жизнью и другими видами искусства. Освоение музыкального искусства через овладение учащимися музыкально-практических компетенций в различных видах деятельности (вокально-певческой, восприятии музыки, размышлении о ней, а также творческой деятельности) развивает личностно-творческое отношение к музыке.

     Искусство создаётся для того, чтобы отобразить богатство мира, душевную красоту человека, и отражается это в звуках, словах, оттенках, пластике.
Значение урока «Музыка», на мой взгляд, велико в образовательном процессе, так как произведения Искусства являются незаменимым средством формирования духовного мира учащегося, делают его способным тоньше и глубже чувствовать, сопереживать, сострадать, стать частью творения и мысли автора.
   Мотивированные на постижение богатства мира, душевной красоты человека, ученики с удовольствием участвуют и во внеурочной деятельности. Наши традиционные концерты ко Дню учителя, к Международному женскому дню 8 марта, фольклорные праздники, конкурсы, фестивали стали стартовой площадкой для наших начинающих звезд. Ежегодно мои ученики занимают призовые места на различных фестивалях и конкурсах.

Современное образование выходит на более высокий технологический уровень. Ведется поиск новых педагогических технологий, что связанно, прежде всего, с отказом от традиционного обучения и воспитания, с идеей целостности педагогического процесса как системы, опирающейся на теории общечеловеческих ценностей, гуманизации, личностно-ориентированного подхода приоритета субъектных отношений.

     Идет  21 век. Цивилизация развивается. Информация становится самым выгодным и важным товаром. Возникают информационные технологии, позволяющие огромным массам людей общаться, видеть друг друга, спорить, оказывать влияние друг на друга, находясь на противоположных сторонах земного шара. Растет потребность в людях, умеющих самостоятельно принимать решения, инициативных, изобретательных. Для современной школы возникает главная задача: научить детей жить в динамичном, быстро меняющемся мире.

    Количество новых задач, с которыми приходится сталкиваться людям, резко возрастает. Учитель не может всех учащихся сделать гениями, но может многих из них вооружить способами решения новых задач.

    Современное поколение, на мой взгляд, не имеет четкого представления о том, какую несомненную практическую пользу приносят занятия музыкой, поэтому к предмету «Музыка» относятся как к малозначимому, ненужному предмету. А еще Пифагор, создавая свою «школу мудрости», положил в ее основу два искусства – музыку и математику. Он считал, что гармония чисел сродни гармонии звуков и что оба этих занятия упорядочивают хаотичность мышления и дополняют друг друга.

        Через формирование слушательского интереса достичь повышения эффективности усвоения учебной программы, культурного уровня учащихся, воспитание у них эстетического вкуса и высоких нравственных качеств. Чтобы решить эту задачу, урок надо сделать современным. Как этого можно достичь? Прежде всего, используя в своей работе современные принципы педагогической техники и информационные технологии.       

       В узком смысле слова педагогическая технология-это последовательность определенных действий, операций, связанных с конкретной деятельностью учителя и направленных на достижение поставленных целей. В общем виде - это изучение учащихся и состояния учебно-воспитательного процесса, постановка диагностических целей и задач, определение перспективы, предвидение результатов, планирование деятельности, решение задач, организаторская деятельность, коррекция на основе диагностики, разработка программы последующих действий. Следовательно, развитие педагогических технологий связанно с новым, более качественным уровнем деятельности педагога.

  Одной из ведущих технологий, используемой на уроках музыки, является метод проектов.  Сегодня метод проектов применяется каждым педагогом. В основе метода лежит умение ориентироваться в информационном пространстве и самостоятельно конструировать свои знания. Метод всегда ориентирован на самостоятельную работу учащихся.

Требования к использованию метода проектов:

        - Наличие значимой в исследовательском творческом плане проблемы, требующей исследовательского поиска для ее решения (например:  исследование современности классической музыки; изучение творчества композиторов разных стран; сравнение идей музыки минувших эпох и современности; решение проблемы современности «настоящее искусство бессмертно – это родник общей человеческой духовности»).

        - Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов (например: доклад о музыке великих наших «современников», искусство которых, независимо от эпохи, в которой было создано, отвечает нашим современным идеалам; показ компьютерной презентации; выпуск газеты; проведение музыкальных лекториев с выступлением творческих групп по данной проблеме).

        - Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.

        - Использование исследовательских методов: определение проблемы, выдвижение гипотезы ее решения, обсуждение методов исследования, оформление конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов.

        Проектную деятельность можно применять и на уроках освоения материала, и на уроках по применению знаний, а также на уроках обобщения.

   Современные педагогические технологии немыслимы без широкого применения новых информационных технологий, компьютерных. Большой интерес к современным компьютерным системам является мотивационной основой учебной деятельности. Именно информационные технологии позволяют в полной мере раскрыть педагогические, дидактические функции методов, реализовывать заложенные в них потенциальные возможности; они становятся базой современного образования, гарантирующей необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания.

        В процессе использования ИКТ на уроке музыки дети узнают, постигают, осваивают закономерности музыкального языка, учатся осознавать и воспроизводить музыку. Все это расширяет кругозор учащихся, раздвигает горизонты исполнительской деятельности, дает возможность значительно повысить уровень исполнительских навыков, развивать музыкальные способности детей.

    Актуальным для преподавания музыки в общеобразовательной школе становится широкое использование технических средств обучения: музыкального центра, телевизора, видеомагнитофона, синтезатора, которые могут быть применены на уроках музыки, при звуковом оформлении школьных праздников и мероприятий.

К безусловным достоинствам цифрового электронного инструмента – синтезатора относятся: тембровое многообразие, насыщенность и объемность звучания, относительная техническая простота исполнения на нем.

      Во внеклассных мероприятиях синтезатор можно применять в музыкальном оформлении спектаклей, используя разнообразные звуковые эффекты, а также при вокально-хоровой работе с учащимися. Исполнение песен становится интересным, так как звуковое оформление становится современным.    

    Личностно – ориентированный подход в обучении на уроках музыки способствует раскрытию индивидуальности ребенка, которая находит свое выражение в характере мыслительных процессов, запоминании, внимании, в проявлении инициативы, творчества. При усвоении нового материала каждый ребенок обнаруживает различные интересы и по-разному использует свои знания.

       Помимо этого, сегодня перед школой стоит важная задача - создание условий для сохранения здоровья учащихся, т.е. разработка мер по здоровьесбережению, внедрения здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс.

Одна из основных задач уроков музыки: снимать нервно-психические перегрузки, восстанавливать положительный эмоционально - энергетический тонус учащихся.

        На своих уроках я применяю следующие здоровьесберегающие технологии:

 музыкотерапия, вокалотерапия, ритмотерапия, терапия творчеством.

 

      К здоровьесберегающим технологиям относятся педагогические приемы, методы, технологии, использование которых в образовательном процессе идет на пользу здоровью учащихся и которые не наносят прямого или косвенного вреда.

       Восприятие музыки, ее исполнение и создание являются основными формами не только музыкального восприятия, но и музыкальной психотерапии. По существу, каждый учитель музыки, является стихийным психотерапевтом, изменяющим при помощи музыкального искусства настроение и мироощущение своих учеников.

      Например, некоторые мелодии действительно обладают сильным терапевтическим эффектом. Пение веселых песен помогает при сердечных недугах, способствует долголетию. Медики установили, что струнные инструменты наиболее эффективны при болезнях сердца. Кларнет улучшает работу кровеносных сосудов, флейта оказывает положительное воздействие на легкие и бронхи. Но самый большой эффект на человека оказывают мелодии Моцарта.

     Музыкальная терапия может стать эффективным методом лечения школьных неврозов, которые сегодня все больше поражают учащихся, как в процессе получения образования, так и в современной жизни вообще. В этой связи представляются уникальными возможности урока музыки как средства реализации здоровьесберегающих технологий.

     Таким образом, каждый учитель музыки, используя современные инновационные технологии в преподавании в условиях модернизации, открывает для себя новые интересные возможности в профессиональной деятельности, благодаря чему для учителя - работа, а для его учеников - обучение станут радостнее и увлекательнее.

        Условиями успешности обучения на уроках музыки являются проблематизация учебного материала, познавательная активность учащихся, связь обучения с жизнью, организация обучения как деятельности. Ребенок творит ради радости. И эта радость есть особая сила, которая питает его. Радость собственного преодоления и успеха в учебе способствует приобретению веры в себя, уверенности в своих силах, воспитывает творческую личность. Главное в деятельности учителя музыки – развиваться вместе с учениками, быть постоянно в творческом поиске.

Мои публикации:
Дополнительное образование
Изобразительное искусство
Мировая художественная культура
Музыка
Музыкальное искусство
Социально-культурная деятельность
Публикации моих учеников:
Добавить грамоту в портфолио