Рабочая программа по Музыке 4 класс на 2013-2014 г
рабочая программа по музыке на тему

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma.docx101.96 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ЗАПАДНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ   УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ШКОЛА  №12

119136,  г. Москва, 2 Сетуньский проезд, д. 9.

тел. 8-499-795-51-94, факс: 8-499-795-54-37,  http://sch12.mskzapad.ru/, e-mail: school12ramenki@list.ru

УТВЕРЖДАЮ:                              СОГЛАСОВАНО:                         РАССМОТРЕНО

Директор ГБОУ СОШ  №12        Зам. директора по УВР                   на заседании м/о

                                                                                                                  Протокол № ___ от

«____» ___________ г.            « ____» ____________ г.                     «____» ___________ г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету Искусство (Музыка)  для 4 класса

на 2013-2014 учебный год

Рабочую программу составила:

________________________Федосеева Г.Ф.

      подпись                       Расшифровка подпись

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Рабочая  учебная программа по  музыке для  4 класса разработана и    составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта второго поколения  начального  общего образования 2010 года, примерной программы начального общего образования  по музыке с учетом  авторской программы по музыке -  «Музыка. Планета знаний», автора:  Баклановой Т.И., М., АСТ Астрель, 2005 год.

Программа разработана на основе современных научно – педагогических идей и предполагает использование как традиционных, так и новых педагогических технологий. В программе уделено особое внимание знакомству детей с музыкальным фольклором народов России и классической музыки, а также выявлению народно – песенных истоков русской профессиональной музыки.  Особое внимание уделено повышению роли художественного, в том числе – музыкального образования, в формировании духовно – нравственной культуры личности, в воспитании учащихся на основе лучших культурно – исторических и национально – культурных традиций России, а также широкому использованию средств искусства, в патриотическом воспитании обучающихся, в формировании у них культуры межнациональных отношений. Сделан акцент на арт - терапевтических и коррекционных функциях художественного образования, а также дифференцированном подходе к различным группам обучающихся, в том числе – к одаренным детям.

Главная  цель  музыкального образования – формирование и развитие музыкальной культуры обучающихся как одной из составных частей общей культуры личности.

Достижение данной цели предусматривает:

  • формирование и развитие культуры музыкального восприятия,приобретение опыта музыкально - слушательской деятельности и новых музыкальных впечатлений,
  • формирование потребности в восприятии музыки, воспитание адекватных эмоциональных реакций на музыку, развитие интереса к слушанию народной музыки, шедевров классического искусства и лучших образцов современной музыки, воспитание музыкального вкуса, освоение первоначальных навыков анализа и оценки прослушанных музыкальных произведений, их художественно - образного содержания, выразительных средств и др.;
  • формирование и развитие музыкально-исполнительской культуры учащихся: приобретение опыта хорового, ансамблевого и сольного пения, а также элементарного музицирования, выявление и развитие музыкальных способностей, потребности в различных видах музыкально - исполнительской деятельности, певческих умений и навыков, первоначальных навыков элементарного музицирования и импровизации. формирование и развитие музыкально - творческой культуры личности, неразрывно связанной с образным ассоциативным мышлением и воображением, проявляющейся в самостоятельности и творческом подходе к различным видам музыкальной деятельности, в интересе ребёнка к сочинению музыки, к музыкальным (певческим, музыкально - инструментальным, музыкально - танцевальным, музыкально - драматическим и др.) импровизациям, к разработке музыкально - творческих проектов;
  • формирование и развитие музыкально – информационной культуры личности: воспитание музыкально - познавательных потребностей и интересов, приобретение основ музыкально - теоретических и музыкально – исторических знаний, а также первоначальных навыков поиска и анализа информации о музыкальном искусстве с помощью различных источников и каналов (книг, музыкальных записей, видеофильмов, музыкальных музеев, СМИ, мультимедиа, Интернета и т.д.);
  • формирование и развитие музыкально-релаксационной культуры: освоение детьми доступных им приёмов снятия психического и мышечного напряжения в процессе выполнения разнообразных музыкально - терапевтических упражнений (например, развитие певческого дыхания с использованием методов дыхательной терапии, развитие певческих навыков звукоизвлечения и звуковедения с использованием методов звукотерапии, развитие музыкального восприятия и творческого воображения с использованием методов музыкальной терапии).

Содержание и уровень развития каждого из компонентов музыкальной культуры личности неразрывно связаны с музыкальной направленностью личности (музыкальными потребностями, интересами, вкусами, ценностными ориентациями, мотивацией музыкальной деятельности).

Также важнейшим фактором формирования и развития музыкальной и общей культуры личности учащегося в процессе музыкального образования является выявление и развитие её способностей. Музыкальное образование обладает большим потенциалом для развития музыкальных, творческих и духовных способностей учащихся.

К музыкальным способностям относят, как известно, музыкальный слух, музыкальную память, чувство ритма, певческие данные и др.

Ядро культуры личности составляют духовно - нравственные ценности и идеалы, в которых проявляются духовные способности Именно эти способности прежде всего определяют отношение человека к себе, другим людям, Родине, народу, природе, культурному наследию, различным видам деятельности (труду, учёбе, художественному творчеству и т. д.). Духовные способности дают импульс творчеству, наполняют процесс и результаты творческой деятельности высшими духовно - нравственными смыслами, одухотворяют восприятие и исполнение музыкальных произведений.

  • ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 4-ГО КЛАССА.

  • ЛИЧНОСТНЫЕ
  • У учащихся будут сформированы:
  • понимание музыкальной культуры как неотъемлемой части различных сфер человеческой жизни (семейно - бытовой, праздничной, трудовой, воинской, спортивной и др.), и отражение в ней исторических событий и личностей;
  • положительная мотивация к обучению и познанию музыкального искусства и музыкальной деятельности, к знакомству с выдающимися музыкальными произведениями отечественной и мировой культуры;
  • уважительное отношение к музыкальному наследию России и каждого из народов нашей страны, понимание ценности многонационального российского общества, культурного разнообразия России.
  • Учащиеся получат возможность для формирования:
  • основ общей культуры личности в контексте высших духовно - нравственных ценностей и идеалов отечественной культуры на материале и средствами музыкального искусства;
  • эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам, выраженным в музыкальных произведениях;
  • понимания ценности музыкального искусства в жизни человека и общества;
  • художественного вкуса, творческого потенциала, развития эмоциональной сферы;
  • готовности и способности адекватно оценивать явления музыкальной культуры и проявлять инициативу в выборе образцов профессионального и музыкально - поэтического творчества народов мира;
  • готовности и способности к самооценке, к саморазвитию.
  • ПРЕДМЕТНЫЕ
  •  Учащиеся научатся:
  • воспринимать музыку различных жанров;
  • узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов;
  • находить и передавать информацию:
  •  о старинных формах музыкальной жизни и музыкальных увеселениях в рыцарских замках, царских дворцах, усадьбах, на городских площадях во время праздников и карнавалов, о трубадурах, скоморохах и других бродячих музыкантах в западноевропейских странах и на Руси;
  •  о старинной танцевальной музыке, об особенностях её музыкально - выразительных средств, о происхождении танцевальных движений бальных танцев — вальса, полонеза, гавота, мазурки и польки;
  •  о старинных воинских гимнах и маршах, их музыкально - выразительных средствах и художественно – образном содержании;
  •  об обиходных церковных песнопениях, партесе, духовных стихах и колокольных звонах;
  • –о творчестве русских и советских композиторов (М. Глинки, Н. Римского - Корсакова, М. Балакирева, И. Стравинского, Д. Шостаковича, И. Дунаевского, Г. Свиридова, Д. Кабалевского, А. Пахмутовой, В. Шаинского и др.), создавших музыкальные исторические образы нашей Родины (от Древней Руси до современной России), отразивших в своих произведениях образы и сюжеты древнерусских мифов, народных преданий, сказок и былин;
  •  о фольклоре, фольклористах, фольклорных коллективах и экспедициях и их роли в сохранении музыкального наследия народов России; об авторской песне;
  •  определять основные музыкальные понятия («канон», «полифония» и др.) на доступном уровне;
  •  воспроизводить слова и мелодии нескольких народных колыбельных песен, песен зарубежных композиторов - классиков, а также песен советских и современных российских композиторов, авторских песен;

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 4 КЛАСС.

Четверть

Количество часов

Разделы

1.

8.

«Музыкальное путешествие по миру старинной европейском музыки»

2.

13.

«Музыкально путешествие от Руси до Руси»

3.

5.

«В гостях у народов России»

4.

8.

«Музыкальное путешествие по России 20 века».

Итого

34

ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ОБУЧАЮЩИЕСЯ 4 КЛАССА

называть знаменитые музыкальные театры, концертные залы и музеи, имеющиеся в России и в других странах мира;

исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально - пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.);

исполнять соло в вокальном ансамбле и в хоре вокально - хоровые произведения;

определять выразительность и изобразительность интонации в музыке;

определять и сравнивать характер, настроение и средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, тембр, динамика) в музыкальных произведениях (фрагментах);

определять на слух основные виды, жанры, формы музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов, в том числе и современных электронных;

сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки, соотносить музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира.

Учащиеся получат возможность научиться:

ориентироваться в музыкально - поэтическом творчестве, в многообразии музыкального фольклора России, в том числе родного края, в многообразных традиционных формах народной музыкальной культуры (народных календарных праздниках, семейно - бытовых традициях и обрядах, старинных народных музыкальных играх и игрушках);

различать танцевальную музыку по особенностям её музыкально - выразительных средств, рассказывать о ee происхождении и показывать танцевальные движения бальных танцев — вальса, полонеза, гавота, мазурки и польки;

соотносить выразительные и изобразительные интонации;

характеризовать черты музыкальной речи разных композиторов;

воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности на основе полученных знаний, на основе музыкальной, музыкально - поэтической и музыкально - пластической импровизации;

передавать настроение музыки и его изменение: в пении, музыкально - пластическом движении, игре на музыкальных инструментах, в музыкальных, музыкально - поэтических и музыкально - пластических импровизациях;

использовать и воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально – пластических композиций, при разучивании и исполнении вокально - хоровых произведений, игре на элементарных детских музыкальных инструментах; воплощать художественно - образное содержание и интонационно - мелодические особенности профессионального и народного творчества (в пении, слове, движении, играх, действах и др.);

раскрывать роль музыки в жизни человека, применять приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни (при организации содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности);

использовать доступные методы арт - терапии для психологической саморегуляции в повседневной жизни;

использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении простейших мелодий;

владеть певческим голосом как инструментом духовного

самовыражения и участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении заинтересовавших его музыкальных образов;

представлять широкой публике результаты собственной Музыкально - творческой деятельности (пение, инструментальное музицирование, драматизация и др.);

собирать музыкальные коллекции (фонотека, видеотека);

основам саморазвития образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, учебно - творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

Регулятивные

Учащиеся научатся:

самостоятельно исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально - пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.);

реализовывать собственный творческий потенциал, применяя музыкальные знания и представления о музыкальном искусстве для выполнения учебных задач;

планировать свои действия при выполнении музыкально - творческих заданий;

следовать при выполнении музыкально - творческой работы инструкциям учителя;

руководствоваться определёнными техниками и приёмами при выполнении музыкально - творческой работы;

определять критерии оценки, анализировать и оценивать по заданным критериям результаты собственной и коллективной музыкально - творческой работы;

определять цели и ставить учебные задачи, осуществлять поиск средств их решения (под руководством учителя);

планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Учащиеся получат возможность научиться:

ставить цели и задачи в проблемно%творческих ситуациях, действовать самостоятельно в ходе их решения;

осуществлять самостоятельную музыкально – творческую деятельность, реализовывать собственные музыкально -исполнительские замыслы (в пении и интерпретации музыки, игре на детских элементарных музыкальных инструментах, музыкально%пластическом движении и импровизации);

осмысленно выбирать способы и приёмы действий при решении музыкально - творческих задач;

осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результатам самостоятельной музыкально - творческой деятельности;

вносить необходимые коррективы в ходе выполнении музыкально - творческих работ;

анализировать и оценивать результаты собственной и коллективной музыкально - творческой работы с учётом разных критериев;

понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно - массовых мероприятий, организовывать культурный досуг в семье.

Познавательные

Учащиеся научатся:

находить нужную информацию, используя справочные материалы учебника, дополнительную познавательную литературу справочного характера;

находить современные информационные каналы и средства трансляции классической, народной и современной музыки (доступные младшим школьникам);

сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки;

наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различий интонаций (тем образов), делать выводы;

выделять художественный смысл различных форм построения музыки;

различать виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов, в том числе и современных электронных;

сравнивать музыкальные произведения по заданным критериям, сравнивать музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира, сравнивать и соотносить произведения разных

искусств по характеру и эмоциональному состоянию;

различать, группировать изученные музыкальные произведения по жанрам, авторам;

устанавливать существенные связи и отношения музыки с другими видами искусств и различными сферами жизни человека.

Учащиеся получат возможность научиться:

применять различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации музыкальной

информации;

сравнивать, группировать, классифицировать по родовидовым признакам музыкального искусства;

устанавливать аналогии и причинно%следственные связи, анализировать, обобщать на материале музыкальных произведений, в том числе анализировать приёмы создания образов в музыкальных произведениях;

использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении простейших мелодий;

выступать с аудио - , видео -  и графическим сопровождением.

Коммуникативные

Учащиеся научатся:

строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации;

составлять тексты о музыке в устной и письменной формах;

выражать своё эмоциональное, эстетическое отношение к искусству в различных видах музыкально – творческой деятельности;

выражать нравственные и эстетические чувства: любовь к Родине, гордость за достижения отечественного и мирового музыкального искусства, уважение к истории и духовным традициям России, музыкальной культуре её

народов; выражать своё отношение к искусству;

общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов;

активно использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;

слушать собеседника и включаться в диалог о музыкальном искусстве;

признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Учащиеся получат возможность научиться:

участвовать в обсуждении значимых для человека явлний жизни и искусства, рассуждать о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека;

задавать вопросы, необходимые для организации работы в группе;

договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

вести диалог о музыке, обсуждать произведения музыкального искусства;

осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;

адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми в процессе музыкальной деятельности.

КОНТРОЛЬ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ В СЛЕДУЮЩИХ ВИДАХ:

Входной, текущий, тематический, итоговый.

Форма контроля:

  • устный опрос;
  • практическая работа,
  • тест

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема урока,

страницы

учебника

Задачи урока

Основные

понятия

Характеристика

учебной деятельности учащихся

1

Встречи со знаменитыми композиторами. И.С.Бах.

С. 6–9

Формирование представлений учащихся о зарубежной клас-сической музыке и музыкаль-ной жизни зарубежных стран.

Знакомство с композитором И.С. Бахом и его музыкальной семьей. Формирование первоначальных музыкально-слуховых представлений о полифонической музыке и звучании старинных музы-кальных инструментов

(клавесина и органа).

Развитие вокально-хоровых умений и навыков.

Зарубежные

Композиторы-классики.

И.С. Бах.

Семейные музыкальные

традиции.

Клавесин.

Орган.

Народные немецкие песни

и танцы.

Полифония.

Слушать одно из произведе-ний И.С. Баха для органа (по выбору учителя); пьесу

И.С. Баха «Волынка»; песню В. Егорова «Играет Бах».

Исполнять песню И.С. Баха «За рекою старый дом» (русский текст Д. Тонского).

Выразительно читать нараспев текст песни

В. Егорова «Играет Бах».

Дополнительные виды учебной деятельности

Знакомиться с портретами И.С. Баха и его семьи, с изображениями органа и клавесина, с фотографиями музея и других памятных мест, Побывать на виртуальной музыкальной экскурсии по Германии.

2

Встречи со

знаменитыми композиторами:В.А.

Моцарт.

С. 10–13

Формирование первоначаль-ных представлений о зарубежной классической

музыке и музыкальной

жизни зарубежных стран. Знакомство с композитором

В.А. Моцартом и с его

музыкальной семьёй.

Формирование музыкально-слуховых представлений о классической ф-ой,симфо-нической и хоровой музыке ХVIII .Воспитание

ценностного отношения к классической музыке, музыкальному

образованию и семейным музыкальным традициям.

Зарубежные

Композиторы-классики.

В.А. Моцарт-композитор

и музыкант-виртуоз.

Семейные музыкальные

традиции.

Канон.

Семейные музыкальные

традиции.Канон.

Слушать «Рондо в турецком стиле (из сонаты

№11 ля минор)».В.А.Моцарта; фрагмент первой части «Симфонии № 40.

Исполнять канон «Слава солнцу, слава миру!.

Дополнительные виды учебной деятельности

Знакомиться с портретами В.А. Моцарта и его

семьи, с фотографиями памятника и музея

В.А.Моцарта в Австрии.

Совершить виртуальную музыкальную экскурсию по Австрии.

3

В рыцарских

замках.

С. 14–17

Формирование у учащихся первоначальных представ-лений о средневековой евро-пейской бытовой музыкальной

культуре и светском этикете.

Знакомство с европейскими традициями выступлений бродячих

музыкантов.

Освоение декламационного стиля пения.

Музыкально-эстетическое и этическое воспитание.

Трубадур, менестрель,

шпильман.

Музыкальный турнир.

Романс.

Музыкальные образы

рыцарей.

Слушать «Рыцарский романс» из цикла«Прощание с Петербургом» (муз. М.И. Глинки, сл. Н. Кукольника).

Исполнять песню «В старом замке» (муз.Е. Крылатова, сл. Ю. Энтина); мелодекламацию текста «Рыцарского романса» (сл. Н. Кукольника). Участво-вать в инсценировке «Пре-красные дамы слушают “Рыцарский романс”»;

Дополнительные виды учебной деятельности

Сочинять рыцарский романс в честь Прекрасной дамы.

Знакомиться с изображени-ями рыцарей с музыкаль-ными инструментами,

Совершить виртуальную музыкальную экскурсию по старинным рыцарским замкам имузеям

4

На балах.

С. 18–19

Дальнейшее формирование у учащихся представлений о европейской бытовой Музы-кальной культуре и светском этикете.Знакомство с истори-ей и «живыми» традициями проведения балов вЕвропе, с историей распространения этих традиций в России.

Развитие вокально-хоровых умений и навыков на материале песен-танцев.

Воспитание музыкально-информационной

культуры. Музыкально-эстетическое и этическое воспитание.

Бал. Бальные

танцы. Ассамблеи.

Слушать сцены балов в операх, балетах, музыкальных кинофильмах.

Повторять исполнение песен танцевального

характера из программ для 1–3 классов.

Дополнительные виды учебной деятельности

Вести поиск изображения сцен балов в произведениях изобразительного искусства.

Совершить виртуальную музыкальную экскурсию по европейским дворцам-музеям с «посещением» парадных залов для балов.

5

На балах:

полонез.

С. 20–21

Знакомство с историей и тан-цевальными движениями полонеза.Обогащение опыта эмоционально-образного

восприятия танцевальных пьес. Первоначальное знаком-ство с жизнью и творчеством

одного из выдающихся ком-позиторов, автора полонезов Ф. Шопена.Первоначальное освоение кантиленного стиля пения. Развитие Музыкально-пластической культуры. Творческое самовыражение

учащихся. Музыкально-эстетическое и этическое воспитание.

Полонез —

бальный танец и музыкальное произведение.

Композитор

Ф. Шопен.

Слушать полонез (до минор) Ф. Шопена; полонез «Прощание с Родиной» М.К. Огинского;другие полонезы (например, Ф. Шопена).

Исполнять начало мелодии «Полонеза»М. Огинского на звук «А».Разучить танцевальные движения полонеза. Участвовать в инсценировке на тему «На балу танцуют полонез».

Дополнительные виды учебной деятельности

Сочинять текст о Родине к мелодии «Полонеза» М. Огинского.

6

На балах:

вальс и его «король» —

композитор

И.Штраус.

С. 22–23

Знакомство с историей

и танцевальными движениями вальса.Обогащение опыта эмоционально-образного

восприятия учащимися

танцевальных пьес.Первона-чальное знакомство с жизнью и творчеством одного из

выдающихся авторов

вальсов — композитора

И. Штрауса.Дальнейшее освоение кантиленного стиля пения.Развитие музыкально-пластической культуры.

Творческое самовыражение учащихся. Музыкально-эстетическое и

этическое воспитание.

Вальс — бальный танец и музыкальное произведение.

Композитор

И. Штраус

(сын).

Слушать фрагменты вальсов

; вальсы И. Штрауса

Исполнять на звук «А» мело-дии одного извальсов И. Штрауса; Дирижировать воображаемым оркестром, исполняющим вальс (дирижёрская схема на ѕ);

разучивать танцевальные движения вальса.

Дополнительные виды учебной деятельности

Сочинять текст о природе к мелодии одного из

вальсов И. Штрауса (сына).

Знакомиться с портретами и скульптурами композитора И. Штрауса (сына).

7

На балах:

менуэт, гавот, мазурка,

полька.

С. 24–25

Дальнейшее знакомство учащихся с историей и танцевальными

движениями бальных

танцев. Обогащение

опыта эмоционально-образного восприятия

танцевальных пьес. Развитие плавного звуковедения при пении.

Развитие музыкально-пластической культуры. Творческое само%

выражение учащихся.

Музыкально-эстетическое и этическое воспитание.

Менуэт, гавот, мазурка,

полька —

бальные танцы и музыкальные произведения.

Слушать «Менуэт» В.А. Моцарта; гавот (из

«Французской сюиты») И.С. Баха; мазурки Ф. Шопена, польки И. Штрауса (сына), «Итальянскую польку»

С. Рахманинова.Исполнять на звук «А» мелодии одного из менуэтов. Разучить танцеваль-ные движения одного из

Бальных танцев: менуэта, гавота, мазурки или польки.

Дополнительные виды учебной деятельности

Сочинять текст к мелодии менуэта на темы

«Комплименты даме» или «Комплименты кавалеру».

8

На карнава

лах: Р. Шу-ман. «Карнавал».

С. 26–27

Знакомство  с карнавалом как одной из традиционных массовых форм бытования

музыки и танцев. Знакомство с отражением образов карна-вала в музыке (на примере «Карнавала» Р. Шумана).

Первоначальное знакомство с жизнью и творчеством Р. Шумана. Освоение скачко-образного звуковедения при

пении.Развитие творческого

воображения и творческих способностей учащихся.

Карнавал.

Музыка и

танцы на карнавалах.

Образы карнавала в музыке.

Композитор

Р.Шуман.

Слушать фрагменты «Карна-вала» Р. Шумана;песни о карнавале («Карнавал» муз. В. Назарова, сл. А. Перова).

Исполнять и инсценировать «Песню Зайца и Волка на карнавале» из мультфильма «Ну, погоди!» (муз. Г. Гладкова, сл. Ю. Энтина). Пластическая импровизация натему Арлекин (Пьеро,  и др.).

Дополнительные виды учебной деятельности

Сочинять музыкальные «портреты» карнавальных «масок». 

9

С чего начинается Родина?

С. 36–37

Продолжение знакомства с отраженными в

музыке образами Родины. Дальнейшее развитие вокально-хоровых

умений и навыков учащихся.

Патриотическое воспитание.

Песни о Родине.

Музыкальные образы

Родины.

Слушать песню «С чего начинается Родина?»

(муз. М. Матусовского, сл. В. Баснера).

Исполнять песню «С чего начинается Родина?» (муз. М. Матусовского, сл. В. Баснера).

10

Русь изначальная:

И. Стравинский. Балет

«Весна священная».

С. 38–39

Формирование представлений освязи музыки российских композиторов с историей на-шей страны.Первоначальное знакомство с жизнью иТвор-чеством И. Стравинского. Знакомство с отраженными в балете музыкально-хореогра-фическими образами Древ-неславянской культуры.

Развитие музыкально-пластической культуры.

Этнокультурное и полихудожественное воспитание.

Балет.

Композитор

И.Ф. Стравинский.

«Русские сезоны»

в Париже. Музыкальные и хореографические

образы древних славян.

Cлушать оркестровое всту-пление к балету И. Стравин-ского «Весна священная»; другие фрагменты балета.

Музицировать,

— озвучивание картины Н. Рериха «Поцелуй Земли». Исполнять под музыку пластические импровизации с элементами русских народных танцев на тему «Вешние хороводы».

Дополнительные виды учебной деятельности

Знакомиться с эскизом декорации Н. Рериха

к балету «Весна священная».

11

Русь изначальная:

М. Балакирев

Симфоническая поэма С. 40

Развитие интереса учащихся к русской классической музыке как «зеркалу» истории России. Первоначальное знакомство с жизнью и творчеством М. Балакирева.Знакомство с отраженным в симфонической

поэме образом Древней

Руси.Обогащение опыта эмоционально-образного

восприятия музыки.Патриоти-ческое и музыкально-эстети-ческое воспитание.

Слушать симфоническую поэму М. Балакирева «Русь».

Симфоническая поэма.

Музыкальные образы

Древней Руси.

Слушать симфоническую поэму М. Балакирева «Русь».

Повторять исполнение русской народной песни (по выбору учащихся).

12

Русь изначальная:

Г. Свиридов.

Кантата «Деревянная

Русь».

С. 41

Формирование представлений о взаимосвязи музыки

российских композиторов ХХ века с многовековыми традициями русской культуры и народного художественного творчества.Первоначальное знакомство с жизнью и

творчеством Г. Свиридова. Актуализация знаний о кан-тате как одном из

муз. жанров.Развитие умения исполнять народные песни без сопровождения(а cap-pella Патриотическое и этнокультурное воспитание.

Композитор

Г.В. Свиридов.

Кантата.

Музыка и поэзия.

Музыкально-поэтические

образы Руси.

Слушать фрагменты кантаты Г. Свиридова«Деревянная Русь».

Исполнять старинную русскую народную песню.

Дополнительные виды учебной деятельности

Сочинять музыкальную картину на тему «Деревянная Русь». Рисовать на тему «Деревянная Русь».

13

Русь православная: церковные песнопения.

С. 42–43

Развитие интереса учащихся к русской православной музыкальной

культуре как одному из

сокровищ культурного

наследия России. Знакомство с различными

жанрами церковных

песнопений и традициями их исполнения на церковных богослужениях в православных

храмах.

Развитие вокально-хоровых умений и навыков.

Патриотическое, духовно-нравственное

воспитание.

Обиходные

церковные

песнопения

(будничные и

праздничные).

Партес. Хоровые партесные концерты.

Слушать партесное хоровое пение; обиходные Песно-пения различных жанров; (например, М. Березовского или Д. Бортнянского).

Исполнять песню «Вербочки» (муз. А. Гречанинова, сл. А. Блока); обиходные песнопения.

Дополнительные виды учебной деятельности

Подобрать церковные песно-пения к картинам Религи-озного содержания и к ико-нам. Искать информацию для сообщения о русских

святых (например, Сергии Радонежском,), в честь которых созданы

церковные песнопения; о композиторах Д. Бортнянском и М. Березовском и их вкладе

в развитие русского церковно-певческого ис-ва.

14

Русь православная: колокольные

звоны.

С. 44

Дальнейшее развитие

интереса  к русской право-славной муз.  культуре как одному из сокровищ культур-ного наследия России. Знакомство с различными

видами церковных кол-ых звонов и традициями их исполнения на Руси. Развитие музыкально-исполнительских умений и навыков. Патрио-тическое, духовно-нравствен-ное воспитание.

Церковные

колокольные

звоны.

Образы колоколов в русской классической и

народной музыке.

Слушать аудио различных видов колок. звонов;имита-ции звучания церковных колоколов в р. классической музыке .

Исполнять песню «Вечерний звон» (муз. народная, сл. С. Козлова).Музицировать.

Дополнительные виды учебной деятельности

Знакомиться с фотографиями и другими изображениями знаменитых колоколен (

15

Русь православная:

духовные

стихи.

С. 45

Формирование представлений

об исторической взаимосвязи церковной и народной музы-ки. Знакомство с духовными

стихами, их темами,содержа-нием и традициями исполне-ния наРуси. Обогащение музыкально-слуховых

представлений об интона-ционной природе музыки и речи. Освоение основ декла-мационного пения. Патри-отическое, духовно-нравственное воспитание.

Духовные

стихи как вид народ-ного рели-гиозного

муз-но-поэтическо

го

творчества.

Духовные

стихи и русская классическая музыка.

Слушать аудиозаписи пения старинных духовных стихов фольклорными ансамблями

(Выразительно читать нараспев тексты духовных стихов.

Дополнительные виды учебной деятельности

Знакомиться с образами калик перехожих в

Изо-ом искусстве (например, на картине В. Васнецова «Нищие-певцы»).

16

Русь скоморо

шья.

С. 48–49

Формирование у учащихся интереса к отражённой в музыке смеховой культуре Древней Руси. Развитие

навыков исполнения

песен танцевального

характера.

Дальнейшее формирование и развитие музыкально-пластических

умений и навыков. Освоение основ музыкально-театральной деятельности.

Этнокультурное воспитнание. Воспитание

чувства юмора и оптимизма. Осовение способов музыкально-эмоциональной

саморегуляции.

Скоморохи.

Скоморошины.

Народные музыкальные

инструменты.

Образы скоморохов в музыке и других

видах искусства.

Слушать фрагменты сцен из опер с участием скоморохов

Исполнять русскую народную песню «Скоморошья плясо-вая».Музицировать.

Исполнять пантомиму на тему «Скоморохи»(на основе изображений скоморохов на рисунке в учебнике и (или) на фреске в Софийском соборе в Киеве, на лубочных картин-ках).

Дополнительные виды учебной деятельности

Выполнять упражнение арт-терапии «Улыбка — смех — хохот» Знакомиться с образа-ми скоморохов в русской

живописи .

17

Русь сказочная: И. Стравинский. Балет «Жар-птица».

С. 50–51

Развитие интереса учащихся к русской традиционной культуре на

материале отражённых в классической музыке сказочных образов.

Развитие тембра голоса, умений придавать

голосу различную окраску звучания. Развитие музыкально-пластических умений и

навыков. Осовение основ музыкально-театральной деятельности.

Развитие творческого

воображения и способности фантазировать.

Этнокультурное и полихудожественное воспитание.

«Русские сезоны» в Париже.

Балет-сказка.

Связь балета с

традиционной народной

культурой и

народным художественным творчеством.

Хоровод и

пляска в балете.

Слушать фрагменты музыки к балету И.Ф. Стравинского «Жар-птица». Исполнять восходящие мелодические рисунки на звук «А» (испол-нение светлым, полётным звуком).Исполнять под музыку пластические импровизации: а) для мальчиков — на тему «Царевич борется с Кащеем»; б) для девочек — «Танец царевен».

Дополнительные виды учебной деятельности

Знакомиться с иллюстр. Сказки «Жар-птица», с эскизами декораций и костюмов к балету И. Стравинского «Жар-птица». Рисовать под музыку эскиз занавеса к балетному

спектаклю «Жар-птица».

18

Русь сказочная: Н. Римский-Корсаков. Опера

«Сказка о царе Салтане».

С. 52–53

Развитие интереса учащихся к русской традиционной культуре на

материале отражённых в классической

музыке и поэзии

А.С. Пушкина сказочных образов. Развитие

Музыкально-творческих способностей. Освоение основ музыкально-театральной

деятельности. Развитие творческого воображения и способности

фантазировать.

Нравственно-эстетическое и полихудожественное воспитание.

Опера-сказка.

Взаимосвязь

оперы и поэзии А.С. Пушкина.

Интонации и

мелодии русских народных песен в

оперной музыке.

Слушать фрагменты оперы .

Читать нараспев (мелодекламация) по ролям

фрагмент «Сказки о царе Салтане»А.С. Пушкина.

Дополнительные виды учебной деятельности

Выполнять упражнение арт-терапии «Волны».Знакомиться с иллюстрациями И. Билибина

к «Сказке о царе Салтане» А.С. Пушкина, с картиной М. Врубеля «Царевна-Лебедь», с эскизами костюмов и деко-раций к одноимённой опере Н.А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане».

19

Русь былинная: Н. Римский-Корсаков. Опера-былина «Садко».

С. 54 –57

Развитие интереса учащихся к отражённым в

классической музыке образам русской старины.

Развитие навыков кантиленного пения и исполнения народных песен без сопровождения.

Обогащение опыта эмоционально-образного

восприятия музыки.

Развитие музыкально-пластических умений и

навыков. Осовение основ музыкально-театральной деятельности.

Развитие творческого

воображения и способности фантазировать.

Этнокультурное и полихудожественное воспитание.

Опера-былина.

Образы Древней Руси, былинных и

фантастических персонажей в опере.

Слушать фрагменты оперы-былины Н.А. Римского-Корсакова «Садко» См. видеозапись оперы «Садко».

Исполнять начало песен Садко и колыбельной

песни Волховы; былинный напев «Отъезд Добрыни из

дома» .

Музицировать.

Дополнительные виды учебной деятельности

Знакомиться с фото памят-ников древнерусской архи-тектуры в Великом Новгороде образами Садко, Волховы и других былинных персонажей в произведениях художников В. Васнецова, М. Врубеля, И. Репина, К. Васильева;

20

Русь героическая: А. Бородин. Опера

«Князь

Игорь».

С. 58–59

Формирование представлений о взаимосвязях русской классической музыки, древнерусской истории и

древнерусской литературы.

Развитие представлений о взаимосвязи русской классической и Нар. музыки. Развитие умения восприни-мать классическую музыку и выражать своё отношение к музыкальному произведению. Военно-патриотическое, этнокультурное и нравственное

воспитание.

Героичес

Кая опера.

Образы исторических событий и персона-жей в опе-ре. Клас-сическая музыка и

древнерусская литера-тура.Связь классической и нар. музыки.

Слушать фрагменты оперы «Князь Игорь»

Музицировать, исполнять на музыкальных

инструментах ритмические рисунки колокольных звонов из пролога или финала оперы

«Князь Игорь».

Дополнительные виды учебной деятельности

Знакомиться с эскизами декораций и костюмов к опере А. Бородина «Князь Игорь».

21

Русь героическая: М.

Глинка. Опера «Иван Сусанин».

Знакомство учащихся с

героической народной

музыкальной драмой и

её главным персонажем –русским национальным героем Иваном Сусаниным. Обогащение опыта эмоционально-образного

восприятия классической музыки. Развитие

умений и навыков музыкально-исполнительской деятельности.

Развитие творческих

способностей учащихся.

Военно-патриотическое и этнокультурное

воспитание.

Героическая

опера.

Образы исторических событий и персонажей в

опере. Связь классической и

народной музыки.

Бальные танцы в опере.

Слушать фрагменты оперы М.И. Глинки

«Иван Сусанин» Музицировать.

Разучивать и исполнять под музыку танцевальные движения бальных танцев из сцены польского бала в опере «Иван Сусанин» (полонеза, краковяка, вальса или мазурки).

Дополнительные виды учебной деятельности

Знакомиться с эскизами декораций и костюмов к опере М.И. Глинки «Иван Сусанин».

22

Музыка революции.

С. 6-9

Дальнейшее формирование у учащихся представлений о музыке

как «зеркале» исторических событий. Первоначальное знакомство с

революционными песнями и песнями-маршами. Развитие вокально хоровых умений и навыков. Воспитание интереса к музыкальной

жизни и истории России ХХ века.

Песни ХХ века — муз. «летопись»

нашей

страны.

Революционные песни, их темы, образы и средства муз.Выра-зительности.

Слушать русскую народную песню «Дубинушка» в исп. Ф. Шаляпина; записи

Рев-ых песен в исполнении хоровых коллективов.

Исполнять песню «Крейсер “Аврора”» (муз.В.Шаинского, сл. М. Матусовского).

Дополнительные виды учебной деятельности

Знакомиться с репродукци-ями картин, посвящённых революционным темам.

23

У пионерского костра.

С. 10-11

Дальнейшее формирование у учащихся первоначальных представлений об отражённой в песнях истории России

ХХ века.Развитие вокально-хоровых умений и навыков.

Формирование интереса к жизни и песням детей ХХ века как основы укрепления преемственности поколений.

Воспитание оптимизма, дру-желюбия,коммуникабельности

Пионерские

песни, их темы, образы и

средства музыкальной

выразительности.

Слушать пионерские песни: «Взвейтесь кострами, синие ночи» (муз. С. Кайда-Дёжкина,

сл. А. Жарова) и др.

Исполнять песню «Картошка» (муз. В. Попова, сл. В. Попова и А. Жарова).

24

В кинотеатре

и у телевизора.

С. 12-15

Знакомство  с музыкой совет-ских композиторов для кинофильмов. Развитие

представлений о взаимосвязи музыки и кино, музыки и техники.Развитие вокально-хоровых умений и навыков выразительного исполнения песен в темпе марша. Разви-тие музыкально-творческих способностей. Воспитание

интереса к муз.жизни России

ХХ века.Воспитание оптимизма.

Музыка

и кино.

Музыкальные кинофильмы. Песни из советских кинофильмов.

Музыка и

техника.

Слушать и исполнять «Марш весёлых ребят»

Исполнять песню «Спой нам, ветер» из кинофильма «Дети капитана Гранта» (муз. И. Дунаевского, сл. В. Лебедева-Кумача) Музыка и техника.

Музицировать.

Дополнительные виды учебной деятельности

Выполнять упражнение арт-терапии«Улыбка — смех — хохот» (повторение)..

25

Музыка о

войне и на

войне:

С. 16-17

Формирование у учащихся первоначальных

представлений об отражении в песнях советских композиторов

подвигов защитников

Отечества. Развитие вокально-хоровых умений и навыков. Дальнейшее

формирование умений

и навыков драматизации музыкальных произведений.

Военно-патриотическое воспитание.

Песни о Великой Отечественной войне.

Музыкально-поэтические

образы советских воинов– защитников

Отечества.

Слушать и исполнять песни военных лет

(«Священная война» (муз. А. Александрова,сл. В. Лебеде-ва-Кумача и другие); песни о войне, написанные в после-военный период. Например: «На безымянной высоте» (муз. В. Баснера, сл. М. Матусов-ского), «Хотят ли русские

войны?» (муз. Э. Колманов-ского, сл. Е. Евтушенко), «День Победы» (муз.Д. Тухманова, сл. В. Харитонова).

Музыка о

войне и на

войне: Д. Шостакович.

Симфония

№ 7 (Ленинградская).

С. 18-21

Формирование у учащихся первоначальных

представлений об отражении в симфонической музыке образов Великой Отечественной

войны.

Развитие вокально-хоровых умений и навыков.

Военно-патриотическое и гражданское воспитание.

Композитор

Д. Шостакович.

Симфония.

Музыкальные темы и

образы в симфонии.

Слушать симфонию № 7 («Ленинградская»)Д. Шоста-ковича — первая часть.

Исполнять тему нашествия из симфонии № 7 на звук «А» и с закрытым ртом; песню «Мальчишки» (муз. А. Остров-ского, сл. И. Шаферана).

Дополнительные виды учебной деятельности

Иллюстрировать одну из песен о войне.Искать информацию о композиторе

26

Музыка на

защите мира:

Д. Кабалевский. Кантата

«Песня утра,

весны и

мира».

С. 22-25

Формирование у учащихся представлений

о миротворческих возможностях музыки. Первоначальное знакомство с композитором и педагогом

Д.Б. Кабалевским.

Дальнейшее знакомство с жанром кантаты.

Развитие вокально-хоровых умений и навыков. Воспитание миролюбия.

Песни о мире

и дружбе народов. Композитор

Д. Кабалевский. Кантата.

Слушать песни советских композиторов о защите мира.

Исполнять песню «Пусть всегда будет солнце»

(муз. А. Островского, сл.Л. Ошанина).

Дополнительные виды учебной деятельности

Рисовать плакат, призывающий к защите мира. Подобрать к нему музыкальные «краски».

27

На космодроме.

С. 26-29

Дальнейшее формирование  представлений о песнях сов. композиторов.Знакомство с музыкальными образами

космоса, космических полётов и космонавтов.Развитие эмо-циональной отзывчивости на

музыку. Дальнейшее развитие

умений и навыков муз.-пластической деятельности. Развитие творческого

воображения и способности фантазировать.Патриотическое и гражданское воспитание.

Песни о космосе и космонавтах.

Образы космоса в музыке

и изобразительном искусстве.

Слушать песни о космосе и космонавтах; «Музыку космоса» А. Рыбникова.

Исполнять песню «Четыр-надцать минут до старта» (муз. О. Фельцмана, сл. В. Войно-вича).

Музицировать.ритмические импровизации «Метеоритный

дождь».Исполнять пластические импровизации на темы «Звёздный вальс» и «Хоровод летающих

тарелок».

28

На стадионе.

С. 30-33

Продолжение формирования у учащихся

представлений о песнях советских композиторов. Знакомство с

музыкальными образами спортивных состязаний и спортсменов.

Развитие вокально-хоровых умений и навыков. Развитие музыкально-творческих

способностей. Воспитание оптимизма, ценностного отношения к

спорту и здоровому образу жизни.

Песни

о спорте

и спортсменах.

Взаимосвязь

музыки и

спорта.

Музыкально-оздоровительные упражнения.

Слушать и исполнять песни «Спортивный марш» из кинофильма «Вратарь» (муз.

И. Дунаевского, сл. В. Лебеде-ва-Кумача).«До свиданья, Москва» (муз. А. Пахмутовой,

сл. Н. Добронравова).

Исполнять Государственный гимн РФ (повторение); песню «Трус не играет в хоккей» (муз.

А. Пахмутовой, сл. С. Гребен-никова и Н. Добронравова).

Дополнительные виды учебной деятельности

Выполнять дыхательную гим-настику.Сочинять песни к Олимпиаде 2014 г в г. Сочи.

29

На фестивале

авторской

песни.

С. 34-35

Формрование у учащихся представлений

о жанре авторской песни как важной части

музыкально-бытовой

культуры России

второй половины

ХХ века.

Обогащение опыта эмоционально-образного

воспрития песенной

лирики. Развитие певческих умений и навыков, музыкально-творческих способностей,

потребности в самостоятельной авторской музыкально-поэтической

деятельности. Воспитание ценностного отношения к творчеству и

творческим людям.

Авторская

песня. Поэты-музыканты.

ХХ века. Темы, образы и

музыкальные «краски» авторских песен.

Детские авторские песни.

Слушать песни Ю. Визбора, В. Высоцкого,

В. Егорова, Ю. Кима, С. Никитина, Б. Окуджавы и др. (по выбору учителя).

Исполнять авторские песни (по выбору учителя и учащихся). Например, «Люди идут по

свету» (муз. Р. Ченборисовой, сл.

И. Сидорова), «Песенка Ослика» (из мультфильма «Большой секрет для маленькой компании» (муз. С. Никитина, сл. Ю. Мориц).

Дополнительные виды учебной деятельности

Искать информацию для творческого портрета

одного из создателей и исполнителей авторской песни и для рассказа о концерте или

фестивале авторской песни.

30

У колыбели.

С. 44-47

Дальнейшее освоение

детского музыкального фольклора народов

России, этномузыкальных традиций родного

края. Продолжение

формирования представлений о взаимосвязи народной и классической музыки.

Развитие способности

творческого самовыражения в пении. Развитие умения воспринимать колыбельные песни и выражать своё

отношение к ним в различных видах художественной деятельности.

Воспитание у учащихся ценностного отношения к семье, матери и

материнству. Этнокультурное воспитание. Воспитаникультуры межнационального общения.

Колыбельные песни народов России.

Материнские

чувства, выраженные в

народных колыбельных

песнях. Народная и

классическая

музыка.

Слушать колыбельные песни народов России;«Колыбель-ную» М. Балакирева (сл. Ар-сеньева); П. Чайковского (сл. А. Майкова); «Колыбельную песнь в бурю» П. Чайковского (сл.А. Плещеева); «Колыбель-ную» А. Лядова (из Оркес-тровой сюиты «Восемь русских народных песен»).

Выразительно читать нараспев (мелодекламация) и инсценировать стихотворения М. Джалиля «Колыбельная дочери».

Дополнительные виды учебной деятельности

Сочинение плавной, убаюкивающей мелодии к

первому четверостишию стихотворения

М. Джалиля «Колыбельная дочери».

31

На свадьбе.

С. 48-51

Дальнейшее освоение

Муз. фольклора народов России,этномузыкальных традиций родного края.

Дальнейшее формирование представлений о Взаимосвязи народной и классической музыки.Развитие способности

творческого самовыражения в пении. Развитие умения воспринимать народные обрядовые песни и выражать

своё отношение к ним в

различных видах худож. Дея-тельности.

Этнокультурное воспитание. Воспитание

культуры межнационального общения.

Свадебные

песни народов России.

Образы семьи

в народных

песнях.

Слушать записи старинных русских свадебных песен в исполнении народных певцов; музыкальные «отражения» народных свадебных песен в русской классической музыке (например, в операх М. Глинки «Иван Сусанин» и

А. Даргомыжского «Русалка»).

Исполнять русские народные песни «Отдавали молоду», «Семейка»; свадебные песни народов России.

Дополнительные виды учебной деятельности

Поиск информации о свадеб-ных традициях народов Рос-сии, о звучащих на свадьбах нар. муз.инструментах и песнях, о свадебных танцах и нар. Свадебных костюмах.

32

На фольклорном фестивале:

выступают

фольклорные

ансамбли.

С. 52-53

Дальнейшее приобщение  к музыкальным традициям

народов России и воплощен-ным в них духовно-нравствен-ным ценностям и идеалам.

Знакомство с российскими фольклорными ансамблями.

Развитие умений и навыков исполнения народных песен. Этнокультурное воспитание. Воспитание культуры межнационального общения.

Фольклор.

Фестиваль

фольклора.

Фольклорный ансамбль.

Смотреть видеозаписи фрагментов фольклорных фестивалей, выступлений известных

фольклорных ансамблей. Слушать записи песен народов России.

Повторять народные песни.

На фольклорном фестивале:

кто на чём играет?

С. 54

Дальнейшее приобщение к муз. традициям народов России и воплощенным в них духовно-нравственным цен-ностям и идеалам.Продолже-ние знакомства с муз.Инстру-ментами народов России. Освоение элементарных приёмов игры на

Нар. Муз.инструментах. Этнокультурное воспитание. Воспитание культуры межнационального общения.

Музыкальные инструменты народов России.

Народнымузыканты.

Слушать записи звучания музыкальных инструментов народов России.

Играть на народных музыкальных инструментах.

На фольклор-ном фестивале.

.

С. 55

Дальнейшее знакомство учащихся с традиционной музыкой и

танцами народов России. Освоение элементов народных танцев.

Этнокультурное воспитание. Воспитание

культуры межнационального общения.

Танцы народов России.

Ансамбль народного

танца.

Слушать, исполнять и инсценировать песню

«Московская кадриль» (муз. Б. Темнова, сл.

О. Левицкого).

Разучить народные танцы (например, орнаментальный хоровод, кадриль, перепляс).

33

Урок игры

на гитаре.

С. 62-63

Формирование у учащихся первоначальных

представлений о гитаре и игре на этом

музыкальном инструменте.

Развитие музыкально-творческих способностей.

Формирование потребности в музыкальном

самообразовании, в

обучении игре на музыкальном инструменте.

Гитара.

Виды гитар. Игра на гитаре.

Слушать записи музыкальных произведений

в исполнении на гитаре; запись романса или авторской песни, исполняемых под аккомпанемент гитары.

Разучить элементарные приёмы игры на гитаре (игра на открытых струнах, исполнение нескольких аккордов).

34

Урок фольклора.

С. 64-65

Первоначальное знакомство учащихся с методами сбора и анализа

фольклора. Развитие

музыкально-познавательных интересов и

потребности в изучении традиционной музыкальной

культуры родного

края.

Этнокультурное воспитание.

Фольклор.

Фольклористы.

Фольклорная

экспедиция.

Слушать записи фольклора (песен, инструментальных наигрышей).

Повторять народные песни.

Играть на народных музыкальных инструментах.

Повторять народные танцы.

Дополнительные виды учебной деятельности

Знакомиться с современными источниками

информации и способами её фиксации, включая информационно-компьютерные технологии.

Календарно-тематическое планирование

Тема урока,

тип.

Дата

Элементы содержания

Требования к уровню подготовленности учащихся

Вид контроля

Домашнее задание

Тема1. «Музыкальное путешествие по миру старинной европейской музыки».

1.

Встречи со знаменитыми композиторами: Иоганн Себастьян Бах

Изучение нового материала

Основы музыкальных знаний.

Музыкально -исполнительская деятельность.

Слушание музыки.

Музыкально-изобразительная деятельность.

Музыкально-информационная деятельность.

Учащиеся должны знать/понимать

-классическую музыку и традиционные формы её бытования (на материале творчества  И. С. Баха )

Фронтальный

Повторение пройден. материала.

Запись воспомин. О «встрече» с И. С. Бахом.

2.

Встречи со знаменитыми композиторами: Вольфганг Амадей Моцарт

Комбинированный.

Основы музыкальных знаний.

Музыкально -исполнительская деятельность.

Слушание музыки.

Музыкально-изобразительная деятельность.

Музыкально-информационная деятельность.

Учащиеся должны знать/понимать --классическую музыку и традиционные европейские формы её бытования (на материале творчества В. А. Моцарта)

Фронтальный

Сочинение на тему «Музыкальный мир моей семьи».

3.

В рыцарских замках

Комбинированный

Основы музыкальных знаний.

Музыкально –исполнитель-ская деятельность .Слушание музыки.Музыкально-поэтическая деятельность, сочинение музыки.Музыкаль-ная драматизация.Музыкаль-но-изобразительная деятель-ность.Музыкально-информа-ционная деятельность

Учащиеся должны знать/понимать

первоначальные представления о традиционной светской бытовой музыкальной культуре (на материале рыцарских традиций)

Фронтальный

Сочинение на тему «Рыцарство в нашей жизни».

Рисование портрета рыцаря – музыканта.

4.

На балах

Комбинированный

Основы музыкальных знаний.

Музыкально –исполнитель-ская деятельность.Слушание музыки.Музыкально-изобра-зительная деятельность.

Музыкально-информационная деятельность.

Учащиеся должны знать/понимать

- бал, как одна из традиционных форм бытования музыки.

Фронтальный

Повторение пройденного материала.

5.

На балах: полонез

Комбинированный

Основы музыкальных знаний.

Музыкально –исполнитель-ская деятельность.Слушание музыки.Музыкально-поэти-ческое творчество.Музы-кально-танцевальная деятельность.

Учащиеся должны знать/понимать

- полонез, как один из жанров танцевальной музыки.

Фронтальный

Сбор и запись информац. о жизни и творчестве Ф. Шопена.

6.

На балах: вальс и его «король» композитор Иоганн Штраус

Комбинированный

Основы музыкальных знаний.

Музыкально –исполнитель-ская деятельность.Слушание музыки.Музыкально-поэ-тическое творчество.Музы-кально-танцевальная дея-тельность.Музыкально-изобразительная деят-ть.

Учащиеся должны знать/понимать:

- вальс,  как один из жанров танцевальной музыки.

Фронтальный

Сбор и запись информации о жизни и творчестве И. Штрауса

7.

На балах: менуэт, гавот, мазурка, полька.

Комбинированный

Основы музыкальных знаний.

Музыкально –исполнитель-ская деятельность.Слушание музыки.Музыкально-поэти-ческое творчество.Муз-но- танцевальная-деятельность.

Учащиеся должны знать/понимать:

- продолжение знакомства с различными жанрами танц. музыки.

Фронтальный

Рисование эскизов бальных костюмов, платьев, вееров.

8.

На карнавалах

Комбинированный

Основы музыкальных знаний.

Музыкально -исполнительская деятельность.

Слушание музыки

Основы сочинения музыки.

Пластическая импровизация.

Музыкально-изобразительная деятельность.

Музыкально-информационная деятельность.

Учащиеся должны знать/понимать:

- карнавал, как одна из традиционных форм бытования музыки и с образ карнавала в классической музыке.

Фронтальный

Рисование эскиза карнавального костюма и маски.

9.

С чего начинается Родина?

Изучение навого материала.

Основы музыкальных знаний.

Музыкально -исполнительская деятельность.

Учащиеся должны знать/понимать:

-патриотическое воспитание, как средство муз.искусства.

Индивидуальный

Повторение песни «С чего начинается Родина?», иллюстрация песни

10.

Русь изначальная: И. Стравинский. Балет «весна священная». Комбинированный

Основы музыкальных знаний.

Музыкально -исполнителская деятельность.Слушание музыки.Музыкально-изобра-зительная деятельность.

Пластическая импровизация, музыкально-танцевальная деятельность.

Учащиеся должны знать/понимать:

- отраженными в балете образами древнеславянской культуры.

Фронтальный

Сбор информации  о жизни и творчестве И.Ф. Стравинского

11.

Русь изна-чальная: М. Балакирев. Симф. поэма «Русь». Комбинированный

Основы музыкальных знаний.

Музыкально -исполнительская деятельность.

Слушание музыки.

Учащиеся должны знать/понимать:

- русская классическая музыка, как «зеркало» к истории России.

Фронтальный

Сбор информации о жизни и творчестве М.А. Балакирева

12.

Русь изначальная: Г. Свиридов. Кантата «Деревянная Русь». Комбинированный

Основы музыкальных знаний.

Музыкально -исполнительская деятельность.

Слушание музыки.

Основы сочинения музыки.

Музыкально-изобразительная деятельность.

Учащиеся должны знать/понимать:

- интерес к музыке соврем. Композито-ров, основанной на многовековых тра-дициях русской куль-туры и нар. Худож-го творчества.

Фронтальный

Сбор информации о жизни и творчестве Г.В. Свиридова

Повтор. пройденного материала.

13.

Русь православная. Комбинированный

Основы музыкальных знаний.

Музыкально –исполнитель-ская деятельность.Слушание музыки. Музыкально-инфор-мационная деятельность.

Музыкально-изобразительная деятельность.

Учащиеся должны знать/понимать:

- интерес к русской православной муз культуре как одному из сокровищ культ-го наследия России.

Фронтальный

 Сбор информации о компози-торах Д. Бортнянском и М. Березовском.

14.

Русь православная: Колокольные звоны

Комбинированный

Основы музыкальных знаний.

Музыкально -исполнительская деятельность.

Слушание музыки.

Учащиеся должны знать/понимать:

- интерес к русской православной муз. культуре как одному из сокровищ куль-турного наследия России.

Фронтальный

Сбор ин-формац о знаменит. колоколах России и о современных фестивалях колокольной музыки.

15.

Русь православная : Духовные стихи. Комбинированный

Основы музыкальных знаний.

Слушание музыки. Музыкально –поэтическая деятельность.

Музыкально-изобразительная деятельность.

Учащиеся должны знать/понимать:

- исторические взаимосвязи церковной и народной музыки.

Фронтальный

Сбор информации о современ-ных создате-лях и испол-нителях ду-ховных стихов.

16.

Русь скоморошья. Комбинированный

Основы музыкальных знаний.

Музыкально -исполнителская деятельность. Музыкаль-ная драматизация.Пластическая импровизация.Муз-изобразит-ельная деятельность.Арт-терапевтическая деятельность.

Учащиеся должны знать/понимать:

- ценностные отношения к отраженной в музыке смеховой культурой Древней Руси.

Индивидуальный

Сбор информации о скоморохах на Руси.

17.

Русь сказочная: И. Стравинский. Балет «Жар-птица». Комбинированный

Основы музыкальных знаний.

Слушание музыки.

Пластические импровизации, музыкально-танцевальная деятельность.

Арт-терапевтическая деятельность.

Учащиеся должны знать/понимать:

- интерес к рус. Тра-диционной культуре на материале отра-женных в классичес-кой музыке сказоч-ных образов русской старины.

Фронтальный

Сбор информации о балетах – сказках И. Ф. Стравинского.

18.

Русь сказочная сказочная: Н. Римский –Корсаков, Опера «Сказка о царе Салтане» Комбинированный

Основы музыкальных знаний.

Музыкально -исполнительская деятельность.

Слушание музыки.

Основы сочинения музыки.

Музыкально-изобразительная деятельность.

Арт-терапевтическая деятельность.

Музыкально-поэтическая деятельность, музыкальная драматизация.

Учащиеся должны знать/понимать:

- интерес к отраженным в классической музыке и поэзии А.С. Пушкина сказочными образами русской старины.

Фронтальный

Сбор информации о современных постановках оперы Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане».

19.

Русь былинная: Н. Римский –Корсаков. Опера – былина «Садко». Комбинированный

Основы музыкальных знаний.

Музыкально -исполнительская деятельность.

Слушание музыки.

Музыкально-поэтическая деятельность, музыкальная драматизация.

Основы сочинения музыки.

Музыкально-танцевальная деятельность, музыкальная драматизация. Музыкально-изобразительная деятельность

Учащиеся должны знать/понимать:

- ценностные отношения к отраженным в классической музыке былинными образами русской старины.

Фронтальный

Сбор информации о современных постановках оперы-былины «Садко» Н. А. Римского-Корсакова.

20.

Русь героическая: А. Бородин. Опера «Князь Игорь» Комбинированный.

Основы музыкальных знаний.

Музыкально -исполнительская деятельность.

Слушание музыки.

Музыкально-изобразительная деятельность.

Учащиеся должны знать/понимать:

- интерес учащихся к шедеврам русской классической музыки и древнерусской литературы, отражающим события и образы военной истории России.

Индивидуальный

Сбор информации  о современных постановках оперы А. Бородина «Князь Игорь»

21.

Русь героическая: М. Глинка. Опера «Иван Сусанин» («Жизнь за царя»). Комбинированный

Основы музыкальных знаний.

Музыкально -исполнительская деятельность.

Слушание музыки.

Музыкально-танцевальная деятельность.

Музыкально-изобразительная деятельность.

Учащиеся должны знать/понимать:

- патриотическое воспитание на примере отраженного в классической музыке подвига костромского крестьянина Ивана Сусанина.

Индивидуальный

Сбор информации о современных постановках оперы М. И. Глинки «Иван Сусанин»

22.

Музыка Революции.

Изучение нового материала.

Основы музыкальных знаний.

Музыкально -исполнительская деятельность.

Слушание музыки.

Музыкально-изобразительная деятельность.

Учащиеся должны знать/понимать:

- первоначальные представления об отражении в музыке истории России XX.

Фронтальный

Повторение пройденного материала.

23.

У пионерского костра. Комбинированный

Основы музыкальных знаний.

Музыкально -исполнительская деятельность.

Слушание музыки.

Музыкально-изобразительная деятельность.

Учащиеся должны знать/понимать:

- первоначальные представления об отражении в музыке истории России XX.

Фронтальный

Повторение пройденного материала.

24.

В кинотеатре и у телевизор Комбинированный а.

Основы музыкальных знаний.

Музыкально -исполнительская деятельность.

Слушание музыки.

Арт-терапевтическая деятельность.

Учащиеся должны знать/понимать:

- музыку советских композиторов для кинофильмов.

Индивидуальный

Повторение пройденного материала.

25.

Музыка о войне и на войне Комбинированный.

Основы музыкальных знаний.

Музыкально -исполнительская деятельность.

Слушание музыки.

Музыкальная драматизация.

Музыкально-информационная и музыкально литературная деятельность.

Музыкально-изобразительная деятельность

Учащиеся должны знать/понимать:

- патриотическое воспитание на материале музыкальных образов Великой Отечественной войны.

Фронтальный

Повторение пройденного материала. Иллюстрация одной из песен о войне.

26.

Музыка на защите мира. Комбинированный

Основы музыкальных знаний.

Музыкально -исполнительская деятельность.

Слушание музыки.

Музыкально-изобразительная деятельность.

Учащиеся должны знать/понимать:

- представления о миротворческих способностях музыки.

Индивидуальный

Рисование и озвучивание плаката, призывающего к защите мира.

27.

На космодроме. Комбинированный

Основы музыкальных знаний.

Музыкально -исполнительская деятельность.

Слушание музыки.

 Основы сочинения музыки.

Музыкально-изобразительная деятельность

Учащиеся должны знать/понимать:

- представление о взаимосвязи музыки с различными сферами жизни нашей страны (на примере музыки о космосе и космонавтах).

Фронтальный

Повторение пройденного материала.

28.

На стадионе. Комбинированный

Основы музыкальных знаний.

Музыкально -исполнительская деятельность.

Слушание музыки.

 Основы сочинения музыки.

Учащиеся должны знать/понимать:

- представление о взаимосвязи музыки с различными сферами жизни нашей страны (на примере музыки о спорте и спортсменах)

Фронтальный

Сочинение песни к Олимпиаде 2014 года.

29.

На фестивале авторской п Комбинированный есне.

Основы музыкальных знаний.

Музыкально -исполнительская деятельность.

Слушание музыки.

 Музыкально-информационная деятельность

Учащиеся должны знать/понимать:

- интерес к авторскому музыкальному творчеству (на примере истории движения авторской песни в России).

Фронтальный

Сочинение авторской песни.

30.

У колыбели.

Изучение нового материала.

Основы музыкальных знаний.

Музыкально -исполнительская деятельность.

Слушание музыки.

 Основы сочинения музыки.

Музыкальная драматизация, музыкально-поэтическая деятельность.

Музыкально-информационная деятельность.

Музыкально-изобразительная деятельность.

Учащиеся должны знать/понимать:

- ценностные отношения к семье, матери и материнству в процессе творческого освоения детского фольклора народов России.

Фронтальный

Повторение пройденного материала.

 31.

На свадьбе. Комбинированный

Основы музыкальных знаний.

Музыкально -исполнительская деятельность.

Слушание музыки.

Музыкальная драматизация, музыкально-поэтическая деятельность.

Музыкально-изобразительная деятельность.

Музыкально-информационная деятельность.

Учащиеся должны знать/понимать:

- ценностные отношения к семье в процессе знакомства со свадебными песнями народов России.

Фронтальный

Повторение пройденного материала.

32.

На фольклорном фестивале. Комбинированный

Основы музыкальных знаний.

Музыкально -исполнительская деятельность.

Слушание музыки.

Музыкально-танцевальная деятельность.

Музыкальная драматизация.

Учащиеся должны знать/понимать:

- музыкальные традиции народов России и воплощенных в них духовно-нравственные ценности и идеалы.

Индивидуальный

Поиск информации о народных песнях, танцах, музыкальных инструментах России.

33.

Урок игры на гитаре Комбинированный

Основы музыкальных знаний.

Музыкально -исполнительская деятельность.

Слушание музыки.

Учащиеся должны знать/понимать:

- музыкальные традиции народов России и воплощенных в них духовно-нравственные ценности и идеалы.

Индивидуальный

Поиск информации о гитаре, знаменитых российских гитаристах

34.

Урок фольклора Комбинированный

Основы музыкальных знаний.

Музыкально -исполнительская деятельность.

Учащиеся должны знать/понимать:

- методы сбора и записи фольклора.

Фронтальный

Повторение пройденного матерала.

Разделы и темы

Кол-во час

Контр.

«Музыкальное путешествие по миру старинной европейской музыки»

1

Встречи со знаменитыми композиторами. И.С.Бах.

2

Встречи со знаменитыми композиторами. В.А.Моцарт.

3

В рыцарских замках.

4

На балах.

5

На балах: Полонез.

6

На балах: вальс . И.Штраус.

7

На балах: менуэт, гавот, мазурка, полька.

8

На карнавалах: Р. Шуман. Карнавал.

«Музыкально путешествие от Руси до Руси»

9

С чего начинается Родина?

10

Русь изначальная: И. Стравинский. Балет «Весна священная».

11

Русь изначальная: М. Балакирев. Симфоническая поэма «Русь».

12

Русь изначальная: Г. Свиридов. Кантата «Деревянная Русь».

13

Русь православная: церковные песнопения

14

Русь православная: Колокольные звоны

15

Русь православная : Духовные стихи.

16

Русь скоморошья.

17

Русь сказочная: И. Стравинский. Балет «Жар-птица».

18

Русь сказочная: Н. Рим –Корсаков, Опера «Сказка о царе Салтане»

19

Русь былинная: Н. Римский –Корсаков. Опера – былина «Садко».

20

Русь героическая: А. Бородин. Опера «Князь Игорь».

21

Русь героическая: М.Глинка. Опера «Иван Сусанин».

«Музыкальное путешествие по России 20 века».

22

Музыка революции.

23

У пионерского костра.

24

В кинотеатре и у телевизора.

25

Музыка о войне и на войне.

26

Музыка на защите мира.

27

На космодроме.

28

На стадионе.

29

На Фестивале авторской песни.

«В гостях у народов России»

30

У колыбели.

31

На свадьбе.

32

На фольклорном фестивале.

33

Урок игры на гитаре

34

Урок фольклора.

Итого: 34ч.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕДИАРЕСУРСОВ.

  • Шедевры музыки.  «Кирилл и Мефодий», 2001Энциклопедия классической музыки. Интерактивный мир. «Коминфо», 2002.
  • Музыкальный словарь Римана. 7727 статей с иллюстрациями. «Си ЭТС», 2004.
  • Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства. «Коминфо», 1999.
  • Эрмитаж. Искусство Западной Европы. Художественная энциклопедия. ЗАО «Интерсофт, 1998.
  •  Дракоша в мире музыки. ООО «СиДи-АРТ».
  • Музыкальный Бункер. DS Multimedia Production Ltd 1997.
  • Музыкальный класс. 000 «Нью Медиа Дженерейшн».

УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ.

  • Музыка. 1 класс: Учебник для четырехлетней начальной школы/ Т.И. Бакланова – 3-е изд., дораб. – М.: АСТ Астрель, 2010г.
  • Музыка. Обучение в 1 классе.  Программа. Методические рекомендации для учителя/Т.И. Бакланова  - М.: Астрель, 2005г.
  • Музыка. 2 класс: Учебник для четырехлетней начальной школы/ Т.И. Бакланова – 2-е изд., дораб. – М.: АСТ Астрель, 2010г.
  • Музыка. 3 класс: Учебник для четырехлетней начальной школы/ Т.И. Бакланова – 3-е изд., дораб. – М.: АСТ Астрель, 2010г.
  • Музыка. 4 класс: Учебник для четырехлетней начальной школы/ Т.И. Бакланова – М.: АСТ Астрель, 2010г.
  • Музыка. Обучение во 2 классе.  Программа. Методические рекомендации для учителя/Т.И. Бакланова  - М.: Астрель, 2006г
  • Музыка. Обучение в 3 классе.  Программа. Методические рекомендации для учителя/Т.И. Бакланова  - М.: Астрель, 2007г.
  • Музыка. Обучение в 4 классе.  Программа. Методические рекомендации для учителя/Т.И. Бакланова  - М.: Астрель, 2010г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочие программы по немецкому языку на 2013-2014 уч.год

1. Пояснительные записки к УМК.2. Поурочное планирование.3. Надомное обучение.4. Проектная работа....

рабочие программы по биологии, химии, географии ( 2013-2014 учебный год)

рабочие программы по биологии, химии, географии...

рабочая программа по английскому языку на 2013-2014 учебный год

рабочая программа по английскому языку на 2013-2014 учебный год...

Рабочая программа по физической культуре на 2013-2014 учебный год 2 класс

к рабочей программе по практикуму «Подвижные игры народов России» для 2 класса.С целью преодоления малоподвижного образа жизни, последствия гиподинамии разработана рабочая программа учебного курса пра...

Рабочая программа по технологии для 5кл. 2013-2014

Рабочая программа по технологии для 5кл. 2013-2014...

Рабочая программа по технологии для 6кл. 2013-2014

Рабочая программа по технологии для 6кл. 2013-2014...

Рабочая программа по технологии для 7кл. 2013-2014

Рабочая программа по технологии для 7кл. 2013-2014...