Рабочая программа по Музыке 7 класс на 2012-2013 гг
рабочая программа по музыке (7 класс) на тему

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_7_klass.docx75.39 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

        ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ЗАПАДНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ   УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ШКОЛА  №12

119136,  г. Москва, 2 Сетуньский проезд, д. 9.

тел. 8-499-795-51-94, факс: 8-499-795-54-37,  http://sch12.mskzapad.ru/, e-mail: school12ramenki@list.ru

УТВЕРЖДАЮ:                              СОГЛАСОВАНО:                         РАССМОТРЕНО

Директор ГБОУ СОШ  №12        Зам. директора по УВР                   на заседании м/о

                                                                                                                  Протокол № ___ от

«____» ___________ г.            « ____» ____________ г.                     «____» ___________ г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету Искусство (Музыка) для 7 класса

на 2012-2013 учебный год

Рабочую программу составила:

________________________Федосеева Г.Ф.

      подпись                       Расшифровка подписи

Учебная программа по предмету Искусство (Музыка)  7 класс(33ч.)

Пояснительная записка.

           

        Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Прог-раммы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-7 кл., «Искусство»- 8-9 кл./ Е.Д. Крицкая, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Москва: “Просвещение”, 2009 год). Исходными документами для составления данной рабочей программы являются:

  •        Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004;
  • Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089;
  • Авторская программа «Музыка 5 - 7» авторов Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской «Программы общеобразовательных учреждений. Музыка. 1-7 классы. Искусство 8-9 классы»– М. Просвещение, 2009;;

      При работе по данной программе предполагается использование следующего учебно-мето-дического комплекта: учебники, рабочие тетради, нотная хрестоматия, фонохрестоматия, мето-дические рекомендации для учителя под редакцией Г.П Сергеевой, Е.Д.Критской.

     Цель программы – развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части духовной культуры.

     Задачи: - развитие музыкальности; муз-го слуха, певческого голоса, музыкальной памяти, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения;

- освоение музыки и знаний о музыке, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; о воздействии музыки на человека; о ее взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью;

- овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: слушании музыки, пении (в том числе с ориентацией на нотную запись), инструмен-тальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;

- воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке; устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности к самостоятельному общению с высокохудожественной музыкой и музыкальному самообразованию; слушательской и исполнительской культуры учащихся.

     Реализация данной программы опирается на следующие методы музыкального образования:

  • метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;
  • метод эмоциональной драматургии;
  • метод интонационно-стилевого постижения музыки;
  • метод художественного контекста;
  • метод перспективы и ретроспективы. 

      В соответствии с  учебным планом в 7 классе на учебный предмет «Музыка» отводится 33 часа (из расчета 1 час в неделю).

      Главной темой программы 7 класса является тема «Классика и современность». Предметом рассмотрения в 7 классе являются вечные темы классической музыки и их претворение в произ-ведениях различных жанров; художественные направления, стили и жанры классической и сов-ременной музыки; особенности музыкальной драматургии и развития музыкальных образов в про-изведениях крупных жанров – опере, балете, мюзикле, рок-опере, симфонии, инструментальном концерте, сюите и др. В сферу изучения входят также жанровые и стилистические особенности музыкального языка, единство содержания и формы музыкальных произведений. Особое внимание уделяется изучению стиля, который рассматривается как отражение мироощущения композитора, как отражение музыкального творчества и исполнения, присущего разным эпохам.

      Содержание раскрывается в учебных темах каждого полугодия: тема первого полугодия - «Осо-бенности драматургии сценической музыки»; тема второго полугодия - «Особенности драматургии камерной и симфонической музыки».

Контроль осуществляется в следующих видах:  входной, текущий, тематический, итоговый.

Формы контроля: При организации учебно-воспитательного процесса для реализации программы «Музыка» 7 класс предпочтительными формами организации учебного предмета считаю: индиви-дуальные, групповые, фронтальные, коллективные, наблюдение, самостоятельная работа, тест. В качестве форм контроля могут использоваться творческие задания, анализ музыкальных произведе-ний, музыкальные викторины.

Виды организации учебной деятельности:  конкурс,  викторина, самостоятельная работа, творческая работа.

Учебно-тематический план предмета «Музыка» (7 класс)

Разделы и темы урока

Кол-во

часов

В том числе:

Контрольные работы.

Тема I полугодия:

«Особенности драматургии сценической музыки»

15 

1.

Классика и современность

1

2.

В музыкальном театре. Опера.

2

3.

4.

Опера «Князь Игорь»

2

5.

6.

В музыкальном театре. Балет.

2

7.

8.

Героическая тема в русской музыке.

1

1

9.

В музыкальном театре.

2

10.

11.

Опера «Кармен»

2

12.

13.

Сюжеты и образы духовной музыки.

1

1

14.

Рок-опера «Иисус – Христос – суперзвезда». Вечные темы.

1

15.

Музыка к драматическому спектаклю

1

Тема II полугодия:

«Особенности драматургии камерной и симфонической музыки» 

18

17.

Музыкальная драматургия - развитие музыки

2

18.

19.

Камерная инструментальная музыка

2

20.

21.

Циклические формы инструментальной музыки

2

22.

1

23.

Соната.

2

24.

25.

Симфоническая музыка

5

26.

27.

28.

29.

30.

Симфоническая картина.

3

31.

32.

1

33.

Музыка народов мира. Популярные хиты из мюзиклов и опер.

2

Итого:

33

4

Содержание рабочей программы предмета «Музыка» 7 класс

Раздел 1.

« Особенности музыкальной драматургии сценической музыки» (15 ч)

     Стиль как отражение эпохи, национального характера. Индивидуальности композитора: Россия – Запад. Жанровое разнообразие опер, балетов, мюзиклов. Взаимосвязь музыки с литературой и изобразительным искусством в сценических жанрах. Особенности построения музыкально – драматического спектакля. Опера: увертюра, ария, речитатив, ансамбль, хор, сцена и др. Приемы симфонического развития образов.

Сравнительные интерпретации музыкальных сочинений. Мастерство исполнителя. Музыка в драматическом спектакле. Роль музыки в кино и на телевидении.

Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении учащимися содержания музыкальных образов.

Раздел 2.

« Особенности драматургии камерной и симфонической музыки» (18 ч)

Осмысление жизненных явлений и их противоречий в сонатной форме, симфонической сюите, сонатно – симфоническом цикле. Сопоставление драматургии крупных музыкальных форм с особенностями развития музыки в вокальных и инструментальных жанрах.

Стилизация как вид творческого воплощения художественного замысла: поэтизация искусства прошлого, воспроизведение национального или исторического колорита. Транскрипция как жанр классической музыки.

Переинтонирование классической музыки в современных обработках. Сравнительные интерпретации. Мастерство исполнителя: выдающиеся исполнители и исполнительские коллективы.

Использование различных форм музицирования и творческих заданий для освоения учащимися содержания музыкальных образов.

Поурочное планирование

Тема I полугодия:

«Особенности драматургии сценической музыки (15 часов)

Классика и современность (1 час) 

Понятия «классика», «классика жанра», «стиль». Вечные темы классической музыки. Современность классической музыки. Понятия «стиль эпохи», «национальный стиль», «индивидуальный стиль автора». 

В музыкальном театре. Опера. (2 часа)

Опера «Иван Сусанин». Новая эпоха в русской музыке. Судьба человеческая – судьба народная. Родина моя! Русская земля.

Определения оперы, драматургии, конфликта как основы драматургического развития. Этапы сценического действия: экспозиция, завязка, развитие, кульминация, развязка. Строение оперы. Жанры оперы: эпический, лирический, драматический, комический.

Опера «Иван Сусанин» - отечественная героико-трагическая опера. Конфликтное противостояние двух сил как основа драматургического развития оперы. Глинка М.И. – основоположник русской классической оперы. Этапы сценического действия в опере «Иван Сусанин».

Составные номера оперы: каватина и рондо, дуэт, романс, ария, речитатив и др.

Опера «Князь Игорь».(2 часа) 

Русская эпическая опера. Ария князя Игоря. Портрет половчан. Плач Ярославны.

Жанр эпической оперы. Героические образы русской истории. Народ – основное действующее лицо оперы. Этапы сценического действия в опере «Князь Игорь». Музыкальная характеристика князя Игоря.

Сопоставление двух противоборствующих сил как основа драматургического развития оперы. Музыкальная характеристика половцев. Женские образы оперы.

В музыкальном театре. Балет. Балет «Ярославна».(2 часа)

Определение балета. Составные номера балета: дивертисмент, па-де-де, па-де-труа, гран-па, адажио, хореографические ансамбли и другие. Основные типы танца в балете: классический и характерный. Характерные особенности современного балетного спектакля.

Необычный жанр балета – «хореографические размышления в трех действиях по мотивам «Слова о полку Игореве». Сопоставление двух противоборствующих сил как основа драматургического развития балета. Женские образы балета. Жанр молитвы в балете. Сравнение образных сфер балета с образами оперы «Князь Игорь» Бородина А.П.

Героическая тема в русской музыке. (1 час)

Галерея героических образов.

Особенности музыкальной драматургии героико-патриотического и эпического жанров. Подбор музыкального и литературного ряда к произведениям изобразительного искусства: И. Глазунов «Слава предкам», «Два князя»; В. Верещагин «Не замай – дай подойти!»; П. Корин «Александр Невский»; И. Мартос «Памятник Минину и Пожарскому»; В.Серов «Въезд Александра Невского в Псков»; И.Козловский «Памятник Александру Невскому».

В музыкальном театре. (2 часа)

Мой народ – американцы. «Порги и Бесс». Первая американская национальная опера.

Д. Гершвин – создатель национальной классики XX века. Жанры джазовой музыки – блюз, спиричуэл. Симфоджаз – стиль, соединивший классические традиции симфонической музыки и характерные приемы джазовой музыки. Понятие легкой и серьезной музыки.

«Порги и Бесс» - первая американская национальная опера. Исполнительская трактовка.

Конфликт как основа драматургического развития оперы. Музыкальные характеристики главных героев: Порги и Спортинга Лайфа. Сравнение музыкальных характеристик Порги и Ивана Сусанина. Развитие традиций оперного спектакля.

Опера «Кармен». Самая популярная опера в мире. (2 часа)

Оперный жанр драмы. Непрерывное симфоническое развитие в опере. Раскрытие музыкального образа Кармен через песенно-танцевальные жанры испанской музыки.

Раскрытие музыкального образа Хозе через интонации французских народных песен, военного марша и лирического романса. Музыкальная характеристика Эскамильо.

Новое прочтение оперы Ж.Бизе в балете Р.Щедрина. Музыкальная драматургия балета Р.Щедрина. Современная трактовка темы любви и свободы. Понятие легкой и серьезной музыки. Музыкальные характеристики Кармен, Хозе и Тореро.

Сюжеты и образы духовной музыки. (1 час )

Высокая месса. «От страдания к радости». Всенощное бдение. Музыкальное зодчество России. Образы Вечерни и Утрени. Характерные особенности музыкального языка И.С. Баха. Современные интерпретации музыкальных произведений Баха И.С.

Вокально-драматический жанр мессы. Сопоставление двух образных сфер.

Музыкальные образы всенощной.

Рок-опера «Иисус Христос - суперзвезда». (1 час)

Вечные темы. Главные связи. Жанр рок-оперы. Контраст главных образов рок-оперы как основа драматургического развития. Лирические и драматические образы оперы. Музыкальные образы Христа, Марии Магдалины, Пилата, Иуды.

Музыка к драматическому спектаклю. (1 часа)

«Ромео и Джульетта». «Гоголь-сюита». Из музыки к спектаклю «Ревизская сказка». Образы «Гоголь-сюиты». «Музыканты – извечные маги». 

Роль музыки в сценическом действии. Контрастность образных сфер театральной музыки. Взаимодействие музыки и литературы в музыкально-театральных жанрах. Выразительность и контрастность музыкальных характеристик главных героев спектакля и его сюжетных линий. Понятие полистилистики.

Тема II полугодия:

«Особенности драматургии камерной и симфонической музыки» (18 часов)

Музыкальная драматургия – развитие музыки. (2 часа)

Два направления музыкальной культуры. Духовная музыка. Светская музыка.

Закономерности музыкальной драматургии. Приемы развития музыки: повтор, варьирование, разработка, секвенция, имитация. Два направления музыкальной культуры: светская и духовная музыка. Особенности драматургии светской и духовной музыки.

Камерная инструментальная музыка. (2 часа)

Этюд. Транскрипция. Особенности развития музыки в камерных жанрах. Мастерство знаменитых пианистов Европы Листа Ф. и Бузони Ф. Понятия «транскрипция», «интерпретация». Характерные особенности музыки эпохи романтизма. Жанр этюда в творчестве Шопена Ф. и Листа Ф. Транскрипция как жанр классической музыки. Фортепианные транскрипции музыкальных произведений. Сравнительные интерпретации.

Циклические формы инструментальной музыки. (2 часа)

Кончерто гроссо. Сюита в старинном духе А. Шнитке.

Особенности формы инструментального концерта. Характерные черты музыкального стиля Шнитке А. Музыкальная драматургия концерта. Понятие полистилистики. Стилизация как вид творческого воплощения художественного замысла: поэтизация искусства прошлого, воспроизведение национального или исторического колорита.

Осмысление жизненных явлений и их противоречий в симфонической сюите. Особенности формы сюиты. Характерные черты музыкального стиля Шнитке А. Музыкальная драматургия сюиты. Переинтонирование классической музыки в современных обработках.

Соната. Соната № 8 («Патетическая») Л. Бетховена. Соната № 2 С.С. Прокофьева. Соната № 11 В.-А. Моцарта. (2 часа)

Осмысление жизненных явлений и их противоречий в сонатной форме. Особенности драматургии в циклических формах сюиты и сонаты. Форма сонатного allegro. Драматургическое взаимодействие образов в сонатной форме. Характерные черты музыкального стиля Бетховена Л. И Шопена Ф. Выдающиеся исполнители: Рихтер С., Спиваков В., Башмет Ю., Плетнев М.

Осмысление жизненных явлений и их противоречий в сонатной форме. Драматургическое взаимодействие образов в сонатной форме. Характерные черты музыкального стиля композиторов: Прокофьева C.C. или Моцарта В.А.

Симфоническая музыка. (5 часов)

Симфония №103 («С тремоло литавр») Й. Гайдна. Симфония №40 В.-А. Моцарта. Симфония №1 («Классическая») С.С. Прокофьева. Симфония №5 Л. Бетховена. Симфония №8 («Неоконченная») Ф. Шуберта. Симфония №1 В. Калиникова. Картинная галерея. Симфония №5 П.И. Чайковского. Симфония №7 («Ленинградская») Д.Д. Шостаковича. Особенности драматургического развития в жанре симфонии. Симфония – «роман в звуках». Строение и развитие музыкальных образов в сонатно-симфоническом цикле. Лирико-драматические образы симфонии В.-А. Моцарта. Характерные черты музыкального стиля композиторов: Й. Гайдна и В.-А. Моцарта. Автобиографичный подтекст симфонии Л. Бетховена. Драматические образы симфонии Л. Бетховена. Тождество и контраст – основные формы развития музыки в симфонии. Характерные черты музыкального стиля Л. Бетховена.

Претворение традиций и новаторства в музыке Прокофьева С.С. Характерные черты музыкального стиля Прокофьева С.С.

Романтические, лирико-драматические образы симфонии Шуберта Ф. Характерные черты музыкального стиля Шуберта Ф. Автобиографичный подтекст симфонии Чайковского П.И Столкновение двух сил в симфонии: созидающей и разрушающей. Характерные черты музыкального стиля Чайковского П.И. Воплощение исторических событий в симфонии. Контрастное сопоставление симфонических образов Шостаковича Д.Д. Характерные черты музыкального стиля Шостаковича Д.Д. Представление о музыкальном стиле «импрессионизм». Приемы драматургического развития в симфонической картине «Празднества». Характерные черты музыкального стиля Дебюсси К.

Инструментальный концерт. (3 часа) 

Симфоническая картина. «Празднества» К.Дебюсси. 

Концерт для скрипки с оркестром А. Хачатуряна. Рапсодия в стиле блюз Д. Гершвина.

Жанр инструментального концерта. История создания жанра концерта. Особенности драматургического развития в концерте Хачатуряна А. Характерные черты стиля композитора Хачатуряна А. Представление о жанре рапсодии, симфоджазе, приемах драматургического развития в музыке Гершвина Д.

Музыка народов мира.(2 часа)

Обработки мелодий разных народов мира. Выразительные возможности фольклора в современной музыкальной культуре. Известные исполнители музыки народной традиции. Популярные хиты из мюзиклов и рок-опер.

           Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса

Обучение музыкальному искусству в 7 классе должно обеспечить учащимся возможность:

- совершенствовать представление о триединстве музыкальной деятельности (композитор – исполнитель – слушатель);

- знать основные жанры народной, профессионально, религиозной и современной музыки;

- понимать особенности претворения вечных тем искусства и жизни в произведениях разных жанров;

- эмоционально – образно воспринимать и оценивать музыкальные сочинения различных жанров и стилей;

- творчески интерпретировать содержание музыкального произведения, используя приемы пластического интонирования, музыкально – ритмического движения, импровизации.

- осуществлять сравнительные интерпретации музыкальных сочинений;

- выявлять особенности построения музыкально – драматического спектакля на основе взаимодействия музыки с другими видами искусства;

- использовать различные формы индивидуального, группового и коллективного музицирования, выполнять творческие задания, участвовать в исследовательских проектах;

- совершенствовать умения и навыки самообразования.

            Знать / понимать:

- понимать взаимодействие музыки с другими видами искусства на основе осознания специфики языка каждого из них (музыки, литературы, изобразительного искусства, театра, кино и др.);

- возможности музыкального искусства в отражении вечных проблем жизни;

- основные жанры народной и профессиональной музыки;

- основные формы музыки;

- характерные особенности творчества р и анализе музыкального произведения;

- имена выдающихся композиторов и музыкантов- исполнителей;

- виды оркестров, названия наиболее известных инструментов;

- многообразие музыкальных образов и их развитие в музыкальном произведении;

- особенности различия вокальной и инструментальной музыки ( ваганты, романс, баллада,

авторская песня, ноктюрн, концерт, симфония);

- история возникновения духовной музыки и ее развитие в творчестве современных композиторов;

- основные стили музыки (полифония, гомофония);

- известные театры мира и исполнители,

- особенность развития музыкальной драматургии сценической музыки;

- строение сонатно- симфонического цикла;

- особенности развития драматургии камерной и симфонической музыки.

Учебно-тематический план по музыке для 7 класса

№ урока

Тема урока

Кол-во часов

Формы

контро-ля

I полугодие

«Особенности драматургии сценической музыки»

15 час.

1.

Классика и современность

1 ч.

2.

В музыкальном театре. Опера.

Опера «Иван Сусанин». Новая эпоха в русской музыке. Судьба человеческая – судьба народная. Родина моя! Русская земля.

2 ч.

3.

Опера «Князь Игорь». Русская эпическая опера. Ария князя Игоря. Портрет половчан. Плач Ярославны. 

2 ч.

4.

В музыкальном театре. Балет.

Балет «Ярославна». Вступление. Стон русской земли. Первая битва с половцами. Плач Ярославны. Молитва.

2 ч.

5.

Героическая тема в русской музыке. Галерея героических образов.

1 ч.

Контр. тест за 1 ч.

6.

В музыкальном театре. Мой народ – американцы. «Порги и Бесс». Первая американская национальная опера. Развитие традиций оперного спектакля.

2 ч.

7.

Опера «Кармен». Самая популярная опера в мире. Образ Кармен. Образы Хозе и Эскамильо. Балет «Кармен-сюита». Новое прочтение оперы Бизе. Образ Кармен. Образы Хозе. Образы «масок» и Тореодора.

2 ч.

8.

Сюжеты и образы духовной музыки. Высокая месса. «От страдания к радости». Всенощное бдение. Музыкальное зодчество России. Образы Вечерни и Утрени.

1 ч.

9.

Рок-опера «Иисус Христос - суперзвезда». Вечные темы. Главные связи.

1 ч.

10.

Музыка к драматическому спектаклю. «Ромео и Джульетта». «Гоголь-сюита». Из музыки к спектаклю «Ревизская сказка». Образы «Гоголь-сюиты». «Музыканты – извечные маги».

1 ч.

Конт. тест за 2 ч.

II полугодие

«Особенности драматургии камерной и симфонической музыки»

18 час.

1.

Музыкальная драматургия – развитие музыки. Два направления музыкальной культуры. Духовная музыка. Светская музыка.

2 ч.

2.

Камерная инструментальная музыка. Этюд. Транскрипция.

2 ч.

3.

Циклические формы инструментальной музыки. Кончерто гроссо. Сюита в старинном духе А. Шнитке.

2 ч.

4.

Соната. Соната № 8 («Патетическая») Л. Бетховена. Соната № 2 С.С. Прокофьева. Соната № 11 В.-А. Моцарта.

2 ч.

Конт. тест за 3 ч.

5.

Симфоническая музыка. Симфония №103 («С тремоло литавр») Й. Гайдна. Симфония №40 В.-А. Моцарта. Симфония №1 («Классическая») С.С. Прокофьева. Симфония №5 Л. Бетховена. Симфония №8 («Неоконченная») Ф. Шуберта. Симфония №1 В. Калиникова. Картинная галерея. Симфония №5 П.И. Чайковского. Симфония №7 («Ленинградская») Д.Д. Шостаковича.

5 ч.

6.

Симфоническая картина. «Празднества» К.Дебюсси. Инструментальный концерт. Концерт для скрипки с оркестром А. Хачатуряна. Рапсодия в стиле блюз Д. Гершвина.

3 ч.

7.

Музыка народов мира. Популярные хиты из мюзиклов и рок-опер. Пусть музыка звучит.

2 ч.

Контр. тест за 4 ч.

За учебный год:

33ч.

                     КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 7 КЛАСС.

                           I полугодие «Особенности драматургии сценической музыки»

Тема урока

Основное содержание урока

Материал урока

1.

Классика и современность

Понятия «классика», «классика жан-ра», «стиль». Вечные темы классичес-кой музыки. Современность классичес-кой музыки. Понятия «стиль эпохи», «национальный стиль», «индивиду-альный стиль автора».

 Мусоргский М.П. Вступление к опере «Хованщина» - «Рассвет на Москве-реке». Прокофьев С.С. Фрагменты из балета «Ро-мео и Джульетта».  Бетховен Л. Увертюра «Эгмонт».  Уэббер Э.-Л. Ария «Память» из мюзикла «Кошки».  Муз. Чичкова Ю., сл. Разумовского Ю. «Россия, Россия».

2.

В музыкальном театре. Опера.

Опера «Иван Сусанин». Новая эпоха в русской музыке.

Определения оперы, драматургии, конфликта как основы драматурги-ческого развития. Этапы сценического действия: экспозиция, завязка, разви-тие, кульминация, развязка. Строение оперы. Жанры оперы: эпический, лири-ческий, драматический, комический.

Опера «Иван Сусанин» - отечественная героико-трагическая опера. Конфликт-ное противостояние двух сил как осно-ва драматургического развития оперы.

 Глинка М.И. Увертюра к опере «Руслан и Людмила». Римский-Корсаков Н.А. Песня Садко из оперы «Садко».  Глинка М.И. «Интродукция» и «Полонез» из оперы «Иван Сусанин».  Муз. Чичкова Ю., сл. Разумовского Ю. «Россия, Россия».

3.

Опера «Иван Сусанин». Судьба человеческая – судьба народная.

Глинка М.И. – основоположник русской классической оперы. Этапы сценического действия в опере «Иван Сусанин».

Составные номера оперы: каватина и рондо, дуэт, романс, ария, речитатив и др.

Песня Вани «как мать убили» из I действия. Ария Вани с хором «Бедный конь в поле пал» из IV действия.  Романс Антониды «Не о том скорблю, подруженьки» из III действия.  Каватина и рондо Антониды «Солнце тучи не закроют» из I действия. Ария Ивана Сусанина «Ты взойдешь, моя заря!» из IV действия.  Хор «Славься» из эпилога оперы. Муз. Чичкова Ю., сл. Разумовского Ю. «Россия, Россия».

4.

Опера «Князь Игорь». Русская эпическая опера. Ария князя Игоря.

Жанр эпической оперы. Героические образы русской истории. Народ – основное действующее лицо оперы. Этапы сценического действия в опере «Князь Игорь». Музыкальная характеристика князя Игоря.

 Хор «Солнцу красному слава!» и сцена затмения из пролога.  Ария князя Игоря «О, дайте, дайте мне свободу…» из II действия.  Муз. Берковского В. и Никитина С., сл. Визбора Ю. «Ночная дорога».

5.

Опера «Князь Игорь». Портрет половчан. Плач Ярославны.

Сопоставление двух противоборствую-щих сил как основа драматургического развития оперы. Музыкальная харак-теристика половцев. Женские образы оперы.

Песня половецких девушек «Улетай на крыльях ветра» из II действия. «Половецкие пляски» из II действия. «Плач Ярославны» из IV действия оперы.  Муз. Берковского В. и Никитина С., сл. Визбора Ю. «Ночная дорога».

6.

В музыкальном театре. Балет.

Балет «Ярославна». Вступление. Стон русской земли. Первая битва с половцами.

Определение балета. Составные номе-ра балета: дивертисмент, па-де-де, па-де-труа, гран-па, адажио, хореографи-ческие ансамбли и другие. Основные типы танца в балете: классический и характерный. Характерные особеннос-ти современного балетного спектакля. Необычный жанр балета – «хореогра-фические размышления в трех действи-ях по мотивам «Слова о полку Игоре-ве». Сопоставление двух противобор-ствующих сил как основа драматур-гического развития балета.

Фрагменты из балетов «Щелкунчик», «Спящая красавица» Чайковского П.И., «Ромео и Джульетта» Прокофьева С.С. Вступление к первому действию. Хор «Стон русской земли» из I действия. Номера балета: «Первая битва с половцами», «Идол», «Стрелы».  Муз. Берковского В. и Никитина С., сл. Визбора Ю. «Ночная дорога».

7.

Балет «Ярослав-на». Плач Ярос-лавны. Молитва.

Женские образы балета. Жанр молитвы в балете. Сравнение образных сфер балета с образами оперы «Князь Игорь» Бородина А.П.

«Плач Ярославны». «Молитва». Б.Окуджава «Молитва».  Крылатов Е. «Будь со мной».  Сл. и муз. Визбора Ю. «Наполним музыкой сердца».

8.

Героическая тема в русской музыке. Галерея героических образов.

Контрольный тест.

Особенности музыкальной драматургии героико-патриотического и эпического жанров. Подбор музыкального и литературного ряда к произведениям изобразительного искусства: И. Глазунов «Слава предкам», «Два князя»; В. Верещагин «Не замай – дай подойти!»; П. Корин «Александр Невский»; И. Мартос «Памятник Минину и Пожарскому»; В.Серов «Въезд Александра Невскаого в Псков»; И.Козловский «Памятник Александру Невскому».

Фрагмент 1-ой части «Симфонии №2» («Богатырской») Бородина А.П.  Песня Садко «Высота, высота ль поднебесная» из оперы «Садко» Римского-Корсакова Н.А.  Кант «Виват». Ария Ивана Сусанина «Ты взойдешь, моя заря!» из IV действия. Хор «Славься» из эпилога оперы. Сл. и муз. Визбора Ю. «Наполним музыкой сердца».

9.

В музыкальном театре. Мой народ – амери-канцы. «Порги и Бесс». Первая американская национальная опера.

Д. Гершвин – создатель национальной классики XX века. Жанры джазовой музыки – блюз, спиричуэл. Симфоджаз – стиль, соединивший классические традиции симфонической музыки и характерные приемы джазовой музыки. Понятие легкой и серьезной музыки.

«Порги и Бесс» - первая американская национальная опера. Исполнительская трактовка.

Гершвин Д. «Хлопай в такт».  Гершвин Д. Фрагменты из «Рапсодии в стиле блюз».  Гершвин Д. Вступление к опере «Порги и Бесс». Гершвин Д. «Колыбельная Клары». Сл. и муз. Визбора Ю. «Наполним музыкой сердца».

10.

«Порги и Бесс». Развитие традиций оперного спектакля.

Конфликт как основа драматургического развития оперы. Музыкальные характеристики главных героев: Порги и Спортинга Лайфа. Сравнение музыкальных характеристик Порги и Ивана Сусанина. Развитие традиций оперного спектакля.

Гершвин Д. Песня Порги «Богатство бедняка» и ария «О, Бесс, где моя Бесс».Гершвин Д. Песни Спортинга Лайфа «Это совсем не обязательно так» и «Пароход, отправляющийся в Нью-Йорк».  Гершвин Д. Дуэт «Беси, ты моя жена». Гершвин Д. Хор «Я не могу сидеть». Муз. Минкова М., сл. Синявского П. «Песенка на память».

11.

Опера «Кармен». Самая популярная опера в мире. Образ Кармен.

Оперный жанр драмы. Непрерывное симфоническое развитие в опере. Раскрытие музыкального образа Кармен через песенно-танцевальные жанры испанской музыки.

 Бизе Ж. Увертюра к опере «Кармен».  Бизе Ж. «Хабанера» из оперы «Кармен».  Бизе Ж. «Сегидилья» из оперы «Кармен».  Бизе Ж. Сцена гадания из оперы «Кармен». Муз. Минкова М., сл. Синявского П. «Песенка на память».

12.

Опера «Кармен». Образы Хозе и Эскамилио». Новое прочтение оперы Бизе. ьо.

Раскрытие музыкального образа Хозе через интонации французских народных песен, военного марша и лирического романса. Музыкальная характеристика Эскамильо. Балет Р.Щедрина.

1. Бизе Ж. Песенка Хозе из I действия.  Бизе Ж. Ария Хозе из II действия «Видишь, как свято сохраняю цветок…». Бизе Ж. Марш Тореодора из IV дейстия.  Сл. и муз. Дольского А. «Исполнение желаний». Сцены из балета «Кармен-сюита».

13.

Сюжеты и об-разы духовной музыки. Высо-кая месса. «От страдания к ра-дости».Всенощ-ное бдение. Му-зыкальное зод-чество России. Образы Вечер-ни и Утрени.

Характерные особенности музыкального языка И.С. Баха. Современные интерпретации музыкальных произведений Баха И.С.

Вокально-драматический жанр мессы. Сопоставление двух образных сфер.

Музыкальные образы всенощной.

Бах И.С. «Шутка» из «Сюиты №2».  Бах И.С. Фуга №2 из «Хорошо темперирован-ного клавира».  Бах И.С. Фрагменты из «Высокой мессы»: «Kyrie, eleison!», «Gloria», «Agnus Dei». Рахманинов С.В. Фрагменты из «Всенощного бдения»: «Придите, поклонимся», «Ныне отпуща-еши», «Богородице Дево, радуйся».  Сл. и муз. Якушевой А. «Синие сугробы».

14.

Рок-опера «Иисус Христос - суперзвезда». Вечные темы. Главные связи.

Жанр рок-оперы. Контраст главных образов рок-оперы как основа драматургического развития. Лирические и драматические образы оперы. Музыкальные образы Христа, Марии Магдалины, Пилата, Иуды.

 Уэббер Э.Л. Фрагменты из рок-оперы: увертюра, сцена из Пролога и сцена в Гефсиманском саду, песня «Суперзвезда», «Колыбельная Марии Магдалины», хор «Осанна», «Небом полна голова», «Сон Пилата», «Песня царя Ирода», «Раскаяние и смерть Иуды» - по выбору учителя. Сл. и муз. Якушевой А. «Синие сугробы».

15.

Музыка к драматическому спектаклю. «Ромео и Джульетта». «Гоголь-сюита». Из музыки к спектаклю «Ревизская сказка». Образы «Гоголь-сюиты». «Музыканты – извечные маги».

Контрольный тест.

Роль музыки в сценическом действии. Контрастность образных сфер театральной музыки. Взаимодействие музыки и литературы в музыкально-театральных жанрах. Выразительность и контрастность музыкальных характеристик главных героев спектакля и его сюжетных линий. Понятие полистилистики.

Кабалевский Д.Б. Фрагменты из музыкальных зарисовок «Ромео и Джульетта»: «Утро в Вероне», «Шествие гостей», «Встреча Ромео и Джульетты». Фрагменты из музыки к спектаклю «Ревизская сказка» Шнитке А.: «Увертюра», «Завещание».  Фрагменты из музыки к спектаклю «Гоголь-сюиты» Шнитке А.: «Детство Чичикова», «Портрет», «Шинель», «Чиновники», «Бал».   Сл. и муз. Якушевой А. «Синие сугробы».

II полугодие «Особенности драматургии камерной и симфонической музыки»

Тема урока

Основное содержание урока

Музыкальный материал урока

16.

Музыкальная драматургия – развитие музыки. Два направления музыкальной культуры. Духовная музыка.

Закономерности музыкальной драматургии. Приемы развития музыки: повтор, варьирование, разработка, секвенция, имитация.

Русские народные песни: хороводные, плясовые, лирические протяжные, солдатские. Григ Э. «Утро» из сюиты «Пер Гюнт». Свиридов Г. «Романс» из «Музыкальн6ых иллюстраций к повести Пушкина А.С. «Метель». Сл. и муз. Кукина А. «За туманом».

17.

Два направления музыкальной культуры. Светская музыка.

Два направления музыкальной культуры: светская и духовная музыка. Особенности драматургии светской и духовной музыки.

Бах И.С. «Kyrie eleison» из «Высокой мес-сы» или фрагменты из «Реквиема» Моцар-та В.А. Березовский М. «Не отвержи мене во время старости». Шуберт Ф. «Аве, Мария».  Бородин А.П. «Ноктюрн» из «Квартета №2». Сл. и муз. Кукина А. «За туманом».

18.

Камерная инструментальная музыка. Этюд.

Особенности развития музыки в камерных жанрах. Мастерство знаменитых пианистов Европы Листа Ф. и Бузони Ф. Понятия «транскрипция», «интерпретация». Характерные особенности музыки эпохи романтизма. Жанр этюда в творчестве Шопена Ф. и Листа Ф.

Шопен Ф. Прелюдия, ноктюрн или мазурка.  Мендельсон Б. «Песня без слов». Рахманинов С.В. «Прелюдия». Шопен Ф. «Этюд №12», «Революционный». Лист Ф. «Метель» из цикла «Этюды высшего исполнительского мастерства». Сл. и муз. Кукина А. «За туманом».

19.

Камерная инструментальная музыка. Транскрипция.

Транскрипция как жанр классической музыки. Фортепианные транскрипции музыкальных произведений. Сравнительные интерпретации.

Глинка М.И. - Балакирев М. «Жаворонок». Шуберт Ф-Лист Ф. «Лесной царь». Паганини Н. - Лист Ф. «Каприс №24».  Бах И.С. - Бузони Ф. «Чакона» для скрипки соло.  Сл. и муз. Кима Ю. «Фантастика-романтика».

20.

Циклические формы инструментальной музыки. Кончерто гроссо.

Особенности формы инструмен-тального концерта. Характерные черты муз. стиля Шнитке А. Му-зыкальная драматургия концерта. Понятие полистилистики. Стили-зация как вид творческого вопло-щения художественного замысла: поэтизация искусства прошлого, воспроизведение национального или исторического колорита.

Шнитке А. 5-я часть «Concerto grosso».   Сл. и муз. Кима Ю. «Фантастика-романтика».

21.

Сюита в старинном духе А. Шнитке.

Осмысление жизненных явлений и их противоречий в симфонической сюите. Особенности формы сюи-ты. Характерные черты музыкаль-ного стиля Шнитке А. Музыкаль-ная драматургия сюиты. Переин-тонирование классической музыки в современных обработках.

 Шнитке А. «Сюита в старинном стиле»: «Пастораль», «Балет», «Менуэт», «Фуга», «Пантомима». Сл. и муз. Егорова В. «Следы».

22.

Соната. Соната №8 («Патетическая») Л. Бетховена.

Осмысление жизненных явлений и их противоречий в сонатной фор-ме. Особенности драматургии в циклических формах сюиты и со-наты. Форма сонатного allegro. Драматургическое взаимодействие образов в сонатной форме. Харак-терные черты музыкального стиля Бетховена Л. И Шопена Ф. Выда-ющиеся исполнители: Рихтер С., Спиваков В., Башмет Ю., Плетнев М.,

 Глинка М.И. Увертюра к опере «Руслан и Людмила».  Бетховен Л. «Соната №8 («Патетическая»)».  Шопен Ф. «Этюд №12», «Революционный». Сл. и муз. Егорова В. «Следы».

23.

Соната № 2

С.С. Прокофьева. Соната № 11 В.-А. Моцарта.

Осмысление жизненных явлений и их противоречий в сонатной форме. Драматургическое взаимодействие образов в сонатной форме. Характерные черты музыкального стиля композиторов: Прокофьева C.C. или Моцарта В.А.

Прокофьев C.C. «Соната №2».  Моцарт В.А. «Соната № 11». Сл. и муз. Вихарева В. «Я бы сказал тебе».

24.

Симфоническая музыка. Симфония №103 («С тремоло литавр») Й. Гайдна. Симфония №40 В.-А. Моцарта.

Особенности драматургического развития в жанре симфонии. Симфония – «роман в звуках». Строение и развитие музыкальных образов в сонатно-симфоническом цикле. Лирико-драматические образы симфонии В.-А. Моцарта. Характерные черты музыкального стиля композиторов: Й. Гайдна и В.-А. Моцарта.

Гайдн Й. «Симфония №103» («С тремоло литавр»). Моцарт В.-А. «Симфония №40».  Сл. и муз. Вихарева В. «Я бы сказал тебе».

25.

Симфония №5 Л. Бетховена.

Контрольный тест.

Автобиографичный подтекст сим-фонии Л. Бетховена. Драматичес-кие образы симфонии Л. Бетхове-на. Тождество и контраст – основ-ные формы развития музыки в симфонии. Характерные черты музыкального стиля Л. Бетховена.

Бетховен Л. «Симфония №5». Муз. Соловьева-Седого В., сл. Матусовского М. «Баллада о солдате».

26.

Симфония №1 («Классическая») С.С. Прокофьева. Симфония №8 («Неоконченная») Ф. Шуберта.

Претворение традиций и новатор-ства в музыке Прокофьева С.С. Характерные черты музыкального стиля Прокофьева С.С.

Романтические, лирико-драматические образы симфонии Шуберта Ф. Характерные черты музыкального стиля Шуберта Ф.

Прокофьев С.С. «Симфония №1» («Классическая»). Шуберт Ф. «Симфония №8» («Неоконченная»).  Муз. Соловьева-Седого В., сл. Матусовского М. «Баллада о солдате».

27.

Симфония №1 В. Калиникова. Картинная галерея. Симфония №5 П.И. Чайковского.

Автобиографичный подтекст сим-фонии Чайковского П.И Столкно-вение двух сил в симфонии: сози-дающей и разрушающей. Харак-терные черты музыкального стиля Чайковского П.И.

Чайковский П.И. «Симфония №5». Калиников В. Симфония №1.Муз. Френкеля Я., сл. Гамзатова Р. «Журавли».

28.

Симфония №7 («Ленинградская») Д.Д. Шостаковича

Воплощение исторических событий в симфонии. Контрастное сопоставление симфонических образов Шостаковича Д.Д. Характерные черты музыкального стиля Шостаковича Д.Д.

 Шостакович Д.Д. «Симфония №7» («Ленинградская»), 1 часть. Муз. Френкеля Я., сл. Гамзатова Р. «Журавли». Муз. Соловьева-Седого В., сл. Матусовского М. «Баллада о солдате».

29.

Симфоническая картина. «Празднества» К.Дебюсси.

Представление о музыкальном стиле «импрессионизм». Приемы драматургического развития в симфонической картине «Празд-нества». Характерные черты музыкального стиля Дебюсси К.

 Дебюсси К. Симфоническая картина. «Празднества».  Сл. и муз. Миляева В. «Весеннее танго».

30.

Инструментальный концерт. Концерт для скрипки с оркестром А. Хачатуряна.

Жанр инструментального концер-та. История создания жанра концерта. Особенности драматур-гического развития в концерте Ха-чатуряна А. Характерные черты стиля композитора Хачатуряна А.

 Хачатурян А. «Концерт» для скрипки с оркестром. Сл. и муз. Миляева В. «Весеннее танго».

31.

«Рапсодия в стиле блюз» Д. Гершвина.

Представление о жанре рапсодии, симфоджазе, приемах драматур-гического развития в музыке Гершвина Д.

 Гершвин Д. «Рапсодия в стиле блюз». Сл. Пляцковского М.и муз. Чичкова Ю. «Дом, где наше детство остается».

32-33

Музыка народов мира. Популярные хиты из мюзиклов и рок-опер. Пусть музыка звучит.

Контрольный тест.

Обработки мелодий разных народов мира. Выразительные возможности фольклора в современной музыкальной культуре. Известные исполнители музыки народной традиции. Популярные хиты из мюзиклов и рок-опер.

Музыка по выбору учителя и учащихся.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • певческого и инструментального музицирования дома, в кругу друзей и сверстников, на внеклассных и внешкольных музыкальных занятиях, школьных праздниках;
  • размышления о музыке и ее анализа, выражения собственной позиции относительно прослушанной музыки;
  • музыкального самообразования: знакомства с литературой о музыке, слушания музыки в свободное от уроков время (посещение концертов, музыкальных спектаклей, прослушивание музыкальных радио- и телепередач и др.); выражения своих личных музыкальных впечатлений в форме устных выступлений и высказываний на музыкальных занятиях; определения своего отношения к музыкальным явлениям действительности.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.

Учебная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Освоение содержания основного общего образования по предмету «Музыка» способствует:

- формированию у учащихся представлений о художественной картине мира;

- овладению ими методами наблюдения, сравнения, сопоставления, художественного анализа;

- обобщению получаемых впечатлений об изучаемых явлениях, событиях художественной жизни страны;

- расширению и обогащению опыта выполнения учебно-творческих задач и нахождению при этом оригинальных решений, адекватного восприятия устной речи, ее интонационно-образной выразительности, интуитивного и осознанного отклика на образно-эмоциональное содержание произведений искусства;

- совершенствованию умения формулировать свое отношение к изучаемому художественному явлению в вербальной и невербальной формах, вступать (в прямой или в косвенной форме) в диалог с произведением искусства, его автором, с учащимися, с учителем;

- формулированию собственной точки зрения по отношению к изучаемым произведениям искусства, к событиям в художественной жизни страны и мира, подтверждая ее конкретными примерами;

- приобретению умения и навыков работы с различными источниками информации.

Опыт творческой деятельности, приобретаемый на музыкальных занятиях, способствует:

- овладению учащимися умениями и навыками контроля и оценки своей деятельности;

- определению сферы своих личностных предпочтений, интересов и потребностей, склонностей к конкретным видам деятельности;

- совершенствованию умений координировать свою деятельность с деятельностью учащихся и учителя, оценивать свои возможности в решении творческих задач

Тематическое планирование

Тема

дата

                    I полугодие «Особенности драматургии сценической музыки»

1

Классика и современность

2

В музыкальном театре. Опера.

3

Опера «Иван Сусанин». Судьба человеческая – судьба народная.

4

Опера «Князь Игорь». Русская эпическая опера.

5

Опера «Князь Игорь». Портрет половчан. Плач Ярославны.

6

В музыкальном театре. Балет. Балет «Ярославна».

7

Балет «Ярославна». Плач Ярославны. Молитва.

8

Героическая  тема в русской музыке.

9

В музыкальном театре. Мой народ – американцы. «Порги и Бесс».

1

«Порги и Бесс». Развитие традиций оперного спектакля.

2

Опера «Кармен». Самая популярная опера в мире. Образ Кармен.

3

Опера «Кармен». Новое прочтение оперы Бизе.

4

Сюжеты и образы духовной музыки.

5

Рок-опера «Иисус Христос - суперзвезда». Вечные темы.

6

Музыка к драматическому спектаклю.

Тема II полугодия:

«Особенности драматургии камерной и симфонической музыки»

1

Музыкальная драматургия – развитие музыки.

2

Два направления музыкальной культуры. Светская музыка.

3

Камерная инструментальная музыка. Этюд.

4

Камерная инструментальная музыка. Транскрипция.

5

Циклические формы инструментальной музыки.

6

Сюита в старинном духе А. Шнитке.

7

Соната. Соната №8 Л. Бетховена.

8

Соната № 2  С.С. Прокофьева.  Соната № 11 В.-А. Моцарта.

9

Симфоническая музыка. Симфония №103 Й. Гайдна. Симфония №40 В.-А. Моцарта.

10

Симфония №5 Л. Бетховена.

1

Симфония №1 С.С. Прокофьева.  Симфония №8  Ф. Шуберта.

2

Симфония №1 В. Калиникова. Симфония №5 П.И. Чайковского.

3

Симфония №7 Д.Д. Шостаковича

4

Симфоническая картина. «Празднества» К.Дебюсси.

5

Инструментальный концерт. Концерт для скрипки с оркестром А. Хачатуряна.

6

«Рапсодия в стиле блюз» Д. Гершвина.

7

Музыка народов мира.

8

Популярные хиты из мюзиклов и рок-опер.

Итого-33ч.

Учебно – методический комплект:

Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Учебник « Музыка» 7 класс.- М.: Просвещение, 2008.

Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Творческая тетрадь 7. – М.: Просвещение, 2008.

Хрестоматия музыкального материала к учебнику « Музыка» 7 класс (пособие для учителя). –

М.: Просвещение, 2008.

Фонохрестоматия к учебнику « Музыка» 7 класс.

Дополнительная литература:

Вагнер Г.К., Владышевская Т.Ф. Искусство Древней Руси. – М., 1993.

Выготский Л.С. Психология искусства. – Минск, 1998.

Исаева Л.А., Курченко И.В., Чижикова В.П. Учитель музыки: пути профессионального становления. – Саратов, 2007.

Затямина Т.А. Современный урок музыки. – М.: Глобус, 2007.

Кабалевский Д.Д. Про трех китов и про многое другое. – М.: Детская литература, 1972.

Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Методическое пособие. Музыка 5.- М.: Просвещение, 2006.

Кошмина И.В. Духовная музыка в школе. В 2 кн. – М., 2001.

Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии: Учеб. – метод. Пособие. – М., 2001.

Рапацкая Л.А. Русская художественная культура: Учеб. пособие. – М., 1998.

Смолина Е.А. Творческие приемы и задания на уроках музыки. – Ярославль, 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МАТЕМАТИКЕ НА 2012-2013 УЧЕБНЫЙ ГОД В 6 Б КЛАССЕ

Программа составлена на основе программы курса «Математика» авторовН. Я. Виленкин и др. (Сборник программ общеобразовательныхучреждений. Математика. 5-6 классы. «Просвещение», 2009. Составитель:Т. А. ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МАТЕМАТИКЕ НА 2012-2013 УЧЕБНЫЙ ГОД 5 КЛАСС

Составлена в соответствии с программой «Математика»Сборник программ общеобразовательных учрежденийУчебник математика 5 класс авторов Виленкин Н.ЯМнемозина 2011г.)...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МАТЕМАТИКЕ НА 2012-2013 УЧЕБНЫЙ ГОД 5 КЛАСС

«Математика» – М.: «Ювента»,2010г, авторовЛ.Г.Петерсон,Г.В.Дорофеев ( Сборник программ общеобразовательных учреждений. Математика 5-6 кл.)...

Рабочая программа учебного курса «Информатика и ИКТ» для 6 класса на 2012-2013 уч.год. Программа составлена на основе авторской программы Босова Л.Л. для базового уровня 6 класса. Рассчитана на 35 учебных часа

Рабочая  программа  учебного курса    «Информатика и ИКТ»  для 6 класса на 2012-2013 уч.год. Программа составлена на основе авторской программы Босова Л.Л. для базового уровня...

Рабочая программа воспитательной работы на 2012 – 2013 учебный год в 4 группе.

Данная программа будет полезна для воспитателей школ - интернатов и детских домов. В ней изложены тематики родительских собраний и групповых занятий....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА воспитательной работы на 2012-2013 уч.год

Воспитательная работа с подростками 14-18 лет в коррекционной школе-интернате....

Рабочая программа по предмету «Алгебра и начала математического анализа» в 10-11 классах на 2012/2013, 2013-2014 учебные годы

Данная программа рассчитана на 272 учебных часа (136 часов в 10 классе и 136 часов в 11 классе). В учебном плане для изучения алгебры и начал анализа на базовом уровне отводится 3 часа в неделю, 1 час...