Рабочая программа по ИЗО 7 класс на 2013-2014 гг
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 7 класс) на тему

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izo_7_klass.docx40.29 КБ

Предварительный просмотр:

        ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ЗАПАДНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ   УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ШКОЛА  №12

119136,  г. Москва, 2 Сетуньский проезд, д. 9.

тел. 8-499-795-51-94, факс: 8-499-795-54-37,  http://sch12.mskzapad.ru/, e-mail: school12ramenki@list.ru

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету Искусство (ИЗО) для 7 класса

на 2013-2014 учебный год

Рабочую программу составила:

________________________Федосеева Г.Ф.

      подпись                       Расшифровка подписи

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 Рабочая программа по изобразительному искусству для V-VII классов составлена на основе:

- федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования;

- примерной программы основного общего образования по изобразительному искусству;

- авторской программы Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»: прогр. /Сост. Б.М.    Неменский.- М.: Просвещение, 2009;

- Базисного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденного приказом Минобразования РФ.

Рабочая программа логически развивает идеи начальной школы, способствует:

  • развитию художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности;
  • воспитанию культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;
  • освоению знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры; знакомство с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта;
  • овладению умениями и навыками художественной деятельности, разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению);
  • формированию устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности.

  Данная рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем Государственного  образовательного стандарта, даёт  распределение учебных часов на изучение тем и разделов учебного предмета с учетом  межпредметных  и  внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяют минимальный набор видов художественно-творческой деятельности учащихся.

  Основные межпредметные связи осуществляются с уроками музыки и литературы, при прохождении отдельных тем  используются межпредметные связи с биологией (строение растений, животных, пластическая анатомия человека, связи в природе), историей (образ эпохи и стиль в искусстве, выдающиеся события истории - исторический жанр в искусстве), математикой (геометрия), физикой (оптика), технологией (технологии художественной обработки материалов), информатикой (компьютерная графика).

  Рабочая программа «Изобразительное искусство»  рассчитана на 35 часов.

 

Цель: формирование художественно-творческой активности учащихся при эмоционально-целостном отношении к окружающему миру и искусству.

Задачи:

  • дальнейшее формирование художественного вкуса учащихся;
  • развитие художественно-образного мышления, наблюдательности и фантазии;
  • осмысление места изобразительного искусства в жизни общества.
  • формирование художественно-творческой активности.

В материале сохраняется принцип содержательного единства восприятия произведений искусства и практической творческой работы учащихся, а также принцип постепенного нарастания сложности задач и поступенчатого, последовательного приобретения навыков и умений. Изменения языка изображения в истории искусства рассматриваются как выражение ценностного понимания и видения мира. Основное внимание уделяется развитию жанров тематической картины в истории искусства и соответственно углублению композиционного мышления учащихся: представлению о целостности композиции, образных возможностях изобразительного искусства, особенностях его метафорического строя. Учащиеся знакомятся с картинами, составляющими золотой фонд мирового и отечественного искусства

 

 

ФОРМИРОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ, НАВЫКОВ

УЧАЩИХСЯ

Учащиеся должны знать:

- о жанровой системе в изобразительном  искусстве и ее значении для анализа развития искусства и понимания изменений видения мира, а следовательно, и способов его изображения;

- о роли и истории тематической картины и ее жанровых видах;

-о процессе работы художника над картиной;

- о композиции как целостности и образном строе произведения;

- о поэтической красоте повседневности, раскрываемой в творчестве художников; о роли искусства в утверждении значительности каждого момента жизни человека, в понимании и ощущении человеком своего бытия и красоты мира;

- о роли искусства в создании памятников в честь о больших исторических событиях; о влиянии образа на понимание событий истории;

- о роли художественных образов изо в понимании вечных тем жизни, создании культурного контекста между поколениями, между людьми;

- о роли художественной иллюстрации;

- наиболее значимый ряд великих произведений  ИЗО  на исторические и библейские темы в отечественном искусстве.

уметь:

- применять на практике первичные навыки изображения пропорций и движений фигуры человека с натуры и по представлению;

- владеть материалами живописи графики и лепки на доступном возрасту уровне;

- развивать навыки наблюдательности, способности образного видения окружающей жизни;

- получить творческий опыт в построении тематических композиций;

- получит навыки соотнесения собственных переживаний с контекстами художественной культуры.

Характеристика видов контроля качества знаний по изобразительному искусству.

Модернизация системы образования предполагает существенное изменение организации контроля качества знаний обучаемых и качество преподавания в соответствии с учебными планами и учебниками. Предметом педагогического контроля является оценка результатов организованного в нем педагогического процесса. Основным предметом оценки результатов художественного образования являются знания, результатов обучения – умения, навыки и результатов воспитания – мировоззренческие установки, интересы, мотивы и потребности личности.

  1. Стартовый контроль в начале года. Он определяет исходный уровень обученности. Практическая работа или тест.
  2. Текущий контроль в форме практической работы. С помощью текущего контроля возможно диагностирование дидактического процесса, выявление его динамики, сопоставление результатов обучения на отдельных его этапах.
  3. Рубежный контроль выполняет этапное подведение итогов за четверть после прохождения тем четвертей в форме  выставки или теста.
  4. Заключительный контроль. Методы диагностики -  конкурс рисунков, итоговая выставка рисунков, проект, викторина, тест.

Учебно– тематическое планирование

Тема

Кол-во часов

Изображение фигуры человека и образ человека:

1

Изображение фигуры человека в истории искусства.                             

1

2

Пропорции и строение фигуры человека.                                                 

1

3

Пропорции и строение фигуры человека.                                                 

1

4

Лепка фигуры человека.                                                                               

1

5

Изображение фигуры человека в истории скульптуры               

1

6

Набросок фигуры человека с натуры.                                                         

1

7

Понимание красоты человека в европейском и русском искусстве.       

Поэзия повседневности:

8

Поэзия повседневной жизни в искусстве разных народов.                     

1

9

Тематическая картина. Бытовой и исторический жанры.                         

1

10

Творчество А.Г. Венецианова и  П.А. Федотова                                       

1

11

Творчество художников- передвижников                                                   

1

12

Государственная Третьяковская галерея                                                     

1

13

Сюжет и содержание в картине.                                                                   

1

14

Сюжет и содержание в картине.                                                                   

1

15

Жизнь в моем городе в прошлых веках.                                                      

1

16

Жизнь каждого дня – большая тема в искусстве.                                        

1

17

Жизнь каждого дня – большая тема в искусстве.                                        

1

18

Праздник и карнавал в изобразительном искусстве.                                  

1

Великие темы жизни:

19

Монументальная живопись 

1

20

Искусство Древней Руси                                                                       

1

21

Искусство Древней Руси                                                                         

1

22

Библейские темы в станковой живописи 

1

23

Тематическая картина в русском искусстве 19 века. 

1

24

Процесс работы над тематической картиной 

1

25

Процесс работы над тематической картиной 

1

26

Монументальная скульптура и образ истории народа 

1

27

Монументальная скульптура и образ истории народа 

1

28

Тема ВОв в станковом и монументальном искусстве 

1

Реальность жизни и художественный образ:

29

Искусство иллюстрации.  Слово и изображение. 

1

30

Искусство иллюстрации.  Слово и изображение. 

1

31

Искусство иллюстрации.  Слово и изображение. 

1

32

Зрительские умения и их значение для современного человека. 

1

33

 Стиль и направление в изобразительном искусстве. 

1

34

Личность художника и мир его времени в произведениях иск-ва. 

1

35

Крупнейшие музеи изобразительного искусства и их роль в культуре. 

1

35ч

РАЗВЕРНУТЫЙ ТАМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Тема урока

Количество  часов

Тип урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки учащихся

Вид контроля

Дата проведения

план

факт

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Раздел 1. ИЗОБРАЖЕНИЕ ФИГУРЫ ЧЕЛОВЕКА И ОБРАЗ ЧЕЛОВЕКА(10 часов)

1

Изображение фигуры человека и образ человека в истории искусств

1

Изучение нового материала

Формирование нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве

Знать:

- о жанровой системе в изобразительном искусстве и ее значение для анализа развития истории искусств;

- роли и истории тематической картины в изобразительном искусстве и ее жанровых видах;

- процессе работы художника над картиной, роли эскизов и этюдов.

Уметь:

- изображать пропорции человека с натуры и по представлению;

- владеть материалами живописи, графики, лепки в соответствии с программными требованиями

Изображение древних людей

2

Пропорции и строение фигуры человека

2

Изучение нового материала, повторение и закрепление

Зарисовка схем фигуры человека в движении

3

Лепка фигуры человека

1

Формирование понимания общественного назначения искусства как средства отражения познания окружающего мира

Лепка фигуры человека в движении из пластилина. Наброски с натуры фигуры ученика

4

Наброски фигуры человека с натуры

1

5

Понимание красоты человека в европейском и русском искусстве

1

Изучение нового материала

Знание понятий:

-пропорции фигуры человека;

- строение фигуры человека;

-красота движения фигуры человека

Портреты литературных героев

6

Обобщение темы четверти

1

Обобщение и систематизация знаний

Выставки и обсуждение рисунков учащихся

Раздел 2. ПОЭЗИЯ ПОВСЕДНЕВНОСТИ (7 часов)

7

Поэзия повседневной жизни в искусстве разных народов

1

Изучение нового материала

Ознакомление с работой скульптора

Знать:

- о композиции , особенностях построения произведения искусства;

- роли формата;

- - выразительном значении размера произведения

Композиции сюжетов из истории Древней Греции или Древнего Рима. Беседа «Бытовой жанр в искусстве передвижников и импрессионистов»

1

2

3

4

5

6

7

8

9

8

Тематическая картина. Бытовой и исторический жанры

1

Изучение нового материала

Ознакомление с выдающимися скульпторами (Мирон, Лисипп, Микеланджело, Роден, Мухина)

Знать:

- о поэтической красоте повседневности;

- роли искусства в жизни человека;

- роли художественных образов в понимании вечных тем жизни.

Развивать навыки наблюдательности, способности образного видения.

Уметь:

- строить тематические композиции;

 - осуществлять поиски и способы выражения выбранной темы

Композиция по теме «Завтрак» или «На уроке»

9

Сюжет и содержание в картине

2

Изучение нового материала, повторение

Ознакомление с сюжетной композицией

10

Жизнь каждого дня – большая тема в искусстве

1

Ознакомление с представлением о ценностях жизни в изобразительном искусстве разных народов

Рисунок по теме «Продавец цветов»

11

Жизнь в моем городе в прошлые века

1

Изучение нового материала

Ознакомление с процессом работы над сюжетной композицией

Композиция «Жизнь людей в прошлом»

12

Праздник и карнавал (тема праздника в бытовом жанре)

1

Коллективные работы на тему любого праздника (техника коллажа)

Раздел 3. ВЕЛИКИЕ ТЕМЫ ЖИЗНИ  (10 часов)

13

Исторические темы и мифологические темы в искусстве разных эпох

1

Изучение нового материала

Ознакомление с монументальной живописью (фреска, мозаика, панно)

Знать:

- о роли искусства в создании памятников, посвященных историческим событиям;

- роли конструктивного изобразительного и декоративного начал в живописи, графике, скульптуре;

- о поэтическом претворении реальности во всех жанрах изобразительного искусства.

Уметь:

- чутко, активно и эмоционально воспринимать реальность;

- соотносить собственные переживания с содержанием произведений изобразительного искусства, сравнивать произведения, делать выводы

Беседа о развитии навы-ков восприятия произ-ведений изобразитель-ного искусства

14

Тематическая картина в русском искусстве XIX века

1

Изучение нового материала, повторение и закрепление

Ознакомление с историческими батальными жанрами

Композиционные, поисковые эскизы

15

Процесс работы над тематической картиной

2

Ознакомление с творчеством художников бытового и историчес-кого жанров (Репин, Суриков, Брюллов)

Исполнение выбранной исторической композиции

16

Библейские темы в изобразительном искусстве

2

Изучение нового материала, повторение и обобщение

Ознакомление с русской иконописью, композици-ями на библейские темы

Композиции на библейские темы

17

Монументальная скульптура и образ истории народа

2

Ознакомление с творчеством художников-монументалистов (Э.Фальконе, И.П.Мартос)

Эскиз памятника, посвященного выбранному историческому событию

1

2

3

4

5

6

7

8

9

18

Место и роль картины в искусстве XX века

2

Изучение нового материала

Творчество выдающихся живописцев XX века (по выбору учителя)

Знать творчество выдающихся художников XX века. Уметь различать картины художников данной эпохи

Выражение в рисунках своих переживаний. Выставка работ, выполненных в III четверти

Раздел 4. РЕАЛЬНОСТЬ  ЖИЗНИ И ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ (8 часов)

19

Художественно-творческие проекты

1

Изучение нового материала

Искусство оформления книги

Знать:

-о роли художествееной иллюстрации;

- выдающиеся произведения изобразительного искусства;

- о роли русской тематической картины XIX-XX столетий.

Иметь представление:

- об историческом художественном процессе;

- о роли творческой индивидуальности художника;

- сложном, противоречивом и насыщенном художественными событиями пути российского и мирового изобразительного искусства в XX веке.

Уметь:

-иллюстрировать литературные произведения;

- показать в работе навыки дизайна;

- анализировать разные по стилю предметы быта, создавать их эскизы;

 - представить реферат (сообщение и т.п.) о любимом художнике, произведении

Исполнение иллюстраций к выбранному литературному произведению

20

Искусство иллюстрации. Слово и изображение

1

21

Конструктивное и декоративное начало в изобразительном искусстве

1

Изучение нового материала

Представление о работе художника в различных отраслях производства

Конструкции и декор предметов быта

22

Зрительские умения и их значения для современного человека

1

Изучение нового материала

Представление о зрительских умениях

Дизайн моды

23

История искусств и история человечества

1

Изучение нового материала

Связь искусства с жизнью; взаимопроникновение; взаимодействие; отражение истории человечества в искусстве

Анализ и эскизы предметов быта (принадлежность их стилю)

24

Стиль и направление в изобразительном искусстве (импрессионизм и реализм)

1

Изучение нового материала

Представление о стилях и направлениях в искусстве

Изображение предметов быта в импрессионизме и реализме

25

Личность художника и мир его времени

1

Изучение нового материала

Ознакомление с творчеством выдающихся художников, отражающих эпоху, мир своего времени

Произведения, выбранные для беседы о художниках

26

Крупнейшие музеи изобразительного искусства и их роль в культуре

1

Урок-выставка

Ознакомление с хранилищами мирового искусства

Путешествие в музеи мира


Методическая литература:

1. Алехин. А. Д. Когда начинается художник. – М.: Просвещение, 1994.

2. Аранова, С. В. Обучение ИЗО. – СПб.: Каро, 2004.

3. Вагьянц, А. М. Вариации прекрасного. Западноевропейское средневековье. – М.: ТОО «Издательский и книготорговый центр АЗ», 1997.

4. Вагьянц, А. М. Звучащее безмолвие, или Основы искусствознания. – М.: ООО «Фирма МХК», 2000;

5. Губницкий, С. С. Декоративно-оформительские работы. – М.: Профиздат, 1961.

6. Дмитриева, М. А. Михаил Врубель. – М.: Детская литература, 1988.

7.О.В.Павлова.,Изобразительное искусство: 5-7классы. Терминологические диктанты, кроссворды, тесты…– Волгоград: Учитель, 2009г.;

8.О.В.Свиридова,  Изобразительное искусство: 5-8 классы. Проверочные и контрольные тесты– Волгоград: Учитель, 2009г.; . Алехин, А. Д. Изобразительное искусство. – М.: Просвещение, 1984.

9. Кирцер, Ю. М. Рисунок, живопись. – М.: Высшая школа, 1992.

10. Кузин, В. С. ИЗО и методика его преподавания в школе. – М.: Агар, 1988.

11. Неменский, Б. М. Искусство вокруг нас. – М.: Просвещение, 2003.

12. Неменский, Б. М. ИЗО и художественный труд: 1–4 классы. – М.: Просвещение, 2003.

13. Неменский, Б. М. ИЗО и художественный труд: 1–8 классы. – М.: Просвещение, 2003.

14. Половников, А. О. Русь деревянная. – М.: Просвещение, 1998.

15. Ростовцев, Н. Н. Методика преподавания ИЗО в школе. М.: Агар, 1998.

16. Ростовцев, Н. Н. Академический рисунок. – М.: Просвещение, 1995.

17. Семенова, М. Древняя Русь в лицах. – М.: Просвещение, 1998.

18. Сокольникова, Н. М. Краткий словарь художественных терминов. – Обнинск: Титул, 1998.

19. Сокольникова, Н. М. Основы рисунка. Ч. 1. – Обнинск: Титул, 1998.

20. Сокольникова, Н. М. Основы композиции. Ч. 2. – Обнинск: Титул, 1998.

21. Сокольникова, Н. М. Основы живописи. Ч. 3. – Обнинск: Титул, 1998.

22.Рабочая тетрадь «Твоя мастерская» – М.: Просвещение, 2008 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа воспитательной работы на 2013-2014 год в группе 6 класса

Рабочая программа с циклограммой на 2013-2014 учебный год. Работа по теме "Основы здорового образа жизни."...

Рабочие программы по английскому на 2013-2014

Данная рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования и примерной программы по английскому языку 2007 года.Учебно-методический ...

Рабочая программа по русскому языку 2013-2014 учебный год 6 класс ФГОС

рабочая программа создана на основе программы по ред. Ладыженской и рабочей программы изд. ВАКО 2013 г....

рабочая программа по русскому языку 2013-2014 год 11 класс

рабочая программа создана на осонове программы под ред Н.Г. Гольцовой, рассчитана на 34 часа...

рабочая программа по русскому языку 2013-2014 год 11 класс

рабочая программа создана на осонове программы под ред Н.Г. Гольцовой, рассчитана на 34 часа...

Рабочая программа 8 класс алгебра 2013-2014

Рабочая программа 8 класс алгебра 2013-2014...

Рабочая программа 8 класс геометрия 2013-2014

Рабочая программа 8 класс геометрия 2013-2014...