Рабочая программа 8 класс алгебра 2013-2014
рабочая программа (алгебра, 8 класс) по теме

Любимова Татьяна Геннадьевна

Рабочая программа 8 класс алгебра 2013-2014

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rab._programma_8_kl_algebra_2013_14.docx54.48 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 5 имени Ю.А. Гарнаева
с углубленным изучением отдельных предметов

г.о. Жуковский

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор МОУ школы №5

имени Ю.А. Гарнаева

______________/Федорова Т.Н./

______________________ 2013 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО АЛГЕБРЕ

 (расширенное изучение)

8 класс

Составил: Любимова Татьяна Геннадьевна

учитель математики II категории

2013 г.


Пояснительная записка

Данная рабочая программа по алгебре для 8 класса составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте (2004) общего образования и на основе примерной программы по алгебре и рабочей программы, составленной Т.А. Бурмистровой для общеобразовательных учреждений курса алгебры к УМК «Алгебра 8 класс» Ю.Н. Макарычева и др. В ней также учитываются основные идеи и положения Программы развития и формирования основного общего образования. Программа конкретизирует содержание предметных тем Федерального государственного образовательного стандарта и даёт распределение учебных часов по разделам курса. Вид реализуемой программы – основная общеобразовательная.

Данная рабочая программа предназначена для обучения обучающихся 8 класса в общеобразовательной школе по учебнику «Алгебра 8 класс»: учебник для общеобразовательных учреждений./[Ю.Н.Макарычев, Н.Г.Миндюк, К.И.Нешков, С.Б.Суворова];под ред. С.А. Теляковского. – 19-е изд. – М.:Просвещение, 2008. Согласно Базисному учебному плану программа рассчитана на 35 учебных недель.

Изучение математики в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту;
  • формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества;
  • формирование у учащихся интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;
  • воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;
  • формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;
  • развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей.
  • развитие представлений о математике как форме описания и методе познания действительности, создание условий для приобретения первоначального опыта математического моделирования;
  • формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности.
  • овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения образования, изучения смежных дисциплин, применения в повседневной жизни;
  • создание фундамента для математического развития, формирования механизмов мышления, характерных для математической деятельности.

Математическое образование в школе строится с учетом принципов непрерывности (изучение математики на протяжении всех лет обучения в школе), преемственности (учет положительного опыта, накопленного в отечественном и за рубежном математическом образовании), вариативности (возможность реализации одного и того же содержания на базе  различных научно-методических подходов),  дифференциации (возможность для учащихся получать математическую подготовку разного уровня в соответствии с их индивидуальными особенностями).

Одним из разделов в содержании математического образования в основной школе является «Алгебра». Алгебра один из опорных предметов основной школы: она обеспечивает изучение других дисциплин. В первую очередь это относится к предметам естественно-научного цикла, в частности к физике. Развитие логического мышления учащихся при обучении алгебре способствует усвоению предметов гуманитарного цикла. Практические умения и навыки алгебраического характера необходимы для трудовой и профессиональной подготовки школьников.

Задачи предмета:

  1. Развитие алгоритмического мышления, необходимого для освоения курса информатики; овладение навыками дедуктивных рассуждений, развитие воображения, способностей к математическому творчеству.
  2. Получение школьниками конкретных знаний о функциях как важнейшей математической модели для описания и исследования разнообразных процессов, для формирования у учащихся представлений о роли математики в развитии цивилизации и культуры.
  3. Формирование языка описания объектов окружающего мира для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания учащихся.
  4. Формирование у учащихся умения воспринимать и анализировать информацию, представленную в различных формах, понимать вероятностный характер многих реальных зависимостей, производить простейшие вероятностные расчёты.

Изучение алгебры в 8 классе направлено на формирование следующих  компетенций:

  • учебно-познавательной;
  • ценностно-ориентационной;
  • рефлексивной;
  • коммуникативной;
  • информационной;
  • социально-трудовой.

Планируется использование таких педагогических технологий в преподавании предмета, как дифференцированное обучение, проблемное обучение,  технология развивающего обучения, тестирование, технология критического мышления, ИКТ. Использование этих технологий позволит более точно реализовать потребности учащихся в математическом образовании.

Общая характеристика курса.

Основные задачи реализации содержания

В курсе алгебры можно выделить следующие основные содержательные линии: арифметика, алгебра, функции, вероятность и статистика. Наряду с этим в содержание включены два дополнительных методологических раздела: логика и множества; математика в историческом развитии, что связано с реализацией целей общеинтеллектуального и общекультурного развития учащихся. Содержание каждого из этих разделов разворачивается в содержательно-методическую линию, пронизывающую все основные содержательные линии. При этом первая линия — «Логика и множества» — служит цели овладения учащимися некоторыми элементами универсального математического языка, вторая — «Математика в историческом развитии» — способствует созданию общекультурного, гуманитарного фона изучения курса.

Содержание линии «Арифметика» служит базой для дальнейшего изучения учащимися математики, способствует развитию их логического мышления, формированию умения пользоваться алгоритмами, а также приобретению практических навыков, необходимых в повседневной жизни. Развитие понятия о числе в основной школе связано с рациональными и иррациональными числами, формированием первичных представлений о действительном числе.

Содержание линии «Алгебра» способствует формированию у учащихся математического аппарата для решения задач из разделов математики, смежных предметов и окружающей реальности. Язык алгебры подчёркивает значение математики как языка для построения математических моделей процессов и явлений реального мира.

Развитие алгоритмического мышления, необходимого, в частности, для освоения курса информатики, и овладение навыками дедуктивных рассуждений также являются задачами изучения алгебры. Преобразование символьных форм вносит специфический вклад в развитие воображения учащихся, их способностей к математическому творчеству. В основной школе материал группируется вокруг рациональных выражений.

Содержание раздела «Функции» нацелено на получение школьниками конкретных знаний о функции как важнейшей математической модели для описания и исследования разнообразных процессов. Изучение этого материала способствует развитию у учащихся умения использовать различные языки математики (словесный, символический, графический), вносит вклад в формирование представлений о роли математики в развитии цивилизации и культуры.

Раздел «Вероятность и статистика» — обязательный компонент школьного образования, усиливающий его прикладное и практическое значение. Этот материал необходим, прежде всего, для формирования у учащихся функциональной грамотности — умения воспринимать и критически анализировать информацию, представленную в различных формах, понимать вероятностный характер многих реальных зависимостей, производить простейшие вероятностные расчёты. Изучение основ комбинаторики позволит учащемуся осуществлять рассмотрение случаев, перебор и подсчёт числа вариантов, в том числе в простейших прикладных задачах.

При изучении статистики и вероятности обогащаются представления о современной картине мира и методах его исследования, формируется понимание роли статистики как источника социально значимой информации и закладываются основы вероятностного мышления

Место курса в учебном (образовательном) плане

Согласно действующему в школе Базисному учебному (образовательному) плану и с учетом направленности класса на изучение алгебры в 8 классе отводится 3 учебных часа в неделю. Однако данное учебное время увеличено за счет вариативной части Базисного плана и составляет 4 часа в неделю в первом полугодии и 3 часа во втором, и в соответствии с утвержденным в школе календарным графиком – 119 уроков за год.

Использование дополнительного часа математики из школьного компонента нацелено на расширенное изучение предмета.И это позволяет включить в основное содержание дополнительные вопросы, способствующие развитию математического кругозора, освоению более продвинутого математического аппарата и математических способностей. Кроме того использование дополнительного часа дает возможность существенно обогатить круг решаемых алгебраических задач и повысить уровень их сложности в рамках тем основного содержания. В связи с этим в контрольные работы помимо заданий, соответствующих обязательному уровню, включены задания более продвинутого уровня. Также это учитывается при выполнении тестов из КИМ, которые содержат разноуровневые задания.

Таким образом, распределение часов по разделам следующее:

Название раздела

Кол-во часов фед. компонент

Кол-во часов с шк. компонент

1

Рациональные дроби.

23

26

2

Квадратные корни.

19

21

3

Квадратные уравнения.

21

23

4

Неравенства.

20

22

5

Степень с целым показателем. Элементы статистики.

11

12

6

Обобщающее итоговое повторение.

11

13

Содержание программы.

Рациональные дроби. Рациональная дробь. Основное свойство дроби, сокращение дробей.Тождественные преобразования рациональных выражений. Функция у =   и ее график.

Основная цель — выработать умение выполнять тождественные преобразования рациональных выражений.

Так как действия е рациональными дробями существенным образом опираются на действия с многочленами, то в начале темы необходимо повторить с учащимися преобразования целых выражений.

Квадратные корни.  Понятие об иррациональных числах. Общие сведения о действительных числах. Квадратный корень. Понятие о нахождении приближенного значения квадратного корня. Свойства квадратных корней. Преобразования выражений, содержащих квадратные корни. Функция,ее свойства и график.

Основная цель — систематизировать сведения о рациональных числах и дать представление об иррациональных числах, расширив тем самым понятие о числе; выработать умение выполнять преобразования выражений, содержащих квадратные корни.

Квадратные уравнения. Квадратное уравнение. Формула корней квадратного уравнения. Решение рациональных уравнений. Решение задач, приводящих к квадратным уравнениям и простейшим рациональным уравнениям.

Основная цель — выработать умения решать квадратные уравнения и простейшие рациональные уравнения и применять их к решению задач.

Неравенства. Числовые неравенства и их свойства. Сложение и умножение числовых неравенств. Погрешность и точность приближения. Линейные неравенства с одной переменной и их системы.

Основная цель — ознакомить учащихся с применением неравенств для оценки значений выражений, выработать умение решать линейные неравенства с одной переменной и их системы.

Степень с целым показателем. Элементы статистики. Степень с целым показателем и ее свойства. Стандартный вид числа. Начальные сведения об организации статистических исследований.

Основная цель — выработать умение применять свойства степени с целым показателем в вычислениях и преобразованиях, сформировать начальные представления о сборе и группировке статистических данных, их наглядной интерпретации.

Обобщающее итоговое повторение.

Основная цель  –  повторение, обобщение и систематизация знаний, умений и навыков за курс алгебры 8 класса.

Требования к уровню подготовки учащихся к окончанию 8 класса.

В результате  изучения данного курса учащиеся должны

знать:

  • понятия дробное выражение, рациональное выражение, рациональная дробь, допустимые значения переменных, тождество;
  • понятия «наименьший общий знаменатель», «дополнительные множители»;
  • правило сложения и вычитания рациональных дробей;
  • правила умножения, деления и возведения в степень рациональных дробей;
  • свойства функции ;
  • понятие «рациональное число», «иррациональное число», «действительное число»;
  • определение квадратного корня, арифметического квадратного корня и его свойства;
  • определение квадратного уравнения;
  • формулу корней квадратного уравнения;
  • алгоритм решения квадратного уравнения;
  • теорему Виета;
  • понятие дробно-рационального уравнения;
  • алгоритм решения дробно-рациональных уравнений;
  • понятие числового неравенства;
  • свойства числовых неравенств;
  • правила сложения и умножения числовых неравенств;
  • определение абсолютной и относительной числовой погрешности;
  • понятия пересечения и объединения множеств;
  • понятие числового промежутка;
  • виды числовых промежутков;
  • понятие неравенства с одной переменной;
  • алгоритм решения неравенства с одной переменной;
  • понятие системы неравенств с одной переменной;
  • понятие степени с целым отрицательным показателем;
  • свойства степени с целым показателем;
  • понятие стандартного вида числа;
  • понятия статистических данных;
  • графическое представление статистических данных.

уметь:

  • вычислять значение рациональной дроби;
  • находить область допустимых значений переменной в выражении;
  • выполнять сокращение алгебраических дробей;
  • складывать, вычитать,  умножать, делить и возводить в степень рациональные дроби;
  • преобразовывать рациональные выражения;
  • извлекать квадратный корень из неотрицательного числа, используя алгоритм;
  • извлекать квадратный корень из степени;
  • находить значения выражений, содержащих корни, используя свойства;
  • вносить множитель под знак корня и выносить его;
  • освобождаться от иррациональности в знаменателе;
  • преобразовывать выражения, содержащие корни;
  • строить график функции  и определять по формуле особенности расположения графика на координатной плоскости;
  • решать неполные квадратные уравнения;
  • решать квадратные уравнения по формуле, используя алгоритм;
  • решать задачи, используя квадратные уравнения;
  • применять теорему Виета;
  • решать дробно-рациональные уравнения;
  • решать задачи с помощью рациональных уравнений;
  • применять свойства числовых неравенств;
  • складывать и умножать числовые неравенства;
  • оценивать точность приближения;
  • находить пересечение и объединение множеств;
  • правильно интерпретировать числовые промежутки;
  • решать неравенства и системы неравенств с одной переменной;
  • пользоваться определением степени с целым отрицательным показателем при решении задач;
  • умножать, делить и возводить в степень степени числа;
  • приводить числа к стандартному виду;
  • обрабатывать статистические данные;
  • наглядно представлять статистическую информацию.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • выполнения расчетов по формулам, для составления формул, выражающих зависимости между реальными величинами; для нахождения нужной формулы в справочных материалах;
  • моделирования практических ситуаций и исследований построенных моделей с использованием аппарата алгебры;
  • интерпретации результатов решения задач с учетом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений;
  • описание зависимостей между физическими величинами соответствующими формулами при исследовании несложных практических ситуаций;
  • выстраивания аргументации при доказательстве и в диалоге;
  • распознавания логически некорректных рассуждений;
  • записи математических утверждений и доказательств;
  • решения практических задач в повседневной жизни и профессиональной деятельности с использованием действий с числами, квадратных корней, квадратных и рациональных уравнений;
  • интерпретация графиков реальных зависимостей между величинами;
  • анализа реальных числовых данных, представленных в виде диаграмм, графиков, таблиц.

Учебно-тематическое планирование

урока

Наименование разделов и тем учебного материала

Плановые сроки прохождения

Скорректированные сроки прохождения

1

Вводное повторение.

02.09.13 – 04.09.13

2

Вводное повторение.

3

Вводное повторение.

1. Рациональные дроби. (26 часов).

4

5

Рациональные выражения.

06.09.13 – 21.09.13

6

7

8

Основное свойство дроби. Сокращение дробей.

9

10

Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями.

11

12

13

14

Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями.

15

Обобщающий урок «Рациональные дроби, сложение, вычитание и их свойства»

16

Контрольная работа №1 «Рациональные дроби. Сложение и вычитание дробей»

17

18

Умножение дробей. Возведение дроби в степень.

19

20

Деление дробей.

21

22

23

Преобразование рациональных выражений.

24

25

26

Функция   и ее график.

27

Представление дроби в виде суммы дробей.

28

Обобщающий урок «Произведение и частное дробей.»

29

Контрольная работа №2 «Рациональные дроби»

2.Квадратные корни. (21 час).

30

Рациональные числа.

22.10.13 – 03.12.13

31

Иррациональные числа.

32

33

Квадратный корень. Арифметический квадратный корень.

34

Уравнение х2=а.

35

Нахождение приближенных значений квадратного корня.

36

Функция   и ее график.

37

Квадратный корень из произведения и дроби.

38

39

Квадратный корень из степени.

40

Обобщающий урок: «Арифметический квадратный корень и его свойства»

41

Контрольная работа №3 «Арифметический квадратный корень и его свойства»

42

43

44

Вынесение множителя за знак корня. Внесение множителя под знак корня.

45

46

47

Преобразование выражений, содержащих квадратные корни.

48

Преобразование двойных радикалов.

49

Обобщающий урок «Применение свойств арифметического квадратного корня»

50

Контрольная работа №4 «Применение свойств арифметического квадратного корня»

3.Квадратные уравнения (23 часа).

51

52

Неполные квадратные уравнения.

04.12.13 – 31.01.14

53

54

55

Формула корней квадратного уравнения.

56

57

58

Решение задач с помощью квадратных уравнений.

59

60

Теорема Виета.

61

Обобщающий урок «Квадратное уравнение и его корни»

62

Контрольная работа №5 «Квадратные уравнения»

63

64

65

Решение дробных рациональных уравнений.

66

67

68

69

70

Решение задач с помощью рациональных уравнений.

71

Уравнения с параметром.

72

Обобщающий урок «Дробные рациональные уравнения»

73

Контрольная работа №6 «Дробные рациональные уравнения»

4. Неравенства (22 часа).

74

75

Числовые неравенства.

03.02.14 – 04.04.14

76

77

Свойства числовых неравенств.

78

79

Сложение и умножение числовых неравенств.

80

81

Погрешность и точность приближения.

82

Обобщающий урок «Числовые неравенства и их свойства»

83

Контрольная работа №7 «Числовые неравенства и их свойства»

84

85

Пересечение и объединение множеств.

86

Числовые промежутки.

87

88

89

Решение неравенств с одной переменной.

90

91

92

Решение систем неравенств с одной переменной.

93

Доказательство неравенств.

94

Обобщающий урок «Неравенства с одной переменной и их системы»

95

Контрольная работа №8 «Линейные неравенства и системы неравенств с одной переменной»

6.Степень с целым показателем. Элементы статистики. (12 часов).

96

97

Определение степени с целым отрицательным показателем.

07.04.14  - 05.05.14

98

99

Свойства степени с целым показателем.

100

Стандартный вид числа.

101

Обобщающий урок: «Степень с целым показателем и ее свойства.»

102

Контрольная работа №9 «Степень с целым показателем»

103

104

Сбор и группировка статистических данных.

105

106

Наглядное представление статистической информации.

107

Функции у=х-1  и  у=х-2 и их свойства.

7.Обобщающее итоговое повторение (10 часов).

108

Повторение. Рациональные дроби.

06.05.14 – 28.05.14

109

110

Повторение. Квадратные корни.

111

112

Повторение. Квадратные уравнения.

113

Повторение.  Неравенства.

114

Повторение. Степень с целым показателем.

115

116

Итоговая контрольная работа №10

117

Анализ итоговой контрольной работы. Работа над ошибками.

118

119

Административная контрольная работа во II полугодии.

Учебное и учебно-методическое обеспечение

  • Тематические презентации.

  • Средства использования ИКТ.

  • Таблицы по алгебре для 8 классов.

  • Таблицы выдающихся математиков.

  • Доска магнитная с координатной сеткой.

  • Комплект классных чертежных инструментов: линейка, транспортир, угольник (30°, 60°), угольник (45°, 45°), циркуль.

Перечень учебно – методической литературы.

  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011.

  • Фундаментальное ядро содержания общего образования / Рос.акад.наук, Рос. Акад. Образования; под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. – 4-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2011.

  • Примерные программы по учебным предметам. Математика. 5 – 9 классы : проект. – 3-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2011.

  • Алгебра. Сборник рабочих программ. 7-9 классы: Пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Сост. Т.А.Бурмистрова – М.:  Просвещение, 2011.

  • Алгебра8-й класс: учебник для общеобразовательных учреждений./[Ю.Н.Макарычев, Н.Г.Миндюк, К.И.Нешков, С.Б.Суворова];под ред. С.А. Теляковского. – 19-е изд. – М.:Просвещение, 2008.

  • Поурочное планирование по алгебре. 7 класс: к учебнику Ю.Н. Макарычева и др. «Алгебра 7 класс»/Т.М. Ерина. – 3-изд., стереотип.–М : Издательство «Экзамен», 2011г.

  • Контрольно-измерительные материалы.Алгебра: 8 класс /Сост. Л.Ю. Бабошкина. –М.: ВАКО, 2013 г.

  • А.П.Ершова,  В.В. Голобородько. Вся школьная математика в самостоятельных и контрольных работах. Алгебра 7- 11. – М.: Илекса, 2007.

  • Дидактические материалы по алгебре для 8 класса / В.И.Жохов, Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк. – М.: Просвещение, 2013.

  • Ерина Т.М. Рабочая тетрадь по алгебре: 8класс:к учебнику Ю.Н. Макарычева и др. «Алгебра 8 класс»  /Т.М. Ерина  –М.: Издательство «Экзамен»,2013г.

  • Тематические тесты и итоговые работы. Алгебра 7-8 класс /Под редакцией Ф.Ф. Лысенко, С.Ю. Кулабухова – Ростов-на Дону: Легион,2013г

  • Алгебра в схемах и таблицах. Учебные материалы/ Л.И. Боженкова. – 2-е изд., испр.и доп. – М., Калуга: КГУ им. К.Э. Циолковского, 2012.

«СОГЛАСОВАНО»

Протокол заседания методического объединения

учителей математики МОУ школы № 5 им. Ю.А. Гарнаева

от «_____»__________________ 2013г. №_________

«СОГЛАСОВАНО»

Заместитель директора по УВР

МОУ школы № 5 им. Ю.А. Гарнаева

______________________/Буланова Н.Н./

«______»___________________ 2013г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по алгебре 2013-2014 учебный год 11 класс

Рабочая программа создавалась с опорой на «Примерную программу среднего (полного) общего образования математике базовый уровень» (утверждена приказом Минобразования Рос­сии от 09.03.04. № 1312) и авто...

Рабочая программа по геометрии 2013-2014 учебный год 11 класс

Для продуктивной деятельности в современном мире требуется достаточно прочная математическая подготовка. Геометрия – один из важнейших компонентов математического образования. Она необходима для приоб...

Рабочая программа по математике 2013-2014 учебный год 5 класс

Рабочая программа составлена на основе примерной программы основного  общего образования по математике и авторской программы «Программа общеобразовательных учреждений Математика 5-6.» Автор: Жохо...

Рабочая программа по математике 2013-2014 уч. год 6 класс

 Рабочая программа составлена на основе:федерального компонента государственного стандарта общего образования(утв. Приказом Министерства образования  и науки от 05.03.2004 №1089)приме...

рабочая программа по литературе 2013-2014 11 класс

рабочая программа составлена на основе программы В.В. Агеносова...

Рабочая программа по Информатике 2013-2014 учебный год 7 класс Угринович

Пояснительная запискаРабочая программа по информатике составлена с учетом примерной программы основного общего образования по информатике и информационным технологиям, Федерального компонента государс...