рабочая программа по литературе 2013-2014 11 класс
рабочая программа по литературе (11 класс) по теме

Бессонова Наталия Валерьевна

рабочая программа составлена на основе программы В.В. Агеносова

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_11_kl.docx61.19 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа по литературе для 11 классана 2013-2014 учебный год

1.Пояснительная записка:

  • Статус документа (на основе каких нормативных документов составлен)

Данная рабочая программа для учащихся 11 класса  разработана на основе примерной программы  по литературе для общеобразовательных учреждений под редакцией В.В. Агеносова (10-11классы) (базовый уровень) (авторы: В.В. Агеносов, и другие.-М.:Дрофа,2013), рекомендованной   Министерством образования РФ, в соответствии с Федеральными Государственными стандартами образования 2004 г. и учебным планом  образовательного  учреждения.

Рабочая программа рассчитана на 102 часа в год ( 3 часа в неделю).

Рабочая программа обеспечена соответствующим программе учебно-методическим комплексом:

  • учебник  для учащихся в 2-х частях под редакцией Агеносова, Архангелського.- М.: Дрофа, 2012.

.

  • Общая характеристика курса

Программа предполагает изучение литературы в старших классах на базовом уровне, специфика которого состоит в сохранении фундаментальной основы курса, систематизации представлений учащихся об историческом развитии литературы, осознании диалога классической и современной литературы.

Изучение литературы в 11 классе строится на историко-литературной основе («Русская литература XX века»).  Авторы программы избегают жёсткой регламентации в выборе произведений для чтения и изучения, обсуждения, поэтому выбор, какие произведения читать и изучать, а какие читать и обсуждать, сделан  на основе читательских пристрастий учащихся,  индивидуальных  особенностей класса. Количество часов, отводимых на изучение той или иной темы, определяется как требованиями УМК, так и уровнем сформированностиобщеучебных умений и навыков, а также интересом, проявленным при изучении  произведения.

Чтение и изучение произведений зарубежной литературы программой рекомендовано осуществлять в разные периоды учебного года, хотя  целесообразным это делать в конце года, потому что большинство тем в этом разделе изучаются обзорно, и при необходимости корректировки рабочей программы по причине актированных дней данный материал выводится на самостоятельное изучение в период летнего самостоятельного чтения

  • Цели и задачи курса

Программа предполагает изучение литературы в старших классах на базовом уровне, специфика которого состоит в сохранении фундаментальной основы курса, систематизации представлений учащихся об историческом развитии литературы, осознании диалога классической и современной литературы. Это позволяет реализовать цели изучения литературы в старших классах, определённые Примерной учебной программой по литературе:

  • воспитаниедуховно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
  • развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;
  • освоение текстовхудожественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;
  • совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.
  • Авторы УМК видят цель изучения литературы в школе в следующем: способствовать духовному становлению личности, формированию нравственных   позиций,   эстетического вкуса, совершенному владению речью.

Данная цель может быть достигнута при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Именно поэтому объектом изучения литературы являются произведения искусства слова, в первую очередь тексты произведений русской литературы и некоторые тексты зарубежной.

  • Описание места курса в учебном плане
  • Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

знать/понимать:

  • образную природу словесного искусства;
  • содержание изученных литературных произведений;
  • основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX–XX вв.;
  • основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;
  • основные теоретико-литературные понятия;
  • уметь:
  • воспроизводить содержание литературного произведения;
  • анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
  • соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;
  • определять род и жанр произведения;
  • сопоставлять литературные произведения;
  • выявлять авторскую позицию;
  • выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
  • аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
  • писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
  • для создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
  • участия в диалоге или дискуссии;
  • самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;
  • определения своего круга чтения и оценки литературных произведений.
  • определения своего круга чтения по русской литературе, понимания и оценки иноязычной русской литературы, формирования культуры межнациональных отношений.
  • Результаты обучения:

Предполагаю диагностировать уровень ЗУН учащихся с использованием разнообразных форм и методов работы, а именно:

  • Тесты (типа ЕГЭ).
  • Сочинения разнообразных жанров (отзывы, рецензии, эссе, рассуждения) и типов.
  • Письменный или устный развёрнутый ответ на вопрос.
  • Изложения с творческим заданием.

Оценка ЗУН учащихся осуществляется с использованием двух систем измерения: пятибалльной и «зачёт - незачёт».

Работа считается выполненной («3», «зачёт»), если учащийся выделил в тексте и объяснил роль некоторых художественных средств, указанных вопросом или найденных самим учащимся, и предложил одно из возможных объяснений мотивов поведения, отношений и характеров героев или общего смысла фрагмента, указав на связь его с проблематикой произведения. Это минимальный уровень выполнения работы, который свидетельствует о понимании учащимися героев, проблематики произведения и знании важнейших сведений о нём.

Высоким результатом («4») можно считать такое выполнение задания, когда учащийся выделил в тексте и объяснил смысл наиболее характерных для него средств изображения и истолковал смысл всего изображённого (героев, событий, картин жизни и пр.) в темной связи с проблематикой всего произведения, авторским замыслом. Здесь важно, чтобы учащийся понимал и истолковывал связь содержания текста и проблематики произведения, видел его художественный особенности.

Отличным следует признать результат («5»), когда, выполняя работу, ученик истолковывает содержание текста в единстве раскрываемых в нём проблем и художественных средств их воплощения. В этом случае важно осознание учеником авторской позиции. Ответ такого уровня должен демонстрировать понимание учеником художественного мира автора текста.

Орфографические и пунктуационные ошибки в письменных ответах, за исключением сочинений и изложений, отмечаются, но не учитываются. Речевые и стилистические ошибки учитываются и в случае, если они искажают смысл, снижают отметку на балл.

  • Содержание курса

Литература XX века

Введение

Русская литература ХХ в.в. контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы (ответственность человека за свои поступки, человек на войне, тема исторической памяти, человек и окружающая его живая природа). Обращение к народному сознанию в поисках нравственного идеала. Взаимодействие зарубежной, русской литературы и литературы других народов России, отражение в них “вечных” проблем бытия.

Литература первой половины XX века

Обзор русской литературы первой половины XX века

Традиции и новаторство в литературе рубежа XIXХХ вв. Реализм и модернизм. Трагические события первой половины XX в. и их отражение в русской литературе и литературах других народов России. Конфликт человека и эпохи.

Развитие реалистической литературы, ее основные темы и герои. Советская литература и литература русской эмиграции. “Социалистический реализм”. Художественная объективность и тенденциозность в освещении исторических событий. Проблема “художник и власть”.

И. А. Бунин

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Вечер», «Не устану воспевать вас, звезды!..», «Последний шмель».Философичность и тонкий лиризм стихотворений Бунина. Пейзажная лирика поэта. Живописность и лаконизм бунинского поэтического слова. Традиционные темы русской поэзии в лирике Бунина.

Рассказы: «Господин из Сан-Франциско», «Чистый понедельник», «Лёгкое дыхание», цикл «Темные аллеи».Развитие традиций русской классической литературы в прозе Бунина. Тема угасания "дворянских гнезд" в рассказе “Антоновские яблоки”. Исследование национального характера. “Вечные” темы в рассказах Бунина (счастье и трагедия любви, связь человека с миром природы, вера и память о прошлом). Психологизм бунинской прозы. Принципы создания характера. Роль художественной детали. Символика бунинской прозы. Своеобразие художественной манеры Бунина.

А. И. Куприн

Жизнь и творчество (обзор).

Повесть «Гранатовый браслет».Своеобразие сюжета повести. Споры героев об истинной, бескорыстной любви. Утверждение любви как высшей ценности. Трагизм решения любовной темы в повести. Символический смысл художественных деталей, поэтическое изображение природы. Мастерство психологического анализа. Роль эпиграфа в повести, смысл финала.

М. Горький

Жизнь и творчество (обзор).

Рассказ «Старуха Изергиль».Романтизм ранних рассказов Горького. Проблема героя в прозе писателя. Тема поиска смысла жизни. Проблемы гордости и свободы. Соотношение романтического идеала и действительности в философской концепции Горького. Прием контраста, особая роль пейзажа и портрета в рассказах писателя. Своеобразие композиции рассказа.    

Пьеса «На дне».Сотрудничество писателя с Художественным театром. “На дне” как социально-философская драма. Смысл названия пьесы. Система образов. Судьбы ночлежников. Проблема духовной разобщенности людей. Образы хозяев ночлежки. Споры о человеке. Три правды в пьесе и их драматическое столкновение: правда факта (Бубнов), правда утешительной лжи (Лука), правда веры в человека (Сатин). Проблема счастья в пьесе. Особая роль авторских ремарок, песен, притч, литературных цитат. Новаторство Горького-драматурга. Афористичность языка.

Обзор русской поэзии конца XIX – начала XX в.

Серебряный век как своеобразный "русский ренессанс". Литературные течения поэзии русского модернизма: символизм, акмеизм, футуризм. Поэты, творившие вне литературных течений.

Символизм

Истоки русского символизма. Влияние западноевропейской философии и поэзии на творчество русских символистов. Связь с романтизмом. Понимание символа символистами (задача предельного расширения значения слова, открытие тайн как цель нового искусства). Конструирование мира в процессе творчества, идея “творимой легенды”. Музыкальность стиха. "Старшие символисты" (В. Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт, Ф. К. Сологуб) и "младосимволисты" (А. Белый, А. А. Блок).

В. Я. Брюсов

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Сонет к форме», «Юному поэту», «Грядущие гунны». Основные темы и мотивы поэзии Брюсова. Своеобразие решения темы поэта и поэзии. Культ формы в лирике Брюсова.

К. Д. Бальмонт

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Я мечтою ловил уходящие тени…», «Безглагольность», «Я в этот мир пришел, чтоб видеть солнце…». Основные темы и мотивы поэзии Бальмонта. Музыкальность стиха, изящество образов. Стремление к утонченным способам выражения чувств и мыслей.

А. Белый

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Раздумье», «Русь», «Родине». Интуитивное постижение действительности. Тема родины, боль и тревога за судьбы России. Восприятие революционных событий как пришествия нового Мессии.

А. А. Блок

Жизнь и творчество(обзор)

Стихотворения: «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «В ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво…» (из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге», «Вхожу я в темные храмы…», «О, я хочу безумно жить…», «Скифы».

Мотивы и образы ранней поэзии, излюбленные символы Блока. Образ Прекрасной Дамы. Романтический мир раннего Блока, музыкальность его стихотворений. Тема города в творчестве Блока. Образы “страшного мира”. Соотношение идеала и действительности в лирике Блока. Тема Родины и основной пафос патриотических стихотворений. Тема исторического пути России в цикле “На поле Куликовом” и стихотворении “Скифы”. Лирический герой поэзии Блока, его эволюция.

Поэма «Двенадцать».

История создания поэмы, авторский опыт осмысления событий революции. Соотношение конкретно-исторического и условно-символического планов в поэме. Сюжет поэмы, ее герои, своеобразие композиции. Строфика, интонации, ритмы поэмы, ее основные символы. Образ Христа и многозначность финала поэмы. Авторская позиция  и способы ее выражения в поэме.

Акмеизм

Истоки акмеизма. Программа акмеизма в статье Н. С. Гумилева "Наследие символизма и акмеизм". Утверждение акмеистами красоты земной жизни, возвращение к “прекрасной ясности”, создание зримых образов конкретного мира. Идея поэта-ремесленника.

Н. С. Гумилев

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Жираф», «Волшебная скрипка», «Заблудившийся трамвай», «Капитаны».

Героизация действительности в поэзии Гумилева, романтическая традиция в его лирике. Своеобразие лирических сюжетов. Экзотическое, фантастическое и прозаическое в поэзии Гумилева.

Футуризм

Манифесты футуризма, их пафос и проблематика. Поэт как миссионер “нового искусства”. Декларация о разрыве с традицией, абсолютизация “самовитого” слова, приоритет формы над содержанием, вторжение грубой лексики в поэтический язык, неологизмы, эпатаж. Звуковые и графические эксперименты футуристов.

Группы футуристов: эгофутуристы (И. Северянин), кубофутуристы (В. В. Маяковский, В. Хлебников), "Центрифуга" (Б. Л. Пастернак).

И. Северянин

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Интродукция», «Эпилог» («Я, гений Игорь-Северянин…»),  «Двусмысленная слава».

Эмоциональная взволнованность и ироничность поэзии Северянина, оригинальность его словотворчества.

В. В. Хлебников

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Заклятие смехом», «Бобэоби пелись губы…», «Еще раз, еще раз…».

Слово в художественном мире поэзии Хлебникова. Поэтические эксперименты. Хлебников как поэт-философ.

В. В. Маяковский

Жизнь и творчество(обзор)

Стихотворения: «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся». Стихотворения: «Нате!», «Разговор с фининспектором о поэзии», «Письмо Татьяне Яковлевой».

Маяковский и футуризм. Дух бунтарства в ранней лирике. Поэт и революция, пафос революционного переустройства мира. Новаторство Маяковского (ритмика, рифма, неологизмы, гиперболичность, пластика образов, неожиданные метафоры, необычность строфики и графики стиха). Особенности любовной лирики. Тема поэта и поэзии, осмысление проблемы художника и времени. Сатирические образы в  творчестве Маяковского.

«Облаков штанах».

Черты избранничества лирического героя. Материализация метафоры в строках его стиха. Роль гиперболы и гротеска. Драматургия поэта («Клоп», «Баня»). Сатирические произведения. Любовная лирика и поэмы. Тема поэта и поэзии. Новаторство поэта.

Крестьянская поэзия

Продолжение традиций русской реалистической крестьянской поэзии XIX в. в творчестве Н. А. Клюева, С. А. Есенина.

Н. А. Клюев.
Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Осинушка», «Я люблю цыганские кочевья...», «Из подвалов, из темных углов...».

Особое место в литературе начала века крестьянской поэзии. Крестьянская тематика, изображение труда и быта деревни, тема родины, неприятие городской цивилизации. Выражение национального русского самосознания. Религиозные мотивы.

С. А. Есенин

Жизнь и творчество.

Стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная!..», «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Мы теперь уходим понемногу…», «Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Русь Советская»,  «Письмо к женщине», «Собаке Качалова», «Я покинул родимый дом…», «Неуютная жидкая лунность…».

Традиции А. С. Пушкина и А.В. Кольцова в есенинской лирике. Тема родины в поэзии Есенина. Отражение в лирике особой связи природы и человека. Цветопись, сквозные образы лирики Есенина. Светлое и трагическое в поэзии Есенина. Тема быстротечности человеческого бытия в поздней лирике поэта. Народно-песенная основа, музыкальность лирики Есенина.

«Анна Снегина»— поэма о судьбе человека и Родины. Биографические мотивы. Образ лирического героя.

Русская литература 20-40-х годов(обзор)

Общая характеристика развития страны после Октябрьской революции. Сложность периодизации русской литературы послереволюционных лет. "Серапионовы братья". Советская литература и социалистический реализм (I съезд советских писателей, создание теории социалистического реализма).

А.Н.Толстой.

        Жизнь и творчество(обзор)

        "Петр Первый".

Советский исторический роман. Судьбы русского исторического романа в XX в. (А.Толстой, М.Алданов). Картины Руси XVII в. в романе "Петр Первый". Образ Петра (становление личности в эпохе). Изображение народа. Художественное своеобразие романа (особенности композиции и стиля).

А.А.Фадеев.

        Жизнь и творчество(обзор)

        "Разгром".

 Тема Гражданской войны в литературе. Нравственные проблемы в романе. Одностороннее освещение темы интеллигенции в революции. Современная полемика о романе.

М.И.Цветаева.

Жизнь и творчество(обзор)

"Моим стихам, написанным так рано...", "Стихи к Блоку" ( «Имя твое - птица в руке..."), "Кто создан из камня...»,«Тоска по родине! Давно...», «Москве»,«Мне нравится, что вы больны не мной...» и др. (по выбору учителя и учащихся).

Трагедийная тональность творчества. Испытания и беды годов «великого перелома» в России. Конфликт быта и бытия, времени и вечности. Необычность образа лирического героя. Поэзия как напряженный монолог-исповедь. Сжатость мысли и энергия чувства. Мощь поэтического дарования и независимость позиции. Самобытность поэтического слова. Богатство ритмики, свежесть и неожиданность рифмовки.

О.Э.Мандельштам.

Жизнь и творчество(обзор)

«Notre Dame»,«Бессонница. Гомер. Тугие паруса...»,«За гремучую доблесть грядущих веков...», «Я вернулся в мой город...» и др. (по выбору учителя и учащихся). Яркость поэтической палитры поэта.

Острое ощущение связи времен. Философичность лирики. Исторические и литературные образы в поэзии Мандельштама.

А.А.Ахматова.

Жизнь и творчество (обзор)

«Сжала руки под темной вуалью...»,«Мне ни к чему одические рати...»,«Мне голос был. Он звал утешно...», «Родная земля» (по выбору учителя и учащихся).

Отражение в лирике Ахматовой глубины человеческих переживаний, ее психологизм. Патриотизм и гражданственность поэзии. Разговорность интонации и музыкальность стиха. Новаторство формы.

«Реквием».

Смысл названия поэмы, отражение в ней личной трагедии и народного горя. Библейские мотивы и образы в поэме. Победа исторической памяти над забвением как основной пафос «Реквиема». Особенности жанра и композиции поэмы, роль эпиграфа, посвящения и эпилога. Роль детали в создании поэтического образа.

Б.Л.Пастернак.

Жизнь и творчество (обзор).

«Поэт и стихи»,«Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии»,«Во всем мне хочется дойти...»,«Любить иных— тяжелый крест...»,«Никого не будет в доме...»,«Сосны»,«Иней»,«Снегидет», «Гамлет»,«3имняя ночь» (по выбору учителя и учащихся).

Поэтическая эволюция Пастернака: от сложности языка к простоте поэтического слова. Проникновенный лиризм и одухотворенность поэзии Пастернака. Стремление "поймать живое". Пристальное внимание к живым просторам, восторг перед миром природы. Размышления о жизни, любви, природе искусства. Живописность и музыкальность поэзии, динамичность и порывистость стиха, раскованность синтаксиса. Яркость формы и философская насыщенность лирики. Человек и природа. Поэт и поэзия. Тема интеллигенции в революции. Герой и автор. Соединение патетической интонации и разговорного языка.

                        "Доктор Живаго" (обзор).

Жанровое своеобразие романа. Соединение эпического и лирического начала. Образ Юрия Живаго. Цикл стихотворений героя. Его связь с проблематикой романа.

М.А.Булгаков.

        Жизнь и творчество(обзор).

        "Белая гвардия", "Мастер и Маргарита" (по выбору учителя и учащихся).

"Белая гвардия". Судьба произведения. Гражданская война и ее события в романе. "Дни Турбиных" - пьеса по роману "Белая гвардия". Проза и драматургия в творчестве писателя. Новаторство Булгакова-драматурга.

"Мастер и Маргарита". Необычность композиции романа: сочетание фантастического сюжета с философско-библейскими мотивами. Москва и Ершалаим. Человеческое и божественное в облике Иешуа Га-Ноцри. Образ Понтия Пилата и его роль в романе. Тема совести. Мастер и его Маргарита. Образы Воланда и его свиты. Булгаковская "дьяволиада" в свете мировой культурной традиции (Гёте, Гофман, Гоголь). Масштаб изображения главных героев романа. Мастерство Булгакова-сатирика. Проблема нравственного выбора в романе. Проблема творчества и судьбы художника. Смысл финальной главы романа.

А.П.Платонов.

        Жизнь и творчество(обзор).

        "Котлован", "Сокровенный человек", "Шарманка", "Впрок" и др. (по выбору учителя и учащихся).

Трудная судьба писателя. "Непростые" простые герои Платонова. Необычность стилистики писателя. Пафос и сатира в его произведениях. Связь творчества Платонова с традициями русской сатиры (Салтыков-Щедрин). Особенности композиции произведений Платонова.

М.А.Шолохов.

        Жизнь и творчество писателя(обзор).

        "Тихий Дон" - роман-эпопея о всенародной трагедии.

Судьба Григория Мелехова как путь поиска правды жизни. Яркость характеров и жизненных коллизий в романе. «Вечные темы» в романе: человек и история, война и мир, личность и масса. Специфика художественного строя романа. Роль картин природы в изображении жизни героев. Полемика вокруг авторства. Традиции Л. Толстого в изображении масштабных событий в жизни народа.

Русская литература за рубежом. 1917—1941 годы

И.С.Шмелев.

        «Солнце мертвых».

Творческий путь в России и в эмиграции. «Лето Господне», «Куликово поле», «Солнце мертвых». Лиризм и глубина нравственного чувства произведений писателя. Тонкость и точность описаний природы. Острое чувство родины.

М.А.Алданов.

«Чертов мост».

Исторические романы и повести, портреты и очерки. Стремление охватить историю Европы за 200 лет. Первый роман «Святая Елена, маленький остров». Великие события и их герои в исторических повествованиях. Суворов и его походы в романе «Чертов мост».

В.В.Набоков.

«Другие берега»,«Дар», «Защита Лужина»,«Машенька» (по выбору учителя и учащихся).

Раннее признание таланта Набокова, его изобразительной силы, зоркости взгляда, остроты сюжета, сочности и красочности описаний, обилия формально-стилистических и психологических находок.

Набоков как русский писатель. Рассказы («Гроза»;   "Сказка" и др.) Яркость и мужество оценок мира вокруг. Богатство ассоциаций. Насыщенность реминисценциями. Романы "Машенька", "Король, дама, валет", "Защита Лужина", "Дар" и другие произведения. Романы на английском языке ("Лолита", "Пнин", "Бледный огонь", "Другие берега" и др.).

"Другие берега" - автобиографический роман. Ностальгическая тема в романе. Герой и его окружение. Мир детства и отрочества героя.

"Дар" - последний роман Набокова на русском языке. Роман об ответственности человека за то, как он использует тот дар, который ему дала судьба. Творческий путь героя - писателя Годунова-Чердынцева. Необычность композиции романа. Мастерство Набокова-стилиста.

"Защита Лужина" как роман о трагической судьбе талантливого человека.

Необычность и мастерство автора и переводчика: Набоков как переводчик своих романов на русский язык.

Великая Отечественная война в литературе

Обзор с изучением произведений по выбору учителя и учащихся.

Война и духовная жизнь общества. Патриотические мотивы и сила народного чувства в лирике военных лет (Н.Тихонов, М.Исаковский, А.Сурков, К.Симонов, 0.Берггольц и др.)- Человек на войне и правда о нем. Романтика и реализм в прозе о войне. Рассказы Л.Соболева, К.Паустовского, "Непокоренные" Б.Горбатова, "Молодая гвардия" А.Фадеева, "Звезда" Э.Казакевича, "Волоколамское шоссе" А.Бека и др.

Драматургия: "Нашествие" Л.Леонова, "Дракон" Е.Шварца и др.

Русская литература 50- 90-х годов XX века

обзор с изучением произведений по выбору учителя и учащихся

Литература 50-х - начала 60-х гг. Отражение трагических конфликтов истории в судьбах героев.

А.Т.Твардовский.

«Вся суть в  одном-единственном завете...»,«Памяти матери»,«Я знаю, никакой моей вины...», «К обидам горьким собственной персоны...» и др.

Чувство сопричастности к судьбам родной страны, желание понять истоки побед и потерь. Утверждение нравственных ценностей. Восприятие мира в его многообразных внутренних связях, сопряжение в лирике частного («быть самим собой») и общего («судьбы любой»).

«За далью— даль»— поэтическое и философское осмысление трагических событий прошлого. Пафос труда в поэме. Немногословность, емкость поэтической речи. Роль некрасовской традиции в творчестве поэта.

Твардовский — редактор журнала «Новый мир».

И.А.Бродский.

Стихотворения из сборников«Конец прекрасной эпохи»,«Части речи» (по выбору учителя и учащихся).

Трагическая судьба поэта. Нобелевская премия (1987). Творческие поиски и мастерство поэта.

А.И.Солженицын.

«Один день Ивана Денисовича»,«Архипелаг ГУЛАГ»(главы),"Как нам обустроить Россию"и др. (по выбору учителя и учащихся).

Тема трагической судьбы человека в тоталитарном государстве и ответственности народа, а также его руководителей за настоящее и будущее страны. Особенности художественных решений в произведениях писателя. Роль публицистики в его творчестве.

В. Т. Шаламов

Жизнь и творчество (обзор).

Рассказы: «Последний замер», «Шоковая терапия».

История создания книги “Колымских рассказов”. Своеобразие раскрытия “лагерной” темы. Характер повествования.

В.П.Астафьев.

        "Последний поклон","Печальный детектив"и др. (по выбору учителя и учащихся). Обзор.

"Последний поклон" - многоплановое произведение писателя, Мотивы трагического бессилия и оценка писателем "событий бытия". Природа и человек.

Потеря нравственных ориентиров во всех слоях общества, понижение уровня интеллигентности городского населения, стремление главного героя помочь этому обществу ("Печальный детектив").

В.Г. Распутин.

        "Последний срок", "Прощание с Матёрой", "Живи и помни" (по выбору учителя и учащихся).

Трагическое решение проблемы отцов и детей ("Последний срок").

Уважение к прошлому, историческая память народа в романе "Прощание с Матёрой".

Тема гражданской ответственности в романе "Живи и помни". Трагедия человека, отторгнувшего себя от общества.

В. М. Шукшин

Рассказы: «Верую!», «Алеша Бесконвойный».

Изображение народного характера и картин народной жизни в рассказах. Диалоги в шукшинской прозе. Особенности повествовательной манеры Шукшина.

А. В. Вампилов

Пьеса «Утиная охота».

Проблематика, основной конфликт и система образов в пьесе. Своеобразие ее композиции. Образ Зилова как художественное открытие драматурга. Психологическая раздвоенность в характере героя. Смысл финала пьесы.

Зарубежная XX века

Общий обзор европейской литературы первой половины XX в. Основные направления. Проблемы самопознания, нравственного выбора в творчестве прогрессивных писателей. Реализм и модернизм.

Дж.Лондон.

        "Любовь к жизни".

Название произведения и его герой, который не сдается.

Б.Шоу.

        "Пигмалион".

 Своеобразие конфликта в пьесе. Парадоксы жизни и человеческих судеб в мире условностей и мнимых ценностей. Чеховские традиции в творчестве Шоу.

Г.Аполлинер.

        Лирика ("Мост Мирабо" и др.).

Экспериментальная направленность лирики.

Э. Хемингуэй

Жизнь и творчество (обзор).

Повесть «Старик и море».

Проблематика повести. Раздумья писателя о человеке, его жизненном пути. Образ рыбака Сантьяго. Роль художественной детали и реалистической символики в повести. Своеобразие стиля Хемингуэя.  

  • Учебно-методическое обеспечение курса (УМК, материально-техническая база, список литературы, информационно-компъютерная поддержка учебного процесса)

Учебное пособие «Литература (Русская литература ХХ века). 11 класс». Под общей ред.В.В. Агеносова. М., Дрофа 2013

Дополнительная литература:

  • Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе. 11 класс. В 2 частях.- М.: ВАКО, 2006
  • Т.Ю.Алиева, Т.В.Торкунова .Тесты по литературе.-М.:Айрис-пресс,2004
  • И.В.Щербинина. Тесты на уроках литературы.10-11 кл.-М.:Дрофа, 2008
  • Оглоблина Н.Н. Тесты по литературе. 5-11кл.-М.:Астрель, 2004
  • Электронное пособие «Серебряный век русской литературы»

2.Календарно-тематическое поурочное планирование:

№ урока

дата

Наименование раздела программы/кол-во часов

Тема урока

Форма/тип урока

Элементы содержания

Требования к уровню усвоения

Вид/форма контроля

Оборудование.Информационное

сопровождение, демонстрации. Лабораторные и практические работы

план

факт

Русская литература рубежа 19-20 веков (42 часа)

1

1

Введение. Судьба России в 20 веке.

Лекция

Основные направления, темы и проблемы русской литературы 20 века.Характеристика литературного процесса начала 20 века. Многообразие литературных направлений, стилей и школ, групп. Направления философской мысли начала столетия.

Иметь представление о своеобразии литературы данного периода с точки зрения направлений, стилей, тем, идей, языка, образов, составлять тезисы статьи в учебнике

2

1

И. А. Бунин.Жизнь и творчество.

Беседа

Лирика Бунина. Её философичность, лаконизм, изысканность. «Вечер», «Не устану воспевать вас, звёзды...», «Последний шмель». Чтение и анализ стихотворений.

Знать основные  факты о жизни и творчестве  писателя, выразительно читать произведение

Портрет писателя, ЦОРы и ЭОРы

3

1

И. А. Бунин. «Господин из Сан-Франциско». Изображение мирового зла в рассказе.

Беседа с элементами дискуссии

Символика бунинской прозы.

Воспроизводитьконкретное содержание произведения (главные герои, основные сюжетные линии и события); дать оценку героям и событиям, давать оценку изученному произведению на основе личностного восприятия и осмысления его художественных особенностей,  анализировать произведение и характеризовать основные его компоненты, характеризовать героев произведения

4 - 5

2

Тема любви в прозе И. Бунина. Цикл «Тёмные аллеи».

Беседа

Своеобразие лирического повествования в прозе писателя.

Давать оценку изученному произведению на основе личностного восприятия и осмысления его художественных особенностей

Тест по творчеству писателя, контрольные вопросы

6

1

А.И. Куприн.Жизнь и творчество.

Беседа

Основные  темы и проблемы творчества Куприна.

Знать основные  факты о жизни и творчестве  писателя

Портрет писателя, ЦОРы и ЭОРы

7-8

2

Талант любви в  рассказе «Гранатовый браслет».

Беседа

Библейские мотивы в рассказе

Давать оценку изученному произведению на основе личностного восприятия и осмысления его художественных особенностей, анализировать произведение и характеризовать основные его компоненты, характеризовать героев произведения

Письменный ответ на вопрос

9

1

А.М. Горький. Жизнь и творчество

Беседа

Творческий путь писателя. Становление человека

Знать основные  факты о жизни и творчестве  писателя

Портрет писателя, ЦОРы и ЭОРы

10

1

Ранние романтические рассказы писателя.

Беседа с элементамии анализа

«Старуха Изергиль». Проблематика и особенности композиции рассказа. Романтический герой в ранних романтических рассказах Горького.

Анализировать  произведение и характеризовать основные его компоненты, характеризовать героев произведения

11

1

Пьеса «На дне» как социально-философская драма.

Беседа  

Сценическая судьба пьесы. Особенности жанра и конфликта пьесы. Обитатели «дна» в пьесе «На дне». Смысл названия произведения.

Воспроизводить конкретное содержание произведения (главные герои, основные сюжетные линии и события); дать оценку героям и событиям

12

1

Роль Луки в пьесе.

Беседа

Истинное и ложное понимание доброты

Анализировать  произведение и характеризовать основные его компоненты, характеризовать героев произведения

13

1

Вопрос о правде в драме Горького «На дне».

Дискуссия

Библейские мотивы в драме

Давать оценку изученному  произведению на основе личностного восприятия и осмысления его художественных особенностей, писать сочинения на литературную тему

Наизусть отрывок, тест по произведениям, домашнее сочинение

14-15

2

Жизнь и творчество Л. Андреева

Беседа

Рассказ  «Иуда Искариот». Тема человека в рассказе

Анализировать  произведение и характеризовать основные его компоненты, характеризовать героев произведения

Письменный анализ рассказа

Портрет писателя. ЦОРы, ЭОРы

16-17

2

Модернизм. Русский символизм и его истоки

Лекция

Причины становления символизма как литературного течения

Знать основные  литературоведческие понятия

18

1

В. Брюсов. Жизнь и творчество

Беседа

Брюсов как основоположник символизма в России. Проблематика и особенности стиля поэта

Знать основные  факты о жизни и творчестве  писателя, соотносить произведение с литературным направлением эпохи, называть основные черты символизма, анализировать произведение и характеризовать основные его компоненты, выразительно читать произведение

Чтение стихотворений наизусть

Портрет писателя. ЦОРы, ЭОРы

19

1

К. Бальмонт. Жизнь и творчество

Беседа

Основные темы и мотивы лирики

Знать основные  факты о жизни и творчестве  писателя, соотносить произведение с литературным направлением эпохи, называть основные черты символизма, анализировать произведение и характеризовать основные его компоненты, выразительно читать произведение

Портрет писателя. ЦОРы, ЭОРы

20

1

А. Белый.   Тема Родины в творчестве поэта

Беседа

Основные темы в творчестве поэта

Знать основные  факты о жизни и творчестве  писателя, соотносить произведение с литературным направлением эпохи, называть основные черты символизма, анализировать произведение и характеризовать основные его компоненты, выразительно читать произведение

Портрет писателя. ЦОРы, ЭОРы

21

1

А. Блок. Жизнь и творчество. Блок и символисты

Беседа

Влияние символизма на творчество Блока

Знать основные  факты о жизни и творчестве  писателя, соотносить произведение с литературным направлением эпохи, называть основные черты символизма, анализировать произведение и характеризовать основные его компоненты, выразительно читать произведение

Портрет писателя. ЦОРы, ЭОРы

22

1

Темы и образы ранней лирики Блока

Беседа с элементами устного анализа

«Стихи о Прекрасной Даме»

Анализировать произведение и характеризовать основные его компоненты, выразительно читать произведение

Наизусть одно из стихотворений цикла

23

1

Тема страшного мира в лирике Блока.

Беседа, устный анализ

Чтение и анализ стихотворений. Развитие понятия об образе – символе.

Анализировать произведение и характеризовать основные его компоненты, выразительно читать произведение

Наизусть одно из стихотворений цикла «Город»

24

1

Тема Родины в лирике Блока.

Практикум

Чтение и анализ стихотворений.

Анализировать произведение и характеризовать основные его компоненты, выразительно читать произведение

Письменная работа – анализ стихотворения

25-27

3

Поэма Блока «Двенадцать» и сложность её художественного мира.

Беседа, анализ

Идейное содержание произведения.

Объяснять связь произведений со временем написания и современностью, анализировать произведение и характеризовать основные его компоненты, выразительно читать произведение

 Домашнее сочинение по творчеству А.А. Блока

28

1

Акмеизм как национальная форма неоромантизма

Беседа с элементами лекции

Акмеизм, неоромантизм, символизм – общее и разница в идеологии течений

Уметь находить черты литературных направлений в произедениях

29

1

Н. Гумилев. Слово о поэте

Беседа

Проблематика и поэтика лирики Н.С. гумилева

Знать основные  факты о жизни и творчестве  писателя, соотносить произведение с литературным направлением эпохи, называть основные черты акмеизма, анализировать произведение и характеризовать основные его компоненты, выразительно читать произведение

Портрет писателя. ЦОРы, ЭОРы

30

1

Футуризм как литературное направление. Русские футуристы.

Беседа с элементами лекции

Футуризм как литературное направление. Русские футуристы.

Уметь находить черты литературных направлений в произведениях

31

1

Поиски новых поэтических форм в лирике Северянина, Хлебникова.

Беседа с элементами устного анализа

Направления футуризма в русской литературе

Знать основные  факты о жизни и творчестве  писателей, соотносить произведение с литературным направлением эпохи, называть основные черты футуризма, анализировать произведение и характеризовать основные его компоненты, выразительно читать произведение

Портрет писателя. ЦОРы, ЭОРы

32-33

2

В. Маяковский. Жизнь и творчество

Беседа

Основные этапы творчества Маяковского. Художественный мир ранней лирики поэта. Пафос революционного переустройства мира. Сатирический пафос стихов. Чтение и анализ стихотворений

Знать основные  факты о жизни и творчестве  писателя, соотносить произведение с литературным направлением эпохи, называть основные черты футуризма, анализировать произведение и характеризовать основные его компоненты, выразительно читать произведения

Наизусть стихотворения

Портрет писателя. ЦОРы, ЭОРы

34

1

Своеобразие любовной лирики Маяковского

Беседа, анализ

Чтение и анализ произведений.

Давать  оценку изученному  произведению на основе личностного восприятия и осмысления его художественных особенностей, анализировать произведение и характеризовать основные его компоненты, выразительно читать произведение

35

1

Тема поэта и поэзии в творчестве Маяковского.

Беседа, анализ

Чтение и анализ произведений

Анализировать  произведение и характеризовать основные его компоненты, выразительно читать произведение

Мини-сочинение

36

1

В.Маяковский-драматург. Сатирическое изображение современности.

Беседа

Сатирическая направленность драматических произведений Маяковского

Анализировать  произведение и характеризовать основные его компоненты

Домашнее сочинение

37

1

Художественные и идейно-нравственные аспекты новокрестьянской поэзии Н.Клюева. Страницы жизни и творчества (обзор)

Беседа

Художественные и идейно-нравственные аспекты новокрестьянской поэзии

Знать основные  факты о жизни и творчестве  писателя, анализировать произведение и характеризовать основные его компоненты, составлять тезисы статьи в учебнике, выразительно читать произведение

Портрет писателя. ЦОРы, ЭОРы

38

1

С. Есенин. Жизнь и творчество

Урок-экскурсия (медиа ресурсы)

Имажинист или новокрестьянский поэт? Особенности творчества С.А. Есенина

Знать основные  факты о жизни и творчестве  писателя

Портрет писателя. ЦОРы, ЭОРы

39

1

Тема России в лирике Есенина

Аналитическая беседа

Чтение и анализ стихотворений.

Анализировать  произведение и характеризовать основные его компоненты, выразительно читать произведение

Наизусть стихотворения

40

1

Любовная тема в лирике Есенина

Анализ стихотворений

Чтение и анализ стихотворений.

Анализировать  произведение и характеризовать основные его компоненты, выразительно читать произведение

Наизусть стихотворения

41

1

Тема быстротечности человеческого бытия в лирике Есенина. Трагизм восприятия гибели русской деревни.

Аналитическая беседа

Чтение и анализ стихотворений

Анализировать  произведение и характеризовать основные его компоненты, выразительно читать произведение

Наизусть стихотворения

42

1

«Анна Снегина»- поэма о судьбе человека и Родины.

Беседа

История создания поэмы

Давать  оценку изученному  произведению на основе личностного восприятия и осмысления его художественных особенностей

Сочинение по творчеству Есенина

Русская литература 20-40 годов (32 часа)

43

1

Общая характеристика русской литературы послереволюционных лет

Лекция

Историческая ситуация в стране, ее влияние на развитие литературы

Знать основные произведения и писателей того времени, разбираться в жанровом многообразии

44

1

А.Толстой.«Петр Первый» - первый советский исторический роман.

Обзорная лекция

Интерес к истории – путь развития литературы

Знать основные факты из жизни писателя, дать оценку произведению

Портрет писателя. ЦОРы, ЭОРы

45-46

2

А.Фадеев. Обзор жизни и творчества писателя. Тема гражданской войны в романе «Разгром». Роль интеллигенции в революции.

Беседа

Знакомство с романом «Разгром».

Знать основные факты из жизни писателя. Давать  оценкуизученномупроизведению на основе личностного восприятия

Портрет писателя. ЦОРы, ЭОРы

47-48

2

М.Цветаева. Жизнь и творчество.Тема творчества, поэта и поэзии в лирике поэтессы. Тема Родины. Своеобразие поэтического стиля.

Аналитическая беседа

Чтение и анализ стихотворений.

Знать основные  факты о жизни и творчестве  писателя, давать  оценку изученному  произведению на основе личностного восприятия и осмысления его художественных особенностей, анализировать произведение и характеризовать основные его компоненты, выразительно читать произведение

Наизусть по выбору учащихся

Портрет писателя. ЦОРы, ЭОРы

49

1

О.Мандельштам. Жизнь и творчество.Трагический конфликт поэта и эпохи.

Беседа

Особенности творчества О.Э. Мандельштама

Знать основные  факты о жизни и творчестве  писателя, анализировать произведение и характеризовать основные его компоненты, выразительно читать произведение

Портрет писателя. ЦОРы, ЭОРы

50, 51

2

А.Ахматова. Жизнь и творчество.Художественное своеобразие и поэтическое мастерство лирики поэта. Судьба России и судьба поэта в лирике Ахматовой.

Беседа

Художественное своеобразие и поэтическое мастерство лирики поэта. Судьба России и судьба поэта в лирике Ахматовой.

Анализировать  произведение и характеризовать основные его компоненты, выразительно читать произведение

Наизусть стихотворения

Портрет писателя. ЦОРы, ЭОРы

52

1

Поэма Ахматовой «Реквием».

Беседа

Единство трагедии народа и поэта. Тема суда времени и исторической памяти. Особенности жанра и композиции.

Анализировать  произведение и характеризовать основные его компоненты, выразительно читать произведение

Мини-сочинение

53

1

Б.Пастернак. Страницы жизни и творчества.

Беседа

Философский характер лирики поэта. Основные темы и мотивы его поэзии. Чтение и анализ стихотворений.

Анализировать  произведение и характеризовать основные его компоненты

Портрет писателя. ЦОРы, ЭОРы

54

1

Роман «Доктор Живаго». Человек, история и природа в произведении.

Беседа

Роль человека в истории страны

Дать оценку героям и событиям, анализировать эпизод изученного произведения, характеризовать героев произведения

55

1

Христианские мотивы в романе «Доктор Живаго».

Беседа

Христианские мотивы в романе «Доктор Живаго».

Дать оценку героям и событиям, анализировать эпизод изученного произведения, характеризовать героев произведения

56

1

Стихотворения Юрия Живаго. Связь стихов с проблематикой романа.

Беседа

Стихотворения Юрия Живаго. Связь стихов с проблематикой романа.

Знать понятие лирический герой произведения

Сочинение по роману

57

1

М.Булгаков. Жизнь и творчество.

Беседа

Влияние политической обстановки в России на творчество писателя

Знать основные  факты о жизни и творчестве  писателя

Портрет писателя. ЦОРы, ЭОРы

58

1

История создания романа Булгакова «Мастер и Маргарита». Жанр и композиция произведения

Беседа

История создания романа Булгакова «Мастер и Маргарита». Жанр и композиция произведения

Прочитать программное произведение, воспроизводить его конкретное содержание, дать оценку героям и событиям

59-60

2

Три мира в романе «Мастер и Маргарита»

Анализ

Многослойность романа Булгакова

Объяснять  связь произведений со временем написания и современностью, анализировать произведение и характеризовать основные его компоненты

61

1

Образ Мастера и тема творчества в романе «Мастер и Маргарита».

Анализ

Образ Мастера и тема творчества в романе «Мастер и Маргарита».

Анализировать  произведение и характеризовать основные его компоненты, анализировать эпизод изученного произведения, характеризовать героев произведения

62

1

Образ Маргариты и тема любви в романе «Мастер и Маргарита».

Анализ

Образ Маргариты и тема любви в романе «Мастер и Маргарита».

Анализировать  произведение и характеризовать основные его компоненты, анализировать эпизод изученного произведения, характеризовать героев произведения

63-64

2

Контрольный урок развития речи по роману Булгакова «Мастер и Маргарита».

Сочинение

Сочинение

Давать  оценку изученному  произведению на основе личностного восприятия и осмысления его художественных особенностей, писать сочинения на литературную тему

Сочинение – контрольная работа

65

1

А. Плаьонов. Жизнь и творчество. Повесть «Котлован»

Беседа

Творчество А. Платонова в русской литературе

Знать основные  факты о жизни и творчестве  писателя

Портрет писателя. ЦОРы, ЭОРы

66

1

М. Шолохов. Жизнь и творчество

Беседа

Судьба казачества в произведениях Шолохова

Знать основные  факты о жизни и творчестве  писателя

Портрет писателя. ЦОРы, ЭОРы

67

1

История создания романа «Тихий Дон». Споры вокруг произведения.

Беседа

История создания романа «Тихий Дон». Споры вокруг произведения.

Анализировать  произведение и характеризовать основные его компоненты, анализировать эпизод изученного произведения, характеризовать героев произведения. Давать  оценку изученному  произведению на основе личностного восприятия и осмысления его художественных особенностей, объяснять связь произведений со временем написания и современностью, анализировать эпизод изученного произведения

DVD диск с фильмом «Тихий Дон»

68-69

2

Картины жизни донских казаков в романе «Тихий Дон».

Беседа

Картины жизни донских казаков в романе «Тихий Дон».

Давать  оценку изученному  произведению на основе личностного восприятия и осмысления его художественных особенностей, объяснять связь произведений со временем написания и современностью, анализировать эпизод изученного произведения

70-71

2

Чудовищная нелепица» Гражданской войны в изображении Шолохова.

Беседа

Чудовищная нелепица» Гражданской войны в изображении Шолохова.

Давать  оценку изученному  произведению на основе личностного восприятия и осмысления его художественных особенностей, объяснять связь произведений со временем написания и современностью, анализировать эпизод изученного произведения

Тест ЭОР

72

1

Трагедия народа и судьба Григория Мелехова в романе «Тихий Дон».

Беседа

Трагедия народа и судьба Григория Мелехова в романе «Тихий Дон».

Давать  оценку изученному  произведению на основе личностного восприятия и осмысления его художественных особенностей, объяснять связь произведений со временем написания и современностью, анализировать эпизод изученного произведения

73

1

Женские судьбы в романе «Тихий Дон».

Беседа

Женские судьбы в романе «Тихий Дон».

Давать  оценку изученному  произведению на основе личностного восприятия и осмысления его художественных особенностей, объяснять связь произведений со временем написания и современностью, анализировать эпизод изученного произведения

74

1

Контрольный работа по роману Шолохова «Тихий Дон».

Кр

Контрольный работа по роману Шолохова «Тихий Дон».

Уметь письменно излагать свои мысли

Кр

Русская литература за рубежом 1917-1940 годы (1 час)

75

1

Русская литература в изгнании. Проза и поэзия русской эмиграции(обзор)

Обзорная лекция

Русская литература в изгнании. Проза и поэзия русской эмиграции(обзор)

Знать основных писателей, поэтов того времени

Великая Отечественная война в литературе (3 часа)

76

1

Патриотические мотивы и сила народного чувства в лирике военных лет(Сурков, Симонов, Исаковский и др.)

Урок-концерт

Патриотические мотивы и сила народного чувства в лирике военных лет(Сурков, Симонов, Исаковский и др.)

Знать жанровое разнообразие, уметь анализировать произведение

Наизусть по выбору

77-78

2

Проект «Человек на войне и правда о нем».

Защита проектов.

Человек в годы войны. Правда о войне глазами писателей-ветеранов

Навыки монологической речи, умение давать оценку произведению

Проект

Русская литература 50-90 годов 20 века(17 часов)

79

1

Русская литература 50-90 годов 20 века(обзор).

Беседа

Тематическое и жанровое разнообразие литературы

Объяснять  связь произведений со временем написания и современностью, объяснять сходство и различие произведений разных писателей, составлять тезисы статьи в учебнике

80

1

А.Т. Твардовский. Жизнь и творчество

Беседа

Страницы жизни поэта

Знать основные  факты о жизни и творчестве  писателя

Портрет писателя. ЦОРы, ЭОРы

81

1

Лирика Твардовского. Размышление о настоящем и будущем России. Осмысление темы войны.

Беседа с элементами анализа

Чтение и анализ стихотворений

Анализировать  произведение и характеризовать основные его компоненты, выразительно читать произведение

Наизусть по выбору учащегося

82

1

Пафос труда в поэме Твардовского «За далью-даль»

Беседа

Пафос труда в поэме Твардовского «За далью-даль»

Анализировать  произведение и характеризовать основные его компоненты, выразительно читать произведение

83

1

И. Бродский. Слово о поэте.Проблемно-тематический диапазон его лирики.

Беседа с элементами анализа

Чтение и анализ стихотворений.

Анализировать   произведение и характеризовать основные его компоненты, выразительно читать произведение

Портрет писателя. ЦОРы, ЭОРы

84

1

А. Солженицын. Жизнь и творчество

Беседа

А. Солженицын. Жизнь и творчество

Знать основные  факты о жизни и творчестве  писателя

Портрет писателя. ЦОРы, ЭОРы

85

2

Своеобразие раскрытия «лагерной» темы в творчестве писателя

Беседа

Анализ повести «Один день Ивана Денисовича».

Прочитать программное произведение, воспроизводить его конкретное содержание; дать оценку героям и событиям, давать оценку изученному  произведению на основе личностного восприятия и осмысления его художественных особенностей

Письменный анализ произведения

86

1

В Шаламов. Жизнь и творчество. Проблематика и поэтика «Колымских рассказов».

Беседа

Проблематика и поэтика «Колымских рассказов».

Знать основные  факты о жизни и творчестве  писателя, прочитать  произведения, дать оценку героям и событиям, давать оценку изученному  произведению на основе личностного восприятия и осмысления его художественных особенностей, объяснять связь произведений со временем написания и современностью

Портрет писателя. ЦОРы, ЭОРы

87- 88

2

В. Астафьев. Природа и человек в произведениях Астафьева(обзор)

Обзорная беседа

Природа и человек в произведениях Астафьева(обзор)

Знать особенности художественные особенности мировосприятия писателя

Портрет писателя. ЦОРы, ЭОРы

89-91

3

В. Распутин. Нравственная проблематика повестей писателя

Беседа

Нравственная проблематика повестей писателя

Прочитать произведения, воспроизводить его конкретное содержание; дать оценку героям и событиям, давать оценку изученному  произведению на основе личностного восприятия и осмысления его художественных особенностей

Анализ эпизода

Портрет писателя. ЦОРы, ЭОРы

92-93

2

В. Шукшин. Изображение народного характера и картин народной жизни в рассказах. Особенности повествовательной манеры Шукшина

Беседа

Изображение народного характера и картин народной жизни в рассказах. Особенности повествовательной манеры Шукшина

Анализировать  произведение и характеризовать основные его компоненты, характеризовать героев произведения

Портрет писателя. ЦОРы, ЭОРы

94

1

А. Вампилов. Слово о писателе. «Утиная охота». Проблематика, конфликт, система образов, композиция пьесы

Беседа

Слово о писателе. «Утиная охота». Проблематика, конфликт, система образов, композиция пьесы

Дать оценку героям и событиям, давать оценку изученному  произведению на основе личностного восприятия и осмысления его художественных особенностей, объяснять связь произведений со временем написания и современностью

Портрет писателя. ЦОРы, ЭОРы

95

1

Авторская песня – особый пласт культуры

Урок-концерт

Авторская песня – особый пласт культуры

Объяснять  связь произведений со временем написания и современностью, объяснять сходство и различие произведений разных писателей, составлять тезисы статьи в учебнике

Зарубежная литература 20 века

96

1

Общий обзор европейской литературы 20 века

Лекция

Общий обзор европейской литературы 20 века

Объяснять  связь произведений со временем написания и современностью, объяснять сходство и различие произведений разных писателей, составлять тезисы статьи в учебнике

97

1

Д. Лондон. Раздумья писателя о человеке и его жизненного пути.

Беседа

Раздумья писателя о человеке и его жизненного пути.

Прочитать произведение, воспроизводить его конкретное содержание

Портрет писателя. ЦОРы, ЭОРы

98

1

Б. Шоу. Пьеса «Пигмалион». Своеобразие конфликта в пьесе. Англия в изображении Шоу. Прием иронии

Беседа

Пьеса «Пигмалион». Своеобразие конфликта в пьесе. Англия в изображении Шоу. Прием иронии

Прочитать произведение, воспроизводить его конкретное содержание

Портрет писателя. ЦОРы, ЭОРы

DVD диск с фильмом «Моя прекрасная леди»

99

1

Г. Аполлинер «Экспериментальная направленность лирики»

Беседа

Лирика Аполлинера

Анализировать   произведение и характеризовать основные его компоненты, выразительно читать произведение

100

1

Э. Хемингуэй. Слово о писателе.Обзор его творчества. Духовно-нравственные проблемы повести «Старик и море».

Беседа

Слово о писателе.Обзор его творчества. Духовно-нравственные проблемы повести «Старик и море».

Знать основные  факты о жизни и творчестве  писателя, прочитать программное произведение, воспроизводить его конкретное содержание

Портрет писателя. ЦОРы, ЭОРы

101-102

2

Читательская конференция «Современная литература – истоки, направления, идеология»

Беседа

Современная литература глазами молодого читателя

Объяснять  связь произведений со временем написания и современностью, объяснять сходство и различие произведений разных писателей

Контрольный тест


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по алгебре 2013-2014 учебный год 11 класс

Рабочая программа создавалась с опорой на «Примерную программу среднего (полного) общего образования математике базовый уровень» (утверждена приказом Минобразования Рос­сии от 09.03.04. № 1312) и авто...

Рабочая программа по геометрии 2013-2014 учебный год 11 класс

Для продуктивной деятельности в современном мире требуется достаточно прочная математическая подготовка. Геометрия – один из важнейших компонентов математического образования. Она необходима для приоб...

Рабочая программа по математике 2013-2014 учебный год 5 класс

Рабочая программа составлена на основе примерной программы основного  общего образования по математике и авторской программы «Программа общеобразовательных учреждений Математика 5-6.» Автор: Жохо...

Рабочая программа по математике 2013-2014 уч. год 6 класс

 Рабочая программа составлена на основе:федерального компонента государственного стандарта общего образования(утв. Приказом Министерства образования  и науки от 05.03.2004 №1089)приме...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРЕ ДЛЯ 6 КЛАССА НА 2013-2014 УЧЕБНЫЙ ГОД

Настоящая программа по литературе для 6 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература»...

Рабочая программа по Информатике 2013-2014 учебный год 7 класс Угринович

Пояснительная запискаРабочая программа по информатике составлена с учетом примерной программы основного общего образования по информатике и информационным технологиям, Федерального компонента государс...

Рабочая программа по литературе для 5 класса.2013-2014 г.

Учебник «Литература.5 класс»В.Я.Коровина,, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин.Москва, «Просвещение» 2012 год.Планирование составлено на основеПримерной программы по учебным предметам «Литература.5-9 классы».4М...