Рабочая программа студии "Карамельки" на 2020-2021гг
рабочая программа

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1-rabochaya_programma_-_karamelki.docx78.8 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение города Москвы

«Московский образовательный комплекс ЗАПАД»

(ГБПОУ МОК ЗАПАД)

Принята на заседании

Малого педагогического совета

Протокол №_______

от «_»____2020_года

УТВЕРЖДАЮ

Директор ГБПОУ МОК ЗАПАД

А.В. Мельникова

Приказ №______

от «_»______2020__ года

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Объединения дополнительного образования

«Карамельки»

Направленность: Художественная

Уровень программы: Ознакомительный

Количество часов: (72 часа)

Возраст обучающихся 6-8 лет

Сроки реализации 9 месяцев

Основная форма обучения – групповая

 

 

 

Составитель: Педагог дополнительного образования

Федосеева Гульнара Фагимовна

Москва 2020 год

СОДЕРЖАНИЕ

тема

стр.

1

Пояснительная записка

2

2

Общая характеристика программы объединения дополнительного образования «Карамельки»

4

3

Тематический план

5

4

Планируемые результаты освоения программы

7

5

Содержание программы объединения дополнительного образования «Соловушки»

7

6

Календарно-тематический план

9

7

Перечень учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

11

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«Основы эстрадного вокала»

Пояснительная записка

     Музыка обладает удивительной силой и властью над людьми. Установлено, что музыка непосредственно воздействует на мировоззрение и мышление, на поведение и художественно – творческое развитие человека. Музыка, как всякое другое искусство, воспитывает любовь к жизни, чувства патриотизма и нравственности.

    Эстрадное пение, как область музыки –в современной музыке занимает особое место. В отличие от современного вокала, выросшего из духовной музыки, эстрадное пение возникло из бытового фольклора разных культур, и отличается многообразием форм и направлений. Несмотря на существенные различия с классическим вокалом, эстрадный вокал базируется на тех же физиологических принципах в работе голосового аппарата и является предметом вокальной педагогики.

   Детская эстрада – это достаточно новое направление детского музыкального творчества. Оно привлекает современных детей и подростков своей яркой выразительностью, разнообразием жанров и современной стилистикой, насыщенным вокалом и возможностью проявить свои креативные способности.

     Именно для того, чтобы ребенок, наделенный способностью и тягой к творчеству, развитию своих вокальных способностей, мог овладеть умениями и навыками эстрадного вокального искусства, самореализоваться в творчестве, научиться голосом передавать внутреннее эмоциональное состояние, разработана программа «Основы эстрадного вокала».

      Практика показывает, что вокальный ансамбль – это наиболее доступный, мобильный и актуальный вид коллективного творчества, поскольку, являясь социальной структурой, дает возможность участникам коллектива приобрести не только знания и умения в области музыкального искусства и культуры, но и опыт межличностного общения, что так же входит в спектр педагогических задач.

   Навыки, приобретенные в процессе обучения в вокальном ансамбле, способствуют развитию творческого потенциала учащихся. Основным назначением данной образовательной программы является овладение специфической техникой вокального мастерства, соответствующего современным требованиям эстрадного коллективного исполнительского искусства. Наряду с учебновоспитательной работой в вокальном коллективе программой предусмотрена и активная концертно-исполнительская деятельность обучающихся в массовых мероприятиях и конкурсах вокального мастерства.

    В программе систематизирован опыт создания детского творческого коллектива на основе многолетней работы по развитию у детей вокальных данных и выработке навыков ансамблевого пения. Данная общеобразовательная общеразвивающая программа по вокальному воспитанию детей школьного возраста имеет художественную направленность и обусловлена поиском оптимальных форм работы с детьми в системе дополнительного образования.

   Программа спроектирована в соответствии с современными требованиями и следующими документами:

– Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании

в Российской Федерации»;

– Концепция развития дополнительного образования детей от 04. 09. 2014 №1726-р;

– Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. №196 «Об

утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по

дополнительным общеобразовательным программам»;

– Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.12.2015 г.

№09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных

общеобразовательных программ»;

– Распоряжение Правительства РФ от 24.04.2015 г. № 729-р «План мероприятий на

2015-2020 годы по реализации Концепции развития дополнительного образования

детей» (п.12,17,21);

– СанПиН 2.4.4.3172-14 «санитарно-эпидемиологические требования к устройству,

содержанию и организации режима работы образовательных организаций

дополнительного образования детей» (Постановление Главного государственного

санитарного врача РФ от 04.07.2014г. №41).

   Актуальность данной программы обусловлена тем, что не все дети могут заниматься в детских музыкальных школах и многих не удовлетворяет перечень дисциплин учебного плана этих школ. Создание программы «Основы эстрадного вокала» позволит детям реализовать желание – научиться правильно и красиво исполнять эстрадные произведения, получить возможность для творческого самовыражения. Педагогическая целесообразность программы. Занятие любым видом творческой деятельности заметно обогащает внутренний мир человека, выводит его на совершенно иную орбиту общения с окружающим миром.

    Программа «Основы эстрадного вокала» является здоровьесберегающей. Основой хорошего пения является правильное певческое дыхание. Упражнения на дыхание, являющиеся обязательной частью занятий вокалом, улучшают деятельность мозга, обменные процессы, кровообращение, т.е. являются хорошим жизненным тонусом для человеческого организма.    Сценическое движение частично решает проблему гиподинамии современных людей. Развитие слуха и памяти на занятиях вокалом помогает решению проблем в учебе. Речевой тренинг воспитывает у детей культуру речи. Публичные выступления формируют у учащихся психологическую стойкость, а социально - значимая деятельность воспитанников коллектива помогает сформироваться их активной гражданской позиции и непременного чувства ответственности за личные и коллективные результаты. Со временем пение становится для ребенка эстетической ценностью, которая будет обогащать всю его дальнейшую жизнь.

    Адресат программы

Программа предназначена для учащихся в возрасте от 6 до 8 лет, желающих обучаться по данной программе, не имеющих начальный уровень развития музыкальных способностей, удовлетворительных вокальных данных, здоровый голосовой аппарат.

Срок реализации программы – 1 год. Общее количество часов – 72.

Учащиеся занимаются 2 раза в неделю по 1 академическому часу продолжительностью 45 минут из расчёта 72 часа в год.

Цель программы: развитие и реализация творческого потенциала и музыкальных способностей детей через искусство эстрадного вокала.

Условия реализации программы

   Набор учащихся в группу 1-го года обучения осуществляется на основании результатов предварительного индивидуального собеседования с целью ознакомления с интересами и потребностями детей, выявления мотивов их выбора и характера заинтересованности в занятиях.

Наполняемость учебных групп – 12-20 человек.

Особенности организации образовательного процесса

В основе процесса обучения эстрадному пению лежат следующие педагогические

принципы:

-постепенность и последовательность в овладении мастерством пения;

-единство художественно-эстетического и технического развития учащихся;

-использование музыкально-образного, ассоциативного мышления;

-индивидуальный подход к учащемуся.

      Принцип индивидуального подхода к учащемуся особенно важен, так как эстрадное пение отличается многообразием индивидуальных исполнительских манер.

При обучении учитываются:

-физиология организма: строение голосового аппарата;

-особенности данного возрастного периода;

-общее развитие обучающегося, его кругозор;

-интересы при подборе репертуара;

Основные дисциплины программы:

-Музыкально-образовательные беседы о вокальном искусстве;

-Освоение вокальной техники;

-Освоение эстрадного вокального репертуара;

-Исполнительское мастерство;

Формы проведения занятий

     Вокальное образование детей осуществляется на групповых занятиях, содержание которых базируется на обязательных программных требованиях, представленных с учётом возрастных особенностей детей, их индивидуального музыкального и вокального развития.

   В ходе занятий дети постепенно овладевают вокальными и ансамблевыми навыками, совершенствуют их, учатся работать над собственным вокальным звуком, формируют тембр, тренируют дыхание.

     Занятия включают в себя организационную, теоретическую, практическую и воспитательную работу.

Структура построения занятий:

-организационный момент

-дыхательная гимнастика;

-упражнения на дикцию и артикуляцию;

-вокально-тренировочные упражнения, распевание;

-теоретическая часть;

-работа над репертуаром

-беседа, подведение итога занятия.

     Учебный материал данной программы распределён по темам, содержание которых и задачи, возникающие в ходе работы, дают возможность применять различные виды учебных занятий: традиционные, комбинированные, практические, репетиции, концерты.

Материально-техническое обеспечение программы.

-наличие хорошо проветриваемого и отапливаемого учебного кабинета с необходимым звуковым техническим оборудованием; синтезатор; аудиоаппаратура; зал с комплектом оборудования.

Планируемые результаты

Предметные

сформированность основ музыкальной культуры учащегося как неотъемлемой части общей духовной культуры; овладение основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально воспринимать музыку, в том числе вокальные произведения, как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологией и ключевыми понятиями эстрадного вокального искусства; приобретение умений и навыков ансамблевого исполнительства; использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни (в том числе в творческой и сценической).

Метапредметные

умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов; умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; умение анализировать собственную учебную деятельность, приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной и содержательной вокально-учебной деятельности; стремление к художественному самообразованию.

Личностные

ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре своего и других народов; коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности; готовность и способность вести диалог и достигать в нем взаимопонимания; этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание чувств других людей и сопереживание им; осознание и ответственное отношение к собственным поступкам.

Учебный план 1-й год обучения (Вокальная группа «Карамельки»)

Раздел/Тема

Количество часов

Формы контроля

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие

1

0,5

0,5

Прослушивание. Входная диагностика.

2

Музыкально-образовательные беседы о вокальном искусстве

2.1

Виды вокального искусства

1

0,5

0,5

Дидактические игры.

2.2

Эстрадный вокал

1

0,5

0,5

Дидактические игры.

3

Формирование певческих навыков

3.1.

Певческая установка

2

0,50

1,5

Практическая работа. Наблюдение.

3.2.

Певческое дыхание

6

1,50

3,5

Практическая работа. Наблюдение.

3.3.

Звукообразование

2

0,50

1,5

Практическая работа. Наблюдение.

3.4.

Артикуляция, дикция

9

2

7

Практическая работа. Наблюдение.

4

Освоение эстрадного вокального репертуара

4.1

Разучивание произведений, импровизация

18

3

15

Практическая работа. Наблюдение. Творческая работа.

4.2

Строй и ансамбль

12

1,5

10,5

Практическая работа. Наблюдение.

4.3

Работа с микрофоном и фонограммой

6

1

5

Практическая работа. Наблюдение.

4.4

Сценическое мастерство

12

2

9

Практическая работа. Наблюдение.

5

Итоговое занятие

2

-

2

Отчѐтный концерт: прослушивание, наблюдение. Промежуточная диагностика

Итого:

72

11

61

Календарный учебный график

Год обучения

Дата начала обучения по программе

Дата окончания обучения по программе

Всего учебных недель

Количество учебных часов

Режим занятий

1

01.09

31.05

36

72

2 раза в неделю

Рабочая программа

(Вокальная группа «Карамельки»)

1-й год обучения

   Особенностями 1-го года обучения являются формирование навыков общения и работы в коллективе, развитие вокальных навыков, практическое ознакомление с репертуаром ансамбля, развитие навыков эмоционального, артистического исполнения, раскрытие индивидуальных возможностей учащихся.

Задачи:

Обучающие

  Расширять представления о вокальной музыке, её языке, средствах выразительности, жанрах; формировать        вокальные умения и навыки, использование голосовых импровизаций; обучать вокально - техническим приёмам эстрадного пения; дать представления о возможностях работы с фонограммой и микрофоном; формировать навыки выразительного исполнения эстрадных произведений в ансамбле; формировать культуру поведения на сцене.

Развивающие

  Развивать музыкальные способности детей (ладовое чувство, музыкально – слуховые представления, чувство ритма, чувство ансамбля); развивать голосовые данные: силу голоса, диапазон, беглость, тембр; развивать воображение, мышление, память, активное внимание, наблюдательность; формировать элементарные актёрские навыки (мимика, жесты); развивать способности к коллективной работе.

 Воспитательные

   формировать интересы, потребности, эстетическое отношение к искусству эстрадного вокала, прививать художественный и музыкальный вкус; воспитывать умение работать в коллективе; воспитывать        волевые качества (воля, трудолюбие, ответственность, организованность, дисциплинированность и др.)

Планируемые результаты

Предметные

  наличие интереса к вокальному искусству, стремление к вокально-творческому самовыражению; умение применять правильную певческую установку; знание цикла упражнений на дыхание, звукообразование, артикуляцию, дикцию и применение приобретённых навыков на практике, владение основными навыками исполнения одноголосных эстрадных вокальных произведений в ансамбле; знание основных жанров вокальной музыки; умение определять структуру и понимать смысл вокального произведения; стремление передавать характер и настроение        песни, правильно распределять дыхание по фразам, умение исполнять легато, нон легато, стаккато;

владение техникой работы с микрофонами под фонограмму в группе; участие в концертах, умение уверенно выходить на сцену, чувствовать исполняемые произведения на большой сцене, раскованно (но не вульгарно) и выразительно исполнять их.

Метапредметные

овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; формирование понимания красоты музыкальной искусства в соответствии с культурными образцами и эстетическими канонами; умение активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками при решении музыкально-творческих задач, достижении общих целей; умение анализировать своё и чужое исполнение.

Личностные

сформированность        умения работать в коллективе; овладение навыками сотрудничества с педагогом и сверстниками; формирование чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; проявление дисциплинированности, внимательности, трудолюбия и упорства в достижении поставленных целей.

Содержание

1. Раздел: Вводное занятие.

Теория. Организационные вопросы. Установка на положительную        мотивацию, на интересные вокальные занятия. Объяснение целей и задач на учебный год. Беседа по технике безопасности и поведении на занятиях. Правила гигиены и охраны голоса.

Практика Исполнение знакомых песен.

2. Раздел: Музыкально-образовательные беседы о вокальном искусстве

2.1. Виды вокального искусства

Теория Виды вокального искусства: народный, академический, эстрадный вокал. Их различие.

Практика Прослушивание и анализ музыкального материала.

2.2. Эстрадный вокал

Теория Особенности эстрадного пения. Сочетание различных техник и специфических приёмов.

Практика Прослушивание и анализ музыкального материала.

3. Раздел: Формирование певческих навыков

3.1. Певческая установка

Теория Понятия: правила пения, охрана голоса и певческая установка. Певческая установка в положениях стоя, сидя; правильное положение корпуса, шеи, головы, рук и ног при пении. Мимика лица при пении. Певческая установка в различных ситуациях сценического

Практика. Контроль за певческой установкой в процессе пения.

3.2. Певческое дыхание

Теория Элементы правильного дыхания. Дыхательная установка. Опора звука на дыхании. Цепное дыхание.

Практика Дыхательная гимнастика. Вокально-дыхательные упражнения. Упражнения на диафрагмальное дыхание. Выработка чувства глубокой опоры дыхания. Дыхательные упражнения для раскрытия головного резонатора. Работа с репертуаром, пользуясь правильным дыханием.

3.3. Звукообразование

Теория Понятия: Звукообразование, звуковедение, певческая позиция, голосовые регистры, диапазон голоса (звуковой, динамический)

Практика Вокальные упражнения-распевания: пение упражнений-распевок на одном дыхании на разных гласных звуках, слогах; упражнения на исполнение legato, non legato, staccato работа над высокой певческой позицией,  упражнения на развитие и сглаживание регистровых переходов (звукоряды, скачки, арпеджио). упражнения на развитие звукового и динамического диапазонов. разучивание одноголосных вокальных упражнений.

3.4. Артикуляция, дикция

Теория Естественность и активность артикуляционного аппарата. Организация слов ритмически и звуковысотно. Соотношение работы артикуляционного аппарата с мимикой.

Практика Пение и произнесение скороговорок. Речевые упражнения. Артикуляционная гимнастика. Работа над репертуаром с применением полученных навыков.

4. Раздел: Освоение эстрадного вокального репертуара

4.1. Разучивание произведений

Теория Краткие, лаконичные сведения о разучиваемом песенном материале, жанрах произведений, их содержании, авторах, музыкально-выразительных средствах. Анализ музыкального и поэтического текста.

Практика Показ – исполнение песни или показ произведения в записи. Разучивание и работа над текстом, мелодией, ритмом. Отдельная работа над сложными в интонационном,        ритмическом и вокальном        плане фрагментами. Работа  над художественно – образной стороной произведения.

4.2. Строй и ансамбль

Теория Понятие: эстрадный ансамбль. Основные правила пения в ансамбле.

Практика Выработка единообразных приёмов пения (одновременное дыхание и атака звука, правильная вокализация гласных). Упражнения на выработку чистого унисона. Работа над дикционным, ритмическим, интонационным, темповым, динамическим ансамблем в пении эстрадных произведений.

4.3. Работа с микрофоном и фонограммой

Теория Беседа о технике безопасности работы с микрофоном. Основные проблемы с микрофоном на сцене: включение микрофона, тембр звука, искажения звука, посторонние шумы. Особенности сольного и ансамблевого исполнения репертуара с микрофоном под фонограмму.

Практика Работа над        эстрадными        вокальными произведениями с учётом уже полученных ранее знаний о специфике работы с фонограммой и микрофоном.

4.4. Сценическое мастерство. Импровизация.

Теория Совершенствование основ сценического мастерства: Сценическая культура исполнителя.

Сценическое пространство. Владение собой, устранение волнения на сцене. Мимика (выражение лица, улыбка). Жесты вокалиста (солиста, участника ансамбля). Соответствие жестов и движений музыке и тексту.Песенный образ. Понятие: вокальная импровизация. Раскрытие содержания предлагаемых заданий и путей их выполнения. Показ возможных вариантов.

 Практика Сюжетно-ролевые игры. Мимический тренинг. Психологический тренинг. Игры и упражнения на развитие внимания, сценической свободы, координацию движений. Работа над репертуаром, используя сценическую технику. Пение импровизаций – вариаций на заданную тему в различном характере, с различным ритмическим рисунком. Элементы импровизации в процессе пения эстрадного репертуара.

5. Раздел: 

Итоговое занятие

Практика Исполнение эстрадных вокальных произведений на отчётных концертах. Подведение итогов. Поощрение наиболее активных участников.

 

Календарно-тематическое планирование

                                              1-й год обучения

занятия

Дата занятия

Название раздела и темы

Кол-во ч.

1

Вводное занятие. Формирование певческих навыков.

1

2

Музыкально-образовательные беседы о вокальном искусстве. Виды вокального искусства. Формирование певческих навыков.

2

3

Формирование певческих навыков. Певческая установка.

2

4

Формирование певческих навыков. Певческое дыхание.

2

5-6

Освоение эстрадного вокального репертуара. Разучивание произведений.

5

7

Освоение эстрадного вокального репертуара. Строй и ансамбль.

2

8-9

Освоение эстрадного вокального репертуара. Разучивание произведений.

4

10

Освоение эстрадного вокального репертуара Строй и ансамбль.

2

11

Освоение эстрадного вокального репертуара. Работа с микрофоном и фонограммой.

2

12

Освоение эстрадного вокального репертуара. Сценическое мастерство.

2

13

Освоение эстрадного вокального репертуара. Разучивание произведений.

2

14

Освоение эстрадного вокального репертуара. Разучивание произведений.

2

15

Освоение эстрадного вокального репертуара. Работа с микрофоном и фонограммой.

2

16

Освоение эстрадного вокального репертуара. Сценическое мастерство.

2

17

Итоговое занятие. Импровизация.

1

18

Освоение эстрадного вокального репертуара. Сценическое мастерство.

3

19

Музыкально -образовательные беседы о вокальном искусстве.

2

20

Формирование певческих навыков. Звукообразование.

2

21

Освоение эстрадного вокального репертуара. Разучивание произведений.

2

22

Формирование певческих навыков. Дикция, артикуляция.

2

23

Освоение эстрадного вокального репертуара. Разучивание произведений.

2

24

Освоение эстрадного вокального репертуара. Строй и ансамбль.

2

25-26

Освоение эстрадного вокального репертуара. Работа с микрофоном и фонограммой.

4

27

Освоение эстрадного вокального репертуара. Сценическое мастерство.

2

28

Формирование певческих навыков Дикция, артикуляция.

2

29-30

Освоение эстрадного вокального репертуара Разучивание произведений

4

31

Освоение эстрадного вокального репертуара Работа с микрофоном и фонограммой

2

32-33

Освоение эстрадного вокального репертуара Разучивание произведений

4

34

Освоение эстрадного вокального репертуара Строй и ансамбль

2

35

Освоение эстрадного вокального репертуара. Работа с микрофоном и фонограммой.

2

36

Сценическое мастерство. Итоговое занятие.

2

итого

72

Оценочные и методические материалы

Отслеживание результативности образовательной деятельности по программе.

Виды контроля

Формы проведения

Сроки

Входной

Прослушивание. Собеседование.

Сентябрь

Текущий

Наблюдение педагога в ходе занятий и выступлений на концертах и праздничных мероприятиях, а также участия в музыкальных конкурсах.

В течение всего периода обучения.

Промежуточный

 Отчётный концерт.

Декабрь. Май.

Итоговый

Отчётный концерт.

Май. В конце обучения по данной программе.

Формы фиксации образовательных результатов

Таблица входной диагностики

Параметры:

-Уровень общего музыкального развития и вокальных способностей.

Показатели:

-Музыкально-слуховые представления

-Чувство ритма

-Чистота интонирования

-Техника речи, вокальная дикция

-Певческое дыхание

-Звукообразование

Таблицы наблюдений (текущий, промежуточный, итоговый контроль)

Параметры:

-Уровень развития вокально-эстрадных способностей

Показатели:

-Основы эстрадного пения

-Звукообразование

-Певческое дыхание

-Артикуляция

-Слуховые навыки

-Навыки эмоциональной выразительности

Параметры:

-Уровень развития артистических способностей. Личностные характеристики.

Показатели:

-Артистические навыки:

-Ориентирование в сценическом пространстве

-Сценическая культура поведения

-Личностные характеристики:

-Внутренняя раскрепощённость, свобода выражения

-Увлечённость

-Стремление к адекватной самооценке

-Коммуникативность

-Культура поведения, эмоциональная уравновешенность

Формы контроля: выступления на концертах.

Методические материалы

       Распределение учебного материала в программе довольно условно, так как последовательность освоения вокальной техники определяет педагог в зависимости от уровня подготовки учащегося и времени, необходимого для решения профессиональных задач.

      Учебной основой для занятий служат различные музыкально-вокальные упражнения и эстрадные песни. Большое внимание уделяется формированию певческих навыков и развитию музыкальных способностей. На распевание и разучивание упражнений, способствующих развитию звуковысотного слуха, ладотонального слуха, чувство ритма, дикции, артикуляции и мимике, тембрового слуха и певческого дыхания отводится 15-20 минут. В некоторых случаях (начало учебного года, длительный перерыв в занятиях) время, отводимое на распевание и развитие певческих навыков, может быть увеличено.

   На каждом занятии целесообразно проводить работу над 2 песнями, различными по характеру и сложности, чётко представляя цели и задачи каждой из них.

В работе над песней можно выделить следующие этапы:

-показ песни, сопровождаемый беседой, разбором характера и содержания песни;

-разучивание мелодии песни по фразам, предложениям, куплетам (чистое интонирование мелодии, точность ритма, расстановка дыхания, стилистические моменты);

-работа по тексту (дикция, идея произведения, характер, актёрские задачи);

-исполнение песни под аккомпанемент фортепиано или минусовую фонограмму (контроль за процессом «впевания», работа с микрофоном);

-сценическое движение (жест, мимика, раскрытие образа).

Для освоения учащимися программного материала применяются такие методы обучения как, словесные, наглядные, практические, частично-поисковые, стимулирования и мотивации.

Словесные: объяснение, рассказ, сравнение, замечание, анализ. Например, объяснение вокально-технических приёмов, новых терминов и понятий, рассказ о творчестве выдающихся исполнителей и т.д. В работе этот метод должен быть доступен для детского восприятия.

Наглядные: показ иллюстративного материала, например, при изучении строения гортани, работы диафрагмы; использование аудио и видео материалов при демонстрации образца исполнения, исполнение педагогом музыкального материала.

Практические: тренинги, вокальные упражнения. Их можно разделить на две группы. К первой относятся те, которые применяются вне связи к каким-либо конкретным произведением. Они способствуют последовательному овладению техникой эстрадного пения. Упражнения второй группы направленны на преодоление конкретных трудностей при разучивании песен. Планомерное и целенаправленное применение упражнений способствует укреплению и развитию голоса, улучшению его гибкости и выносливости.

Частично-поисковые: индивидуальный и коллективный поиск исполнительских средств (вокальных и пластических) для создания художественного образа исполняемого эстрадного произведения.

Стимулирования и мотивации: создание ситуации успешности, возможности самовыражения, самореализации, поощрение, творческие задания. На занятиях используются следующие приёмы:

Настройка на тональность перед началом пения; Пение по «цепочке»; Пение «про себя»;

Игровые приёмы («Ритмическое эхо», «Эхо», «Импровизационный концерт», «Свечи», «Одуванчик», «Артикуляционная разминка» и др.); Использование детских музыкальных инструментов для активизации слухового внимания и развития чувства ритма; Моделирование высоты звука движениями руки; Отражение направления движения мелодии при помощи ручных знаков;

Сочетание запевов солистов с группой; Динамическое развитие; Сравнение различных вариантов исполнения с целью выбора лучшего; Устные диктанты; Задержка звучания ансамбля на отдельных звуках по руке дирижёра; Выделение особо трудных интонационных оборотов в специальные упражнения, которые исполняются в разных тональностях со словами или вокализацией;

       Все методы и приёмы музыкального обучения находятся в тесной взаимосвязи. Их разнообразие определяется спецификой вокального искусства и особенностями музыкальной деятельности учащихся. Методы применяются не изолированно, а в различных сочетаниях в зависимости от музыкального опыта детей. Распределение учебного материала в программе довольно условно и зависит от уровня подготовки обучающихся и времени, необходимого на решение поставленных задач. На протяжении всех лет обучения необходимо развивать у детей тембровое чувство

и мышление, пополнять ресурс выразительности исполнения вокальных произведений, создавать условия, в которых ребёнок испытывает радость ощущения исполнительской свободы и творческого комфорта.

При составлении репертуарного плана необходимо учитывать возрастные особенности и вокальные данные воспитанников, на их основе подбирать репертуар, руководствуясь несколькими принципами:

-идейной значимостью исполняемого произведения:

-художественной ценностью;

-воспитательным значением;

-доступностью музыкального и литературного текста;

-разнообразием жанровой и музыкальной стилистики;

-логикой компоновки будущей концертной программы;

     Песни с хореографическими движениями, или сюжетными действием должны быть значительно легче в вокальном отношении, чем вся остальная программа, так как при их исполнении внимание ребят, кроме пения, занято танцевальными движениями или актёрской игрой. Правильно подобранный репертуар будет способствовать духовному и техническому росту ребенка, а также определит его творческое лицо, позволит верно, решать воспитательные задачи.

Материально – техническое обеспечение

Хорошо проветриваемое и отапливаемое просторное помещение; концертный зал с необходимым техническим оборудованием;

-музыкальный центр - 1 шт.;

-пианино или синтезатор - 1 шт.;

-ученическая доска - 1 шт.;

-микрофоны - 4 шт.;

-стойки для микрофонов - 4 шт.;

-микшерный пульт - 1 шт.;

-усилитель – 1шт.;

-колонки – 2 шт.;

-компьютер – 1шт.;

Список литературы

1. Анисимов В.П. Методы диагностики музыкальных способностей. – М.: Музыка, 2007.

2. Апраксина О.А. Методика развития детского голоса. М.: МГПИ,1983.

3. Битус А.Ф., Битус С.В. Певческая азбука ребёнка - Минск: ТетраСистемс, 2007.

4. Вейс П. Ступеньки музыкальной грамотности. Хоровое сольфеджио:

Лань, 1997.

5. Готсдинер А.Л. Музыкальная психология - М., 1993.

6. Дубровская Е.А. Ступеньки музыкального развития - М.: Просвещение, 2006.

7. Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренаж, 1996.

8. Исаева И. Эстрадное пение – М.: Владос, 2005.

9. Кидл Мэри. «Сценический костюм». –М.: «Арт-родник», 2004.

10. Крючков А.С. «Работа со звуком». – М,: АСТ «Техникс», 2003.

11. Малахов Современные дыхательные методики – Донецк, 2003.

12. Морозов В. Тайны вокальной речи – Л.: Наука.1967.

13. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство,

отрочество - М.: Академия, 2004.

14. Огородников Д. Е. Музыкально-певческое воспитание детей в

общеобразовательной школе: Методическое пособие. - Л.: Музыка, 1972.

15. Рокитянская Т.А. Воспитание звуком - Ярославль: Академия развития, 2002.

16. Рыбкина Т.В., Шеверева Т.Г. Как сказать мяу. Музыкально-речевые игры для

детей дошкольного и младшего школьного возраста - М.: Классика-XXI, 2005.

17. Риггз С. Пойте как звезды. / Сост. и ред. Дж. Д. Карателло: Питер, 2007.

18. Струве Г. Ступеньки музыкальной грамотности. Хоровое сольфеджио - СПб: Лань, 1997.

19. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей (4-е изд.) - М.: 2002.

20. Щетинин М. Дыхательная гимнастика Стрельниковой – М., ФИС, 2000.

21. Юдина А.А. «Сценическая речь, движение, имидж». – СПб.: «Ария», 2000.
Информационные интернет–ресурсы

1. Фестиваль педагогических идей http://festival.1september.ru

2. Социальная сеть работников образования http://nsportal.ru

3. Федеральный портал Российское образование. www.edu.ru

4. Портал Петербургское образование. www.petersbugedu.ru

5. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов. www.fcior.edu.ru

6. Завуч. инфо http://www.zavuch.ru

7. Всероссийский Интернет-педсовет. http://www.pedsovet

8. В помощь учителю СОМ. http://www.Som.fio

9. Международный образовательный портал. http://www.maam.ru

10. Песни для детей. http://s-f-k.forum2x2.ru/index.htm

11. Виталий Алексеев. Песни и музыка. http://alekseev.numi.ru/

12. Вокальная студия Талисман. http://talismanst.narod.ru/

13. Студия Родники. http://www.rodniki-studio.ru/

14. Песни о школе. http://www.lastbell.ru/pesni.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по географии 10 класс 2020-2021гг

Рабочая программа по курсу географии 10 класса 2020-2021гг....