Рабочая программа по Музыке 1 класс на 2012-2013 гг
рабочая программа по музыке на тему
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ЗАПАДНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №12
119136, г. Москва, 2 Сетуньский проезд, д. 9.
тел. 8-499-795-51-94, факс: 8-499-795-54-37, http://sch12.mskzapad.ru/, e-mail: school12ramenki@list.ru
УТВЕРЖДАЮ: СОГЛАСОВАНО: РАССМОТРЕНО
Директор ГБОУ СОШ №12 Зам. директора по УВР на заседании м/о
Протокол № ___ от
«____» ___________ г. « ____» ____________ г. «____» ___________ г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по музыке для 1 класса
на 2012-2013 учебный год
Рабочую программу составила:
________________________Федосеева Г.Ф.
подпись Расшифровка подпись
Пояснительная записка
Тематическое планирование по предмету «Музыка» для 1 класса общеобразовательной школы составлено в соответствии с основными положениями программы по музыке Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной.
Выбор данной программы обусловлен наиболее точным, на взгляд педагога, отражением в ней изменившихся социокультурных условий деятельности современных образовательных учреждений, их соответствием потребности педагога-музыканта в обновлении содержания и возможностью использования в рамках этих программ новых технологий массового музыкального образования.
Цель данной программы соответствует цели массового музыкального образования и воспитания –формирование и развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части их духовной культуры. Данная цель наиболее полно отражает интересы современного общества в развитии духовного потенциала подрастающего поколения, в возрождении духовности, обеспечивает формирование целостного мировосприятия учащихся, их умения ориентироваться в жизненном информационном пространстве.
Содержание программы основано на обширном материале, охватывающем различные виды искусств, который дает возможность учащимся осваивать духовный опыт поколений, нравственно-эстетические ценности мировой художественной культуры. Оно базируется на нравственно-эстетическом, интонационно-образном, жанрово-стилевом постижении школьниками основных пластов музыкального искусства (фольклор, музыка религиозной традиции, золотой фонд классической музыки, сочинения современных композиторов) в их взаимодействии с произведениями других видов искусства.
Приоритетным в данной программе является введение ребенка в мир музыки через интонации, темы и образы русской музыкальной культуры. При этом произведения отечественного музыкального искусства рассматриваются в контексте мировой художественной куль-туры.
Отношение к памятникам любого из искусств (в том числе и музыкального искусства) – показатель культуры всего общества в целом и каждого человека в отдельности. Воспитание деятельной, творческой памяти – важнейшая задача музыкального образования в основной школе. Сохранение культурной среды, творческая жизнь в этой среде обеспечат привязанность к родным местам, нравственную дисциплину и социализацию личности учащихся.
Задачи и направления музыкального образования и воспитания учащихся 1 класса формулируются на основе целевой установки и вытекают из закономерностей художественного творчества и возрастных особенностей учащихся:
● воспитание интереса и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, чувства музыки как основы музыкальной грамотности;
● развитие активного, прочувствованного и осознанного восприятия школьниками лучших образцов мировой музыкальной культуры прошлого и настоящего и накопление на его основе тезауруса – багажа музыкальных впечатлений, интонационно-образного словаря, первоначальных знаний о музыке, формирование опыта музицирования, хорового исполнительства, необходимых для ориентации ребенка в сложном мире музыкального искусства;
● приобщение к музыке как эмоциональному, нравственно-эстетическому феномену, осознание через музыку жизненных явлений, овладение культурой отношений, запечатленной в произведениях искусства, раскрывающих духовный опыт поколений;
● развитие в процессе музыкальных занятий творческого потенциала, ассоциативности мышления, воображения через опыт собственной музыкальной деятельности;
● воспитание музыкальности, художественного вкуса и потребности в общении с искусством;
● освоение языка музыки, его выразительных возможностей в создании музыкального и художественного образов, общих и специфических средств художественной выразительности разных видов искусства.
Критерии отбора музыкального материала для слушания и исполнения учащимися бы-ли сформулированы Д.Б.Кабалевским – это художественная ценность, воспитательная значимость музыкальных произведенийи педагогическая целесообразность.
Основными методическими принципами в 1 классе являются: увлеченность, триединство деятельности композитора – исполнителя – слушателя, «тождество и контраст», интонационность, опора на отечественную музыкальную культуру. В основной школе данные принципы дополняются принципом диалога культур, предполагающим знакомство учащихся с народной и профессиональной музыкой других национальностей на основе ее сопоставления и выявления общности жизненного содержания, нравственно-эстетической проблематики, различия стилей, музыкального языка, творческого почерка представителей разных эпох и культур.
В целом все принципы ориентированы на социализацию учащихся и формирование их эмоционально-ценностного отношения к музыкальному искусству.
Виды музыкальной деятельности на уроках разнообразны и направлены на полноценное общение школьников с высокохудожественной музыкой в современных условиях широкого распространения образцов поп-культуры в средствах массовой информации. Одно и то же музыкальное произведение может осваиваться учащимися в процессе слушания и исполнения музыки.
Реализация представленных выше программ предполагает использование на уроках тех методов художественной педагогики, которые нашли отражение в научно-методичес-ких исследованиях в области музыкальной педагогики (Д.Б.Кабалевского, Э.Б.Абдуллина, Л.В.Горюновой, А.А.Пиличяучкаса, Л.М.Предтеченской, Л.В.Школяр и др.) и получили свое реальное воплощение в практике работы учителей музыки:
○ метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;
○ метод интонационно-стилевого постижения музыки;
○ метод эмоциональной драматургии урока;
○ метод концентричности организации музыкального материала;
○ метод забегания вперед и возвращения к пройденному (перспективы и ретроспективы в обучении);
○ метод создания «композиций» (в форме диалога, музыкальных ансамблей и др.);
○ игры;
○ метод художественного контекста (выхода за пределы музыки).
Материал программы четко структурирован. В первом классе занятия носят пропедевтический, вводный характер и предполагают знакомство первоклассников с музыкой в широком жизненном контексте. В данном классе два раздела: «Музыка вокруг нас» и «Музыка и ты».
Требования к уровню подготовки учащихся 1 класса
- развитие устойчивого интереса к музыкальным занятия;
- побуждение эмоционального отклика на музыку разных жанров;
- развитие умений учащихся воспринимать музыкальные произведения с ярко выраженным жизненным содержанием, определение их характера и настроения;
- формирование навыков выражения своего отношения музыке в слове (эмоциональный словарь), пластике, а так же, мимике;
- развитие певческих умений и навыков (координации между слухом и голосом, выработка унисона, кантилены, спокойного дыхания), выразительное исполнение песен;
- развитие умений откликаться на музыку с помощью простейших движений и пластического интонирования, драматизация пьес программного характера.
- формирование навыков элементарного музицирования на простейших инструментах;
- освоение элементов музыкальной грамоты как средство осознания музыкальной речи.
Творчески изучая музыкальное искусство, к концу 1 класса
обучающиеся научатся:
- воспринимать музыку различных жанров;
- эстетически откликаться на искусство, выражая своё отношение к нему в различных видах музыкально творческой деятельности;
- определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов, в том числе и современных электронных;
- общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов.
- воплощать в звучании голоса или инструмента образы природы и окружающей жизни, настроения, чувства, характер и мысли человека;
- продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств;
- узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов;
- исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.).
Формы организации учебного процесса: групповые, коллективные, классные и внеклассные.
Виды организации учебной деятельности: экскурсия, путешествие, выставка.
Виды контроля: входной, текущий, итоговый, фронтальный, комбинированный, устный
Формы (приемы) контроля: наблюдение, самостоятельная работа, работа по карточке, тест.
Формирование универсальных учебных действий:
Личностные: ценностно-смысловая ориентация учащихся, действие смыслообразования, нравственно-этическое оценивание.
Коммуникативные ууд- умение выражать свои мысли, разрешение конфликтов, постановка вопросов. управление поведением партнера: контроль, коррекция.
Регулятивные ууд- Целеполагание, волевая саморегуляция, коррекция, оценка качества и уровня усвоения.
Познавательные универсальные действия:
Общеучебные: умение структурировать знания, смысловое чтение, знаково – символическое моделирование, выделение и формулирование учебной цели.
логические: анализ объектов; синтез, как составление целого из частей классификация объектов. доказательство выдвижение гипотез и их обоснование построение логической цепи рассуждения.
Содержание программы предмета «Музыка» 1 класс.
Раздел 1. «Музыка вокруг нас»
Музыка и ее роль в повседневной жизни человека. Композитор – исполнитель – слушатель. Песни, танцы и марши — основа многообразных жизненно-музыкальных впечатлений детей. Музы водят хоровод. Мелодия – душа музыки. Образы осенней природы в музыке. Словарь эмоций. Музыкальная азбука. Музыкальные инструменты: свирель, дудочка, рожок, гусли, флейта, арфа. Звучащие картины. Русский былинный сказ о гусляре садко. Музыка в праздновании Рождества Христова. Музыкальный театр: балет.
Первые опыты вокальных, ритмических и пластических импровизаций. Выразительное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий, представленных в рабочих тетрадях.
Тема полугодия: «Музыка вокруг нас» – 16 часов
Урок 1. И Муза вечная со мной!
Композитор – исполнитель – слушатель. Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния.
Муза – волшебница, добрая фея, раскрывающая перед школьниками чудесный мир звуков, которыми наполнено все вокруг. Композитор – исполнитель – слушатель.
Урок 2.. Хоровод муз.
Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие на слушателей. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека.
Музыка, которая звучит в различных жизненных ситуациях. Характерные особенности песен и танцев разных народов мира. Хоровод, хор. Хоровод - древнейший вид искусства, который есть у каждого народа. Сходство и различие русского хоровода, греческого сиртаки, молдавской хоры.
Урок 3. Повсюду музыка слышна.
Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Истоки возникновения музыки.
Музыка и ее роль в повседневной жизни человека. Показать, что каждое жизненное обстоятельство находит отклик в музыке. Знакомство с народными песенками-попевками. Определение характера, настроения песенок, жанровой основы. Ролевая игра «Играем в композитора».
Урок 4. Душа музыки - мелодия.
Песня, танец, марш. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия).
Песни, танцы и марши — основа многообразных жизненно-музыкальных впечатлений детей. Мелодия – главная мысль любого музыкального произведения. Выявление характерных особенностей жанров: песня, танец, марш на примере пьес из «Детского альбома» П.И.Чайковского. В марше - поступь, интонации и ритмы шага, движение. Песня- напевность, широкое дыхание, плавность линий мелодического рисунка. Танец- движение и ритм, плавность и закругленность мелодии, узнаваемый трехдольный размер в вальсе, подвижность, четкие акценты, короткие “шаги” в польке. В песне учащиеся играют на воображаемой скрипке. В марше пальчики- “солдатики” маршируют на столе, играют на воображаемом барабане. В вальсе учащиеся изображают мягкие покачивания корпуса.
Урок 5. Музыка осени.
Интонационно-образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке.
Связать жизненные впечатления школьников об осени с художественными образами поэзии, рисунками художника, музыкальными произведениями П.И.Чайковского и Г.В.Свиридова, детскими песнями. Звучание музыки в окружающей жизни и внутри самого человека. Куплетная форма песен.
Урок 6. Сочини мелодию.
Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие. Интонация – источник элементов музыкальной речи. Региональные музыкально – поэтические традиции.
Развитие темы природы в музыке. Овладение элементами алгоритма сочинения мелодии. Вокальные импровизации детей. Ролевая игра «Играем в композитора». Понятия «мелодия» и «аккомпанемент».
Урок 7. «Азбука, азбука каждому нужна…».
Нотная грамота как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты. Система графических знаков для записи музыки.
Роль музыки в отражении различных явлений жизни, в том числе и школьной. Увлекательное путешествие в школьную страну и музыкальную грамоту.
Урок 8. Музыкальная азбука.
Нотная грамота как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты. Система графических знаков для записи музыки.Запись нот - знаков для обозначения музыкальных звуков.
Музыкальная азбука – взаимосвязь всех школьных уроков друг с другом. Роль музыки в отражении различных явлений жизни, в том числе и школьной. Увлекательное путешествие в школьную страну и музыкальную грамоту. Элементы музыкальной грамоты: ноты, нотоносец, скрипичный ключ.
Урок 9. Обобщающий урок 1 четверти.
Музыка и ее роль в повседневной жизни человека.
Игра «Угадай мелодию» на определение музыкальных произведений и композиторов, написавших эти произведения. Обобщение музыкальных впечатлений первоклассников за 1 четверть. Урок 10. Музыкальные инструменты.
Народные музыкальные традиции Отечества. Региональные музыкальные традиции.
Музыкальные инструменты русского народа – свирели, дудочки, рожок, гусли. Внешний вид, свой голос, умельцы-исполнители и мастера-изготовители народных инструментов. Знакомство с понятием «тембр».
Урок 11. «Садко». Из русского былинного сказа.
Наблюдение народного творчества.
Знакомство с народным былинным сказом “Садко”. Знакомство с жанрами музыки, их эмоционально-образным содержанием, со звучанием народного инструмента - гуслями. Знакомство с разновидностями народных песен – колыбельные, плясовые. На примере музыки Н.А.Римского -Корсакова дать понятия «композиторская музыка».
Урок 12. Музыкальные инструменты.
Народные музыкальные традиции Отечества. Музыкальные инструменты. Народная и профессиональная музыка.
Сопоставление звучания народных инструментов со звучанием профессиональных инструментов: свирель- флейта, гусли – арфа – фортепиано.
Урок 13. Звучащие картины.
Музыкальные инструменты. Народная и профессиональная музыка.
Расширение художественных впечатлений учащихся, развитие их ассоциативно-образного мышления на примере репродукций известных произведений живописи, скульптуры разных эпох. Направление на воспитание у учащихся чувство стиля - на каких картинах “звучит” народная музыка, а каких - профессиональная, сочиненная композиторами.
Урок 14. Разыграй песню.
Многозначность музыкальной речи, выразительность и смысл. Постижение общих закономерностей музыки: развитие музыки - движение музыки. Развитие музыки в исполнении.
Развитие умений и навыков выразительного исполнения детьми песни Л. Книппера «Почему медведь зимой спит». Выявление этапов развития сюжетов. Подойти к осознанному делению мелодии на фразы, осмысленному исполнению фразировки. Основы понимания развития музыки.
Урок 15. Пришло Рождество, начинается торжество. Родной обычай старины.
Народные музыкальные традиции Отечества. Народное музыкальное творчество разных стран мира. Духовная музыка в творчестве композиторов. Наблюдение народного творчества.
Введение детей в мир духовной жизни людей. Знакомство с религиозными праздниками, традициями, песнями. Знакомство с сюжетом о рождении Иисуса Христа и народными обычаями празднования церковного праздника - Рождества Христова. Осознание образов рождественских песен, народных песен-колядок.
Урок 16. Обобщающий урок 2 четверти. Добрый праздник среди зимы.
Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о музыкальном жанре – балет.
Урок посвящен одному из самых любимых праздников детворы – Новый год. Знакомство со сказкой Т.Гофмана и музыкой балета П.И.Чайковского «Щелкунчик», который ведет детей в мир чудес, волшебства, приятных неожиданностей.
Раздел 2. «Музыка и ты»
Музыка в жизни ребенка. Образы родного края. Роль поэта, художника, композитора в изображении картин природы (слова- краски-звуки). Образы утренней и вечерней природы в музыке. Музыкальные портреты. Разыгрывание музыкальной сказки. Образы защитников Отечества в музыке. Мамин праздник и музыкальные произведения. Своеобразие музыкального произведения в выражении чувств человека и окружающего его мира. Интонационно-осмысленное воспроизведение различных музыкальных образов. Музыкальные инструменты: лютня, клавесин, фортепиано, гитара. Музыка в цирке. Музыкальный театр: опера. Музыка в кино. Афиша музыкального спектакля, программа концерта для родителей. Музыкальный словарик.
Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий, представленных в рабочих тетрадях.
Тема полугодия: «Музыка и ты » - 17 часов
Урок 17. Край, в котором ты живешь.
Сочинения отечественных композиторов о Родине.
Россия- Родина моя. Отношение к Родине, ее природе, людям, культуре, традициям и обычаям. Идея патриотического воспитания. Понятие “Родина” - через эмоционально-открытое, позитивно-уважительное отношение к вечным проблемам жизни и искусства. Родные места, родительский дом, восхищение красотой материнства, поклонение труженикам и защитникам родной земли. Гордость за свою родину. Музыка о родной стороне, утешающая в минуты горя и отчаяния, придававшая силы в дни испытаний и трудностей, вселявшая в сердце человека веру, надежду, любовь…Искусство, будь то музыка, литература, живопись, имеет общую основу – саму жизнь. Однако у каждого вида искусства – свой язык, свои выразительные средства для того, чтобы передать разнообразные жизненные явления, запечатлев их в ярких запоминающихся слушателям, читателям, зрителям художественных образах.
Урок 18. Художник, поэт, композитор.
Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния.
Искусство, будь то музыка, литература, живопись, имеет общую основу – саму жизнь. Однако у каждого вида искусства – свой язык, свои выразительные средства для того, чтобы передать разнообразные жизненные явления, запечатлев их в ярких запоминающихся слушателям, читателям, зрителям художественных образах. Обращение к жанру пейзажа, зарисовкам природы в разных видах искусства. Музыкальные пейзажи- это трепетное отношение композиторов к увиденной, “услышанной сердцем”, очаровавшей их природе. Логическое продолжение темы взаимосвязи разных видов искусства, обращение к жанру песни как единству музыки и слова.
Урок 19. Музыка утра.
Интонационно – образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке.
Рассказ музыки о жизни природы. Значение принципа сходства и различия как ведущего в организации восприятия музыки детьми. Контраст музыкальных произведений, которые рисуют картину утра. У музыки есть удивительное свойство- без слов передавать чувства, мысли, характер человека, состояние природы. Характер музыки особенно отчетливо выявляется именно при сопоставлении пьес. Выявление особенностей мелодического рисунка, ритмичного движения, темпа, тембровых красок инструментов, гармонии, принципов развитии формы. Выражение своего впечатления от музыки к рисунку.
Урок 20. Музыка вечера.
Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Интонация – источник элементов музыкальной речи.
Вхождение в тему через жанра - колыбельной песни. Особенности колыбельной музыки. Особенность вокальной и инструментальной музыки вечера (характер, напевность, настроение). Исполнение мелодии с помощью пластического интонирования: имитирование мелодии на воображаемой скрипке. Обозначение динамики, темпа, которые подчеркивают характер и настроение музыки.
Урок 21. Музыкальные портреты.
Выразительность и изобразительность в музыке. Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие.
Сходство и различие музыки и разговорной речи на примере вокальной миниатюры «Болтунья» С.Прокофьева на стихи А.Барто. Интонационно-осмысленное воспроизведение различных музыкальных образов. Тайна замысла композитора в названии музыкального произведения. Отношение авторов произведений поэтов и композиторов к главным героям музыкальных портретов.
Урок 22. Разыграй сказку. «Баба Яга» - русская народная сказка.
Наблюдение народного творчества. Музыкальный и поэтический фольклор России: игры – драматизации.
Знакомство со сказкой и народной игрой “Баба-Яга”. Встреча с образами русского народного фольклора.
Урок 23. Музы не молчали.
Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Тема защиты Отечества.
Тема защиты Отечества. Подвиги народа в произведениях художников, поэтов, композиторов. Память и памятник - общность в родственных словах. Память о полководцах, русских воинах, солдатах, о событиях трудных дней испытаний и тревог, сохраняющихся в народных песнях, образах, созданными композиторами. Музыкальные памятники защитникам Отечества.
Урок 24. Мамин праздник.
Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей.
Урок посвящен самому дорогому человеку - маме. Осмысление содержания построено на сопоставлении поэзии и музыки. Весеннее настроение в музыке и произведениях изобразительного искусства. Напевность, кантилена в колыбельных песнях, которые могут передать чувство покоя, нежности, доброты, ласки.
Урок 25. Обобщающий урок 3 четверти.
Обобщение музыкальных впечатлений первоклассников за 3 четверть.
Урок 26. Музыкальные инструменты. У каждого свой музыкальный инструмент.
Музыкальные инструменты.
Инструментовка и инсценировка песен. Игровые песни, с ярко выраженным танцевальным характером. Звучание народных музыкальных инструментов.
Урок 27. Музыкальные инструменты.
Музыкальные инструменты.
Встреча с музыкальными инструментами – арфой и флейтой. Внешний вид, тембр этих инструментов, выразительные возможности. Знакомство с внешним видом, тембрами, выразительными возможностями музыкальных инструментов - лютня, клавеснн. Сопоставление звучания произведений, исполняемых на клавесине и фортепиано. Мастерство
исполнителя-музыканта.
Урок 28. «Чудесная лютня» (по алжирской сказке). Звучащие картины.
Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие на слушателей.
Знакомство с музыкальными инструментами, через алжирскую сказку “Чудесная лютня”. Размышление о безграничных возможностях музыки в передаче чувств, мыслей человека, силе ее воздействия. Обобщенная характеристика музыки, дающая представление об особенностях русской народной протяжной, лирической песни разудалой плясовой. Выполнение задания и выявление главного вопроса: какая музыка может помочь иностранному гостю лучше узнать другую страну? Художественный образ. Закрепление представления о музыкальных инструментах и исполнителях. Характер музыки и ее соответствие настроению картины.
Урок 29. Музыка в цирке.
Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров. Песня, танец, марш и их разновидности.
Своеобразие музыкального произведения в выражении чувств человека и окружающего его мира. Цирковое представление с музыкой, которая создает праздничное настроение. Музыка, которая звучит в цирке и помогает артистам выполнять сложные номера, а зрителям подсказывает появление тех или иных действующих лиц циркового представления.
Урок 30. Дом, который звучит.
Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров. Опера, балет. Песенность, танцевальность, маршевость.
Введение первоклассников в мир музыкального театра. Путешествие в музыкальные страны, как опера и балет. Герои опер - поют, герои балета - танцуют. Пение и танец объединяет музыка. Сюжетами опер и балетов становятся известные народные сказки. В операх и балетах “встречаются” песенная, танцевальная и маршевая музыка.
Урок 31. Опера-сказка.
Опера. Песенность, танцевальность, маршевость. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная; сольная, хоровая, оркестровая.
Детальное знакомство с хорами из детских опер. Персонажи опер имеют свои яркие музыкальные характеристики – мелодии-темы. Герои опер могут петь по одному - солист и вместе – хором в сопровождении фортепиано или оркестра. В операх могут быть эпизоды, когда звучит только инструментальная музыка.
Урок 32. «Ничего на свете лучше нету».
Музыка для детей: мультфильмы.
Любимые мультфильмы и музыка, которая звучит повседневно в нашей жизни. Знакомство с композиторами-песенниками, создающими музыкальные образы.
Урок 33. Обобщающий урок. (Урок-концерт.)
Обобщение музыкальных впечатлений первоклассников за 4 четверть и год.
Исполнение выученных песен в течение всего года. Составление афиши и программы концерта.
Содержание примерного музыкального материала:
Раздел 1. «Музыка вокруг нас»
«Щелкунчик», фрагменты из балета. П. Чайковский.
Пьесы из «Детского альбома». П. Чайковский.
«Октябрь» («Осенняя песнь») из цикла «Времена года». П. Чайковский.
«Колыбельная Волховы», песня Садко («Заиграйте, мои гусельки») из оперы «Садко». Н. Римский- Корсаков.
«Петя и волк», фрагменты из симфонической сказки. С. Прокофьев.
Третья песня Леля из оперы «Снегурочка». Н. Римский-Корсаков.
«Гусляр Садко». В. Кикта.
«Фрески Софии Киевской», фрагмент 1-й части Концертной симфонии для арфы с оркестром. В. Кикта.
«Звезда покатилась». В. Кикта, слова В. Татаринова.
«Мелодия» из оперы «Орфей и Эвридика». К. Глюк.
«Шутка» из Сюиты № 2 для оркестра. И.-С. Бах.
«Осень» из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель». Г. Свиридов.
«Пастушья песенка» на тему из 5-й части Симфонии № 6 («Пасторальной»). Л. Бетховен, слова К. Алемасовой.
«Капельки». В. Павленко, слова Э. Богдановой; «Скворушка прощается». Т. Попатенко, слова М. Ивенсен; «Осень», русская народная песня и др.
«Азбука». А. Островский, слова З. Петровой; «Алфавит». Р. Паулс, слова И. Резника; «Домисолька». О. Юдахина, слова В. Ключникова; «Семь подружек». В. Дроцевич, слова В. Сергеева; «Песня о школе». Д. Кабалевский, слова В. Викторова и др.
«Дудочка», русская народная песня; «Дудочка», белорусская народная песня.
«Пастушья», французская народная песня; «Дударики-дудари», белорусская народная песня, русский текст С. Лешкевича; «Веселый пастушок», финская народная песня, русский текст В. Гурьяна.
«Почему медведь зимой спит». Л. Книппер, слова А. Коваленкова.
«Зимняя сказка». Музыка и слова С. Крылова.
Рождественские колядки и рождественские песни народов мира.
Раздел 2. «Музыка и ты»
Пьесы из «Детского альбома». П. Чайковский.
«Утро» из сюиты «Пер Гюнт». Э. Григ.
«Добрый день». Я. Дубравин, слова В. Суслова.
«Утро». А. Парцхаладзе, слова Ю. Полухина.
«Солнце», грузинская народная песня, обраб. Д. Аракишвили.
«Пастораль» из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель». Г. Свиридов.
«Пастораль» из Сюиты в старинном стиле. А. Шнитке.
«Наигрыш». А. Шнитке.
«Утро». Э. Денисов.
«Доброе утро» из кантаты «Песни утра, весны и мира». Д. Кабалевский, слова Ц. Солодаря.
«Вечерняя» из Симфонии-действа «Перезвоны» (по прочтению В. Шукшина). В. Гаврилин.
«Вечер» из «Детской музыки». С. Прокофьев.
«Вечер». В. Салманов.
«Вечерняя сказка». А. Хачатурян.
«Менуэт». Л. Моцарт.
«Болтунья». С. Прокофьев, слова А. Барто.
«Баба Яга». Детская народная игра.
«У каждого свой музыкальный инструмент», эстонская народная песня. Обраб. X. Кырвите, пер. М. Ивенсен.
Главная мелодия из Симфонии № 2 («Богатырской»). А. Бородин.
«Солдатушки, бравы ребятушки», русская народная песня.
«Песня о маленьком трубаче». С. Никитин, слова С. Крылова.
«Учил Суворов». А. Новиков, слова М. Левашова.
«Волынка». И. С. Бах.
«Колыбельная». М. Кажлаев.
«Колыбельная». Г. Гладков.
«Золотые рыбки» из балета «Конек-Горбунок». Р. Щедрин.
Лютневая музыка. Франческо да Милано.
«Кукушка». К. Дакен.
«Спасибо». И. Арсеев, слова З. Петровой.
«Праздник бабушек и мам». М. Славкин, слова Е. Каргановой.
Увертюра из музыки к кинофильму «Цирк». И. Дунаевский.
«Клоуны». Д. Кабалевский.
«Семеро козлят», заключительный хор из оперы «Волк и семеро козлят». М. Коваль, слова Е. Манучаровой.
Заключительный хор из оперы «Муха-цокотуха». М. Красев, слова К. Чуковского.
«Добрые слоны». А. Журбин, слова В. Шленского.
«Мы катаемся на пони». Г. Крылов, слова М. Садовского.
«Слон и скрипочка». В. Кикта, слова В. Татаринова.
«Бубенчики», американская народная песня, русский текст Ю. Хазанова.
«Ты откуда, музыка?». Я. Дубравин, слова В. Суслова.
«Бременские музыканты» из Музыкальной фантазии на тему сказок братьев Гримм. Г. Гладков, слова Ю. Энтина.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (33 ч)
Программа: Сергеева Г.П., Критская Е.Д., Шмагина Т.С. Музыка.// Рабочие программы. Предметная линия учебников Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской 1-4 классы. М: Просвещение, 2011.
Учебник: Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Музыка.// Учебник 1 класс. М: Просвещение. 2011.
Раздел программы | Музыка вокруг нас (15 часов) |
Содержание (I четверти) | И Муза вечная со мной! Хоровод муз. Повсюду музыка слышна. Душа музыки - мелодия. Музыка осени. Сочини мелодию. Азбука, азбука каждому нужна…. Музыкальная азбука. Обобщающий урок I четверти. |
Содержательные линии | Музыка и ее роль в повседневной жизни человека. Композитор – исполнитель –слуша-тель. Песни, танцы и марши — основа многообразных жизненно-музыкальных впечат-лений детей. Музы водят хоровод. Мелодия – душа музыки. Образы осенней природы в музыке. Нотная запись как способ фиксации муз. речи. Элементы нотной грамоты. |
Содержание IIч | «Садко». Из русского былинного сказа. Музыкальные инструменты. Звучащие картины. Разыграй песню. Пришло Рождество, начинается торжество. Родной обычай старины. Добрый праздник среди зимы. Обобщающий урок II четверти. |
Содержательные линии | Интонации, как озвученное состояние, выражение эмоций и мыслей. Музыка в праздновании Рождества Христова. Музыкальный театр: балет. |
Музыкальный материал раздела | «Щелкунчик», фрагменты из балета. П. Чайковский. Пьесы из «Детского альбома». П. Чайковский. «Октябрь» («Осенняя песнь») из цикла «Времена года». П. Чайковский. |
Раздел программы | Музыка и ты (18 часов) |
Содержание III ч | Край, в котором ты живешь. Поэт, художник, композитор. Музыка утра. Музыка вечера. Музыкальные портреты. Разыграй сказку. «Баба Яга» - русская народная сказка. Музыкальные инструменты. Музы не молчали. Мамин праздник. «Чудесная лютня» (по алжирской сказке). Звучащие картины. Обобщающий урок III четверти. |
Содержательные линии | Музыка в жизни ребенка. Образы родного края. Роль поэта, художника, композитора в изображении картин природы (слова- краски-звуки). Образы утренней и вечерней при-роды в музыке. Музыкальные портреты. Разыгрывание музыкальной сказки. Образы защитников Отечества в музыке. Музыкальные поздравления. Музыкальные инстру-менты: лютня, клавесин, фортепиано, гитара. Былины, сказки о воздействующей силе музыки. |
Содержание IV ч | Музыкальные инструменты. У каждого свой музыкальный инструмент. «Чудесная лютня» (по алжирской сказке). Музыка в цирке. Дом, который звучит. Опера-сказка. «Ничего на свете лучше нету» Обобщающий урок IV четверти. |
Содержательные линии | Музыка в цирке. Музыкальный театр: опера. Музыка в кино. Афиша музыкального спектакля, программа концерта для родителей. |
Музыкальный материал раздела | Пьесы из «Детского альбома». П. Чайковский «Утро» из сюиты «Пер Гюнт». Э. Григ. |
№ | Тема урока Тип урока | Элемент содержания | Планируемые результаты | |
научится | Получит возможность научиться | |||
1. | «И Муза вечная со мной!» Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. (Урок-путешествие) | Истоки возникновения музыки, рождение музыки как естествен-ное проявление человеческого состояния.Муза – волшебница, добрая фея,раскрывающая перед школьниками чудесный мир звуков, которыми наполне-но все вокруг. Композитор – исполни-тель – слушатель. П.И.Чайковский «Па-де-де» из балета «Щелкунчик» Д.Кабалевский «Песня о школе». И.Якушенко «Пестрая песенка» | - размышлять об истоках возникновения музыкаль-ного искусства. - правилам поведения на уроке музыки. Правилам пения. - наблюдать за музыкой в жизни человека и звучанием природы; | - обогащение индивиду-ального музыкального опыта; - пониманию истоков музыки и ее взаимосвязи с жизнью; - расширять музыкаль-ный кругозор и получит общие представления о музыкальной жизни современного социума; - воспринимать учебный материал небольшого объ-ема со слов учителя, уме-ние внимательно слушать |
2 | Хоровод муз. Комбинированный урок. (Урок- экскурсия) | Музыкальная речь как способ об-щения между людьми, ее эмоцио-нальное воздействие на слуша-телей. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Знакомство с понятием “хор”, “хоровод”, с музыкой, которая в самых различных жизненных обстоятельствах становится частью жизни. Праздничный день. Хоро-вод- древнейший вид искусства, кото-рый есть у каждого народа. Сходство и различие русского хоровода, гречес-кого сиртаки, молдавской хоры. Харак-терные особенности песен и танцев разных народов мира. Колыбельная песня – это музыка, которая становится частью жизни. р.н.п. «Во поле береза стояла». Греческий танец «Сиртаки». Молдав. хороводная песня-пляска «Хора». | - музыка объединяет музыкальные образы разных стран и народов; - использовать музыкальную речь, как способ общения между людьми и передачи информации, выраженной в звуках. | - узнавать на слух основную часть музыкальных произведений; - передавать настроение музыки в пении; - выделять отдельные признаки предмета и объединять по общему признаку; - давать определения общего характера музыки. |
3 | Повсюду музыка слышна. Комбинированный урок. (Урок - игра) | Звучание окружающей жизни, при-роды, настроений, чувств и ха-рактера человека. Истоки воз-никновения музыки.Музыка и ее роль в повседневной жизни человека.Показать, что каждое жизненное обстоятельство находит отклик в музыке. Знакомство с народными песенками-попевками. Опре-деление характера, настроения песенок, жанровой основы. Ролевая игра «Играем в композитора»,Сочинение мелодии и исполнение песен-попевок. | - определять характер, настроение, жанровую основу песен-попевок; - принимать участие в элементарной импрови-зации и исполнительской деятельности. | - выражать собственные мысли,настроения и чув-ства с помощью муз. речи в пении, движении, игре на инструментах; приобре-тать опыт музыкально- творческой деятельности через сочинение, исполне-ние, слушание; исполнять, инсценировать песни. |
4 | Душа музыки – мелодия. Урок обобщения и систематизации знаний. (Урок-путешествие) | Песня, танец, марш. Основные средства муз. выразительности (мелодия). Мелодия – главная мысль любого музыкального сочинения, его лицо, его суть, его душа .Опираясь на простые жанры – песню, танец, марш выявить их характерные особенности. В марше - поступь, интонации и ритмы шага, движение. Песня-напевность, ши-рокое дыхание, плавность линий мело-дического рисунка. Танец-движение и ритм, плавность и закругленность ме-лодии, узнаваемый трехдольный размер в вальсе, подвижность, четкие акценты, короткие “шаги” в польке. П.Чайковский: «Сладкая греза», «Вальс», «Марш деревянных солдатиков». | - понимать термины: мелодия и аккомпанемент. Что мелодия – главная мысль музыкального произведения. - выявлять характерные особенности жанров: песни, танца, марша; - определять на слух основные жанры музыки (песня, танец и марш); | - откликаться на характер музыки пластикой рук, ритмическими хлопками. - определять и сравнивать характер, настроение в музыкальных произве-дениях; эмоционально откликнуться на музы-кальное произведение и выразить свое впечат-ление; - эмоционально отклик-нуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление. |
5 | Музыка осени. Комбинированный урок | Интонационно-образная при-рода музыкального искусства. Выразительность и изобра-зительность в музыке.Связать жизненные впечатления школьников об осени с художественными образами поэ-зии, рисунками художника, музыкаль-ными произведениями П.И.Чайковского и Г.В.Свиридова, детскими песнями. Звучание музыки в окружающей жизни и внутри самого человека. Куплетная форма песен. П.И.Чайковский «Осенняя песнь» Г.Свиридов «Осень» В.Павленко «Капельки» Т.Потапенко «Скворушка прощается» | - различать тембр музыкального инструмента – скрипки и фортепиано; - выделять отдельные признаки предмета и объединять по общему признаку; | - осмысленно владеть способами певческой деятельности: пропевание мелодии, проникнуться чувством сопричастности к природе, добрым отношением к ней. - участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов |
6 | Сочини мелодию. Урок закрепления нового материала. | Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие. Региональные музыкально – поэтические традиции. Развитие темы природы в музыке. Овладение элементами алгоритма сочинения мелодии. Вокальные импровизации детей. Ролевая игра «Играем в композитора». Понятия «мелодия» и «аккомпанемент». Тема природы в музыке. Ролевая игра «Играем в композитора». Муза вдохновляет тех, кто имеет желание, обладает трудолюбием, кто хочет научиться новому. | - проявлять личностное отношение при восприя-тии муз. произведений, эмоциональную отзыв-чивость; ориентировать-ся в музыкально- поэти-ческом творчестве, в многообразии муз. фольклора России, в том числе родного края, сопоставлять различные образцы народной и проф. музыки; ценить отечественные народ-ные муз. традиции; | найти нужную речевую интонацию для передачи характера и настроения пе-сенки на стихи А.Барто «Золотая осень» и песенки «Дождь идет»; владеть элементами алгоритма сочинения мелодии; само-стоятельно выполнять уп-ражнения; владеть навыка-ми контроля и оценки сво-ей деятельности, умением предвидеть возможные по-следствия своих действий. |
7 | «Азбука, азбука каждому нужна…» Урок изу-чения и первичного закреп-ления но-вых знаний. | Нотная грамота как способ фик-сации музыкальной речи. Элемен-ты нотной грамоты. Система графических знаков для записи музыки.Роль музыки в отражении раз-личных явлений жизни, в том числе и школьной. Увлекательное путешествие в школьную страну и музыкальную грамо-ту. Д.Кабалевский «Песня о школе» А. Островский «Азбука» | - моделирования опыта музыкально-творческой деятельности; - понимания истоков музыки и ее взаимосвязи с жизнью; | - участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы и анализе условий учебной задачи; - взаимосвязь всех школьных уроков друг с другом и роль музыки в отражениях различных явлениях жизни; |
8 | Музыкальная азбука. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Нотная грамота как способ фик-сации музыкальной речи. Элемен-ты нотной грамоты. Система графических знаков для записи музыки. Запись нот - знаков для обозначения музыкальных звуков. Увлекательное путешествие в школьную страну и музыкальную грамоту. Элемен-ты музыкальной грамоты: ноты, нотоно-сец, скрипичный ключ. В. Дроцевич «Семь подружек» «Нотный хоровод» | - узнавать изученные произведения, участвовать в коллективном пении, исполнение ритма, изображение звуковы-сотности мелодии движением рук. | - Ориентироваться в нотном письме как графическом изображении типичных интонационных оборотов (вопрос — ответ, выразительные и изобразительные интонации и др.) ; |
9 | Обобщающий урок 1 четверти. Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся. | Музыка и ее роль в повседневной жизни человека. Исполнение песен. Игра «Угадай мелодию» на определение музыкальных произведений и композиторов, написавших эти произведения. | определять на слух зна-комые жанры: песня, та-нец, марш, смысл поня-тий «композитор-испол-нитель-слушатель»,узна-вать изученные муз.про-изведения, выказывать свое отношение к раз-личным муз. сочине-ниям, явлениям, созда-вать собственные интер-претации, исполнять знакомые песни. | - реализовывать творческий потенциал, осуществляя собствен- ные музыкально - исполнительские замыслы в различных видах деятельности; - задавать вопросы; - отвечать на вопросы; - умение выражать свои мысли. |
1 | «Садко». Из русского былинно-го сказа. Комбинированный урок | Наблюдение народного тво-рчества. Знакомство с народным былинным сказом “Садко”. Знакомство с жанрами музыки, их эмоционально-образным содержанием, со звучанием народного инструмента - гуслями. Зна-комство с разновидностями народных песен – колыбельные, плясовые. На при-мере музыки Н.А.Римского-Корсакова дать понятия «композиторская музыка». Д.Локшин «Былинные наигрыши» - (гусли)Н.А.Римский-Корсаков «Заиграй-те, мои гусельки», «Колыбельная Волховы» из оперы «Садко» | - внимательно воспринимать информацию; - внимательно слушать музыкальные фрагменты и находить характерные особенности музыки в прозвучавших литературных фрагментах; | - различать жанры народных песен – колыбельные, плясовые, их характерные особенности; - определять на слух звучание народных инструментов; - воплощения собственных мыслей, чувств в звучании голоса и различных инструментов; |
2 | Музыкальные инструменты. Урок изучения и закрепления новых знаний. | Музыкальные инструменты. Сопоставление звучания народных инструментов со звучанием профессиональных инструментов: свирель - флейта, гусли – арфа – фортепиано. И.С.Бах «Шутка» К.Глюк «Мелодия» из оперы «Орфей и Эвридика». Л.Бетховен «Пасторальная симфония» (фрагмент) | - сопоставлять звучание народных и профессиональных инструментов; - выделять отдельные признаки предмета и объединять по общему признаку; | - определять названия профессиональных инструментов – флейта, арфа, фортепиано, выразительные и изобра-зительные возможности этих инструментов; пере-давать настроение музыки в пластическом движении, пении, давать определения общего характера музыки. |
3 | Звучащие картины. Комбинированный урок. | Музыкальные инструменты. Народная и профессиональная музыка.Расширение художественных впечатлений учащихся, развитие их ассоциативно-образного мышления на примере репродукций известных про-изведений живописи, скульптуры разных эпох. Направление на воспитание у учащихся чувство стиля- на каких кар-тинах “звучит” народная музыка, а ка-ких - профессиональная, сочиненная композиторами. К.Кикта «Фрески Софии Киевской» Л.Дакен «Кукушка» | - сопоставлять народные и профессиональные инструменты, их своеобразие и интонационное звучание, сходства и различия. | - узнавать музыкальные инструменты по изображениям, участвовать в коллективном пении, вовремя начинать и заканчивать пение, слушать паузы, понимать дирижерские жесты; - самостоятельную музыкальную творческую деятельность; |
4 | Разыграй песню. Комбинированный урок. | Многозначность музыкальной речи, выразительность и смысл. Постижение общих закономер-ностей музыки: развитие музыки - движение музыки. Развитие му-зыки в исполнении. Развитие умений и навыков выразительного исполнения детьми песни Л.Книппера «Почему мед-ведь зимой спит». Выявление этапов развития сюжетов. Подойти к осоз-нанному делению мелодии на фразы, осмысленному исполнению фразировки. Основы понимания развития музыки | - планировать свою деятельность; вырази-тельно исполнять песню и составлять исполни-тельский план вокаль-ного сочинения исходя из сюжетной линии сти-хотворного текста, нахо-дить нужный характер звучания, импровизиро-вать «муз. разговоры» различного х-ра. | - учащиеся могут оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно-массовых мероприятий; - оценивать собственную музыкально -творческую деятельность |
5 | Пришло Рож-дество, начинает-ся тор-жество. Родной обычай старины. Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся | Народные музыкальные традиции Отечества. Народное музыкальное творчество разных стран мира.Введение детей в мир духовной жизни людей. Знакомство с религиозными праздниками, традициями, песнями. Знакомство с сюжетом о рождении Иисуса Христа и народными обычаями празднования церковного праздника - Рождества Христова. Осознание образов рождественских песен, народных песен-колядок. «Тихая ночь» - международный рождественский гимн. «Щедрик»- украинская народная колядка. «Все идут, спешат на праздник» - колядка. С.Крылов - «Зимняя сказка» | - приобретать (моделировать) опыт музыкально-творческой деятельности через сочинение, исполнение, слушание. | - учащиеся могут оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно-массовых мероприятий; - образцы музыкального фольклора, народные музыкальные традиции, праздники – Рождество, названия рождественских песнопений - колядки. - |
6 | Добрый праздник среди зимы. Обобщающий урок 2 четверти. Комбинированный урок. | Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о музыкальном жанре – балет. Урок посвящен одному из самых любимых праздников детворы – Новый год. Знакомство со сказкой Т.Гофмана и музыкой балета П.И.Чайковского «Щелкунчик», который ведет детей в мир чудес, волшебства. Исполнение песен. П.И.Чайковский Ба-лет «Щелкунчик»:«Марш» «Вальс снеж-ных хлопьев» «Па- де-де»«Зимняя песен-ка»А.Бердыщев | - понимать степень понимания роли музыки в жизни человека. - узнавать освоенные музыкальные произведения, - - давать определения общего характера музыки; накопления музыкально-слуховых представлений и воспитания художественного вкуса; | - учащиеся могут оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно-массовых мероприятий; - реализовывать творческий потенциал, осуществляя собственные музыкально исполнительские замыслы в раз личных видах деятельности; |
1 | Край, в котором ты живешь. Урок изучения и закрепления новых знаний. | Сочинения отечественных ком-позиторов о Родине. Способность музыки в образной форме передать на-строения, чувства, характер человека, его отношение к природе, к жизни. Отноше-ние к Родине, ее природе, людям, культу-ре, традициям и обычаям. Идея патри-отического воспитания. Понятие “Роди-на” - через эмоционально-открытое, пози-тивно-уважительно отношение к вечным проблемам жизни и искусства. Родные места, родительский дом, восхищение красотой материнства, поклонение тру-женикам и защитникам родной земли. Гордость за свою родину. В.Степанова «Добрый день» А.Шнитке - «Пастораль» Г.Сви-ридов – «Пастораль» В.Алексеев «Рощица».А.Бердышев. | - понимать выразительность и изобразительность музыкальной интонации; названия изученных произведений и их авторов; - оценивать и соотно-сить содержание и музыкальный язык народного и профес-сионального музы-кального творчества разных стран мира. | - выказывать какие чувства возникают, когда поешь о Родине, различать выразительные возможности – скрипки; - воплощения собственных мыслей, чувств в звучании голоса и различных инструментов; - использовать музыкальную речь как способ общения между людьми и передачи информации, выраженной в звуках. |
2 | Худож-ник, поэт, компози-тор. Урок обобщения и систематизации знаний. | Рождение музыки как естествен-ное проявление человеческого состояния. Средства музыкаль-ной выразительности. Однако у каждого вида искусства – свой язык, свои выразительные средства для того, чтобы передать разнообразные жизненные явле-ния, запечатлев их в ярких запоминаю-щихся слушателям, читателям, зрителям художественных образах. Обращение к жанру пейзажа, зарисовкам природы в разных видах искусства. Логическое продолжение темы взаимосвязи разных видов ис-ва, обращение к жанру пес-ни как единству музыки и слова.И. Кадом-цев «Песенка о солнышке, радуге и радос-ти» И.Никитин«Вот и солнце встает» | - понимать выразительность и изобразительность музыкальной интонации; названия изученных произведений и их авторов; | воспринимать художес-твенные образы классичес-кой музыки, расширять словарный запас, переда-вать настроение музыки в пластическом движении, пении, давать определения общего характера музыки, ритмическая и интона-ционная точность во время вступления к песне. - получения эстетического наслаждения от восприя-тия музыки, от общения с миром искусства. |
3 | Музыка утра. | Интонационно – образная приро-да музыкального искусства. Вы-разительность и изобразитель-ность в музыке. Рассказ музыки о жизни природы. Значение принципа сходства и различия как ведущего в орга-низации восприятия музыки детьми. Кон-траст музыкальных произведений, кото-рые рисуют картину утра. У музыки есть удивительное свойство без слов переда-ват чувства, мысли, характер человека, состояние природы. Характер музыки особенно отчетливо выявляется именно при сопоставлении пьес. Э.Григ «Утро» П.Чайковский «Зимнее утро» В.Симонов «Утро в лесу» | - понимать, что у музыки есть свойство - без слов передавать чувства, мысли, характер человека, состояние природы, как связаны между собой разговорная речь и музыкальная речь | по звучавшему фрагменту определять музыкальное произведение, проник-нуться чувством сопере-живания природе, нахо-дить нужные слова для передачи настроения. Вы-являть особенности мело-дического рисунка, рит-мичного движения, темпа, тембровых красок, гармо-нии, принципов развитии фор-мы. Выражение свое-го впечатления от музыки к рисунку. |
4 | Музыка вечера. Комбинированный урок. | Интонация как внутреннее озву-ченное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Ин-тонация – источник элементов музыкальной речи. Вхождение в тему через жанр - колыбельной песни. Осо-бенности колыбельной музыки. Особен-ность вокальной и инструментальной музыки вечера (характер, напевность,на-строение). Исполнение мелодии с по-мощью пластического интонирования: имитирование мелодии на воображаемой скрипке. Обозначение динамики, темпа, которые подчеркивают характер инаст-роение музыки. В. Гаврилин «Вечерняя музыка» С.Прокофьев «Ходит месяц над лугами» Е. Крылатов «Колыбельная Умки» В.Салманов « Вечер» | - по звучавшему фрагменту определять музыкальное произведение, проникнуться чувством сопереживания природе, находить нужные слова для передачи настроения. - сопоставлять, сравнивать, различные жанры музыки. | - формирования отношения к творчеству и искусству как созиданию красоты и пользы; - выражать собственные мысли, настроения и чувства с помощью музыкальной речи в пении, движении, игре на инструментах; - получения новых знаний через постижение основных средств музыкальной выразительности; |
5 | Музыкальные портреты. Урок изучения и закрепления новых знаний. | Выразительность и изобрази-тельность в музыке. Интонации музыкальные и речевые. Сход-ство и различие. Сходство и разли-чие музыки и разговорной речи на приме-ре вокальной миниатюры «Болтунья» С.Прокофьева на стихи А.Барто. Интона-ционно-осмысленное воспроизведение различных музыкальных образов. Тайна замысла композитора в названии музы-ального произведения. Отношение ав-торов произведений поэтов и компози-торов к главным героям музыкальных портретов. В.Моцарт « Менуэт» С.Прокофьев «Болтунья» | - сравнивать музыкаль-ные и речевые интона-ции, определять их сходство и различия; - выявлять различные образы – портреты пер-сонажей можно пере-дать с помощью музыки, сходства и различия разговорной и музы-кальной речи. | - вслушиваться в музыкальную ткань произведения, на слух определять характер и настроение музыки, - соединять слуховые впечатления детей со зрительными. |
6 | Разыграй сказку. «Баба Яга» - русская народная сказка. Комбинированный урок. | Наблюдение народного творчества. Музыкальный и поэтический фольклор России: игры – драматизации. Развитие музыки в исполнении. Знакомство со сказкой и народной игрой “Баба-Яга”. Встреча с образами русского народного фольклора. П.Чайковский «Баба Яга» « Баба – Яга» - детская песенка | - выделять характерные интонационные музыкальные особенности музыкального сочинения: изобразительные и выразительные. | воплощать выразительные и изобразительные особен-ности музыки в исполни-тельской деятельности. Применять знания основ-ных средств музыкальной выразительности при анализе прослушанного музыкального произве-дения и в исполнительской деятельности. передавать в собственном исполнении (пении, игре на инстру-ментах, музыкально-плас-тическом движении) раз-личные муз. образы. |
7 | Музы не молчали. Комбинированный урок. | Обобщенное представление ис-торического прошлого в музы-кальных образах.Тема защиты Оте-чества. Подвиги народа в произведениях художников, поэтов, композиторов. Па-мять и памятник - общность в родствен-ных словах. Память о полководцах, русских воинах, солдатах, о событиях трудных дней испытаний и тревог, сох-раняющихся в народных песнях, обра-зах, созданными композиторами. Музы-кальные памятники защитникам Отечес-тва. А.Бородин «Богатырская симфония» «Солдатушки, бравы ребятушки» (русская народная песня) «Учил Суворов» | - определять названия произведений и их авторов, в которых музыка рассказывает о русских защитниках. - внимательно слушать. | - определять характер музыки и передавать ее настроение, описывать образ русских воинов, сопереживать музыкальному образу, - передачи музыкальных впечатлений на основе приобретенных знаний; |
8 | Мамин праздник. Комбинированный урок. | Интонация как внутреннее озву-ченное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Урок посвящен самому дорогому человеку – маме. Осмысление содержания построено на сопоставлении поэзии и музыки. Ве-сеннее настроение в музыке и произве-дениях изобразительного искусства. На-певность, кантилена в колыбельных пес-нях, которые могут передать чувство по-коя, нежности, доброты, ласки В.Моцарт «Колыбельная» И.Дунаевский «Колыбельная» М.Славкин « Праздник бабушек и мам» И.Арсеев «Спасибо» | - передавать эмоционально во время хорового исполнения разные по характеру песни, импровизиро-вать; выделять харак-терные интонационные музыкальные особен-ности музыкального сочинения, имитационными движениями. | Применять знания основ-ных средств музыкальной выразительности при ана-лизе прослушанного музы-кального произведения и в исполнительской деятель-ности. передавать в собст-венном исполнении (пе-нии, игре на инструмен-тах, музыкально-пласти-ческом движении) различ-ные музыкальные образы. |
9 | Обобщающий урок. Урок обобщения и систематизации знаний. | Обобщение музыкальных впечатлений первоклассников за 3 четверть. | определять названия изученных жанров му-зыки; названия изучен-ных произведений и их авторов; исполнять муз. произведения отдельных форм и жанров . | приобретать опыт музы-кально - творческой дея-тельности через сочине-ние, исполнение, слуша-ние.продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки. |
1 | Музыкальные ин-струменты. У каж-дого свой музыкальный ин-струмент. Урок изу-чения и закрепления новых знаний | Музыкальные инструменты. Инструментовка и инсценировка песен. Игровые песни, с ярко выраженным танцевальным характером. Звучание народных музыкальных инструментов. «У каждого свой музыкальный инструмент»- эстонская народная песня. | вслушиваться в звуча-щую музыку и опреде-лять характер произве-дения, выделять харак-терные интонационные музыкальные особен-ности музыкального сочинения, имитационными движениями изображать игру на музыкальных инструментах | - участвовать в коллективном музицировании на элементарных и музыкальных инструментах. - воплощения собственных мыслей, чувств в звучании голоса и различных инструментов; |
2 | Музыкальные инструменты. Урок изучения и закрепления новых знаний. | Музыкальные инструменты. Встреча с музыкальными инструментами – арфой и флейтой. Внешний вид, тембр этих инструментов, выразительные воз-можности. Знакомство с внешним ви-дом, тембрами, выразительными возмож-ностями музыкальных инструментов лютня, клавеснн. Сопоставление звуча-ния произведений, исполняемых на клавесине и фортепиано. Мастерство ис-полнителя-музыканта. И.Бах «Волынка» П.Чайковский « Сладкая греза» Л.Дакен «Кукушка» «Тонкая рябина» - гитара Ж.Рамо - «Тамбурин»- клавесин И.Конради – «Менуэт» - лютня | - сравнивать звучание музыкальных инструментов, узнавать музыкальные инструменты по внешнему виду и по звучанию, имитационными движениями изображать игру на музыкальных инструментах. | - сопостовлять внешний вид, тембр, выразительные возможности музыкальных инструментов - лютня, клавесин, гитара. |
3 | «Чудесная лютня» (по ал-жирской сказке). Звучащие картины. Урок обоб-щения и систематизации знаний. | Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмо-циональное воздействие на слу-шателей. Знакомство с музыкальны-ми инструментами, через алжирскую сказку “Чудесная лютня”. Размышление о безграничных возможностях музыки в передаче чувств, мыслей человека, силе ее воздействия Выполнение задания и выявление главного вопроса: какая музыка может помочь иностран-ному гостю лучше узнать другую стра-ну? Художественный образ. Закрепление представления о музыкальных инстру-ментах и исполнителях. Хар-р музыки и ее соответствие настроению картины. | - сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов, - размышлять о возможностях музыки в передаче чувств. Мыслей человека, силе ее воздействия. | - обобщать характеристику музыкальных произве-дений, воспринимать художественные образы классической музыки, расширять словарный запас, передавать настроение музыки в пластическом движении, пении, давать определения общего характера музыки, ритмическая и интона-ционная точность во время вступления к песне. |
4 | Музыка в цирке. Комбинированный урок. | Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров. Песня, та-нец, марш и их разновидности. Цирковое представление с музыкой, которая создает праздничное настро-ение. Музыка, которая звучит в цирке, помогает артистам выполнять сложные номера, а зрителям подсказывает появ-ление тех или иных действующих лиц циркового представления. А.Журбин « Добрые слоны» И.Дунаевский « Выходной марш» Д.Кабалевский «Клоуны» О.Юдахина « Слон и скрипочка» | - определять жанровую принадлежность музыкальных произведений, песня- танец – марш. - узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов; | - через различные формы деятельности систематизировать словарный запас детей. - передавать настроение музыки и его изменение: в пении, музыкально-пластическом движении. |
5 | Дом, который звучит. Урок изучения и закрепления новых знаний. | Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров. Опера, ба-лет. Песенность,танцеваль-ность, маршевость. Музыкаль-ные театры.Музыкальный театр. Через песенность, танцевальность и маршевость можно совершать путешест-вие в музыкальные страны - оперу и балет. Герои опер - поют, герои балета - танцуют. Пение и танец объединяет музыка. Сюжетами опер и балетов ста-новятся известные народные сказки. В операх и балетах “встречаются” песен-ная, танцевальная и маршевая музыка. Н.Римский-Корсаков опера «Садко» ( фрагменты)Р.Щедрин балет «Конек-Горбунок» ( «Золотые рыбки») | - вслушиваться в звучащую музыку и определять характер произведения, выделять характерные интонационные музыкальные особенности музыкального сочинения. Эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике. | - накопления музыкально-слуховых представлений и воспитания художественного вкуса; - расширения музыкального кругозора и получения общих представлений о музыкальной жизни современного социума; - формирования отношения к творчеству и искусству как созиданию красоты и пользы; |
6 | Опера-сказка. Урок закрепления знаний. | Опера. Песенность, танцевальность, маршевость. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная; сольная, хоровая, оркестровая. Детальное знакомство с хорами из детских опер. Персонажи опер имеют свои яркие музыкальные характерис-тики – мелодии-темы. Герои опер могут петь по одному - солист и вместе – хором в сопровождении фортепиано или оркестра. В операх могут быть эпизоды, когда звучит только инстру-ментальная музыка.М.Коваль «Волк и се-меро козлят» М.Красев «Муха цокотуха» | - назвать понравившееся произведения, дать его характеристику; - сопоставлять, сравнивать, различные жанры музыки. | - определять различные виды музыки (вокальной, инструментальной; сольной, хоровой, оркестровой); - участвовать в коллективной, ансамблевой и сольной певческой деятельности; - слушать своего собеседника, отстаивать свою позицию. |
7 | «Ничего на свете лучше нету». Комбинированный урок. | Музыка для детей. Музыка, написанная специально для мультфильмов. Любимые мультфильмы и музыка, которая звучит повседневно в нашей жизни. Знакомство с композиторами- песенниками, создающими музыкальные образы. Г.Гладков «Бременские музыканты» | элементарные понятия о музыкальной грамоте и использовать их во время урока, | оказывать помощь в орга-низации и проведении школьных культурно массовых мероприятий, представлять широкой публике результаты соб-ственной музыкально - творческой деятельности (пение, инструментальное музицирование, драма-тизация и др. |
8 | Обобщающий урок. (Урок-концерт.) | Слушание полюбившихся произведений, заполнение афиши, исполнение любимых песен. | - понимать триединство: композитор – исполнитель – слушатель, - осозновать, что все события в жизни человека находят свое отражение в ярких музыкальных и художественных образах. | - оценивать собственную музыкально-творческую деятельность. размышлять о музыке, высказывать собственное отношение к различным музыкальным явлениям, сочинениям создавать собственные исполнительские интер-претации. сравнивать музыкальные произве-дения разных жанров и стилей. различать песенность, танцевальность и маршевость в музыке. |
Список научно-методического обеспечения.
Учебно-методический комплект «Музыка 1-4 классы» авторов Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной:
На основе « Программы общеобразовательных учреждений. Музыка 1-7 классы». Авторы программы « Музыка. Начальные классы» - Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина., М., Просвещение, 2007., стр.3-28.
- «Методика работы с учебниками «Музыка 1-4 классы», методическое пособие для учителя М., Просвещение, 2004г.
- «Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка» 1 класс», М., Просвещение, 2001г.
- фонохрестоматия для 1 класса (3 кассеты) и СD (mp 3), М., Просвещение, 2009 г.
- учебник-тетрадь «Музыка 1 класс», М., Просвещение, 2010г.
- Рабочая тетрадь для 1 класса, М., Просвещение, 2010г.
MULTIMEDIA – поддержка предмета
1. Мультимедийная программа «Учимся понимать музыку»
2. Мультимедийная программа «Соната» Лев Залесский и компания (ЗАО) «Три сестры» при издательской поддержке ЗАО «ИстраСофт» и содействии Национального Фонда подготовки кадров (НФПК)
3. Музыкальный класс. 000 «Нью Медиа Дженерейшн».
4. Мультимедийная программа «Шедевры музыки» издательства «Кирилл и Мефодий»
5. Мультимедийная программа «Энциклопедия классической музыки» «Коминфо»
6. Электронный образовательный ресурс (ЭОР) нового поколения (НП)
7. Мультимедийная программа «Музыка. Ключи»
8.Мультимедийная программа "Музыка в цифровом пространстве"
9. Мультимедийная программа «Энциклопедия Кирилла и Мефодия 2009г.»
10.Мультимедийная программа «История музыкальных инструментов»
11.Единая коллекция - http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164
12.Российский общеобразовательный портал - http://music.edu.ru/
13.Детские электронные книги и презентации - http://viki.rdf.ru/
14.Уроки музыки с дирижером Скрипкиным. Серия «Развивашки». Мультимедийный диск (CD ROM) М.: ЗАО «Новый диск», 2008.
15. CD-ROM. «Мир музыки». Программно-методический комплекс»
Список научно-методической литературы.
- «Сборник нормативных документов. Искусство», М., Дрофа, 2005г.
- «Музыкальное образование в школе», под ред., Л.В.Школяр, М., Академия, 2001г.
- Алиев Ю.Б. «Настольная книга школьного учителя-музыканта», М., Владос, 2002г.
- «Музыка в 4-7 классах,/ методическое пособие/ под ред.Э.Б.Абдуллина, М.,Просвещение,1988г.
- Осеннева М.Е., Безбородова Л.А. «Методика музыкального воспитания младших школьников», М.,Академия, 2001г.
- Челышева Т.С. «Спутник учителя музыки», М., Просвещение, 1993г.
- Васина-Гроссман В. «Книга о музыке и великих музыкантах», М., Современник, 1999г.
- Григорович В.Б. «Великие музыканты Западной Европы», М., Просвещение, 1982г.
- «Как научить любить Родину», М., Аркти, 2003г.
- Дмитриева Л.Г. Н.М.Черноиваненко «Методика музыкального воспитания в школе», М., Академия, 2000г.
- «Теория и методика музыкального образования детей», под ред. Л.В.Школяр, М., Флинта, Наука, 1998г.
- Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. «Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях», М., Академия, 2002г.
- Абдуллин Э.Б. «Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе», М., Просвещение, 1983г.
- Аржаникова Л.Г. «Профессия-учитель музыки», М., Просвещение, 1985г.
- Халазбурь П., Попов В. «Теория и методика музыкального воспитания», Санкт-Петербург, 2002г.
- Кабалевский Д.Б. «Как рассказывать детям о музыке», М., Просвещение, 1989г.
- Кабалевский Д.Б. «Воспитание ума и сердца», М., Просвещение, 1989г.
- Петрушин В.И. «Слушай, пой, играй», М., Просвещение, 2000г.
- Великович Э.И. «Великие музыкальные имена», Композитор, Санкт-Петербург, 1997г.
- Никитина Л.Д. «История русской музыки», М., Академия,1999г.
- Гуревич Е.Л. «История зарубежной музыки», М., Академия,1999г
- Булучевский Ю. «Краткий музыкальный словарь для учащихся», Ленинград, Музыка, 1989г.
23.Самин Д.К. «Сто великих композиторов», М.,Вече, 2000г.
- Рапацкая Л.А., Сергеева Г.С., Шмагина Т.С. «Русская музыка в школе», М.,Владос,2003г.
- Кленов А. «Там, где музыка живет», М., Педагогика, 1986г.
- «Веселые уроки музыки» /составитель З.Н. Бугаева/, М., Аст, 2002г.
- «Традиции и новаторство в музыкально-эстетическом образовании»,/редакторы: Е.Д.Критская, Л.В.Школяр/,М., Флинта,1999г.
- «Музыкальное воспитание в школе» сборники статей под ред. Апраксиной О.А. выпуск №9,17.
- «Музыка в школе» № №1-3, 2007г, №№1-6 – 2008г., №№1-5 – 2009 г.
- «Искусство в школе» № 4 1995г., №№1-4 1996г., №2,4,6 1998г., № 2,3 1999г., № 2,3 2000г.
- «Пионерский музыкальный клуб» выпуск №№15,20-24.
- Фрид Г. «Музыка! Музыка? Музыка…и молодежь», М., Советский композитор, 1991г.
- Ригина Г.С. «Музыка. Книга для учителя», М., Учебная литература,2000г.
- Бакланова Т.И. «Обучение в 1 классе», М., Астрель, 2005г.
- Тузлаева Г.С. «Поурочные планы по учебнику Г.С.Ригиной 1 класс», Волгоград, Учитель,2006г.
- Новодворская Н.В. «Поурочные планы. Музыка 1 класс»/2 части/, Волгоград, Корифей, 2006г.
- Узорова О.В. ,Нефедова Е.А. «Физкультурные минутки», М., Астрель-Аст, 2005г.
- Исаева С.А. «Физкультминутки в начальной школе», М., Айрис-Пресс, 2003г.
- Смолина Е.А. «Современный урок музыки», Ярославль, Академия развития, 2006г.
- Разумовская О.К. Русские композиторы. Биографии, викторины, кроссворды.- М.: Айрис-пресс, 2007.- 176с.
- Золина Л.В. Уроки музыки с применением информационных технологий. 1-8 классы. Методическое пособие с электронным приложением. М.: Глобус, 2008.- 176с
- Песенные сборники.
- Агапова И.А., Давыдова М.А. Лучшие музыкальные игры для детей.- М.: ООО «ИКТЦ «ЛАДА», 2006.- 224с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МАТЕМАТИКЕ НА 2012-2013 УЧЕБНЫЙ ГОД В 6 Б КЛАССЕ
Программа составлена на основе программы курса «Математика» авторовН. Я. Виленкин и др. (Сборник программ общеобразовательныхучреждений. Математика. 5-6 классы. «Просвещение», 2009. Составитель:Т. А. ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МАТЕМАТИКЕ НА 2012-2013 УЧЕБНЫЙ ГОД 5 КЛАСС
Составлена в соответствии с программой «Математика»Сборник программ общеобразовательных учрежденийУчебник математика 5 класс авторов Виленкин Н.ЯМнемозина 2011г.)...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МАТЕМАТИКЕ НА 2012-2013 УЧЕБНЫЙ ГОД 5 КЛАСС
«Математика» – М.: «Ювента»,2010г, авторовЛ.Г.Петерсон,Г.В.Дорофеев ( Сборник программ общеобразовательных учреждений. Математика 5-6 кл.)...
Рабочая программа учебного курса «Информатика и ИКТ» для 6 класса на 2012-2013 уч.год. Программа составлена на основе авторской программы Босова Л.Л. для базового уровня 6 класса. Рассчитана на 35 учебных часа
Рабочая программа учебного курса «Информатика и ИКТ» для 6 класса на 2012-2013 уч.год. Программа составлена на основе авторской программы Босова Л.Л. для базового уровня...
Рабочая программа воспитательной работы на 2012 – 2013 учебный год в 4 группе.
Данная программа будет полезна для воспитателей школ - интернатов и детских домов. В ней изложены тематики родительских собраний и групповых занятий....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА воспитательной работы на 2012-2013 уч.год
Воспитательная работа с подростками 14-18 лет в коррекционной школе-интернате....
Рабочая программа по предмету «Алгебра и начала математического анализа» в 10-11 классах на 2012/2013, 2013-2014 учебные годы
Данная программа рассчитана на 272 учебных часа (136 часов в 10 классе и 136 часов в 11 классе). В учебном плане для изучения алгебры и начал анализа на базовом уровне отводится 3 часа в неделю, 1 час...