Урок музыки в 5 классе
план-конспект урока по музыке (5 класс) на тему

Тема: "В музыкальном театре. Балет"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx31.72 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

В музыкальном театре. Балет.

по программе Критской Е.Д., Сергеевой Г.П.

Тема полугодия: «Музыка и литература».

Тема урока: «Второе путешествие в музыкальный театр. Балет».

Тип урока: Урок предъявления и изучения нового материала.

Дидактическая задача: Повторить главные понятия в теме «Музыка и литература», обеспечить первичное осмысление нового содержания материала.

Педагогическая задача: показать значимость взаимосвязи музыки с другими видами искусства.

Цели урока:

Образовательная – сформировать представление детей о новом музыкально - театральном жанре; на примере жанра балета, показать  связь музыки с другими видами  искусства;

Развивающая – развивать умения слушания  музыки, развивать певческие навыки  (артикуляция,   звукоизвлечение,  выразительность исполнения);

Воспитательная – активизировать интерес детей к  музыке Чайковского, продолжить обогащение музыкально - познавательного опыта.

После изучения темы учащиеся должны

Знать: авторов сказки, балета «Щелкунчик» (Эрнст Теодор Вильгельм Гофман, П. И. Чайковский), сюжет балета, названия номеров балета (Испанский танец, Арабский танец, Русский танец), специфику жанра балета; понятия и термины: балет, балетмейстер.

Уметь:

-давать характеристику музыкальным фрагментам;

-понимать взаимосвязь музыки с различными видами искусства;

-выразительно исполнять песню, соблюдая четкость артикуляции

Типология методов обучения: объяснительно –иллюстративный.

Форма урока: урок-диалог.

Форма организации познавательной деятельности: фронтальная.

Средства обучения: синтезатор, ноутбук, мультимедийная презентация.

План изучения нового материала:

  1. Литературное произведение - сказка Гофмана «Щелкунчик».
  2. История создания балета П.И.Чайковского «Щелкунчик».
  3. Краткое содержание и прослушивание фрагментов  балета.
  4. Сюжет сказки «Щелкунчик» в разных жанрах искусства (живопись, фотография, мультипликация).
  5. Распевание и исполнение песни «Зима».

Прием изложения новой темы: Беседа с элементами исполнительской деятельности.

Измерители:

- фронтальный опрос с элементами игровых технологий (Игра «Я знаю, что…»)

- коллективное выразительное исполнение песни;

- использование игрового метода в виде решения кроссворда по ранее изученному материалу.

Этапы урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность  учащихся

Организационный момент

1 мин

Введение в тему беседы.

Определение понятия «балет».

Мотивация познавательной деятельности.

Актуализация знаний.

6 мин

Определение темы урока, целей урока. Повторение понятий  (либретто, увертюра…) в кроссвордах.

Решение кроссвордов

Изучение нового материала.

  1. мин

 Ведение  беседы: «эстетическое пространство» - показ мультимедийной презентации,

Создание проблемной ситуации,

поиск ответа в диалоге с учащимися,

объяснение учителя  (главная информация, дополнительная информация – факты, события...)

слушание фрагментов балета,  осмысление понятий, информации,

участие в беседе.

- распевание

- повторение песни «Зима».

- пение упражнения;

- вокальная работа над элементами исполни-тельских навыков;

- выразительное исполнение песни.

Обобщение знаний, выводы, рефлексия

3 мин

 Учитель направляет, корректирует или уточняет  ответы.

Участие в игре  

 «Я запомнил, что…». 

Домашнее задание

1 мин

Нарисовать иллюстрации к любому танцу из балета «Щелкунчик».

Работа с дневником.

 

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! (Слайд №1)

Сегодня нам предстоит необычное путешествие в музыкальный театр. Ребята, кто помнит пункт назначения нашего первого путешествия? (Ответы детей об опере).

Совершенно верно. Усаживайтесь поудобнее, сейчас отправимся в путь. (Слайд №2)

  1. Актуализация знаний с опорой на изученный материал.

Только вот незадача! Для того, чтобы началось путешествие, надо дорогу узнать.

Что нас ждет в театре – секрет. Ключ к раскрытию этого секрета – в этом кроссворде. Итак, перед вами кроссворд. Если правильно угадаете загадки о музыкальных инструментах, то наш пункт назначения станет известен.  (Учащиеся разгадывают кроссворд. (Слайд № 2 – 7).

1.б

а

л

а

л

а

й

к

а

2.г

и

т

 а

р

а

3.ф

 л

е

й

т

а

4.а

к

к

о

р

д

 е

о

н

5.ф

о

р

 т

е

п

и

а

н

о

1) Русский инструмент наш,

     Ты на нем сыграй-ка.

     Три струны есть у него

     Это… (балалайка).

2) Шести- и семиструнная,

     Легка и хороша,

     Всегда необходимая,

     Ничем не заменимая

     В походах у костра. (гитара)

3) Дунешь – птичка запоет,

     Песня нас с тобою ждет.

     Пальцы уберешь –

     Песню оборвешь. (флейта).

4) От гармони он родился,

    С пианино подружился.

    Он и на баян похож.

     Как его ты назовешь? (аккордеон).

5) Играть умеет он и «форте» и «пиано»,

     Поэтому назвали его… (фортепиано)

Молодцы! Все загадки отгадали!

Сегодня нам предстоит знакомство с еще одним удивительным музыкально-театральным жанром – балетом! (на последних словах начинается показ фотографий балета)

Итак, балет – это музыкальный спектакль, в котором не разговаривают, не поют, а только танцуют. (Слайд № 8).

А вы знаете, кто сочиняет балет?

Основа и создатели балета (Слайд № 9)

Музыку пишет композитор, а постановщик танцев – балетмейстер.

Для вас еще одно испытание. Для того, чтобы узнать название балета, вы должны отгадать кроссворд.

 Щ

1 .о

п

  е

р

а

2. л

и

б

р

е

т

т

о

3. с

а

д

  к

о

4. у

в

е

р

т

ю

р

а

5. р

о

м

а

  н

с

6. к

н

и

ж

е

  ч

к

а

7. в

о

к

а

л

  и

з

8. р

е

  к

в

и

е

м

Кроссворд «Щелкунчик» (слайды № 10 - 18)

  • Музыкальный спектакль, в котором не разговаривают, а только поют. (Опера)
  • Как называется краткое литературное изложение оперы, балета, оперетты, мюзикла? (Либретто)
  • Как называется опера Римского-Корсакова, в котором рассказывается о гусляре, побывавшем у морского царя в гостях? (Садко).
  • Как называется вступление к опере, балету? (Увертюра).
  • Вокальное произведение, в котором раскрываются лирические образы, говорится о светлых чувствах людей. (Романс).
  • Перевод на русский язык слова «либретто». (Книжечка).
  • Вокальное произведение без слов. (Вокализ).
  • Как называется последнее произведение В.А. Моцарта, написанное по заказу человека в черном плаще? (Реквием).

  1. Изучение нового материала.

Мы с вами отгадали название балета. А появился бы на свет этот балет, если бы не было литературы? Почему? (Потому что сначала была написана сказка «Щелкунчик»)

. Кто написал ее? (Эрнст Теодор Вильгельм Амадей Гофман). (Слайд № 19, 20).

А автор балета «Щелкунчик» -замечательный русский композитор, сочинивший немало балетов на сказочные сюжеты, П.И.Чайковский. (Слайд №21).

Как же все начиналось? (Слайд №22).

Двухактный балет «Щелкунчик» заказан был Чайковскому дирекцией императорских театров в начале 1891 года.

25 февраля Чайковский уже сообщает в одном из писем, что работает над балетом «изо всей мочи», а в январе-феврале 1892 года балет был уже готов и  полностью инструментован. 

Музыка «Щелкунчика» впервые прозвучала 7 марта 1892 года в одном из Петербургских симфонических концертов Русского музыкального общества (РМО). По свидетельству брата композитора, «успех нового произведения был большой. Из шести номеров сюиты пять было повторено по единодушному требованию публики».

Итак, представление начинается… (слайд № 23-32).

     На новогоднем празднике девочке Мари подарили куклу – Щелкунчика, с помощью которой раскалывают орехи. Ночью оживший Щелкунчик во главе кукольного войска вступает в битву с Мышиным Королем и его армией. В трудную минуту Мари спасает Щелкунчика. Любовь девочки превращает его в прекрасного Принца, и они вместе отправляются в страну сказок.

Давайте отправимся все вместе в эту волшебную страну. Сейчас для нас будут танцевать жители той необычной страны.

   Для нас звучит Испанский танец (Шоколад).  (Слайд № 33). Какое настроение передает нам музыка? (бравурность, блеск)

   А теперь мы услышим Китайский танец (Чай). (Слайд № 34). Что вам показалось необычным в музыке?

   Следующий пункт нашего путешествия – Танец трепак, русский танец. (Слайд № 35). Какие чувства вызывает музыка танца?

   Как вы думаете, чем закончилась удивительная история Мари и Щелкунчика?

     Да, все это было только сон Мари… Минула новогодняя ночь, и вместе с нею ушли чудесные грезы… Мари, ощутившая на себе дыхание сказочной мечты, сидит около своей елки, дома, на ее коленях, кукла Щелкунчик.

     Увлекательный сюжет "Щелкунчика" лег в основу произведений других видов искусства. Многочисленные постановки, спектакли, экранизации свидетельствуют о неиссякаемом интересе к сказке Гофмана. (слайд № 36)

  Ребята, в какое время года происходили события сказки «Щелкунчик»? (Зима).

Давайте исполним песню о зиме, но сначала нам надо распеться.

Исполнение песни «Зима». Молодцы!

IV. Обобщение знаний, выводы (проводится в форме рефлексии).

    Наше путешествие подходит к концу. Что вы запомнили, что узнали сегодня?

Игра «Я запомнил, что…».  Дети по очереди продолжают фразу: «Я запомнил, что…», если кто-то ничего не запомнил,  говорит:  «Пропускаю». Важное условие: повторяться нельзя. Во время игры, если необходимо, учитель корректирует или уточняет  ответы.

А потом уже, если в ответах детей не прозвучало, можно задать и вопросы: куда мы совершили путешествие? С какими видами искусства связана музыка?  Что больше всего вам запомнилось и понравилось?

VI. Домашнее задание.        

Нарисуйте иллюстрацию к любому танцу из балета «Щелкунчик»

До новых встреч с музыкой!