Главные вкладки

    Урок музыки 3 класс "Русский сарафан в музыке и живописи"
    методическая разработка по музыке по теме

    Бабичева Татьяна Михайловна

    Интегрированный урок  в 3 классе, с применением ИКТ.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл urok_muzyki_3_klass.rar2.78 МБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное общеобразовательное учреждение- средняя общеобразовательная школа села Большая Дмитриевка Лысогорского района Саратовской области

    «Утверждаю»

    Директор школы:

    Н.Ф.Спиридонова

    Сценарий

    урока музыки

    3 класс

    Тема урока: «Русский сарафан

     в музыке и живописи»

                                            Подготовила :                

    учитель музыки Т.М.Бабичева

    2011 – 2012 уч.г.

    ЗАДАЧИ:

    -   в процессе исследования познакомить учащихся с историей возникновения сарафана, особенностями покроя, основными элементами орнаментов.

    -  обсудить, какой след оставил сарафан в русской душе на примере художественных и музыкальных шедевров.

    -  закрепить полученные знания в процессе выполнения творческого задания.

    МУЗЫКАЛЬНЫЙ  МАТЕРИАЛ: Варламов «Красный сарафан»; р.н.п. «Во кузнице», «Ах, вы ,сени, мои», «Во поле береза стояла».

    ХОД УРОКА: 1.Организационный .момент

    2. Слово учителя: Здравствуйте, ребята! Сегодня урок мы начинаем  непривычно для вас. Итак,  что вы видите на иллюстрации?

     (Слайд №1)

    Хорошо! Молодцы! Сегодня тема нашего урока

    (Слайд №2,3)

     Мы начинаем урок, и все на этом уроке будет у нас необычным, интересным . Вы узнаете много нового , узнаете, как появился сарафан и какой след он оставил в русской душе. А поможет нам в этом музыка и живопись, а также гости. которых мы ждем с минуты на минуту. Да вот  и они! ( Звучит фонограмма «Ах,вы,сени»)

    1-й скоморох: Представление начинается, Сюда, сюда все приглашаются

                           Билетик купите, к нам заходите.

    2-й скоморох: Кто к нам зайдет, тот в рай попадет.

                            А кто не зайдет, со скуки пропадет.

    1-й скоморох: Давай, давай , места занимай!

    2-й скоморох: Такое узрите, что в Америку не захотите.

    1-й скоморох: У нас гуляний немало,

     а такого шуму и гаму еще не бывало.

    А посему пора урок начинать…

    2-й скоморох: А кто ж будет начинать?

    1-й скоморох: Надо выбрать хозяйку . самую красивую!

    2-й скоморох: Да вот же она! (Выводит девочку в костюме царевны- лягушки. Голова  накрыта шубой наизнанку)

    1-й скоморох: Ой! Что за страсти? Это ты у нас хозяйкой будешь?

    Царевна- лягушка: Я ! ( Сбрасывает шубу)

                                     Нам не время скучать, пора урок  начинать.

    2-й скоморох: Ой, царевна, какая ты красивая, видно и правда на праздник собиралась, в самое лучшее наряжалась. Только я забыл, как твоя одежда называется? (Показывает на сарафан)

    1-й скоморох: Верно. А что представляет собой сарафан? (Длинное, прямое платье без рукавов)

    Царевна- лягушка: Правильно. Испокон веков образ русской красавицы вдохновлял художников на создание картин, где главной фигурой была русская  женщина.. теперь вспомните и назовите, как в русских народных сказках зовут величают красавиц? (Василиса Прекрасная, Марья Моревна)

    А еще лебедушка, утушка- голубушка- так ласково называют в народе русских женщин.

    Учитель: Давайте с вами посмотрим иллюстрацию хоровода, где девушки одеты в сарафаны. Обратите внимание, как они грациозны, неторопливо движутся в танце

     (Слайд №4 ,звучит музыка р.н.п. «Во поле береза стояла»

    Учитель: Не зря А.С.Пушкин в своей сказке «О царе- Салтане» написал следующие строки:

                           А сама- то величава, выступает, словно пава.

    Вы , наверное , заметили, что и музыка у хоровода особенная. Попробуйте описать эти особенности. ( Плавность, непрерывность мелодической линии, четкие границы фраз, многократные повторы.)

    Правильно. Мелодия напоминает орнамент, который вьется по подолу сарафана и по рукавам рубашки

    .(СЛАЙД №5)

     Давайте с вами посмотрим, как изображали русских красавиц живописцы и попробуем увидеть особенности украшения их одежды.

    (звучит фонограмма р.н.п .Как во поле пыль летит») (Слайд № 6-13)

    6 слайд-А.Г.Венецианов «На пашне»;

    7 слайд- М.Шибанов . «Празднество свадебного договора».

    8 слайд- К.А.Коровин. «Северная идиллия»

    9 слайд-  В.М.Васнецов «Три царевны подземного царства»

    10 слайд- А.Г.Венецианов . «Жнецы»

    11 слайд- В.М.Васнецов. «Аленушка»

    12 слайд- А.П.Рябушкин. «Затесался парень в хоровод»

    Учитель: Посмотрите внимательно и подумайте , на какие две группы можно разделить просмотренные картины, судя по одежде и внешнему убранству?  (На праздничные и повседневные)

    -  Найдите общие черты для обеих групп.(Одинаковый покрой сарафанов), одинаковое размещение орнамента)

    -  Теперь отличия. ( Цвет, материал, количество и богатство украшений)

    -  Как вы думаете одеждой какого сословия был сарафан, когда он появился на свет?((Одеждой для крестьян)

    (Слайд №14)

    Нет. Сначала сарафан был одеждой  женщин из царской семьи и знатных боярынь. Только им разрешалось носить эти наряды из заморских тканей- шелка, бархата , парчи. Сарафаны знатных женщин богато украшались вышивкой, драгоценными камнями. В  орнаменте в основном использовались элементы растений, стилизованные изображения солнца и так называемые орнаменты- обереги.

    В конце 17 века сарафан еще не был крестьянской одеждой. Но вот наступает Петровская эпоха. Царь стрижет боярам бороды, вводит европейскую одежду, прорубает «окно в Европу», строит корабли. В России появляются фабрики, на которых ткут шелковые ткани, но дворяне не хотят покупать их для своего «европейского платья» - они предпочитают выписывать материю из- за границы. Выходит, что российские шелкоткацкие фабрики будут работать зря?

    (Слайд№ 15)

     «Нет»- решает вступившая к тому времени на престол императрица Екатерина и разрешает всему населению России – кроме дворян! – носить «старо- боярскую» одежду, в том числе и сарафан.. Так сарафан стал народной одеждой.

    Теперь вспомните, пожалуйста, какой цвет на Руси был синонимом красивого ( Красный)

    Действительно, «красна девица», «красно солнышко»,- так называли в народе что- то красивое. Вы уже поняли, что цвета нарядов- это своеобразный язык, который был понятен всем. Во многих песнях можно было по цвету одежды догадаться о сюжете песни., например, назовите цвет, который использовался для свадебной одежды невесты? (Красный)

     Верно. А о каком событии речь, если первая строчка песни звучит так:

    - Не шей ты мне, матушка, красный сарафан.

    Конечно, о свадьбе. Давайте послушаем эту песню. ( Звучит фрагмент  Р.н.п. «Не шей ты мне . матушка , красный сарафан»

    - Вы убедились, что цвет наряда играл довольно важную роль. А теперь пооробуйте по литературным описаниям нарядов сказочных героинь отгадать имя красавиц.

    ( На доске в столбик написаны: Царевна- лягушка, Снегурочка, старикова дочь из сказки «Морозко.»

    1. «Под большою елью сидит его дочь, веселая , румяная, в собольей шубе, вся в золоте, в серебре, и  около – короб с богатыми подарками».

    1. « Как снежинка белая, глазки , что голубые бусины; русая коса до пояса. Только румяна нет, как нет да в губах ни кровиночки».

    1. « Уж она плясала- плясала, вертелась – вертелась – всем на диво. Махнула левым рукавом – вдруг озеро сделалось, махнула правым рукавом – поплыли по озеру белые лебеди».

    А сейчас вам предстоит самим украсить сарафаны, на готовых заготовках.. Попробуйте кисточкой передать узоры из бисера, драгоценных камней, тесьмы, вышивки.

    (Звучит фонограмма песни « Посею лебеду»

    О сарафане говорили не только всерьез, но и в шутку, . Давайте разучим шуточную  русскую народную песню «Во кузнице». (Слайд № 16)

    ( Во время разучивания песни раскрашенные сарафаны наклеиваются на лист ватмана)

    - Как вы думаете, почему я назвала эту песню шуточной? ( У не задорная мелодия, быстрый темп и смешные слова: Из лопуха)

    Молодцы, очень внимательны. Итак, сарафан мы сшили. Теперь скажите. что вдохновляло вас на работу?( Картины. музыка. загадки)

    А что было центром, что объединяло и музыку, и картины и ваши работы? ( САРАФАН)

    Тогда можно смело сказать о том, что русский сарафан оставил значительный след в душе русского народа, а чтобы вы иногда вспоминали о нашем уроке. я предлагаю разместить нашу картину в классе, и пусть она поднимает вам настроение своими яркими красками.

    Урок закончен. До свидания.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Интегрированный урок преподавателей музыки и изобразительного искусства "Русский сарафан в музыке и живописи"

    Разработка интегрированного урока учителей музыки и изобразительного искусства для 5 класса...

    Конспект интегрированного урока по музыке и изобразительному искусству в 5 классе "Русский сарафан в музыке и живописи"

    Задачи: в процессе исследования познакомить учеников с историей возникновения сарафана, особенностями покроя, основными элементами орнаментов. Обсудить, какой след ос­тавил сарафан в русской душе на п...

    Конспект открытого урока на тему: «Импрессионизм в музыке и живописи.»

    Конспект открытого урока на тему:"Импрессионизм в музыки и живописи" для 5 класса....

    Русский сарафан в музыке и живописи

    Русский сарафан в музыке и живописи...

    Урок музыки по теме: «Между музыкой моего народа и музыкой других народов мира нет непреодолимых границ»

    - Музыка- это язык, на котором люди разговаривают друг с другом, в музыке выражают свои мысли и чувства. Каждый народ имеет свой музыкальный язык, так же как и разговорный (литературный). И если разго...