Урок музыки 3 класс "Русский сарафан в музыке и живописи"
методическая разработка по музыке по теме

Бабичева Татьяна Михайловна

Интегрированный урок  в 3 классе, с применением ИКТ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_muzyki_3_klass.rar2.78 МБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение- средняя общеобразовательная школа села Большая Дмитриевка Лысогорского района Саратовской области

«Утверждаю»

Директор школы:

Н.Ф.Спиридонова

Сценарий

урока музыки

3 класс

Тема урока: «Русский сарафан

 в музыке и живописи»

                                        Подготовила :                

учитель музыки Т.М.Бабичева

2011 – 2012 уч.г.

ЗАДАЧИ:

-   в процессе исследования познакомить учащихся с историей возникновения сарафана, особенностями покроя, основными элементами орнаментов.

-  обсудить, какой след оставил сарафан в русской душе на примере художественных и музыкальных шедевров.

-  закрепить полученные знания в процессе выполнения творческого задания.

МУЗЫКАЛЬНЫЙ  МАТЕРИАЛ: Варламов «Красный сарафан»; р.н.п. «Во кузнице», «Ах, вы ,сени, мои», «Во поле береза стояла».

ХОД УРОКА: 1.Организационный .момент

2. Слово учителя: Здравствуйте, ребята! Сегодня урок мы начинаем  непривычно для вас. Итак,  что вы видите на иллюстрации?

 (Слайд №1)

Хорошо! Молодцы! Сегодня тема нашего урока

(Слайд №2,3)

 Мы начинаем урок, и все на этом уроке будет у нас необычным, интересным . Вы узнаете много нового , узнаете, как появился сарафан и какой след он оставил в русской душе. А поможет нам в этом музыка и живопись, а также гости. которых мы ждем с минуты на минуту. Да вот  и они! ( Звучит фонограмма «Ах,вы,сени»)

1-й скоморох: Представление начинается, Сюда, сюда все приглашаются

                       Билетик купите, к нам заходите.

2-й скоморох: Кто к нам зайдет, тот в рай попадет.

                        А кто не зайдет, со скуки пропадет.

1-й скоморох: Давай, давай , места занимай!

2-й скоморох: Такое узрите, что в Америку не захотите.

1-й скоморох: У нас гуляний немало,

 а такого шуму и гаму еще не бывало.

А посему пора урок начинать…

2-й скоморох: А кто ж будет начинать?

1-й скоморох: Надо выбрать хозяйку . самую красивую!

2-й скоморох: Да вот же она! (Выводит девочку в костюме царевны- лягушки. Голова  накрыта шубой наизнанку)

1-й скоморох: Ой! Что за страсти? Это ты у нас хозяйкой будешь?

Царевна- лягушка: Я ! ( Сбрасывает шубу)

                                 Нам не время скучать, пора урок  начинать.

2-й скоморох: Ой, царевна, какая ты красивая, видно и правда на праздник собиралась, в самое лучшее наряжалась. Только я забыл, как твоя одежда называется? (Показывает на сарафан)

1-й скоморох: Верно. А что представляет собой сарафан? (Длинное, прямое платье без рукавов)

Царевна- лягушка: Правильно. Испокон веков образ русской красавицы вдохновлял художников на создание картин, где главной фигурой была русская  женщина.. теперь вспомните и назовите, как в русских народных сказках зовут величают красавиц? (Василиса Прекрасная, Марья Моревна)

А еще лебедушка, утушка- голубушка- так ласково называют в народе русских женщин.

Учитель: Давайте с вами посмотрим иллюстрацию хоровода, где девушки одеты в сарафаны. Обратите внимание, как они грациозны, неторопливо движутся в танце

 (Слайд №4 ,звучит музыка р.н.п. «Во поле береза стояла»

Учитель: Не зря А.С.Пушкин в своей сказке «О царе- Салтане» написал следующие строки:

                       А сама- то величава, выступает, словно пава.

Вы , наверное , заметили, что и музыка у хоровода особенная. Попробуйте описать эти особенности. ( Плавность, непрерывность мелодической линии, четкие границы фраз, многократные повторы.)

Правильно. Мелодия напоминает орнамент, который вьется по подолу сарафана и по рукавам рубашки

.(СЛАЙД №5)

 Давайте с вами посмотрим, как изображали русских красавиц живописцы и попробуем увидеть особенности украшения их одежды.

(звучит фонограмма р.н.п .Как во поле пыль летит») (Слайд № 6-13)

6 слайд-А.Г.Венецианов «На пашне»;

7 слайд- М.Шибанов . «Празднество свадебного договора».

8 слайд- К.А.Коровин. «Северная идиллия»

9 слайд-  В.М.Васнецов «Три царевны подземного царства»

10 слайд- А.Г.Венецианов . «Жнецы»

11 слайд- В.М.Васнецов. «Аленушка»

12 слайд- А.П.Рябушкин. «Затесался парень в хоровод»

Учитель: Посмотрите внимательно и подумайте , на какие две группы можно разделить просмотренные картины, судя по одежде и внешнему убранству?  (На праздничные и повседневные)

-  Найдите общие черты для обеих групп.(Одинаковый покрой сарафанов), одинаковое размещение орнамента)

-  Теперь отличия. ( Цвет, материал, количество и богатство украшений)

-  Как вы думаете одеждой какого сословия был сарафан, когда он появился на свет?((Одеждой для крестьян)

(Слайд №14)

Нет. Сначала сарафан был одеждой  женщин из царской семьи и знатных боярынь. Только им разрешалось носить эти наряды из заморских тканей- шелка, бархата , парчи. Сарафаны знатных женщин богато украшались вышивкой, драгоценными камнями. В  орнаменте в основном использовались элементы растений, стилизованные изображения солнца и так называемые орнаменты- обереги.

В конце 17 века сарафан еще не был крестьянской одеждой. Но вот наступает Петровская эпоха. Царь стрижет боярам бороды, вводит европейскую одежду, прорубает «окно в Европу», строит корабли. В России появляются фабрики, на которых ткут шелковые ткани, но дворяне не хотят покупать их для своего «европейского платья» - они предпочитают выписывать материю из- за границы. Выходит, что российские шелкоткацкие фабрики будут работать зря?

(Слайд№ 15)

 «Нет»- решает вступившая к тому времени на престол императрица Екатерина и разрешает всему населению России – кроме дворян! – носить «старо- боярскую» одежду, в том числе и сарафан.. Так сарафан стал народной одеждой.

Теперь вспомните, пожалуйста, какой цвет на Руси был синонимом красивого ( Красный)

Действительно, «красна девица», «красно солнышко»,- так называли в народе что- то красивое. Вы уже поняли, что цвета нарядов- это своеобразный язык, который был понятен всем. Во многих песнях можно было по цвету одежды догадаться о сюжете песни., например, назовите цвет, который использовался для свадебной одежды невесты? (Красный)

 Верно. А о каком событии речь, если первая строчка песни звучит так:

- Не шей ты мне, матушка, красный сарафан.

Конечно, о свадьбе. Давайте послушаем эту песню. ( Звучит фрагмент  Р.н.п. «Не шей ты мне . матушка , красный сарафан»

- Вы убедились, что цвет наряда играл довольно важную роль. А теперь пооробуйте по литературным описаниям нарядов сказочных героинь отгадать имя красавиц.

( На доске в столбик написаны: Царевна- лягушка, Снегурочка, старикова дочь из сказки «Морозко.»

  1. «Под большою елью сидит его дочь, веселая , румяная, в собольей шубе, вся в золоте, в серебре, и  около – короб с богатыми подарками».

  1. « Как снежинка белая, глазки , что голубые бусины; русая коса до пояса. Только румяна нет, как нет да в губах ни кровиночки».

  1. « Уж она плясала- плясала, вертелась – вертелась – всем на диво. Махнула левым рукавом – вдруг озеро сделалось, махнула правым рукавом – поплыли по озеру белые лебеди».

А сейчас вам предстоит самим украсить сарафаны, на готовых заготовках.. Попробуйте кисточкой передать узоры из бисера, драгоценных камней, тесьмы, вышивки.

(Звучит фонограмма песни « Посею лебеду»

О сарафане говорили не только всерьез, но и в шутку, . Давайте разучим шуточную  русскую народную песню «Во кузнице». (Слайд № 16)

( Во время разучивания песни раскрашенные сарафаны наклеиваются на лист ватмана)

- Как вы думаете, почему я назвала эту песню шуточной? ( У не задорная мелодия, быстрый темп и смешные слова: Из лопуха)

Молодцы, очень внимательны. Итак, сарафан мы сшили. Теперь скажите. что вдохновляло вас на работу?( Картины. музыка. загадки)

А что было центром, что объединяло и музыку, и картины и ваши работы? ( САРАФАН)

Тогда можно смело сказать о том, что русский сарафан оставил значительный след в душе русского народа, а чтобы вы иногда вспоминали о нашем уроке. я предлагаю разместить нашу картину в классе, и пусть она поднимает вам настроение своими яркими красками.

Урок закончен. До свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок преподавателей музыки и изобразительного искусства "Русский сарафан в музыке и живописи"

Разработка интегрированного урока учителей музыки и изобразительного искусства для 5 класса...

Конспект интегрированного урока по музыке и изобразительному искусству в 5 классе "Русский сарафан в музыке и живописи"

Задачи: в процессе исследования познакомить учеников с историей возникновения сарафана, особенностями покроя, основными элементами орнаментов. Обсудить, какой след ос­тавил сарафан в русской душе на п...

Конспект открытого урока на тему: «Импрессионизм в музыке и живописи.»

Конспект открытого урока на тему:"Импрессионизм в музыки и живописи" для 5 класса....

Русский сарафан в музыке и живописи

Русский сарафан в музыке и живописи...

Урок музыки по теме: «Между музыкой моего народа и музыкой других народов мира нет непреодолимых границ»

- Музыка- это язык, на котором люди разговаривают друг с другом, в музыке выражают свои мысли и чувства. Каждый народ имеет свой музыкальный язык, так же как и разговорный (литературный). И если разго...