урок музыки «Образ моря в музыке, живописи и литературе».
план-конспект урока по музыке (5 класс)

«Можем ли мы увидеть музыку».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obraz_morya_v_muzyke_zhivopisi_i_literature.docx22.76 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

 Тема четверти: «Можем ли мы увидеть музыку».

Тема урока: «Образ моря в музыке, живописи и литературе».

Цель: Формировать понимание взаимосвязи музыки и живописи. Развивать способность слышать и видеть, передавать состояние природы, используя различные средства языка.

Планируемые результаты:

Предметные: Воспринимать и анализировать смысл художественного и музыкального произведения. Применять выразительные средства в творческой и исполнительской деятельности. Расширять  и обогащать опыт в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности, включая информационно-коммуникационные технологии.

Метапредметные:

Научить “переводу” информации с языка одного искусства на язык другого. Формулировать собственное мнение и позицию.  Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Личностные: Расширять  и обогащать опыт в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности, включая информационно-коммуникационные технологии.

Технология: Развивающая , сотрудничество.

Тип урока: Комбинированный.

Межпредметные связи: Изобразительное искусство, литература.

Формы работы: групповая, фронтальная, индивидуальная.

Оборудование: Компьютер, видеопроектор, экран, электронная презентация CD: А. Вивальди  «Шторм» в исполнении В. Мей, песня «Я рисую море», И.Айвазовский «Буря», краски, бумага,  компьютерная  программа  «House ejay».

Ход урока

1.Прочитать отрывок из рассказа

    Первое, что мне бросилось в глаза, – это необычный цвет воды, его глубина, насыщенность… Невозможно оторваться! Эта сине-серо-зеленая бездна просто затягивает, погружает в пучину, обрушивает на тебя: на твое лицо, голову, плечи, тело – тонну соленой пены! Можно задохнуться. Я сразу подумал, как страшно человеку оказаться один на один со стихией. Песчинка, щепка и – огромность, бесконечность…

    Человек, оказавшийся за бортом, в отчаянии: он видит, как другие моряки погружаются в шлюпку в надежде спастись. Чаек мощным ветром просто прибивает к воде. И я как будто бы слышу крики людей, грохот волн и рев ветра.

     Корабль вот-вот потонет, оборванные и обтрепанные паруса, сломанная мачта, вода и воздух смешались так, что горизонта не видно...

-Какую картину вы увидели?

- Краски, настроение?

- Что случилось с людьми?

-Если бы вы были композиторами, какую бы музыку вы написали к этому рассказу?

2 Тема урока «Образ моря в музыке, живописи и литературе»

3.  И.К. Айвазовский – 19в

         Айвазовский был  самым ярким представителем романтического направления в русской живописи. Художника влекла к себе свободная стихия моря и бесконечная изменчивость его состояния. В своем творчестве он следовал основным принципам романтического искусства: отобрать в многообразии жизненных явлений не типическое, но исключительное, выходящее за пределы обыденного. Словами поэта А. И. Полежаева художник мог бы сказать и о себе:

Я видел море, я измерил

Очами жадными его;

Я силы духа моего

Перед лицом его поверил.

Маринист - художник, посвятивший своё творчество морю.

4. Просмотр картины Айвазовского «Буря» (анализ)

 5. Прослушивание А.Вивальди «Шторм» в исполнении В.Мей (без названия)

Вивальди считается одним из крупнейших представителей итальянского скрипичного искусства XVIII века

Анализ произведения

- Какую картину вы увидели в музыке?

- Какие чувства и мысли вызвала у вас музыка?

- Какие изобразительные интонации передаёт музыка?

- Какое бы название дали этому произведению?

- Что общего между музыкой и картиной?

6.Работа в группах :

Люди творческих профессий, услышав о событии, прочитав о нём, представляют его каждый по своему, и своё видение отражают в картинах, музыке, стихах или рассказах. Вот и  мы сегодня с вами будем писателями, музыкантами, поэтами и художниками.

1  Создайте в воображении картину шторма и напишите  музыкальную  

    импровизацию, используя  программу «House ejay».

2. Напишите  синквейны на тему: шторм, буря.

   

3. Соедините из отдельных предложений рассказ:  

На минуту воцаряется какая-то грозная тишина.

 Море кипит, волны мечутся, жмутся, толкутся, будто со страху, водная метель с визгом летит над водою.

И вот вдали, под мутным мраком, изорванным молниями, белой стеной катится вал…

 Ближе, ближе, близко – ударил!

Нет слов, нет звуков, чтоб выразить гуденье, и вой, и шорох, и свист урагана, встретившего препону; кажется, весь ад пирует и хохочет…

4.Передайте состояние моря, нарисовав картину шторма.

Показ  работ учащихся, обсуждение, самооценка

7.Исполнение  песни «Я рисую море»

- Чем отличается песня от музыкального произведения?

8. Рефлексия

- Что нового вы узнали на уроке?

- Где эти знания вам могут пригодиться?

- Нужна ли нам музыка и живопись этих талантливых людей?

- Можно ли назвать музыку А. Вивальди современной, почему?

Вывод: Сегодня мы знакомились с образом моря в музыке и живописи, литературе  море - это стихия природы, а музыка, как и живопись, может ярко изображать картины природы.

Наше морское путешествие мне бы хотелось завершить словами :

«Великое, могучее, прекрасное море! Ночью смотрят на тебя полмира, далекие солнца погружают в твои глубины свой мерцающий, таинственный, сонный взгляд, а, ты, вечный король великанов, дышишь покойно и тихо, знаешь, что ты одно есть, и над тобой нет королей».

        Это был т урок, построенный на основе сопоставления произведений разных видов искусств. Ребята одновременно учились воспринимать одно и то же явление природы - море - в художественном, музыкальном и литературном аспектах. Несмотря на высокую информативность урока, уровень заинтересованности учащихся очень высок, о чем свидетельствовали и активность учащихся на уроке, и нестандартные работы.

Ценность подобного рода уроков вижу в следующем:

         во-первых, урок давал детям возможность соприкоснуться с шедеврами мировой музыки (А.Вивальди), искусства (живопись И.К.Айвазовского)

        во-вторых, творческие задания  развивают и речевой запас учащихся, и лексическую базу, расширяют мировосприятие ребенка, учат его облекать все мысленные и душевные движения в слова, музыку рисунки .

Такие уроки закладывают прочный фундамент в формирование гармонично развитой, целостной личности ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

интегрированный урок по литературе"Чтоб в душу созвучья нахлынули дружно... "(Тема весны в лирике,музыке,живописи)

интегрированный урок "Чтоб в душу созвучья нахлынули дружно" (тема весны в лирике,музыки,живописи)...

Урок музыки "Образы русской духовной, светской музыки"

Урок разработан по программе «Музыка» Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной.Цель: познакомить учащихся с образами русской, духовной и светской музыки.Образовательная цель. Прикос...

Бинарный урок по литературе и музыке "Великая сила искусства". Родная природа в поэзии, музыке, живописи

Природа и человек – эта тема, которая волновала и волнует каждого мастера музыки, поэзии, живописи. Природа близка и дорога каждому из нас. Во все времена музыканты, художники и поэты выражали перепол...

Интегрированный урок "В ней есть душа, в ней есть свобода" (родная природа в музыке, живописи, литературе)

Данный урок  объединяет такие предметы как ИЗО, музыка, литература, русский язык...

Открытый урок Изобразительные средства музыки,живописи и литературы

Урок позволит обогатить слуховой багаж учащихся произведениями изучающимися в курсе музыкальной литературы, научит вслушиваться в музыкальную ткань и анализировать средства музыкальной выразительности...

Презентация к уроку "Изобразительные средства музыки,живописи и литературы"

Презентация посвящена взаимодействию музыки ,живописи и литературы В литературе, музыке и живописи весь мир отражается в художественных образах с помощью выразительных средств. В словах, которые опред...