Бинарный урок по литературе и музыке "Великая сила искусства". Родная природа в поэзии, музыке, живописи
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему

Земляк Ольга Александровна

Природа и человек – эта тема, которая волновала и волнует каждого мастера музыки, поэзии, живописи. Природа близка и дорога каждому из нас. Во все времена музыканты, художники и поэты выражали переполнявшие их чувства восхищения перед ее красотой, создавая прекрасные произведения, обогащающие и углубляющие присущую человеку любовь к природе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka11.docx37.7 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение –

средняя общеобразовательная школа  р. п. Пушкино

Советского района Саратовской области

413200, Саратовская область,

Советский район,  р.п. Пушкино

Ул.60 Лет Октября 2                                                                                                   т. 8(845-66)6-21-49,

                                                                                                                                  E-mail –  den-lg5@mail.ru

«Великая сила искусства»

бинарный урок по  музыке и литературы

Выполнили:

 учитель музыки Земляк О.А.

учитель литературы Лебедева Л.В.

2013 год

Цель:

- учить сопоставлять разные по настроению стихотворения и музыкальные картины, находить образы этих произведений;

- развивать творческое воображение, эмоциональную сферу;

- воспитывать чувство прекрасного, бережное отношение к природе, родине.

 

Фон музыка Грига «Утро»

Все в тающей дымке -
Холмы, перелески...
Здесь краски не ярки
И звуки не резки…
Здесь мало увидеть,
Здесь надо всмотреться,
Чтоб ясной любовью
Наполнилось сердце.
Здесь мало услышать,
Здесь вслушаться нужно…
 Николай Рыленков

Какая музыка  была,

Какая музыка звучала,

Она совсем не поучала

А лишь тихонечко звала

Природа и человек – эта тема, которая волновала и волнует каждого мастера музыки, поэзии, живописи. Природа близка и дорога каждому из нас. Во все времена музыканты, художники и поэты выражали переполнявшие их чувства восхищения перед ее красотой, создавая прекрасные произведения, обогащающие и углубляющие присущую человеку любовь к природе. То ласковая, то грозная и суровая, она всегда манит нас своей неувядающей красотой.

Вы не только услышали музыку, но и увидели  родные  пейзажи.   Понравились ли вам виды родного  поселка? Ведь мы так часто торопимся, что даже не замечаем красоту природы вокруг нас. Давайте остановимся и посмотрим, а может услышим в глубине души музыку своей малой Родины.

Итак, тема нашего урока: Родная природа в поэзии, музыке, живописи

И будем мы говорить о природе в музыке, стихах, прозе, живописи.

Но сначала проведем словарную работу.

Словарная работа:

Ассоциация слов: родная природа и Родина

Искусство-

Пейзаж-

IФон музыка П.И. Чайковский «Октябрь. Осенняя песня»

 Л.В.Природа выдерживает порывы грозы , слетают  первые жёлтые листья. Первый жёлтый лист – это предвестник осени, которая неминуемо настанет, природа увянет, чтобы вновь возродиться. О каком времени года идет речь?

- О сень

- Правильно.

– Но осень это не только пора грусти, печали…Золотая осень - любимое время года А.С. Пушкина.

 Какие строчки из стихов А.С. Пушкина вы можете прочитать?

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса —

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса,

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдаленные седой зимы угрозы.

Майков «Осень»

Кроет уж лист золотой
      Влажную землю в лесу...
Смело топчу я ногой
      Вешнюю леса красу.
С холоду щеки горят;
      Любо в лесу мне бежать,
Слышать, как сучья трещат,
      Листья ногой загребать!
Нет мне здесь прежних утех!
      Лес с себя тайну совлек:
Сорван последний орех,
      Свянул последний цветок;
Мох не приподнят, не взрыт
      Грудой кудрявых груздей;
Около пня не висит
      Пурпур брусничных кистей;
Долго на листьях, лежит
      Ночи мороз, и сквозь лес
Холодно как-то глядит
      Ясность прозрачных небес...
Листья шумят под ногой;
      Смерть стелет жатву свою...
Только я весел душой
      И, как безумный, пою!
Знаю, недаром средь мхов
      Ранний подснежник я рвал;
Вплоть до осенних цветов
      Каждый цветок я встречал.
Что им сказала душа,
      Что ей сказали они -
Вспомню я, счастьем дыша,
      В зимние ночи и дни!
Листья шумят под ногой...
      Смерть стелет жатву свою!Только я весел душой -
      И, как безумный, пою!

О.А.Тема природы издавна привлекала музыкантов. Природа дарила музыке звуки и тембры. Которые слышались в пении птиц, в журчании ручьев, в шуме грозы, в шелесте опавших листьев.

О.А.Подумайте и скажите, какие чувства и настроение хотел передать композитор. Какие картины осенней природы можно представить, слушая эту музыку.

Ученик:П.И. Чайковский хотел показать не только красоту времени года. Это мысли, чувства человека, размышлявшего об увядании природы, как об осени человеческой жизни.

О.А.  Да, ребята, эта музыка не только об осени, о расставании с летом, сожаление об увядающей природе, но это и задумчивое, печальное настроение у человека. В мелодии преобладают грустные интонации – вздохи.  

Вся пьеса - это лирико-психологическая зарисовка. В ней пейзаж и настроение человека соединены воедино.

К какому пейзажу больше созвучна музыка Чайковского?

Ответы учащихся.

Музыкальный пейзаж – это «пейзаж настроения», в котором выразительность интонаций сливается с изобразительными подробностями музыкального языка.

Посмотрите, как осеннюю красоту описывают художники. Эти полотна написаны давно, но разве можно сказать, что это прошлое России.

Описание картины«Золотая осень» Левитана

Осень – унылая пора, скажите вы! Однако  «золотая осень» Левитана спорит с привычным представлением об осени как о печальной поре умирания и увядания природы. Картина рождает у нас прилив бодрости. Художник уводит взгляд зрителя далеко в глубину картины, вслед за исчезающим среди полей ручьём. Мы словно сами прошли по берегу ручья, тронули плечом берёзку, и она осыпала нас лёгкими точёными листьями и каплями дождя.

   Осень – это не смерть природы и даже не сон её, убеждает нас картина. Природа вечно жива и вечно красива.

II Зима

На фоне музыки П.И. Чайковского «Зимний вечер» из Детского альбома

И вот кажется наступает такая долгая, скучная зима

«Поет зима аукает…»

Поет зима - аукает,
Мохнатый лес баюкает
                 Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далекую
                 Седые облака.

А по двору метелица
Ковром шелковым стелется,
                 Но больно холодна.
Воробышки игривые,
Как детки сиротливые,
                 Прижались у окна.

Озябли пташки малые,
Голодные, усталые,
                 И жмутся поплотней.
А вьюга с ревом бешеным
Стучит по ставням свешенным
                 И злится все сильней.

И дремлют пташки нежные
Под эти вихри снежные
                У мерзлого окна.
И снится им прекрасная,
В улыбках солнца ясная
                Красавица весна.

Тютчев: «Чародейкою зимою…»

Чародейкою Зимою

Околдован, лес стоит-

И под снежной бахромою,

Неподвижною, немою,

Чудной жизнью он блестит.

И стоит он, околдован,-

Не мертвец и не живой-

Сном волшебным очарован,

Весь опутан, весь окован

Легкой цепью пуховой...

Солнце зимнее ли мещет

На него свой луч косой-

В нем ничто не затрепещет,

Он весь вспыхнет и заблещет

Ослепительной красой.

Стихотворение нашего поэта Анатоля Диденко «Лебедь и зима»

Фон музыка Свиридов «Метель»

Беседа по стихотворениям

О.А.Ребята мы прослушали произведения двух великих композиторов П.И. Чайковского «Зимнее утро» и Георгия Васильевича Свиридова «Метель» Прекрасная музыка, не правда ли? Что вы представляли, слушая её?

Ученики:

-   Композиторы каждый по-своему, рассказали нам о зиме. Какая она в разных произведениях искусства?

О.А. Зима вступает в свои права.

- Какое настроение, какие чувства они передают?

(Богатырская мощь, завывания ветра, хозяйская поступь; тревога, напористость, колючесть и др.)

IIIВесна

Фон  романс  Сергея Васильевича Рахманинова «Весенние воды»

И вот после долгого зимнего сна начинает пробуждаться природа. Мартовский воздух еще холодный, солнечные лучи ярко блестят на белом снегу. Вся природа в ожидании тепла.

Баратынский Евгений

Весна, весна! Как воздух чист!
Как ясен небосклон!
Своей лазурию живой
Слепит мне очи он.
Весна, весна! Как высоко,
На крыльях ветерка,
Ласкаясь к солнечным лучам,
Летают облака!
Шумят ручьи! Блестят ручьи!
Взревев, река несет
На торжествующем хребте
Поднятый ею лед!
Еще древа обнажены,
Но в роще ветхий лист,
Как прежде под моей ногой
И шумен, и душист.
Под солнце самое взвился
И в яркой вышине
Незримый жавронок поет
Заздравный гимн весне.
Что с нею? Что с моей душой?
С ручьем она ручей
И с птичкой птичка!
С ним журчит,
Летает в небе с ней!

Беседа по стихотворению:

О.А.  Сегодня мы познакомимся с произведением ещё одного замечательного русского композитора Сергея Васильевича Рахманинова. Этот композитор жил во второй половине 19 – первой половине 20 века (1873-1843). С.В. Рахманиновбыл мастером музыкального пейзажа.Я хочу вам предложить послушать его романс “Весенние воды”

Учитель: Какая картина возникает в вашем воображении, слушая эту музыку?

Ученик: Слушая романс “Весенние воды”, я представляю пробуждение природы, первое дыхание весны, журчание весенних ручейков, таяние льда на реках, яркое тёплое солнце

Ученик: Романс С.Рахманинова «Весенние воды» насыщен бурным движением. Композитор воспевает пробуждающуюся природу. В музыке слышно восторженное утверждение жизни. Нет силы, которая могла бы остановить приход весны.

Л.В. Учитель: К величайшим шедеврам русской весенней лирики относится знаменитая картина И. И. Левитана "Весна. Большая вода",«Грачи прилетели»

Ученик: на картине изображён момент половодья, когда "большая вода" покрыла прибрежные области, затопив всё вокруг. Вода тиха и неподвижна, в ней отражаются обнажённые ветви деревьев и высокое небо с лёгкими облаками. Колорит картины образуется из тонких оттенков голубого, жёлтого и зелёного. Преобладает голубая гамма, с которой сочетается желтизна берега и стволов деревьев, оживляемая густым зелёным пятном ели, а также оттенками зелёного в соседнем с ней дубе и сараях вдали. Наиболее разнообразен голубой цвет: вода и небо полны оттенков от тёмно-голубого до практически белого. Звонкое, голубое небо, струящиеся ввысь белые березы и деревца, плывущие вдали избы, утлая лодка, сливаются в ней в настолько мелодичное, чистое, прозрачное целое, что, всматриваясь в это очарованное пространство, как бы растворяешься вголубой лагуне солнечного весеннего дня.

Ученик:  Картина наполнена весенней тихой радостью и спокойствием, она полна оптимизма от весеннего воскресения природы.

Фон музыка П.И. Чайковского «Подснежник»

«Запоздалая весна» Палькин Весна

О.А.«Апрель». Хорошо весной! Даже в городе воздух какой-то особенный.

А уж за городом!.. В лесу появились первые цветы, да и в городе, смотри,

можно увидеть людей, несущих маленькие синие букетики. Принесут домой,

поставят в воду – вот и в комнате весна.

Назовите мне первые цветы, которые появляются весной? (подснежники)

Звучит музыкальная пьеса "Подснежник" П.И. Чайковского.

Эпиграф к пьесе «Подснежник». Строки поэта 19 в. А. Н. Майкова:

Голубенький, чистый подснежник цветок, 
А подле сквозистой - последний снежок. 
Последние слезы о горе былом. 
И первые грезы о счастье ином.

 О.А.Какую картину вы себе представили, слушая произведение?

Ученик: Музыкальная пьеса Чайковского "Подснежник" наполнена светлым лирическим чувством. Композитор передаёт волнующе радостное, трепетное настроение, устремлённое навстречу солнцу, надеждам, счастью, упоение расцветающей природой.

Ученик: Первый цветок весны – маленький голубой подснежник . Вот он выглядывает из-под растаявшего снега, качает головкой на лёгком весеннем ветерке и неяркое весеннее солнышко играет в капельках на его лепестках.

А теперь обратимся к эпиграфу

О какой природе говорит поэт?

Здесь краски не ярки
И звуки не резки…

Природа не броская, трепетная, неяркая! Нет богатых лесов, прекрасных рощ, но она очень хрупкая, ранимая, застенчивая. Чтобы увидеть её красоту нужно не просто увидеть, а всмотреться нужно не просто услышать, а вслушаться. И только тогда нам откроется вся прелесть и красота застенчивой природы.

IV Лето

Фон  музыка Антонио Вивальди из цикла Времена года «Лето» демонстрируются картины

Вот и лето! (Пауза) Лето! (Пауза) Самая прекрасная пора.Дни стоят солнечные, жаркие, начинается пора сенокоса.

        - Посмотрите на картину Аркадия Пластова «Сенокос».

Поделитесь впечатлениями о ней.

        Ученик: Жаркий полдень.Пора сенокоса. Травы выросли сочные, яркие. Радуют глаз своим многоцветьем. Тут и васильки, и ромашки, и жёлтыми солнышками выглядывают одуванчики. Кажется, что слышно, как стрекочут весёлые кузнечики.

        

По-разному изображают в своих картинах летние пейзажи художники. В картине А.Рылова«Полевая рябинка»  – яркая зелень летнего луга.  

Мягкие, спокойные тона сельского пейзажа тихим вечером в картине Левитана «Тихая обитель»

Летнее раздолье это бурная жизнь природы, разноцветье цветов и трав, ясные солнечные дни, зеркало рек, озер, прудов, белоснежные ромашки, кувшинки - это то же  тема пейзажей, посвященных этой прекрасной поре года. Среди них картины А. Пластова «Сенокос», Киселева «У мельницы» и многие другие.

«Неохотно и несмело...»

Неохотно и несмело

Солнце смотрит на поля.

Чу, за тучей прогремело,

Принахмурилась земля.

Ветра теплого порывы,

Дальний гром и дождь порой...

Зеленеющие нивы

Зеленее под грозой.

Вот пробилась из-за тучи

Синей молнии струя-

Пламень белый и летучий

Окаймил ее края.

Чаще капли дождевые,

Вихрем пыль летит с полей,

И раскаты громовые

Все сердитей и смелей.

Солнце раз еще взглянуло

Исподлобья на поля-

И в сиянье потонула

Вся смятенная земля.

Лето (первая часть) представлено в самый разгар дня. Можно почувствовать знойный, невыносимо душный  день. Нежное дыхание летнего ветерка внезапно усиливается. Началась  гроза разразилась

Сегодня мы читали стихи, рассматривали картины, слушали музыку.

Что объединяет  эти все произведения искусства?

- любовь к родной природе.

Природа – это наша жизнь, наш общий дом. Мы должны жить с природой в гармонии. Беречь наш общий дом. Слова Паустовского.

Заканчивая наше небольшое  путешествие в мир красоты, в мир природы, в мир красок, форм, звуков – хочется сказать, что это путешествие только-только началось. Книга природы есть неисчерпаемый источник познания для человека, вам придётся открывать ее страницы всю жизнь. Еще когда-то великий художник Леонардо де Винчи сказал: “В наставницы себе я взял Природу, учительницу всех учителей”. Поэтому наблюдайте, совершайте свои путешествия и прогулки в природу,запоминайте ее краски, звуки, пишите стихи, рисуйте свои картины.

Мы надеемся, что картины и прозвучавшие стихи  и музыка подарили вам частицу красоты, тепла, добра, мудрости и крупицу человечности и надежды на то, что мы будем счастливы, если будем любить и охранять родную природу.

Д/з:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родная природа в поэзии, музыке и живописи

Урок литературы для учащихся 6 класса., прилагается презентация. Учащиеся читали стихотворения, анализировали. были приготовлены сообщени о художниках - пейзажистах, композитарах....

КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ В 5 КЛАССЕ «Русская природа в поэзии, музыке и живописи».

Конспект предназначен для уроков литературы в 5 классе. Урок дает богатый материал для воспитания у учащихся любви к родной природе, которая не оставляла равнодушными поэтов, музыкантов, художников в ...

Литературная гостиная: Природа Кубани в поэзии, музыке, живописи.

Кубань! Для  каждого человека, живущего на этой прекрасной земле, это слово значит очень много. Мы, кубанские жители, гордимся своей родиной. Кубань – это край необозримых степей, высоких гор, по...

Информационный проект «Апрельская капель» (месяц апрель в поэзии, музыке, живописи.) 5 класс

         Цель проекта – привить учащимся интерес к искусству: поэзии, музыке, живописи; предоставить свою точку зрения в одном из видов искусства; способствовать развит...

Бинарный урок по литературе и музыке «Тема судьбы, образ метели-вьюги в русском искусстве» (По произведениям А.С.Пушкина и Г.Свиридова)

Интегрированный урок -  особый тип урока, на котором изучается - взаимосвязанный материал двух или нескольких предметов (напр., математики и информатики); такие уроки целесообразно проводить в те...

Презентация к уроку "Литература" - "Родная природа в поэзии" А.А.Блок - 6 класс.(По В.Я.Коровина)

Презентация для урока литературы по теме "Родная природа". Составлена для использования дистанционного обучения во время конференции на Zoom. Содержит элементы анализа стихотворения и кратко...

Литературная гостиная «Родная природа в поэзии и искусстве»

Литературная гостиная «Родная природа в поэзии и искусстве»...