интегрированный урок по литературе"Чтоб в душу созвучья нахлынули дружно... "(Тема весны в лирике,музыке,живописи)
методическая разработка по литературе (6 класс) по теме

интегрированный урок "Чтоб в душу созвучья нахлынули дружно" (тема весны в лирике,музыки,живописи)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon integrirovannyy_urok.doc114 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                                   ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК

                    « ЧТОБ В ДУШУ СОЗВУЧЬЯ НАХЛЫНУЛИ ДРУЖНО»

                      ( ТЕМА ВЕСНЫ В ЛИРИКЕ,ЖИВОПИСИ ,МУЗЫКЕ)

         

                                                              УЧИТЕЛЬ :Бадмаева Н.Д.

                                                              МОУ « Уланэргинская   СОШ»

         Цель урока: Показать глубокую взаимосвязь разных наук;дать целостное представление об

                                окружающей нас природе;

                                Развивать  навык выразительного чтения,умение анализировать прочитанные

                                тексты; формировать художественное восприятие окружающего мира ,фантазию,

                                творчество;

                                 Воспитывать чувство прекрасного;

         Оборудование: Портреты поэтов, картины художников ,фонозапись,краски,карандаши,

                                       альбомные листы.

           

                                                              …   В природе есть душа,…есть свобода,

                                                                     Есть любовь,….есть язык…

                                                                                                                        Ф Тютчев

                                                               Ход урока

  1. Оргмомент
  2. Слово учителя литературы :  Что с нею,

                                                       Что с душой моей?!

                                                        С ручьём  она ручей

                                                         С птичкой птичка!

                                                         С ним журчит,

                                                        Летает в небе с ней

Слова Фета прекрасно отражают состояние человека,любующегося природой. Мир природы – -это удивительный и прекрасный мир,это мир красоты твоей земли,Родины. Об этом говорит и Ф.Тютчев (читается эпиграф).

Действительно, наблюдая за  природой, в минуты общения с ней художники слова, кисти, музыки испытывали ликующие моменты   счастья, вдохновившие их на творение прекрасных

произведений.

Сегодня на уроке прозвучат стихотворения, вы увидите картины, услышите музыку.

Объединяет это творчество -  тема ВЕСНЫ

                                                       Всё в тающей дымке

                                                       Холмы,перелески

                                                       Здесь краски не ярки

                                                       И звуки не резки,

                                                       Туманны озёра,

                                                       И всё ускользает от беглого взора.

                                                      Здесь мало увидеть,здесь нужно всмотреться,

                                                     Чтоб ясной любовью

                                                      Наполнилось сердце.

                                                     Здесь мало услышать,здесь вслушаться  нужно,

                                                    Чтоб в душу созвучья

                                                    Нахлынули дружно,

                                                    Чтоб вдруг отразили прозрачные воды

                                                    Всю прелесть застенчивой русской природы.

(записывается тема урока « Чтоб в душу созвучья нахлынули дружно….)

Именно всмотреться, вслушаться, чтобы услышать приближение весны, раскрыть для себя прелесть природы, наполнить душу чувством  добра ,прекрасного…

Учитель ИЗО : Рассказ – беседа по картине Рылова « Зелёный шум»

Чтение стихотворения учащимся: Идёт – гудёт Зелёный шум,

                                                              Зелёный шум,весенний шум,

                                                                Как молоком облитые,

                                                               Стоят сады вишнёвые,

                                                               Тихохонько шумят.

                                                               Пригреты тёплым солнышком,

                                                               Шумят повеселелые

                                                               Сосновые леса;

                                                               Шумит тростинка малая,

                                                               Шумит весёлый клён…

                                                               Шумят они по-новому,

                                                               По- новому, весеннему…

                                                               Идёт – гудёт Зелёный шум

                                                               Зелёный шум,весенний шуи! 

 Учитель литературы: Определите стиль текста, какие худ.средства выразительности

                                          подсказали вам в определении стиля?Какой настрой передаёт стих-е?

                                         С помощью какого глагола показано движение весны?Почему именно

                                         этот глагол употребляется? (после тихой зимы возрождается с шумом

                                         жизнь).

  Учитель музыки: П.И.Чайковского восхищал мир природы.Он внутренне чувствовал её,

                                    слышал её музыку,наслаждался её тишиной « как я люблю,когда по

                                     улицам потекут потоки тающего снега, и в воздухе почувстуется что-то

                                     живительное и бодрящее! С какой любовью приветствуешь первую

                                    зелёную травку,как радуешься прилёту грачей, а за ними жаворонков и

                                     других заморских летных гостей»

                                     Общение человека с природой с особой теплотой выражено Чайковским

                                    Во «Временах года» ( прослушивание темы «Весна»)            

   Учитель ИЗО : Рассказ по картине Левитана « Март»

   Учитель лит.      Строки     из стих. А.М.Жемчужниковой перекликаются со строками поэтов

                                 Плещеева,М.Исаковского. Что утверждают они? Вслушайтесь:

                          А.М.Ж. « С гор потоки» Весна,весна  - по всем приметам,

                                                                      Куда теперь я не взгляну;

                                                                      Весна с улыбкой и приветом…

                                                                      Затем жить стоит в мире этом,

                                                                      Чтоб видеть русскую весну!

                            А.Н.Плещеев «Весна»

                                                                      Уж тает снег ,бегут ручьи,

                                                                      В окно повеяло весною…

                                                                       Засвищут скоро соловьи,

                                                                      И  лес оденется листвою!

                                                                       Чиста небесная лазурь,

                                                                        ……………………………………

                                                                      Как будто счастье впереди

                                                                      И унесла зима заботы.

                       М.Исаковский «Весна»

                                                                   Растаял снег, луга зазеленели,

                                                                  Телеги вновь грохочут по мосту,

                                                                  И воробьи от солнца опьянели,

                                                                   И яблони качаются в цвету

                                                                  …………………………………………..

                                                                   И шумно  солнцу радуются дети,

                                                                  И думают о жизни старики.

                                                                                                        (эти строки утверждают жизнь ).

                         Учитель ИЗО: Беседа по картинам  Саврасова «Грачи прилетели» ,Левитана

                                                    «Большая вода».

                          Учитель лит. Вот как отразили приход весны  поэты

                               (учащиеся  читают стих –я   Ф.Тютчева «Весенние воды»

                                           Ещё в полях белеет снег,

                                           А воды уж весной шумят

                                         …………………………………………. 

                                  А.Н.Островский

                                            Полна чудес могучая природа!

                                             Дары свои обильно рассыпая,

                                            Причудливо она играет : бросит

                                             В болотнике, в забытом уголке,

                                            Под кустиком,цветок жемчужный,

                                            Задумчиво склонённый ландыш,

                                            Брызнет на белизну его холодной пылью

                                            Серебряной росы – и дышит цветик

                                              Неуловимым запахом весны,

                                            Прельщая взор и обонянье

                               И.Бунин

                                             Бушует полая вода,

                                              Шумит и глухо ,и протяжно

                                             Грачей пролётные стада

                                             Кричат и весело ,и важно,

                                            Меж  круглых рыхлых облаков

                                            Невинно небо голубеет,

                                            И солнце ласковее греет

                                              В затишье гумен и дворов,

                                            Весна, весна! И всё ей радо

                                             Как в забытьи каком стоишь

                                            И слышишь свежий запах сада

                                              И тёплый запах талых крыш.

               -- Назовите приметы весны

                        Учитель музыки: Звуки весны нашли отражение и в музыке

                                             (Прослушивание  песни «Торга»(Жаворонок)

                          Учитель лит.  Наш поэт Д.Н.Кугультинов   сказал о весне:

                                           Как ты прекрасна ,степь моя ,в апреле!

                                           Хрустально – звонкий воздух и простор,

                                           И колокольчик – жаворонка трели.

                                           Ты музыка,чьи звуки с давних пор

                                           Какой –то гений, в неизвестность канув,

                                           Переложил на живопись тюльпанов.

          Гений – человек, обладающий высшей творческой способностью.

           Обобщение по уроку:

            Учитель лит.: Весна – прекрасное время года, время обновления, время рождения,

                                     цветения, время ,зовущее  к жизни.    Строки, услышанные нами ,увиденные

                                    пейзажи, прослушанная музыка, наполняют душу радостью, ожиданием чего-

                                    -то   хорошего…. Создайте синквейн на тему «Весна»

          Учитель ИЗО: Ребята, свои чувства ,связанные с приближением весны, отразите в

                                    рисунках.

            Учитель музыки : Во время вашей творческой работы будет звучать музыка.

 

   Итог урока:   Выставка рисунков, чтение синквейна.

               Учитель лит.(показ слайдов  на тему «Природа»и на фоне звучащей музыки)

                                                       Ты, человек, любя природу,

                                                          Её по-доброму жалей,

                                                          В увеселительных походах

                                                          Не растопчи её полей.

                                                         Не жги её напропалую

                                                         И не исчерпывай до дна

                                                         И помни истину простую:

                                                         Нас много ,а она – одна.    

                      - К чему  призывает поэт7

                      - Да, красота ,щедрость природы зависит от человека,от его умения беречь её.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок по литературе и истории "Общая характеристика истории и литературы 20-го века"

План - конспект интегрированного урока по литературе и истории в 11 классе...

Интегрированный урок по литературе и географии «Берегите природу» (урок внеклассного чтения по произведениям М. Пришвина и В. Бианки)

Цели урока: 1. Познакомить учащихся с творчеством Михаила Пришвина и Валентина Бианки. 2. Рассмотреть особенности природы средней полосы России по временам года.Задачи урока: 1. Учить детей получат...

Урок по литературе "В моей душе лежит сокровище..." По творчеству А.Блока.

Урок и презентация содержат материал по творчеству А.Блока....

Конспект интегрированного урока по литературе для 6 класса "Е.А. Баратынский "Весна, весна, как воздух чист!"

Интегрированный урок по литературе для 6 класса. (Интегрирован литература, русский язык, марийский язык, музыка ИЗО)....

Технологическая карта интегрированного урока истории, литературы и русского языка «Восстание под предводительством Емельяна Пугачева в истории и литературе» в соответствии с требованиями ФГОС ООО с использованием электронных образовательных ресурсов/2 уро

Технологическая карта интегрированного урока истории и литературы и русского языка Урок был проведен учителем литературы и истории и рассчитан на два академических часа по 40 минут. Учащиеся зара...

Интегрированный урок. Италия-Россия. Чтобы помнить! В рамках школьного проекта "The Italian Influence on the Art and Architecture of Saint-Petersburg "

Урок проводился для учащихся 10-11 классов Италии и России в ГБОУ СОШ № 422 Кронштадтского района С-Пб. в 2017 году...