Урок по литературе "В моей душе лежит сокровище..." По творчеству А.Блока.
план-конспект урока по литературе (9 класс) по теме
Урок и презентация содержат материал по творчеству А.Блока.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Урок литературы в 9 классе по теме
А.А.Блок «В моей душе лежит сокровище…»
1. Автор урока: Бубнова Наталия Валерьевна.
2. МБОУ СОШ № 41 города Краснодара.
3. Учитель русского языка и литературы.
4. Литература.
5. 9 класс.
6. Тема « Литература 20 века» № 76.
7. Литература. 9 кл. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч./Автор-составитель В.Я. Коровина и др. – 13-е изд., перераб. – М,: Просвещение, 2010 - 2012
8. Цели урока:
- Заинтересовать учащихся личностью и ранним творчеством А.Блока;
- подготовить девятиклассников к восприятию лирики А.Блока, показать своеобразие лирики и особенности поэтики;
- показать связь проблем, поднятых в начале 20 века с проблемами нашей современной жизни;
- Развивать навыки выразительного чтения и анализа поэтического текста , способствовать развитию художественного вкуса подростков.
- Показать связь музыки и литературы, художественного творчества.
9. Задачи:
- Научить учащихся самостоятельному критическому мышлению.
- Размышлять, опираясь на знание фактов биографии поэта, делать обоснованные выводы.
- Принимать самостоятельные аргументированные решения.
- Научить работать в команде, выполняя разные социальные роли.
10.Тип урока: интегрированный урок.
по характеру деятельности – проблемно-диалогический с элементами образовательной системы «Школа 2100»;
по ведущему методу – урок-размышление
11. Формы работы учащихся: групповая и индивидуальная работа (Детям дано опережающее групповое задание по творчеству поэта. Ученики разделены на группы)
12. Оформление урока: портреты А.А.Блок , выставка книг поэта.
13. Оборудование урока: проектор, компьютер.
14. Используемые ЭОР: презентация «Творчество Блока», записи песен на стихи поэта.
ХОД УРОКА
(1880-1921)
«В моей душе лежит сокровище…»
Он был Лермонтов нашей эпохи.
И у него была та же тяжёлая тяжба с миром,
Богом,собою, тот же роковой демонический ток,
та же тяжесть не умеющей приспособиться
к миру души,Давящей,как бремя.
К.И.Чуковский
Словарь урока:
Символизм – литературное направление конца 19 – начала 20 в.в.
Серебряный век русской поэзии –(1895-1917) – эпоха возрождения духовности и культуры.
Мистика – вера в сверхъестественное, таинственное.
- Вступительное слово
Звучит запись песни на стихи Блока « Девушка пела в церковном хоре…»
Сегодня вас ждет встреча с одним из самых загадочных поэтов 20 века А.А.Блоком. Так сложилось, что с древних времен жизнь лирического поэта сопровождают легенды, и это не случайно. Если в эпическом произведении нам интересен мир, воссозданный автором, то в лирике на первый план выступает отношение автора к этому миру. К тому же тайна творчества часто заложена в самой личности поэта, его биографии. Отсюда необходимость обращения к биографии Блока.
2.Запись эпиграфа и комментарии к нему
- Как поняли слова К.Чуковского?
- Что значат слова демонический ток?
- Какое значение имеет сопоставление Блока и Лермонтова?
3.Целеполагание и формулирование темы:
-Каковы цели нашего урока и его тема?
Запись темы урока ( открывается на слайде)
( примерные ответы: узнать о личности и творчестве А.Блока; учиться к воспринимать лирику А.Блока, показать своеобразие лирики и особенности поэтики; показать связь проблем, поднятых в начале 20 века с проблемами нашей современной жизни;развивать навыки выразительного чтения и анализа поэтического текста , способствовать развитию художественного вкуса ).
4.Выступление группы «Исследователи»
1. Жизнь Блока на редкость небогата внешними событиями. Часами пропадал в лавках букинистов, бродил по окраинам Петербурга, ходил в театры и кинематограф, вел и выслушивал бесконечные интеллигентские разговоры на «вечные» темы, влюблялся в актрис и писал стихи – вот как будто и все «тихое сумасшествие» его дня. Романтические случайности словно избегали поэта. Дважды должен был драться на дуэли, но обе дуэли не состоялись. Живя в эпоху революций и, более того, в городе, где они совершались, Блок не сражался на баррикадах, а будучи современником трех войн, - ни разу не участвовал в бою.
2. Все так. А между тем, есть ли в 20 веке другой русский поэт, который бы жил жизнью более интенсивной, чем Блок, жизненный путь которого больше бы говорил уму и сердцу современного человека, чем путь А.Блока. Трудно назвать другого поэта, который с такой смелостью сумел заглянуть в свою душу и в котором служение духу в такой мере сочеталось бы с врожденным чувством справедливости и благородством.
3. Внешнее однообразие жизни Блока только сильнее подчеркивает загадочность его личности. Очень хорошо сказал об этом сразу после смерти Блока Ю.Тынянов: «Как человек он остался загадкой для широкого литературного Петербурга. Но во всей России знают Блока как человека, и если случится кому увидеть хоть раз его портрет, то уже чувствует, что знает его досконально».
- Выступление группы «Искусствоведы»
. Работа с портретами.
- Вглядитесь в черты А.Блока. А что говорят портреты вам? (Чувственность, благородство, утонченность, отрешенность…)
- Вам интересен этот человек, который так пристально вглядывается в нас?
7.Самостоятельная работа со статьёй учебника
Работа со статьёй учебника ( прием изучающего чтения) с выделением ключевых слов и фраз, составление плана ( в группах), обсуждение и оценка планов.
8. Беседа.
- Нам будет легче понять лирику Блока, если мы с вами хотя бы слегка погрузимся в исторический контекст, в котором она существовала. Взгляните на дату рождения поэта – 1880 год. Период его взросления совпал с «сумерками века». Какое бы печальное событие не становилось предметом разговора, кто-то непременно произносил: «конец века». Это выражение как бы объясняло все многочисленные признаки пессимизма и безыдейности. (слайд)
Как жить? Во что верить? Где найти применение своей душе? Каждый по-своему пытался выбраться из хаоса жизни. В поэзии в это время на смену энергичным гражданским стихам Некрасова пришли бессильные стоны. Это были исповеди одиноких, уставших от жизни людей. Именно в таком русле появились первые стихи поэтов-символистов, зачинателей серебряного века русской поэзии. Именно так принято именовать ту эпоху, о которой мы говорим – рубеж 19-20 веков. С эстетической программой символистов, с жизнью этого литературного направления вы познакомитесь в 11 классе. Моя задача сегодня – дать лишь представление о символизме, потому что свой поэтический путь Блок начал как символист.
- (слайд) Вот как определяет цель символизма его теоретик В.Брюсов: «…рядом сопоставленных образов как бы загипнотизировать читателя, вызвать в нем известное настроение».
Итак, на смену традиционной поэтике пришла нарочитая эскизность, отрывочность, невнятность. Эта невнятность, отсутствие четкой психологической мотивировки возмущали людей старшего поколения, в частности Л.Толстого. «Кто вышел, кто пришел, кто умер?» - восклицает он по поводу одного стихотворения поэта-символиста. Что-то вроде этого, наверное, он сказал бы, попадись ему на глаза строки Блока, тогда ещё не написанные:
Вздыхал о чем-то я, чего-то было жалко,
Какою-то мечтой горела голова…
Итак, поэзия символистов – это криптография, тайнопись, понятная только посвященным. Давайте с вами попытаемся постичь тайну поэзии А.Блока и вооружимся для этого вечными орудиями познания: любовью и пытливым беспристрастием.
9. Чтение стихотворения учителем:
(Слайд) Глушь родного леса,
Желтые листы.
Яркая завеса
Поздней красоты.
Замерли далече
Поздние слова.
Отзвучали речи –
Память все жива.
1901 г.
- О чем это стихотворение – о природе или человеческих отношениях?
- Почему в I строфе нет ни одного глагола? Какой это тип речи?
- Какое время года изображено автором?
- (слайд) Осень – любимое время года многих поэтов и художников. Очаровательные осенние пейзажи вышли из-под кисти И.Левитана, Поленова, Куинджи, Остроухова. Взгляните на репродукции этих картин. Каким настроением они проникнуты: грустью, восторгом, унынием, радостью? Какой отклик вызывают у нас? (что-то светлое, праздничное, хочется любоваться и восхищаться)
- Какие краски на этих картинах?
- Перечитаем 1 строфу стихотворения. Созвучна картина, нарисованная Блоком, картинам художников? … Нет! Взгляните: краски те же, картина та же, но что-то тревожное в ней, и вы это почувствовали.
- А почему поэт использует устаревшее слово «далече»? Что достигается этим?
- А какое слово из первой строфы повторяется во второй? Подберите к этому слову синонимы. (поздние – запоздалые, уже ненужные) Вот оно – слово-ключик. Слова запоздали, и что-то очень дорогое и важное ушло. А что осталось, ребята? Да, боль, ощущение потери – ведь память не умирает.
- Попробуем озаглавить это стихотворение. О чем оно? Обдумайте свои ответы.
10.. Анализ стихотворения « Ожидание»
А сейчас мы с вами поработаем с одним из самых таинственных, загадочных стихотворение А.Блока «Ожидание».
(На партах – распечатки текста стихотворения)
Дни текут молчаливо,
Непонятные дни.
Жду речного разлива,
Притаившись в тени.
В отдаленные страны,
В сероватую высь
Все былые обманы
Без следа унеслись.
Но наутро чудесней
Вновь предстанут они:
Вслед таинственной песне
Светозарные дни.
Слайды:
- Какое настроение передает поэт в этом стихотворении? ( если ученикам трудно ответить сразу, можно вернуться к этому позднее)
- Попробуем объяснить смысл названия: чего ожидает лирический герой – только ли речного разлива? Какой символ скрывается в этом выражении «речной разлив»?
- Давайте найдем в стихотворении словосочетания, которые и создают атмосферу загадочности. Можно ли назвать эти слова ключевыми?
- Попробуем объяснить значение слова «светозарный», не обращаясь к словарю. Что поможет нам это сделать? (разбор по составу) Свет зари… Какие ассоциации пробуждает это выражение?
- Какова стилистическая окраска этого слова? (высокая лексика)
- Обратимся к первой строфе. Сравним: дни идут, дни летят, дни текут. Какой смысл вносит глагол текут в предложение. (неспешность, однообразие)
- Ребята, обратите внимание на то, как перекликаются начало и конец стихотворения: непонятные дни – светозарные дни. Что помогает превращению «непонятных дней» в «светозарные»?
- А вы обратили внимание, какими словами встречала я ваши ответы: возможно; вероятно, ты прав; скорее всего. Можно ли что-то сказать наверняка?
- Так какое же настроение вызывает в нас это стихотворение?
11.Продолжение беседы:
А знаете, почему Блок пишет так непонятно? Потому что именно в это время он был безумно влюблен. При этом ему кажется, то, что он испытывает, - не любовь, а «выше всякой любви». Путь же превышения чего-либо неизбежно оказывается путем мистическим. Именно так возник первый цикл его стихов «Стихи о прекрасной даме». (Слайд)
- Дома вы готовили выразительное чтение некоторых стихотворений этого цикла. Попытайтесь сейчас после прочтения выразить свои впечатления.
12. Стихотворение «Предчувствую Тебя. Года проходят мимо…». Прослушивание фонохрестоматии.
- Исследователи говорят, что это стихотворение самое мистическое у Блока. Ты с этим согласна?
(Я считаю, что это и верно, и неверно. Верно – потому что здесь действительно мистическое ожидание, когда Она – небесная возлюбленная – воплотится в земном облике. Но ведь любовь зачастую творит с людьми такое, что подчас сродни мистике. Писатель Стендаль писал, что влюбленный видит свою любимую на линии горизонта всех пейзажей, попадающихся ему на пути, и каждое дерево, каждая скала говорят ему о ней).
13.Стих. «Бегут неверные дневные тени» - чтение и комментарии учащихся.
- Да, стихи проникнуты духом музыка. Мелодия здесь всевластна, замечательно, что вы это почувствовали.
14. Стих. «Я долго ждал, ты вышла поздно…»
чтение и комментарии учащихся.
- Да, здесь, как, кстати, и в предыдущих стихотворениях, томительное ожидание и появление героини, сопровождаемое ярким светом. Итак, героиня появилась и – конец душевному гнету, начало радостного праздника любви. Однако последняя строфа неожиданно переводит стихотворение в план почти фантастический. Перечитаем её. Как вы думаете, что передает нам эта картина? (головокружительное ощущение счастья, опьянение, восторг)
15.Рефлексия.
7. (Слайд) А теперь вернемся к началу урока. Вспомним выражение «конец века» и все то, что он нес людям. Взгляните ещё раз в это благородное лицо, в эти умные глубокие глаза. Может быть, вы мне сможете ответить, почему А.Блок стал символистом? Дань моде это или что-то другое?
Да, от пошлости, уродства и лжи, от получувств и незавершенных стремлений – к полноте счастья, к воплощенности, к правде.
Вот и подошел к концу наш урок. А Блок однажды написал: «В моей душе лежит сокровище…».
- Какие же сокровища поэзии Блока вы открыли для себя сегодня?
- Давайте в нескольких предложениях напишем, в чем же для вас притягательность поэзии Блока, почему его стихи интересны и сегодня?
А сегодня я поблагодарю вас за совместную работу, искренность и унесу в душе извечную учительскую надежду, что вам вновь и вновь захочется открывать тайну под названием «Блок».
- Домашнее задание: Блок однажды написал: «Только влюбленный имеет право на звание Человека…» Как вы понимаете эти слова? Напишите небольшое эссе на эту тему ( сильные учащиеся)
Выучите понравившееся стихотворение наизусть.
Таблица 2.
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
№ | Название ресурса | Тип, вид ресурса | Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.) | Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР |
1. | Презентация «Творчество Блока» | Презентация. | материал учителя Горох Н.Г. по т-ву Блока. | |
2. | Песни на стихи А.Блока. | Аудиозаписи песен. | ||
Материалы, использованные при составлении урока. | Портреты в презентации с сайта: http://annensky.lib.ru/names/blok/blok_name.htm Монографический сайт А. А. Блока в Российской Литературной Сети: http://www.blokalex.net.ru/ | |||
Фонохрестоматия для учебника литературы 9 класс. | Стихи поэта | Литература: 9 класс: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на CD-ROM / Сост. В.Я.Коровина, В.П..Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2008. |
Используемая литература
- Коровина В.Я., Збарский И.С. Литература: Методические советы: 9 класс. - М.: Просвещение, 2007.
- У.В. Ельцова. Поурочные разработки по литературе по программе под ред. А.Г. Кутузова: 9 класс. – М. ВАКО, 2009.
- Александр Блок. Записные книжки. Москва, "Художественная литература", 1965.
- .Бекетова М.А. Воспоминания об Александре Блоке. – М.: Правда,1990
- Крыщук Н.П. Открой мои книги. – Л.:Детская литература, 1986.
Мультимедийные пособия:
Уроки литературы в 9 классе. Издательство Кирилла и Мефодия.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цели урока: 8. Цели урока : Заинтересовать учащихся личностью и ранним творчеством А.Блока; Подготовить девятиклассников к восприятию лирики А.Блока; Показать своеобразие лирики и особенности поэтики; Показать связь проблем, поднятых в начале 20 века с проблемами нашей современной жизни; Развивать навыки выразительного чтения и анализа поэтического текста ; Способствовать развитию художественного вкуса подростков. Показать связь музыки и литературы, художественного творчества.
Словарь урока: Си мволизм – литературное направление конца 19 – начала 20 в.в. Серебряный век русской поэзии – (1895-1917) – эпоха возрождения духовности и культур ы. Мистика – вера в сверхъестественное, таинственное.
« «Как человек он остался загадкой для широкого литературного Петербурга. Но во всей России знают Блока как человека, и если случится кому увидеть хоть раз его портрет, то уже чувствует, что знает его досконально». Ю.Тынянов
Вглядитесь в черты А.Блока. А что говорят портреты вам?
«Сумерки века» fin de siecle – «конец века» «Где бог, благородство, любовь? Ученые убили бога. Буржуа, сколотившие в короткий срок огромные состояния и прибравшие к рукам экономику, доказали, что благородство лишь тормозит прогресс, и, не печалясь, расстались с ним. Ну, а возвышенной любви откуда взяться в обществе, где не верят в бога и насмехаются над порядочностью». «Скрепляющая идея совсем пропала. Все точно на постоялом дворе и завтра собираются вон из- России!» Ф.М.Достоевский
Поэты-символисты – зачинатели серебряного века русской поэзии Вот как определяет цель символизма его теоретик В.Брюсов: «…рядом сопоставленных образов как бы загипнотизировать читателя, вызвать в нем известное настроение». нарочитая эскизность, отрывочность, невнятность.
«Они писали мазками и точками, намеками и полутонами, не потому, что им так хотелось и что они были символистами. Символистом была действительность, которая вся была в переходах и броженье, вся что-то скорее значила, нежели составляла, и скорее служила симптомом и знаменьем, нежели удовлетворяла». Б.Пастернак Русские символисты
А.Блок: Глушь родного леса, Желтые листы. Яркая завеса Поздней красоты. Замерли далече Поздние слова. Отзвучали речи – Память все жива. 1901 г.
«Золотая осень» И.Левитана и В.Поленова
А.Блок «Ожидание» Какое настроение передает поэт в этом стихотворении? Попробуем объяснить смысл названия : чего ожидает лирический герой – только ли речного разлива? Какой символ скрывается в этом выражении? Давайте найдем в стихотворении словосочетания, которые и создают атмосферу загадочности . Можно ли назвать эти слова ключевыми? Попробуем объяснить значение слова «светозарный», не обращаясь к словарю. Что поможет нам это сделать? Свет зари… Какие ассоциации пробуждает это выражение?
Какова стилистическая окраска этого слова? Обратимся к первой строфе. Сравним: дни идут , дни летят , дни текут . Какой смысл вносит глагол текут в предложение? Обратите внимание на то, как перекликаются начало и конец стихотворения: непонятные дни – светозарные дни. Что помогает превращению «непонятных дней» в «светозарные»? Так какое же настроение вызывает это стихотворение?
«Стихи о Прекрасной Даме» Все люди по природе эгоисты. Преодолеть зло эгоизма можно лишь любовью. Благодаря любви человек осуществляет свое собственное призвание, которое и состоит в способности жить не только в себе, но и в других. Философ Вл.Соловьев То, что мы испытываем, когда бываем влюблены, быть может есть нормальное состояние. Влюбленность указывает человеку, каким он должен быть. А.П.Чехов Я хочу не объятий: …это только минутное потрясение. Я хочу не слов. Слова были и будут… … Я хочу сверх-слов и сверх-объятий. А.Блок
«Жить стоит только так, чтобы предъявлять безмерные требования к жизни: все или ничего; ждать нежданного, верить не в «то, чего нет на свете», а в то, что должно быть на свете; пусть сейчас этого нет и долго не будет. Но жизнь отдаст нам это, ибо она – прекрасна». А.Блок Стремление к подвигу, которое на пороге веков толкнуло Блока в мир мистики, через 17 лет приведет его в стан революции.
Домашнее задание Блок однажды написал: «Только влюбленный имеет право на звание Человека…» Как вы понимаете эти слова? Напишите небольшое эссе на эту тему. Прочитайте стихотворения А.Блока «Россия», «Родина».
Использованные материалы и литература: 1. Александр Блок. Записные книжки. Москва, "Художественная литература", 1965. 2. Бекетова М.А. Воспоминания об Александре Блоке. – М.: Правда,1990 3. Крыщук Н.П. Открой мои книги. – Л.:Детская литература, 1986. 4. Портреты А.Блока на сайте: http://annensky.lib.ru/names/blok/blok_name.htm 5. Монографический сайт А. А. Блока в Российской Литературной Сети: http://www.blokalex.net.ru/ 6. http://nsportal.ru/user. Использован материал учителя Горох Н.Г. по т-ву Блока.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по литературе для Всероссийского интернет-конкурса педагогического творчества. Номинация «Педагогические идеи и технологии».
. Представленный вашему вниманию урок «Внеклассное чтение. Борис Васильев «Не стреляйте белых лебедей» проводился в рамках заседания методического объединения учителей русского языка и литературы в 20...
"Спешите делать добро..." Дистанционный урок по литературе для учащихся 7 класса по творчеству А.Платонова. Рассказ "Юшка"
Дистанционный урок по литературе для учащихся 7 класса по творчеству А.Платонова. Рассказ "Юшка"....
Конспект урока по литературе по теме "Тема любви в творчестве А. Блока, В. Маяковского, С. Есенина."
Цели:Образовательная: раскрыть особенности любовной лирики А.Блока, В.Маяковского, С.Есенина; выявить своеобразие поэтики каждого из поэтов.Развивающая: развивать навыки выразительного чтения и анализ...
Конспект урока по литературе в 7 классе ФГОС по творчеству М.Ю.Лермонтова «Минувшее проходит предо мною…»
Слово о поэте. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».купца Калашникова Калашникова». Картины быта XVI века, их значение для понимания хара...
«В моей душе лежит сокровище…» Литературно-музыкальная композиция с элементами театрализации, посвященная жизни и творчеству Александра Блока.
Литературно-музыкальная композиция с элементами театрализации, посвященная жизни и творчеству Александра Блока, предназначена для старших классов. Через знакомство с интересными фактами биографи...
Конспект открытого урока по литературе в 10 классе на тему: «А.А. Блок. Слово о поэте. «Ветер принёс издалека…». Своеобразие лирических интонаций Блока»
На данном уроке я ставила перед собой следующие задачи: помочь учащимся с тяжёлыми нарушениями речи за короткий промежуток времени (урок) узнать о плэте больше, чем даёт программа, заинтер...
Методическая разработка урока по литературе в 11 классе на тему «А.А.Блок. Личность и творчество. Романтический мир раннего Блока».
Форма урока: лекция с элементами исследовательской деятельности...