Урок по литературе "В моей душе лежит сокровище..." По творчеству А.Блока.
план-конспект урока по литературе (9 класс) по теме

Бубнова Наталия Валерьевна

Урок и презентация содержат материал по творчеству А.Блока. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок литературы в 9 классе  по теме

 А.А.Блок «В моей душе лежит сокровище…»

1.  Автор урока: Бубнова Наталия Валерьевна.

2.  МБОУ СОШ № 41 города Краснодара.

3.  Учитель русского языка и литературы.

4. Литература.

5. 9 класс.

6. Тема « Литература 20 века» № 76.

7. Литература. 9 кл. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч./Автор-составитель В.Я.   Коровина и др. – 13-е изд., перераб. – М,: Просвещение, 2010 - 2012

8. Цели урока:

  1.  Заинтересовать  учащихся личностью и  ранним творчеством А.Блока;
  2. подготовить девятиклассников  к восприятию лирики А.Блока, показать своеобразие лирики и особенности поэтики;
  3.  показать связь проблем, поднятых в начале 20 века с проблемами нашей современной жизни;
  4. Развивать навыки выразительного чтения и анализа поэтического текста , способствовать развитию художественного вкуса подростков.
  5. Показать связь музыки и литературы, художественного творчества.

9. Задачи:

  1. Научить учащихся самостоятельному критическому мышлению.
  2. Размышлять, опираясь на знание фактов биографии поэта, делать обоснованные выводы.
  3. Принимать самостоятельные аргументированные решения.
  4. Научить работать в команде, выполняя разные социальные роли.

10.Тип урока: интегрированный урок.

               по характеру деятельности – проблемно-диалогический с элементами образовательной системы «Школа 2100»;

    по ведущему методу –  урок-размышление

11. Формы работы учащихся: групповая и индивидуальная работа  (Детям дано опережающее групповое задание по творчеству поэта. Ученики разделены на группы)

12. Оформление урока: портреты  А.А.Блок , выставка книг поэта.  

13. Оборудование урока:  проектор, компьютер.

14. Используемые ЭОР:   презентация «Творчество Блока», записи песен на стихи поэта.

ХОД УРОКА

                             

(1880-1921)

«В моей душе лежит сокровище…»

                                                                    Он был Лермонтов нашей эпохи.

И у него была та же тяжёлая тяжба с миром,

               Богом,собою, тот же роковой демонический ток,

                                                                                                 та же тяжесть не умеющей приспособиться

                                                                                  к миру души,Давящей,как бремя.

                                                                                                                                                К.И.Чуковский

 

                                                                       

Словарь урока:

Символизм – литературное направление конца 19 – начала 20 в.в.

Серебряный век русской поэзии –(1895-1917) – эпоха возрождения духовности и культуры.

Мистика – вера в сверхъестественное, таинственное.

  1. Вступительное слово

Звучит запись песни на стихи Блока « Девушка пела в церковном хоре…»

Сегодня вас ждет встреча с одним из самых загадочных поэтов 20 века А.А.Блоком. Так сложилось, что с древних времен жизнь лирического поэта сопровождают легенды,   и это не случайно. Если в эпическом произведении нам интересен мир, воссозданный автором, то в лирике на первый план выступает отношение автора к этому миру. К тому же тайна творчества часто заложена в самой личности поэта, его биографии. Отсюда необходимость обращения к биографии Блока.

2.Запись эпиграфа и комментарии к нему

- Как поняли слова К.Чуковского?

- Что значат слова демонический ток?

- Какое значение имеет сопоставление Блока и Лермонтова?

3.Целеполагание и формулирование темы:

-Каковы цели нашего урока и его тема?

Запись темы урока ( открывается на слайде)

( примерные ответы: узнать о личности и  творчестве А.Блока; учиться к воспринимать  лирику А.Блока, показать своеобразие лирики и особенности поэтики; показать связь проблем, поднятых в начале 20 века с проблемами нашей современной жизни;развивать навыки выразительного чтения и анализа поэтического текста , способствовать развитию художественного вкуса ).

4.Выступление группы «Исследователи»

1. Жизнь Блока на редкость небогата внешними событиями. Часами пропадал в лавках букинистов, бродил по окраинам Петербурга, ходил в театры и кинематограф, вел и выслушивал бесконечные интеллигентские разговоры на «вечные» темы, влюблялся в актрис и писал стихи – вот как будто и все «тихое сумасшествие» его дня. Романтические случайности словно избегали поэта. Дважды должен был драться на дуэли, но обе дуэли не состоялись. Живя в эпоху революций и, более того, в городе, где они совершались, Блок не сражался на баррикадах, а будучи современником трех войн, - ни разу не участвовал в бою.

2. Все так. А между тем, есть ли в 20 веке другой русский поэт, который бы жил жизнью более интенсивной, чем Блок, жизненный путь которого больше бы говорил уму и сердцу современного человека, чем путь А.Блока. Трудно назвать другого поэта, который с такой смелостью сумел заглянуть в свою душу и в котором служение духу в такой мере сочеталось бы с врожденным чувством справедливости и благородством.

3. Внешнее однообразие жизни Блока только сильнее подчеркивает загадочность его личности. Очень хорошо сказал об этом сразу после смерти Блока Ю.Тынянов: «Как человек он остался загадкой для широкого литературного Петербурга. Но во всей России знают Блока как человека, и если случится кому увидеть хоть раз его портрет, то уже чувствует, что знает его досконально».

  1. Выступление группы «Искусствоведы»

. Работа с портретами.

- Вглядитесь в черты А.Блока. А что говорят портреты вам? (Чувственность, благородство, утонченность, отрешенность…)

- Вам интересен этот человек, который так пристально вглядывается в нас?

7.Самостоятельная работа со статьёй учебника

Работа со статьёй учебника ( прием изучающего чтения) с выделением ключевых слов и фраз, составление плана ( в группах), обсуждение и оценка планов.

8. Беседа.

- Нам будет легче понять лирику Блока, если мы с вами хотя бы слегка погрузимся в исторический контекст, в котором она существовала. Взгляните на дату рождения поэта – 1880 год. Период его взросления совпал с «сумерками века». Какое бы печальное событие не становилось предметом разговора, кто-то непременно произносил: «конец века». Это выражение как бы объясняло все многочисленные признаки пессимизма и безыдейности. (слайд)

Как жить? Во что верить? Где найти применение своей душе? Каждый по-своему пытался выбраться из хаоса жизни. В поэзии в это время на смену энергичным гражданским стихам Некрасова пришли бессильные стоны. Это были исповеди одиноких, уставших от жизни людей. Именно в таком русле появились первые стихи поэтов-символистов, зачинателей серебряного века русской поэзии. Именно так принято именовать ту эпоху, о которой мы говорим – рубеж 19-20 веков. С эстетической программой символистов, с жизнью этого литературного направления вы познакомитесь в 11 классе. Моя задача сегодня – дать лишь представление о символизме, потому что свой поэтический путь Блок начал как символист.

- (слайд) Вот как определяет цель символизма его теоретик В.Брюсов: «…рядом сопоставленных образов как бы загипнотизировать читателя, вызвать в нем известное настроение».

Итак, на смену традиционной поэтике пришла нарочитая эскизность, отрывочность, невнятность. Эта невнятность, отсутствие четкой психологической мотивировки возмущали людей старшего поколения, в частности Л.Толстого. «Кто вышел, кто пришел, кто умер?» - восклицает он по поводу одного стихотворения поэта-символиста. Что-то вроде этого, наверное, он сказал бы, попадись ему на глаза строки Блока, тогда ещё не написанные:

Вздыхал о чем-то я, чего-то было жалко,

Какою-то мечтой горела голова…

Итак, поэзия символистов – это криптография, тайнопись, понятная только посвященным. Давайте  с вами попытаемся постичь тайну поэзии А.Блока и вооружимся для этого вечными орудиями познания: любовью и пытливым беспристрастием.

9. Чтение стихотворения учителем:

(Слайд) Глушь родного леса,

Желтые листы.

Яркая завеса

Поздней красоты.

Замерли далече

Поздние слова.

Отзвучали речи –

Память все жива.

                                  1901 г.

  1. О чем это стихотворение – о природе или человеческих отношениях?
  2. Почему в I строфе  нет ни одного глагола?  Какой это тип речи?
  3. Какое время года изображено автором?
  4.  (слайд) Осень – любимое время года многих поэтов и художников. Очаровательные осенние пейзажи вышли из-под кисти И.Левитана, Поленова, Куинджи, Остроухова. Взгляните на репродукции этих картин. Каким настроением они проникнуты: грустью, восторгом, унынием, радостью? Какой отклик вызывают у нас? (что-то светлое, праздничное, хочется любоваться и восхищаться)
  5. Какие краски на этих картинах?
  6. Перечитаем 1 строфу стихотворения. Созвучна картина, нарисованная Блоком, картинам художников? … Нет! Взгляните: краски те же, картина та же, но что-то тревожное в ней,  и вы это почувствовали.
  7. А почему поэт использует устаревшее слово «далече»? Что достигается этим?
  8. А какое слово из первой  строфы повторяется во второй? Подберите к этому слову  синонимы. (поздние – запоздалые, уже ненужные) Вот оно – слово-ключик. Слова запоздали,  и что-то очень дорогое и важное ушло. А что осталось, ребята? Да, боль, ощущение потери – ведь память не умирает.
  9. Попробуем озаглавить это стихотворение. О чем оно? Обдумайте свои ответы.

10.. Анализ стихотворения « Ожидание»

А сейчас мы с вами поработаем с одним из самых таинственных, загадочных стихотворение А.Блока «Ожидание».

             (На партах – распечатки текста  стихотворения)

Дни текут молчаливо,

Непонятные дни.

Жду речного разлива,

Притаившись в тени.

В отдаленные страны,

В сероватую высь

Все былые обманы

Без следа унеслись.

Но наутро чудесней

Вновь предстанут они:

Вслед таинственной песне

Светозарные дни.

Слайды:

  1. Какое настроение передает поэт в этом стихотворении? ( если ученикам трудно ответить сразу, можно вернуться к этому позднее)
  2. Попробуем объяснить смысл названия: чего ожидает лирический герой – только ли речного разлива? Какой символ скрывается в этом выражении «речной разлив»?
  3. Давайте найдем в стихотворении словосочетания, которые и создают атмосферу загадочности. Можно ли назвать эти слова ключевыми?
  4. Попробуем объяснить значение слова «светозарный», не обращаясь к словарю. Что поможет нам это сделать? (разбор по составу) Свет зари… Какие ассоциации пробуждает это выражение?
  5. Какова стилистическая окраска этого слова? (высокая лексика)
  6. Обратимся к первой строфе. Сравним: дни идут, дни летят, дни текут. Какой смысл вносит глагол текут в предложение. (неспешность, однообразие)
  7. Ребята, обратите внимание на то, как перекликаются начало и конец стихотворения: непонятные дни – светозарные дни. Что помогает превращению «непонятных дней» в «светозарные»?
  8. А вы обратили внимание, какими словами встречала я ваши ответы: возможно; вероятно, ты прав; скорее всего.  Можно ли что-то сказать наверняка?
  9. Так какое же настроение вызывает в нас это стихотворение?

11.Продолжение беседы:

 А знаете, почему Блок пишет так непонятно? Потому что именно в это время он был безумно влюблен. При этом ему кажется,  то, что он испытывает, -  не любовь, а «выше всякой любви». Путь же превышения чего-либо неизбежно оказывается путем мистическим. Именно так возник первый цикл его стихов «Стихи о прекрасной даме». (Слайд)

  1. Дома вы готовили выразительное чтение некоторых стихотворений этого цикла. Попытайтесь сейчас после прочтения выразить свои впечатления.

   12. Стихотворение «Предчувствую Тебя. Года проходят мимо…». Прослушивание фонохрестоматии.

  1. Исследователи говорят, что это стихотворение самое мистическое у Блока. Ты с этим согласна?

(Я считаю, что это и верно, и неверно. Верно – потому что здесь действительно мистическое ожидание, когда Она – небесная возлюбленная – воплотится в земном облике. Но ведь любовь зачастую творит с людьми такое, что подчас сродни мистике. Писатель Стендаль писал, что влюбленный видит свою любимую на линии горизонта всех пейзажей, попадающихся ему на пути, и каждое дерево, каждая скала говорят ему о ней).

13.Стих. «Бегут неверные дневные тени» - чтение и комментарии учащихся.

  1. Да, стихи проникнуты духом музыка. Мелодия здесь всевластна, замечательно, что вы это почувствовали.

14. Стих. «Я долго ждал, ты вышла поздно…»

чтение и комментарии учащихся.

  1. Да, здесь, как, кстати,  и в предыдущих стихотворениях, томительное ожидание и появление героини, сопровождаемое ярким светом. Итак, героиня появилась и – конец душевному гнету, начало радостного праздника любви. Однако последняя строфа неожиданно переводит стихотворение в план почти фантастический. Перечитаем её. Как вы думаете, что передает нам эта картина? (головокружительное ощущение счастья, опьянение, восторг)

15.Рефлексия.

7. (Слайд) А теперь вернемся к началу урока. Вспомним выражение «конец века» и все то, что он нес людям. Взгляните ещё раз в это благородное лицо, в эти умные глубокие глаза. Может быть, вы мне сможете ответить, почему А.Блок стал символистом? Дань моде это или что-то другое?

Да, от пошлости, уродства и лжи, от получувств и незавершенных стремлений – к полноте счастья, к воплощенности, к правде.

Вот и подошел к концу наш урок. А Блок однажды написал: «В моей душе лежит сокровище…».

- Какие же сокровища поэзии Блока вы открыли для себя сегодня?

- Давайте в нескольких предложениях напишем, в чем же для вас притягательность поэзии Блока, почему его стихи интересны и сегодня?

А сегодня я поблагодарю вас за совместную работу, искренность и унесу в душе извечную учительскую надежду, что вам вновь и вновь захочется открывать тайну под названием «Блок».

  1. Домашнее задание: Блок однажды написал: «Только влюбленный имеет право на звание Человека…» Как вы понимаете эти слова? Напишите небольшое эссе на эту тему ( сильные учащиеся)

Выучите понравившееся стихотворение наизусть.

Таблица 2.

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1.

Презентация «Творчество Блока»

Презентация.


http://nsportal.ru/user.

 материал учителя Горох Н.Г. по т-ву Блока.

2.

Песни на стихи А.Блока.

Аудиозаписи песен.

Материалы, использованные при составлении урока.

Портреты в презентации с сайта: http://annensky.lib.ru/names/blok/blok_name.htm 

Монографический сайт А. А. Блока в Российской Литературной Сети: http://www.blokalex.net.ru/

Фонохрестоматия для учебника литературы 9 класс.

Стихи поэта

Литература: 9 класс: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на CD-ROM / Сост. В.Я.Коровина, В.П..Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2008.

        Используемая литература

  1. Коровина В.Я., Збарский И.С. Литература: Методические советы: 9 класс. - М.: Просвещение, 2007.
  2.  У.В. Ельцова. Поурочные разработки по литературе по программе под ред. А.Г. Кутузова: 9 класс. – М. ВАКО, 2009.
  3.  Александр Блок. Записные книжки. Москва, "Художественная литература", 1965.
  4. .Бекетова М.А. Воспоминания об Александре Блоке. – М.: Правда,1990
  5.  Крыщук Н.П. Открой мои книги. – Л.:Детская литература, 1986.

Мультимедийные пособия:

Уроки литературы в 9 классе. Издательство Кирилла и Мефодия.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« В моей душе лежит сокровище…» А. Блок Он был Лермонтов нашей эпохи. И у него была та же тяжёлая тяжба с миром, Богом,с обою, тот же роковой демонический ток, та же тяжесть не умеющей приспособиться к миру души, давящей,как бремя. К.И.Чуковский (1880-1921 ) Урок литературы в 9 классе.

Слайд 2

Цели урока: 8. Цели урока : Заинтересовать учащихся личностью и ранним творчеством А.Блока; Подготовить девятиклассников к восприятию лирики А.Блока; Показать своеобразие лирики и особенности поэтики; Показать связь проблем, поднятых в начале 20 века с проблемами нашей современной жизни; Развивать навыки выразительного чтения и анализа поэтического текста ; Способствовать развитию художественного вкуса подростков. Показать связь музыки и литературы, художественного творчества.

Слайд 3

Словарь урока: Си мволизм – литературное направление конца 19 – начала 20 в.в. Серебряный век русской поэзии – (1895-1917) – эпоха возрождения духовности и культур ы. Мистика – вера в сверхъестественное, таинственное.

Слайд 4

« «Как человек он остался загадкой для широкого литературного Петербурга. Но во всей России знают Блока как человека, и если случится кому увидеть хоть раз его портрет, то уже чувствует, что знает его досконально». Ю.Тынянов

Слайд 5

Вглядитесь в черты А.Блока. А что говорят портреты вам?

Слайд 6

«Сумерки века» fin de siecle – «конец века» «Где бог, благородство, любовь? Ученые убили бога. Буржуа, сколотившие в короткий срок огромные состояния и прибравшие к рукам экономику, доказали, что благородство лишь тормозит прогресс, и, не печалясь, расстались с ним. Ну, а возвышенной любви откуда взяться в обществе, где не верят в бога и насмехаются над порядочностью». «Скрепляющая идея совсем пропала. Все точно на постоялом дворе и завтра собираются вон из- России!» Ф.М.Достоевский

Слайд 7

Поэты-символисты – зачинатели серебряного века русской поэзии Вот как определяет цель символизма его теоретик В.Брюсов: «…рядом сопоставленных образов как бы загипнотизировать читателя, вызвать в нем известное настроение». нарочитая эскизность, отрывочность, невнятность.

Слайд 8

«Они писали мазками и точками, намеками и полутонами, не потому, что им так хотелось и что они были символистами. Символистом была действительность, которая вся была в переходах и броженье, вся что-то скорее значила, нежели составляла, и скорее служила симптомом и знаменьем, нежели удовлетворяла». Б.Пастернак Русские символисты

Слайд 9

А.Блок: Глушь родного леса, Желтые листы. Яркая завеса Поздней красоты. Замерли далече Поздние слова. Отзвучали речи – Память все жива. 1901 г.

Слайд 10

«Золотая осень» И.Левитана и В.Поленова

Слайд 11

А.Блок «Ожидание» Какое настроение передает поэт в этом стихотворении? Попробуем объяснить смысл названия : чего ожидает лирический герой – только ли речного разлива? Какой символ скрывается в этом выражении? Давайте найдем в стихотворении словосочетания, которые и создают атмосферу загадочности . Можно ли назвать эти слова ключевыми? Попробуем объяснить значение слова «светозарный», не обращаясь к словарю. Что поможет нам это сделать? Свет зари… Какие ассоциации пробуждает это выражение?

Слайд 12

Какова стилистическая окраска этого слова? Обратимся к первой строфе. Сравним: дни идут , дни летят , дни текут . Какой смысл вносит глагол текут в предложение? Обратите внимание на то, как перекликаются начало и конец стихотворения: непонятные дни – светозарные дни. Что помогает превращению «непонятных дней» в «светозарные»? Так какое же настроение вызывает это стихотворение?

Слайд 13

«Стихи о Прекрасной Даме» Все люди по природе эгоисты. Преодолеть зло эгоизма можно лишь любовью. Благодаря любви человек осуществляет свое собственное призвание, которое и состоит в способности жить не только в себе, но и в других. Философ Вл.Соловьев То, что мы испытываем, когда бываем влюблены, быть может есть нормальное состояние. Влюбленность указывает человеку, каким он должен быть. А.П.Чехов Я хочу не объятий: …это только минутное потрясение. Я хочу не слов. Слова были и будут… … Я хочу сверх-слов и сверх-объятий. А.Блок

Слайд 14

«Жить стоит только так, чтобы предъявлять безмерные требования к жизни: все или ничего; ждать нежданного, верить не в «то, чего нет на свете», а в то, что должно быть на свете; пусть сейчас этого нет и долго не будет. Но жизнь отдаст нам это, ибо она – прекрасна». А.Блок Стремление к подвигу, которое на пороге веков толкнуло Блока в мир мистики, через 17 лет приведет его в стан революции.

Слайд 15

Домашнее задание Блок однажды написал: «Только влюбленный имеет право на звание Человека…» Как вы понимаете эти слова? Напишите небольшое эссе на эту тему. Прочитайте стихотворения А.Блока «Россия», «Родина».

Слайд 16

Использованные материалы и литература: 1. Александр Блок. Записные книжки. Москва, "Художественная литература", 1965. 2. Бекетова М.А. Воспоминания об Александре Блоке. – М.: Правда,1990 3. Крыщук Н.П. Открой мои книги. – Л.:Детская литература, 1986. 4. Портреты А.Блока на сайте: http://annensky.lib.ru/names/blok/blok_name.htm 5. Монографический сайт А. А. Блока в Российской Литературной Сети: http://www.blokalex.net.ru/ 6. http://nsportal.ru/user. Использован материал учителя Горох Н.Г. по т-ву Блока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по литературе для Всероссийского интернет-конкурса педагогического творчества. Номинация «Педагогические идеи и технологии».

. Представленный вашему вниманию урок «Внеклассное чтение. Борис Васильев «Не стреляйте белых лебедей» проводился в рамках заседания методического объединения учителей русского языка и литературы в 20...

"Спешите делать добро..." Дистанционный урок по литературе для учащихся 7 класса по творчеству А.Платонова. Рассказ "Юшка"

Дистанционный урок по литературе для учащихся 7 класса по творчеству А.Платонова. Рассказ "Юшка"....

Конспект урока по литературе по теме "Тема любви в творчестве А. Блока, В. Маяковского, С. Есенина."

Цели:Образовательная: раскрыть особенности любовной лирики А.Блока, В.Маяковского, С.Есенина; выявить своеобразие поэтики каждого из поэтов.Развивающая: развивать навыки выразительного чтения и анализ...

Конспект урока по литературе в 7 классе ФГОС по творчеству М.Ю.Лермонтова «Минувшее проходит предо мною…»

Слово о поэте. «Песня про царя  Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».купца Калашникова Калашникова». Картины быта XVI века, их значение для понимания хара...

«В моей душе лежит сокровище…» Литературно-музыкальная композиция с элементами театрализации, посвященная жизни и творчеству Александра Блока.

Литературно-музыкальная композиция с элементами театрализации, посвященная жизни и творчеству Александра Блока, предназначена для старших классов.  Через знакомство с интересными фактами биографи...

Конспект открытого урока по литературе в 10 классе на тему: «А.А. Блок. Слово о поэте. «Ветер принёс издалека…». Своеобразие лирических интонаций Блока»

На данном уроке я ставила перед собой следующие задачи: помочь учащимся с тяжёлыми нарушениями речи  за короткий промежуток времени  (урок) узнать о плэте больше, чем даёт программа, заинтер...