Главные вкладки

    План-конспект урока по музыке (6 класс) по теме:
    Урок музыки "Образы русской духовной, светской музыки"

    Заплишная Наталия Владимировна

    Урок разработан по программе «Музыка» Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной.

    Цель: познакомить учащихся с образами русской, духовной и светской музыки.

    Образовательная цель. Прикосновение к высоким темам духовной жизни людей.

    Развивающая цель. Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку, развитие слуха, памяти, внимания.

    Воспитательная цель. Формирование уважения к традициям своего народа.

     

    Задачи:

          1. научить учащихся ориентироваться в понятиях: русская, духовная, светская музыка;

          2. пробудить интерес к духовной музыке через слушание и исполнение музыки, соответствующих жанров;

          3. воспитывать чувства сопереживания, волнения, отклика на духовную музыку.

    Тип урока: введение в тему.

    Форма урока: комбинированная.

    Методы урока: словесный, наглядно-слуховой, анализ.

    Материал:

    Музыкальный ряд:

    Знаменный распев «Господи воззвах»,

    Партесное пение

    Духовный концерт. М.С.Березовского

    Изобразительный ряд:

    Фото соборов, куполов, храмов, дидактический материал, раздаточный материал

     

    Оборудование:

    - компьютер
    - мультимедийный проектор, экран
    - музыкальный центр

    Программное обеспечение:

    - компьютерная презентация «Образы русской духовной, светской музыки.»

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Учитель музыки МОСШ п.Лыхма

    Заплишная Наталия Владимировна

    Тема урока: «Образы русской духовной, светской музыки».

    Урок разработан по программе «Музыка» Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной.

    Цель: познакомить учащихся с образами русской, духовной и светской музыки.

    Образовательная цель. Прикосновение к высоким темам духовной жизни людей.

    Развивающая цель. Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку, развитие слуха, памяти, внимания.

    Воспитательная цель. Формирование уважения к традициям своего народа.

    Задачи: 

          1. научить учащихся ориентироваться в понятиях: русская, духовная, светская музыка;

          2. пробудить интерес к духовной музыке через слушание и исполнение музыки, соответствующих жанров;

          3. воспитывать чувства сопереживания, волнения, отклика на духовную музыку.

    Тип урока: введение в тему.

    Форма урока: комбинированная.

    Методы урока: словесный, наглядно-слуховой, анализ.

    Материал:

    Музыкальный ряд:

    Знаменный распев «Господи воззвах»,

    Партесное пение

    Духовный концерт. М.С.Березовского

    Изобразительный ряд:

    Фото соборов, куполов, храмов, дидактический материал, раздаточный материал

    Оборудование:

    - компьютер 
    - мультимедийный проектор, экран
    - музыкальный центр

    Программное обеспечение:

    - компьютерная презентация «Образы русской духовной, светской музыки.»

    Ход урока:

    1. Организационный момент.
    2. Этап всесторонней проверки знаний.
    3. Этап подготовки учащихся к активному усвоению знаний.
    4. Этап усвоения новых знаний.
    5. Вокально-хоровая работа.

    6. Этап закрепления новых знаний.

    ХОД УРОКА.

    ЭТАПЫ УРОКА

    СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

    Организационный момент.

    Вход под знаменный распев

    Вы вошли в класс под музыку, кто скажет, что это за музыка (церковная, божественная)

    Где она может звучать (в церкви)

    Итак, как вы уже догадались, сегодня на уроке пойдёт речь о духовной русской музыке и о светской.

    Возможно, кто-то из вас может сказать, что это за музыка

    Развитие темы урока

    Читают ученики.

    1«Блаженно нищий духом, ибо их есть царствие небесное»  - сказано в евангелие «От Матфея». Стать нищим духом означает подготовить, открыть, очистить свою душу, но освободить свой дух от груза низменных, стяжательных и бесплодных устремлений, очистить , подготовить и открыть свою душу, свой внутренний мир для восприятия высоких божественных истин непросто. Путь очищения и возвышения души своей многотруден для каждого человека. И на этой нелёгкой и долгой дороге длинной в человеческую жизнь, искусство самое эмоциональное и поэтому самая действенная его часть музыка, незаменимый друг и помощник. 2Русский язык в широком смысле этого слова и русская музыка составляют и формируют наиболее важные стороны русской души любого россиянина. Но русская музыка должна быть созвучна душе гражданина не только поэтому. Ведь русская музыка  - это своеобразная летопись истории нашей страны. Истоки русской музыки находятся в глубокой древности. Её корни в народном искусстве. Русский народ всегда славился своей музыкальностью. Песня сопровождала человека от рождения до смерти.

    У.Этим объясняется и большое разнообразие песенных жанров

    среди которых есть былинные, трудовые, обрядовые песни, трудовые, игровые и многие другие. 

    Уже в древние времена была широко распространена и инструментальная музыка. Она исполнялась на различных струнных, духовых и ударных инструментах. Среди которых, одним из самых любимых были гусли.

    Постепенно в народных танцах, песнях, наигрышах складывался определённый тип мелодии, особенности лада, ритма, многоголосия, то есть, формировался национальный музыкальный стиль, который позже и определил неповторимое своеобразие русской профессиональной музыки

    Зарождение профессиональной музыки в России происходило в эпоху создания первого русского государства Киевской Руси в 9-13 веках. Огромное значение для развития государственного и культурного развития имело принятие христианства. В 988 году было Крещение Руси. С принятием христианства начинает развиваться духовная музыка. 

     Церковное пение было одноголосным, без инструментального сопровождения и записывалось особыми знаками – знамёнами или крюками, происходившими от невменного письма. Как и невмы, знамёна и крюки могли обозначать как один звук так и группу звуков, целую характерную попевку. Мелодии знаменного распева плавные в диапазоне кварты или квинты. Попевки, мелодические формулы, часто повторялись, как правило с некоторыми изменениями в вариантном развитии.

    Слушание

    (Знаменный распев 'Господи воззвах')

    В 15-16 веке знаменный распев становится более протяжным, развитым, украшенным, сближается с лирической народной песней.

    17 век век перемен в русской духовной музыке. Вначале появляется немало авторских и местных распевов (Киевский, Смоленский, Кирилловский…) Во второй половине 17 века русские музыканты знакомятся с музыкальной культурой Западной Европы. На Руси этого времени происходит «диалог двух культур» - «старой», связанной с одноголосным сдержанно-суровым знаменным пением, по образному строю близким к строгим ликам древних икон, и «новым» - многоголосным партесным пением, отличающимся энергией, красочностью, богатством, полнокровностью звучания, ощущением движения, света, огромного пространства.

    Русская церковная музыка была частью храмового синтеза искусств, воздействовала на чувства и мысли верующих людей наряду с красотой храма, иконописи, обряда богослужения.

    СЛУШАНИЕ

    Духовный концерт

    М.С.Березовский «Не отвержи мене во время старости»

    Постарайтесь проследить за развитием эмоционально-образного состояния человека, молящего Бога о сострадании и помощи.

    - Как вы думаете, почему автор поручает исполнение вступительного раздела Концерта солистам?

    - Как взаимодействуют голоса в хоровом звучании?

    - Какие чувства подчёркивают контрасты звучностей

    Перед вами высказывание композитора М.С.Березовского, объясните смысл его изречения.

    Нотная грамота.

    На странице 55 вы видите нотную запись главной темы 1-й части концерта М.С.Березовского. Ваша задача, прочитать ноты с названием длительностей.

    (выполняют задание сначала самостоятельно, потом 1 человек зачитывает вслух)

    Следующее задание – прохлопать ритмический рисунок данного произведения.

    Вокально-хоровая работа.

    - какой эмоциональный настрой несёт в себе эта мелодия?

    - в каком характере необходимо её исполнять?

    - какой партии хора, по вашему мнению, можно поручить первоначальное её проведение?

    После того, как мы выяснили

    всё, что касается этого музыкального отрывка, попробуем спеть его.

    Слушание рассказа о светской музыке.

    А теперь, мы познакомимся со вторым направлением музыкального искусства Древней Руси – это светская музыка.

    Работа с учебником.

    Сейчас посмотрите в распечатки, найдите и запишите в тетради, что такое знаменный распев, партесное пение, в каком веке появился новый жанр многоголосия – духовный концерт

    Подведение итогов урока

    Сегодня на уроке мы познакомились с двумя направлениями музыкальной культуры Древней Руси

    Это музыка светская и духовная. Ответьте, пожалуйста на вопросы, закрепляющие тему нашего урока:

    - что такое знаменный распев?

    - что такое партесное пение?

    - один из жанров многоголосного пения – это  (духовный концерт)

    С каким композитором, автором Духовного концерта мы сегодня познакомились?

    Какой тип фактуры полифонический или гомофонный использовал автор Концерта?

    Молодцы, сегодня все хорошо потрудились, урок окончен, до новых встреч в мире музыки!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Русская духовная музыка в детском хоре.

    История, исследования, анализ....

    "Святитель Игнатий Брянчанинов и русская духовная музыка 19-20 веков"

    В этой работе подробно рассказывается о влиянии Святителя Игнатия Брянчанинова на композиторов русской школы, в частности на М. Глинку, а через него на Мусоргского, Чайковского, Рахманинова и т.д...

    Интегрированный урок: литература, русский язык, история, музыка, ИЗО по произведению М.Ю.Лермонтова "Бородино"

    ЦЕЛИ УРОКА: знакомство с поэтическим миром М.Ю.Лермонтова, с идейно-художественным своеобразием баллады “Бородино”; воспитание уважения к великому историческому прошлому России; совершенствовани...

    Методическая разработка урока с применением технологии «Работа над музыкальным произведением на уроке МХК» по теме «Светская и духовная музыка эпохи барокко».

    Данная методическая разработка может быть использована на уроках Мировой Художественной Культуры в 11 классах педагогами, работающими по программе Даниловой. Разработка определяет цель и задачи, реали...

    Методическая разработка межпредметного урока "Тема раскола (противоборство светской и духовной власти) в литературе и искусстве"

    Тема раскола - одна из центральных тем в истории России XVII века. Церковный раскол стал расколом и социальным, и нравственным, нанес глубокую травму русскому обществу, стал началом целого ряда трагич...