Главные вкладки

    Интегрированный урок литературы, русского языка, живописи, музыки с применением видеотехнологий в 5 классе на тему «Учимся читать книгу природы…Зима».
    план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

    Троицкая Светлана Николаевна

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon urok_zima.doc60 КБ

    Предварительный просмотр:

    Интегрированный урок литературы, русского языка, живописи, музыки с применением видеотехнологий в 5 классе

    на тему «Учимся читать книгу природы…Зима».

    Тип урока. Урок развития речи.

    Цели как деятельность учеников

    Метапредметные: овладевать различными приёмами отбора и систематизации материала, умением извлекать информацию, представленную в разных формах (репродукция картины, музыка, поэзия), преобразовывать информацию (из репродукции, ключевых слов в связное высказывание).

    Предметные: понимать и анализировать текст, формулировать замысел, составлять план, создавать устные и письменные тексты–описания с опорой на зрительные образы, подбирать выразительные средства, адекватные представленной ситуации, редактировать собственные тексты, опираясь на правила орфографии и пунктуации.

    Личностные результаты

    1. Осознание роли языка в овладении культурными ценностями.

    2. Интерес к созданию собственных текстов.

    3. Достаточный объём словарного запаса и грамматических средств для свободного выражения мыслей.

    Познавательные УУД

    1. Извлекать информацию, представленную в разных формах (репродукции картин, схема).

     2. Преобразовывать информацию из одной формы в другую (на основе репродукции, плана составлять рассказ).

    3. Овладение приёмами отбора и систематизации материала.

    Коммуникативные УУД

    1. Уметь формулировать собственное мнение, аргументировать его.

    2. Слушать и слышать других.

    3. Свободно излагать свои мысли в устной форме.

    4. Создавать собственный текст, соблюдая нормы построения текста (логичность, связность, соответствие теме).

    Регулятивные УУД:

    1.  Формулировать тему урока и его цель.

    2. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

    Ход урока.

    Звучит музыка, дети заходят в класс.

    Слово учителя:

     Здравствуйте, ребята!

    Сегодня я приглашаю всех в гости к зиме. Наш путь будет пролегать через сугробы, холодный северный ветер будет дуть в лицо, снежная буря закроет нам дорогу (на доске записывается план урока в виде маршрута).

    Но я верю: мы сумеем преодолеть все препятствия. Какие личностные качества нам для этого понадобятся?

    На протяжении нескольких уроков мы вели наблюдения за тем, какие изменения происходят в природе зимой, как эти изменения описывали поэты, художники, музыканты. Вы пользовались ресурсами Интернета, отбирая необходимый материал для работы в группах.

    Сегодня  мы завершаем цикл уроков-исследований, подводим итоги проделанной работы и представляем свои проекты.

    Итак, мы заранее распределились на группы по 4-5 человек. Какие цели урока вы ставите сегодня для себя и своей группы?

    Теперь можно приступать к работе.

    I этап. Зимнее настроение. Дается установка на восприятие.

    – Каждый год мы с нетерпением ждем первого снега и каждый раз удивляемся необыкновенному преображению природы. Как приходит зима? На ладонь ложится и тут же тает робкая белая снежинка. От белизны снега светлеет улица, белеет двор вашего дома. После осенней распутицы так непривычно чиста земля под ногами, что отчетливо виден каждый след на заснеженной тропинке. Руки сами тянутся к шапке снега на скамье или подоконнике – и вот уже круглый белый шар снежка летит в окошко!

    – Посмотрите учебный  фильм «Зима на картинах русских художников».  В фильме использованы репродукции картин И.И. Шишкина «Зима», А.К. Саврасова «Зима», К.А. Коровина «Зимой», А.И. Куинджи «Солнечные пятна на снегу», К.Ф. Юона «Русская зима», звучит музыка А. Вивальди «Зима».

    Проводится беседа:

    – Какая репродукция вам больше понравилась? Чем? Что нового вы открыли для себя в русской зиме? Какие чувства пробудила у вас музыка Вивальди? Опишите свое состояние. Назовите эпитеты, которые отражали бы характер зимы, изображенной художниками (суровая, холодная, искрящаяся, звонкая, страшная, губительная, радостная).

    Обращение к различным видам искусства формирует умение видеть, слышать, чувствовать настроение художественного произведения, развивает воображение, эмоциональную сферу.

    – Этот фильм я смонтировала при помощи компьютерной программы «Киностудия Windows Live». Сегодня и вы научитесь пользоваться данной компьютерной программой для монтажа. Вам понравился фильм? Чем он отличается от презентации? Где можно использовать такие фильмы?

    Далее дается объяснение, как из картин, фотографий можно смонтировать фильм, наложить звук, использовать титры.

    II этап. Проверка домашнего задания. Каждая группа должна проанализировать стихотворение о зиме и рассказать, какими чувствами проникнуто каждое стихотворение, какой видят зиму художники слова, какие художественно-изобразительные средства используют поэты.  

    Для анализа были предложены стихи П.А. Вяземского «Первый снег», А. Белого «Зима», В. Брюсова «Первый снег», Н. Асеева «Зима», А. Александрова «Белый танец».

    В результате совместной работы делается запись ключевых слов-образов.

    Зима: волшебница, чародейка, область грезы, призраки и сны и т.п.

    Деревья: березки в жемчугах горят; ели – балерины в белых пачках; сосна повязалась  белою косынкой и др.

    Снег: серебро, огни и блестки; легкий пух; яркий бисер; театральное привидение; веселый рой алмазных, блещущих стрекоз и др.

    – Какие художественные приемы помогли авторам стихов создать такие необыкновенные образы?

    Дети называют сравнения, метафоры, эпитеты, олицетворения.

    III. Творческое задание. Готовим подарок зиме. Главной целью такого задания является создание художественного образа, заданного произведениями разных видов искусств. В процессе создания собственного высказывания происходит речетворческая рефлексия.

    – Распределите обязанности между собой и выполните следующие задания.

    1. Используя свои наработки из домашних упражнений, попробуйте  написать коллективное сочинение-зарисовку о зиме. В своих работах вы можете использовать слова и выражения из анализируемых вами стихотворений.
    2. Попробуйте из заготовленных вами материалов (репродукций картин, фотографий) создать фильм.
    3. Свое сочинение вы можете прочитать в сопровождении фильма без звука или со звуком.

    IV. Оцените свою работу на уроке и работу вашей команды, выберите лучший проект.

    Традиционно детям предлагается ответить на следующие вопросы:

    – Что нового вы узнали на уроке?

    – Чему научились?

    – Что стало самым неожиданным на уроке?

    – Что осталось непонятным?

    – Каков ваш вклад в работу группы?

    Приложение

    А.Белый «Зима»

     Снега синей, снега туманней;

     Вновь освеженной дышим мы.

     Люблю деревню, вечер ранний

     И грусть серебряной зимы.

     Лицо изрежет ветер резкий,

     Прохлещет хладом в глубь аллей;

     Ломает хрупкие подвески

     Ледяных, звонких хрусталей.

     Навеяв синий, синий иней

     В стеклянный ток остывших вод,

     На снежной, бархатной пустыне

     Воздушный водит хоровод.

    …………………………..

    Когда же в космах белых тонет

     В поля закинутая ель,

     Сребро метет, и рвет, и гонит

     Над садом дикая метель,—

    …………………………….

    Пусть за стеною, в дымке блеклой,

     Сухой, сухой, сухой мороз,—

     Слетит веселый рой на стекла

     Алмазных, блещущих стрекоз.

    Н.Асеев «Зима»

    Снег и снег, и ель в снегу -

     в белых пачках - балериной,

     снег зажегся на лугу

     ювелирною витриной.

     Иней мечет жемчуга,

     ветка вверх взметнется тенью,

     и осыплются снега

     театральным привиденьем.

     Белый прах провьет столбом,

     чтоб развеяться бесшумно,

     в небе еле голубом

     все безмолвно и бездумно...

     На оградах, на столбах

     шапки криво вздеты набок,

     будто выпивший казак

     спотыкался на ухабах.

     Этот воздух, этот вид

     можно пить не без опаски:

     он действительно пьянит

     замороженным шампанским!

    В.Брюсов «Первый снег»

    Серебро, огни и блестки,-

                    Целый мир из серебра!

     В жемчугах горят березки,

                   Черно-голые вчера.

     Это - область чьей-то грезы,

                   Это - призраки и сны!

     Все предметы старой прозы

                   Волшебством озарены.

     Экипажи, пешеходы,

                   На лазури белый дым.

     Жизнь людей и жизнь природы

                   Полны новым и святым.

     Воплощение мечтаний,

                  Жизни с грезою игра,

     Этот мир очарований,

                  Этот мир из серебра!

    П.Вяземский

    Отрывок из стихотворения «Первый снег»

    Сегодня новый вид окрестность приняла,

    Как быстрым манием чудесного жезла;

    Лазурью светлою горят небес вершины;

    Блестящей скатертью подернулись долины,

    И ярким бисером усеяны поля.

    На празднике зимы красуется земля

    И нас приветствует живительной улыбкой.

    Здесь снег, как легкий пух, повис на ели гибкой;

    Там, темный изумруд посыпав серебром,

    На мрачной сосне он разрисовал узоры.

    Рассеялись пары, и засверкали горы,

    И солнца шар вспылал на своде голубом.

    Волшебницей зимой весь мир преобразован;

    Цепями льдистыми покорный пруд окован

    И синим зеркалом сравнялся в берегах.

    А. Александров «Белый танец»

    А на дворе не стало места -

    Зима все вытеснила вдруг…

    Стоит березка, как невеста,

    Снежинки кружатся вокруг.

    Они плывут в бесшумном танце,

    В разливе сказочной реки,-

    На белых личиках – румянцы,

    В глазах – веселья огоньки.

    Танцуют все, хоть места мало,

    Снежинкам весело, легко;

    Иные падают устало,

    Других уносит далеко…

    А белый танец не на шутку

    Пленил и двор, и все вокруг…

    Березка расстегнула шубку

    И, сбросив шаль, пошла на круг.

    Идет лебедушкой по кругу,

    Кружит, кружит передо мной.

    Скажи, скажи, какому другу

    Свою красу отдашь весной?..


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Интегрированный урок: литература, русский язык, история, музыка, ИЗО по произведению М.Ю.Лермонтова "Бородино"

    ЦЕЛИ УРОКА: знакомство с поэтическим миром М.Ю.Лермонтова, с идейно-художественным своеобразием баллады “Бородино”; воспитание уважения к великому историческому прошлому России; совершенствовани...

    Интегрированный урок: литература, русский язык, биология, экология. Защити нас, Человек!"

    Авторы: Марина Владимировна Сурикова – учитель биологии БОУ РА «РКЛ»Наталья Анатольевна Гридилёва – учитель русского языка и литературы БОУ РА «РКЛ»...

    Комплексный анализ текста по теме: «Глагол как часть речи. Группы глаголов по значению». Интегрированный урок-проект русского языка и литературы в 5 классе «На урок с К.Г.Паустовским» (по учебнику С.И.Львовой, В.В.Львова)

    Проект практико-ориентированный, по характеру групповой, по времени – краткосрочный, по предметно-содержательной области – межпредметный (русский язык и  литература), связан с изучением творчеств...

    Интегрированный урок литературы, английского языка и музыки "Путешествие в Зазеркалье".

    Интегрированный урок литературы, английского языка и музыки в 5 классе (по программе под ред.Б.А.Ланина) "Путешествие в Зазеркалье" по повести-сказке В.Губарева "Королевство кривых зеркал", Льюиса Кэр...

    Интегрированный урок литературы, русского языка, природоведения, ОБЖ в 5 классе

    Тип урокаИнтегрированный урокЦель урока·        организация условий достижения учащимися образовательного результата по изучаемой теме.Задачи урока·...

    "Как прекрасен этот мир!" (интегрированный урок литературы, русского языка, биологии)

    Интеграция уроков разных учебных дисциплин способствует повышению учебной мотивации и развитию коммуникативной и информационной компетенций обучающихся. Они получают возможность не только рассмотреть ...

    Интегрированный урок ( литература,русский язык)"Язык лирики С. Есенина, его морфологические особенности"

    Уроки с приемами интеграции  - это метод креативного образования, который даёт возможность  не дублировать материал на уроках русского языка и литературы, развивает творческую фантазию учащи...