Главные вкладки

    "Как прекрасен этот мир!" (интегрированный урок литературы, русского языка, биологии)
    методическая разработка по русскому языку (6 класс) по теме

    Интеграция уроков разных учебных дисциплин способствует повышению учебной мотивации и развитию коммуникативной и информационной компетенций обучающихся. Они получают возможность не только рассмотреть строение цветкового растения, но и увидеть художественный образ цветка, самостоятельно создать подобный образ, а также повторить особенности стилей речи и сформулировать экологическую проблему защиты природы.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл urok._tehnologicheskaya_karta.docx22.19 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема урока. «Как прекрасен этот мир!» Роль имени прилагательного в речи. Строение цветкового растения.

    Класс: 6 В

    Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний

    Цель деятельности учителя русского языка и литературы: систематизировать материал по теме «Имя  прилагательное»; дать возможность учащимся определить роль средств русского языка в создании художественного образа и выявлении идеи произведения

    Цель деятельности учителя биологии: обобщить изученное по теме «Цветковое растение»

    Цели урока.

    Предметные: определить роль имени  прилагательного в речи, использовать литературное произведение для иллюстрации биологического явления.

    Метапредметные: закрепление умения определять роль прилагательного в текстах разных стилей (художественного и научного), овладение приёмами отбора и систематизации материала на заданную тему, умение ставить цель деятельности и вести самостоятельный поиск информации, самооценка; установление межпредметных и универсальных связей.

    Личностные: понимание определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования, умение вести диалог; осознание красоты природы и важности бережного отношения к ней.

    Технологии: интегративная,  проблемное обучение, исследовательская, дифференцированного обучения (работа в группах),  здоровьесбережение

    Сценарий урока

    Этап

    Деятельность учителя

    Деятельность обучающихся

    Предполагаемые результаты

    1. Мотивация к учебной деятельности

    Видео («Распускание цветов» - Чайковский «Вальс цветов»)

    Смотрят видеоролик

    Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся

    2. Проектирование цели урока

    Л.: Светлеет грусть, когда цветут цветы,

    Когда брожу я многоцветным лугом

    Один или с хорошим давним другом,

    Который сам не терпит суеты, -

    так Н.Рубцов отзывался о волшебно-необыкновенном воздействии цветов на человека.

    Б.: Вы понимаете, что не случайно сегодня наш урок начинается именно так. Как вы думаете, какова тема урока?
    А цель?

    Формулируют цель урока

    - Цветы – символ радости, любви, вечный источник вдохновения, высокого настроя мыслей и просто хорошего настроения.  

    - Сегодня мы выясним, какова роль имени прилагательного в создании художественного описания цветов и при характеристике цветкового растения.

    Познавательные:

    осознают познавательную задачу, формулируют цель работы на уроке

     Регулятивные: планируют цель работы на уроке

    Коммуникативные:

    Формулируют цель работы на уроке

    3. Актуализация знаний

    Каждая творческая группа исследовала найденные тексты разных стилей тексты. Определим, какую же роль выполняют в них имена прилагательные?

    Б.: Ребята, а какое отношение имеет ваше домашнее исследование к уроку биологии?

    Называют выводы своей домашней работы, заполняют таблицы до конца.

    1, 2 группы. В текстах художественного стиля мы нашли прилагательные, которые используются в каче6стве образных, изобразительно-выразительных средств языка. Оксюморон, эпитет, метафорический эпитет. Таким образом, автор, используя прилагательные, выражает своё отношение к образу цветка (восторг, любовь). Перед нами художественное описание.

    3,4 группы. В текстах прилагательные выступают в роли эпитетов, метафорических эпитетов, значит, перед нами художественное описание, а прилагательные помогают авторам представить яркий художественный образ цветка.

    5,6 группы. Прилагательным в текстах свойственна точность, однозначность, конкретность, они не выражают никаких эмоций, являются терминами, перед нами научное описание.

    - Мы используем на уроке биологии прилагательные-термины, так как работаем с учебником, а именно в учебнике, энциклопедии и другой научной литературе будут представлены научные описания, где прилагательные играют важную роль

    Познавательные: обнаруживают умение соотносить типы и стили речи, определять роль прилагательных в текстах разных стилей, видеть общее в разных учебных дисциплинах

    Регулятивные: самостоятельно выполняют задания, исправляют ошибки Коммуникативные: умеют работать в коллективе, слышат и слушают друг друга

    4. Практическая деятельность учащихся  по реализации достижения поставленной цели

    Л.: Какую сказку-быль о цветке мы с вами уже прочли?

    А знает ли вы, что и в этом произведении скрыта биологическая тайна?

    Б.: Каждой творческой группе даны тексты-отрывки из этой сказки-были. Обратите внимание на выделенные жирным шрифтом слова и словосочетания. О каких биологических понятиях идёт речь в данных текстах?

    Б.: К какому выводу вы пришли, выполняя задание?

    Л.: Но А.Платонов создаёт чудесный художественный образ, обращаясь к другому значению слова цветок. К какому же?

    В художественном произведении непосредственную ценность для нас представляет образ-символ. Каким же рисуется цветок? Перед вами те же отрывки, только теперь вы будете искать совсем другой смысл слов! Какую задачу вы будете решать теперь?

    Для этого вы выпишите из данных отрывков прилагательные в таблицу в левый столбик, а образ, который рождается благодаря этим частям речи, опишите во втором столбике.

    - Сказка-быль А.Платонова «Неизвестный цветок»

    - Мы узнаем об этом сегодня!

    - плодородная земля;  корневые волоски;

    -черешковый лист,

    корневое питание

    Мы обнаружили в художественном тексте биологический смысл.

     

    «Цветок» - (мн. цветы, -ов). Травянистое растение, в пору цветения имеющее яркую, часто ароматную, распускающуюся из бутона головку или соцветие. 

    - Мы узнаем, как прилагательные помогают писателю в создании художественного образа.

    -Действительно, прилагательные помогают писателю в создании яркого художественного образа

    Личностные: желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать уже имеющиеся Познавательные: читают, извлекая нужную информацию, систематизируют ее в таблице, пользуясь учебниками Регулятивные: контролируют учебные действия, исправляют ошибки

    Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач

    5. Физминутка.

    «Сели – встали»  

    Выполняют упражнения (прилагательные – термины и эпитеты)

    Регулятивно-личностные: самостоятельно проверяют свои знания, осознают необходимость повторения темы (при неправильных ответах)

    6. Практическое применение полученных результатов исследования

    Б.: 

    Характеристика частей цветкового растения с помощью имен прилагательных + заполнение таблицы (слева)

    Л.: В текстах какого стиля встречаются эти прилагательные?

    -Подберите художественные определения (эпитеты) к этим же словам-терминам.

    - Когда мы встречаемся с такими прилагательными?

    - С какой целью писатели, с произведениями которых мы работали, стремятся создать яркий художественный образ цветка в текстах?

    Корень –

    Листья –

    Стебель –

    Плод –

    Цветок –

    - В научном стиле, это логические определения.

    1 группа – корень сильный, мощный, заботливый

     2 группа – лист бархатный, шёлковый,  трепещущий

    3 группа – стебель хрупкий, стройный, изящный…  

    4 группа – плод долгожданный, ароматный

     5 группа – цветок приветливый, привлекательный, весёлый…)

    - В текстах художественного стиля – мы учимся понимать автора, его замысел.

    - В сочинениях – при создании яркого, эмоционального образа

    - Обращаются к читателю, стремясь пробудить живой интерес к теме природы. Мы не должны быть равнодушными к проблеме сохранения жизни на планете

    Личностные: имеют желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом процессе

    Познавательные:  выполняют учебно-познавательные действия, осуществляют для решения задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации. Устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы

    Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления

    Коммуникативные:

    умеют аргументировать свой ответ.

    7. Самостоятельная работа по применению полученных знаний

    Л.: Лидия Чарская тоже не осталась равнодушной к этой проблеме. Послушайте стихотворение «Не рви цветов» и постарайтесь, определив основную мысль этого текста,  выяснить, как прилагательные помогают автору её выразить…

    Б.: А также постарайтесь обнаружить научный смысл этого лирического текста.

    Выразительное чтение стихотворения ученицей (подготовленное заранее)

    Эпитеты помогают автору «нарисовать» живую, объёмную картину цветущего сада: мы и видим ее (цветовые эпитеты), и чувствуем настроение (эмоциональные эпитеты), и ощущаем запах, аромат цветов, а также нам вполне ясно отношение автора к описываемому образу многоцветного сада – его не оставляет равнодушной эта удивительная по красоте картина. Метафорический эпитет словно вносит оживление в описываемую пейзажную зарисовку. А повтор «Не рви цветов» свидетельствует о позиции автора – защитника мира живой природы

    - Научная мысль – мы должны беречь природу, экологическая проблема защиты окружающей среды скрыта в этом тексте.

    Познавательные: выполняют учебные действия, осознают задачу, делают обобщения, выводы.

    Регулятивные: оценивают ответы друг друга, исправляют ошибки в рассуждениях своих одноклассников.

    Коммуникативные: умеют слушать своих одноклассников, умеют исправлять их ошибки, осуществляют совместную деятельность в группах.

    8. Подведение итогов. Рефлексия и оценивание работы на уроке.

    Л.: Как вы считаете, мы достигли поставленной в начале урока цели?

    Б.: Сформулируйте итог нашего необычного урока в ваших рабочих листах, оцените свою работу на уроке.

    Формулируют выводы.

    -Сегодня на уроке мы определили роль имен прилагательных в речи. Оказывается, даже на уроках биологии без прилагательного не обойтись! С помощью слов этой части речи мы можем дать подробную, точную характеристику предмета (в тексте научного стиля), а также представить выразительное, эмоциональное описание чего угодно (художественный стиль)!

    Познавательные:  устанавливают взаимосвязь между объемом полученных на уроке знаний и исследовательских, аналитических умений

    Регулятивные: оценивают свою работу

    9. Проектирование задания на дом.

    Б.: Подготовится к проверочной работе

    Л.: Проблема сохранения красоты природы актуальна в наши дни. Поэтому вы напишете рассуждение на тему … (называют учащиеся) «Не рви цветы».

     Эта проблема не оставляет равнодушными поэтов, писателей, художников, композиторов, исполнителей песен. Завершая нашу эколого-грамматическую тему, обратимся к музыкальной композиции Ю.Антонова «Не рвите цветов» (клип)

    Формулируют тему домашней творческой работы

    Познавательные: устанавливают взаимосвязь между работой на уроке и домашним заданием, составляют алгоритм выполнения задания.

    Регулятивные: осознают свои возможности при выполнении задания

    Коммуникативные: совместно с учителем строят план домашнего задания (проектируют его)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Интегрированный урок: литература, русский язык, история, музыка, ИЗО по произведению М.Ю.Лермонтова "Бородино"

    ЦЕЛИ УРОКА: знакомство с поэтическим миром М.Ю.Лермонтова, с идейно-художественным своеобразием баллады “Бородино”; воспитание уважения к великому историческому прошлому России; совершенствовани...

    Интегрированный урок: литература, русский язык, биология, экология. Защити нас, Человек!"

    Авторы: Марина Владимировна Сурикова – учитель биологии БОУ РА «РКЛ»Наталья Анатольевна Гридилёва – учитель русского языка и литературы БОУ РА «РКЛ»...

    Комплексный анализ текста по теме: «Глагол как часть речи. Группы глаголов по значению». Интегрированный урок-проект русского языка и литературы в 5 классе «На урок с К.Г.Паустовским» (по учебнику С.И.Львовой, В.В.Львова)

    Проект практико-ориентированный, по характеру групповой, по времени – краткосрочный, по предметно-содержательной области – межпредметный (русский язык и  литература), связан с изучением творчеств...

    Интегрированный урок литературы, русского языка, природоведения, ОБЖ в 5 классе

    Тип урокаИнтегрированный урокЦель урока·        организация условий достижения учащимися образовательного результата по изучаемой теме.Задачи урока·...

    Интегрированный урок ( литература,русский язык)"Язык лирики С. Есенина, его морфологические особенности"

    Уроки с приемами интеграции  - это метод креативного образования, который даёт возможность  не дублировать материал на уроках русского языка и литературы, развивает творческую фантазию учащи...