Главные вкладки

    Интегрированный урок: литература, русский язык, история, музыка, ИЗО по произведению М.Ю.Лермонтова "Бородино"
    методическая разработка (5 класс) по теме

    Штрыкова Людмила Васильевна

    ЦЕЛИ УРОКА:

    • знакомство с поэтическим миром М.Ю.Лермонтова, с идейно-художественным своеобразием баллады “Бородино”;
    • воспитание уважения к великому историческому прошлому России;
    • совершенствование умений и навыков чтения и анализа поэтического текста.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл integrirovannyy_urok.docx34.29 КБ

    Предварительный просмотр:

    МКОУ Выкопанская средняя общеобразовательная школа

    Интегрированный урок:

    литература, русский язык, история, музыка, ИЗО

    по произведению М.Ю. Лермонтова "Бородино"

     5-й класс

     

                                                                                                    Составила учитель русского языка

                                                                                                     и литературы

                                                                                                     Штрыкова Людмила Васильевна

    п. Сельхозтехника

    ЦЕЛИ УРОКА:

    1. знакомство с поэтическим миром М.Ю.Лермонтова, с идейно-художественным своеобразием баллады “Бородино”;
    2. воспитание уважения к великому историческому прошлому России;
    3. совершенствование умений и навыков чтения и анализа поэтического текста.

    ОФОРМЛЕНИЕ УРОКА: 

    1. портрет М.Ю. Лермонтова;
    2. карта по истории: “Европа в 1799 - 1815 г”;
    3. текст баллады “Бородино”;
    4. иллюстрации, репродукции картин:
    1. С.Герасимов “Кутузов на Бородинском поле”,
    2. Ф.Рубо “Панорама Бородинской битвы”,
    3. гравюра начала XIX века “Пожар Москвы”,
    4. рисунок А.О.Орловского “Денис Давыдов во главе партизанского отряда”,
    5. рисунок Д.А. Шмаринова “Партизаны ведут пленных французов”,
    6. картина В.В.Верещагина “Наполеон в Кремле”,
    7. иллюстрации к стихотворению: Н.В.Кузьмин “Рука бойцов колоть устала”,
    8. А.В.Кондратьев “Скажи-ка, дядя, ведь недаром…”,
    9. фотография стелы в память о Бородинском сражении

    ЗВУКОВОЕ ОФОРМЛЕНИЕ: 

    1. С.С.Прокофьев “Вставайте, люди русские!” (из кантаты “Александр Невский”),
    2. М.И.Глинка “Славься!” в исполнении хора (из оперы “Иван Сусанин”)

    НА ДОСКЕ ЭПИГРАФЫ К УРОКУ:

    Москва, Москва, люблю тебя, как сын,
    Как русский, - сильно, пламенно и нежно!
     (М.Ю.Лермонтов.)

    У Бородино французская армия разбилась о русскую. (Генерал А.П.Ермолов.)

    СЛОВАРНАЯ РАБОТА:

    РЕДУТ - квадратное земляное укрепление на поле боя

    МУСЬЮ - господин

    КАРТЕЧЬ - артиллерийский снаряд, наполненный круглыми пулями

    ЛАФЕТ - боевой станок пушки

    БИВАК - стоянка войск под открытым небом

    КИВЕР - высокий военный головной убор из твёрдой кожи

    БУЛАТ - оружие из стали особой закалки

    УЛАН, ДРАГУН - солдаты конных полков

    БУСУРМАНЫ - люди другой веры, враги

    ФЛЕШИ - земляные укрепления

    ФУРАЖ - корм для лошадей

    ХОД УРОКА

    Звучит “Вставайте, люди русские…” С.С.Прокофьева. На фоне музыки начинается вступительная беседа.

    1. Вступительная беседа.

    - Как вы думаете, чем может гордиться человек, проживший жизнь?

    - А есть ли у нашей страны то, что является предметом гордости всего народа?

    (ученики говорят об исторических событиях)

    - Чем памятен для нашей страны 1812 год?

    - Что произошло в августе 1812 года под Москвой?

    Темой нашего урока и будет Бородинское сражение 1812 года и произведение, запечатлевшее это событие – стихотворение М.Ю. Лермонтова. Вспомним об этом историческом событии.

    Учитель истории:

    В ночь на 12 июня 1812 г. войска Наполеона численностью 420 тыс. человек вторглись в пределы России. Русская армия состояла лишь из 210 тыс. солдат и офицеров. Главную силу русских войск составляла 1-я армия под командованием М.Б.Барклая де Толли, размещенная вдоль реки Неман. Южнее ее, в Белоруссии, располагалась 2-я армия П.И.Багратиона. Еще южнее 3-я армия А.П. Тормасова должна была прикрывать пути возможного наступления противника на Киев.

    Замысел Наполеона заключался в том, чтобы двинуться основными силами на Москву, взять ее. После этого, выведя Россию из войны, Наполеон намеревался через территорию России нанести удар по Англии, лишив ее Индии.

    В начале августа под Смоленском произошло крупное сражение. Русской армии город удержать не удалось, но и противнику достались лишь обугленные руины. Ни продовольствия, ни фуража, на которые рассчитывал Наполеон, захватить здесь не удалось.

    В августе командующим армией был назначен М.И. Кутузов, который принял решение дать генеральное сражение Наполеону в 110 км от Москвы, неподалеку от села Бородино. 26 августа 1812 г. крупнейшее сражение войны началось.

    Самые ожесточенные бои развернулись на Багратионовых флешах. Они длились здесь более 6 часов при непрерывном огне артиллерии. Не менее упорное сражение происходило и на батарее генерала Раевского. Вечером Наполеон отвел свою армию на исходные позиции. Кутузов отдал приказ отступать к Москве.

    Французы и их союзники потеряли около 60 тыс. человек. Россия оплакивала гибель 44 тыс. своих сынов. Оценивая позже эту битву, Наполеон сказал: “Самое страшное из моих сражений – это то, которое я дал под Москвой. Французы в нем показали себя достойными одержать победу, а русские оказались достойными быть непобедимыми”.

    Учитель литературы:

    К теме Бородинской битвы М.Ю. Лермонтов обращался не один раз в своих стихотворениях. Первое из них – “Поле Бородина” было написано в 1830 году, когда поэту было всего 15 лет. Послушайте эти строки:

    1-й чтец:

    Всю ночь у пушек пролежали
    Мы без палаток, без огней,
    Штыки вострили да шептали
    Молитву родины своей.
    Пробили зорю барабаны,
    Восток туманный побелел,
    И от врагов удар нежданный
    На батарею прилетел.
    И вождь сказал перед полками:
    “Ребята, не Москва ль за нами,
    Умрите ж под Москвой,
    Как наши братья умирали”.
    И мы погибнуть обещали,
    И клятву верности сдержали
    Мы в бородинский бой.
    Марш, марш! Пошли вперёд, и боле
    Уж я не помню ничего.
    Шесть раз мы уступали поле
    Врагу и брали у него.
    Носились знамена, как тени,
    Я спорил о могильной сени,
    В дыму огонь блестел,
    На пушки конница летала,
    Рука бойцов колоть устала,
    И ядрам пролететь мешала
    Гора кровавых тел.

    Учитель:

    К 20-летию победы в Отечественной войне 1812 года поэт пишет стихотворение “Два великана” в сказочно-былинной манере – встречаются два великана для великой битвы.

    2-й чтец:

    В шапке золота литого
    Старый русский великан
    Поджидал к себе другого
    Из далёких чуждых стран.
    Уж гремел об нем рассказ,
    И помериться главами
    Захотелось им хоть раз.

    Учитель:

    Как вы думаете, ребята, кто эти сказочные великаны: русский великан и другой из далёких, чуждых стран? (Кутузов и Наполеон) Послушаем об этих полководцах ребят-восьмиклассников.

    1 ученик: (рассказывает о М.И.Кутузове, обращаясь к иллюстрациям)

    2 ученик: (рассказывает о Наполеоне, обращаясь к иллюстрациям)

    Звучит “Славься…” М.И. Глинки. На её фоне учитель истории рассказывает об изгнании Наполеона из России, цитируя в конце слова генерала Ермолова.

    Учитель литературы:

    В 1837 году в России отмечалась великая дата – 25 - летие победы на Бородинском поле. И в этом же юбилейном году появляется стихотворение М.Ю.Лермонтова “Бородино”.

    2. Словарная работа

    3. Выразительное чтение баллады учителем (или прослушивание фонозаписи стихотворения в исполнении Д.Журавлёва)

    4. Беседа по прочитанному:

    - Каковы ваши первые впечатления от прочитанного?

    - Как вы считаете, в чём особенность этой баллады? (Она построена как диалог)

    (попутно вспомнить о диалоге и монологе)

    - Как начинается баллада?

    - Кто с кем беседует?

    - Хотя поэт не даёт описания внешности рассказчика, как вы его себе представляете? (словесное рисование, привлечение иллюстраций)

    - Как рассуждает старый солдат о том времени?

    - С какой интонацией нужно прочитать эти строки? (с оттенком задумчивости)

    - Какими словами заканчивается рассказ о сражении?

    - Почему знакомые нам слова звучат по-новому?

    5. Анализ баллады, подготовка к выразительному чтению

    - Проследим, как развиваются события, и подумаем, как нужно читать эти строки

    Мы долго молча отступали,
    Досадно было, боя ждали,
    Ворчали старики… (читаем медленно, с паузами)
    “Что ж мы? на зимние квартиры?.. (с усмешкой, иронией)
    Не смеют, что ли, командиры
    Чужие изорвать мундиры
    О русские штыки? (с недовольством, без паузы)

    - Найдем в тексте приготовление русских войск к бою.

    - Как описана картина боя? Как её читать? (с нагнетающей интонацией)

    - Что помогает нам услышать бой, свист ядер, звон оружия? (Звуки)

    Комментарий учителя:

    Подбор звуков, использованный М.Ю.Лермонтовым, в литературоведении называется звукописью. Найдем звукопись в эпизоде центрального боя:

    Звучал булат, картечь визжала

    Звуки “з”, “в”, “зж” передают свист, визг ядер и звон холодного оружия.

    - Какие слова усиливают картину ужаса от происходящего?

    - Какие слова нужно читать с гордостью, торжественно?

    Заключительная беседа:

    - Что же открыл нам поэт в “Бородино”?

    - Почему нас и теперь волнуют чувства участников сражения?

    - Что в этом стихотворении заключено такого, что оно живет и будет жить?

    - Какие чувства рождает у вас рассказ старого солдата?

    (Гордость за наших предков, уважение к их подвигу)

    Домашнее задание: 

    1. сильные ученики учат отрывок из баллады;
    2. слабые выразительно читают всю балладу.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Интегрированный урок: литература, русский язык, биология, экология. Защити нас, Человек!"

    Авторы: Марина Владимировна Сурикова – учитель биологии БОУ РА «РКЛ»Наталья Анатольевна Гридилёва – учитель русского языка и литературы БОУ РА «РКЛ»...

    Интегрированный урок литературы, английского языка и музыки "Путешествие в Зазеркалье".

    Интегрированный урок литературы, английского языка и музыки в 5 классе (по программе под ред.Б.А.Ланина) "Путешествие в Зазеркалье" по повести-сказке В.Губарева "Королевство кривых зеркал", Льюиса Кэр...

    Интегрированный урок литературы, русского языка, природоведения, ОБЖ в 5 классе

    Тип урокаИнтегрированный урокЦель урока·        организация условий достижения учащимися образовательного результата по изучаемой теме.Задачи урока·...

    "Как прекрасен этот мир!" (интегрированный урок литературы, русского языка, биологии)

    Интеграция уроков разных учебных дисциплин способствует повышению учебной мотивации и развитию коммуникативной и информационной компетенций обучающихся. Они получают возможность не только рассмотреть ...

    Шекспировский урок. Интегрированный урок (литература, английский язык, музыка) по творчеству Уильяма Шекспира.

    Интегрированный урок (литература, английский язык, музыка) по творчеству Уильяма Шекспира "Красота и цельность человеческой души в творчестве У.Шекспира"....

    Интегрированный урок ( литература,русский язык)"Язык лирики С. Есенина, его морфологические особенности"

    Уроки с приемами интеграции  - это метод креативного образования, который даёт возможность  не дублировать материал на уроках русского языка и литературы, развивает творческую фантазию учащи...