Главные вкладки

    Интегрированный урок литературы, английского языка и музыки "Путешествие в Зазеркалье".
    план-конспект урока по литературе (5 класс) по теме

    Интегрированный урок литературы, английского языка и музыки в 5 классе (по программе под ред.Б.А.Ланина) "Путешествие в Зазеркалье" по повести-сказке В.Губарева "Королевство кривых зеркал", Льюиса Кэрролла "Алиса в Зазеркалье" и "Алиса в Стране чудес" . Разработали: учитель русского языка и литературы Голодяева Ольга Владимировна, учитель английского языка Тимонина Анастасия Леонтьевна, учитель музыки Вашурина Александра Германовна.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Технологическая карта урока

    Голодяева Ольга Владимировна, учитель русского языка и литературы,

    Вашурина Александра Германовна, учитель музыки,

    Тимонина Анастасия Леонтьевна, учитель английского языка

    МОУ «СОШ № 12 ЗАТО Шиханы Саратовской области»

    Предмет:  литература, музыка, английский язык

    Класс:  5

    Тема: « Интегрированный урок литературы, английского языка и музыки «Путешествие в Зазеркалье» (по повести-сказке В.Губарева «Королевство кривых зеркал», Льюиса Кэрролла «Алиса в Стране Чудес», «Алиса в Зазеркалье») по программе по литературе под ред. Б.А.Ланина.

    Цели урока:

    1. содержательная: создать условия для формирования  умения сопоставлять художественные и музыкальные произведения разных авторов, разных жанров, анализировать выявлять общую тему и идею разных произведений.
    2. деятельностная:  способствовать воспитанию положительной мотивации к учению, умению аргументированно оценивать свои и чужие поступки

    Тип урока: урок общеметодологической направленности.

    № п/п

    Этап урока

    Цель

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    Результат

    1.

    Этап мотивации

    Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

    Приветствуют учащихся, предлагает выбрать жетон (изображение зеркала, книги, ноты) и расположиться за столом с таким же рисунком.

    Диалог Оли-Яло

    Из какого произведения этот диалог? Назовите волшебный предмет, который должен был открыть в королевстве все двери.

    Ключ нам пригодится и сегодня. Вы будете работать в группах-командах, выполнять задания, и за каждый верный ответ получать ключи-жетоны. Та команда, которая получит большее количество жетонов-ключиков, получит самый главный ключ, ключ от Зазеркалья.

    Дети входят и выбирают листочки с рисунками: зекрало, книга, нота. Садятся за тот стол, где есть такое же обозначение.

    Готовятся к работе в группах.

    Двое заранее подготовленных учащихся(сёстры-близнецы) инсценируют эпизод «Знакомство Оли и Яло» из повести-сказки В.Губарева «Королевство кривых зеркал», остальные учащиеся смотрят и слушают.

    Ответы детей.

    Личностные: положительное отношение к учебной деятельности.

    2.

    Актуализация знаний и пробное учебное действие.

    Цель: готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия.

    Разгадайте загадку.

    Я молча смотрю на всех,
    И смотрят все на меня.
    Веселые видят смех,
    С печальными плачу я.
    Глубокое, как река,
    Я дома, на вашей стене.
    Увидит старик — старика,
    Ребенок — ребенка во мне.  

    В каких ещё произведениях зеркало помогает героине оказаться в сказочной стране и посмотреть на себя со стороны?

    Закройте глаза, послушайте музыку. Окунитесь в атмосферу сказки.

     (Звучит музыка из фильма-сказки «Королевство кривых зеркал», «Оживление зеркала»).

    Вопросы фронтально: Какие образы рождаются в вашем воображении? Почему эта мелодия уместна во многих сказках? Мелодия называется «Оживление зеркала», она из сказки В.Губарева «Королевство кривых зеркал»

    Сформулируйте тему нашего занятия.

    Чтобы раскрыть тему, мы должны преодолеть испытания, подняться по ступеням вверх. Каждый ваш шаг должен начинаться с определённой буквы.

    Разгадывают загадку.

    Отвечают на вопросы. Высказывают свое мнение.

    Слушают музыку, отвечают на вопрос учителя. Получают жетоны.

    Формулируют тему урока. Сверяют свои ответы со слайдом «Образ зеркала в сказках и музыке».

    На доске изображение лестницы и картинка с изображением Алисы. На каждой ступеньке – буква имени АЛИСА. Дети вписывают слова, начинающиеся с определённой буквы (А – активно работать

    Л – любить читать

    И – искать решение

    С – самостоятельно работать

    А – нализировать и т.д.

    Познавательная: анализ объектов с целью выделения признаков, подведение под понятие.

    Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учет разных мнений.

    Целеполагание.

    3.

    Локализация индивидуальных затруднений

    Цель: выявление и фиксация места и причины затруднения

    Оказаться в Зазеркалье вам поможет волшебное зеркало. Войдите в него и наше путешествие начнётся. Звучит музыка «Оживление зеркала».

    Внимание! Новое испытание!

    Послушайте музыкальную композицию из сказки и ответьте на вопрос, предназначенный вашей команде.

    Слайд с вопросами.

    Песня «О добре и зле» из сказки «Королевство кривых зеркал».

    Икинму! Догадайтесь, что я сказала. (Первая догадавшаяся команда получает жетон).

    А знаете ли вы, что, перевернув буквы своего имени, один английский детский писатель придумал себе звучный псевдоним?

    Слайды о жизни и творчестве Льюиса Кэрролла.

    Проходят по очереди под музыку через макет зеркала.

    Отвечают после обсуждения на вопросы.

    Вопросы командам.

    Команде «Зеркало»:

    К какому музыкальному жанру вы отнесёте прозвучавшую музыку?

    Команде «Сказка»:

    Если бы вы были режиссёром сказки «Королевство кривых зеркал» или «Алиса в Стране Чудес», то в какой момент сказки вы бы включили эту музыку? Почему?

    Команде «Нота»:

    Сформулируйте одной фразой идею песни и сказок об Оле и Алисе.

    Умники!

    Знакомятся с биографией Л.Кэрролла.

    Физминутка. Учитель называет достоверные и недостоверные сведения из жизни Л.Кэрролла, а учащиеся приседают, если это верно, и поднимают руки, если неверно.

    4.

    этап построения проекта коррекции выявленных затруднений и реализация проекта;

    Цель: постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств ее реализации.

    К нам пришли английские гости из сказки «Алиса в Стране Чудес». Внимательно слушайте, о чём они говорят.

    Инсценировка эпизода из сказки «Алиса в Стране Чудес» на английском языке. Выполняют – учащиеся 6 класса.

    Вы узнали героев? Назовите.

    Внимание! Следующее испытание!

    Выберите свой вопрос и, посовещавшись, ответьте. Слайды с вопросами.

    Отвечают, получают жетоны.

    Вопросы:

    Команда «Зеркало»: 

    1.Какая английская традиция легла в основу отрывка?

    2.Что осмеивает в этом эпизоде автор?

    3.Почему Алиса ушла в самом разгаре чаепития?

    Команда «Книга»:

    1. Назовите героев сценки.
    2. Какие правила этикета нарушили хозяева?
    3. Что бы вы сделали на месте Алисы?

    Команда «Нота

    1.  Назовите отрицательные качества героев сценки.
    2. Куда отправилась Алиса после чаепития?

     3. Назовите, какие ещё герои встречаются в сказках об Алисе?

    Работают в группе, отвечают.

    Познавательные: преобразование информации из одной формы в другую.

    Регулятивные: коррекция, контроль.

    Коммуникативные: умение ориентироваться в системе знаний, осуществлять анализ объектов.

    5.

    этап обобщения затруднений во внешней речи;

    Цель: применение нового знания в типовых заданиях.

    Вы хорошо отвечали, заслужили музыкальную паузу. Послушайте отрывок из современного английского мюзикла «Алиса в Стране чудес». Ответьте на вопрос учителя на языке автора.

    Внимание! Следующее испытание!

    Главные героини этих сказок: Алиса, Оля и Яло сумели избавиться от своих дурных наклонностей. В конвертах вы найдёте названия  различных качеств и имена девочек. Выберите все качества, которые приобрела ваша героиня в финале сказки.

    Раздаются конверты с набором качеств и имя в конверте.

            

    Дети отвечают на английском языке на вопросы, которые тоже задаются на английском языке учителем.

    1. Понравилась ли вам музыка?
    2. Это современная аранжировка или старинная?
    3. Посоветовали ли вы бы послушать и посмотреть этот мюзикл своим друзьям?

    Получают конверты.

    Отбирают те качества, которые характеризуют девочку, чьё имя в конверте.

    Возможный набор слов: взаимовыручка, эгоизм, трусливость, доброта, бесстрашие, вдумчивость, готовность рискнуть ради друга, умение обуздать свои желания, лень, самовлюблённость, лицемерие, желание многое успеть, храбрость, умение отличить правду от лжи, добро от зла, желание приносить пользу и др.

    Дети зачитывают ответы.

    Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков.

    Регулятивные: умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

    6.

    Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

    Цель: самопроверка умения применять новые знания в типовых условиях.

    К какому выводу мы пришли?

    Почему это произошло?

    Только ли зеркало помогло им стать лучше? А что?

    Мы тоже преодолевали испытания, выполняли задачи, которые определили для себя в начале занятия. И сейчас можем сделать вывод, в чём же заключается общая идея сказок и музыки. Посовещайтесь и выскажите своё мнение. Сверьте с образцом.

    Мы пришли к выводу, что многие качества девочек совпадают

    Они стали лучше в конце сказки.

    Нет. Испытания.

    Познавательные: умение находить нужную информацию.

    Регулятивные: умение решать проблемы; контроль и оценка.

    Личностные: способность самооценки своих действий.

    7.

    Включение нового  в систему знаний и повторения.

    Цель: включение нового способа действий в систему знаний.

    Слайд: Неважно, в каком веке ты живёшь, в какой стране, какой у тебя цвет кожи и волос, на каком языке ты говоришь, ценности у всех людей примерно одинаковые. Это доброта, чуткость, готовность прийти на помощь, стремление стать лучше, не огорчать своих близких и желание двигаться вперёд.

    Коммуникативные: общение и взаимодействие с партнерами по совместной деятельности или обмену информацией,

    выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью  

    8

    Рефлексия.

    Цель: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания.

    Наше путешествие в Зазеркалье подошло к концу. Нам пора вернуться. Но навыки, полученные во время этого сказочного путешествия, вам пригодятся и в реальной жизни. Проделайте обратный путь через зеркало и опустите карточку с вашим именем в конверт с изображением одного из предметов.

    Пишут на бумажке своё имя и бросают её в нужный конверт: Мясорубка, чемодан, корзина.

    Если детям понравилось путешествие, они что-то новое узнали и считают, что эти знания пригодятся им в жизни, опускают листок в чемодан.

    Если занятие понравилось, но не всё поняли, над чем-то ещё предстоит поразмышлять, то опускают листок в мясорубку.

    Если ничего не поняли и считают, что знания не пригодятся, то опускают листок в корзину.

    Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности; самооценка на основе критерия успешности


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Тема урока: Образ зеркала в литературе и музыке

    Слайд 2

    Вопросы командам Команде Зеркало: К какому музыкальному жанру вы отнесётле прозвучавшую музыку? Команде «Сказка»: Если бы вы были режиссёром сказки «Королевство кривых зеркал», то в какой момент сказки вы бы включили эту музыку? Почему? Команде «Нота»: Сформулируйте одной фразой идею песни и сказки .

    Слайд 3

    Икинму !

    Слайд 4

    ЛЬЮИС КЭРРОЛЛ

    Слайд 5

    Кэрролл родился в одной из небольших деревушек английского графства Чешир 27 января 1832 года, в семье священника Чарльза Доджсона. Его нарекли двойным именем, одно из них - Чарльз принадлежало отцу, другое - Лютвидж , досталось от матери. .

    Слайд 6

    В юном возрасте, увлекшись сочинительством стихов, Чарльз из двух своих имен придумал себе оригинальный псевдоним. Переведя оба этих имени на латынь, он переставляет слова местами, и затем, сделав их обратный перевод на английский язык, получает – Льюис Кэрролл. Под этим псевдонимом вышло его самое популярное литературное произведение – «Алиса в стране чудес». .

    Слайд 7

    Среди многочисленных способностей, которыми обладал одаренный молодой человек, были и математические. Это и определило судьбу Чарльза Лютвиджа , который заканчивает Оксфорд, и в 23 года назначается профессором математики одного из колледжей данного учебного заведения.

    Слайд 8

    Доктор Доджсон не был общительным человеком. На эту сторону его характера, вероятнее всего, наложили отпечаток его физические недостатки – он заикался и страдал глухотой одного уха. Профессор одиноко жил в своем оксфордском домике, и часами гулял по окрестностям.

    Слайд 9

    Дети интересовали Доджсона с юных лет; еще мальчиком он придумывал игры, сочинял рассказы и стишки и рисовал картинки для младших братьев и сестер .

    Слайд 10

    Прототипом Алисы из самой известной книги Кэрролла стала дочь декана колледжа, в котором работал писатель, — Элис Лидделл .

    Слайд 11

    Доджсон рассказывал Алисе Плезенс Лидделл историю о маленькой девочке Алисе , отправившейся на поиски приключений. Алиса попросила записать рассказ для неё. Доджсон исполнил её просьбу и 26 ноября 1864 г. подарил Алисе Лидделл рукопись под названием «Приключения Алисы под землёй»


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Интегрированный урок по английскому языку и русской литературе "Podolsk - open town".

    Интегрированные уроки позволяют учащимся достаточно свободно общаться на английском языке,формировать и развивать их коммуникативную культуру, основанную на самообразовательном потенциале молодёжи;угл...

    Интегрированный урок по английскому языку, русской литературе и МХК. Литературная гостиная «200лет Царскосельскому лицею».

    Урок посвящён Царскосельскому лицею.200 лет прошло с тех пор, как открылся Императорский лицей в Царском Селе недалеко от Санкт-Петербурга – очень престижное образовательное учреждение, где обучались ...

    Разработка интегрированного урока по английскому языку и литературе для 8 класса по теме: "Остров сокровищ"

    Цели урока:совершенствование умений говорить по теме в монологической и диалогической речи;совершенствование умения аудирования;развитие умения работать с книгой, анализировать, сравнивать, делать сам...

    Интегрированный урок по английскому языку и литературе в 10 классе "Портрет Оскара Уайльда"

    Интегрированный урок по английскому языку и литературе в 10 классе "Портрет О.Уайльда" направлен на знакомство учащихся с творчеством известного английского писателя О.Уайльда, на развитие способносте...

    Шекспировский урок. Интегрированный урок (литература, английский язык, музыка) по творчеству Уильяма Шекспира.

    Интегрированный урок (литература, английский язык, музыка) по творчеству Уильяма Шекспира "Красота и цельность человеческой души в творчестве У.Шекспира"....

    Открытый интегрированный урок (литература – английский язык): «Тайга…хлипких не любит»

    Данный урок позволит в интересной и увлекательной форме обобщить знания обучающихся 5 класса по произведению В.Астафьева "Васюткино озеро" и закрепить материал по английскому языку "Способы выражения ...