Главные вкладки

    Открытый интегрированный урок (литература – английский язык): «Тайга…хлипких не любит»
    план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

    Корогодина Елена Валерьевна

    Данный урок позволит в интересной и увлекательной форме обобщить знания обучающихся 5 класса по произведению В.Астафьева "Васюткино озеро" и закрепить материал по английскому языку "Способы выражения будущего времени"

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Интегрированный урок: литература – английский язык. «Тайга…хлипких не любит»

    (по рассказу В.П. Астафьева «Васюткино озеро»).

    Подготовили и провели:

    Учителя первой квалификационной категории МКОУ «Атагайская СОШ»:

    Гдовская Анна Валерьевна (английский язык),

    Корогодина Елена Валерьевна (литература).  

    Цели урока:

    Образовательные:

    Формировать умение анализировать текст художественного произведения, развивать умение делать выводы, развивать умение выражать свои мысли.

    Развивающие:

    Развивать творческие способности  работы в группах, умение определять свою роль в группе. Совершенствовать речевые умения путем пересказа, подготовки сообщений, выразительного чтения. Развивать способность находить в тексте и употреблять в речи грамматические конструкции для выражения будущего времени в английском языке.

    Воспитательные:

    Воспитывать чувство ответственности за порученное дело. Воспитывать бережное отношение к природе. Способствовать развитию интереса к изучению предметов.

    Планируемые образовательные результаты:

    Личностные: формирование уважительного отношения к иному мнению; развитие мышления, внимания, сообразительности, языковой догадки; развитие самостоятельности и личной ответственности за результаты своей деятельности.

    Метапредметные результаты:

    • Регулятивные: самостоятельно формулировать тему и цели урока, иметь способность к целеполаганию.
    • Познавательные: понимать цель чтения, находить нужную информацию в контексте, излагать содержание текста (сжато), анализировать употребление грамматических конструкций для выражения будущего времени.
    • Коммуникативные: формировать умение договариваться, находить общее решение, слушать и слышать других.

    Тип урока: интегрированный урок.

    Оборудование: Учебник “Русская литература 5 класс”, «English 5», карточки с заданиями, памятки, маршрут Васютки.

    Ход урока

    Зарядка (первый урок)

    1. Оргмомент

    Распределение учеников класса на  группы.

        Сегодня у нас не совсем обычный урок, проведем мы его вместе: учитель английского языка и литературы

    Учитель английского языка. 

    На столах лежат карточки (составить способы образования будущего времени и назвать их: 1группа: Настоящее длительное,

    2 группа: Оборот (собираться что-то делать),

    3группа: Простое будущее время.

    Перевернули карточки: на оборотной стороне слова на русском языке: ЛЕС, ОЗЕРО, РЕКА.

    Учитель литературы.

    - Что это за слова? (элементы маршрута Васютки)

    Учитель английского языка

    Составить маршрут Васютки из предложенных слов на английском языке (обуч-ся называют дом, лес, озеро, костер, болото, река) и прикрепляют слова на доску,  повторно проговаривают весь маршрут на английском языке.

    На доске предложения с разными способами образования будущего времени. Выбрать предложения подходящие к способу для каждой группы. (перевернув карточки, можно будет увидеть прилагательные, относящиеся к Тайге. Если предложения выбраны верно, то прилагательные будут соответствовать существительным на предыдущих карточках)

    Перевести с английского языка слова на карточках (прилагательные):

    Сопоставьте переведенные прилагательные с названиями …..

    • Неподвижно-тихий, чужой, унылый (лес)
    • Небольшое, унылое, подёрнутое ряской (озеро)
    • Раньше обыкновенная, не очень приветливая, но родная, красивая (река)

    Учитель литературы

    На предыдущих уроках мы познакомились с произведением В.П. Астафьева «Васюткино озеро». Многое узнали о том, что есть в тайге, как Васютка, заблудившись, не растерялся и смог  выжить в суровых таежных условиях.

    1. Определение темы урока

    На доске запись « Тайга wt х b л k и пlb к f и mv х не любит»

    Отделите буквы английского алфавита от русского, прочитайте полученное слово на русском языке - ХЛИПКИХ, а теперь прочитайте тему: « Тайга хлипких не любит»

    Проблема: Что обозначает это слово «хлипких»? Почему не любит?

    Работа со словарём.  (Хлипкий – значит слабый. Следовательно, тайга любит сильных).

    - Как вы думаете, чему будет посвящён наш урок?  (Как остаться сильным  в трудной ситуации).

    - Как вы соберетесь в тайгу? Что возьмете с собой? Как будете действовать? (обучающиеся зачитывают пункты их сборов в лес)

    Учитель английского языка

    - Зачитайте английские предложения из выбранных вами, которые подходят к данной ситуации.

    А теперь рассмотрим ещё несколько ситуаций из произведения

    1. Работа с текстом (стр. 130)

     «Теперь всё – догоню!» - уверенно решил Васютка и припустил сильнее. До птицы оставалось совсем недалеко»

    - Какой способ образования будущего времени вы бы использовали, если бы переводили текст на английский язык?

    Учитель литературы:

    - К чему это привело Васютку? (он заблудился)

    - Что нужно делать, чтобы не заблудиться в лесу? Соблюдать правила поведения в лесу.

    - Зачитайте, свои памятки «Поведение в лесу» (обучающиеся зачитывают)

    - А как повел себя Васютка, когда  заблудился? (ответы детей)

              Работа с текстом (стр. 131)

    «…Найдем избушку. Надо идти в одну сторону. На юг надо идти. У избушки Енисей поворот делает, мимо никак не пройдешь.»

    - А какой способ образования будущего времени возможен в данном отрывке?

    (стр. 137) - Назовите способ образования будущего времени в следующем отрывке.

    «Рассудил он просто: в южную сторону тайга тянется на тысячи километров, в ней вовсе затеряешься. А если идти на север, то километров через сто лес кончится, начнется тундра.»

    Учитель литературы:

    - Так что же помогает человеку выжить в Тайге? (знание законов природы, приметы)

    - Какие знания помогли Васютке не заблудиться и выйти к реке? (каждая группа работает самостоятельно, затем озвучивают свой ответ: Кто больше приведет аргументов - примеров из текста). Названные цитаты вывешиваются на доску.

    Цитаты:

    - Лиственный лес обычно тянется по берегам рек.

    - Трава обычно растёт возле больших водоёмов.

    - Если озеро проточное и из него вытекает речка, она приведёт к Енисею.

    - С какой стороны у дерева ветвей больше – там юг.

    - Кровянистое небо – завтра ветер будет.

    - Вызвездило – к холоду.

    Выводы:

    Васютке помогли знания природы. Природа – мудрый наставник, учитель, друг, иногда судья. Она наказывает за легкомыслие, она же и прощает, помогает людям выбраться из тайги, указывает человеку верный путь.

    - Скажите, изменился ли Васютка по сравнению с тем, каким мы его видели вначале? Что изменилось в нём? Ответы аргументировать примерами из текста (страницы текста указывает учитель).

    Цитаты (распечатаны):

    -«Ничего, сейчас посоображаю и найду дорогу. Вытащив из мешка краюшку хлеба, вздохнул и с тоской подумал: «Плачет, поди, мамка?»

    - «Страх начал давить ещё сильнее. Мальчик снова заговорил вслух…»

    - «Открытие было настолько простым и потрясающим, что Васютка не сразу пришёл в себя. Он много раз слышал, как блуждают в лесу люди и погибают иногда. Васютка ещё не знал, что страшное в жизни часто начинается очень просто».

    - «Чтобы отогнать худые мысли, Васютка старался думать сначала о доме, а потом ему вспомнилась школа, товарищи».

    - «Совсем приуныл Васютка. Жалко ему самого себя стало, начало донимать раскаяние. Не слушал вот он на уроках и в перемену на голове ходил…»

    Выводы по результатам исследования:

     13-летний мальчик понял, что теперь надеяться не на кого – далеко ушел в тайгу. И выживет ли он, выберется ли из тайги – зависит теперь только от него. Теперь он много думает, взвешивает, анализирует, старается выбраться из тайги осознанно.

    Он изменился внешне, но изменения произошли и во внутреннем мире: Васютка за 5 неполных дней повзрослел, научился ценить то, что раньше считал обыденным, незначительным для себя.

    Вопрос: Можно ли назвать Васютку сильным человеком? В чем его сила?

    Ребята, вы все очень хорошо поработали. Каждая группа справилась с заданием.

    VI.   Рефлексия.

    - Как опытные таёжники вы знаете, что нужно идти по тропинке, а любая тропинка, любая дорога начинается с затесей (зарубей) Какое выражение вы знаете со словом «зарубить»? - заруби себе на носу

    - Что означает это выражение? - запомнить

    Ребята, а теперь оцените, пожалуйста, свою работу на уроке.

    Ф.И.

    Удалось ли нам достигнуть поставленной цели?

    Какие трудности встретились?

    Что тебе было интересным?

    Чему научила работа в группе?

    VII. Домашнее задание (на выбор)

    1. Составление синквейна: ВАСЮТКА 

    Васютка

    Находчивый, смелый

    Помогает, не сдается, держится

    Выживает, благодаря знанию законов тайги, открывает новое озеро с рыбой

    Герой!

    2. Составить памятку «Поведение в лесу» (для иностранца)

    Дополнительное задание: (однозначные ответы на вопросы, в именительном падеже) 

    1) Почему Васюткино озеро «не отыщешь на карте»? (Оно небольшое)

    2) Кем был отец Васютки? (рыбак)

    3) Чем снабжал Васютка рыбаков? (Орехи)

    4) Причина, по которой Васютка заблудился в тайге? ( Хотел убить глухаря)

    5) Сколько ночей провел в тайге? (3)

    6) К какой крупной реке вышел? ( Енисей)

    7) Кто спас Васютку? («Бот Игарец»)

    8) Что пообещал дед купить Васютке на следующий год? (Ружьё)

    9) Время года, когда заблудился Васютка? (Осень)

    10) Какая была погода? (дождь)

    11) С кем сравнивает автор Васютку, когда тот заблудился? ( Муха, попавшая в паутину)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Интегрированный урок литературы, английского языка и музыки "Путешествие в Зазеркалье".

    Интегрированный урок литературы, английского языка и музыки в 5 классе (по программе под ред.Б.А.Ланина) "Путешествие в Зазеркалье" по повести-сказке В.Губарева "Королевство кривых зеркал", Льюиса Кэр...

    Открытое занятие кружков английского языка и истории. Интегрированный урок по английскому языку и истории по теме “Victory, 70”, посвященный 70-ой годовщине победы в Великой Отечественной войне.

    Интегрированный урок по английскому языку и истории по теме “Victory, 70”, посвященный 70-ой годовщине победы в Великой Отечественной войне, проводился среди студентов 1 и 2 курса.Интеграция данного у...

    Открытый интегрированный урок по английскому языку и математике для 1 класса в школе с углубленным изучением английского языка по теме "Цифры".

    Открытый интегрированный урок по английскому языку и математике для 1 класса в школе с углубленным изучением английского языка по теме "Цифры" включает  себя две части: первая часть на русском яз...

    Шекспировский урок. Интегрированный урок (литература, английский язык, музыка) по творчеству Уильяма Шекспира.

    Интегрированный урок (литература, английский язык, музыка) по творчеству Уильяма Шекспира "Красота и цельность человеческой души в творчестве У.Шекспира"....

    Интерактивная игра для открытого интегрированного урока по английскому языку и информатике "Да здравствует логика!", 7 класс

    Данная интерактивная игра создана совместно с учителем информатики Шевелёвой Е. И. для  открытого интегрированного урока по английскому языку и информатике в 7 классе в формате телевизионного шоу...

    Конспект открытого интегрированного урока по русскому языку и литературе: «Роль обособленных членов предложения в художественном тексте»

    Интегрированный урок по русскому языку и литературе на материале рассказа Паустовского "Телеграмма"...