Интегрированный урок по английскому языку и литературе на тему: Тема: Волшебная сказка зимы. Magic winter 1. Психологический настрой. Интегрированный урок по английскому языку и литературе на тему: "Волшебная сказка зимы"
методическая разработка (5 класс) по теме

Сорокина Лариса Петровна

Цель данного урока - увидеть красоту зимней природы, особенность ее изображения в поэзии, музыке, живописи

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkr_urok.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Волшебная сказка зимы.  Magic winter

  1. Психологический настрой.

- Доброе утро, ребята!

- Good morning, children!

- «События вашей жизни напрямую зависят от вашего настроения»,- считал английский писатель Уолли Эймос. И я желаю, чтобы у вас всегда было хорошее настроение, и надеюсь, что наш урок  будет этому способствовать.

- Look at each other and smile

  1. Мотивация темы.

На фоне музыки «Три белых коня»  входит Зима и читает стихотворение:

 

Белым снегом всё покрыло:
И деревья и дома.
Свищет ветер легкокрылый
“Здравствуй, Зимушка-зима!”

- Какой теме будет посвящен наш урок?

Учитель литературы:

Ребята и уважаемые гости! Мы рады приветствовать Вас на нашем уроке! Сегодня у нас интегрированный урок английского языка и литературы. Мы побываем  в гостях у сказки, но не простой, а зимней. Нас приглашает в свои владения прекрасная, искрящаяся, сверкающая красавица  зима.

- Поднимите руки, кому нравится это время года?

Мы все любим зиму с ее чудесным легким морозцем и переливающимся снегом, с ее праздниками и даже вьюгами и метелями. Но еще больше любили это время года русские поэты, находя в зиме много нового и неизведанного, превращая любой уголок родной природы в сказочные чертоги. Так давайте войдем туда вместе с нашими любимыми поэтами, художниками, композиторами и откроем для себя волшебную сказку  зимы. И пусть наш урок станет уроком настроений, раздумий, доброты и красоты.  

Учитель английского языка:What is your association with the word Winter?

Учитель литературы:

 Зима – это дворец, причем дворец не простой, а сказочный: все здесь необычно, волшебно.  

Чтец.

Я попадаю в зимний лес,

А может, просто в сказку.

Он полон радостных чудес,

Зимы надел он маску.

Иду по мягкому ковру,

Зима его соткала.

Кусты, деревья все в снегу,

Метель их одевала.

Зайчонок белый, как снежок.

Меня увидев, скрылся,

Лишь след от быстрых его ног

У сосен появился. (А.Микк.)

Стихотворение на английском языке

                     Winter is wonderful, winter is white

                     Everything is so shiny and bright

                     Winter is cheerful, winter is gay

                     We can laugh merrily

                     Run, jump and play.

Наедине с собой

Очень много поэтов, художников, музыкантов слагали свои гимны зиме. Сейчас вы послушаете великолепную музыку П.И.Чайковского из цикла «Времена года» Эта миниатюра называется «Декабрь. Святки». Что вы чувствуете? Какое настроение она вызывает?

Учащиеся делятся впечатлениями

Учитель литературы:

Эти ощущения вызывает музыка, которая  способна творить чудеса, обращаясь к нашему сердцу. А еще таким воздействием обладает живопись. Одним из моих любимых художников, создавших целый цикл зимних картин,  является Игорь Эммануилович  Грабарь. Я приглашаю вас в его картинную галерею.

 Картина «Зимнее утро»

- Что особенно поразило вас в картине?

       Учащиеся делятся своими чувствами:

Учитель литературы:

 Вот так необычно  Грабарь изобразил раннее утро – тихое, морозное, солнечное.  

 Картина «Февральская лазурь»

  Однажды солнечным февральским днем художник бродил по лесу в поисках натуры. Он нагнулся за оброненной палкой и взглянул снизу на березу, около которой находился в тот момент. Береза на фоне лазурного неба была такой красивой, такой необычной, что он тут же решил написать картину и изобразить на ней увиденное. Так родилась картина «Февральская лазурь».  Грабарь писал картину так, как видел, как бы снизу. Из-за этого лес на заднем плане расположен на картине низко, и поэтому береза и небо кажутся огромными. И вся береза как будто сияет в этот морозный день. Она выглядит ослепительно белой между голубоватым снегом на земле и лазурным небом вверху. За большой березой стоит еще несколько берез, но они не так заметны. Их ветви покрыты искрящимся на солнце снегом. Они замерли. Маленькие веточки образуют причудливый узор. Если бы не засохшие листочки в верхней части деревьев, можно было бы подумать, что ветви берез хрустальные. Все это похоже на сказку. Картина очень красива, и даже кажется, будто ты находишься рядом и дышишь морозным воздухом.

- С помощью чего художнику удалось передать свое восхищение зимним пейзажем?

Учитель литературы:

-Да,  цветом, красками, линиями воздействует на чувства зрителей художник. С их помощью запечатлевает застывшие мгновения зимы   Грабарь на своих картинах. Это и есть волшебство.

Учитель английского языка

Why do you like winter?

P1: In winter the sun rises later than usual. It is the coldest season. When it snows, everythinh is white and beautiful.

P2: Children make a snowman and play snowballs. Sometimes we have rain and fog. People usually spend their time at home, because it is cold outdoors.

P3: The trees are white with snow. They are very beautiful. Children like to be in the park in winter. They come there to ski .They enjoy winter.

P4: Winter is famous for its sunny, frosty days. Everything looks so beautiful, covered with snow and ice.

P5: It’s a pity, that we have a mild winter in our town. I think winter is a good time for sports: skating and skiing

Учитель литературы

В народе зиму наделили различными прозвищами. Какими? (Волшебница, чародейка, кудесница, зима-матушка, зимушка-зима, красавица).

И это так на самом деле. Зима может заворожить, очаровать, околдовать. Послушайте стихотворение Ф.Тютчева  и постарайтесь погрузиться в атмосферу  зимнего пейзажа.

Чтец (Зима)

Чародейкою зимою

Околдован, лес стоит –

И под снежной бахромою,

Неподвижною, немою,

Чудной жизнью он блестит.

И стоит он, околдован,

Не мертвец и не живой –

Сном волшебным очарован,

Весь опутан, весь окован

Легкой цепью пуховой…

Солнце зимнее ли мещет

На него свой луч косой-

В нем ничто не затрепещет,

Он весь вспыхнет и заблещет

Ослепительной красой. (Ф.Тютчев)

- Вам встретилось незнакомое слово.

Мещет-устаревшая форма слова метать, что значит бросать, кидать, сейчас мы говорим мечет

-Понравилось  стихотворение?

 

Групповая работа. Исследование текста.

 

    Сейчас мы проведём  исследовательскую работу с текстом стихотворения и выясним, какие слова помогли Тютчеву нарисовать великолепие зимнего леса.  

1 группа: выписать эпитеты

2 группа: выписать метафоры  

3 группа: выписать олицетворения  

- Прочитаем первую строфу.

-Лес живой или мертвый?

-Как вы понимаете слово чародейка?

-Под снежной бахромою...  

 - Как вы это понимаете?  

Читаем вторую строфу.

-Итак, лес как живое существо  очарован... Чем же?

-Давайте  пофантазируем, что ему снится?  

-С помощью каких  слов Тютчев  создает завораживающий образ леса? Какие колдовские слова он использует?

- Что значит в  опутать цепью? Как  вы себе это представляете?

- Читаем последнюю строфу.

-Что же мещет солнце?    Это какое средство выразительности?

-Почему же луч назван косым?  

-Что же происходит с лесом, когда солнце на него мещет свой луч?

-Какой автор назвал красу леса?  

- Какие чувства передаёт этот эпитет?  

ФИЗКУЛЬТ МИНУТКА

- Проведём физкультминутку. Встаньте с мест и повторяйте за мной движения. Попробуем почувствовать себя в роли леса.

Осенью лес сбрасывает листья, кутается в тёплую снежную шубу, засыпает сладким сном. А весной лес  просыпается, снимает снежную одежду  и радуется ласковому солнышку.

  Работа с репродукцией картины  И.И.Шишкин «Зима». Работа в группах.

Ребята,  в начале урока мы с вами говорили, что красота природы воодушевляла композиторов и художников, поэтов на создание  бессмертных  шедевров.  Перед вами картина известного  художника  И.И.Шишкина  «Зима».

- Что вы  видите на картине?

- И стихотворец, и живописец, независимо друг от друга, увидели зимний лес, который поразил каждого из них «ослепительной красой»

-А сейчас поработаем в группах.  Каждая группа подберёт  в качестве подписи к картине такие строки из стихотворения Тютчева, которые особенно близки полотну живописца.  

 Учитель литературы:

А сейчас вы представите свои проекты

 Учитель английского языка:

 Let’s imagine today is winter.

Группа учеников на английском языке.

Группа учеников на русском языке.

Учитель литературы:

Еще одно волшебство, когда с неба падают снежинки. Они кружатся в воздухе – одна красивее другой. Они похожи на звездочки с гранями и лучами.

Зима:

Упала снежинка,

Кружась и сверкая,

За первой снежинкой

Упала другая.

Как красиво! Так и хочется на память о зиме оставить хотя бы одну снежинку.

Но нежная снежинка быстро тает,

А след ее бесследно исчезает.

Как жаль, что о зиме на память

Нельзя нам ничего оставить.

Исполняется танец под мелодию песни «Снежинка». Ученики дарят снежинки гостям со словами: «Это снежинки счастья, снежинки вашей мечты. Загадывайте желания!»

Учитель литературы:

Хозяйничает зима над землей, шлет мороз за морозом. Помните, как у А.С.Пушкина?

Чтец.

Пришла, рассыпалась клоками,

Повисла на суках дубов;

Легла волнистыми коврами

Среди полей, вокруг холмов,

Брега с недвижною рекою

Сравняла пухлой пеленою;

Блеснул мороз,

И рады мы проказам матушки-зимы.

Учитель английского языка:

Давайте посмотрим, каким проказам матушки-зимы мы рады. (Слайды с фотографиями)

Учитель литературы:

Я чувствую, ребята, что вас заворожила зима. Она манит в заснеженный лес, на крутую горку и сверкающий лед. Если вы хотите, чтобы красота природы не ускользнула от вашего взора, всматривайтесь и вслушивайтесь в нее. Только чуткому человеку она открывает свои тайны, скрытые от равнодушного взгляда. Любовь и внимание к природе сделают вас еще прекраснее, благороднее, человечнее.

Учитель литературы:

А что было бы, если бы не было зимы? Исполняется песня «Кабы не было зимы».

Заключение.

Вот такая она – волшебная сказка зимы, сказка, в которую нам помогли заглянуть поэты, художники, композиторы и вы, ребята. «Искусство создает хороших людей, формирует душу»,- писал К.Паустовский. Поэтому, ребята, почаще обращайтесь к поэзии, музыке, живописи – и вы станете намного лучше и добрее.

Круг «От сердца к сердцу»

Вадим Шефнер
Миг.
Не привыкайте к чудесам,-
Дивитесь им, дивитесь!
Не привыкайте к небесам,
Глазами к ним тянитесь.
Приглядывайтесь к облакам,
Прислушивайтесь к птицам,
Прикладывайтесь к родникам,-
Ничто не повториться!
За мигом миг, за шагом шаг
Впадайте в изумленье.
Все будет так – и все не так
Через одно мгновенье.


Умейте, ребята, вслушиваться и всматриваться в мир окружающей природы!  Человек, любящий природу, не позволит себе… А вот что он себе не позволит, хотелось бы услышать от вас.

Дети отвечают:

  1. сломать ветку
  2. вырезать что-нибудь на стволе дерева.
  3. оставить после себя мусор
  4. выбросить мусор под дерево или в водоём
  5. швырнуть камень в воробья
  6. и т.д.

– Предлагаю это считать кодексом чести. Если вы согласны – прошу аплодисменты.

Рефлексия: У вас на столах лежат солнечный лучик и тучка. Если вам понравился урок, если у вас хорошее настроение, то покажите луч солнца. А если вам скучно было на уроке и у вас плохое настроение, то покажите тучку.

 

 

 

 

 



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок по английскому языку, русской литературе и МХК. Литературная гостиная «200лет Царскосельскому лицею».

Урок посвящён Царскосельскому лицею.200 лет прошло с тех пор, как открылся Императорский лицей в Царском Селе недалеко от Санкт-Петербурга – очень престижное образовательное учреждение, где обучались ...

Комплексный анализ текста по теме: «Глагол как часть речи. Группы глаголов по значению». Интегрированный урок-проект русского языка и литературы в 5 классе «На урок с К.Г.Паустовским» (по учебнику С.И.Львовой, В.В.Львова)

Проект практико-ориентированный, по характеру групповой, по времени – краткосрочный, по предметно-содержательной области – межпредметный (русский язык и  литература), связан с изучением творчеств...

Сценарий презентации интегрированного внеклассного мероприятия английский язык и литература на тему "День Победы-величайший день в году!"

Прилагается литература: Стихи "Поэзия Проза" Русские Поэты. Учебник-хрестоматия для 7 класса: В 2ч. - М.: Просвещение, 2003. с использованием УМК для обучающихся 7 классов. Учебно-методическими задача...

Разработка интегрированного урока по английскому языку и литературе для 8 класса по теме: "Остров сокровищ"

Цели урока:совершенствование умений говорить по теме в монологической и диалогической речи;совершенствование умения аудирования;развитие умения работать с книгой, анализировать, сравнивать, делать сам...

Интегрированный урок по английскому языку и литературе в 10 классе "Портрет Оскара Уайльда"

Интегрированный урок по английскому языку и литературе в 10 классе "Портрет О.Уайльда" направлен на знакомство учащихся с творчеством известного английского писателя О.Уайльда, на развитие способносте...

Интегрированный урок по английскому языку и литературе

Для достижения цели – научиться читать произведение более глубоко и осмысленно, используя знания других предметов, – были использованы различные технологии. Урок базировался на проблемно-д...

Конспект интегрированного урока по английскому языку и литературе "По следам Шерлока Холмса"

Конспект интегрированного урока по английскому языку и литературе "По следам Шерлока Холмса"...