Интегрированный урок преподавателей музыки и изобразительного искусства "Русский сарафан в музыке и живописи"
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс) по теме

Разработка интегрированного урока учителей музыки и изобразительного искусства для 5 класса

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Интегрированный урок преподавателей музыки и ИЗО

 «Русский сарафан в музыке и живописи »

Задачи. В процессе исследования познакомить учеников с историей возникновения сарафана, особенностями покроя, основными элементами орнаментов. Обсудить, какой след оставил сарафан в русской душе на примере художественных и музыкальных шедевров. Закрепить полученные знания в процессе выполнения творческого задания.

Музыкальный материал. Применение народных инструментов, Варламов «Красный сарафан», р.н. п. «Во кузнице», «Во поле береза стояла» ( или  любые народные песни на усмотрение преподавателя для фона во время выполнения учащимися рисунков).

Изобразительный ряд. Использование мультимедийного оборудования, вырезанные силуэты сарафана ( по количеству учеников в классе), девичий хоровод на листе ватмана – в конце урока каждую фигурку «одевают» в раскрашенный сарафан.

Дополнительный материал. Русские народные костюмы для детей и педагогов.

Ход урока.

( фонограмма «Во поле береза стояла»)

- Здравствуйте, ребята! Мы начинаем урок, и все на этом уроке у нас будет необыкновенным: два учителя – музыкант и художник, большой экран вместо доски, много музыки. Мы узнаем, как появился сарафан и какой след он оставил в русской душе.  И тема нашего урока ( слайд №1 «Русский сарафан в музыке и живописи») . А поможет нам в этом музыка и живопись, а также гости, которых мы ждем с минуты на минуту. Да вот и они!( выход скоморохов с р.н.и. под фонограмму «Ах, вы, сени.»)

  1. Представление начинается,

Сюда, сюда все приглашаются.

Билетик купите, к нам заходите.

  1. Кто к нам зайдет, тот в рай попадет.

А кто не зайдет, со скуки пропадет.

  1. Давай, давай, налетай.   Места занимай
  2. Такое узрите, что в Америку не захотите.
  1. У нас гуляний немало, а такого шуму и гаму еще не бывало. А посему пора урок начинать…
  2. А кто ж будет начинать?

1.Надо выбрать хозяйку, самую красивую!

2.Да вот же она.

( выводит девочку из-за парты  в русском народном костюме)

1 Ой, что за страсти?! Это ты у нас хозяйкой будешь?

Дев. Я! Нам не время скучать, пора урок начинать.

1.Ой,Саша, какая ты красивая, видно на праздник собиралась, в самое лучшее наряжалась . Только я забыл, как эта одежда называется?

2. Сарафан.

1. Верно. А что такое сарафан?

2. Длинное, прямое платье без рукавов.

ИЗО. Милые наши скоморохи. Просим вас остаться у нас, да и послушать, что еще мы расскажем, да и покажем о сарафане ( дети садятся за парту). Испокон веков образ русской красавицы вдохновлял художников на создание картин, где главной фигурой была русская женщина.

Дев. Теперь вспомните и назовите, как в русских народных сказках зовут- величают красавиц, которые носили сарафаны? ( Василиса Прекрасная, Марья Моревна) А Еще лебедушка, утушка- голубушка- так ласково называют в народе русских женщин.

ИЗО. Не зря А.С. Пушкин в своей сказке «О царе Салтане» написал следующие строки:

А сама-то величава, Выступает, словно пава.

ИЗО. А  сейчас  Саша  присаживайся  к скоморохам, а мы продолжим дальше наше путешествие..

Муз. Послушайте эту мелодию, что вы сможете о ней рассказать? ( слушают запись хоровода «Березонька» после прослушивания ответы детей). Правильно музыка у хоровода особенная, плавная , неторопливая. А что хочется делать под эту музыку?.( ответы детей). Я вам предлагаю поводить  хоровод вместе с нами.  ( водят дети хоровод в два направления).

Изо. Да ваша мелодия напоминает орнамент, который вьется по подолу сарафана и по рукавам рубашки. А давайте посмотрим, как изображали русских красавиц живописцы и попробуем увидеть особенности украшения их одежды.( Слайд №2,3,4,5,6,7,8,9)

- Посмотрите внимательно и подумайте, на какие две группы можно разделить просмотренные картины, судя по одежде и внешнему убранству? ( под любые народные мелодии демонстрируются картины с объяснениями Слайд №10)

- И так, кто готов ответить на вопрос? ( на праздничные и повседневные Слайд №11,12)

-  Найдите общие черты для обеих групп ( одинаковый покрой сарафанов, одинаковое размещение орнаментов) Слайд №13

- Теперь отличия ( цвет, материал, количество и богатство украшений)

- Как вы думаете, одеждой какого сословия был сарафан, когда он только появился на свет? ( одеждой для крестьян. Слайд №14)

- Нет Сначала сарафан был одеждой женщин из царской семьи и знатных боярынь. Только им разрешалось носить эти наряды из дорогих заморских тканей – шелка, бархата, парчи. Сарафаны знатных женщин богато украшались вышивкой, драгоценными камнями. В орнаментах в основном использовались элементы растений, стилизованные изображения солнца и так называемые орнаменты – обереги. (слайд №15,16)

А еще про сарафаны нам сделает сообщение Вова

В конце 17 века ( Слайд 17) сарафан все еще не был крестьянской одеждой. Но вот наступает Петровская эпоха. Царь «прорубает окно в Европу», строит корабли, стрижет боярам бороды, вводит европейскую одежду. В России появляются фабрики, на которых ткут шелковые ткани, но дворяне не хотят покупать их для своего «европейского платья» они предпочитают выписывать материю из-за границы. Выходит, что российские шелкоткацкие фабрики будут работать зря?

«Нет» - решает вступившая к тому времени на престол императрица Екатерина и разрешает всему населению России – кроме дворян! Носить «старо-боярскую» одежду, в том числе и сарафан. Так сарафан стал народной одеждой.

- Спасибо большое за сообщение. Теперь вспомните, пожалуйста, какой цвет на Руси был синонимом красивого? ( Красный) Слайд 18

Муз. – Действительно, «красна девица», «красно солнышко» - так называли в народе что-то красивое. Вы уже поняли, что цвета нарядов – это своеобразный язык, который был понятен всем. Во многих песнях можно было по цвету одежды догадаться о сюжете песни. Например, назовите цвет, который использовался для свадебной одежды невесты? ( Красный)

Верно. А о каком событии речь, если первые строчки песни звучат так:

- Не шей ты мне, матушка,

Красный сарафан.

-Конечно, о свадьбе. Давайте послушаем дальше и убедимся в этом.( звучит фрагмент  русской народной песни «Красный сарафан» в исполнении а капелла  учителем музыки)

«Не шей ты мне, матушка, красный сарафан,-

Не входи, родимая, попусту в изъян!

Рано мою косыньку на две расплетать!

Прикажи мне русую в ленты убирать!

Пущай, не покрытая шелковой фатой,

Очи молодецкие веселит собой!

То ли житье девичье, чтоб его менять,

Торопиться замужем охать да вздыхать?

Золотая волюшка мне милей всего –

Не хочу я с волюшкой в свете ничего!» -

«Дитя мое, дитятко, дочка милая!

Головка победная, неразумная!

Не век тебе пташечкой звонкой распевать,

Легкокрылой бабочкой по цветам порхать!

Поблекнут на щеченьках маковы цветы,

Наскучат забавушки – стоскуешься ты!

А мы и при старости себя веселим:

Младость вспоминаючи на детей глядим.

И я молодешенька была такова,

И мне те же в девушках пелися слова!»

- вы убедились, что цвет наряда играл довольно важную роль. А теперь попробуйте по литературным описаниям нарядов сказочных героинь отгадать имя красавиц. А скоморохи мне помогите.

1. «Под большой елью сидит дочь, веселая, румяная, в собольей шубе, вся в золоте, в серебре, и около – короб с богатыми подарками» Старикова дочка из сказки «Морозко»)

2. «Как снежинка белая, глазки – что голубые бусины, русая коса до пояса. Только румянца нет, как нет да в губах ни кровиночки». «Снегурочка»

3. Уж она плясала-плясала, вертелась-вертелась – всем на диво. Махнула левым рукавом – вдруг сделалось озеро, махнула правым рукавом -поплыли по озеру белые лебеди. «Царевна-Лягушка»

Изо. А сейчас вам предстоит самим украсить сарафаны, заготовки у вас на столах. Вспомните, как можно кисточкой передать узоры из бисера, драгоценных камней, тесьмы, вышивки. И хочу вам напомнить - в орнаментах в основном использовались элементы растений, стилизованные изображения солнца и так называемые орнаменты – обереги.( под русскую народную музыку дети выполняют задание).слайд №,19,20

(После выполнения работы сарафаны наклеиваются на лист с нарисованными девушками в хороводе)

Муз. О сарафане говорили не только всерьез, но и в шутку. ( слайд №21)Давайте разучим шуточную песенку «Во кузнице»..Что такое кузница. ( ответы детей показ песни учителем, слова на партах лишь после этого начинается разучивание песни).

Во кузнице ( р.н.п.)

  1. Во ку.., во кузнице,

Во кузнице молодые кузнецы

  1. Они, они куют,

Они куют приговаривают

  1. Пойдем, пойдем, Дуня,

Пойдем, Дуня, во лесок, во лесок

  1. Сорвем, сорвем, Дуня,

Сорвем, Дуня, лопушок, лопушок

  1. Сошьем, сошьем, Дуня,

Сошьем, Дуня, сарафан, сарафан,

  1. Попал, попал Дуне

Попал Дуне таракан в сарафан

  1. Проел, проел Дуне,

         Проел Дуне сарафан, сарафан.

        8 Носи, носи, Дуня.

          Носи, Дуня. Не марай ,не марай

        По праздничкам надевай, надевай!

-Как вы думаете, почему я назвала эту песню шуточной? ( у  нее задорная мелодия, быстрый темп, смешные слова.

- вспомните, пожалуйста, из чего сшили Дуне сарафан? ( из лопуха)

- молодцы, вы очень внимательны.

Изо. И так мы подводим итог нашей работы. Скажите, что вас вдохновляло на работу? ( картины, музыка, загадки).слайд №22

- А что было центром, что объединяло и музыку и картины, и ваши работы? (сарафан).( игра оценивание – урока ) 5-хлопок вверх, 4- перед собой, 3- неудовлетворен уроком, руки на колени.)

Теперь мы можем смело сказать о том, что русский сарафан( слайд № 23)  оставил значительный след в душе русского народа.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок музыки и изобразительного искусства "Я рисую музыку"

Цель: Развивать умение различать характер предложенного музыкального произведения красками, используя особенности цвета и нетрадиционные техники рисования....

Урок музыки 3 класс "Русский сарафан в музыке и живописи"

Интегрированный урок  в 3 классе, с применением ИКТ....

Урок музыки в 5 классе II полугодие “Музыка и изобразительное искусство”

Конспект урока музыки в 5 классе в рамках ФГОС по программе Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской. Тема урока: "Музыкальная живопись и живописная музыка" Тип урока: Урок изучения и закрепления новых знаний....

Интегрированный урок "Образ матери в изобразительном искусстве и музыке"

Духовно-нравственная ценность в семье, уважение и взаимопонимание.Цель: Формирование и развитие художественной культуры личности на основе высших гуманистических ценностей отношения человечества...

Бинарный интегрированный урок на тему: "Поэзия А.С. Пушкина в музыке и живописи"

Методическая разработка для уителей. Буду рада если кому то это поможет в работе....

Музыка и изобразительное искусство. Что роднит музыку с изобразительным искусством.

Технологическая карта урока. Цель урока: Сформировать представления о связи музыки с изобразительным искусством,  развить эмоциональную отзывчивость к изобразительному искусству,  пробу...

Урок музыки в 5 классе. "Портрет в музыке и Изобразительном искусстве. Скрипка" Программа по музыке Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина

Слайд № 1. Тема урока .Слайд № 2-3 К какому жанру изобразительного искусства относятся эти картины? Что на них изображено?Слайд № 4. Проблема урока.Слайд № 5.На картине Ботиччини один из ангелов играе...


 

Комментарии

Устинова Тамара Валерьевна

Умнички! Интересный урок! Возьму на вооружение.