Музыка и изобразительное искусство. Что роднит музыку с изобразительным искусством.
методическая разработка по музыке (5 класс) по теме

Технологическая карта урока. Цель урока: Сформировать представления о связи музыки с изобразительным искусством,  развить эмоциональную отзывчивость к изобразительному искусству,  пробудить интерес к изучению творчества известных художников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon muzyka_i_izobrazitelnoe_iskusstvo.doc66.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Технологическая карта по музыке в 5 классе

Тема урока

Музыка и изобразительное искусство. Что роднит музыку с изобразительным искусством.

Тип и вид урока

Изучение нового материала, беседа.

Цели

Сформировать представления о связи музыки с изобразительным искусством,  развить эмоциональную отзывчивость к изобразительному искусству,  пробудить интерес к изучению творчества известных художников.

Задачи

- Воспитание потребности в общении с музыкальным искусством своего народа и разных народов мира, классическим и современным музыкальным наследием, эмоционально-ценностного, заинтересованного отношения к искусству, стремления к музыкальному самообразованию;

- приобщение к музыке как эмоциональному, нравственно-эстетическому феномену, осознание через музыку жизненных явлений; овладение культурой отношения к миру, запечатленному в произведениях искусства, раскрывающих духовный опыт поколений;

- овладение художественно-практическими умениями и навыками в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности (слушании музыки и пении, инструментальном музицировании и музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации музыкальных произведений, в музыкально-творческой практике с применением информационно-коммуникационных технологий).

Результаты освоения предмета

1. Личностные

- Коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

- ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

- эстетические потребности, ценности и чувства, эстетическое сознание как результат освоения художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности музыкально-эстетического характера.

2. Метапредметные

- Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;

- стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию;

- умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, размышлять, рассуждать и делать выводы;

- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности

3. Предметные

- Сформированность основ музыкальной культуры школьника как неотъемлемой части его общей духовной культуры;

- сформированность потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовно-нравственного развития, социализации, самообразования, организации содержательного культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества, в развитии мировой культуры;

- овладение основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства: мюзикл, музыкальная комедия, эстрадная и бытовая музыка, квартет, хорал, этюд

Характеристика деятельности учащихся

Выявлять общность жизненных истоков и взаимосвязь музыки с литературой и изобразительным искусством как различными способами художественного познания мира

Оборудование

Синтезатор, компьютер; проектор, презентация «Музыка и изобразительное искусство», учебник, тетрадь, тест.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Личностные результаты

Метапредметные результаты

Предметные результаты

Организационный

 

Организация учебной мотивации. Настраивание учащихся на деятельность.

- В первом полугодии мы изучали тему «Музыка и литература», а второе -  посвятим изучению раздела под названием «Музыка и изобразительное  искусство». Начинается он темой «Что роднит музыку с изобразительным искусством». На этом уроке мы выясним, как связаны музыка и изобразительное

Искусство. ( Учебник, с. 76)

Приветствуют учителя.

Записывают в тетрадь:

Тема: «Музыка и изобразительное искусство. Что роднит музыку с изобразительным искусством».

Жанр - род произведений в пре делах одного вида искусства.

Рацея - чтение стихов во время показа картин

Ответственное отношение к учению, готовность и способность

 к саморазвитию и самообразованию на основе

мотивации к обучению и познанию

Формирование и развитие компетентности в области

использования ин-

формационно-ком-

муникационных

технологии; стремление к самостоятельному общению

с искусством и художественному

самообразованию

Сформированность основ музыкальной культуры школьника

как неотъемлемой

части его общей ду-

ховной культуры

Повторение пройденного

материала

- Теперь вспомним, о чем мы говорили

на прошлых уроках.

Проверим домашнее задание.

Отвечают на вопросы учителя:

- Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы?

- Как называется жанр, включающий в себя песни, романсы, баллады и т. п.?

Приводят примеры  рождественских песен.

Коммуникативная

компетентность

в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими

и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности

Формирование

и развитие компетентности в области

использования ин-

формационно-ком-

муникационных технологий; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию

Сформированность

основ музыкальной

культуры школьника

как неотъемлемой

части его общей ду-

ховной культуры

Открытие

и усвоение

новых

знаний

Работа по учебнику, с. 76-79. Презентация «Музыка

и изобразительное искусство».

- Все художественные произведения - и музыки, и изобразительного искусства, и литературы, как уже говорилось, рождаются из единого источника.

Источник этот – сама жизнь. По-настоящему понять произведение

искусства – значит проникнуться его содержанием, понять, на какой жизненной почве оно возникло и выросло. И потому мы будем сравнивать произведения музыкального и изобразительного искусства, появление которых вызвано

одними и теми же историческими событиями, картинами природы, различными характерами и портретами

людей. Есть множество картин, изображающих различных музыкантов- исполнителей и тем

самым создающих образ музыки разных эпох. Если литературные произведения часто являются источ-никами для создания музыкальных произведений, то примеров таких связей с изобразительным искусством значительно меньше.

Отвечают на вопросы учителя:

- Что стало бы с музыкой, если

бы не было изобразительного

искусства?

- Можно ли услышать живопись,

рассматривая произведения изобразительного искусства?

- Можно ли увидеть музыку,

вслушиваясь в музыкальные сочинения?

- Какие жанры изобразительно-

го искусства используют в своих сочинениях композиторы?

- Что такое цветовая гамма?

- Что такое звуковая палитра?

- Какой композитор сочинил

фортепианную сюиту «Картинки с выставки», побывав на выставке художника В. Гартмана?

- В чем ее особенность?

Коммуникативная

компетентность

в общении и сотрудничестве со сверст-

никами, старшими

и младшими в образовательной, общественно полезной,

учебно-исследова-

тельской, творческой и других видах

деятельности;

ответственное отношение к учению,

готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

Умение определять

понятия, обобщать,

устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классифи-

кации, устанавливать причинно-следственные связи, размышлять, рассуждать и делать

выводы; владение

основами самокон-

троля, самооценки,

принятия решений

и осуществления

осознанного выбора

в учебной и познавательной деятельности.

Овладение основами

музыкальной грамотности: способностью

эмоционально вос-

принимать музыку

как живое образное

искусство во взаи-

мосвязи с жизнью,

со специальной тер-

минологией и ключевыми понятиями

музыкального искусства: интонация, цветовая гамма, звуковая палитра, ритм, художник, мастер, жанр, рацея; сформированность основ музыкальной культуры школь-

ника как неотъемле-

мой части его общей духовной культуры

Рефлексия учебной деятель-

ности

Физкультминутка. Работа с дыханием: «Нюхаем цветочек», распевание

Участвуют в рефлексии. Разучивают и исполняют «Рождественскую песню»

Эстетические потребности, ценности и чувства, эстетическое сознание как результат освоения художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности музыкально-эстетического характера

Умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, размышлять, рассуждать и делать выводы

Сформированность  потребности в общении с музыкой для духовно-нравственного развития, социализации, самообразования, организации содержательного культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни человека, в развитии мировой культуры.

Домашнее задание

Учебник, с. 76-79; заучить записанные

определения: жанр, рацея.

Задают вопросы по домашнему

заданию

Эстетические потребности, ценности

и чувства, эстетическое сознание как

результат освоения

художественного

наследия народов

России и мира, творческой деятельности музыкально-эстетического характера

Формирование

и развитие компетентности в области

использования ин-

формационно-коммуникационных

технологии; стрем-

ление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию

Сформированность

основ музыкальной

культуры школьника

как неотъемлемой

части его общей духовной культуры

Обобщение и системати-

зация

новых

знаний

\    ;

- Пришло время подвести итог нашего урока и обобщить тему.

Молодцы!  Хорошо поработали.

До  свидания!

- Что стало бы с музыкой, если бы не было изобразительного искусства?

- Можно ли услышать живопись, рассматривая произведения

изобразительного искусства?

- Можно ли увидеть музыку,

вслушиваясь в музыкальные сочинения?

- Какие жанры изобразительно-

го искусства используют в своих сочинениях композиторы?

- Что такое цветовая гамма?

- Что такое звуковая палитра?

- Какой композитор сочинил

фортепианную сюиту «Картинки с выставки», побывав на вы-

ставке художника В. Гартмана?

- В чем ее особенность?

- Что такое жанр?

- Что такое рацея?

Прощаются.

Коммуникативная

компетентность

в общении и сотрудничестве со сверст-

никами, старшими

и младшими в образовательной, общественно полезной,

учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности.

Л

Умение определять

понятия, обобщать,

устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать

основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, размышлять, рассуждать и делать

выводы.

Овладение основами

музыкальной грамотности: способностью

эмоционально воспринимать музыку

как живое образное

искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной тер-

минологией и ключевыми понятиями

музыкального искусства: интонация, цветовая гамма, звуковая палитра, ритм, художник, мастер, жанр, рацея.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока музыки в 5 классе. Тема урока: «Что роднит музыку и изобразительное искусство…»

Задачи урока:1.    Образовательные - Показать учащимся на примере произведения М.П.Мусоргского взаимосвязь музыки и изобразительного искусства;Развивающие –1....

План-конспект урока по музыке 5 класс "Что роднит музыку с изобразительным искусством?"

План-конспект урока по музыке 5 класс "Что роднит музыку с изобразительным искусством ?" с технологической картой....

Презентация к уроку музыки в 5 классе. "Что роднит музыку с изобразительным искусством?"

Презентация к уроку музыки в 5 классе. "Что роднит музыку с изобразительным искусством?"...

Разработка урока музыки на тему "Что роднит музыку и изобразительное искусство?"

Цели урока:образовательные: показать на примере произведений музыки и изобразительного искусства общность понятий и терминов этих видов искусств;развивающие: способствовать развитию музыкальной культу...

План-конспект урока музыки в 5 классе "Что роднит музыку с литературой?"

План-конспект урока музыки в 5 классе "Что роднит музыку с литературой?" по программе Сергеевой Г.П., Критской Е.Д....