Урок музыки для 5 класса "Что роднит музыку и изобразительное искусство?"
план-конспект урока по музыке (5 класс) на тему

Русаева Светлана Николаевна

  

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Тема урока: Что роднит музыку и изобразительное искусство?

Цели урока:

образовательные: показать на примере произведений  музыки и  изобразительного искусства общность понятий и  терминов этих видов искусств;

развивающие: способствовать развитию музыкальной культуры личности, развитию и углублению интереса к музыке и музыкальной деятельности (слушание музыки, исполнение песен и попевок).

воспитательные: способствовать формированию художественного вкуса, воспитывать любовь к классическим произведениям музыки и изобразительного искусства.

Задачи урока: показать взаимосвязь музыки и изобразительного искусства

Цели деятельности учителя:

показать на примере произведений  музыки и  изобразительного искусства общность понятий и  терминов этих видов искусств;

способствовать развитию музыкальной культуры личности, развитию и углублению интереса к музыке и музыкальной деятельности (слушание музыки, исполнение песен и попевок);

способствовать формированию художественного вкуса, воспитывать любовь к классическим произведениям музыки и изобразительного искусства.

Планируемые результаты:

предметные:

научатся слушать и анализировать музыкальные произведения «Эхо» О.Лассо, Г.Струве, «Два еврея, богатый и бедный» М. Мусоргский,

наблюдать в музыкальных произведениях примеры содружества, взаимодействия музыки и изобразительного искусства;

получат возможность развивать вокальные и исполнительские способности, формировать певческие навыки (звуковедение, дыхание, артикуляция, интонирование), разучить новую песню («Веселое эхо» Г.Струве)

метапредметные:

познавательные  -  внимательно слушают, формулируют ответы на вопросы, для получения необходимой информации пользуются справочной литературой, анализируют и делают выводы, строят рассуждения;

коммуникативные — осваивают диалоговую форму общения,

регулятивные — организовывают свою деятельность, принимают ее цели и задачи, выбирают средства реализации этих целей и применяют их на практике.

Личностные:

оценивают результаты своей деятельности.

Музыкальный материал: О.Лассо «Эхо», Г.Струве «Веселое эхо», М.Мусоргский «Два еврея, богатый и бедный», «Моя Россия» Г.Струве.

Оборудование: Фортепиано, мультимедийный проектор, компьютер, репродукции картин.

Ход урока:

I. Организационный момент.

 Исполнение попевки-приветствия.

II.  Постановка учебной задачи. . 

Мы с вами знаем, что музыка тесно связана с разными видами искусства.

(с какими? - ответы детей: с литературой, архитектурой, хореографией, драматургией, изобразительным искусством.)

Мы изучали  взаимосвязь музыки с литературой. Попробуйте доказать  взаимосвязь музыки и литературы.

(ответы детей -  рождение новых жанров — вокальных: песня, романс, кантата, оратория; сценических — опера, балет, мюзикл)

Сегодня мы продолжаем постигать секреты музыки, но уже через содружество с другим искусством. Ответ – с каким искусством –  вы найдете, прочитав эпиграф к уроку:

Всех звуков и цветов соотношенья,

А также способы переложенья

Любых оттенков цвета в ноты, звуки.  

О, как хотелось мне азы науки  

Такой постичь!

С каким же искусством тесно связана музыка? Что помогло вам правильно определить вид искусства? (ответы детей)

Совершенно верно. Слова цвет, оттенки цвета употребляются в изобразительном искусстве.

Прочитайте, пожалуйста, тему урока — сделайте предположение, о чем мы будем рассуждать на сегодняшнем уроке.

(ответы детей — о связи музыки и изобразительного искусства)

Тема: «Что роднит музыку с изобразительным искусством?» Тема нашего урока звучит с вопросом, на который мы постараемся в конце урока ответить.

А чтобы ответить на этот вопрос, мы будем сравнивать произведения музыкального и изобразительного искусств, постараемся определить, существует ли соотношение звука и цвета, переложение оттенка цвета в звуки.

III. Актуализация опорных знаний. Выполнение задач реконструктивно-вариативного и творческого типа.

«Что завистливо разделила воля богов, то соединяет богиня Фантазия», - сказал немецкий поэт Людвиг Тик,  имея в виду, что каждое искусство выражает своё: поэзия — слово, музыка — звук, изобразительное искусство — цвет. Но если между искусствами существует граница, то в мире природы все живет и дышит в благотворном единстве.

Музыка часто вызывает в нашем воображении разные картины природы. Природа и искусство неотделимы друг от друга, природа с детства и навсегда входит в жизнь каждого человека. Художники,  поэты и  композиторы часто воспевают красоту природы.

 1.  Рассматривание и сравнение собственного восприятия и  видения художника в картине И.Грабаря «Иней. Восход солнца».  Вопросы:

  • вы наблюдали природное явление — иней? Опишите его.
  • Как бы вы изобразили в рисунке иней (в какой технике, в каком цветовом решении)? слайд
  • Какие цвета использовал Грабарь для создания образа раннего зимнего утра?

(нежно-сиреневый, небесно-голубой, желтый)

  • Почему именно эти цвета выбрал художник для своей картины?

(учитель акцентирует внимание детей на том, что мастер в картине сумел передать прозрачность, легкость морозного зимнего утра посредством использования определенной техники рисования и правильного подбора цветовой гаммы)

  • Какое музыкальное звучание передает картина И.Грабаря? слайд  и (звучание пространства, эхо)
  • Приходилось ли вам когда-нибудь слышать эхо? Вспомните, где его можно услышать?  

(там, где есть большое пространство, далеко разносящее звуки природы)

  • В чем заключается особое звучание эха? (оно бывает близким и далеким, звонким и глухим. В нем мы слышим собственный голос, далекий и близкий, в зависимости от протяженности пространства)
  • Как вы думаете, какой прием передает ощущение пространства?

(Пояснить, что когда композитор хочет внести в звучание ощущение пространства, то он пользуется эффектом эха, передавая его через силу звучания — динамику. слайд

(записать названия динамических оттенков: форте — громко, пиано — тихо).

Музыкальное эхо — это отдаленное повторение голоса. Оно звучит тише, приглушеннее. И динамика (тихо-громко) играет здесь первостепенную роль.)     Вот так звучит эхо в хоре Орландо Лассо.

 2.  Слушание музыкального фрагмента О.Лассо «Эхо»

Как изображено эхо в хоре? (композитор пользуется разными динамическими оттенками)

Вывод: произведения музыки, литературы и изобразительного искусства передают живописные образы и музыкальные звучания. Слайд

3. Разучивание песни Г.Струве «Веселое эхо». слайд

Обучающиеся должны просмотреть текст, проанализировать и сделать вывод – какие слова являются эхом. Выделить их на доске.  Исполнение по группам (голос-эхо)        

4. Физминутка:

Облако.

Беленькое облако
Поднялось над крышей
Устремилось облако
Выше, выше, выше
Ветер это облако
Зацепил за кручу.
Превратилось облако в грозовую тучу

5. Рассматривание и описание репродукции картины Э.Дробицкого «Жизнь и смерть». Слайд  Вопросы:

Что изображено на картине?   (две противоположные фигуры – по цветовой гамме, рельефности и т.п.)

Вывод:  эти фигуры КОНТРАСТНЫ.   Контраст и в музыке играет большую роль.  

6. Слушание музыкального фрагменты М.Мусоргского «Два еврея, богатый и бедный» слайд

В чем проявляет себя контраст в музыке?   (динамика, тембры и т.п.)

7. Как бы вы изобразили контрастные образы в рисунке? Что или кого нарисовали бы?

Обучающиеся рисуют свои контрастные образы – герои сказок

8. Рассматривание и описание репродукции картины К.Моне «Стог сена в Живерни». слайд

Вопросы:

  • Опишите, что вы видите на картине

(изображен сельский пейзаж, стог сена, деревенские домики, полевые цветы, деревья)

  • Правильно. Но при более детальном рассмотрении вы увидите, что все изображено по-разному
  • Как изображен стог сена?

стог сена на переднем плане картины, художник изобразил его более рельефным, четким, он достаточно большой по размеру.

  • А как художник изобразил деревья, домики, цветы, лес?

Они изображены менее четко, в отдалении, иногда – лишь очертания контуров.

Вывод: сочетание на картине приближенных и отдаленных предметов составляют РЕЛЬЕФ (передний план) и ФОН (задний план). слайд

Эти пространственные понятия играют огромную роль не только в изобразительном искусстве, они важны и в музыкальных произведениях.  В музыке рельеф и фон выражаются в сочетании солиста и инструментального сопровождения.

9. Исполнение песни (с солистом) «Моя Россия» Г.Струве. 1 куплет. слайд

ВЫВОД: говоря о том, что роднит музыку и изобразительное искусство, можно сделать вывод о том,  что у этих видов искусств много общих понятий, терминов. Изобразительное искусство оказало огромное влияние на музыку и в расширении её изобразительных возможностей. Слайд

IV. Итог урока. Рефлексия. слайд

Над какой темой мы сегодня работали? Что нового узнали?

Как вы оцениваете свою деятельность на уроке?

Поставить отметки.

V. Домашнее задание: нарисовать два контрастных сказочных героя (закончить рисунок).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

УРОК МУЗЫКИ Герман ГЕССЕ. Игра в бисер Сон Всех звуков и цветов соотношенья, А также способы переложенья Любых оттенков цвета в ноты, звуки… О, как хотелось мне азы науки Такой постичь! ЧТО РОДНИТ МУЗЫКУ И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

Слайд 3

И.Грабарь "Иней"

Слайд 6

ЭХО

Слайд 7

Динамика сила звучания, громкости

Слайд 8

piano (p) - тихо forte (f) - громко pianissimo (pp) - очень тихо fortissimo (ff) - очень громко mezzo piano (mP) - умеренно тихо mezzo forte (mf) - умеренно громко sfor zando (sf) - внезапно громко

Слайд 9

Орландо Лассо "ЭХО"

Слайд 12

физминутка Облако. Беленькое облако Поднялось над крышей Устремилось облако Выше, выше, выше Ветер это облако Зацепил за кручу. Превратилось облако в грозовую тучу

Слайд 13

Эдуард Дробицкий "Жизнь и Смерть"

Слайд 14

Модест Мусоргский "ДВА ЕВРЕЯ, БОГАТЫЙ И БЕДНЫЙ"

Слайд 15

спокойно заискивающе нежно громко напевно протяжно грозно резко жалобно уныло величественно радостно

Слайд 16

туба тромбон гобой кларнет

Слайд 17

Моя Россия. Г. Струве 1. У моей России длинные косички, У моей России светлые реснички, У моей России голубые очи На меня, Россия, ты похожа очень. Припев: Солнце светит, ветры дуют, Ливни льются над Россией, В небе радуга цветная, Нет земли красивей!

Слайд 18

2. Для меня Россия – белые березы, Для меня Россия – утренние росы, Для меня, Россия, ты всего дороже, До чего на маму ты мою похожа! Припев. 3. Ты, моя Россия, всех теплом согреешь, Ты, моя Россия, песни петь умеешь, Ты, моя Россия, неразлучна с нами, Ведь Россия наша – это мы с друзьями! Припев.

Слайд 19

ДИНАМИКА МУЗЫКА ИЗО Громко Ярко (форте) Тихо Приглушенно (пиано)

Слайд 20

КОНТРАСТ Музыка ИЗО Мажорный Светлый лад образ Минорный Тёмный лад образ

Слайд 21

На музыкальном языке живописать – значит звуками будить в нашем сердце те или иные воспоминания, а в нашем уме те или иные образы. Оноре Бальзак Вывод


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока музыки в 5 классе. Тема урока: «Что роднит музыку и изобразительное искусство…»

Задачи урока:1.    Образовательные - Показать учащимся на примере произведения М.П.Мусоргского взаимосвязь музыки и изобразительного искусства;Развивающие –1....

План-конспект урока по музыке 5 класс "Что роднит музыку с изобразительным искусством?"

План-конспект урока по музыке 5 класс "Что роднит музыку с изобразительным искусством ?" с технологической картой....

Музыка и изобразительное искусство. Что роднит музыку с изобразительным искусством.

Технологическая карта урока. Цель урока: Сформировать представления о связи музыки с изобразительным искусством,  развить эмоциональную отзывчивость к изобразительному искусству,  пробу...

Урок музыки по теме: «Между музыкой моего народа и музыкой других народов мира нет непреодолимых границ»

- Музыка- это язык, на котором люди разговаривают друг с другом, в музыке выражают свои мысли и чувства. Каждый народ имеет свой музыкальный язык, так же как и разговорный (литературный). И если разго...

Презентация к уроку 5 класса. Что роднит музыку с изобразительным искусством

Презентация к уроку 5 класса. Что роднит музыку с изобразительным искусством...