Открытый урок по теме: "Что роднит музыку и ИЗО"
учебно-методический материал (5 класс)

урок в 5 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chto_rodnit_muzyku_i_izo.doc44.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Открытый урок для 5 класса по теме

 «Что роднит музыку с изобразительным искусством?»

  Разработан учителем музыки МБОУ СОШ № 4 а.Гатлукай. г.Адыгейска Тхатель С.Ш.

(1 – слайд)  Всех звуков и цветов соотношенья,

А также способы переложенья

Любых оттенков цвета в ноты, звуки.

                                О, как хотелось мне азы науки той                                              постичь!

Герман Гессе

Цель:(2-й слайд)

выявить возможные связи музыки и изобразительного искусства.

Задачи:

- раскрыть особенности понятий «живописная музыка» и «музыкальная живопись»;

-показать связь музыки и изобразительного искусства: музыка и изобразительное искусство не иллюстрируют друг друга, а взаимодополняют и усиливают наши переживания;

- размышлять о музыкальном и художественном произведении, высказывать суждения об основной идее, о средствах и формах её воплощения в музыке и изобразительном искусстве.

Оборудование:

Компьютер, проектор, диски, проигрыватель, ямаха, карточки с концептуальной таблицей, фломастеры.

ХОД УРОКА

I этап. Организационный момент (музыкальное приветствие)

Учитель:Здравствуйте ребята!

Учающиеся: Здравствуйте!

Учитель: Так как в моей жизни все связано с чудом, с открытиями, с музыкой предлагаю вам совершить со мной космический полет. А для этого нам необходимо взять с собой лежащие перед вами листы. Вы готовы? Тогда в путь.

(Звучит звук взлетающей ракеты и ее приземление или космическая музыка)

Мы с вами приземлились на неизведанной планете, которую я надеюсь, открою вместе с вами. Но для этого попробуем постичь секреты музыки, но уже через содружество с другим искусством. Ответ, с каким искусством, вы найдете, послушав эпиграф к уроку:(3-й слайд)

Всех звуков и цветов соотношенья,

А также способы переложенья

Любых оттенков цвета в ноты, звуки.

О, как хотелось мне азы науки той постичь!

С каким же искусством тесно связана музыка? Что помогло вам правильно определить вид искусства?

Примерные ответы учащихся: цвет, оттенки и т.д.

Учитель: Совершенно верно. Слова цвет, оттенки цвета употребляются в изобразительном искусстве. Но тема нашего урока звучит с вопросом, на который мы постараемся в конце урока ответить. (4-й слайд)

Тема: «Что роднит музыку с изобразительным искусством?»

Чтобы ответить на этот вопрос, мы будем сравнивать произведения музыкального и изобразительного искусств, постараемся определить, существует ли соотношение звука и цвета, переложение оттенка цвета в звуки.

Попробуем начать с самого простого. Вот перед вами лежат листы, на которых вы видите концептуальную таблицу: я знаю, я узнал, я хочу узнать. Я бы хотела, чтобы вы заполнили первый столбик – я знаю! (что вы знаете о взаимосвязи музыки и ИЗО).

Учитель: Напишите цифру, которая соответствует и музыке и изобразительному искусству (учащиеся пишут цифру).

А почему вы написали именно семь?

Учащиеся: (предполагаемые ответы)

Учитель: Правильно. Давайте назовем названия нот и пропоём.

(5-й слайд с нотами).

Учитель: А теперь возьмем листы с радугой. Я буду читать вам фразы, а вы постарайтесь раскрасить радугу:

Сколько цветов у радуги? (семь)

Радуга устроена, как пирог слоеный:

Красный слой в её начале: самый-самый первый он

Оранжевый идет за ним.

Желтый и зеленый,

Голубой и синий,

Рядом с фиолетовым…

Семь цветов у радуги –

Надо знать про это всем!

Учитель: Работая над «волшебной музыкальной радугой» вы заметили сходство изобразительного искусства и музыки? (цветовой спектр составляет 7 основных цветов, музыкальная грамота построена на 7 нотах).

Ребята! А какого цвета получились ваши ноты?

Учащиеся: озвучивают предполагаемые результаты своей работы в таблице.

Учитель: Все нотки – жители страны,

Где звуки с красками дружны.

В стране неповторимой этой

Любого встретит море света.

Из этого можно сделать вывод, что существует переложение цвета в звуки.

Существуют и такие музыкальные произведения, в которых усилена изобразительность, благодаря чему музыка становится живописной, словно рисует картину, образ или портрет. Сейчас мы послушаем музыку, которая нарисует чей-то портрет… Вам нужно узнать кто это: обычные люди, наши современники, или персонаж сказки?

Слушая музыку обратите внимание на:

1. В каком характере звучит музыка? 

2. По вашему мнению, о чем она рассказывает?

3. В каком темпе она звучит?

Учитель: Предлагаю вам словарь  эстетических эмоций и попробуйте подобрать подходящие слова для определения характера музыки: божественно, лучезарно, умиротворенно. (6-й слайд)

Слушание: «Аве Мария» Франца Шуберта. 

Учащиеся: (предполагаемые ответы)

(Показать слайд №7 – образ Девы Марии) 

Учитель: Эту замечательную музыку написал Франц Шуберт(8-й слайд). Шуберт Франц (1797—1828), австрийский композитор. Основой творчества Шуберта стала песня. Всего им написано более 600 произведений этого жанра. Среди них вокальные циклы: «Прекрасная мельничиха». Это один из первых вокальных циклов в истории музыки, «Зимний путь», «Лебединая песня».

Учитель: Из выше сказанного можно сделать вывод, что существуют такие музыкальные произведения, в которых усилена изобразительность, благодаря чему музыка становится живописной, словно рисует картину, т.е. - живописная музыка. (учащиеся заполняют графу: я узнал). Есть такие живописные картины, в которых усилено музыкальное начало. Такие картины можно назвать звучащими или музыкальными. В подтверждение этому мы воспользуемся компьютером. Перед вами лебедь

(9-й слайд. На рисунке изображен Лебедь)

Учитель: Какое настроение передал в нем художник?

Какие краски он использовал?

Какая, по вашему мнению, должна звучать музыка, когда вы смотрите на эту картину?

Учащиеся: (предполагаемые ответы)

Учитель: Предлагаю послушать вам именно ту музыку, которую сочинил великий французский композитор Камиль Сен-Санс в «Карнавале животных», а заодно и проверим ваши предположения. Обратите внимание на то, какие краски у музыки, средства музыкальной выразительности? Слушание: «Лебедь» К. Сен Санса. (10-й слайд. Портрет К.Сен-Санса).

Учитель: Созвучна ли пьеса с тем, что вы увидели и верны ли ваши предположения?

Учащиеся: (Предполагаемые ответы детей) (11-й слайд)

Учитель: Вывод: есть такие живописные полотна, в которых усилено музыкальное начало. Такие картины можно назвать звучащими, т.е.-музыкальная живопись.( записать в графу: я узнал)

Учитель: Художественные произведения – и музыки, и изобразительного искусства, и литературы,- рождаются из единого источника. Источник этот – сама жизнь. Сегодня мы с вами узнали, что музыка и изобразительное искусство очень тесно связаны друг с другом. Музыка способна вызывать в душе слушателей зрительные образы, даже определённые картины. Внимательно всматриваясь в картины, мы можем внутренним слухом услышать разного характера музыку. А как вы думаете: связана музыка с другими видами искусства, с физикой, английским языком, историей?

Учащиеся: (предполагаемые ответы)

Учитель: Продолжим наше путешествие по неизвестной нам планете. После такой работы я думаю, что нам необходима физминутка (провести физминутку) (в приложении фонограмма со словами).

Учитель: Прежде чем мы познакомимся с песней, давайте распоемся. (12-й слайд с распевкой)

Учитель: Завершим наш урок мы знакомством с песней «Семь нот» Юрия Верижникова (13-й слайд) (в приложении прилагается фонограмма плюс и минус). Учитель исполняет песню.

1 куплет:

Всем известно уж давным - давно,

Что семёрка важное число.

Семь цветов у радуги,

И в музыке семь нот.

Тот кто эти ноты знает,

Их всегда поёт.

Припев:

До,соль,ми,соль в небо летят,

Си,соль,фа,ре звонко звучат.

Ля,ля,ля,ля,ля,ля,ля

Си,соль,соль,ми,до, всем нам знакомы давно(2 раза)

2 куплет:

Птицы их на крыльях там и тут,

По планете радостно несут.

Месяц ноты разучил,

И звёздам песню сочинил.

Утром солнце с позаранку все её поют.

Припев:(3 раза)

До, соль, ми, соль в небо летят,

Си, соль, фа, ре звонко звучат.

Ля,ля,ля,ля,ля,ля,ля,

Си, соль, соль, ми до всем нам знакомы давно. (2раза)

Учитель: (работаем над дикцией, произношением, проговариваем и пропеваем по фразам, дыханием, артикуляцией). Исполняем первый куплет и припев.

Учитель: И на этом наше космическое путешествие на неизведанную планету заканчивается. Ой, я оговорилась. Неизведанной она была в начале нашего путешествия. А мы-то вместе открыли ее и я думаю, что мы имеем полное право дать ей название.

Учащиеся: (предполагаемые ответы)

Радуга.

Учитель: Давайте ее так и назовем, чтобы наша с вами жизнь всегда сияла всеми яркими красками радуги, а семь нот музыки всегда вызывали у нас праздничное, весёлое  настроение.

Молодцы! Сегодня на уроке хорошо работали ____________! (выставление оценок)

Спасибо за урок!

Музыкальный материал:

«Аве Мария». Ф. Шуберт;

«Лебедь». К. Сен-Санс.

Литература: Музыка, 5 класс, учебник для общеобразовательных учреждений/ Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская — М. Просвещение, 2012г.

Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская – Уроки музыки. М.Просвещение2014г.

Т.И.Науменко, В.В.Алеев – ИСКУССТВО, Музыка, 2015г.

Прилагается презентация.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект разработки урока музыки в 5 классе на тему:"Что роднит музыку с литературой в сказке".

Развернутый план урока с презентацией и музыкальными фрагментами....

Урок соревнование по английскому языку по теме "Музыка", урок -праздник на тему "Halloween", открытый урок по теме "Экология"

Урок-соревнование по английскому яыку по теме "Музыка" расчитан на учеников 8-9 классов.Открытый урок английского языка по теме "Экология". "Are you a friend of planet?"Урок-праздник на тему "Hallowee...

Конспект интегрированного урока музыки по теме: «Что роднит музыку с ИЗО?». 5 класс

Урок в 5 классеТема урока: «Что роднит музыку с изобразительным искусством?» Цель урока:Выявить возможные связи музыки и изобразительного искусстваЗадачи- раскрыть особенности понятий...

Конспект открытого урока на тему: «Импрессионизм в музыке и живописи.»

Конспект открытого урока на тему:"Импрессионизм в музыки и живописи" для 5 класса....

Разработка урока музыки на тему "Что роднит музыку и изобразительное искусство?"

Цели урока:образовательные: показать на примере произведений музыки и изобразительного искусства общность понятий и терминов этих видов искусств;развивающие: способствовать развитию музыкальной культу...

Открытый урок на тему:"История родного края в древности"

Знать свой родной край,свои корни и традиции должен каждый из нас.Ведь мы воспитываем прежде всего патриотов,а начать воспитание нужно как раз с истории своего родного края....