Интегрированный урок музыки и изобразительного искусства "Я рисую музыку"
план-конспект (изобразительное искусство) по теме

Устенко Лилия Александровна

Цель: Развивать умение различать характер предложенного музыкального произведения красками, используя особенности цвета и нетрадиционные техники рисования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ya_risuyu_muzyku2003.doc60 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

    Областное государственное специальное (коррекционное) образовательное

           учреждение для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии

                               специальная (коррекционная) общеобразовательная

                                           школа-интернат V вида г. Зернограда

                                                 (спецшкола-интернат V вида)

Интегрированный урок

музыки и изобразительного искусства

на тему:

 «Я рисую музыку»

                             

Учитель ИЗО: Устенко Л.А

Учитель ритмики: Полякова ЕН

     

              г. Зерноград

                                                          2008г.

                              

 Цель: Развивать умение различать характер предложенного музыкального произведения красками, используя особенности цвета и нетрадиционные техники рисования. Развивать общую и мелкую моторику рук, память, внимание, логическое мышление, мимические мышцы лица; обогащать словарь учащихся.

                 

              Оборудование учителя:

  • Сказочные герои: Буратино (на обратной стороне – Буратино, привязанный к дереву), Фея цветочной страны (на обратной стороне – снежинки), Снежная Королева, Карабас Барабас;
  • Видеофрагменты: 1 – Буратино из мультфильма «Золотой ключик или приключения Буратино», 2 -   цветочная страна из , 3 – Карабас Барабас из мультфильма «Золотой ключик или приключения Буратино», 4 – Снежная Королева из мультфильма «Снежная Королева», 5 – Танец Снежной Королевы;
  • Графическое изображение музыки:
  • Изображение цветов: красный, синий, ярко-зелёный, оранжевый, жёлтый, сине-зелёный, фиолетовый, белый, чёрный;
  • Изображение костра;
  • Изображение снежинки;
  • Музыкальные фрагменты: «Гимн Незнайки и его Друзей», произведения ПИ Чайковского «», восход солнца;
  • Карточки-термины: мажор, минор.
  • Карточки-термины: кляксография, метод набрызга. 

                 Оборудование учащихся:

  • Музыкальные инструменты;
  • Стаканчик с водой;
  • Кисть пони №5;
  • Жесткая кисть;
  • 2 салфетки: влажная и сухая;
  • Снежинки;
  • 2 листа бумаги (А-5).

          Ход урока:

  1. Организационный момент.

Сегодня урок у нас необычный. Сразу два предмета в одном уроке: изобразительное искусство и музыка, а тема одна: «Я рисую музыку».

На этом уроке мы познакомимся с весёлой и грустной музыкой, а также научимся ее рисовать.

  1. Беседа.

Сейчас к нам придут в гости сказочные герои. Они живут в сказках, дружат, играют, но все они очень разные. У каждого свой характер. Попробуйте угадать этих героев.

Показ видеофрагмента №1.

Что это за герой? (Буратино)

Из какой сказки? (Золотой ключик или приключения Буратино)

Какой у него характер?  (весёлый, задорный) 

Показ видеофрагмента №2.

Что это за страна? (Цветочная страна)

Кто хозяйка этой страны? (Фея цветочной страны)

Какая она? (добрая, ласковая, нежная)

Какие эмоции вызывают у вас эти герои?

У каждого сказочного героя свой характер, и у каждого музыкального произведения –  свой характер. Это зависит от того, что или кого характеризует музыкальное произведение.

Сейчас прозвучит музыка, и вы движениями покажите характер музыки: если весёлая – вы встаёте и хлопаете в ладоши в такт музыке, если грустная – приседаете.

Звучит весёлая музыка.

Какая музыка звучала? (весёлая)

Как называется весёлая музыка? (мажор)

Какое желание возникает у вас, слушая музыку? (Танцевать, веселиться, прыгать, бегать, смеяться)

Выберите графическое изображение прослушанной музыки.

Каким героям соответствует эта музыка? (Буратино, Фея цветочной страны)

Фея предлагает вам похлопать в ладоши, а Буратино – поиграть на музыкальных инструментах в такт музыке.

Звучит весёлая музыка. Учащиеся выполняют движения в такт музыке.

Какая музыка звучала? (весёлая)

Улыбнитесь, покажите мимикой настроение музыки.

Как вы думаете, какие цвета подойдут к этой музыке? (красный, желтый, оранжевый, ярко-зелёный)

К какой цветовой гамме они относятся? (тёплой)

Почему? (потому, что напоминают цвет огня, солнца)

Что бы вы нарисовали, слушая эту музыку?

  1. Практическая работа.

Музыка была радостная, задорная. Наш рисунок тоже должен соответствовать характеру музыки.

Для этой цели мы будем использовать метод кляксографии.

Как вы понимаете это слово? (рисование кляксами)

Давайте вспомним, как выполняется кляксография.

Намочим кисть в воде и, не убирая излишки, набираем краску. На листе бумаги делаем кляксу. Теперь на кляксу нужно подуть. Делаем глубокий вдох через нос и резкий выдох через рот, направляя струю воздуха на кляксу. Важно при выдохе плечи не поднимать.

Аналогичным способом сделайте ещё 2 кляксы используя только тёплые цвета.

Дети рисуют под звучание весёлой музыки.

Работы детей вывешиваются на доску.

На что похожи наши рисунки? (салют)

Это действительно сказочный салют!

Соответствует ли рисунок музыке? Почему? (музыка и рисунок соответствуют весёлому характеру музыки)

Какие цвета нам помогали? (тёплые)

Какой метод использовали? (метод кляксографии)

  1. Беседа.

К нам на урок пришли ещё не все герои. Угадайте их.

 

Показ видеофрагмента №3.

Кто это? (Карабас Барабас)

Дайте характеристику этому герою. (злой, коварный)

Показ видеофрагмента №4.

Что это за герой? (Снежная Королева)

Какая она? (холодная, строгая, злая)

Снежной Королеве и Карабасу Барабасу не понравилось наше радостное настроение. Снежная Королева заморозила Фею цветочной страны, а Карабас Барабас привязал Буратино к дереву.

Сейчас прозвучит музыкальное произведение композитора ПИ Чайковского, а вы мимикой покажите характер музыки.

Какая музыка звучала? (грустная)

Почему музыка грустная? (потому, что наши герои грустят)

Какие чувства возникают у вас, слушая эту музыку? (хочется плакать, спрятаться)

Какие движения мы можем выполнить под эту музыку? (плавные), (графическое изображение)

Покажем, как Снежная Королева замораживает Фею.

Учащиеся выполняют движения в такт музыке.

Какими цветами можно выразить эту музыку? (синий, черный, белый, фиолетовый, сине-зелёный)

Какой цветовой гамме соответствуют эти цвета? (холодной)

Почему? (потому, что напоминают снег, лед, дождь)

Что бы вы нарисовали, слушая эту музыку?

  1. Практическая работа.

Нарисуем грустную музыку, используя метод набрызга. Для этого нам понадобится жесткая кисть.

В середину листа кладём снежинку. Очень важно во время работы не сдвинуть её с места. На кисть набираем краску холодных тонов. Держа кисть вертикально над листом бумаги, разбрызгиваем краску пальчиком. В работе постарайтесь использовать все холодные цвета.

Во время рисования звучит грустная музыка.

Вытрите руки влажной салфеткой.

Теперь снежинку можно убрать.

Работы детей вывешиваются на доску.

Какое настроение возникает у вас, когда вы смотрите на эти рисунки?

Какие цвета помогли нам передать это настроение?

Какой метод мы использовали?

Смогли ли мы выразить через рисунок настроение героев?

Как же помочь нашим героям?

Чего боится Снежная Королева? (солнечных лучей)

Пальчиковая гимнастика «Солнышко» под музыку «Восход солнца»

Солнце красное взойдёт         (ладошки противоходом, разворот

                                                   ладоней с прямыми раскрытыми

                                                   пальцами)    

И на помощь нам придет        (руки в замок)

Станет солнце припекать        (руки в замке, поднимать пальцы

                                                    поочерёдно, начиная с мизинца)

Станут птички распевать        (руки в замке, движения локтями

                                                   вниз – в стороны)

Солнце, солнце грей сильней  (потирание ладоней)

Не жалей своих лучей             (руки в замке, поднимать пальцы

                                                     поочерёдно, начиная с мизинца)

Королеву растопи                    (потирание поочерёдно от кончиков

                                                     пальцев в локтям)

Светом землю озари               (упр-е кулак – ладонь)

Выглянуло солнышко и Снежна Королева растаяла, Фея цветочной страны ожила и развязала Буратино, а Карабас Барабас испугался и убежал.

Вот мы и помогли нашим героям. Ведь в сказках всегда добро побеждает зло.

Фоном звучит весёлая музыка.

Буратино пригласил Фею на танец. Давайте и мы тоже потанцуем.

Учащиеся выполняют танцевальные движения.

  1. Итог урока.

Вам понравился урок?

Что вам запомнилось больше всего?

Какие методы рисования использовали на уроке?

Какая музыка звучала?

Что общего было на нашем уроке между музыкой и изобразительным искусством? (настроение музыки и рисунка) 

Музыку можно на только слушать, изображать движениями, но ещё можно нарисовать, что мы и сделали сегодня на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗРАБОТКА УРОКА В 5 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ "МУЗЫКА И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО"

Предлагаю разработку урока в 5 классе по теме "Музыка и ИЗО". На уроке используется материал презентации, фрагмент видео....

Интегрированный урок английский язык + изобразительное искусство «Рождество».

Интегрированные уроки приобретают все большую значимость в учебном процессе.Цель таких уроков в том, чтобы активизировать внимание учащихся, разнообразить познавательную и учебную деятельность, создат...

Технология проектной деятельности. Интегрированный урок технологии и изобразительного искусства."Декоративно-прикладное творчество. Декупаж."

Формирование экологического сознания и экологической культуры через создание творческих работ, в которых используется вторичное сырье в рамках изучения раздела декоративно-прикладное творчество и худо...

Технологическая карта урока музыки 5 класс "Колокольность в музыке и изобразительном искусстве"

Подробный опробованный ход урока в контексте с требованиями ФГОС....

План-конспект урока по музыке 5 класс "Что роднит музыку с изобразительным искусством?"

План-конспект урока по музыке 5 класс "Что роднит музыку с изобразительным искусством ?" с технологической картой....